Коммуникативные и коммуникационные технологии в образовании доклад

Обновлено: 25.04.2024

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.

Информационно-компьютерные технологии активно используются в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка)

Список средств информационно-коммуникационных технологий для создания 9условий эффективного управления в нашем дошкольном учреждении выглядел так:

•Принтеры для малых и больших объёмов печати и копирования

•Мультимедиа-проектор 3 шт. и экраны разных масштабов 6 шт.

•Электронный информационный терминал

•Компьютеры и ноутбуки

Казалось бы, а что раньше было информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.

Использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. Я считаю, что ИКТ облегчило работу воспитателям. Используя презентации в работе с детьми в непосредственно образовательной деятельности теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал. Который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовится к деятельности интересней. А также она является средством развития познавательных способностей детей.

Хотя и использование ИКТ требует длительной подготовки. Но в конечном итоге потраченное время и усилия приведут к желаемому результату. Презентацию можно использовать на протяжении всей непосредственно.

Образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.

При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Если материал соответствует возрастным особенностям и подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который вы ему дадите.

Для детей организуются интегрированные развивающие занятия с использованием ноутбуков, графических планшетов, телевизоров, видеопроигрывателя, проектора. Занятия с применением демонстрационного оборудования сделали занятия привлекательными для дошкольников. Самые новые технические средства очень удобны и мобильны, что помогает педагогу свободно перемещаться для работы по детскому саду. Так же к ним разрабатываются интересные программы. Предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;

- Использование Интернет - ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

•предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

•несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам;

•движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;

•предоставляет возможность индивидуализации обучения;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты.

- Использование Интернет - ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ. При подборе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения я тщательно слежу за тем, что бы они соответствовали следующим требованиям:

- для детей дошкольного возраста должны обладать интуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;

- ЭОР должно содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а также обеспечивающих соблюдение санитарно – гигиенических норм;

- в процессе непосредственной образовательной деятельности использую мультимедийные презентации, создаваемые в программе Microcoft PowerPoint. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно,

доступно и интересно обобщить познавательный материал.

- во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы);

- в-третьих, участвую в жизни различных сетевых педагогических сообществ; считаю, что это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода использую компьютерные технологии для ведения документации.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность.

Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

К тому же, каждый родитель, вспоминая этапы взросления своего ребенка, знает, что уже с 6 месяцев любимыми и недосягаемыми предметами для него являются пульт от телевизора, телефон, игровые приставки старших детей.

Можно долго рассуждать о возможном вреде и пользе технических приборов для ребенка, ясно одно: с помощью родителей или без нее, дома или в детском саду, ребенок все равно познакомится с информационными технологиями, и для мудрых родителей будет лучше, если взаимодействие с техникой станет полезным для ребенка.

Использование ИКТ позволяет мне:

- делать образовательный процесс для детей информационно емким, зрелищным, комфортным;

- демонстрировать детям большое количество готовых, строго отобранных картинок, соответствующим образом обработанного материала;

- увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала;

- развивать интеллектуальные, творческие способности детей;

- производить быструю смену дидактического материала

Новые технологии помогли создать более эффективное взаимодействие между администрацией родителей с администрацией теперь происходит в удобной форме – по электронной почте. Что позволяет фиксировать запросы и ответы на них и является доказательной базой в случаи возникновения недопонимания и помогает рационализировать затрачиваемое время. Наличие мобильных устройств ускорила процесс взаимодействия.

Стремительное развитие новых технологий и применение их родителями для развития и развлечения своих детей привело к необходимости введения этих технологий в детском саду для создания продуктивной работы с воспитанниками. В программу внедрения ИКТ был подключен весь персонал ДОУ.

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды. В связи с этим.

Информационно-коммуникативные технологии как средство развития творческой личности Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности дошкольников Современным дошкольникам интересен не.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы воспитателя) Из опыта работы воспитателя Белоконевой Л. Н. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Состояние.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся и учителей, которая подразумевает: • умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете; • способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи; • применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся и учителей, которая подразумевает:

умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;

способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;

применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию.

При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащихся.

ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР Microsoft Word. Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создать иллюстрированные тесты, упражнения, организовать выпуск школьных периодических изданий по предмету, оформить кабинет. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для творческой работы. С его помощью можно выполнять творческие проекты, задания, исследования, доклады для конференций можно представлять в интересной, визуально привлекательной форме.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ Microsoft Excel. Эта программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построения графиков и диаграмм. Графики и различные виды диаграмм – очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и понимание.

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР Adobe Photoshop. Опыт показывает, красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно коммуникационные технологии позволяют учителю использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы. Для обработки красочных изображений используют редактор Photoshop.

Microsoft Power Point. Спомощью программы Power Pointможно создавать презентации для последующего показа во время выступления на уроке, семинаре, незаменима она и во внеклассной работе по предмету. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ. Кроме презентаций, ученики могут создавать, например, базы данных. Подобные задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор и закрепить навык, полученные на уроках информатики.

Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.

Интернет - Браузеры. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию.

Педагогические возможности электронной доски как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, таким образом, объяснение материала позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее.

Благодаря государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах и не только в кабинетах информатики. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер – надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании. Так при объяснении нового материала и проведении практических работ по разным предметам можно использовать компьютерные программы Ехсеl, Раint, Аdobе Рhotoshор, Word, РоwerРоint. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

Электронные таблицы Ехсеl можно применить для расчета семейного бюджета, составления бизнес-плана предприятия по ОЭЗ, строить графики функций по алгебре, решать сложные математические задачи. В этой программе легко производить математические, статистические расчеты.

Графический редактор Раint можно использовать при создании чертежей на уроках геометрии, черчения, технологии.

Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwег Роint, можно сделать учебные наглядные пособия по любому учебному предмету.

Программа Word применяется при создании практических работ, тестов, карточек-заданий. Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет процедуру подведения итогов выполненных работ и снижает количество ошибок при их оценке. Для создания программы компьютерного тестирования обычно привлекают программистов. Однако существуют компьютерные программные средства, позволяющие грамотному пользователю решать подобные задачи самостоятельно. Одно из них – электронные таблицы Мicrosoft Ехсеl. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет применять для расчетов логические выражения. Ими можно воспользоваться и при подготовке тестов и контрольных работ.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с учениками.

Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала через гипертекст.

Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных учителем в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.

Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению.

Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра технологического образования и профессионального обучения

Информационно-коммуникационные технологии обучения

Выполнила: студентка 2 курса 07582 с группы

Проверила: Жалнина О.Л.

Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.

Актуальность данной работы заключается в том, что в основе разработки новых научных продуктов информатизации образования должно использоваться положение о том, что повышение эффективности работы связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить:

оперативный мониторинг и статистический анализ данных обо всех участниках образовательного процесса;

информационное моделирование работы образовательного учреждения;

рассмотрение альтернативных исходов принятия того или иного решения;

осуществление выбора оптимального решения и путей его реализации;

контроль эффективности принятого решения.

Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер С.В. Бондаренко, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский, Н.Л. Грейдина, З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева, М.К. Захарова, Т.В. Карамышева и др.

Целью данной работы является изучение информационно-коммуникационных технологий обучения.

Объектом данной работы являются особенности информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Предметом – информационно-коммуникационные технологии обучения.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть особенности информационно-коммуникационных технологий обучения;

изучить структуру информационно-коммуникационных технологий обучения;

рассмотреть средства информационно-коммуникационных технологий обучения.

Методы исследования: изучение и анализ учебной и специальной литературы.

Структура данной работы содержит введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.

Любой электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием – детальным планом взаимодействия электронного информационного ресурса с пользователем, содержащим точную разбивку на отдельные структурные единицы, включающим описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных единиц.

Существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ.

Современные средства ИКТ, применяемые в системе открытого образования предоставляют студенту возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, проводить экспериментальные исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля 1 .

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.

Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное, качественно подготовить интересный урок по любому предмету и теме. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудиосопровождения – все это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флэш-карте.

Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1- 4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

Как сопровождение объяснения учителя (могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации);

Как информационно-обучающее пособие (учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку);

Для контроля знаний (использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учеников). Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке 2 .

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;

С помощью доски и мела трудно и нелепо объяснять механизм работы с различными инструментами;

Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;

Повышение уровня использования наглядности на уроке;

Повышение производительности урока;

Установление межпредметных связей;

Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;

Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, изобразительного искусства.

Современные информационные технологии используют и в работе с одаренными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, праздников, родительских собраний.

Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное – позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей 3 .

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве.

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология –совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся 4 .

Таким образом, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, ориентированы на развитие:

универсальных учебных умений;

общей культуры личности;

самостоятельности, – логического мышления;

В практике открытого и дистанционного образования, которое успешно развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три основных технологии, основанных на применении средств ИКТ:

1.Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных преподавателей;

3.Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Существуют и другие технологии (например обучение по переписке), однако они получили существенно меньшее распространение на практике.

Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.

ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности. Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий.

Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее: Интернет является одним из ключевых элементов; Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ; Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор и улучшит УУД учащихся, но и позволит повысить ИКТ-компетентность учителя.

В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:

возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;

хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;

возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией;

возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;

возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю 5 .

Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Средства ИКТ

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)

Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Носитель информации (флешка, SSD)

Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.

Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении 6 .

Итак, средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают четко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

По итогам проделанной работы, цель, которая заключалась в изучении информационно-коммуникационных технологий обучения, была полностью достигнута. В итоге можно сделать следующие выводы.

С применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, изобразительного искусства.

Современные информационные технологии используют и в работе с одаренными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации.

Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.

Итак, средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают четко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: 2015. – 284с.

Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98 (второе издание) / Б. Богумирский. – СПб.: Питер Ком, 2014. – 896 с.

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: 2015. – 348с.

Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта – 3 ч. Часть 1 / Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – У.: УИПКПРО, 2015. – 312с.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В, Афонина. – Б.: БГПУ, 2016. – 134с.

Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Основы информационных технологий для учителя. Лабораторный практикум / Е.И. Карелова, Т.А. Шумихина. – М.: ФИО, 2015. – 168с.

Ковшова Н.П. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках / Н.П. Ковшова. – 2014. – 232с.

Кондрашова С.С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие / С.С. Кондрашова. – К.: МАУП, 2016. – 138 с.

Кораблев А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе Школа / А.А. Кораблев. – 2015. – №2. – 37-39с.

Пасько В. Microsoft Office 97 (русифицированная версмя). – К.: Издательская группа BHV, 2015. – 768 с.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2017. – 188с.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 2014. – 204 с.

Трайнев В.А. Информационные коммуникационные технологии: учеб. пособие / И.В. Трйнев. – М.: Корпорация Дашков и Ко, 2015. – 210с.

Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / А.М. Фатеев. – М.: 2016. – 196с.

1 Трайнев В.А. Информационные коммуникационные технологии: учеб. пособие / И.В. Трйнев. – М.: Корпорация Дашков и Ко, 2015. – 210с.

2 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: 2015. – 348с.

3 Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2017. – 188с.

4 Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / А.М. Фатеев. – М.: 2016. – 196с.

5 Ковшова Н.П. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках / Н.П. Ковшова. – 2014. – 232с.

6 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В, Афонина. – Б.: БГПУ, 2016. – 134с.


Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает

и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:

- формирование устойчивой мотивации;

- активизация мыслительных способностей учащихся;

- привлечение к работе пассивных учеников;

- повышение интенсивности учебного процесса;

- обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;

- обеспечение учебного процесса современными материалами;

- приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;

- реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;

- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

- обеспечение гибкости процесса обучения.

В педагогической практике существует следующая классификация средств ИКТ по области методического назначения.

http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25_fig1.jpg

Рис. 1. Классификация средств ИКТ по области методического назначения

В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

В педагогической практике предлагается двухуровневая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя:

1) уровень функциональной грамотности (подготовленность к деятельности):

- владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации;

- умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами;

- умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер и т. д.

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность) — эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов.

Деятельностный уровень можно разделить на подуровни:

- внедренческий — включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;

- творческий — разработка собственных электронных средств учебного назначения.

Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования. Как вывести учителя с уровня функциональной грамотности на деятельностный уровень? Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов необходимо реализовывать в рамках отдельно взятого учебного заведения. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Важную роль играет методическое сопровождение использования ИКТ, обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ (проведение семинаров, мастер- классов, вебинаров и т. д.).

Необходимым условием эффективного и систематического использования функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов является внутренняя мотивация, потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, использование готовых мультимедийных программ в учебном процессе, образовательных ресурсов сети Интернет, общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.

В учебном процессе современному ученику приходиться сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации. Вследствие этого, наступает информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, что опасно для психического и физического здоровья ученика.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на многих функциях организма ребенка: высшей нервной деятельности, эндокринной и иммунной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека.

От работы за компьютером появляются побочные эффекты:

- дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию;

- компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, может снизить функционирование некоторых видов памяти, способствовать росту эмоциональной незрелость, безответственности;

- психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние;

- виртуальная реальность приводит к потере чувства естественной опасности.

Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.

6. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4.

7. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, учебный процесс, образовательный процесс, функциональная грамотность, классификация средств, методическое назначение, образовательная деятельность, обучение, педагогическая практика, реализованная деятельность.

Похожие статьи

Об использовании электронных средств обучения в процессе.

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение.

Тенденции развития информационно-коммуникационных.

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс.

Использование информационно-коммуникационных технологий. учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность.

Содержание педагогической системы формирования.

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной.

Электронные средства обучения как компонент информатизации.

электронное средство обучения, учебный процесс, практика разработки, информационная среда, образовательный процесс, традиционная модель обучения, индивидуализация обучения, модель обучения.

Организационно-педагогические условия развития.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Особенности и методики применения. | Молодой ученый

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Похожие статьи

Об использовании электронных средств обучения в процессе.

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение.

Тенденции развития информационно-коммуникационных.

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс.

Использование информационно-коммуникационных технологий. учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность.

Содержание педагогической системы формирования.

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной.

Электронные средства обучения как компонент информатизации.

электронное средство обучения, учебный процесс, практика разработки, информационная среда, образовательный процесс, традиционная модель обучения, индивидуализация обучения, модель обучения.

Организационно-педагогические условия развития.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Особенности и методики применения. | Молодой ученый

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Читайте также: