Рембрандт библейские сюжеты доклад

Обновлено: 02.07.2024

Вершиной голландского искусства XVII века является творчество Рембрандта, который принадлежит к числу мировых гениев живописи. Будучи одним из самых типичных голландских художников, он в то же время, подобно Веласкесу и Рубенсу, далеко выходит за рамки своей национальной школы.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) родился в Лейдене в семье мельника. Какое-то время он учился в латинской школе, затем в Лейденском университете, откуда вскоре перешел в мастерскую живописца. Сменив нескольких учителей, Рембрандт уже в девятнадцать лет открывает собственную мастерскую и начинает работать самостоятельно. В этот ранний, так называемый лейденский период своего творчества он лишь нащупывает самостоятельный путь в искусстве [1, c. 26].

Все творчество Рембрандта пропитано наивысшим воплощением голландского реализма, который был необычайно близок душе самого художника. Его произведения поражают широтой тематического охвата, что является большой редкостью в истории мирового искусства. В многочисленных композициях, портретах и в автопортретах Рембрандт изучает возможности выразительных средств живописи (в особенности светотень) в передаче различных состояний человеческого лица, мимики и характера. Каждая такая работа превращалась в студию, в которой исследуется и передается лишь одно психологическое состояние модели, но во всей его острой характерности и определенности [2, c. 43].

Драматизм, непосредственность, впечатление схваченного мгновения, соответствующим образом избранные композиции и освещение, полное сочувствия психологическое описание составляют неповторимые особенности произведений Рембрандта.

В 1630-е годы Рембрандт выполняет большое количество портретов, а также композиции на библейские и мифологические сюжеты. В последних еще ясно ощутимо влияние европейского барокко: художника привлекают сцены, полные динамики и контрастов.

В полотнах мифологической серии, необыкновенно ярко раскрывается талант Рембрандта — рассказчика, его стремление показать противоречивость и двойственность человеческой натуры, в которых, по мнению мастера, лежат мотивы любого поступка.

Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннему миру человека во всём богатстве его душевных переживаний. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII столетия, воплотив в яркой индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойдённое мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие передовые идеи времени. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, групповые портреты, натюрморты, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты.

Если в начале своего творческого пути он был художником-живописцем, то вскоре он становится духовидцем. Он становится художником чудесного. Всё это подтверждается в его работах красками, дивным освещением, которое он создаёт.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Рембрандту великолепно удавалась глубоко индивидуальная трактовка каждого образа. Не смотря на схожесть колорита, композиционных приемов и костюмов его героев с полотнами Ластмана, художнику удалось выработать собственный неповторимый стиль, основанный на стремлении передать истинные чувства самого человека такими, какие они могли бы быть в реальности. Оставаясь в рамках традиционных мифологических и библейских сюжетов, картины Рембандта лишены надуманности и театральности.

На протяжении всего творчества, в изображении человека, Рембрандта привлекали эффектные в своем выражении чувства страха, боли, состояния радости, горя, негодования, удивления — все, что видно невооруженным взглядом, а не внутренние переживания, сокрытые глубоко внутри.

Продолжая тему активных дискуссий, ведущихся по поводу картины, надо отметить, что в лице Данаи мало сходства с прекрасно известным обликом Саскии. Проведенная рентгеноскопия разрешила и эту загадку. Дело в том, что полотно не предназначалась для продажи, долгое время оно хранилось в личной мастерской художника, вплоть до его полного банкротства, после которого все его вещи были изъяты и распроданы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Рембрандт постоянно возвращался к своей любимой работе, переписывая её в соответствии с новым уровнем профессионального живописного видения или в зависимости от состояния души и настроения. Переписывая черты лица Данаи, он то придавал ему характерные особенности Гертьё Диркс, служанки, которая жила в его доме после смерти жены, то придавал сходство с Хендрикьё Стоффелс. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин. Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее.

Список литературы:

Бернен С. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи 1270—1700: О том, что знали сами художники: [слов.] / С. Бернен, Р. Бернен; [пер. с англ. Р.Ю. Петрова, В.В. Симонова]. СПб.: Акад. проект, 2000. — с. 301.
Доброклонский М.В. Рембрандт, Харменс ван Рейн // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С.И. Вавилов. 2-е изд. М.: Энциклопедия, 2013.
Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры / Гос.музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина; авт. текста и сост. Р.И. Русекова и Г.И. Шрамкова; предисл. д. филол. н., проф. В.Н. Ярхо. М.: Изобразит. искусство, 1994. — 206 с.

1630-е годы — период беззаботной и обеспеченной жизни, когда Рембрандт написал свои лучшие картины. Поговорим о мифологических и библейских сюжетах в его творчестве.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.






1. Рембрандт. Воздвижение креста
2. Рембрандт. Снятие с креста
3. Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста

Поговорим о мифологических и библейских сюжетах в творчестве Рембрандта.

▪️ Этот заказ он получил благодаря Хендрику ван Эйленбюрху, в доме которого художник жил в Амстердаме (он же оказался и дядей будущей жены художника). До вступления в гильдию Св. Луки Рембрандт не имел права продавать свои работы сам. Эйленбюрх обеспечивал его заказами и помогал с продажей.

🧨 Художник выбирает кульминационный момент, когда крест еще не обрел вертикальное положение.

🌅 Работа со светом. Яркая вспышка света освещает фигуру Христа, толпа скрыта тенью. Погружение во тьму соответствует тексту евангелия, в котором говорится о том, что в тот момент наступила тьма по всей земле. Свет проходит через фигуру палача и останавливается на мужчине в голубом.

🤳 Здесь есть и автопортрет художника — он находится в точке пересечений диагоналей полотна, в геометрическом центре картины. Таким образом художник как бы становится соучастником казни Христа.

🤳 Здесь тоже есть изображение художника — фигура в голубом, стоящая на лестнице. Но здесь он не палач, а находится в окружении Спасителя.

▪️ Композиция так же построена по вертикали.

©️ Скорее всего Рембрандт был знаком с работой Рубенса на аналогичную тему. Он применяет композиционные приемы Рубенса: располагает персонажей венком вокруг фигуры Христа, смещает вправо вертикали креста, чтобы передать движение из глубины картины на зрителя.

🧎 В отличие от Рубенса, у рембрандтовского Иисуса искаженные пропорции, вывихнутые суставы, сведенное судорогой лицо. А у Рубенса Христос — человек богатырского телосложения.

▪️ Картина Рубенса эмоционально яркая, так как предназначалась для католического храма. Рембрандт же писал для принца-протестанта.

🌅 Особенности работы. Рембрандт не ищет эффектных выразительных поз и светом выхватывает центральную группу — свет исходит от тела Христа и изливается потоком на лица учеников. Отблески от тела выхватывают из тьмы эмоции и переживания.

▪️ Интересна фигура в восточной одежде, стоящая у подножия креста и опирающаяся на трость. Вероятно, это сановник Синедриона. Но ничто не напоминает в нем еврея — перед нами чисто голландский тип. Возможно, он написан с какого-то реального чиновника.

🆕 Новаторство. Раньше никто из художников не помещал свое изображение в центре холста и тем более не делал себя участником казни Христа.

🤲 Рембрандт долго не мог получить плату за эти работы. Принц должен был заплатить по 600 флоринов за каждую. Рембрандт получит деньги только через полгода, после того, как отправит принцу три письма с напоминанием.











1. Мост Сикса
2–4. Зарисовки с улицы
5–8. Животные
9. Ангел возвещает пастухам рождение Спасителя
10. Изгнание торгующих из храма

1️⃣ Рембрандт стал первым живописцем Возрождения, который изображал настоящих зверей, а не мифических. Он заходил в зверинцы, знакомился с хозяевами, узнавал про нравы животных и писал гравюры с натуры.

1️⃣ Он стал первым, кто смог передать световые эффекты и придать фигурам движение на черных оттисках без использования других красок.





1. Даная, 1636–1643
2. Похищение Ганимеда, 1635
3. Пир Валтасара, 1635
4. Жертвоприношение Авраама, 1635

В отличие от большинства голландских художников Рембрандт продолжает разрабатывать мифологические и библейские темы. Поговорим о некоторых из них подробнее.

🤔 Художник никогда не был в Италии и не обучался у итальянских мастеров, но создает под их влиянием ряд картин на мифологические и религиозные сюжеты.

✨ Эту работу Рембрандт писал для себя, а не на заказ. Зевс золотым дождем проникает в чертоги Данаи, будущей матери Персея.

🙋‍♀️ Рентген показал, что там сразу две картины. Первоначально художник написал свою жену Саскию через 2 года после женитьбы. Но в 1642 году Саския умирает, и любовницей Рембрандта становится кормилица его ребенка Титуса — Гертье Диркс. Говорят, что она потребовала переписать эту работу, наделив Данаю ее чертами. Рембрандт изменил не только лицо, но и позу женщины.

▪️ В первом варианте картины Даная прощалась с Зевсом: ее рука была повернута ладонью вниз в жесте прощания. А во втором варианте рука обращена ладонью вверх — Даная ожидает Зевса.

📍 До 18 века местонахождение картины было неизвестно. В 18 веке картина всплывает в коллекции французского коллекционера Пьера Кроза, а затем попадает в собрание к Екатерине Второй по рекомендации Д. Дидро.

📖 Работа по мотивам мифологического сюжета. Ганимед отличался необыкновенной красотой, которую заметил Зевс и, обратившись в орла, спустился на землю, чтобы похитить его.

▪️ На Олимпе Ганимед станет виночерпием — об этом напоминает виноградная ветвь в руках младенца.

🆕 Новаторство Рембрандта: обычно Ганимед изображается в виде красивого юноши. Рембрандт же дает необычную и очень ироническую трактовку юноши как младенца с искаженным лицом.

📖 По сюжету Валтасар получил власть в Вавилоне после смерти отца и устроил пир. Гостям не хватило посуды, и он приказал принести ритуальные золотые кубки из Иерусалима. Осквернив кубки, все увидели руку, которая выводила на стене надпись. Никто из мудрецов не смог ее прочесть, кроме пророка Даниила — пророчество гласило о скорой гибели Вавилона.

🎨 Рембрандт работал над картиной два года. Он использовал уже традиционные для себя цвета: золотистые, коричневые, красные. Герои выступают из темноты, освещенной буквами. В изображении жены Валтасара проступают черты Саскии.

🆕 Рембрандт по-новому решил вопрос с буквами. До Рембрандта, чтобы изобразить буквы, которые нельзя сразу прочитать, изображали либо пишущую руку, но без надписи, либо писали слова на латыни, но с ошибками.

▪️ Рембрандт же пишет на иврите без ошибок, но не справа налево, а сверху вниз. Это решение, возможно, подсказал его сосед — раввин Менаш бэн Исраэль.

🎨 Характерные черты творчества Рембрандта — монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени. Напряжение создается сильным светом, выделяющим тело Исаака.

▪️ Рембрандт выстраивает фигуры вертикально. Ангел не подходит из-за спины, а подлетает сверху. На лице Авраама смятение.

🆕 Новаторство. Рембрандт убирает из сюжета важный мотив — агнца. Теперь Бог не говорит о замене жертвы, он просто останавливает процесс. Нож Авраам явно держал не твердо. Ангел легко схватил его за руку, а нож уже выпал.

🔪 Композиционный психологический ход — это момент остановленного мгновения, изображение падающего ножа.

Вязание - ваше хобби. Спецвыпуск EXTRA №5 2019 Издательство: Конлига-Медиа Язык: русский .

Флеш-часики из программы "Время" + КОД Устанавливаем часики в эпиграф. Размер часиков можно.

Плееры для вставки МР3 .

Очистка компьютера от ненужных файлов. .

Карл Густав Юнг: Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной Карл Юнг Зн.

-Стена

Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков. Симеон Афонский

-Всегда под рукой

-Я - фотограф

Версаль. Парк. Ч. 3










-Статистика

image010 (529x700, 80Kb)

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн. "Возвращение блудного сына" (1666-1669 годы). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Евангелие от Луки, XV, 11-32.
11Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.


Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь - при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Как и в случае с девочкой из "Ночного дозора", в "Возвращении блудного сына" есть персонажи, окутанные тайной. Их четверо - кто-то условно называет их "братьями и сестрами" главного героя. Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына - хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов - в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. Кстати, не исключено, что Рембрандт изобразил так самого себя - автопортреты, как известно, нередки в его картинах.


Еврейская тема в произведениях Рембрандта

Харменс ван Рейн Рембрандт известен во всем мире как голландский живописец, портретист и офертист. Но удивительное дело - своим его считают не только в Голландии. Евреи также называют его своим - великим не еврейским художником, сумевшим по-настоящему разгадать глубину еврейской души. И у них есть все основания так считать. Рембрандт создал свою собственную "Библию" - это коллекция из 800 работ на религиозную тематику. И большая часть из них хранит на своих полотнах лица евреев - богатых и бедных, молодых и старых, женщин, мужчин и детей.

Почему религиозные сюжеты так интересовали великого художника, трудно сказать. Возможно, вечный поиск себя, красоты в себе и окружающем мире и всепобеждающей любви привел его к этой теме. А среда, в которой оказался Рембрандт, стала той благодатной нивой, которая взрастила гений художника.


Рембрандт переехал в Амстердам в 1631 году. Этот город в те времена отличался свободой нравов и благодаря этому собирал под своей крышей необычные таланты, свободомыслящие умы со всего мира. Не удивительно, что прижились здесь и евреи.

Волей случая в Амстердаме Рембрандт поселился именно в Еврейском квартале. Но, возможно, это было не случайно. Дело в том, что еще до приезда в Амстердам живописец очень сблизился с меннонитами. Это такое религиозное течение, свободное от догм и религиозных штампов. Сторонники течения проповедуют любовь как основу бытия, а любовь к ближнему своему считают главным своим постулатом. Причем они не делили людей на своих и чужих и молились за любовь к ближнему без привязки к религиозной концессии.

Меннониты были намного добрее, мягче и гибче, чем официальная реформаторская церковь Голландии, к которой принадлежал Рембрандт. Еще одной особенностью меннонитов стал уклон в Ветхий завет. И Рембрандт знал его почти досконально.

Именно поэтому, оказавшись в еврейском квартале Амстердама, художник очень быстро нашел общий язык с евреями, а на религиозной почве они вообще стали очень близки. Ведь и у меннонитов, и у иудеев было то, что их очень сильно объединяло. Это Ветхий завет.

Портретная галерея

Собственно говоря, Рембрандт, живя среди евреев, читая о евреях и молясь, как еврей, понял, что сближения не избежать. И тогда он стал присматриваться к людям, которые окружают его каждый день. Влияние Ветхого завета сделало свое дело. Рембрандт видел вокруг себя не просто евреев - он воспринимал их как потомков тех древних скитальцев, как ожившие библейские персонажи. Для него вся эта кипящая жизнь, с еврейскими базарами, магазинами, врачами, стала ожившей картинкой из Библии.


Не удивительно, что он стал переносить ожившие персонажи, живущие рядом, к себе на плотна.

"Синагога", "Еврейская невеста", "Голова молодого еврея" и многие, многие другие картины, сюжеты которых Рембрандт взял из Библии, сделали своим героями еврейские лица.

Интересно наблюдать, как менялась интерпретация образов, в зависимости от изменения мировоззрения художника. Если ранние работы религиозной тематики Рембрандта были очень пафосные, ближе к каноническим, то во второй половине жизни они приобрели неимоверную выразительность, человечность, глубину и сердечность.

А все благодаря тому, что в хламидах древних выступали не выдуманные образы, а реальные люди. Евреи амстердамского Еврейского квартала стали натурщиками для великого голландца. Они любили собираться вечерами у Рембрандта на посиделках. А потом он их рисовал, создавая свои шедевры.

Одним из друзей Рембрандта того времени был известный еврейский философ, мыслитель и мудрец Менаше бен Исраэля. Его семья бежала от испанской инквизиции и осела в относительно безопасном Амстердаме. Не случайно в те времена этот город называли "Новым Иерусалимом".


Рембрандт очень много почерпнул из общения в Исраэлем. Именно этот еврейский философ помогал ему трактовать истории из Ветхого завета.

Для того, чтобы так глубоко погрузиться в тему, Рембрандту приходится очень много читать, для чего он учит иврит. Язык практикует со своими друзьями-евреями и вынашивает все новые и новые образы.

В его еврейской галерее - врачи и прекрасные матери, совершенно не похожие на рубенсовских женщин, хранительницы семейного очага, старики и дети. Их руки - уставшие и морщинистые, их спины - согнулись, и только глаза, излучающие вселенскую скорбь, сияют на лицах. Взгляд людей, изображенных на полотнах художника - это нечто особенное, что приковывает внимание, и оторваться от картины ты уже не можешь.

Череда трагических событий прокатилась по судьбе Рембрандта. Сначала один за другим умирают все его трое детей, рожденных от супруги еврейки Саскии, а затем умирает от болезни и сама Саския. Еще один удар - в возрасте 26 лет умер сын Саскии, Титус.

Появление молодой любовницы, которая решилась родить для Рембрандта дочь, лишь ненадолго согнало депрессию, которая охватила Рембрандта после всех этих потерь.

Вскоре Рембрандт понял, что перестал быть модным художником. Ему прекратили присылать заказы на портреты. Его картины стали хуже продаваться. Он медленно, но уверенно катился к банкротству. И оно случилось.


В период "гетто" голландец создал галерею из 30 потрясающих картин. Это поистине завораживающие работы, которые оставили для автора особое место в истории. Посмотрите только, чего стоит "Старый еврей в красном".

Однако любовь к публике очень переменчива. И этот творческий всплеск не нашел финансового вознаграждения за труд.

Рембрандт остался без денег, и совсем один. Только два друга были с живописцем до последнего мгновения, в богатстве и в бедности. Одним из них был аптекарь Абрахам Франсен – его образ Рембрандт сохранил на одном из офортов. Имя второго друга история не сохранила.

Рембрандт умер в нищете, одиночестве и бесславии в возрасте 63 лет. Его похоронили в безымянной могиле. Но история сама расставляет все по местам. И сегодня Рембрандт - вне времени и вкусов, классик, сумевший вывернуть еврейскую душу наизнанку.

Читайте также: