Доклад методологические подходы к исследования

Обновлено: 17.05.2024

Методология – этоЛюбое серьёзное исследование, которым является дипломная работа илидиссертация, разрабатывается на основании методологической, теоретической и эмпирической базы.

Мы более подробно остановимся на методологической базе. От умения её правильно формулировать и понимания основных аспектов зависит то, по какому пути пойдёт исследование. Методология – это такая логическая организация проводимой научной деятельности, задача которой - правильно определить цели и предмет дипломной (ВКР) или диссертации, изучить основные существующие по данной теме научные принципы и подходы, выбрать те средства и методы, использование которых даст возможность получить наиболее достоверные и обоснованные результаты. Методологической базой исследования называются конкретные подходы и оправданные исследованием методы, которые были использованы для проведения исследования. Различают специальные (для конкретной науки) и общенаучные (которые используются во многих областях науки) методы. В связи с этим необходимо рассмотреть наиболее часто применяемые методы.

Эмпирические и теоретические методы

1.​ Наблюдение - это осознанное восприятие исследуемого явления, которое сопровождается ведением записей полученного фактического материала, так называемых протоколов. Обычно этот метод проводится по плану, который был разработан ранее, для этого были также определены конкретные объекты наблюдения.

2.​ Методы опроса (сюда относятся беседа, интервью, анкетирование). Беседа проводится с целью получения нужной информации, разъясняет многое из того, что могло быть непонятным при наблюдении. Интервью, как разновидность беседы, позволяет получить более полную информацию, которую необходимо записывать (в отличие от беседы). Анкетирование – массовый метод сбора информации, проводится в письменной форме, часто даёт более достоверные результаты, чем беседа и интервью (скорее всего, из-за формы проведения).

3.​ Эксперимент – проверка действенности того или иного выбранного метода, приёма. Особая сложность – необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, знать, что примерно в конце должно получиться.

4.​ Теоретический анализ производится на основании полученных данных, цель его – выделить, рассмотреть, определить какие-то признаки, особенности, свойства явлений. На основании анализа можно провести систематизацию и обобщение, синтез найденной информации.

5.​ Методы индукции и дедукции – логическое обобщение полученных в результате эмпирических исследований.

В диссертации, в отличие от дипломной работы, соискателю необходимо более подробно обосновать каждый метод, который применялся, потому что это подтверждает и его кругозор, и осознанность выбора целесообразных методов исследования.
И в диссертационном и выпускном исследовании необходимо подбирать только те методы, которые актуальны для конкретной области науки, помогают раскрыть наиболее полно исследуемое явление или предмет.

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ.

Диалектический подход к исследованию, основные положения

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали .Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития.

Процессный подход к исследованию, сущность и технология

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис. 1).

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

- получении синергетического исследовательского результата;

- более полном выполнении требований к проведению исследований;

- постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.

Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования

ситуационный подход к исследованию , сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.

Функциональный подход к исследованию, сущность и использование

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Системный подход к исследованию, его сущность

Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии

Гост

ГОСТ

Понятие методологии

Методология - это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.

Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.

Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.

Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.

Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.

Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.

Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными свойствами методов являются:

  1. Обусловленность метода спецификой объекта исследования и познавательного процесса в целом;
  2. Метод должен отвечать целевому назначению исследования;
  3. Метод должен быть продуктивным, достоверным и качественным;
  4. Приложение минимума усилий и достижения максимума результатов;
  5. Простота и легкость в понимании и практическом использовании;
  6. Экономичность по затратам ресурсов на реализацию метода.

Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.

Методологические принципы научного исследования

Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.

Методология основывается на следующей системе принципов:

  1. Принцип взаимодействия и единой направленности теории и практики исследования. Теория может находить качественное выражение и имеет продуктивное значение только на практике. Практика позволяет проверить реальность и истинность теоретических концепций и утверждений. Практике же, должна быть строго проконтролирована теорий, которая придает ей целенаправленный характер и упорядочивает ее.
  2. Принцип объективности. В процессе исследования должна быть найдена его суть и исключено субъективное влияние.
  3. Принцип конкретности. В процессе исследования предполагается находить только важные стороны процессов и явлений и определенные подходы к их анализу и контролю.
  4. Принцип развития. Предполагает исследовать объект, процесс или явление, исходя из количественных и качественных параметров его функционирования.
  5. Принцип системности. К каждому объекту исследования должен быть применен системный подход т.е. он должен рассматривается, как целостный процесс, состоящий из совокупности компонентов, связанных и сотрудничающих между собой.
  6. Принцип разностороннего изучения объектов, процессов и явлений.
  7. Принцип единства исторического и логического аспекта любого исследуемого процесса. Логика познания определяет логику развития. А история развития различных объектов отражает сущность и специфику его признаков и характерных особенностей.

Основные методологические подходы

В педагогическом учении в научных исследованиях и экспериментальной деятельности применяются следующие методологические подходы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемой методологии занимались ученые еще до нашей эры. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю.

Сократ определял в своем учении диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. д.

Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.

Поэтому анализ и изучение данной науки имеет важную роль и смысл.

Любому начинающему педагогу необходимо овладеть методологической культурой, иметь представление о самой науке методологии и способах и принципах практической деятельности. Имея эти знания, педагог сможет успешно осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность.

Исходя из этого, целью нашей работы поставлено – выявить с пецифику науки методологии в отличие от искусства и религии.

Мы ставим перед собой задачи:

1. Провести анализ источников литературы по теме .

2. Изучить понятие науки методологии, ее уровни и функции.

3. Рассмотреть понятие методологии научного исследования.

4. Найти отличительные признаки методологии науки от искусства и религии.

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

Методология – это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой информации;

- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

- создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень - конкретно-научная методология это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

Читайте также: