Доклад первая государственная дума

Обновлено: 04.05.2024

27 Апреля (10 мая по новому стилю) 1906 года в Петербурге состоялось открытие Первой Государствен­ной Думы. Царь Николай II под давлением революции 1905 года вынужден был обещать народу политические свободы и скорейший созыв Государственной Думы из свободно-избранных представителей всего народа для участия в законодательстве и в управлении страной. В силу царского Манифеста от 30 октября (17 октябряпостарому стилю) 1905 года и по Основным Законам, опу­бликованным через полгода, Россия юридически превра­тилась в конституционную монархию. Русская конститу­ция, правда, была наименее либеральной из всех суще­ствовавших в то время европейских конституций. Но учреждение Государственной Думы явилось крупней­шим историческим этапом в деле ликвидации старого режима в России. Вместе с тем в лице Думы создался новый фактор первостепенной важности на пути даль­нейшего переустройства России на началах политичес­кой и гражданской свободы.

Избирательный закон в Первую Государственную Ду­му давал возможность участвовать в выборах почти все­му населению. Согласно закону, депутаты Думы имели полную возможность с трибуны Думы открыто критико­вать действия правительства, предъявлять ему запросы, на которые министры обязаны были давать объяснения и никакой новый закон не мог вступить в силу, без одоб­рения его Государственной Думой. Все прогрессивные и либеральные партии и группы, и, в частности, Плеханов и меньшевики с самого начала объявления о выборах в Государственную Думу высказались за участие демокра­тии в выборах. Большевики же, во главе с Лениным, ре­шительно выступили за бойкот выборов. Надежды на прогрессивную роль Думы, утверждал Ленин, неоснова­тельны.

Ленин предсказывал, что Дума будет черносотенной, то есть, что огромнейшее большинство депутатов Думы будут крайние реакционеры. Но Ленин глубоко ошибся. Народ, включая и огромнейшее большинство рабочих принял живое участие в выборах. Даже многие рабочие социал-демократы, по словам историка Российской соци­ал-демократии Ю. Мартова, соглашались быть выбор­щиками там, где массы желали участвовать в выборах. В первую Думу было избрано четыреста семьдесят во­семь депутатов. Среди них не былони одного черно­сотенца.

27 апреля (10 мая по новому стилю) в Таврическом дворце, состоялось торжественное открытие Думы.

В своем Адресе, принятом единогласно, Дума не за­была ни общеполитических гарантий, ни свободного раз­вития всех национальностей, ни гарантий свободы лич­ности, ни экономических и гражданских условий улуч­шения быта многомиллионного крестьянства, рабочих, армии и всего остального населения.

Сразу же после выработки Адреса в ответ на речь царя, в Думу был внесен законопроект об обеспечении действительной неприкосновенности личности.

25 мая был внесен законопроект о свободе совести.

28 мая — основные законные положения о граждан­ском равенстве.

В следующие дни были внесены законопроекты об отмене смертной казни, о свободе стачек и собраний, о бесплатных школах и бесплатных народных библиотеках.

Вот каким языком свободно избранные представи­тели всего народа, депутаты Первой Государственной Думы, говорили с правительством.

19 июня 1906 года после доклада либерального де­путата профессора Кузьмина-Караваева и последовавших за ним дебатов, Государственная Дума единогласно при­няла законопроект, гласивший:смертная казнь отменяет­ся. Вся Дума аплодировала докладчику Кузьмину-Кара­ваеву. Когда же на трибуну взошел главный военный про­курор Павлов, чтобы защищать смертную казнь, со всех скамей депутатов послышались негодующие крики. Пав­лову не дали говорить. Председатель вынужден был пре­рвать заседание.

II

Выставив требования всех демократических партий о земле и воле, Дума вступила в борьбу с правительством. В этой борьбе от лицавсех своих партий — кадетов, трудовиков, социал-демократов и других, — Дума потре­бовала ответственного министерства, то есть перехода власти из рук бюрократии в руки народного представи­тельства.

В борьбевсей Думы за землю, волю и политические права для всего народа большевики тогда были не с народом, а фактически заодно с черной сотней, подготов­ляя почву для разгона Государственной Думы, чего до­бивалось царское правительство.

Так писал в июне 1906 года Г. В. Плеханов.

К величайшему несчастью, агитация большевиков против Думы тогда возымела свое действие. Революци­онное движение в стране начало постепенно затихать. Убедившись, что рабочий класс обеих столиц активно не выступит в защиту Думы, правительство 24 июля 1906 года Думу распустило. Большевистские вожди тогда зна­чительно способствовали торжеству реакции на долгие годы.

За все двенадцать лет своего существования, со дня ее образования в октябре 1905 года и до октябрьского переворота 1917 года, партия Народной Свободы ника­ких сделок с буржуазией и монархией против рабочего класса и крестьянства, как пишет коммунистическая пе­чать, не заключала. Она неизменно оставалась партией демократической конституции и демократических и со­циальных реформ и все время вела политику, основан­ную на правде и справедливости и непримиримой вражде ко всякому насильничеству.

Из основателей, лидеров и наиболее выдающихся деятелей партии Народной Свободы профессор М. Я. Герценштейн и журналист Г. Б. Иоллос были убиты в 1906-1907 годах черносотенцами. Ф. Ф. Кокошкин и А. И. Шингарев, бывшие министры Временного Правитель­ства и члены Всероссийского Учредительного Собрания, были ночью 6 (19) января 1918 года убиты в Мариинской больнице в Петрограде озверевшими большевиками. Князья Петр и Павел Долгоруковы, Н. Н. Щепкин, К. К. Черносвитов, В. И. Астров, П. В. Герасимов, Н. И. Ла­заревский, В. И. Добровольский, Э. А. Дубосарский и многие другие менее известные активные деятели партии были расстреляны большевиками. Многие другие погиб­ли в большевистских тюрьмах и концлагерях.

Один из наиболее блестящих и выдающихся членов Центрально­го Комитета партии Народной Свободы Владимир Дми­триевич Набоков был в 1922 году убит русским монар­хистом в Берлине. И. И. Петрункевич, Ф. И. Родичев, М. М. Винавер, П. П. Гронский, Н. В. Тесленко, Н. Астров, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков, П. Б. Струве, И. В. Гессен, В. А. Оболенский, графиня С. Панина и В. А. Макла­ков умерли в эмиграции. Все вместе они на разных по­прищах всю свою сознательную жизнь боролись за пра­во и свободу, служили культуре и прогрессу своей родины.

Для всякого мыслящего человека теперь ясно стало, что при отсутствии политической свободы и настоящего свободно избранного всем народом парламента и ответ­ственного перед таким парламентом правительства, не­возможно нормальное развитие страны и невозможно че­ловеку в ней жить и дышать свободно.

Деятельность Первой и Второй Государственной думы

I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная "вносить спокойствие" в общество, лишь "разжигает смуту".

Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу "Народу от народных представителей". Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности).

Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.

Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы "сохранен без изменений". На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.

ВЫБОРЫ ВО ВТОРОЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю. При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев. Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к.-д., и у левых оказалось достаточно добровольных помощников, чтобы заполнить от руки требуемое количество бюллетеней.

Но избирательная кампания носила новый характер: при выборах в Первую Думу никто не защищал правительство; теперь же борьба шла внутри общества. Самый этот факт был уже существеннее, чем то, кто получит большинство на выборах. Некоторые слои населения - более состоятельные слои - почти целиком повернулись против революции.

Избрание выборщиков происходило в январе. В обеих столицах к.-д. сохранили свои позиции, хотя и сильно растаявшим большинством. Они победили и в большинстве крупных городов. Только в Киеве и Кишиневе на этот раз одержали верх правые (избраны были епископ Платон и П. Крушеван), а в Казани и Самаре – октябристы .

Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. открытие 2-й. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

РОСПУСК ВТОРОЙ ДУМЫ

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что "не видит практических результатов от думской работы".

В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с "настойчивыми" просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к. "большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства". С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, "500 Пугачевых".
Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя. 1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было.
Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня. Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы. Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла "законопослушная" позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.
В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена. Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный "третьеиюньским", который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.

Не была Дума и всемогущей. Накануне открытия заседаний первой Думы права ее были резко ограничены: она не имела возможности пересматривать основные государственные законы; вне сферы ее деятельности находились вопросы внешней политики, дела, связанные с вооруженными силами. Все это оставалось прерогативой царя.

Она включала средства на военную разведку, подкуп иностранной и отечественной прессы правового направления.

И тем не менее, несмотря на эти все оговорки, введение законодательной выборной Думы стало важнейшим в истории России событием и крупнейшим завоеванием народа, достигнутым в годы первой российской революции. Теперь без одобрения Думы нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. Если Дума не утверждала бюджет на текущий год, правительство вынуждено было пользоваться прошлогодним бюджетом, что не могло не стеснять его, особенно в части развития вооруженных сил, сильно потрепанных в Русско-японской войне.

2. ОТкрытие первой государственной думы

Не подлежит никакому сомнению, что царь действительно намеревался исполнить свои обещания и осуществить программу, основные принципы которой изложены были в Манифесте 17 октября. По желанию царя, новая эра государственной жизни России должна была открыться торжественным образом. Открытие Государственной думы и преобразованного Государственного совета имело место на торжественном приеме всех депутатов обеих палат в Зимнем дворце.

Тронная речь царя полностью соответствовала духу и содержанию Манифеста 17 октября. В краткой и ясной речи этой очень выпукло сформулированы были важнейшие моменты программы нового правительства. П. А.

Столыпин утверждал, что Николай II сам сочинил речь и что она являлась сюрпризом и для самого правительства. В этой речи царь обещал охранять непоколебимо установления, им дарованные, и заявил, что установлением нового строя начинается эпоха реформ, эпоха «обновления нравственного облика русской земли и

К 27 апреля 1906 г. в первую Думу избрали 121 земледельца, 21 волостного старшину и волостного писаря, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателей гимназий, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.* * Демин В. А. Указ. соч. С. 37-38.

111 членов Думы до или во время избрания занимали выборные должности по земскому или городскому самоуправлению (председателей и членов земских и городских управ, городских голов и старост, гласных).

3. Государственная дума и правительство

Император назначал председателя Совета министров, главноуправляющих отдельными частями, других чиновников V класса по табели о рангах, в том числе председателя, вице-председателя и половину членов Государственного совета сроком на один год и увольнял чиновников.

Император определял время ежегодных сессий законодательных палат, что теоретически позволяло ему не созывать палаты 2—3 месяца, распускал Государственную думу и выборную часть Государственного совета. Все Государственные думы, прекратившие существование при монархии, были распущены императором, причем две - через несколько месяцев после начала работы. Лишь третья Дума просуществовала около 5 лет и была распущена из-за того, что в законе не был четко указан срок окончания ее полномочий.

При роспуске император тем же указом должен был назначить новые выборы и дату созыва Думы. При роспуске Госдумы первого созыва не был назначен срок выборов, что послужило формальным поводом Выборгского воззвания. При последующих роспусках срок выборов назначался.

Между роспуском первой Государственной думы и созывом второй прошло свыше 7 месяцев.

Как показали дальнейшие события, императорскому правительству действительно пришлось для обеспечения нормального управления страной прибегнуть к государственному перевороту.

Эта статья в разное время использовалась по-разному. 60 указов и предложений по ней было издано в 1906—1907 гг., между роспуском первой и созывом второй Дум. Сразу же началось злоупотребление этой статьей. Правительство использовало предусмотренный ею порядок для реализации своей программы, не обращая внимания на чрезвычайность предпринимаемых мер. После созыва второй Думы большинство актов по 87-й статье было внесено в нее.

Многие депутаты пришли в Думу, чтобы спасать Родину, и были возмущены тем, что им говорят о каких-то пределах власти.

К тому же многие депутаты были озлоблены обысками, разгонами собраний с их участием и другими репрессивными акциями власти.

Ситуацию усугубляла также неготовность императорского правительства к созыву Государственной думы: накануне этого события был сменен Кабинет министров, и новые члены правительства еще не вошли в курс дела.

Законодательная инициатива самой Думы была ограничена. Достаточно сказать, что кадеты считали большой победой уже одну только возможность предварительного выяснения в Думе сущности внесенного законопроекта до истечения месячного срока, в течение которого он должен был рассматриваться соответствующим министром.

Не будь этой уловки, придуманной кадетскими юристами, Думу ждала бы настоящая стагнация, ибо министры, получив соответствующий запрос, отнюдь не торопились санкционировать его обсуждение в Думе. За все время работы ею был принят, прошел Государственный совет и был подписан царем лишь один закон - об ассигновании 15 млн рублей на помощь голодающим. Почти три десятка других законопроектов так и остались в ее комиссиях, а законопроект об отмене смертной казни, принятый Думой 19 июня, был отклонен Государственным советом.

Что может противопоставить этому Дума? - спрашивал Милюков. Ведь она вносит законопроекты, судьба которых неизвестна; выражает недоверие правительству, на которое не обращают внимания; назначает комиссии для расследования злоупотреблений царских властей, не располагая средствами привлечь их к ответу; вносит запросы, на которые отвечают канцелярскими отписками; направляет к верховной власти ходатайства, на которые вообще нет ответа. Что же делать Думе дальше? Обращаться с просьбами прямо к царю? Уйти и отдать решение всех вопросов непосредственно в руки народа? Объявить себя правительством и взять все в свои собственные руки? Пассивно ждать развития событий или создавать их самим? Как видим, альтернативные решения намечены здесь довольно верно, однако сделать выбор кадеты так и не решились, склонившись в конце концов к тактике пассивного выжидания. Недаром Милюков заканчивал статью успокоительным прогнозом: скоро, очень скоро положение может стать безвыходным, но пока оно еще не безвыходно. На этой оптимистической позиции кадеты, как известно, оставались вплоть до 9 июля 1906 г.* * Там же, с. 35.

Перлюстрированные полицией письма, датированные первой декадой июня 1906 г., обнаруживают очень пеструю, но достаточно тревожную гамму настроений, царивших тогда в самых разных кругах общества. Так, директор ярославской гимназии Высотский писал 1 июня: «Свои мрачные предчувствия я строю не на угрозах представителей крайних партий, а на несомненных грозных фактах, сведениями о которых полны газеты.

Упорное нежелание министерства хоть сколько-нибудь идти навстречу освободительному движению есть положительный факт, невозможность для Думы добиться удовлетворения своих желаний и провести свои законопроекты - тоже факт. Приговоры военных судов и расстрелы, с одной стороны, бомбы и политические убийства - с другой, не прекращаются. Заявления черносотенных союзов и резолюции революционных организаций накапливаются в изобилии. Нет возможности выйти из всего этого хаоса мирным путем.

Деятельность провинциальных властей возмутительна до последней степени. Добром ничего от правительства не добьешься. Я не вижу возможности компромисса с людьми, которые ничего не хотят знать и понимать.

4. Попытки создания ответственного перед думой министерства

Таким образом, именно из создавшегося положения вытекала необходимость распустить Думу как можно скорее; а если не делать этого, то надо было сформировать правительство из думского большинства, т. е. собственно из кадетов. В правительственных кругах рассматривались обе возможности. Тогдашний дворцовый комендант Д. Ф.

Трепов, человек в высшей степени влиятельный, считал желательным сформировать правительство из членов думского большинства или, по крайней мере, предоставить им важнейшие министерские посты, и об этом вел переговоры с Милюковым. Напротив, В. Н. Коковцев и П. А. Столыпин эту идею отклоняли. (Столыпин был в то время министром внутренних дел в кабинете Горемыкина).

Несомненно, с его ведома министры вступили в переговоры с многочисленными представителями общественности. Во главе этого коалиционного правительства по плану должен был стать Д. Н. Шипов. Но он сам не верил в осуществимость этого плана. «Мне представляется несомненным, - говорил он Столыпину, - что если в образованный мною кабинет мне удастся привлечь только своих единомышленников, как, например, графа Гейдена и князя Львова, то такой кабинет встретит в Государственной думе такое же отношение, как и кабинет И.

По второму вопросу, как указывалось, с лидером партии конституционных демократов договаривался Д. Ф.

5. Роспуск первой думы

В мае—начале июня 1906 г. слухи о предстоящем роспуске Думы, как волны морского прибоя, периодически набегали на страницы печати, носились в разгоряченных думских кулуарах. Так, уже 14 мая 1906 г. трудовик- саратовец Я. Е. Дитц писал на родину: «Завтра ждем разгона. Но нас отсюда не выпустят: если разгонят, то завтра же ожидается железнодорожная забастовка, и мы перед уходом из Петербурга издадим Манифест к народу.

2 июня сельский учитель из Смоленской губернии трудовик Т. О. Волков тоже сообщал о предполагаемом буквально на днях разгоне Думы. «Хотя бы скорее, а то все измучились. Скорее бы рассчитались с этим режимом.

Дело дошло до того, что 6 июня Петербургское телеграфное агентство вынуждено было официально опровергнуть слух о том, что 4 июня царь якобы подписал указ о роспуске Думы. Как явствует из письма кадета М. Я.

Герценштейна от 5 июня, премьер Горемыкин тоже заявил в ответ на вопросы членов Государственного совета, что мысль о роспуске Думы даже на каникулы оставлена. Ему следовало бы добавить: оставлена на время, но об этом Горемыкин предпочел умолчать.

Царь же считал, что как раз правительству надлежит выбрать подходящий момент для роспуска Думы и предпринять нужные шаги для гладкого его выполнения. Очевидно, это стало непосредственной причиной ухода Горемыкина и назначения Столыпина на пост председателя Совета министров.

П. А. Столыпин сначала придерживался мнения, что не надо спешить с роспуском Думы, но на основании губернаторских докладов он пришел к выводу, что ждать дольше нельзя, и так и доложил царю.

7 июня 1906 г. созвано было у Горемыкина заседание Совета министров. Собравшиеся министры узнали только, что Горемыкин у Государя и приедет позже. В девять часов сияющий Горемыкин вошел в помещение, где ожидали его министры, и заявил: «Ну вот! Поздравьте меня, господа, с величайшею милостью, которую мог мне оказать Государь: я освобожден от должности председателя Совета министров и на мое место назначен П. А.

Затем Николай II перекрестил Столыпина, обнял, поцеловал его и спросил, когда и какие сделать распоряжения для поддержания порядка в Петербурге и Москве.

10 июля царским указом была приостановлена до 20 февраля 1907 г. и работа Государственного совета.

6. Заключение

Сея конституционные иллюзии и давая царизму некоторую передышку для накопления сил, необходимых в открытой борьбе с народом, она в то же время мешала стабилизации старого порядка и в своем тогдашнем составе объективно приносила царизму больше вреда, чем пользы.

72 дня, которые отпустила история российскому парламенту, не прошли даром. С думской трибуны в Таврическом дворце прозвучал голос самых разных слоев народа и политических партий. Депутаты-перводумцы открыто заявили о животрепещущих экономических, социальных и политических вопросах, стоявших в то время перед Россией, предложили альтернативные варианты их решения, выработали определенную процедуру думских прений и запросов. При этом роль Думы представлялась различным слоям российского общества по- разному: если для одних она стала символом бессмысленности любых надежд на эффективность парламентской системы в условиях России, то для других - необходимым, желанным и в принципе вполне реальным атрибутом будущего правового государства.

Решение о создании в России Государственной думы как национального парламента было принято Николаем II и его приближенными под давлением революционных событий 1905 года. Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии. Но деятельность и Государственных дум показала: достичь желаемого результата власти не удалось.

Создание Думы, ее полномочия и способ формирования

Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.

Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.

Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).

Основные положения избирательного закона

Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.

Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.

I Государственная дума и ее работа

Открытие первого заседания Думы

Состав I Государственной думы

По результатам выборов было избрано 497 депутатов, однако в работе Думы участвовало 448 человек (часть мандатов было аннулировано, некоторые не смогли приехать, были и другие причины отсутствия). В социальном плане наибольшую группу среди них составляли помещики и землевладельцы, было много также преподавателей, промышленников и юристов.

Но в политическом плане наибольшую фракцию (176 человек) составили сторонники партии кадетов, то есть центристская сила. Большая фракция была также у трудовиков. Крайне правых оказалось ничтожно мало. Зато оказалось не так уж мало представителей левых – 23 эсера, 18 социал-демократов.

Состав первой Думы

Соответственно, и настроена по отношению к правительственным проектам Дума была критично. Ее нельзя назвать революционной, но она проявляла желание быть реформаторской.

Деятельность I Государственной думы

Дума работала с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года. За это время полностью через все законодательные инстанции прошел только один законопроект. Депутаты сознательно и демонстративно противопоставляли себя Кабинету министров и Государственному Совету, являвшемуся де-факто верхней палатой парламента.

Основной сферой интересов думцев был аграрный вопрос, но депутатами было подано и немало других, достаточно радикальных, проектов. Однако самые революционные из них Дума все же в результате не рассматривала. В числе прочего, было предложено:

Заседание думского комитета

Кабинет И.Л. Горемыкина последовательно отклонил все депутатские запросы. Они же одобрили только выделение финансовой помощи пострадавшим от неурожая, причем дума даже сократила сумму на это до 15 млн. с предложенных Министерством финансов 50 млн.

Роспуск I Государственной думы

Отсутствие результата в деле одобрения правительственных законопроектов стало поводом для разгона Думы. Новый премьер П.А. Столыпин прямо заметил, что депутаты берут на себя слишком много, а их повышенный интерес к аграрному вопросу нежелателен. 8 июля 1906 года царем был подписан указ о роспуске Думы. На следующий день депутаты просто обнаружили зал заседаний запертым, а к дверям был прибит текст указа.

Значительная группа депутатов (180, а по некоторым данным 230 человек), возмущенных роспуском, подписали так называемое Выборгское воззвание, призывающее избирателей к гражданскому неповиновению. Это было признано преступлением, подписанты попали на 3 месяца в тюрьму и были лишены избирательных прав.

Деятельность II Государственной думы

Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.

Состав II Государственной думы

Состав второй Думы

Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.

Законодательная деятельность II Думы

В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.

Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.

Группа депутатов второй Думы

Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.

Итоги работы Государственной думы I и II созывов

Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.

Заседание второй Думы

Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.

Читайте также: