Доклад на тему эмпатия в деловом общении

Обновлено: 06.05.2024

Однако в процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня развития эмпатии: первый уровень — низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

8. Эффект настойчивости" проявляется в том, что отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. "Эффект постоянства" Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

• постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

• отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;

• обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем, скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка — это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

1. Эмпатия. Три уровня развития эмпатии. Рефлексия и взаимоотражение. Факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Закономерности атрибуции. Обратная вязь в общении.

Однако в процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня развития эмпатии: первый уровень — низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

8. Эффект настойчивости" проявляется в том, что отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. "Эффект постоянства" Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

• постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

• отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;

• обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем, скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка — это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Эмоциональный интеллект, о котором много говорят в последнее время, — это не только умение управлять своими чувствами, но еще и способность понимать других людей. Как научиться распознавать чужие переживания? И почему эмпатия — ключ к успеху? Рассказываем.

Кому и для чего нужна эмпатия?

Умение распознать, что чувствует другой человек, и правильно отреагировать на его эмоции необходимо в великом множестве сфер, от торговли до общественной деятельности.

CEO Microsoft Сатья Наделла утверждает, что эмпатия — критически важный компонент при разработке продуктов или политических концепций, который помогает понимать потребности людей и завоевывать их доверие.

Кроме того, способность считывать чужие эмоции пригодится на переговорах и для разрешения конфликтных ситуаций. Руководителю этот навык позволит вдохновлять подчиненных и вести их за собой. Рядовому сотруднику — поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе (а это, как показывают исследования, положительно влияет на нашу продуктивность). Проявляя эмпатию в работе с клиентами, вы сможете находить общий язык даже с самыми сложными людьми.

CEO Microsoft Сатья Наделла утверждает, что эмпатия — критически важный компонент при разработке продуктов или политических концепций, который помогает понимать потребности людей и завоевывать их доверие.


Источник

Способность успокоить мучительные переживания других людей и умение поладить с собеседником, пребывающим в абсолютном бешенстве, — показатели высшего мастерства. Единственная эффективная стратегия такова: нужно глубоко проникнуться чувствами человека, а затем настроить его на более позитивную волну.

Способность успокоить мучительные переживания других людей и умение поладить с собеседником, пребывающим в абсолютном бешенстве, — показатели высшего мастерства. Единственная эффективная стратегия такова: нужно глубоко проникнуться чувствами человека, а затем настроить его на более позитивную волну.


Источник

Как развить способность к эмпатии? Важно понимать, что она тесно связана с другими элементами эмоционального интеллекта — умением распознавать и контролировать собственные чувства. Этому и следует научиться в первую очередь.

Эмоциональное самосознание

Если мы не научимся понимать свои эмоции, нам будет сложно улавливать чувства других людей. Способны ли вы точно определить, что испытываете прямо сейчас — грусть, счастье, восторг?

Если мы не научимся понимать свои эмоции, нам будет сложно улавливать чувства других людей. Способны ли вы точно определить, что испытываете прямо сейчас — грусть, счастье, восторг?

Эмоциональное самосознание бывает сложным для нас по ряду причин.

Во-первых, наши эмоции непостоянны, словно погода. Они смешиваются, трансформируются, меняются — часто за короткий промежуток времени.

Во-вторых, мы можем одновременно испытывать несколько эмоций. Чаще всего на поверхности находится одно чувство, которое маскирует другие, более информативные.

Представьте родителя, который ждет своего сына-подростка до наступления комендантского часа в 22:00. Если сын явится домой в час ночи, родитель выразит гнев, хотя на самом деле будет испытывать страх.

Третья причина сложности самосознания связана с детскими травмами, которые подавляют нашу способность обратиться к собственным чувствам.

К счастью, мы можем научиться распознавать свои эмоции. Рассмотрим несколько способов натренировать этот навык.

1. Прислушиваться к физическим ощущениям. Если вы не можете назвать эмоцию, используйте в качестве подсказки свое тело. Учитывайте пульс, ощущение жара или холода, напряженность мышц.

1. Прислушиваться к физическим ощущениям. Если вы не можете назвать эмоцию, используйте в качестве подсказки свое тело. Учитывайте пульс, ощущение жара или холода, напряженность мышц.

2. Вести дневник. Существует множество различных способов ведения дневника. Поэкспериментируйте, чтобы найти для себя подходящий. Для лучших результатов делайте в течение дня заметки о том, что с вами происходит и какие чувства при этом возникают. Вы также можете поразмышлять о событиях прошлого или обратиться к будущему.

4. Практиковать обратное отслеживание. Когда вы испытываете дискомфорт или беспокойство и не можете определить причину, обдумайте свой день и все взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях это поможет определить источник и понять, что именно вы чувствуете.

5. Копать вглубь. Важно помнить, что мы можем испытывать комбинацию из двух или более эмоций в один момент. Допустим, кто-то не выполнил задание вовремя и не сообщил вам об этом. Вы злитесь, потому что вас не предупредили. Но в то же время вас пугает отставание от графика. Возможно, чувство гнева преобладает, но страх более важен для понимания и управления.

Самоуправление

Практически невозможно проявлять эмпатию, когда организм взбудоражен сильной реакцией — скажем, приступом гнева. Чтобы едва уловимые сигналы чувств, исходящие от другого человека, могли быть восприняты и сымитированы нашим мозгом, от нас требуется спокойствие.

Вот еще несколько стратегий управления эмоциями.

1. Обуздание гнева. Представьте, что вы злитесь на коллегу, который вас подвел. Вы мысленно ругаете его и накручиваете себя все сильнее. Один из самых действенных способов полностью утихомирить ярость — еще раз описать ситуацию, но с другой точки зрения. Что, если у человека были веские причины так поступить? Возможно, он сам переживает из-за случившегося?

Постарайтесь ухватить возмущенные мысли, вызывающие волны гнева, и усомниться в их правильности.

Против гнева также очень помогает энергичная физзарядка. Не меньший эффект дают и разные методы релаксации, например глубокое дыхание и мышечное расслабление.

2. Борьба с иррациональными страхами. Умение предвидеть риски — полезный навык. Другое дело, если вами управляют иррациональные страхи. Научитесь замечать их и давать им решительный отпор. Постарайтесь занять критическую позицию в отношении своих прогнозов: велика ли вероятность негативного исхода, который вас пугает? Есть ли только один вариант развития событий? Можно ли предпринять какие-то конструктивные шаги?

3. Снижение уровня стресса. У нас всех различный уровень выносливости. Однако если вы работаете больше 45, 50 или 60 часов каждую неделю, скорее всего, вы обрекаете себя на болезни и усталость, а эмоциональные срывы в таком состоянии неизбежны. Чтобы предотвратить их, вовремя берите отпуска, расслабляйтесь в выходные, занимайтесь тем, что заряжает вас энергией. Забота о себе включает также здоровое питание, физические тренировки и хороший сон.

Тренировка эмпатии

Как сказано выше, мы понимаем других благодаря осознанию собственных эмоций. Если вы уже подружились со своими чувствами, можете переходить к тренировке эмпатии. Для этого воспользуйтесь следующими инструментами.

Эмпатическое слушание

Многие из нас слушают безучастно, пытаясь одновременно заниматься чем-то еще или погружаясь в собственные мысли. Слушание с эмпатией происходит тогда, когда мы полностью отдаем себя другому человеку. Вот как можно развить этот навык:

1. Позволяйте другим говорить. Не нужно предоставлять вербальных или невербальных подсказок и договаривать за человека предложения. Когда мы вмешиваемся, то непреднамеренно направляем собеседника к тому, что хотим услышать, вместо того чтобы позволить ему вести разговор в нужном направлении.

2. Уделяйте спикеру абсолютное внимание. Возможно, вы знаете, каково это, когда человек занимается другими делами, пока слушает вас. Читает ли он что-то на компьютере или смотрит вам через плечо, желая кого-то увидеть, это кажется пренебрежением.

2. Уделяйте спикеру абсолютное внимание. Возможно, вы знаете, каково это, когда человек занимается другими делами, пока слушает вас. Читает ли он что-то на компьютере или смотрит вам через плечо, желая кого-то увидеть, это кажется пренебрежением.


Источник

6. Отказывайтесь от суждений. Слушание с эмпатией предполагает, что мы отказываемся от собственных суждений, потребностей и приоритетов и концентрируемся на другом человеке.

Лучшее в других

Было ли у вас так, что в кризисной ситуации вы начинали критиковать людей? Действовали ли вам на нервы маленькие особенности и привычки других настолько, что вы чувствовали себя готовым убить человека просто из-за того, что он дышит?

Когда дела идут плохо, мы начинаем придираться к любой мелочи. Способ избавиться от подобного типа мышления — поставить цель найти что-то хорошее в каждом. Если вы видите только слабые стороны в человеке и не можете определить сильные, старайтесь лучше.

Мимика, жесты, интонация

В действительности эмоции редко бывают облечены в слова; гораздо чаще они выражаются с помощью иных сигналов. Чтобы постичь чувства другого человека, нужно уметь расшифровывать информацию, передаваемую невербальными путями: интонацию голоса, жесты, выражение лица и тому подобное.

В действительности эмоции редко бывают облечены в слова; гораздо чаще они выражаются с помощью иных сигналов. Чтобы постичь чувства другого человека, нужно уметь расшифровывать информацию, передаваемую невербальными путями: интонацию голоса, жесты, выражение лица и тому подобное.

Если вам сложно распознавать такие сигналы, почитайте статьи и книги на эту тему или сходите на тренинг по невербальному общению.

Эмоциональные красные флаги в других

Мы обсуждали, как важно распознавать эмоциональные красные флаги в себе. Вы можете обнаружить их и в других людях.

Обратите внимание на неуместный юмор, использование сарказма, пассивно-агрессивное поведение, разыгрывание жертвы, враждебность. Постарайтесь заглянуть за пределы этого поведения, чтобы понять, что происходит на самом деле. За этими красными флагами, скорее всего, скрывается огромное чувство печали, страха или гнева.

Просмотр фильмов

Вы можете превратить развитие эмпатии в игру, используя фильмы. В следующий раз, когда будете смотреть кино, сконцентрируйтесь на одном-двух ключевых актерах и посмотрите, получится ли у вас отследить их эмоции.

Используйте собственные эмоции в качестве руководства к возможным чувствам актера. Попросите друга присоединиться к вам; делайте записи во время просмотра, а в конце сравните наблюдения.

Эмпатия — это сущность безукоризненного межличностного общения. Если вы будете регулярно тренировать эту способность, то научитесь понимать мотивы и интересы окружающих, точно подстраиваться под реакции других, производить на всех прекрасное впечатление, вести людей за собой, улаживать конфликты, которые могут обостряться в любом коллективе, и всегда получать желаемый результат.


Эмпатия – это способность понимать эмоциональное состояние другого человека посредством сочувствия. Другими словами, человек с развитой эмпатией обращает внимание на то, в каком состоянии его собеседник, какие чувства и эмоции он испытывает в момент общения и учитывает это в построении отношений с ним.


Способность к эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых связана с людьми (ТОП-менеджеры, линейные руководители, чиновники, продавцы, менеджеры по персоналу, психологи и т.д.). В бизнес-среде эмпатия помогает наилучшим образом выстраивать отношения между сотрудниками и это не только формирует общую культуру общения в компании, но и помогает эффективнее решать бизнес-задачи.


Некоторые руководители ошибочно понимают эмпатию как необходимость полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств как своих собственных. На самом деле в бизнес-среде достаточно бывает позиции более отвлеченного, объективного понимания переживаний другого без значительного эмоционального вовлечения в них.


Руководитель с развитой эмпатией во-первых, умеет слушать сотрудников и уделяет этому время: фиксирует его в календаре для беседы с людьми, задает вопросы, слушает и слышит их. Во-вторых, давая задания, он уточняет мотивацию и потребности человека. В-третьих – дает своевременное и достаточное признание сотруднику как в контексте его работы, так и в контексте его личности. И, наконец, продвинутый уровень эмпатии – когда руководитель знает потребности сотрудников и формирует долгосрочные планы организации, учитывая то, что для них будет важно и интересно в перспективе. Такой руководитель видит людей, ценит их, принимает любые управленческие решения исходя из того, что эти задачи ему будут решать люди, а не станки. И это его внутренняя позиция, а не инструмент управления.


Все мы рождены в этом мире способными любить, но, к сожалению, жизнь по-разному влияет на нас. Поэтому эмпатии не нужно учиться, ее необходимо развивать. Для начала руководителю нужно сформировать внутри себя намерение увидеть природную уникальность в своих сотрудниках, чтобы распознать их потенциал и использовать его целесообразно задачам. Для этого важно переключиться с экспертной позиции и начать задавать вопросы человеку, внимательно его слушать, замечать его невербальные проявления, дать ему пространство для проявления себя. А затем, назначая ему какие-либо задачи, важно учитывать его способности и сильные стороны и тогда ваши инвестиции в человека окупятся.

Программы, которые позволяют освоить метанавыки недирективного управления и начать их полноценно использовать в работе:

эмпатия

Эмпатия – это эффективный инструмент общения,. Он помогает людям лучше понимать друг друга и добиваться успеха в жизни. Как любой инструмент, его важно уметь правильно применять. И в жизни, и в писательстве.

Способность к эмпатии влияет на способность к успеху

Эмпатию следует отличать от симпатии, сочувствия и переживания.

Ученые пока так и не пришли к единому мнению: приобретаются ли эмпатические реакции в ходе развития человека или они врожденные. Однако известно, что эмпатия проявляется уже у младенцев. Вспомним: как только один малыш заплачет, его дружно поддерживают своим плачем и другие малыши, которые находятся рядом.

Позже различные условия воспитания либо притупляют способность к эмпатии, либо благоприятствуют ее развитию. Развивают эмпатию т еплые взаимоотношения родителей с детьми, сопереживание взрослых другим людям и желание помочь тем, кому трудно.

По мнению психологов, важную роль в формировании эмпатии играет эмоция печали. Например, детский плач побуждает мать обратить на ребенка внимание, успокоить его. Печаль о потере близкого человека учит понимать подобное состояние других людей.

Те же, кто демонстрирует низкую степень эмпатии, как правило, замкнуты, недоброжелательны, более агрессивны. И менее успешны.

Эмпатия в общении

Все это создает благоприятную ситуацию, когда мы пытаемся выстроить диалог, принять совместные решения или разрешать проблемы.

Прежде всего, важно постараться выслушать и понять этого посетителя, мысленно занять его место. Почему он недоволен? Он очень одинок в личной жизни, его не понимают на работе. Ему плохо. И это его нытье, быстрее всего, – попытка привлечь к себе и своим внутренним проблемам внимание.

Когда мы знаем проблему, мы, вероятнее всего, найдем путь ее решения.

empatiya-pisatelstvo

Эмпатия в писательстве

Эмпатия помогает нам не только в реальной жизни. Так, она помогает писателю в творчестве. Он способен понять, кто его целевая аудитория, что она хочет получить от произведения, которое ей предлагают прочесть.

Для этого можно составить «эмпатическую карту«. Даже если потом мы ее не будем использовать, необходимые сведения останутся в нашем сознании. Карта может состоять из следующих подразделов:

2. Говорю и делаю. Как наш читатель ведет себя публично? Как говорит и действует? Какие вопросы задает, проблемы поднимает и как их решает? Как он ищет и выбирает книги, на что обращает особенное внимание? Эту информацию также можно найти на его страничках в соцсетях.

3. Вижу. Как живет наш читатель? Какие похожие на наши книги читает? Ответы находим, изучая не только его странички, но и материалы наших конкурентов, официальные обзоры.

4. Слышу. Как окружение нашего читателя влияет на него? Что говорят ему родные, коллеги, друзья, другие авторитетные люди? Какие СМИ он слушает, каким слухам доверяет, как реагирует на манипуляции? Слухи и мнения форумов, соцсетей, истории успехов и провалов, городские легенды и стереотипы — всё подобное нам в помощь.

5. Ценности и достижения. Как мы можем помочь читателю разрешить его вопрос, избавиться от сомнений? За какие возможности книги он готов платить? Какие ценности мы должны транслировать? Как нам лучше позиционировать произведение, книгу?

Систематизировав собранные данные, мы научимся лучше понимать свою ЦА. Особенно важны такие сведения, когда пишем книгу нон-фикшн. В конечном итоге, мы пишем, выпускаем книги для людей, значит, они должны отвечать их потребностям, разрешать их вопросы.

Однако писателю важно не только знать свою целевую аудиторию, но и персонажей своих художественных произведений. Их мы чувствуем тоже именно благодаря эмпатии. Без нее писатель вряд ли напишет эмоционально насыщенное произведение, которое тронет душу многих читателей. Скорее, получатся выхолощенные сюжеты, внутри которых действуют шаблонные, плоские персонажи.

Потом именно эмпатия помогает читателю понять героя книги, актеру – вжиться в образ, режиссеру – выстроить сюжетную линию спектакля или фильма…

И это еще не всё!

Если среди наших действующих лиц не найдется ни одного, кто способен чувствовать эмоции других персонажей, а действовать будут исключительно эгоистичные, замкнутые и агрессивные типы…

О-оп… Хотела написать, что не удастся создать что-то стоящее. А потом подумала: а что? Это отличная идея для произведения: представить мир, населенный именно такими персонажами! Нет тех, кто способен стать на чужую точку зрения, нет тех, кто способен понять, почему люди действуют так, а не иначе. Этакое общество закоренелых эгоистов.

А также мне интересно: какую роль в вашей жизни и творчестве играет эмпатия?

Читайте также: