Доклад о состоянии и использовании земель челябинской области

Обновлено: 30.06.2024

Росреестр подготовил государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2019 году. В ходе работы над документом был проведен анализ и получены систематизированные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в разрезе субъектов и в целом по России.

Согласно докладу, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2020 года составила 1 712 519,1 тыс. га (без учёта внутренних морских вод и территориального моря).

Изменения в структуре собственности на землю

В целом в течение 2019 года наблюдалось увеличение государственной и муниципальной собственности (на 78,3 тыс. га), а также собственности юридических лиц (на 896,7 тыс. га). В результате общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 1 января 2020 года составила 1 579 514,5 тыс. га (92,2% от всей площади земельного фонда страны). А общая площадь земель в собственности юридических лиц - 21 859,2 тыс. га (1,3%).

При этом доля земельных участков, находившихся в собственности граждан, сократилась на 975,0 тыс. га и составила 111 145,4 тыс. га (6,5%). В основном уменьшение площади таких участков наблюдалось в 55 регионах. Среди них Челябинская область (на 110,9 тыс. га), Ставропольский край (на 64,7 тыс. га), Саратовская область (на 57,5 тыс. га), Алтайский край (на 55,4 тыс. га), Липецкая область (на 51,4 тыс. га) и другие.

Таким образом, состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц. Это произошло в связи с выкупом юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды. Также причиной послужили факты передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа у граждан долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Изменения в категориях земель

В течение года наблюдалась высокая активность в области перевода земель из одной категории в другую. В большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Так, площадь категории земель лесного фонда увеличилась на 0,08% - до 1 126 643 тыс. га, а площадь категории земель сельхозназначения уменьшилась на 0,22% - до 381 673 тыс. га. Это произошло за счёт передачи земель от сельхозпредприятий в ведение лесхозов. Наибольшие площади земель переведены в Тюменской области (672,1 тыс. га), Пермском крае (59,8 тыс. га), Томской (37,3 тыс. га) и Кировской (33,4 тыс. га) областях.

Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Краснодарском крае (на 10,9 тыс. га), Иркутской области (на 9 тыс. га), Приморском крае (на 4 тыс. га), Тульской области (на 3,9 тыс. га) и Республике Башкортостан (на 3,4 тыс. га). В то же время отмечено и уменьшение данной категории земель. Например, в Кемеровской области – Кузбассе (на 1,7 тыс. га), Оренбургской и Свердловской областях (на 1,2 тыс. га).

Цифровизация земельного фонда

В целом произошедшие изменения в земельном фонде страны эксперты связывают в том числе с повышением уровня контроля за использованием объектов недвижимости, а также с цифровизацией государственных услуг Росреестра.

Проектная часть: Положения о взаимодействии органов местного самоуправления с органом государственной власти

Студенты гр. ЗМ-1-18

и информационных технологий

___________________ Британова К.В.

___________________ Дрюк А.С .

___________________ Пеннер Д.И.

___________________ Шварцкопф К.А.

Анализ проблем экологического состояния земель Челябинской области

Экологическое состояние почвы нельзя рассматривать в отрыве от естественных природных процессов. Состояние почвы напрямую зависит от состояния воздуха и вод, особенно явно этот процесс просматривается в Челябинской области, где состояние окружающей природной среды находится на грани экологической катастрофы.

В результате наращивания мощностей промышленных предприятий Челябинской области, являющейся одной из самых индустриальных в России, почти не уделялось внимание экологии. В результате область попала в десятку самых загрязненных регионов России. Комплекс, загрязняющих природные ресурсы, факторов состоит из промышленных отходов многочисленных предприятий цветной и черной металлургии, электростанций, предприятий химической промышленности, сельскохозяйственных производств, горнодобывающих предприятий, сточных вод и отходов крупных городов и поселений. Самые промышленные города области это – Магнитогорск, Челябинск, Златоуст, Карабаш, Миасс, Троицк, Усть-Катав, Копейск. Кроме промышленных загрязнений, экологию региона ухудшает восточно-уральский радиоактивный след, оставшийся после Кыштымской аварии, произошедшей в 1957 году.

Экологические проблемы Челябинской области вызывают десятки ядовитых веществ, находящихся в атмосфере, в земле, в воде рек и озер:

- Бензпирен. Выделяется в воздух, с дождями или сам по себе оседает на грунт, откуда поступает в растения. Способен накапливаться в организме. Является сильным канцерогеном, вызывает мутации в генах, разрушает ДНК.

- Формальдегид. Очень токсичен и взрывоопасен. Вызывает заболевания глаз, кожи, нервной системы.

-Сероводород. В минимальных дозах полезен, при превышении норм вызывает тошноту, головные боли, отек легких, может привести к смерти.

-Диоксид азота. Вызывает кислотные дожди, очень токсичен, меняет формулу крови.

-Тяжелые металлы. Замедляют рост и развитие детей. Способны накапливаться в растениях, в рыбе, в мясе птицы и животных. У людей могут вызвать рак и ряд других тяжелых болезней.

- Радиация. Губительно сказывается на здоровье и жизнедеятельности всех живых организмов, в том числе и человека. В малых дозах приводит к онкологическим заболеваниям. Нарушает здоровую генетику. Разрушает клетки ткани. Приводит к различным заболеваниям. Заражение местности, земли, воздуха.
- Бытовой мусор. Содержит токсичные химические вещества, ухудшает воздух, уничтожает живые микроорганизмы, способствует возникновению опасных заболеваний, создает парниковый эффект.

- Водная и ветровая эрозия почвы.Потеря сельскохозяйственных площадей, снижение плодородия.

Почвы в городе и области также сильно загрязнены. В них обнаружены сверх нормы мышьяк, кадмий, свинец, а содержание цинка превысило ПДК почти на 20%. Экологические проблемы Челябинской области, касающиеся загрязнения почв, вызывают большие опасения у работников сельского хозяйства. На сегодняшний момент количество пахотных земель, загрязненных тяжелыми металлами, составляет 95,6 тысяч гектар. При этом бензпирен обнаруживается выше нормы на 21,8 тыс. гектар, нефтепродукты — на 1,9 тыс., цинк — на 12 тыс., мышьяк — на 3,8 тыс. гектара. В Челябинской области почвенный покров очень разнообразен, насчитывая 22 вида почв. Наряду с серыми лесными почвами присутствую чернозѐмы , более плодородные и пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур. Доля нарушенных земель в Челябинской области составляет 33,1 тыс. га (0.64 % от площади земель сельскохозяйственного назначения). Все эти, ядовитые для человека вещества, переходят в сельскохозяйственные культуры, вырастающие на таких землях.

Кроме того, негативной тенденцией является то, что земли, в том числе сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, захламляются бытовыми отходами . Возникает большое количество несанкционированных свалок.

Проблема мусора приобретает пугающие масштабы, поскольку каждый день количество не переработанных остатков возрастает, и никто не может придумать, что делать с этим.

Бытовые, промышленные и сельскохозяйственные отходы содержат токсичные химические вещества. В результате, почва, на которой находился мусор, становится непригодной для дальнейшего применения. Кроме того, ухудшается воздух, уничтожаются живые микроорганизмы и появляются новые опасные заболевания.

Будучи одной из причин нагрева земли, мусор в городе и за его пределами содействует развитию парникового эффекта. В итоге, активно меняется климат (отсюда лесные пожары, загрязнение экосистемы, сейсмические толчки, извержение вулканов), появляется угроза глобального потепления и затопления растаявшими ледниками поверхности Земли. Пластик, будучи практически не разлагаемым материалом, несет в себе дополнительную опасность, Он способен накапливаться и покрыть практически всю планету. Интересно, что для прекращения роста мусора ученые запатентовали технологию, по которой можно делать переработку пластика в дизель и золото.

Накапливаясь, мусор начинает выделять опасные вещества из-за анаэробного брожения:

Если разобрать подробнее эти вещества на составляющие, получится, что метан и угарный газ – элемент, отрицательно сказывающийся на здоровье человека, может привести к удушью и кислородному голоданию.

Полигонный фильтрат – соединение природного и неорганического вещества, состоящее из аммонийного азота, железа, меди, свинца, летучего вещества, пептида, гуминовой кислоты, фульвокислоты, фенола, полифенола и соли. Приводит не только к асфиксии и новым человеческим заболеваниям, но и к загрязнению подземных и поверхностных вод.

Как известно, отходы бывают природными и неорганическими. Если органические компоненты максимально разлагаются за десять лет, то другие элементы присутствуют на земле больше тысячи лет. Так, автомобильные аккумуляторы, кирпичные обломки и фольга разлагаются за 100 лет, электрические батарейки за 110 лет, а резиновые покрышки – за 140 лет. Хуже всего дело обстоит с пластиком, алюминиевыми банками и стеклом. Они разлагаются за 180, 500 и 1000 лет, соответственно.

Каждый год один человек, живущий в городе, по статистике производит 100 килограммов мусора.

Губернатор области добился того, чтобы федеральный бюджет выделил 1 миллиард рублей на ликвидацию свалки в Челябинске, а также на улучшение ситуации в Карабаше, в Чебаркуле и ряде других районов области.

Вред, причиняемый эрозией, огромен. Эрозия почв наносит урон, прежде всего сельскому хозяйству. Содержание гумуса в сильно эродированных почвах уменьшается в три раза, азота (N) и калия (K2O) – в два раза по сравнению с целинными почвами. Развитие плоскостной водной эрозии приводит к быстрой потере почвенного плодородия. Урожай на слабо смытых почвах снижается на 10–30 %, на среднесмытых – на 30–50 %, на сильносмытых – на 50–70 %.

Ветровая эрозия нередко приводит к полной гибели культурных растений на больших площадях в результате выдувания пахотного слоя и засыпания посевов. Образование оврагов приводит к потере пахотных площадей, сенокосов и пастбищ, иссушению местности. Смыв почвы, потери органического вещества и элементов минерального питания растений приводит к гибели посевов или снижению урожая сельскохозяйственных культур. Пострадавшие от водной эрозии почвы сельскохозяйственного назначения, зарастают разнотравьем, кустарником и мелколесьем.

Констатация всех этих фактов говорит о том, что пришло время в срочном порядке решать проблемы загрязнения окружающей среды в интересах ныне живущих людей и будущих поколений. А если учесть, что подобная картина наблюдается повсеместно, то это вопрос выживания всего человечества.

органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

В Докладе приводится информация о распределении земель в Свердловской области

по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, Свердловской

области и муниципальным образованиям, о правовом обеспечении развития земельных

отношений в Свердловской области, о землеустройстве, государственном мониторинге

земель, государственном кадастре недвижимости, о государственном земельном контроле

Материалы Доклада могут быть использованы для информационного обеспечения

деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления при

подготовке решений по планированию, использованию и распоряжению земельными

ресурсами Свердловской области для различных целей, а также для определения задач по

Материалы Доклада являются информационной базой Государственного

(национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Административным центром области является город Екатеринбург, в котором

1428,0 тыс. чел., или 33% всего населения Свердловской области.

Свердловская область размещается в центре России на стыке двух частей света -

Европы и Азии, причем большая часть региона - 79% (или 153 тыс. кв. км) - находится в

Азии. Область является одним из основных промышленных регионов Российской

Федерации, а по размерам - одной из самых крупных областей Уральского региона. В

списке субъектов она занимает 17-ое место, а от площади всей России составляет 1,14%.

Курганской и Тюменской областями. Протяженность области с севера на юг составляет

660 км, с запада на восток 560 км. Общая протяженность границ составляет 2880 км.

В область входят 94 муниципальных образования, среди них 64 городских округов,

5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений, а также четыре закрытых

образования два города (Новоуральск и Лесной) и два поселка (Свободный и Уральский).

Численность населения Свердловской области составляет

Свердловская область по численности населения занимает 5-ое место в списке субъектов

Российской Федерации, после Москвы и Московской области, Краснодарского края и

Санкт-Петербурга (3%). Городское население составляет 3 657,2 тыс. человек, или 84% от

общего количества населения области, сельское - 671,7 тыс. человек, или 16%.

В Свердловской области проживают представители 160 национальностей. Самые

крупные диаспоры: русские - 90,6%, татары - 3,5%, украинцы - 0,9%, башкиры - 0,8%,

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, включая

протяженность улиц, составляет 23,5 тыс. км, железнодорожных путей - 3,5 тыс. км.

Земли, находящиеся в границах Свердловской области, составляют земельный фонд

области. Данные о земельном фонде области сформированы путем свода данных

земельного фонда административных районов (городов) на основе сведений, полученных в

результате мониторинга земель, сведений государственного фонда данных, полученных в

результате землеустройства (далее - ГФДЗ), сведений, содержащихся в ГКН, иных

документов, поступивших в процессе информационного взаимодействия.

Согласно данным, полученным в результате федерального статистического

1.1. Распределение земельного фонда по категориям земель

В составе земельного фонда Свердловской области имеются все предусмотренные

действующим законодательством семь категорий земель:

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,

информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности

Понятие, сущность, принципы и функции, нормативно-правовые основы государственного управления земельными ресурсами. Деятельность Министерства имущества и природных ресурсов области по планированию и организации рационального использования земель.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 24.06.2018
Размер файла 545,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • 1. Теоретико-правовые аспекты государственного управления земельными ресурсами
    • 1.1 Понятие, сущность, принципы и функции государственного управления земельными ресурсами
    • 1.2 Нормативно-правовые основы государственного управления земельными ресурсами
    • 2.1 Анализ состояния земельных ресурсов в Челябинской области
    • 2.2 Опыт деятельности Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области по управлению земельными ресурсами, находящиеся в государственной собственности Челябинской области
    • 2.3 Проблемы государственного управления земельными ресурсами на примере Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области

    Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

    Цель государственного земельного надзора - сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

    Организация и проведение государственного земельного надзора осуществляются в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

    Государственный земельный надзор в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 71 Земельного кодекса РФ, п. 6 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 № 1, п. 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2015 г. № 486 осуществляется в форме Земельное право / под ред. Б.Е. Князев, Н.И. Бухтояров, Н.А. Кузнецов. Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2016. С. 78. : проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством; проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.

    В соответствии с п. 3 ст. 71 Земельного кодекса РФ предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

    Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам, гражданам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

    Согласно статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации задачами государственного мониторинга земель являются: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Далее в данной статье перечислены задачи государственного мониторинга земель, устанавливается, что в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории он может быть федеральным, региональным и локальным и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами Боголюбов С.А. Земельное право. М.: НОРМА, 2016. С.64. . Что касается правового регулирования порядка осуществления государственного мониторинга земель, то по этому вопросу Земельный кодекс РФ содержит отсылку к актам Правительства РФ.

    В соответствии со ст.9 Земельного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в частности, государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от форм собственности на землю, их целевого назначения и характера использования.

    Положение об осуществлении государственного мониторинга земель утверждено Постановлением Правительства РФ № 846 от 28 ноября 2002 г. Данным Положением дублируются задачи, решаемые при проведении мониторинга, закрепленные в ЗК РФ. В соответствии с п.4 Положения мониторинг земель включает в себя:

    а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

    б) непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

    в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

    Таким образом, государственный мониторинг земель реализуется через систему наблюдений с фиксацией состояния наблюдаемого объекта по заданной номенклатуре показателей через определенные (заданные) временные промежутки с целью получения динамической характеристики, позволяющей судить о характере и направлении изменений объекта наблюдений. Подобная необходимость определена Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 846, где регламентировано, что съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на: базовые, периодические, оперативные. Мониторинг в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель включает в себя сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение, непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Хранение данных, полученных в ходе проведения мониторинга после их систематизации, осуществляется в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. В соответствии с этим утверждением Положения об осуществлении государственного мониторинга земель задачей мониторинга земель является, по сути, текущий учет земель, включая характеристику правого режима земель («…непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования). Поэтому содержание государственного мониторинга земель следует расширить от мониторинга состояния и использования земель до мониторинга правового режима, использования земель, качественного и экономического состояния земель. При этом в содержании работ по мониторингу следует рассматривать методы и методики сбора, хранения и предоставления информации, а также анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. То есть мониторинг земель не является чисто техническим действием Земельное право / Б.Е. Князев, Н.И. Бухтояров, Н.А. Кузнецов. Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2016. С.90 .

    Читайте также: