Доклад безотметочное обучение в 1 классе

Обновлено: 02.07.2024

Одно из направлений эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который проводится сегодня в части российских школ, – изменение системы оценивания в начальной школе. В частности апробируется безотметочное обучение.

  • устранить негативные моменты в обучении;
  • способствовал бы гуманизации обучения;
  • индивидуализации учебного процесса;
  • повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Еще одна опасность кроется в том, что методы самостоятельной познавательной деятельности еще не заняли в начальном обучении должного места, дети часто получают в готовом виде, а, следовательно, их отметка зависит от развития у них памяти, нежели мышления, сообразительности, любознательности и т.п.

В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки я применяю во всех классах начальной школы.

Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.

Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нём будут ошибки и несовершенства. Если провести этот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. Для первоклассников такие праздники роста нужно устраивать почаще. При этом необходимо особенно отметить заслуги именно тех детей, которые в своей первой самостоятельной работе не могли похвастаться успехами.

  • исходной неподготовленностью ребёнка к школе;
  • с семейными проблемами;
  • с характерологическими особенностями ребёнка;
  • с множеством не зависящих от него обстоятельств, которые мы не умеем преодолеть средствами школьного обучения, но за которые ребёнок расплачивается низкой школьной успешностью.

Однако невозможно сохранить в чистоте принцип сравнения только с самим собой: в классе есть группа ребят, которые самостоятельные работы выполняют без ошибок, и по сравнению с ними ошибающийся ребёнок всегда оказывается в невыгодном положении, даже если его прогресс несомненен.

Здесь особенно важна роль учителя, насколько он может одобрить, заметить и отметить самые незначительные подвижки в обучении ребёнка.

С самого начала учитель подробнейшим образом объясняет критерии оценивания, где нужно ставить крестик, если работа выполнена абсолютно верно, или не совсем верно, или вовсе не верно.

Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот приём будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэтому, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои крестики. Если самооценка ребёнка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые расхождения учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом.

Детям очень нравится оценивать себя и на уроках русского языка и на уроках математики, после тестовых заданий или математических или словарных диктантов.

Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения.

В своей работе во время проведения проверочных работ предоставляю ученикам право выбора заданий по степени сложности. Таким образом, стараюсь вселить в учеников уверенность в знаниях, помогаю им чувствовать себя успешными.

Во время тестовых заданий использую такой знак сомнения, как вопросительный знак.

Хотелось бы обратить внимание на то, что за недисциплинированностью, излишней подвижностью, дерзостью ребенка очень часто скрывается эмоциональная неудовлетворённость в семье, хронический недостаток признания и одобрения. Конечно, очень важно с детства формировать положительную адекватную самооценку у ребёнка. Как, каким путём, в какой последовательности можно добиться самопонимания и повысить самоуважение ребенка?

В заключение хотелось бы отметить следующее. Безусловно, в первых классах необходима безотметочная система оценивания. Только при соблюдении всех необходимых условий переход на отметочную систему оценивания в последующих классах будет носить менее травмирующий характер.

Во-вторых – четвертых классах следует, по моему мнению, совмещать безотметочное обучение наряду с выставлением отметок, которые, тем не менее, так стремятся получать дети. При этом нужно стремиться к тому, чтобы дети жаждали получать знания, а не оценки. Считаю, что не за все работы нужно всем ученикам ставить оценки.

А такие предметы, как ИЗО, физическую культуру и музыку следует перевести на зачётную систему оценивания, учитывая посещение отдельными детьми спортивных и музыкальных школ, изостудий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

в начальной школе:

Большую роль в формировании развития ребенка как самоизменяющегося субъекта образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению.

Многие будущие первоклассники собираются в школу с желанием, понимая значимость предстоящей их жизни (в большинстве случаев этому способствовало воспитание со стороны родителей, а так же посещение детских дошкольных образовательных учреждений). Но есть и такие дети, которые испытывают волнение, страх перед неизвестностью, что, в конечном итоге, может выявить в ребенке нежелание ходить в школу.

Одним из условий формирования положительной мотивации и как следствие важным условием получении высокого результата образования является проведение этапа адаптации детей к школе. Правильная организация этапа адаптации, положительная мотивация к школьному обучению, успешно применяемая система оценивания учебных достижений (безотметочное обучение) младших школьников является важным условием получения результата образования.

В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы (2 – 4кл.).

Безотметочное обучение усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.

На мой взгляд, данная система работы позволяет развивать у обучающихся способность к самообучению, самоуправлению и самообразованию.

2. СИСТЕМА БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ.

2.1. Необходимость введения

новой системы оценивания.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания.

2.2. Общие подходы к оцениванию

при безотметочном обучении.

В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:

- что оценивать? (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

- как оценивать? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

- каким образом оценивать? (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);

- что нужно учитывать при таком оценивании? (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

2.3. Правила оценочной безопасности.

В ходе учебного процесса необходимо использовать

правила оценочной безопасности, разработанные Г.А. Цукерман.

градация трудности учебного материала:

свобода выбора учеником уровня трудности учебных заданий:

позволяет учащимся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.

означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуален. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений.

означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои старые достижения.

2.4. Система безотметочного обучения

За основу была взята методика Г.А. Цукерман

(см. приложение 1)

2.4.1. Безотметочное обучение – 1

Безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системе оценивания. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнивать сегодняшние достижения учащихся с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, т.е. естественность процесса контроля и оценки.

Работая по безотметочной системе обучения, решается ряд задач, одной из которых является определение критериев оценки, средств и форм контроля как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов.

С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и учителей включается в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.

Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.

Я все знаю, все умею

Я ничего не знаю, не умею.

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

В 3 классе школьник может определять соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.

Карта знаний (представлена в виде рефлексивной таблицы).

Тетрадь личных открытий.

Дипломы, награды и т.д.

2.4.2. Безотметочное обучение – 2

Как показывает опыт, большинству родителей, чьи дети обучаются в школах, где действует система безотметочного обучения, сложно перестроиться на такое обучение. В результате эта щадящая и здоровьесберегающая система (для детей) невольно является раздражителем для родителей, особенно если она введена не только в 1 классе, но и на протяжении всей начальной школы.

2.4.3. Безотметочное обучение – 3

Одним из направлений работы в рамках безотметочного обучения стало изучение способов взаимодействия администрации и учителя по контролю за учебным процессом.

В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все итоговые сводные ведомости, в которых отражены необходимые материалы учителей, учащихся и психологов для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе. Кроме того, необходимо разработать систему отчетной документации, позволяющей всесторонне следить за ходом учебного процесса и развитием детей. Каждый учитель начальных классов создает папку отчетной документации и рабочую папку.

Рабочая папка учителя представляет собой систематизированное накопление учебной информации по данному классу. В нее входит:

Сведения о детях и родителях класса.

Список детей класса с указанием № личного дела, адреса, года рождения и телефона.

Учебный план дополнительных образовательных услуг.

График занятости кабинета, правила пользования учебным кабинетом.

Итоги успеваемости учащихся в рейтинговом порядке за предыдущий учебный год.

Уровень сформированности умений у учащихся по четвертям (сводная ведомость).

График контрольных, ТДР, проверочных работ.

Тематическое планирование по предмету.

Текст стартовой (итоговой) работы.

Сравнительный анализ итоговой и стартовой контрольных работ.

Тексты работ по проверке сформированности умений учащихся согласно графику (заполняется в течение года).

План педагогической деятельности учителя.

Работа с родителями:

- список классного родительского комитета

- листок учета посещаемости

- протоколы родительских собраний

- учет проведения тематических консультаций с родителями

План воспитательной работы:

- социальный паспорт класса

- план-график классный часов

- план-график общешкольных и классных мероприятий

- анализ внеклассной работы

Материалы по учебной деятельности:

- отчет по классу по четвертям и за год

- сравнительный анализ уровня сформированности умений учащихся по четвертям и за год

- анализ выполнения программ по темам по четвертям и за год.

Качественный и количественный показатели степени сформированности умений отражается в трех показателях: степени обученности, качестве знаний, проценте успешности.

2.5. Способы дифференцированного оценивания

Крайняя правая точка (рис.1) или верхняя точка (рис.2) – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу (эталону). Средний уровень – середина линеечки, отмечается учителем или самим учеником в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от стандарта, от образца.

выбор критерия, по которому оценивается данная работа (в 1 классе желательно задавать только один критерий)

сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном)

Для оценивания ученик рисует на полях тетради, напротив выполненной работы, и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребенок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. Если оценки ученика и учителя совпали, учитель обводит крестик ученика кружком.

Оценки не совпали: Оценки совпали:

Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, четырехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора + четвертый цвет – белый.

- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.

- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.

Для организации работы по данной системе оценивания каждый ученик работает с сигнальными карточками всех четырех цветов. При выполнении какого-либо задания (решение уравнений, задач, заполнение пропусков и т.д.), сравнив его с образцом, ученики, показывают сигналом, как они выполнили задание. Учитель видит, как выполняют учащиеся задание, видит и общий результат.

Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае целесообразно проводить работу в парах двумя способами:

1-й способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочеты.

2-й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Оценки совпали: Оценки не совпали:

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Далеко не все дети добиваются блестящих успехов в обучении. Соответственно, и похвал им перепадает меньше, чем более способным сверстникам. В подобных случаях чрезмерная фиксация родительского внимания на учебе нередко дает обратный результат. Остро переживая свою неуспешность, ребенок начинает увиливать от занятий. Чем, естественно, вызывает нарекания. Быстро образуется порочный круг, в результате чего проблемы ребенка только усугубляются.

Я считаю, что в первых классах необходима безотметочная система оценивания. Только при соблюдении всех необходимых условий переход на отметочную систему оценивания в последующих классах будет носить менее травмирующий характер. Во-вторых – в последующих классах следует, по моему мнению, совмещать безотметочное обучение наряду с выставлением отметок, которые, тем не менее, так стремятся получать дети. При этом нужно стремиться к тому, чтобы дети жаждали получать знания, а не оценки. Считаю, что не за все работы нужно всем ученикам ставить оценки.

Ребёнок имеет право на сомнение. Они знают, учитель всегда придёт на помощь, объяснит. Иногда ребенку нужна только поддержка, одобрение со стороны учителя или наводящий вопрос.

В своей деятельности я использовала практические рекомендации при планировании, подготовке и проведении уроков, а так же при рефлексии своей педагогической деятельности. Приведу несколько примеров своего опыта работы:

Внедряя в свою работу систему безотметочного обучения, я заметила, что это так же способствует развитию коммуникативных качеств учащихся, созданию дружного коллектива.

В данной статье отражены основные особенности безотметочного оценивания первоклассников, его положительные и возможные отрицательные стороны. Статья содержит в себе подробное описание опыта применения методики "успехов" в первом классе. Данная система помогает и ребенку и родителям отслеживать качество знаний, умений и навыков, получаемых в первом классе. Они понимают, какой предмет нуждается в поддержке. У детей формируется адекватная самооценка. Развивается мотивация к учению. Ребенок сам наглядно может увидеть свою успеваемость, что может стимулировать его к росту над самим собой. И, что немаловажно, текущие отметки во втором классе становятся весьма предсказуемыми.

Оценить 652 1

Безотметочное оценивание в 1 классе

Безотметочное оценивание – это оценка качества знаний, умений и навыков обучающегося без выставления отметки. Данный формат обучения в первом классе необходим для создания условий сохранения пихофизического здоровья младших школьников, развития у них положительной мотивации к учению. Самое главное, что правильно выстроенная система безотметочного оценивания будет способствовать становлению адекватной самооценки обучающихся, а также развитию способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Отсутствие отметок в первом классе позволяет первоклассникам мягко и безболезненно перейти с одной ступени образования на другую. Но тут существуют некоторые опасности. Некорректно выстроенная система оценивания может привести к тому, что ни сам ребенок, ни его родители не смогут отследить собственные успехи или неудачи. Бывает так, что ребенок учится неплохо, но никак не проявляет себя на уроках. В таких ситуациях родители и ученики могут столкнуться с трудностями во 2 классе, когда внезапно начнут сыпаться отметки за каждую работу (и не всегда положительные).

Безотметочное обучение в первом классе продиктовано требованиями ФГОС. Методики и системы оценивания качества знаний, умений и навыков обучающихся без отметок все же еще не столь распространены и известны учителям. Таким образом, достаточно большое количество педагогов продолжают выставлять смайлики, солнышки и тучки в тетрадях первоклассников, что является в корне неверным. Ведь любые подобные символы могут быть легко переведены ребенком в те же самые отметки, от которых мы пытаемся уйти в первом классе. На мой взгляд, тетрадь первоклассника, переполненная тучками и грустными смайликами, никак не может способствовать развитию положительной мотивации к учению. К тому же, самооценка ребенка тоже может пострадать. И уже с первого класса мы наблюдаем детей, смирившихся со своими неудачами в учебе. Исходя из этого, можно утверждать, что разработка новых методик безотметочного оценивания, а также распространение собственного опыта по данной тематике является актуальными и полезными действиями в сфере образования.

На мой взгляд, наиболее интересными являются накопительные системы оценивания. В таких методиках обучающиеся накапливают, условно говоря, баллы за свои успехи. Таким образом, количество баллов, которое никак нельзя перевести в отметку, показывает уровень активности и качества знаний ребенка день ото дня. Более того, при фиксации данных можно наблюдать динамику каждого ученика по каждому предмету. Таких систем достаточно много и они могут быть абсолютно разными. Всё зависит от творчества учителя.

русский язык – жёлтый треугольник;

литературное чтение – оранжевый круг;

математика – красный квадрат;

окружающий мир – зелёный прямоугольник;

изобразительное искусство – фиолетовый овал;

технология – синяя трапеция.

И, напротив, у ученика, который всю неделю отвечал и был активен на уроках, будет достаточно материала для создания красивой работы (рис.2).

Как оценить учебные достижения в первом классе учащихся?

Современной начальной школой с её пристальным вниманием к становлению личности взят курс на безотметочное обучение. В первом классе безотметочное обучение является обязательным. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, выделения критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Оцениваться должны ведь не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество, инициатива во всех сферах школьной жизни. Оцениванию между тем не подлежат личные качества ученика (темп работы, особенности памяти внимания, восприятия). Оценивается работа, а не её исполнитель.

При отказе от выставления отметок учащимся 1-х классов нужно перестроить всю оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем не сразу. До их введения не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звёздочки, цветочки, разноцветные полоски и пр., поскольку они принимают на себя функции отметки и отношение ребёнка к ним адекватно цифровой оценке. Кроме того, отметкой оценивается результат какого-либо этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые результаты обучения, отметкой больше оценивается процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развёрнутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирования его самооценки.

Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет показать ученику динамику результатов учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Словесная оценка должна быть содержательной, с анализом работы, чёткой фиксацией успешных результатов и раскрытием причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также способы устранения недочётов и ошибок.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Это не простое выставление себе отметок: при самооценке ученик даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних, выстраивает собственную программу дальнейшей деятельности.

Процедура самооценки включает :

– разработку учителем чётких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся;

– создание необходимого психологического настроя учеников на анализ собственных результатов;

– обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимися известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;

– составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Представлю свой опыт организации оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения.

Оценивание деятельности ребёнка веду с начала обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчёркиваю, что надо хорошо готовиться к уроку, объясняя, что это значит.

Очень важно выделять именно успехи каждого ребёнка в течение каждого дня, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни.

При этом приоритетными остаются опора на успехи ребёнка и акцент на положительных сторонах его учебной деятельности.

На этом этапе важно обозначить перспективу: что именно и как нужно сделать. Фиксируя трудности, вселяю в ребёнка веру в то, что у него всё обязательно получится, и максимально помогаю ему в этом.

Успешность оценивания определяется систематичностью. Важно, чтобы оценён был каждый вид деятельности ребёнка, на каждом этапе, чем обеспечивается понимание критериев и создается база для самооценивания детьми своего труда.

Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1)оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые наиболее применимы и эффективны.

1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребёнку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие суждения, опираюсь на памятку:

1) выдели то, что должен делать ребёнок;

2) найди и подчеркни то, что у него получилось;

3) похвали его за это;

4) выяви то, что не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;

5) сформулируй то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок уже умеет (найди этому подтверждение, чему надо научиться, что (кто) ему поможет.

Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

2. Поощрения применяю от более простых видов к сложным:

1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд и др.);

В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, по заданию учителя или вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д.

Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне.

Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов: ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы (не раньше, чем с середины 1-го класса, можно переходить к формированию прогностической самооценки. Поясню, как это происходит.

1-й класс. Ретроспективная оценка.

1-й шаг: ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, т. е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребёнок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.

2-й шаг: ребёнок оценивает себя сразу после выполнения задания, до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

После проведения математического диктанта детям предлагается оценить умение проверять полученный ответ. Те, кто уверен, ставит крестик вверху, кто не уверен – внизу.

4. Диагностические карты заводятся для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков.

В карту заносятся основные программные требования по математике, которые должен освоить ребёнок в ходе обучения (достижения). Требования к результатам обучения и показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей.

Регулярно отслеживаются успехи в обучении и поступательное развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. Первая диагностическая работа (входная) проводится в начале учебного года. Итоги входной диагностики определяют стартовый уровень развития ребёнка до обучения, сигнализируют, какой учебный материал необходимо повторить, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.

Промежуточная диагностика позволяет учителю оценить надежность усвоения учебного материала. Диагностические карты заполняются учителем и учениками.

Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика по четвертям, в нем фиксируется продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом учителем.

При такой организации безотметочного обучения в первом классе переход к выставлению отметок во 2-м и последующем классах становится естественным и объективным. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок.

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

3. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я., А. Я. Горбылёва. – М. : АРКТИ, 2006. – (Школьное образование).

Консультация для педагогов. Деловые игры в курсовой системе повышения квалификации педагога В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы.

Методика обучения технике квиллинга на мастер-классе ]Декоративно-прикладная деятельность школьников в дополнительном образовании. К возможностям декоративно-прикладного искусства художники-педагоги.

Работа социального педагога в системе дистанционного обучения Составной частью процесса социальной реабилитации де­тей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им.

Читайте также: