Доклад по конституции германии

Обновлено: 28.06.2024

Первоначальный проект Основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Проект был рассмотрен в Парламентском совете из депутатов, избранных ландтагами земель. Совет, выполнявший функции учредительного собрания, по существу таковым не был, поскольку не получил полномочий от избирательного корпуса для выполнения соответствующей функции. Окончательный проект был принят 8 мая 1949 г. 59 голосами против 12 и был передан для утверждения ландтагам земель. Хотя Бавария и отвергла предложенный проект из-за его слишком централистского характера, ее единственный голос не мог повлиять на судьбу Основного закона, который вступил в силу 23 мая 1949 г.

Основной закон 1949 г. учредил в ФРГ строй парламентарной республики, в которой система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей. Хотя этот принцип прямо не упоминается, его трехзвенная структура отчетливо угадывается в положениях п. 2 ст. 20, говорящих об осуществлении власти через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.

Очевидно, что вхождение в состав Бундесрата членов правительств земель или их представителей в определенной мере усиливает эффективность этой палаты вследствие административного опыта ее членов. В законодательном процессе нижняя палата обладает перевесом при разногласиях с Бундесратом (ст. 77—78). Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат и Правительству. Оно свои проекты вносит в Бундесрат, который свои предложения должен передать Бундестагу в трехмесячный срок.

Полномочия федерального парламента распространяются на сферу исключительной компетенции федерации, на сферу конкурирующей компетенции федерации и земель, и на вопросы, по которым федерация может издавать общие предписания. Эта достаточно широкая компетенция оговорена в Основном законе. Законы же, ведущие к увеличению бюджетных расходов и предусматривающие новые расходы или допускающие их в будущем, принимаются только с согласия федерального Правительства. Единовластие парламента в законодательной области подрывает установленная возможность передачи этих полномочий Правительству — делегированное законодательство.

Элементы так называемого рационализированного парламентаризма были включены в государственную систему ФРГ. Некоторые особенности взаимоотношений между центральной исполнительной властью и парламентом, точнее — с его нижней палатой, направлены на то, чтобы избежать практики Веймарской республики, отличавшейся своей политической неустойчивостью, и совместить существование парламентского режима со стабильной исполнительной властью. Как и в каждой парламентской республике центральная исполнительная власть в ФРГ бивалентна: она имеет во главе “слабого” Президента и “сильного” Канцлера. Президент избирается Федеральным собранием, включающим не членов обеих палат парламента, а лишь одной — нижней, к которым добавляется равное число членов, избираемых ландтагами земель. Такой порядок избрания подчеркивает существование федеративной формы государственного устройства. Президент может быть переизбираем лишь один раз, и он не несет ответственности за свои действия на посту главы государства. Все акты Президента должны быть контрассигнованы Канцлером, за исключением актов, касающихся назначения и увольнения федерального Канцлера, роспуска Бундестага, когда последний не может избрать Канцлера (ст. 63), и просьбы Президента к федеральному Канцлеру продолжать ведение дел до назначения его преемника. Роль Президента увеличивается в случае, когда в Бундестаге отсутствует устойчивое большинство депутатов, поддерживающих Канцлера; если в нижней палате отсутствует партия или коалиция, обладающая большинством мест, то роль Президента возрастает, поскольку ему лично принадлежит право предложить кандидатуру Канцлера и тем самым выбрать направление политического развития страны на несколько лет вперед.

Средством стабильности исполнительной власти учредители Конституции избрали особый статус главы Правительства — Канцлера. Он получает власть непосредственно от Бундестага, будучи избранным по предложению Президента без прений. Жесткие временные рамки, установленные в п. 3 и 4 ст. 63 Конституции для избрания Канцлера и возможного при этом роспуска Бундестага, подчеркивают значение этого лица в системе органов исполнительной власти. Только федеральный Канцлер несет ответственность перед Бундестагом; министры назначаются и увольняются федеральным Президентом по предложению Канцлера, Данное обстоятельство также подчеркивает статус Канцлера.

Еще одним элементом обеспечения стабильности Правительства стал конструктивный вотум недоверия Канцлеру, установленный ст. 67 Основного закона. Канцлер может быть смещен со своего поста только путем избрания Бундестагом большинством голосов его преемника. Будучи процедурой весьма громоздкой, этот вотум недоверия всегда требует значительной консолидации оппозиционных сил вокруг конкретной кандидатуры, противопоставляемой правящему Канцлеру. Деструктивный вотум недоверия, наиболее часто используемый в зарубежных странах,— более “мягкая” и гибкая процедура. Если в результате негативного голосования Правительство уходит в отставку, то в таких случаях у политических партий в парламенте всегда есть достаточный простор во времени и выбор кандидатур для формирования нового Правительства. Если Президент по просьбе Правительства распускает парламент в качестве ответной меры на деструктивный вотум, то проводятся новые выборы и речь должна идти о формировании нового Правительства с учетом расстановки политических сил в стране в данный момент.

Практическое применение института конструктивного вотума оказалось не столь радужным, как предполагалось. Стабильность исполнительной власти очевидна с введением конструктивного вотума недоверия, но только при условии достаточно широкой поддержки Канцлера в Бундестаге. Но при этих же условиях устойчивость обеспечивается и при введении деструктивного вотума недоверия. Практика показывает, что, когда в Бундестаге у Канцлера отсутствует широкая поддержка, этот институт ведет к политическим кризисам. С 1949 г. этот вотум имел только два случая применения. В 1972 г. Канцлер — социал-демократ В. Брандт располагал только очень небольшим большинством депутатов в Бундестаге. 23 апреля 1972 г. Свободная демократическая партия внесла резолюцию о конструктивном вотуме недоверия, который был отвергнут большинством всего лишь в два голоса. Канцлер не мог оставаться в столь непрочном положении, и он инспирировал всеобщие выборы в конце того же года, форсировав процедуру роспуска Бундестага. В. Брандт поставил вопрос об ответственности Правительства (ст. 68 Конституции) и потребовал от своих министров голосовать против Правительства; в результате 248 членов палаты проголосовали “против” и 233 — “за”, что дало возможность потребовать от Президента ФРГ распустить Бундестаг и назначить новые выборы. В 1982 г. была внесена резолюция о конструктивном вотуме недоверия в отношении Г. Шмидта. Свободная демократическая партия из-за разногласий по социальным вопросам перешла на сторону ХДС/ХСС. 1 октября 1982 г. 256 голосами против 235 и 4 воздержавшихся эта резолюция была принята, и Г. Коль, став во главе новой партийной коалиции ХДС/ХСС и СвДП, наследовал пост Канцлера от представителя Социал-демократической партии. Неустойчивость Правительства Г. Коля была очевидна и в этом случае, и 17 декабря 1982 г. он поставил вопрос о доверии на основании ст. 68 Конституции, потребовав от своих сторонников воздержаться от голосования. В результате Г. Коль оказался в меньшинстве (218 голосов СДПГ, “против” — 8 и 248 воздержавшихся депутатов от СвДП и ХДС/ХСС), что опять-таки позволило потребовать от Президента страны распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

Указанные два случая роспуска Бундестага в результате применения конструктивного вотума недоверия и последующей реакции обоих канцлеров нельзя признать нравственно оправданными шагами. Этот вотум плохо работает при относительно равном соотношении правящих и оппозиционных сил в нижней палате. Деструктивный вотум недоверия был бы в этих случаях более оправданным. Представляется, что конструктивный вотум недоверия — всего лишь упрощенная система стабильности Правительства, которая зависит не только от юридических конструкций, содержащихся в Основном законе, но и от политических причин. Наиболее очевидна зависимость от существующей в стране партийной системы, дисциплинированности этих партий. В ФРГ главным образом в результате введения пятипроцентного барьера для получения мест в Бундестаге почти исчезли мелкие партии. На политической сцене остались только СДПГ, ХДС/ХСС и партия среднего масштаба — СвДП, которая и стала определяющим фактором в формировании и поддержании устойчивости Правительства.

Основной закон учредил в ФРГ федеративную форму территориального устройства. Федерация возникла не в результате договора ее субъектов, а в силу императивных указаний оккупационных держав. Вопрос о федеративном государстве не может быть предметом пересмотра (п. 3 ст. 79). Согласно ст. 30 “осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает другого порядка”. Но эта норма тут же уточняется в следующей статье: “Федеральное право имеет перевес над правом земель”. К ведению последних относятся области их исключительной компетенции, точно не оговоренные в Конституции и имеющие остаточный характер (ст. 70), а также сфера конкурирующей компетенции в случаях, когда федерация не использует своих полномочий в этой области.

По сравнению с огромной компетенцией штатов в США автономия земель ФРГ не кажется столь значительной. К их ведению относится культура, строительство, местные финансы, образование. Земли имеют право заключать международные соглашения (например, в 1965 г. Бавария заключила Конкордат с Ватиканом). Исполнительными органами власти являются земельные правительства, а премьер-министр (буквально — “министр-президент”) совмещает функции главы правительства и главы “государства”, т. е. главы земли. Правительство подотчетно ландтагу. Ландтаги однопалатны; исключение составляет Бавария, в которой местный парламент имеет двухпалатную структуру. В каждой земле (за исключением Шлезвиг-Гольштейна) существует свой орган конституционного контроля. Земли обладают достаточно развитыми формами непосредственной демократии. Если федеральный Основной закон предусматривает проведение референдума только при территориальных изменениях, то в землях получили распространение конституционные и законодательные референдумы, народная инициатива для роспуска ландтага, народная законодательная инициатива.

Для развития федерации характерны как центробежные, так и центростремительные тенденции. Сепаратистским устремлениям в отдельных землях противостоит генеральная тенденция к подчинению субъектов федерации центральной власти. Последняя проявляется в расширении полномочий федерации, зафиксированных в Основном законе (расширение сферы конкурирующего законодательства и права на издание “общих предписаний” в конце 60-х — начале 70-х годов); в фактическом расширении полномочий федеральных органов, часто объясняемом необходимостью координации действий центра и мест. Все большее значение приобретает финансовая зависимость земель от центрального Правительства — дотации землям, различные субсидии.

Заметным нововведением в конституционной системе ФРГ стал федеральный Конституционный суд. Конституционная юстиция в этой стране появилась только после принятия Основного закона 1949 г. Круг полномочий Государственного суда, существовавшего в Веймарской республике, ограничивался лишь спорами между федерацией и землями. Конституционному суду предоставлены обширные полномочия, он является настоящим судьей по отношению к четырем другим органам федерации — Бундестагу, Бундесрату, Президенту республики и Правительству. Практически под его контролем находятся все органы государственной власти. Он может аннулировать акты по мотивам их неконституционности. Как показывает практика, неконституционным может быть объявлен весь акт, его часть. Конституционность акта может быть признана и лишь при соблюдении определенных условий, поставленных Судом. Последнее обстоятельство указывает на обширность полномочий Суда. Состоящий из двух палат по восемь судей в каждой, он фактически представляет два одинаковых суда, каждый со своей компетенцией. Признанный выносить юридические решения, которые всегда являются политическими по существу, Суд видит свою задачу в приспособлении Основного закона к потребностям текущего момента.

Семьдесят лет назад немецкий “Основной закон” писался как временная конституция для временного государства. А в итоге оказался “счастливым фундаментом” для сегодняшней объединенной Германии. И юбилей документа – значимый повод для торжеств по всей стране.

Немцы любят свой “Основной закон”, как называется действующая конституция Германия. Аккурат к его юбилею институт изучения общественного мнения Infratest dimap провел среди населения страны репрезентативный опрос, в результате которого 88 процентов опрошенных оценили главный государственный документ как “очень хороший” или “хороший”. “Основной закон” жители Германии называют “счастливым фундаментом” страны в современном виде.

23 мая 1949 года - исторический момент для Германии. В этот день в Бонне, тогдашней столице Западной Германии, был подписан “Основной закон” – документ, определяющий политические и юридические основы государства. После целой эпохи, ознаменованной диктатурой, войной и полным опустошением, авторам новой, послевоенной конституции удалось разработать свод законодательных норм, ориентированных на свободу и демократию.

Документ, планировавшийся как временный, решено было не называть конституцией. Ведь если бы конституция стала учредительным документом нового государства, это принесло бы дальнейший раскол, чего западногерманские политики хотели избежать. Поэтому поначалу свод законов должен был стать единым документом для западных оккупационных зон, в которые входили одиннадцать земель.

8 мая 1949 года, заседание Парламентского совета, на котором был окончательно принят Основной закон. В центре - Конрад Аденауэр © picture-alliance / akg-images

Из этих же соображений премьер-министры западных земель также настояли не на съезде Конституционного собрания, а на созыве Парламентского совета. Встреча Парламентского совета состоялась 8 мая 1949 года. Его председатель, Конрад Аденауэр, первым поставил под принятым документом свою подпись. А 23 мая, когда текст “Основного закона” был официально провозглашен, стало днем рождения Федеративной республики Германия. Днем позже документ вступил в законную силу.

Достоинство человека неприкосновенно

Полноценной конституцией всего немецкого народа “Основной закон” служит с 3 октября 1990 года – со дня Объединения Германии. Бывший президент бундестага Норберт Ламмерт (Norbert Lammert) в одной из своих торжественных речей, произнесенной в 2007 году, сказал: “Основной закон” является важнейшим документом нашего демократического самосознания и самой свободолюбивой конституцией из всех, что когда-либо существовали в истории Германии”.

“Основной закон” Германии состоит из 146 статей, объединенных в 15 разделов. Самая известная, первая статья "Основного закона" гласит: “Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти”.

Над текстом “Основного закона” работали 30 экспертов – политиков и юристов, затем его дорабатывали парламентарии. Важными пунктами документа стали разделение властей, а также правовая самостоятельность федеральных земель в определенных сферах, например, в области культуры и деятельности полиции. В “Основном законе” были зафиксированы, в том числе, права на свободу вероисповедания и слова, равенство всех граждан перед законом, равноправие мужчин и женщин. Иными словами, документ регулирует совместное существование 80 миллионов самых разных людей, каждому из которых гарантирована свободная жизнь.

За 70 лет своего существования “Основной закон” Германии менялся уже 63 раза. Для внесения изменений в текст документа необходимо согласие бундестага и бундесрата, в каждом из органов проводится голосование, в результате которого нововведение должно быть одобрено двумя третями голосов. Но есть в “Основном законе” две статьи, которые неизменны. Это уже упомянутая статья 1, которая гарантирует соблюдение прав человека, и статья 20, описывающая Германию как демократическое и социальное государство, в котором государственная власть исходит от народа.

Закон на все времена

Канцлер Меркель на мероприятии "Гражданский диалог" по случаю юбилея "Основного закона" © picture alliance/dpa

Юбилей “Основного закона” стал поводом для торжеств и тематических мероприятий по всей Германии. Так, канцлер Германии Ангела Меркель в рамках акции “Гражданский диалог”, посвященной этой теме, обсудила значимость действующей конституции с немецкими гражданами. Главное достоинство “Основного закона”, сказала канцлер, заключается в том, что он гарантирует “правовую защищенность”. А его основными элементами, подчеркнула она, являются статья 1 и – это записано в преамбуле – стремление немецкого народа “служить в качестве равноправного члена объединенной Европы всеобщему миру”.

В торжественной речи, посвященной юбилею “Основного закона” и произнесенной в Германском фонде интеграции, Ангела Меркель указала на то, что это документ дает возможность каждому устроить свою жизнь так, как он хочет. “Основной закон” создает пространство для свободы, которая нужна человеку для человеческого существования”, сказала канцлер, уточнив, что частью этой свободы является сосуществование людей с миграционным прошлым и без него. Она призвала к тому, чтобы всем вместе защищать ценности, закрепленные в конституции. Что особенно важно, подчеркнула Меркель, в тех случаях, когда имеют место ненависть, насилие, экстремизм или антисемитизм.

В череде юбилейных событий нынешнюю редакцию “Основного закона” обсудили и парламентарии. Председатель фракции ХДС Ральф Бринкхаус сказал, что в немецком обществе высоко ценят “Основной закон” и что четкость и ясность документа “делают его неподвластным времени”. При этом политик допускает целесообразность новых изменений, при условии, однако, что “ДНК“, обеспечившая успех “Основного закона”, должна сохраниться”.

Лидер фракции СДПГ Андреа Налес сделала ставку на гарантии социального государства, закрепленные в конституции - речь идет, в частности, о равноправии женщин и мужчин и одинаковый уровень жизни по всей стране. Она сказала, что ее всегда восхищали ясность и действенность документа, но в нем, по мнению Налес, можно было бы найти место и для четкой формулировки в отношении прав детей.

Интересные факты об "Основном законе"

31 статья “Основного закона” – самая короткая. Она гласит: “Федеральное право имеет приоритет перед правом земель”.

В 13 статью “Основного закона”, гарантирующую неприкосновенность жилища, в 1998 году была внесена спорная поправка. В целях борьбы с организованной преступностью она разрешала правоохранительным органам прослушивать жилые помещения, что, по мнению противников поправки, нарушает права гражданин на личное пространство. Политик от свободных демократов Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер, занимавшая в то время пост министра юстиции Германии, в 1995 году ушла в отставку в знак протеста против того, что ее партия поддержала этот законопроект.

На крыльях надежды: 70 лет Берлинскому воздушному мосту

Этой весной Германия отмечает юбилей послевоенной операции, которая изменила отношения между бывшими противниками по Второй мировой. С помощью воздушного моста союзники спасли Западный Берлин от созданной советскими войсками блокады. Она продолжалась почти год и завершилась 12 мая 1949-го.

Конрад Аденауэр: отец новой Германии

Имя Конрада Аденауэра связано с укреплением Германии после тяжелейшей катастрофы XX века, демократическими преобразованиями и влиянием на европейское единение в целом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Исследовательская работа

Специальность «Право и организация

Преподаватель немецкого языка

Татьяна Анатольевна Воронина.

1. Условия принятия Конституции ФРГ 1949 г…………………………..….5

2.Краткая характеристика Основного закона. Его главные черты…….….7

3. Основные права и свободы в Конституции ФРГ…………………….…..12

Вместе с тем конструкцию государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно считать удачной. Огромные полномочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального противовеса в лице парламента (рейхстага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете сыграли роковую роль в судьбе Веймарской республики. Они создали легальные возможности для прихода к власти фашистов, что привело к ее гибели.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что конституция ФРГ является основным законом объединенной Германии, характеризующий основные конституционные институты развитого государства, среди которых:

конституционная характеристика государства, конституционный статус человека и гражданина, его гарантии, институт конституционного контроля, федеральный конституционный суд, Бундестаг и Бундесрат, порядок их формирования и их полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения, правовые цензы парламентария, законодательный процесс, Федеральный президент, порядок избрания, компетенция, ответственность;

Федеральное правительство, порядок его формирования, компетенция, акты;

статус федерального Канцлера, особенность партийной системы;

специфика парламентской ответственности, чрезвычайные полномочия, основы судебной власти.

Целью данного исследования является изучение основных прав, содержащихся в Конституции ФРГ.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

рассмотреть условия принятия Конституции ФРГ 1949 г.

изучить основные черты Конституции ФРГ.

охарактеризовать основные права, содержавшиеся в Конституции ФРГ.

Объектом исследования является Конституция ФРГ 1949 г. с последующими изменениями.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей конституционного строя зарубежных стран на примере Германии.

Практическая значимость исследования заключается в анализе основных прав, содержащихся в Конституции Германии.

Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Во введении даны цель и задачи исследования, показана актуальность выбранной темы. Основная часть состоит из трех глав, в которых раскрываются основные вопросы. В заключении даны основные выводы. В приложении представлен сокращенный текст Конституции Германии на немецком и русском языке.

Основная часть.

1. Условия принятия Конституции ФРГ 1949 г.

После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 г.), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого.

К работе Парламентского совета, проходившей исключительно в комитетах, привлекались крупнейшие германские специалисты в области конституционного права. Подготовленные разделы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели, с 16 по 22 мая 1949 г., ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не менее, для принятия конституции было достаточно одобрения большинства земель.

23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была открыта для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская Демократическая Республика. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился 2 октября 1990 г. присоединением ГДР к ФРГ на основе ст. 23 Основного закона (после чего эта статья утратила силу и затем была принята в новой редакции). С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.

2.Краткая характеристика Основного закона. Его главные черты

Основной закон — это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. В ст. 140 Основного закона сказано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона. Эти статьи регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Разделы III—VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa).

Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ.

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.

Таким образом, Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения.

Основной закон характеризует ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство правовым, если оно обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности нашли свое закрепление в следующих конституционных принципах:

• обязательность закрепленных в конституции основных прав для законодательной власти, исполнительной власти и правосудия. Основные права являются непосредственно действующим правом (ч. 3 ст. 1);

• верховенство конституции и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);

• учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);

• запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103);

• приоритет общепризнанных норм международного права, которые являются составной частью федерального права и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц (ст. 25). 3

Основной закон именует ФРГ социальным государством (ч. 1 ст. 20). Суть этого понятия в конституции не раскрывается. Его нормативное содержание может быть понято только на практике. Констатация социального характера германского государства является одновременно задачей, целью и правовой нормой. Правовая доктрина считает социальным то государство, которое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. При этом германский конституционный законодатель исходит из приоритета личной ответственности каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение определенных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Именно поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, образование и т. п.

Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государстве (ч. 1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут меняться формы федеративной организации государства. Неизменным должен быть принцип деления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным должно быть участие земель в федеральном законодательном процессе, но объем их прав в этой области может меняться.

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федеральное правительство должно незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.

3. Основные права и свободы в Конституции ФРГ.

Основные права закреплены в конституции как неотчуждаемые, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. Особо значимые права открывают конституцию (Раздел I), но основной закон гарантирует и другие права, обозначенные как основные (ч.1 ст.33, ч.2 ст.38, ч.1 ст.101, ст. 103, 104). Естественная школа прав признается государством - права не создаются конституцией, а признаются ею. Основные права являются непосредственно действующими, все 3 ветви государственной власти связаны основными правами (ч.3 ст.1). Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне.

Центральное место занимают права человека на достоинство и право человека на свободу (ст. 1 и 2). Но использование прав и свобод ограничивается там, где начинается сфера прав других лиц. В спорных случаях обеспечивается судебное разбирательство. Общее право немца на свободу дополняется правом на жизнь, здоровье, свободу вероисповедания, свободу мнений, объединений.

Права, обеспечивающие свободы дополняются правами, обеспечивающими равенство. Наряду с общей формулировкой принципа равенства (ч.1 ст.3) имеются специальные положения, обеспечивающие равенство мужчины и женщины (ч.2 ст.3), запрет предпочтения по признакам пола, происхождения, расы, языка, отечества, места рождения, вероисповедания, религиозных и политических взглядов, не допускается ущемление из-за недостатков (ч.3 ст.3). Также закрепляется равенство статуса граждан (ст.33) и равенство в избирательных правах (ст.38). 4

Конституция обеспечивает незыблемость конституционных прав и их судебную защиту (ч.4 ст.19). Конституция предусматривает меры по защите от антидемократического развития. Вводится положение (ч.3 ст. 79) о недопустимости изменения важнейших принципов конституции и возможность ограничения в осуществлении прав и свобод в случае злоупотребления ими. Утрата прав и пределы утраты определяются решением Федерального конституционного суда. Ограничиваются право выражать и распространять свое мнение, а также право петиции для военнослужащих на время службы (ст. 17а).

Однако Конституция проводит различие между всеобщими правами человека и т.н. гражданскими правами, которыми обладают только немцы. Немец - это тот, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, также супруга и потомки этих лиц. Немцами признаются и те, кто был лишен своего гражданства с 1933 по 1945 гг.

Лишение немецкого гражданства запрещено, утрата возможна лишь на основании закона. Ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Основной способ приобретения гражданства ФРГ - по рождению. Для иностранцев это натурализация (ряд требований). Гражданство утрачивается в результате приобретения иностранного гражданства, а также выхода из гражданства. Выход считается недействительным, если вышедший из гражданства в течение года не приобрел иностранное гражданство.

В конституции установлено, что каждый имеет право на всестороннее развитие личности, использование прав и свобод, поскольку он не нарушает прав других и не посягает на свободный демократический (конституционный) строй, не создает угрозы существованию Федерации и земель, не нарушает законы нравственности. В противном случае, а также при злоупотреблении свободой слова, собраний, объединения, правом собственности, другими правами лицо или объединение может быть лишено определенных прав Федеральным конституционным судом.

Возможно также ограничение конституционных прав законом (в том числе законом об обороне, о чрезвычайном положении), который должен иметь общий характер, а не относиться к отдельному лицу или объединению. Допускается ограничение конституционных прав военнослужащих (во время службы).

Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права в том варианте, который был возможен в ситуации, сложившейся в Германии к 1949 г. (не говорится о праве на труд и др.). Конституционные принципы, относящиеся к социально-экономическим правам, были существенно развиты и дополнены в дальнейшем современным законодательством. 5

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод Конституция называет: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки, на свободу совести и др.

Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения: об обязанности родителей заботиться о детях, закреплена обязанность воинской службы.

В Конституции предусмотрены юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. В частности, государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность за действия своего служащего. Права военнослужащих обязан защищать уполномоченный Бундестага (омбудсмен) по обороне.

Гост

ГОСТ

Основной закон для Федеративной Республики Германия представлен конституцией Германского государства, в которой закрепляются базисы политической и правовой системы государства. Основной закон принимался в 1949 году в форме закона, который временно заменял конституцию на территории западных зон оккупации, позже продолжал собственное действие в ФРГ, а с 1990 года стал полноценной конституцией соединённой Германии. Особенное назначение в Основном законе государства По данной теме мы уже выполнили курсовую работу правотворчество подробнее , которое пережило опыт национал-социализма, обретали главные гражданские права.

История принятия

На встрече министров-президентов одиннадцати территорий западных земель оккупации, которая состоялась с 08.07.1949 по 10.07.1949 года в Кобленце, приняли решение не образовывать на территории Тризонии полноценное государство, позволявшее окончательным образов укрепить раздел Германии. Вместо этого приняли решение о формировании временной единицы государственности, которая ни в каком случае не имела характер государственности. По данной причин решено создать вместо конституции основной закон, обеспечивающий однообразное правление западных зон оккупации, а взамен Конституционного собрания По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее призвать Парламентский совет. По той же причине принципиальным образом было отвергнуто произведение голосования по принятию закона на общенародном референдуме. Хоть западные оккупационные страны изначально выступали за принятие полноценной конституции посредством референдума, министры-президенты сумели отстоять собственную точку зрения.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, основной закон разработан как документ, не являющийся полноценной конституцией целого немецкого народа, а предполагался только как временный закон, который, в соответствии с его же статьей 146, должен впоследствии заменяться новой полноценной конституцией, которая должна быть принята уже всем немецким населением в итоге проведения референдума. Преамбула основного закона включала указк на его временный характер до соединения Германии и принятия новой полноценной конституции.

08.05.1949 года в Бонне произошла встреча Парламентского совета По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Парламентский контроль подробнее , представленного органом, который создан для выработки основного закона, на встрече данный закон приняли 53 голосами против 12. Председатель Парламентского совета, Конрад Аденауэр, первейшим подписал принятый документ. В следующие дни оккупационные державы западного расположения подтвердили принятие основного закона, и земельные парламенты десяти из одиннадцати земель, исключая Баварию, западной территории оккупации также отдали голоса новой конституции. Текст законного документа официально провозгласили 23.05.1949 года. Данный день становился днём рождения Федеративной Республики Германия.

В основной закон в 1949 году включены ст. 136-139 и 141 Веймарской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное устройство Веймарской республики подробнее конституции, действующие и в настоящий момент. Другие нормы Веймарской конституции, которые не противоречат Основному закону По данной теме мы уже выполнили реферат Закон и право подробнее , сохраняли действие в форме обычного права ФРГ до 1960-х годов.

Область действия основного закона

Получивший силу в 1949 году основной закон в 23 статье содержал указание, что он распространил собственное действие изначально не на всю территорию Германии, а только на определенные немецкие земли, а в иных частях вступает в силу после их соединения с областью действия основного закона. Уже в то время такая формулировка предполагает возможное разрастание сферы воздействия основного закона.

Особенное положение в основном законе занял Берлинский вопрос. С одной стороны, Берлин не перечислен в преамбуле основного закона как земля, население которой принимает данный закон, с другой — Большой Берлин упомянут в 23 статье в форме территории, вошедшей в изначальную сферу действия основного закона. Но это являлось противоречием воли держав оккупации, рассматривающих Берлин вне зоны действия основного закона ФРГ. По такой причине, к примеру, все издаваемые в ФРГ законы включали так именуемую берлинскую оговорку, которая обеспечивала законам ФРГ возможность воздействия в Западном Берлине.

После происшествия мирной революции в ГДР имелось 2 пути соединения Германии:

Читайте также: