Анализ занятости отдельных категорий обучающихся в свободное время доклад

Обновлено: 10.05.2024

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи является одним из приоритетных направлений социальной политики, важным аспектом образовательной деятельности, который позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Каникулы – важный период в жизни детей и подростков. Для педагогов это время связано с особой ответственностью.

Как свидетельствует опыт работы УО, оставление детей и подростков без педагогического влияния в период летних каникул чревато неприятными последствиями: в условиях избытка свободного времени и отсутствия контроля взрослых возникают условия для их асоциального поведения, приобщения к курению, злоупотреблению алкоголем, организации опасных забав, ведущих к травматизму, совершению противоправных действий. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.

Поэтому очень важно качественно и ответственно решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы обучающиеся хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под контролем взрослых. Важно также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых, творческих и т.д.).

В летний период учреждение образования по-прежнему остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей, организуя не только социальную защиту, работу по профилактике преступлений и правонарушений учащихся, но и способствуя тво р ческому развитию, обогащению духовного мира и интеллекта детей и подростков, их социализации с учетом реалий современной жизни через организованные формы.

При организации работы особое внимание в учреждении уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа.

Программа включает комплекс мер по организации оздоровительной кампании по всем стратегическим направлениям: организационно-методическую работу, организацию трудовой занятости, организацию оздоровительных лагерей, профилактическую работу с несовершеннолетними, организацию совместной работы с заинтересованными ведомствами.

Программа реализуется в течение мая-августа 2020 года, имеет целевой характер, направлена на обеспечение прав детей и молодежи на полноценный отдых в соответствии с интересами семьи, общества.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание единого воспитательного пространства, необходимых условий для организации оздоровления, отдыха и занятости детей в летний период; развитие их навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.

ЗАДАЧИ ПРОГРАМЫ:

увеличение количества обучающихся, охваченных организованными формами отдыха и занятости;

обеспечение максимального разнообразия видов деятельности учащихся с ориентацией на их индивидуальные интересы и склонности при взаимодействии с заинтересованными государственными, общественными, социально-воспитательными организациями;

укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому здоровью обучающихся;

усиление внимания к организации каникулярного отдыха социально незащищенных категорий детей, детей-инвалидов;

стопроцентный охват летним отдыхом детей, состоящих на различных видах учета, предотвращение совершения ими правонарушений и преступлений, обеспечение социальной защищенности детей;

предупреждение детского дорожного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организации летней кампании;

вовлечение детей и подростков в социально-значимую деятельность, обеспечение мер безопасности при организации летней работы;

формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, получения ими определенных навыков по самовоспитанию, организации здорового образа жизни, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений, бережного отношения к природе;

развитие навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

май-август 2020 г.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

активизация деятельности учреждения образования по развитию детского отдыха и занятости учащихся;

повышение качества содержания воспитания в оздоровительном лагере, организационных форм, методов летнего оздоровления и занятости учащихся;

создание условий для активного отдыха и развития учащихся, занятости их в трудовой, экологической и спортивной деятельности;

совершенствование научно-методического и информационного обеспечения летней оздоровительной кампании;

организация сотрудничества с заинтересованными структурами в области организации и содержательного наполнения летнего отдыха учащихся;

уменьшение количества правонарушений, иных асоциальных проявлений в молодежной среде, случаев детского дорожно-транспортного травматизма;

снижение социальной напряженности среди семей и детей, входящих в группу повышенного социального риска;

повышение ответственности законных представителей несовершеннолетних учащихся за жизнь и поведение детей.

Единый день безопасности дорожного движения

Турнир по мини-футболу среди юношей 2006-2009 го.р., посвященный памяти воинов-интернационалистов.

️В Китайско-белорусском индустриальном парке "Великий камень" прошел финал 11-го сезона республиканского молодежного проекта "100 идей для Беларуси"

Каникулы – важный период в жизни детей и подростков. Для педагогов это время связано с особой ответственностью.

Как свидетельствует опыт работы по организации занятости детей, оставление детей и подростков без педагогического влияния в летнее время чревато разного вида неприятностями: в условиях избытка свободного времени и отсутствия контроля взрослых возникают условия для их асоциального поведения, приобщения к курению, злоупотреблению алкоголем, организации опасных забав, ведущих к травматизму, совершению противоправных действий. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.

С другой стороны, наличие у учащихся свободного времени позволяет им выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, приобретать новый социальный опыт.

Поэтому так важно качественно и ответственно решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов организовать каникулярное время так, чтобы обучающиеся хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых. Важно также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых, творческих и т.д.).

При организации работы в летний период особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, из семей матерей - одиночек, а также обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Программа включает комплекс мер по организации оздоровительной кампании по всем стратегическим направлениям: организационно-методическую работу, организацию трудовой занятости, организацию оздоровительных лагерей, работу учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профилактическую работу с несовершеннолетними, организацию совместной работы с заинтересованными ведомствами.

Программа реализуется в течение мая-августа 2017 г., имеет целевой межведомственный характер, направлена на обеспечение прав граждан на полноценный отдых детей и молодежи в соответствии с интересами семьи, общества.

Формирование системы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на основе координации деятельности всех заинтересованных служб и ведомств, создания единого воспитательного пространства, необходимых организационных, кадровых, информационных условий в целях формирования духовно богатой, физически здоровой и социально активной творческой личности обучающихся, развития их навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.

формирование системы организации летнего отдыха, занятости и оздоровления детей на основе традиций, экономических, национально-исторических и социально-культурных особенностей района;

обеспечение максимального разнообразия видов деятельности учащихся с ориентацией на их индивидуальные интересы и склонности при взаимодействии с заинтересованными социально-воспитательными организациями;

укрепление взаимодействия государственных и общественных организаций, других заинтересованных структур в решении проблем организации летней занятости учащихся;

усиление внимания к организации каникулярного отдыха социально незащищенных категорий детей, детей-инвалидов в условиях инклюзивного образовательного процесса;

стопроцентный охват летним отдыхом детей, стоящих на различных видах учета, предотвращение совершения ими правонарушений и преступлений;

предупреждение детского дорожного травматизма через систему мероприятий в рамках организации летней кампании;

вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность,обеспечение мер безопасности при организации летней работы;

формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, содействие получению ими определенных навыков организации здорового образа жизни, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений, бережного отношения к природе, планете;

повышение качества содержания воспитания в оздоровительном лагере, организационных форм, методов летнего оздоровления и занятости учащихся;

создание условий для активного отдыха и развития учащихся, занятости их в трудовой, экологической и спортивной деятельности;

совершенствование научно-методического и информационного обеспечения летней оздоровительной кампании;

организация сотрудничества с заинтересованными структурами в области организации и содержательного наполнения летнего отдыха учащихся;

уменьшение количества правонарушений, иных асоциальных проявлений в молодежной среде, случаев детского дорожно-транспортного травматизма;

снижение социальной напряженности среди семей и детей, входящих в группу повышенного социального риска.

Вопрос взаимодействия семьи и школы является особенно актуальным. Проблему занятости наших детей во внеурочное время мы должны решать вместе. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, происходят в свободное от учебы время. Дети очень энергичны и если их не заинтересовать каким-либо делом, то об этом впоследствии придется жалеть нам, родителям. Задача ребенка - познать новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых помочь ему в этом нелегком деле.

Появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

На сегодняшний день в школе созданы условия, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Практика работы показывает, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе - это процесс, цель которого научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.

Педагоги находятся в постоянном поиске форм и технологий, которые эффективно бы влияли на личность ребенка и давали каждому учащемуся возможность самореализации. Создана воспитательная система в школе, позволяющая включить каждого школьника во внеурочную деятельность. В нашем понимании “массовое вовлечение” означает предоставление общеобразовательным учреждением самого широкого спектра возможностей каждому ребенку, при котором он сможет наиболее полно развить свои способности.

Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований . Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, дети обладают разными способностями, но как уже сказано выше, в школе получили развитие многие виды деятельности, поэтому при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Можно сказать, что каждому находится дело по душе. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьных и городских сценах. И выражают свою благодарность за то, что их дети заняты полезным делом. А это важный результат.

Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

04.PNG

Трудовая деятельность является важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды.

В свободное от учебы время большая часть подростков предоставлены сами себе. Статистика показывает, что именно в это время наблюдается рост детской преступности и травматизма. Таким образом, основным направлением работы особенно в летний период является организация временного трудоустройства несовершеннолетних в учреждениях, организациях и на предприятиях муниципального образования Пуровский район.

Однако в силу специфики особенностей строения организма и восприимчивости к нагрузкам у подростков трудовое законодательство предусматривает различные ограничения в применении их труда.

Лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности, являются несовершеннолетними. Совершеннолетними считаются граждане, которым исполнилось 18 лет. Правовое положение несовершеннолетних характеризуется особенностями, вытекающими из их возрастной характеристики (недостаток жизненного опыта, неумение правильно оценивать некоторые явления, предвидеть последствия своих поступков и т.д.). Соответственно, закон предусматривает некоторые ограничения самостоятельного совершения несовершеннолетними действий, с которыми связано наступление правовых последствий.

Алгоритм действий работодателя при организации рабочего места для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

При принятии решения организовать рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних работодателю необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий:

- внесение изменения в штатное расписание организации либо принятие временного штатного расписания с указанием планируемых должностей для несовершеннолетних; Необходимость внесения изменений в штатное расписание обусловлена тем, что организация в соответствии с трудовым законодательством заключает с несовершеннолетним срочный трудовой договор. Заключение договора гражданско-правового характера с несовершеннолетними запрещается.

- информирование несовершеннолетних об имеющихся вакансиях, видах работ и необходимого пакета документов, который должен предоставить несовершеннолетний работодателю;

- приказом руководителя утверждается должностная инструкция на должности, указанные в штатном расписании;

- заключается срочный трудовой договор с несовершеннолетним и назначается ответственный за учет фактически отработанного рабочего времени в соответствии с условиями трудового договора;

Трудовой договор, заключенный в письменной форме, заключается в двух экземплярах, и храниться у каждой из сторон. Все условия, зафиксированные и подписанные сторонами, являются надежным подтверждением взаимосогласованного волеизъявления работника и работодателя.

- перед началом работы сдается пакет документов на несовершеннолетних, указанный в разделе 3 настоящих методических рекомендаций;

- по окончании работы несовершеннолетнего происходит подписание акта и табеля учета рабочего времени с последующей выплатой заработной платы.

Несовершеннолетним работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ).

При оформлении на работу несовершеннолетнего работника в первую очередь необходимо определить его возраст!

Необходимый пакет документов

Трудоустройство несовершеннолетних происходит по общим правилам Трудового кодекса Российской Федерации.

До подписания договора сотрудник должен ознакомиться со всеми внутренними нормативными документами, регулирующими трудовые отношения. Для оформления на работу подростка необходим следующий пакет документов

14 лет

15-16 лет

16-18 лет

- трудовая книжка (если имеется)

- СНИЛС (если имеется)

- согласие одного из родителей на работу

или согласие органа опеки и попечительства

- справка по результатам медосмотра

- трудовая книжка (если имеется)

- СНИЛС (если имеется)

- справка по результатам медосмотра

- трудовая книжка (если имеется)

- СНИЛС (если имеется)

- справка по результатам медосмотра

- документы воинского учета (если имеются)

Время работы

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего дня и рабочей недели. Кроме того, подростки не могут привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздники. Продолжительность

От 14 до 15

От 15 до 16

От 16 до 18

Максимальная продолжительность рабочего времени в неделю (часы)

Дневная продолжительность рабочего времени (часы)

Ограничения

При трудоустройстве несовершеннолетних стоит помнить, что для работников, не достигших 18 лет, существуют следующие ограничения:

- условия производства должны соответствовать установленным нормам;

- запрещены поднятие и перенос тяжести выше определенной нормы;

- обязательное прохождение медицинской комиссии до трудоустройства и каждый год до 18 лет за счет работодателя;

- продолжительности рабочего дня не должна превышать установленные нормы;

- исключена полная материальная ответственность работника;

- расторжение трудового договора невозможно без согласования трудовой комиссии и органов опеки и попечительства.

Условия труда

При приеме на работу лица до 18 лет подлежат предварительному обязательному медицинскому осмотру. Важно! Прием на работу несовершеннолетних без прохождения предварительного медосмотра является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности (ч. 3, 5 ст. 5.27 КоАП РФ). Предварительный медицинский осмотр производится за счет средств работодателя!

Медицинский осмотр проводится с целью определения возможностей подростка выполнять работу без нарушения процессов роста и развития, ухудшения состояния здоровья, а также для определения соответствия функциональных возможностей требованиям, предъявляемым к профессиям по определенным видам деятельности. При медицинском осмотре выносится заключение о возможности продолжения работы или даются рекомендации по рациональному трудоустройству.

Противопоказанные условия труда для лиц моложе 18 лет (полный перечень см. СанПиН 2.4.2553-09):

Противопоказанные условия труда для лиц моложе 18 лет (полный перечень см. СанПиН 2.4.2553-09): Факторы

В том числе

химические

- химические вещества 3-4 класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны;

- химические вещества 1-2 класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;

- химические вещества, опасных для развития острого отравления;

- противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены;

биологические

- микроорганизмы-продуценты и препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов в высоких концентрациях;

- препараты, содержащие живые клетки и споры, способные вызвать аллергию в высоких концентрациях;

- патогенные микроорганизмы и возбудители паразитарных болезней.

физические

- слабо- умеренно- и высокофибриогенные аэрозоли в высоких концентрациях;

- шум выше уровня звука 70дБА;

- общая вибрация 1 и 2 категории транспорта, машин и механизмов;

- общая вибрация 3 категории выше ПДУ;

- локальная вибрация выше ПДУ;

- инфразвук выше ПДУ;

- ультразвук воздушный выше ПДУ, контактный ультразвук;

- лазер 2, 3, 4 класса опасности;

- ультрафиолетовое излучение выше норматива;

- радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений;

- повышенное атмосферное давление;

- микроклимат с нарушением норм;

- световая среда с нарушением норм.

Виды работ, на которых запрещено использования труда подростков

Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 года, продолжил давние традиции и предусмотрел значительные ограничения и льготы при осуществлении подростками своей трудовой деятельности. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет отражены в гл. 42 ТК РФ.

Если работодатель предполагает в деятельности предприятия использовать труд несовершеннолетних, то в первую очередь ему необходимо определить состав и характер предполагаемых работ, так как трудовое законодательство строго регламентирует работы, на которых не может быть применен труд лиц в возрасте до 18 лет.

Прежде чем принять подростка на работу, работодателю необходимо ознакомиться с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163.

В Перечень, запрещающий труд подростков до 18 лет, включено более 2 тыс. профессий.

Помимо этого, в ТК РФ перечислены и другие случаи, когда лицо моложе 18 лет не может стать участником трудовых отношений (работником), т.е. не может быть принято на работу:

характер которой требует заключения с работником договора о полной материальной ответственности (ч. 3 ст. 242);

в религиозную организацию (ч. 2 ст. 342);

по совместительству (ч. 6 ст. 282);

выполняемую вахтовым методом (ст. 298).

В соответствии с другими нормативными правовыми актами это лицо не может быть принято на работу и:

в ведомственную охрану (Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране");

на государственную службу (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

в профессиональные аварийно-спасательные службы (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");

Запрещается применение труда несовершеннолетних граждан на работах связанных:

  • с опасными и (или) вредными условиями труда;
  • с причинением вреда здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, ночные кабаре и клубы);
  • с производством, перевозкой и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами;
  • с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для подростков предельные нормы;
  • с направлением в служебные командировки, с привлечением к сверхурочным работам;

на работах выполняемых:

  • в ведомственной охране;
  • в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
  • по совместительству;
  • с заключением письменных договоров о полной материальной ответственности.

(Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163) с изменениями от 20 июня 2001 г., ТК РФ, ст. 265).

Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного наркотического или токсического опьянения, за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности с ними заключен быть не может (ст. 242 ТК РФ).

03.jpg

Допустимые физические нагрузки

В России установлены предельно допустимые величины показателей тяжести трудового процесса для подростков разного возраста и пола. Полный список ограничений перечислен в СанПиН 2.4.2553-09. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг)

Читайте также: