Государственная система обеспечения безопасности населения доклад

Обновлено: 16.05.2024

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

11 января 2018 года

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 11 января 2018 года N 12

Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.

2. Государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций) является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.

3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

II. Оценка состояния и основные тенденции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и взаимодействие в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

6. Функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в условиях геополитической нестабильности и на фоне новых угроз национальной безопасности Российской Федерации, имеющих комплексный взаимосвязанный характер.

7. Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:

а) стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, активизацией геофизических и космогенных процессов;

б) техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия;

в) особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.

8. Возникают новые угрозы для населения и территорий, вызванные негативным изменением окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий.

9. В настоящее время в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся следующие мероприятия:

а) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) обеспечение необходимого уровня готовности систем управления, связи, информирования и оповещения, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) осуществление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с применением риск-ориентированного подхода;

г) проведение мониторинга и анализа рисков природного, техногенного и иного характера и противодействие им;

д) осуществление превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранению здоровья граждан, уменьшению размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

е) реализация планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) совершенствование подготовки населения по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности;

з) развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

и) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;

к) развитие систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

л) совершенствование информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в целях повышения эффективности мероприятий по оказанию необходимой помощи населению.

10. Сохранение существующих и риск появления новых вызовов и угроз в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций требуют дальнейшего развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем на основе современных подходов.

11. Основными тенденциями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в качестве приоритетной задачи функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) совершенствование способов управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

в) развитие функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе внедрения новых механизмов управления рисками в чрезвычайных ситуациях и снижения размеров ущерба в случае их возникновения;

г) совершенствование функционирования комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

д) повышение роли общественных объединений и других некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

III. Цель, задачи и приоритетные направления государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций

12. Целью государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.

13. Задачами государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ее приоритетными направлениями при их решении являются:

а) совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

повышение эффективности управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом современных угроз природного, техногенного и иного характера;

совершенствование структуры органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их материально-технического оснащения, а также обеспечение необходимого уровня готовности и эффективности деятельности таких органов и сил;

развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов;

применение систем дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием космических аппаратов;

повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций с использованием современных методик и технических средств обучения;

развитие систем информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

б) внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предусматривающее в том числе:

совершенствование организационного, технического и методического обеспечения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

использование современных технических систем предупреждения, информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

разработку и реализацию механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;

включение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствующие государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы;

в) повышение уровня защиты населения от чрезвычайных ситуаций и внедрение современных технологий и методов при проведении аварийно-спасательных работ, предусматривающие в том числе:

развитие авиационно-спасательных технологий, повышение эффективности тушения природных и техногенных пожаров;

создание робототехнических комплексов, способных выполнять функции разведки, обнаружения источников опасности, их локализации и ликвидации, в том числе при проведении подводных работ особого (специального) назначения;

разработку и внедрение инновационных технологий в области раннего обнаружения источников чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

внедрение современных средств индивидуальной и коллективной защиты, усовершенствованных технологий ведения аварийно-спасательных работ, новых методов организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;

создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, а также совершенствование порядка организации хранения средств индивидуальной защиты и обеспечения ими населения;

разработку и внедрение аварийно-спасательных инструментов различных принципов действия, адаптированных к условиям эксплуатации в местностях с неблагоприятными климатическими условиями;

г) привлечение общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

участие общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в контексте реализации прав граждан и осуществления ими своих обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

внедрение новых методов пропагандистской, образовательной и информационной работы с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

проведение массовых мероприятий (тренингов, лекций, встреч с гражданами и иных мероприятий) в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;

д) внедрение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусматривающее в том числе:

отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;

формирование перечней объектов государственного надзора в зависимости от присвоенных категорий риска и классов (категорий) опасности;

е) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

формирование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях единых подходов к мероприятиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включенным в документы стратегического планирования;

разработку нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

совершенствование международной договорно-правовой базы в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие взаимодействия с иностранными центрами управления в кризисных ситуациях;

реализацию Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, принятой на Третьей Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий.

Сегодня во всех странах появилась необходимость создания своей единой концепции национальной безопасности. Поэтому в Российской Федерации была разработана государственная система обеспечения безопасности населения, которая охватывает правила поведения различных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций. План действий всех служб основывается на скорейшем решении возникающих проблем, а по возможности и их предотвращении. Фактически системы обеспечения безопасности предназначены для тесного взаимодействия всех служб и населения, основанного на обучении и проведении специальных практических занятий.

Взаимодействие служб для обеспечения комплексной защиты граждан

Государственные и муниципальные системы взаимодействуют сообща, а возникающие проблемы четко решаются, начиная с очага конфликта или чрезвычайной ситуации. Все службы стараются ликвидировать ЧС, вести посильную помощь населению и мониторинг сложившейся обстановки.

Взаимодействие спецслужб на местах позволяет обеспечивать надежную защиту государства и его граждан.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности и обучение ее основным понятиям и умениям начинается уже на этапе школы, где учащиеся приобретают основной набор необходимых навыков поведения в экстренных ситуациях и пробуют их применять на практике. Тщательная подготовка уже со школьной скамьи дает надежду, что в реалиях современной жизни появится возможность со стороны граждан обеспечить посильную помощь службам системы безопасности.

обеспечение безопасности для населения

Система защиты населения включает в свой состав следующие органы, обеспечивающие безопасность жителей:

  • МЧС;
  • Вооруженные силы;
  • Внутренние войска;
  • ФСБ;
  • МВД.

Взаимодействие всех структурных подразделений и тщательная обработка данных о случаях нарушений дает возможность избежать непредвиденных происшествий. Организация государственной системы безопасности создает уверенность в защите границ, уменьшает вероятность проникновения различных деструктивных культов политического и религиозного характера, а также позволяет разработать четкий механизм ликвидации аварий техногенного характера.

Структурное подразделение системы обеспечения безопасности МЧС работает на ликвидацию возникающих ЧП, а также помогает защитить жителей регионов от катастроф, вызванных антропогенным влиянием либо природными явлениями. Все подразделения функционируют благодаря подробно разработанному плану действий, в котором расписаны обязанности каждого члена организации. При возникновении происшествия, каждый сотрудник четко выполняет возложенные на него функции, а в экстренных ситуациях он может дополнительно взять на себя еще ряд обязательств.

На видео – о программе защиты населения на транспорте:

Средства оповещения и требования к комплексу жизнеобеспечения

Федеральная служба безопасности имеет ряд дополнительных структурных подразделений, которые отвечают за стабильность работы финансово-денежной системы. Службы следят за выплатой налогов и дополнительных платежей, а также проводят проверку на выявление случаев утаивания реальных доходов. Постоянный мониторинг ситуации способствует четкому пополнению бюджета страны вследствие своевременных выплат налогов. Служба безопасности отвечает также и за все каналы движения денег из одних регионов страны в другие, с возможностью скорейшего решения всех возникающих проблем. Вооруженные силы следят за охраной границ и устраивают контрольно-пропускные пункты, которые способствуют целенаправленному проходу техники и людей.

Вся поступающая информация на таможенные пункты обрабатывается и в дальнейшем передается в специальные органы.

Система безопасности населения организована также с целью предупреждения и оповещения граждан о случаях аварий различного характера. Основной задачей созданной комплексной программы защиты является оповещение граждан всеми возможными техническими средствами. К таким средствам можно отнести:

Кроме этого, существует и широкая система обеспечения оповещения на большие расстояния. К самым востребованным оповещающим устройствам можно отнести телефоны и навигаторы, способные работать напрямую от спутников. Все объекты, представляющие государственное значение, снабжаются вышеперечисленными средствами оповещения, а также механизмами защиты от стороннего проникновения и элементами видеоконтроля.

На видео рассказывается о дополнительных мерах защиты населения:

Практически в каждом здании, где есть в наличии системы жизнеобеспечения, в обязательном порядке устанавливается аппаратура противопожарной безопасности, сигнализация и комплекс видеонаблюдения. Эти компоненты позволяют обеспечить максимальный уровень защиты, а также не только предотвратить незаконное проникновение, но и дать возможность эвакуировать людей в случае возгорания или утечки вредных веществ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

1. Противопожарная служба Российской Федерации

Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы: на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей; в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.

Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности.

Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны.

Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы.

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:

- ведомственная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана;

- объединения пожарной охраны.

Основными задачами противопожарной службы являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;

- организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;

- спасение людей и имущества при пожарах.

2. Полиция Российской Федерации

Задачами полиции являются:

- обеспечение безопасности личности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Стоящие перед ней задачи российская полиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

Следует различать криминальную полицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и полицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).

В своей деятельности криминальная полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а полиция общественной безопасности - соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Задержанные полицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Служба скорой медицинской помощи

Служба скорой медицинской помощи - социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр вузов.

Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:

- оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;

- транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;

- участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

4. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - система органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы:

- подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;

- разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

- разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;

проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);

- выявляет причины возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды;

- осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;

- координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;

- проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;

- проводит научные исследования в соответствующей области.

5. Гидрометеорологическая служба

Гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии и гелиогеофизики.

Основное назначение гидрометеорологической службы - мониторинг окружающей природной среды, выявление ее загрязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явлениях.

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

- единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

- единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

- интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

- эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

- обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

- безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

- соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.


Вы здесь: Главная Безопасность Гражданская оборона, защита населения и территорий от ЧС Защита населения


Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф ( ГОСТ Р 22.3.03-94 ).

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

- предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

- оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Обеспечение эффективности достижения целей функционирования системы безопасности жизнедеятельности может быть достигнуто по двум взаимосвязанным направлениям: качеством этой системы и организаторской деятельностью, руководством функционированием этой системы со стороны органов управления.

В русском языке синонимом слову руководство является – управление. В настоящее время нет единого понятия управления. Наиболее приемлемое определение может быть следующее:

Управление БЖД есть целенаправленное постоянное руководство со стороны руководителей, органов управления всех уровней подчиненными силами, осуществляемое с целью полного и эффективного выполнения стоящих задач БЖД.

Сама система управления БЖД включает три элемента:

  1. Силы: орган управления, штат организации, предприятия, объекта экономики;
  2. Средства: техника, оборудование, здания и сооружения, где осуществляется деятельность соответствующего коллектива
  3. Единство целей и задач, т.е. первые два элемента объединены третьим.

Любой процесс деятельности коллективов только тогда возможен, если он управляем. Изучению этого посвящена настоящая лекция. Правда, в лекции, учитывая вашу специализацию, мы акцентируем внимание больше на законодательную базу (основу) управления БЖД.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается в конечном счете правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях. Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями (рис. 7.1) являются обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.

Рис. 7.1. Схема управления БЖД

Законы подзаконные акты. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов (Минприродресурс), Министерство труда и социального развития РФ: (Минтруд), Министерство здравоохранения РФ (Минздрав), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и их территориальные органы.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплексов: 0 — организационно-методические стандарты; 1 — гидросфера; 2 — атмосфера; 3 — биологические ресурсы; 4 — почвы; 5 — земли; 6 — флора; 7 — фауна; 8 — ландшафты; 9 — недра.

Таблица 7.1. Содержание групп стандартов области охраны природы

Читайте также: