Человек в педагогике доклад

Обновлено: 10.05.2024

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общее представление о педагогике как науке……………………………………….4
2. Педагогика как наука……………………………………………………………………………….7
3. Предмет педагогики, ее функции………………..………………………………………..15
4. Основные категории педагогики……………………………………………………………18
5. Связь педагогической науки с другими науками о человеке………………26
Заключение ………………………………………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

  1. Общее представление о педагогике как науке……………………………………….4
  2. Педагогика как наука………………………………………………………………… …………….7
  3. Предмет педагогики, ее функции………………..……………………………………… ..15
  4. Основные категории педагогики…………………………………………………… ………18
  5. Связь педагогической науки с другими науками о человеке………………26

Список использованных источников…………………………………………………… …………34

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности
составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление
отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно
развитой личности в процессе исторического развития общества не
совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти
усилия направляются как на создание материальных возможностей,
объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на
каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей
совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

1. Общее представление о педагогике как науке

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. [3,с.59-64 ]

2. Педагогика как наука

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

М. Монтень

Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635)разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.

Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.

В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).

В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.

А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак

Предмет педагогики – это педагогический процесс или процесс обучения и воспитания. Он представляет собой особую функцию общества, реализуемую в условиях тех или иных социальных систем.

Педагогическая отрасль знаний – одна из древнейших. Она неотделима от развития человеческого общества. Чем стремительнее развивалось и усложнялось производство, накапливались научные знания, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, их специально организованное воспитание и обучение или целенаправленная передача опыта человечества. Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития;

3. Специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе - логопедия;

4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

Именно на стыке педагогической науки с другими науками чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук - причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических рекомендаций и предписаний. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.

Основные категории педагогики

При этом учитель:

1. преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3. создает условия для развития личности обучающихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1. учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью педагога, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2. пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

1. ценность развивающегося человека и общества;

2. процесс обучения и воспитания человека;

3. как результат последнего;

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Связь науки педагогики с другими науками

Рассмотрим, как педагогика связана с другими, науками и в каком направлении развивается. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1. творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2. применение методов других наук -- математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3. использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

4. объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем -- перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

5. разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки. В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.) О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к обучающимися и себе.

Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Являясь частью педагогической науки, социальная педагогика тесно связана со всеми ее разделами. Вместе с тем, социальная педагогика в более значительной мере, чем другие разделы общей педагогической науки, является междисциплинарной научной дисциплиной, что обусловлено открытым характером социальной педагогики, отражающей такую же открытую социально-педагогическую практику. Выявление места социальной педагогики в общей системе наук о человеке и обществе и ее связей с ними позволило выявить ее методологические основы, в качестве которых выступают: общеметодологические (диалектический, критический, исторический, политический, культурологический) подходы; общенаучные (системный, комплексный, оптимизационный, информационный, кибернетический, математико-статистический, акмеологический и синергетический) и частно-научные (социологические, педагогические, психологические и др.) подходы.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления.

С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Среди задач педагогической этики - поднят уровень морально-педагогической подготовки учителя, и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Завершая обзор расширенных связей педагогики, следует отметить, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Задачи и функции педагогики.

Приоритетной задачей педагогической науки является вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами.

В состав постоянных задач педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная воспитательно-образовательная работа является творческой, поэтому любой педагог-практик накапливает рациональные средства эффективного воздействия на обучающихся.

Роль педагогики как науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность педагогических находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора и неповторимо, а что может превратиться во всеобщее достояние.

К постоянным задачам педагогической науки относится прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, усовершенствованием собственно педагогической деятельности.

Одной из существенных задач педагогической науки является внедрение результатов исследований в практику.

Таким образом, главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать кратчайшие пути внедрения появляющихся научных разработок, прогнозировать образовательные структуры будущего.

Богаче и разнообразнее те задачи, которые возникают оперативно, под влиянием потребностей практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения. Примерами таких задач могут быть создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление факторов выбора молодежью профессий, анализ природы типовых конфликтов в отношениях преподаватель–ученик и ряд других.

Исходя из вышеизложенных задач, педагогика как наука выполняет следующие функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

Методы педагогики.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К этим методам относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение учебной документации и продуктов деятельности, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, компетентная оценка), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей.

Педагогическое наблюдение применяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователей их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа помогает выяснить мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям с целью составления более глубокого представления о сущности и причинах этих явлений.

При анализе многих педагогических явлений большое значение имеет изучение учебной документации и продуктов деятельности обучающихся. Так, изучая стимулирующую роль оценок знаний и успеваемости, нельзя обойтись без анализа ведомостей успеваемости, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Педагогический эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и обучающихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на анализе и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и преподавателей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически, то есть опытным путем, педагоги нередко приходят к важным методическим позитивным результатам, которые не были ранее известны в педагогике. Эти новшества требуют обобщения и подведения под них теоретической основы.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Задачи обучения – это изложение учебного материала и проверка полученных знаний. Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Сущность традиционных педагогических технологий сводится к процессу передачи готовых известных знаний от преподавателя обучающемуся. Однако традиционные технологии могут иметь целый ряд недостатков. Серьезнейший из них – разрыв между требованиями, предъявляемыми к человеку в процессе обучения и в реальной профессиональной деятельности.

Недостатки традиционного обучения призваны устранить новые информационные технологии (НИТ), которые позволяют эффективно структурировать и приблизить к мировым стандартам как содержание образования, так и сам учебный процесс.

Новые информационные технологии неразрывно связаны с компьютерным обучением. Вместе с тем они базируются на определенных закономерностях распространения и усвоения информации. Такой синтез позволяет разработать и применять открытые системы интенсивного обучения как в содержательном аспекте (влияние информатизации образования на содержание обучения), так и в процессуальном аспекте (влияние информатизации образования на учебный процесс).

Педагогическая задача – это результаты осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должны появиться новые знания, умения или качества личности. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Педагогика как наука

Объект и предмет педагогической науки

Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Предмет педагогической психологии — процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания — как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.

К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.

Функции и задачи педагогики. Педагогическая система

Можно выделить две основные функции педагогической науки — теоретическую и технологическую.

Теоретическая функция:

• изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

• выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

• проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

• разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

• внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

• анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:

• анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

• разработка теоретико-методологических основ образования;

• выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

• определение содержания образования в конкретных условиях;

• разработка образовательных стандартов;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

• внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

• изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Возникновение и развитие педагогики как науки

Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения

В период Средневековья Церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века — Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778).

Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию.

Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.

Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

Роль К. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли в России

К. Д. Ушинский (1824–1870) — великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.

К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, а также указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.

По его мнению, первое место в формировании человека должен занимать родной язык, знать который надо в совершенстве как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека и требовал, чтобы учение, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а серьезным занятием.

К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.

В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.

Большое значение К. Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Особое внимание он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.

К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит воспитательный эффект. В связи с этим он требовал, чтобы каждый учитель относился к своей профессии с любовью.

Вклад А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики

Известность педагогике социалистического периода принесли работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.

А. С. Макаренко был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.

Связь педагогики с другими науками

Для того чтобы более точно определить место педагогики в системе наук, нужно рассмотреть ее взаимосвязи с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты.

Традиционной является связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Антропология как комплексная наука о человеке дает обширный материал о многомерности и многоликости человека, что позволяет педагогике разрабатывать способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры.

Общее понятие педагогического исследования

Методология педагогики. Уровни методологических знаний

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология педагогики — совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет регулятивную и нормативную функции.

Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

1. Методологические функции на философском уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

2. Общенаучная методология представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

3. Конкретно-научная методология — совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

4. Технологическая методология основывается на методике и технике исследования.

Основными признаками методологической культуры являются:

• представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

• овладение принципами диалектической логики;

• понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

Вариантыаспектов изучения человека бесконечны, они все время множатся. Но при этомсегодня становится все очевидней: человексверхсложный,неисчерпаемый, во многом загадочный предмет познания; полное постижение его(задача, поставленная на заре существования антропологии) в принципе невозможно.

И все жеобраз человека, глубина и объемность представления о нем век от векасовершенствуются.

ЧЕЛОВЕККАК ЖИВОЕ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

Он пластичен,т. е. обладает высокими адаптивными способностями к изменяющимся условиямжизни при сохранении видовых особенностей.

Он —существо динамичное, развивающееся: определенные изменения происходят ворганах, системах, мозге человека и на протяжении веков, и в процессе жизникаждого человека. Причем, как считает современная наука, процесс развития Homosapiens не является завершенным, возможностичеловека к изменению не исчерпаны.

Как всеживое, человек органично принадлежит природе Земли и Космосу, с которымиу него постоянно происходит обмен веществ и энергий. Очевидно, что человекявляется неотъемлемой частью биосферы, растительного и животного мира Земли,выявляет в себе признаки животно-растительной жизни. Например, новейшиеоткрытия палеонтологии и молекулярной биологии свидетельствуют: генетическиекоды человека и обезьяны отличаются лишь на 1-2 % (в то время как анатомическиеотличия составляют около 70%). Особенно наглядна близость человека к животномумиру. Вот почему человек часто отождествляет себя с теми или иными животными вмифах и в сказках. Вот почему и философы иногда рассматривают человека какживотное: поэтическое (Аристотель), смеющееся (Рабле), трагическое(Шопенгауэр), производящее орудия, лживое.

СОЦИАЛЬНОСТЬИ РАЗУМНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Человек — не толькосущество космическое, природное. Он — общественно-историческое существо. Однойиз важнейших его характеристик является социальность. Рассмотрим это утверждение.

Так жеорганично, как к Космосу и природе Земли, человек принадлежит к социуму, кчеловеческому сообществу. Само возникновение Homosapiens, как утверждает современная наука, обусловленопревращением стада антропоидов, где правили биологические законы, в человеческоеобщество, где действовали законы нравственные. Специфические особенности человекакак вида сложились под влиянием именно социального образа жизни. Важнейшимиусловиями сохранения и развития как вида Homosapiens, так и отдельного индивида было соблюдение нравственныхтабу и следование социокультурному опыту предшествующих поколений.

Именно вобществе человек смог реализовать потенциальные возможности, данные емуКосмосом и земной природой. Так, активность человека как живого существапревратилась в социально значимую способность к продуктивной деятельности, ксохранению и созданию культуры. Динамичность и пластичность — в способностьориентироваться на другого, меняться в его присутствии, испытывать эмпатию.Готовность к восприятию человеческой речи — в общительность, в способность кконструктивному диалогу, к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями и пр.

Именнообщественно-исторический способ бытия сделал прачеловека существом разумным.

Подразумностью педагогическая антропология вслед за К. Д. Ушинским понимает то,что характерно только для человека — способность осознавать не только мир, но исебя в нем:

ü свое бытие вовремени и пространстве;

ü способностьфиксировать свое осознание мира и себя;

ü стремление ксамоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своейжизнедеятельности, т.е. самоосознание, рефлексия.

Разумностьврожденна у человека. Благодаря ей он способен осуществлять целеполагание,философствовать, искать смысл жизни, стремиться к счастью. Благодаря ей онспособен самосовершенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мирсогласно собственным представлениям о ценном и идеальном (бытии, человеке ипр.)- Она во многом обусловливает развитие произвольности психическихпроцессов, совершенствование воли человека.

Разумностьпомогает человеку действовать вопреки своим органическим потребностям,биологическим ритмам (подавлять голод, активно работать ночью, жить в невесомостии т. п.). Она иногда заставляет человека маскировать свои индивидные свойства(проявления темперамента, пола и пр.). Она дает силы преодолевать страх смерти(вспомним, например, врачей-инфекционистов, экспериментировавших на себе). Этаспособность справляться с инстинктом, сознательно идти против природного началав себе, против своего организма — видовая особенность человека.

ДУХОВНОСТЬИ КРЕАТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Специфическойособенностью человека является и его духовность. Духовность свойственна всемлюдям как общечеловеческая исходная потребность в ориентации на высшиеценности. Является ли духовность человека следствием егосоциально-исторического бытия или она свидетельство его божественногопроисхождения, этот вопрос остается до сих пор дискуссионным. Однако самоналичие названной особенности как чисто человеческого феномена неоспоримо.

Действительно,только человеку свойственны ненасыщаемые потребности в новом знании, в поискеистины, в особой деятельности по созданию нематериальных ценностей, в жизни посовести и справедливости. Только человек способен жить в нематериальном,нереальном мире: в мире искусства, в воображаемом прошлом или будущем. Толькочеловек способен трудиться для удовольствия и получать удовольствие от тяжелойработы, если она свободна, имеет личностный или общественно-значимый смысл.Только человеку свойственно испытывать такие трудно определимые на рациональномуровне состояния, как стыд, ответственность, чувство собственного достоинства,раскаяние и т.д. Только человек способен верить в идеалы, самого себя, в лучшеебудущее, в добро, в Бога. Только человек способен любить, а не ограничиватьсялишь сексом. Только человек способен к самопожертвованию и самоограничению.

Будучиразумным и духовным, живя в обществе, человек не мог не стать творческимсуществом. Креативность человека обнаруживается и в его способности ксозданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятияхискусством, и в сензитивности к нему. Она повседневно проявляется и в том, чтоВ. А. Петровский называет «способностью свободно и ответственно выходить заграницы предустановленного (начиная от любознательности и кончая социальныминовациями). Она проявляется в непредсказуемости поведения не только отдельных людей,но и социальных групп и целых наций.

Именно общественно-историческийспособ бытия, духовность и креативность делают человека реальной силой,наиболее значимой составляющей не только социума, но и Вселенной.

ЦЕЛОСТНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЧЕЛОВЕКА

Наиболееочевидна физическая целостность человеческого организма (любая царапина заставляетреагировать весь организм в целом), но она не исчерпывает целостности человека— сверхсложного существа. Целостность человека проявляется, например, в том,что его физиологические, анатомические, психические свойства не толькоадекватны друг другу, но взаимосвязаны, взаимоопределяют, взаимообусловливаютдруг друга.

Человек— существо, единственное из всех живых существ неразрывно, органичносвязывающее в себе свои биологическую и социальную сущности, свою разумность идуховность. И биология человека, и его социальность, и разумность, и духовностьисторичны: определены историей человечества (как и отдельного человека). А самаистория вида (и любого человека) — социальна и биологична одновременно, поэтомубиологическое проявляется в формах, зависящих во многом от общечеловеческойистории, типа конкретного общества, особенностей культуры определенногосообщества.

Какцелостное существо человек всегда находится одновременно в позиции и субъекта иобъекта (не только любой ситуации общественной и личной жизни, общения,деятельности, но и культуры, пространства, времени, воспитания).

В жизничеловека взаимосвязаны процессы интеграции и дифференциации психики, поведения,самосознания. Например, известно: развитие способности различать все большеоттенков цвета (дифференциация) связано с возрастанием способности по однойувиденной детали воссоздавать образ целого предмета (интеграция).

Вовсяком человеке обнаруживается глубокое единство индивидных (общих для человечествакак вида), типичных (свойственных определенной группе людей) и уникальных(характерных лишь для данного человека) свойств. Каждый человек всегдапроявляет себя одновременно и как организм, и как личность, и какиндивидуальность. Действительно, существо, обладающее индивидуальностью, ноначисто лишенное организма — не только не человек, но — фантом. Весьмараспространенное в педагогическом сознании представление о том, что организм,личность, индивидуальность — это понятия, фиксирующие разные уровни развитиячеловека, некорректно. В человеке как целостном существе названные ипостасирядоположены, взаимосвязаны, взаимоуправляемы.

Каждый отдельныйчеловек как организм является носителем определенного генотипа, хранителем(или разрушителем) генофонда человечества, поэтому здоровье человека — одна изобщечеловеческих ценностей.

С точкизрения педагогической антропологии важно понимать, что организм человекапринципиально отличается от других живых организмов. И дело не только ванатомо-физиологических особенностях. И не в том, что человеческий организмсинергетичен (неравновесен): его деятельность включает в себя и хаотичные, иупорядоченные процессы, и чем организм моложе, тем более хаотичной системой онявляется, тем более беспорядочно он действует. (Кстати, педагогу важно пониматьследующее: хаотичное функционирование детского организма позволяет ему легчеадаптироваться к изменениям условий жизни, пластично приспосабливаться кнепредсказуемому поведению внешней среды, действовать в более широком диапазонеусловий. Наступающая с возрастом упорядоченность физиологических процессов нарушаетсинерге-тичность организма, и это приводит его к старению, разрушению, заболеванию.)

Организмчеловека с самого рождения (а может быть, задолго до него) нуждается вчеловеческом образе жизни, в человеческих формах бытия, общении с другимилюдьми, овладении словом и готов к ним.

Нафизическом облике человека отражаются социальные процессы, состояние культуры иособенности конкретной системы воспитания.

Каждыйотдельный человек как член общества является личностью, т.е.:

Ÿ участником совместного и в то жевремя разделенного труда и носителем определенной системы отношений;

Ÿ выразителем и одновременноисполнителем общепринятых требований и ограничений;

Ÿ носителем значимых для других и длянего самого социальных ролей и статусов;

Ÿ сторонником определенного образажизни.

Бытьличностью, т. е. носителем социальности, — это неотъемлемое свойство,естественная прирожденная видовая характеристика человека.

Точнотак же врожденно человеку свойство быть индивидуальностью, т. е.существом, непохожим на других. Эта непохожесть обнаруживается как нафизиологическом и психологическом уровнях (индивидная индивидуальность), так ина уровне поведения, социального взаимодействия, самореализации (личностная,творческая индивидуальность). Таким образом, индивидуальность интегрируетособенности организма и личности конкретного человека. Если индивиднаянепохожесть (цвет глаз, тип нервной деятельности и пр.), как правило,достаточно очевидна и мало зависит от самого человека и окружающей его жизни,то личностная непохожесть — всегда результат его сознательных усилий ивзаимодействия со средой. И та и другая индивидуальность являются социальнозначимыми проявлениями человека.

Свобода— одна из высших ценностей человека, извечно ассоциирующаяся со счастьем. Радинее человек способен отказаться даже от своего неотъемлемого права на жизнь. Нодостижение полной независимости от других людей, от ответственности перед нимии за них, от обязанностей и делает человека одиноким и несчастным.

Человекужизненно необходимо общение и в то же время он стремится к уединению, и онооказывается тоже очень важным для его полноценного развития.

Развитиечеловека подчиняется определенным закономерностям, но не менее велико значениеслучайностей, поэтому и результат процесса развития никогда не может бытьполностью предсказуем.

Человекодновременно существо рутинное и творческое: проявляет креативность и тяготеетк стереотипам, в его жизни большое место занимают привычки.

РЕБЕНОККАК ЧЕЛОВЕК

Всеперечисленные видовые особенности присущи человеку с самого рождения. Каждыйребенок целостен, каждый связан с Космосом, земной природой и обществом. Онрождается биологическим организмом, индивидной индивидуальностью, членомобщества, потенциальным носителем культуры, создателем межличностных отношений.

Но детипроявляют свою человеческую природу несколько иначе, чем взрослые.

Детиболее чувствительны к космическим и природным явлениям, а возможности ихвмешательства в земную и космическую природу минимальны. В то же время дети максимальноактивны в освоении окружающего и созидании внутреннего мира, себя самого.Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшимуровнем способности к изменению, т.е. он наиболее динамичен. Преобладаниев детстве тех психических процессов, которые связаны не с корой большихполушарий, а с другими структурами мозга, обеспечивает значительно большую впечатлительность,непосредственность, эмоциональность, неспособность ребенка к самоанализув начале жизни и стремительное его развертывание по мере созревания мозга.В силу психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знанийребенок больше, чем взрослый, привержен к воображаемому миру, к игре. Ноэто не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослогогораздо беднее детского. Оценки в этой ситуации вообще неуместны, так какпсихика ребенка просто иная, чем психика взрослого.

Духовностьребенка проявляетсяв способности получать удовольствие от человеческого (нравственного) поведения,любить близких людей, верить в добро и справедливость, ориентироваться на идеали следовать ему более или менее продуктивно; в сензитивности к искусству; влюбознательности и познавательной активности.

Креативностьребенка такмногообразна, ее проявления у каждого настолько очевидны, сила воображения надрациональностью так велика, что иногда способность к творчеству ошибочноприписывают только детству и поэтому не принимают творческие проявления ребенкавсерьез.

Ребенокгораздо наглядней демонстрирует и социальность, и органическую взаимосвязьразных ипостасей человека. Действительно, поведение, личностныехарактеристики и даже физический облик и здоровье ребенка оказываются зависимыне только и не столько от особенностей его внутреннего, врожденного потенциала,сколько от внешних условий: от востребованности окружающими тех или иныхкачеств и способностей; от признания взрослых; от благоприятного положения всистеме отношений со значимыми людьми; от насыщенности пространства его жизниобщением, впечатлениями, творческой деятельностью.

Ребенок,как и взрослый, может сказать о себе словами Г. Р. Державина:

Я —связь миров, повсюду сущих.

Я —крайняя степень вещества.

Я —средоточие живущих,

Я теломв прахе истлеваю,

→ космобиопсихосоциокультурное,пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии;

→ активно осваивающее исозидающее общественно-исторический опыт и культуру;

→ самосовершенствующееся впространстве и времени;

→ имеющее относительнобогатую духовную жизнь;

→ проявляющее себя какорганическая, хотя и противоречивая целостность.

Итак,рассмотрев видовые особенности человека, мы можем ответить на вопрос: в чемсостоит природа ребенка, на которую призывали ориентироваться великие педагогипрошлого. Она та же, что и природа вида Homosapiens. Ребенку, как и взрослому, органически присущи и биосоциальность,и разумность, и духовность, и целостность, и противоречивость, и креативность.

Такимобразом, равнозначность и равноправие ребенка и взрослого объективно обоснованны.

Дляпедагогической антропологии важно не только знание отдельных особенностейдетства, но понимание того, что природа ребенка делает его чрезвычайночувствительным, отзывчивым на воздействия воспитания, окружающей среды.

Такой подход к ребенкупозволяет осознанно и системно применять антропологические знания в педагогике,эффективно решать проблемы воспитания и образования ребенка, исходя из егоприроды.

1. Асмолов А.Г.Психология личности. – М., 1990.

2. Гумилев Л.Н.Этносфера: История людей и история природы. – М., 1993.

3. Колесников В.Н.Лекции по психологии индивидуальности. – М., 1996.

4. Моисеев Н.Н.Человек и ноосфера. – М., 1990.

Читайте также: