Доклад диссертационная работа а также курсовая работа и дипломная работа примыкающие

Обновлено: 18.05.2024

Язык науки – система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. Язык науки стремится к точности и однозначности выражений. Язык науки позволяет и требует избегать таких недостатков естественного языка, как многозначность слов, расплывчатость и неопределённость их содержания, двусмысленность выражений и т. п.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств мас­совой коммуникации, с ростом значимости науки в совре­менном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.

Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная и терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии (особенно это заметно в экономической сфере, например, менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер и проч.).

Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лекси­ки над конкретной. Весьма частотными являются суще­ствительные с абстрактными значениями типа: мышле­ние, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и под.

Лексический состав научного стиля характеризуемся относительной однородностью и замкнутостью, что вы­ражается, в частности, в меньшем использовании сино­нимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.

В научном функциональном стиле отсутствует разго­ворная и просторечная лексика. Этому стилю в мень­шей степени свойственна оценочность. Оценки исполь­зуются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной, доступной, пояснить мысль, и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер. Научному стилю речи чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения.

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таб­лицы, графики и т. п. В большей степени это характерно для текстов естественных и прикладных наук: математи­ки, физики, химии и др. Однако практически любой науч­ный текст может содержать графическую информацию; это одна из характерных черт научного стиля речи.

Жанры научного стиля.

Научный стиль речи

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Исследование характерных особенностей научного стиля речи

Другие контрольные работы по предмету

·научно-популярный,

·научно-деловой,

·научно-технический (производственно-технический),

·научно-публицистический,

·учебно-научный.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" [9.С.195] функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как:

На мой взгляд, представляется, что более целесообразно рассматривать указанные подстили научного стиля: т.к. эта классификация наиболее современная, отвечающая современным реалиям.

·Собственно научный подстиль используется при написании текстов двух типов: первичных и вторичных. К жанрам первичных текстов относятся научные статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, публикуемые тексты докладов и т.п. Цель этих текстов - доказательство обретенной научной истины. Вторичными текстами называются те письменные и печатные работы, основная цель которых состоит в описании или изложении содержания первичных текстов. Жанрами вторичных текстов являются разного рода конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Основным адресатом произведений собственно научного подстиля являются представители той или иной научной специальности.

·Научно-учебный подстиль выступает в учебниках, пособиях, учебных справочниках, публикуемых курсах лекций и др. учебных изданиях. Их цель состоит в передаче уже известных научных истин в ходе обучения и самообразования. Адресат данных произведений - лица, обучающиеся или повышающие квалификацию по какой-либо специальности, а также получающие общеобразовательные сведения.

·Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля - обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.

·Научно-популярным подстилем пишутся тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы. Их цель -самым общим образом информировать читателей о тех или иных научных идеях, открытиях и изобретениях Было бы вполне закономерно отнести научно-популярные произведения к публицистическому стилю, так как с научным стилем их сближает лишь употребление терминологии, да и то в очень ограниченном количестве. Однако отечественная языковедческая традиция относит научно-популярные тексты к научному стилю [8.C. 174].

В соответствии с данной классификацией, предлагается описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи Функционально-стилевая кла классификация Жанровая классификация Собственно научный стиль Монография, статья, доклад, курсовая работа, дип дипломная работа, диссертационная работа Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, Патентное описание Научно-справочный Словарь, справочник, каталог Учебно-научный Учебник, словарь, методическое пособие, ко конспект, аннотация, устный ответ, объяснение Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

2.2 Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

·Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

·Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

·В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

·Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

oназвание общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем);

oназвание, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой);

oназвания, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия алхимии).

·Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

oвыбор темы исследования,

oописываются методы исследования,

oформулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

·Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

·Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

2.3. Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных текстов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста [11]. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

·Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

oРеферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

oРеферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

·Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

oРеферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точе

Жанр - форма организации речевого материала
в рамках того или иного стиля речи. В жанровом
отношении научная речь является одной из наиболее
богатых разновидностей русской речи. Жанровое
многообразие научного стиля обусловлено, прежде
всего, наличием в нем множества типов текстов.

3. Функционально-стилевая классификация научного стиля речи

собственно научный,
научно-информативный,
научно-справочный,
учебно-научный,
научно-популярный
Опираясь на данную классификацию,
предлагаю описание научных текстов
различных жанров, соответствующих
выделенным разновидностям научного
стиля.

Научный стиль речи
Функциональностилевая классификация
Жанровая классификация
Собственно научный
стиль
Монография, статья, доклад, курсовая
работа, дипломная работа,
диссертационная работа
Научно-информативный
Реферат, аннотация, конспект, тезисы,
патентное описание
Научно-справочный
Словарь, справочник, каталог
Научно-учебный
Научно-популярный
Учебник, словарь, методическое пособие,
лекция, конспект, аннотация, устный ответ,
объяснение
Очерк, книга, лекция, статья

5. Схема построения научных текстов в различных жанрах

В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее
обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте)
и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете).
Доказательствами главного тезиса являются аргументы(доводы, основания,
приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема
научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы
также иллюстрации- примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические
положения.
Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится
аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы
дальнейших изысканий.
Тезис и признак
Аргументы
Иллюстрации
Вывод

6. Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения
исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это
так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся
специалистами и для специалистов.
Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению
одной проблемы, одного вопроса.
Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор
излагает результаты собственного исследования.
В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а
также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой
разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты
перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому
научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными,
иметь стройную композицию.
В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:
– название (заголовок),
– введение,
– основная часть,
– заключение.

7. Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного
стиля речи являются:
– реферат,
– аннотация,
– конспект,
– тезисы.
Эти жанры научных текстов объединены
общими свойствами: являются вторичными
жанрами речи(составляются на основе уже
имеющихся опорных тестов, чаще всего
оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и
оригинальным научным произведением) и
определенным образом соотносятся с учебнонаучной разновидностью научного стиля речи.

8. РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс,
включающий осмысление текста, преобразование
информации аналитико-синтетическим способом и создание
нового (вторичного) текста.
Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания
первичного текста. Реферат отражает главную информацию,
содержащуюся в первоисточнике, новые сведения,
существенные данные. Подготовка рефератов - один из
наиболее сложных видов самостоятельной работы,
реферирование приучает человека вдумчиво работать с
литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую
информацию. Реферат должен быть информативным,
отличаться полнотой изложения, объективно передавать
содержание первичного текста, корректно оценивать
материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может
быть репродуктивным, воспроизводящим содержание
первичного текста, и продуктивным, содержащим
критическое или творческое осмысление реферируемого
источника.

Признаки реферата
Композиция реферата
Речевые клише, используемые в
реферате
• содержание реферата полностью
зависит от содержания
реферируемого источника;
•содержит точное изложение
основной информации без
искажений и субъективных оценок;
•имеет постоянные структуры:
заголовочную часть с
библиографическим описанием,
собственно реферативную часть, в
которой обобщаются сведения об
авторах, называются основная тема
и проблематика источников, дается
подробное или сжатое изложение
наиболее важных вопросов,
делаются выводы.
1. Вступление. Задачи вступления
могут быть следующими: дать
исходные данные текста (название
исходного текста, где опубликован,
в каком году), сообщить сведения
об авторе (фамилия, имя, отчество,
специальность, ученая степень,
ученое звание), вскрыть смысл
названия работы, чему она
посвящена, в связи с чем написана.
2. Перечисление основных
вопросов и проблем, о которых
говорится в первоисточнике.
3. Анализ самых важных, по
мнению референта, вопросов,
содержащихся в исходном тексте.
Проводя такой анализ, необходимо
обосновать важность выбранных
вопросов, коротко передать мнение
автора по этим вопросам, выразить
свое мнение по поводу суждений
автора первоисточника.
4. Общий вывод о значении всей
темы или проблемы реферируемого
текста.
- Автор останавливается на
вопросе…
- Он анализирует…
- Оценивая, он отмечает…
- Далее автор рассматривает…
- При этом он отмечает…
- Самым серьезным последствием
этого является…
- Отсюда автор делает вывод,
что…
- Задача, по мнению автора,
заключается в том, чтобы…
- Автор рассматривает…

10. АННОТАЦИЯ

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи
или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации
перечисляются главные вопросы, проблемы первичного
текста, иногда характеризуются его структура, композиция.
Как правило, аннотация состоит из простых предложений.
Аннотация имеет две обязательные части:
1. Содержательная характеристика первоисточника, цель
автора.
2. Адресат аннотируемого текста.
Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные
части:
1. Композиция, структура первичного текста.
2. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с
помощью речевых клише.

1. Характеристика
содержания текста
2. Композиция работы
3. Назначение текста
- В статье (книге)
рассматривается…
- В книге изложены…
- Статья посвящена…
- В статье даются…
- В основу работы
положено…
- Автор останавливается
на следующих вопросах…
- Автор затрагивает
проблемы…
- Цель статьи показать…
- Цель автора - объяснить
(раскрыть)…
- Целью статьи является
изучение…
- Автор ставит своей
целью проанализировать…
- Книга состоит из… глав
(…частей)…
- Статья делится на …
части
- В книге выделяются …
главы
- Статья предназначена
(для кого; рекомендуется
кому)…
- Сборник рассчитан…
- Предназначается
широкому кругу
читателей…
- Для студентов,
аспирантов…
- Книга заинтересует…

12. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и
письменной фиксации основных положений читаемого или
воспринимаемого на слух текста. При конспектировании
происходит свертывание, компрессия первичного текста.
Результатом конспектирования является запись в виде
конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе
которого лежит аналитико-синтетическая переработка
информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект
выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную
информацию, он позволяет восстановить, развернуть
исходную информацию.
Виды конспектов:
• конспект-план,
• конспект-схема,
• текстуальный конспект.

Подготовка конспекта
Этап 1. Выделяются смысловые части - вся
информация, относящаяся к одной теме,
группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части
формулируется тема в опоре на ключевые
слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная
и дополнительная по отношению к теме
информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в
конспекте в разных формах: в виде тезисов,
выписок (текстуальный конспект), в виде
вопросов, выявляющих суть проблемы, в
виде назывных предложений (конспект-план
и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация
приводится при необходимости.
Правила работы над конспектом:
1. Следует записать название
конспектируемого произведения (или его
частей) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста,
дважды прочитав его.
3. Составить план - основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить широкие поля для
дополнений, заметок, записи терминов и
имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные
фразы и даже отдельные слова имеют более
важное значение, чем в подробном
изложении.
6. Запись следует вести своими словами, что
способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему
подчеркивания, сокращений, условных
обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования - цитату
заключать в кавычки, давать ссылку на
источник с указанием страницы.

14. ТЕЗИСЫ

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с
ее последующим переводом в определенную языковую форму.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.
По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как
первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом,
подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым
отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на
основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и
кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный
абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет
рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в
которой выделяются:
1. Преамбула.
2. Основное тезисное положение.
3. Заключительный тезис.

Формальное
выражение логических
взаимосвязей между
тезисами может быть
представлено следующими
способами:
Графическое обозначение логики изложения:
- использованием вводных
слов в начале каждого
тезиса (во-первых, вовторых);
- с помощью
оппозиционных фраз
(внешние факторы внутренние причины);
- использованием
классификационных фраз
(поле глаголов действия,
поле глаголов состояния,
поле глаголов движения).
Осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В
тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры,
что связано со стремлением к краткости.

Два типа тезисов
Речевые клише
Лексические
средства
объединения
информации
Пример тезисов
• Тезисы глагольного
строя (имеют широкое
распространение), в
которых используются
глагольные сказуемые;
они представляют
собой более краткое,
чем конспект, научное
описание;
• Тезисы
номинативного
строя (с отсутствием
глагольного
сказуемого)
встречаются крайне
редко, хотя это
предельно лаконичный
способ фиксации
научной информации.
- Известно, что…
- Следует отметить,
что…
- Однако…
- При этом важно,
что…
- Предполагается,
что…
- Специалисты ставят
своей задачей…
- Ставит вопрос…
- Считает…
- Сравнивает…
- Приводит пример…
- Перечисляет…
- Характеризует…
- Подчеркивает…
1. Любой текст - это
языковое выражение
замысла автора.
2. Алгоритм чтения
определяет
последовательность
умственной
деятельности при
восприятии основных
фрагментов текста.
3. Психологическая
установка - это
готовность человека к
определенной
активности, к
участию в некотором
процессе, к реакции на
знакомый стимул или
известную ситуацию.

Признаки научного стиля в конкретном тексте могут проявляться с большей или меньшей степенью строгости. Это зависит от многих причин:
- жанра;
- предмета рассмотрения (в работах по гуманитарным дисциплинам язык более свободен, чем в работах по техническим наукам);
- адресата.
Под влиянием этих факторов сложились жанры НС, т.е. разные формы организации речевого материала. Принято различать следующие группы жанров.

Собственно-научный подстиль научного стиля (монография, научная статья и др.).

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

· Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

· Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

· В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

· Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

· название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем);

· название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой);

· названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия алхимии).

· Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

· выбор темы исследования,

· описываются методы исследования,

· формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

· Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

· Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме

Научно-учебный подстиль научного стиля (учебники, учебные пособия, энциклопедии отраслевые, справочники).

Объем сообщаемой информации ограничивается государственными образовательными стандартами, учебными планами, учебными программами. Характер изложения зависит от возраста обучающихся, степени владения первичными научными знаниями, уровня и ступени получаемого образования – начальное, основное общее, полное (среднее), профессиональное (среднее специальное и высшее) образование. Естественно, что учебные пособия для вузов ближе к собственно научному подстилю, а для начальной школы – ближе к научно-популярному.

Научно-популярный подстиль

Меньшая степень компетенции адресата научно-популярного подстиля по сравнению с адресатами собственно научного и научно-учебного требует и несколько иного языкового оформления. В целом для передачи научного содержания используются те же средства, что и в собственно научном стиле – термины, терминологические устойчивые сочетания, морфологические формы, синтаксические конструкции и т.п. В то же время терминологическая лексика употребляется ограниченно, научные понятия вводятся часто с опорой на бытовое сознание и практический опыт адресата, используются эмоционально-экспрессивные и образные средства, метафоры, сравнения, эпитеты и т.п. Научная информация сообщается не в полном объеме, не системно, а выборочно, доказательства истинности приводятся без достаточной строгости или вовсе опускаются. В научно-популярных текстах допускается выражение авторской позиции по отношению к излагаемой информации, непосредственное обращение автора к адресату, т.е. проявление авторского я, в отличие от собственно научных и учебных текстов. Этому же способствует употребление вопросительных и восклицательных конструкций, междометий, обращений. Использование подобных языковых средств способствует реализации еще одной функции, присущей научно-популярному подстилю, – функции воздействия, что сближает его со стилем публицистическим и художественной литературой.

Соотношение строго научных средств передачи информации и эмоционально-экспрессивных и образных средств, направленных на популяризацию этой информации, связано с уровнем научной осведомленности адресата и используемым жанром – научные статьи в периодической печати, в научно-популярных журналах, научно-популярные книги, публичные выступления на научные темы по радио, телевидению, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией.

Читайте также: