Доклад нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики

Обновлено: 27.04.2024

Аннотация: В данной статье речь идет об использовании нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики дошкольников: о том, как организовать деятельность и как просмотреть ее влияние на развитие воспитанников. Представлен опыт работы педагога.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации Основной образовательной программы ДО. Согласно ФГОС ДО, профессиональная деятельность воспитателя должна быть ориентирована на поддержание детской инициативы. Сегодня на первый план выходят интересы и образовательные потребности ребенка. Чтобы их удовлетворить воспитатель должен обладать рядом педагогических компетенций согласно Профессиональному стандарту педагога дошкольного образования, принятого 01 января 2017г.

Развитие мелкой моторики у дошкольников является одной из главных задач школьной организации. Совершенствуя ловкость рук, происходит развитие ребенка во всех образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие.

Изучив методическую литература, материала сети Интернет, опыт коллег по данному вопросу, я пришла к выводу о том, что наиболее действенным будет деятельностный подход – продуктивная деятельность, которая вызовет интерес у воспитанников, тем самым удовлетворяя их потребность в познавательном развитии. Традиционные способы развития мелкой моторики я решила не использовать, хотела применить что-то инновационное. Мой выбор пал на использование нетрадиционных техник рисования.

Продуктивная художественная деятельность, исходя из моего педагогического наблюдения, вызывает у детей эмоциональный подъем, тем самым благоприятно сказывается на общем развитии дошкольников.

Для того чтобы увидеть положительную или отрицательную динамику уровня сформированности мелкой моторики у воспитанников, мною был разработан мониторинг, инструментом которого выступили игровые художественные упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и целенаправленное педагогическое наблюдение.

На занятиях по рисованию дети не всегда правильно держат кисть или карандаш, поэтому существует риск того, что, прибегнув к разнообразию техник рисования (без инструментов, способствующих формированию навыка письма), можно притормозить предпосылки к письму. Необходимо не переусердствовать: нельзя полностью заменить рисование традиционное нетрадиционными техниками.

Итак, когда мониторинг уровня сформированности мелкой моторики у воспитанников разработан и реализован, определено оптимальное количество техник рисования, которые будут предложены детям, остается выбрать сами техники, которые наиболее благотворно влияют на развитие мелкой моторики у дошкольников. Мною были выбраны следующие техники:

Нужно отметить, что в современном детском саду ведущей формой деятельности является игра. Каждая новая техника рисования воспринимается ребенком как игра и это благоприятно сказывается на развитии фантазии, мышлении, творческого поиска и мелкой моторики.

Опираясь на педагогические наблюдения, хочу отметить, что дети стали прибегать к использованию нетрадиционных техник рисования не только на занятиях, но и во время свободной самостоятельной деятельности. Согласно промежуточному мониторингу, могу сделать вывод, что манипулируя разными инструментами, дети повысили свой уровень развития мелкой моторики: на начало занятий у 6 детей был низкий уровень, у 21 – средний, и у 3-х воспитанников – высокий уровень развития мелкой моторики. Промежуточный мониторинг показал, что спустя четыре месяца регулярных занятий 2-ое детей из низкого уровня перешли в средний, а из среднего в свою очередь 5 дошкольников перешли к высокому уровню. На сегодняшний день я решила разработать свою авторскую технику рисования, ориентированную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендуйте родителям дошкольников практиковать в домашних условиях нетрадиционные техники рисования. Когда работа с ребенком будет проводиться и в детском саду и в стенах дома, результат не заставит себя ждать: на выходе из ДОУ мы получим уверенных в себе, самостоятельных и всесторонне развитых будущих первоклассников с подготовленной к письму рукой.

Автор: Юрова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ Детский сад № 4
Месторасположение: Ленинградская область, Волосовский район, п. Сельцо

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методический доклад по теме:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через

В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

2 слайд Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главнейщую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Поэтому так необходимо в дошкольном возрасте заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Развитие пальцев имеет большое значение для полноценного развития ребенка и влияет на развитие всего организма человека. Так большой палец влияет на работу головного мозга, указательный – на состояние желудка, средний палец – на состояние кишечника, безымянный отвечает за работу печени и почек, мизинец – за работу сердца.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

3. Система игровых упражнений и др.

Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, можно научить многому.

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности для развития и совершенствования мелкой моторики

8 слайд - Рисование пальчиками, ладошкой, жесткой кистью.

Рисование по сырому, на воде, рисование в технике набрызг.

10 слайд Рисование используя стерку, ватные палочки, свеча, крупы

Хорошо развивает мелкую моторику , требует внимания и усидчивости , пластилинография, о брывная аппликация.

Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.

- развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

- использование необычны материалов и инструментов.

- технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

- нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.

Должность: воспитатель
Ф.И.О. Мархель Ирина Алексеевна
Образование: высшее
Стаж работы: 12 лет
Квалификационная категория: высшая
Курсы повышения квалификации: 2020г.
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.
Предполагаемая дата работы окончания над темой: май 2022г

- Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования
- Развитие у детей художественно – творческих способностей фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

1. Улучшать моторику рук, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста
2. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
4. Развивать внимание, творческие способности, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение посредством использования нетрадиционных техник рисования, художественно-эстетический вкус, фантазию, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
5. Воспитывать культурно гигиенические навыки при работе на занятиях рисования.
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
7. Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.

ЭТАПЫ работы по теме самообразования :
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
2. ОСНОВНОЙ - апробация различных подтехнологий и методик организации работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ- подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Таким образом, актуальность моей темы самообразования заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключён в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством с использованием нетрадиционных техник рисования , развитие мелкой моторики, привитие интереса и желания творить , экспериментировать с художественными материалами и подручными средствами смогут дать те необходимые знания, навыки, умения, которые нужны для полноценного развития человека. Для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, в использовании тех или иных предметов для изображения какого- то образа на листе. Учитывая всё это, ребёнок будет счастливым человеком, а особенно, если у него будет всё получаться.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь персонажу, им важно почувствовать себя значимыми;

Поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные нетрадиционные приемы способствует этому.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Благодаря изодеятельности развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у малыша. Работу начинали с одного цвета, а потом давала два - три цвета.

Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но и получают новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Предлагаю рисовать малышам не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.

Сначала рисуем рука в руке. Далее просто показываю малышу пример – на своем листочке, принцип рисования ребенок быстро схватывает сам.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание).

Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику.

Отпечатки ладошек дополняем недостающими элементами, и превращаем в рыбок, птичек, солнышко и т. д. Малышам всегда заранее говорю, что будем рисовать, но некоторым детям могу предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть –

Еще одна техника, доступная детям 1,5 – 2 летнего возраста - это штамповка.

Материалы для самодельных штампов окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.

Чаще всего на своих занятиях с малышами я использую самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а так же штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.

И не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.

Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предлагаю малышу украсить орнаментом бумажную тарелку или чашку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы.

На первом этапе штамповка происходит только рука в руке с воспитателем, постепенно от уровня уверенности малыша предлагаю выполнить работу по подражанию.

Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Чаще всего использовала массажный мячик.

Показывала приемы рисования на манке пальчиками, это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик. В ходе занятий использовали различные предметы для рисования палочки, грабельки и т. д.

Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки.

Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. На начальном этапе я не ограничивала детей пределами контура (травка возле цыпленка, море под корабликом, небо). Но дети раннего возраста (в 2 года) могут рисовать и с использованием трафарета. Трафарет изготавливала из картона, а дети просто макали губкой внутри трафарета и получали нужное изображение.

Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво и можно придумать что угодно. Например, предлагала нарисовать огонечки на ёлочке, точки на грибочке (мухомор, на божьей коровке.

Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры.

Никогда не говорила, что получилось плохо, потому что детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики.

В течение года от занятия к занятию по рисункам детей можно проследить, как развивается их мелкая моторика. Конечно, овладевая нетрадиционным рисованием, ребенок не научится писать. Но эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Актуальность данного направления заключается в использовании систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством.

Читайте также: