Принципы диалектики и ее отличие от метафизики доклад

Обновлено: 18.05.2024

Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики (определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира). Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие.

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики.

Развитие – это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменения могут быть не связаны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных. Значит развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные ее противоречиями.

В философии выделяют две главные линии развития: прогресс и регресс

Прогресс (от лат. рrogressus– движение вперед), успех – направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.

Регресс (от лат. кegressus – обратное движение) – такой тип развития, для которого характерен перехлод от высшего в низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики и духовной сферы. Возможность регресса в обществе связана со сложностью и противоречивостью исторического процесса, с проявлениями субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраивается в общую линию развития: смена цивилизаций, переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи.

Для подтверждения данного положения в диалектике используется еще целый ряд идей. Наиболее фундаментальная из них - идея всеобщей взаимной связи явлений.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные,при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Естьсвязи прямые,когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. “В том обстоятельстве, что . тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, а это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение”, - отмечал Ф. Энгельс. Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. “Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. ” (Философский энциклопедический словарь. - М.,1989. - С.523.).

Естественнонаучный анализ прямых связей выявил, что в процессе взаимодействия материальных объектов последние, исходя из своей специфики, способны запечатлевать, воспроизводить в собственной структуре, содержании, форме “следы” воздействия на них других объектов (их вес, плотность, форму и т. п.). Данное свойство материи, вытекающее из взаимодействия материальных объектов, было названо отражением.

Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. “ Все идеи. - отражения действительности, верные или искаженные”, - писал Ф. Энгельс. Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики.

Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира.

Принцип детерминизма (обусловленности) конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.

Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики – односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление – это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Данный принцип предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. При догматизме теоретические и практические проблемы анализируются без учета конкретных обстоятельств, места и времени.

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Философские идеи, систематизирующие метафизику: отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно в метафизике есть философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике:

ü во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие;

ü во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.

Метафизическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействие явлений. Ему присущи:

1) разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов;

2) рассмотрение их как независимых друг от друга.

Суммируя различные характеристики предмета, метафизическая философия исключает противоположные. Например, признав устойчивость мира, исключает его изменчивость, живое мыслит как резко противоположное мертвому, прямое – кривому, доброе – злому. Люди с таким мышлением не улавливают оттенков, переходов между полюсами, их связей, взаимодействия.

Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.

В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает (см.: Софизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.- С.602).

Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.

В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики.

Термин синергетика был предложен в 1973 году немецким физиком Хакеном для обозначения общей теории самоорганизации. Уже сам факт того, что в рамках синергетики развитие систем стало изучаться на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости данной теории диалектической концепции развития. В синергетике реализуются принципы самодвижения и системности материи, получившие обоснование в диалектике.

Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. Открытия точных наук были использованы в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, таких как система и структура, порядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.

Феномен самоорганизации в синергетике объясняется сложным взаимодействием многих явлений. Центральное место среди них отводится взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчивости.

Существовавшие представления об исключительно дезорганизующей роли хаоса были значительно подорваны открытиями ХХ века. И.Р. Прихожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок и обратно, а их взаимодействием.

для существования диссипативных систем необходимы: открытость для обмена с внешней средой; взаимосвязь порядка и хаоса, поддерживающая устойчивость их структур; нелинейность и самодействие, обеспечивающие использование внешних воздействий на систему для ее самоорганизации в соответствии с собственной природой.

Существует ещё целый ряд важных характеристик диссипативной системы, которые все вместе подчёркивают главное в её существовании – процесс самоорганизации.

Наряду с теорией диссипативных систем существует другие направления синергетики, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, теория автопоэзиса, теория самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое поведение немногих переменных или степеней свободы. Теорией автопоэзиса изучается то, каким образом развиваются биологические структуры. Так называемая самоорганизованная критичность – это область, в которой речь идет о поведении систем, состоящих из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем. Все эти исследования находятся в общем русле синергетики.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой).

Таких законов три:

1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер;

3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития.

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Источник развития оказывается внутри вещи. Данный закон раскрывает принцип самодвижения (движение и развитие оказываются самодвижением и саморазвитием вещи). Согласно данному закону во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.

Марксизм утверждал, что все явления природного, социального и духовного миров характеризуются внутренней противоречивостью, борьбой противоположных начал. Связь между противоположностями определяется несколькими важными моментами:

1. противоположности нельзя оторвать друг от друга, подобно тому как нельзя отделить северный полюс от южного, левое от правого и т. п., они образуют единое, нераздельное целое;

2. противоположности взаимоисключают друг друга (правда и ложь, добро и зло, мир и вражда);

3. противоположности могут переходить друг в друга (любовь -- в ненависть, сила -- в слабость, победа -- в поражение).

Тождество – выражение равенства, одинаковости предмета с самим собой или другими предметами.

Различие – то особенное, что отличает данную вещь от другой вещи, данную сторону одной и той же вещи от другой ее стороны.

Тождество двух предметов или двух сторон предмета всегда равенство в главном, общем, тогда как различие касается особенного и единичного между предметами или сторонами, т.е. тождество существует при различии.

Каждая вещь обладает множеством сторон, которые взаимодействуют между собой, обуславливают изменения вещи. Эти изменения сторон могут быть однонаправлены, но могут быть и противоположно направлены, выражать противоположные тенденции развития.

Противоположности – такие стороны предмета, которые противостоят друг другу в своем функционировании и развитии.

Раздвоение единого предмета на противоположности объективно присуще самим предметам. А между противоположностями возникает взаимодействие. Оно называется противоречием.

Противоречие – отношение между противоположностями.

Несмотря на противоречивость своих сторон, предмет представляет собой единое целое, а значит, противоположности находятся в этом единстве. Если убрать одну из противоположных сторон, то вторая сразу перестанет быть противоположностью. Они взаимоисключают друг друга.

В этом заключается единство противоположностей. Однако в рамках единства противоположных сторон между ними происходит борьба, т.к. они по своей сущности и направленности взаимоисключают друг друга.

Стремление взаимоисключать друг друга есть борьба противоположностей. Примером единства и борьбы противоположностей может служить живой организм, жизнь.

1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении +х, то обязательно существует и движение в направлении –х);

2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении +х исключает его одновременное движение в направлении –х и обратно);

3) +х и –х тождественны как направления (ясно, что, например, +5 км и -5 км. – противоположности, в +5 кг и -5 км не являются противоположностями, так как они различны по своей природе).

Противоречие как отношение противоположностей – есть процесс, в результате которого происходят количественные и качественные изменения.

Рассмотрим, например, взаимодействие между производством и потреблением. С одной стороны, по мере роста производства у общества появляются новые потребности. Возникает противоречие, поскольку производство начинает отставать от роста потребностей. Это противоречие разрешается за счет дальнейшего развития производства. И так – вновь и вновь. Противоречие между производством и потреблением проходит через всю историю общества. Оно вызывает не только количественные, но и качественные изменения, вплоть до переходов к новым ступеням цивилизации.

Одинаково ошибочно в деятельность людей:

1) забывать о единстве противоположностей и тем самым абсолютизировать их борьбу;

2) объявлять источником развития лишь единство противоположностей.

Противоречие как процесс проходит ряд стадий:

1) несущественное различие сторон;

2) существенное различие;

6) переход противоположностей друг в друга;

Виды противоречий:

1) основные и неосновные. Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий - главных и неглавных.

2) Главные и неглавные. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают.

3) Существенные и несущественные;

4) Внутренние и внешние. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.

Диалектика представляет собой систему философского знания о развитии.

Метафизика – философское учение, которое рассматривает явления вне их взаимных связей и вне развития.

Противоположность диалектики и метафизики как подходов к развитию рассматривалась в марксизме. К. Маркс использовал диалектику как метод для исследования политико-экономических процессов. Он ввел в диалектику субъективизм и возможность исторической оценки экономических и политических событий.

Понятие диалектики

Древнегреческая диалектика

Диалектика как вид философского мышления появилась в древнегреческой философии.

Элеаты (Элейская школа) считали, что только объяснимое действительно. Ничто не может быть действительным без рационального объяснения.

Гераклит утверждал, что в мире все пребывает в движении, все течет и меняется, все существует и в то же время не существует, находится в неизменном процессе появления и исчезновения.

В отличие от Гераклита, заложившего базы беспристрастной диалектики, т.е. диалектики наружного, вещественного мира, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих суть человеческою мышления. Сократ указывал, что познание истины всегда достигается преодолением противоречий. Диалектический метод Сократа – это учение о преодолении противоречия (или круга противоречий), отрицании противоречия и недопущении противоречия.

Платон считал диалектику чистым, изнутри развивающимся мышлением.

Аристотель сделал попытку обобщений труднейших противоречий как базисной категории диалектики в целом.

Диалектика И.Канта

Диалектика И. Канта основывается на чувстве, рассудке и человеческом разуме. По утверждению Канта, все в этом мире подчинено рассудку, потому что через него происходит познание всего окружающего мира. Диалектика Канта призвана отражать противоречия не самих вещей, а лишь противоречия мыслительной деятельности, направленной на познание этих вещей, тем самым становится очевидна субъективность кантовской диалектики. Именно потому, что в ней происходит противопоставление содержания знаний и их логической формы, предметом диалектики становятся сами эти формы.

Диалектика Г.Гегеля

Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.

Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.

Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность. При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития. Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.

Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.

Метафизика

Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.

По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике . Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдиалектика свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий ; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

1. Диалектика и метафизика

Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно.

Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы.

Как искусство спора диалектика развивается в средние века. Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику, которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой.

В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарт утверждал, что природа развивается самостоятельно, порождая новые формы, ему вторит Спиноза в своем учении о субстанции. Лейбниц учил о непрерывности развития, о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе.

В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам, а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое по своей природе возможно диалектикой разума.

Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга.

Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира.

Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым.

Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека.

Наряду с диалектикой существовали другие методы мышления: это - софистика, эклектика, метафизика, дот манизм

Софистика как совокупность видов аргументации, в использовании правил логики приводила к псевдо-истине, поскольку софизм - преднамеренное нарушение правил логики для доказательства не истинного, а желаемого. Но в движении познания софистика способствует выявлению проблемы логического противоречия системы знаний.

Эклектика - есть механическое соединение фактов и формулировок, элементов, относящихся к разным сторонам объекта, что ведет к ложному отражению мира. Эклектики подменяют логическое основание сообразное поставленной целью. Сегодня эклектика применяется в рекламе, в средствах массовой информации.

Метафизика - способ мышления противоположный диалектическому. Как метод она имеет ряд принципов:

Объекты рассматриваются вне связи друг с другом.

Признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественного, но не качественного.

Истина абсолютна, застывшая, конечная она не есть процесс.

Долгое время метафизика обслуживала теологию, потом понималась как анти-диалектика.

Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII – XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.

Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.

С точки зрения соответствия содержания науки конца ХХ века и исторической практике человечества материалистическая диалектика наиболее предпочтительна, диалектический материализм определяет диалектику как учение о развитии природы, общества и мышления, то есть о развитии его наиболее полном и глубоком виде. Диалектика предметов, процессов окружающего мира, природы и общества является объективной, отражение в сознании объективной диалектики превращает ее в субъективную , диалектику познания мира и диалектику мира и диалектику мышления. Таким образом субъективная диалектика вторична, она совпадает с объективной по содержанию, но различна по форме.

Такое понимание диалектики делает ее наукой , в которой совпадают:

Диалектика бытия - становящаяся теорией развития мира на уровне природных проявлений и общественного бытия.

Диалектика отраженного мира в двух формах - диалектика как теория познания, раскрывающая как достигаются знания и диалектика как логика, раскрывающая законы диалектического мышления.

Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы.

Принцип - наиболее общая идея, итог познания объективных закономерностей, вокруг которой формируется теория. Основные принципы диалектики:

принцип всеобщей связи;

принципы историзма, причинности, системности.

2. Историческое развитие диалектики как метода познания

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.)

Диалектике противостоят метафизика и эклектика.

Диалектика в античности и Средних веках

Первоначально этим термином обозначались:

искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.

Понятие диалектики в немецкой классической философии

Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.

Пример ипользования диалектического метода

Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота. Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком.

Диалектика традиционной китайской философии

Диалектика в российской философии

Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции: Батищев, Генрих Степанович Лосев, Алексей Фёдорович Ротенфельд, Юрий Александрович.

3. Диалектика марксизма и Гегеля

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели ее в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить ее строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Классический примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура перестаёт расти, лёд превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (превращение в пар при 100 °C) изменения.

Единство и борьбу противоположностей можно проиллюстрировать двойственной природой света: в одних случаях он ведёт себя как поток частиц, в других — как волна. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.

Злободневный пример: при развитии экономики период процветания сменяется кризисом, затем следует процветание и опять кризис.

В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:

1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.

3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, еще раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,— и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.

В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

субъективная диалектика детерминирована объективной;

первая отражает вторую;

субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

их единство есть процесс развертывания отношения: мышление – история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

Заключение

Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.

Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В основание современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности.

Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:

специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;

общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;

Всеобщность законов диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.

Категории означают основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения действительности. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи. По своему содержанию они объективны, а по форме выражения субъективны.

Так как в объективной действительности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие ее категории связаны между собой таким образом, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий.

Список использованной литературы

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.

Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, – М., 1985.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Постижение действительности в философии осуществляется с помощью философского метода, то есть системы наиболее общих приемов и способов. Диалектика и метафизика являются одними из основных противоположных методов философии.

Диалектика означает, прежде всего, учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, в то же время она является общим методом совладания с действительностью. Научный диалектический взгляд на мир сформировался в ходе длительного развития философии. Элементы диалектики были включены в учения философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции и Рима. Сегодня мы можем выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику античности, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Диалектика возникла и развивалась вместе с метафизикой как противоположный способ мышления и познания. Его отличительной чертой является тенденция к созданию определенной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению того или иного момента или фрагмента бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что он рассматривает объекты и процессы в соответствии с принципом. Рассматривая движение, метафизика стремится свести его многообразные формы к одной, что проявилось в философии нового времени, для которой характерно сведение различных форм движения материи к механической.

Диалектика как наука. Принципы диалектики

Диалектика — это обсуждение идей, отказ от ошибок, постепенное приближение к правильному знанию. Это там, где происходит столкновение противоположностей, борьба идей; в применении к объективному миру это означает наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борьбу, развитие, движение вперед.

Признание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникновения и исчезновения, то есть борьба, объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Все, что происходит в мире — изменение, движение и развитие — подчиняется законам диалектики.

Диалектика как понятие используется в трех значениях:

1) совокупность объективных диалектических законов, процессов, действующих в мире независимо от человеческого сознания. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, понимаемая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Действует как отражение отражения. Называется доктриной диалектики, теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.

Диалектика как категория обладает рядом свойств:

1) Диалектика — это наука о наиболее общих законах всякого движения.

2) Диалектика как теория развития. Гегель утверждал, что истина не лежит в форме составных, готовых догматических предложений; истина лежит в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, которая поднимается от низших ступеней к высшим, но никогда не достигает той точки, от которой, найдя абстрактную истину, невозможно отойти.

Принципы — это универсальные и общезначимые, фундаментальные и смыслообразующие идеи и установки, определяющие роль и участие, смысл и направление всех других форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, то есть устанавливают начальные условия познания и определяют его сущность, границы и теоретический потенциал.

Современная диалектика основывается на следующих принципах: субстанциональное единство мира, развитие, детерминизм и системность. Согласно первому принципу, все мировые процессы определяются материальной субстанцией.

Принцип развития требует, чтобы все процессы рассматривались как результат определенных направленных изменений. В материалистической диалектике развитие — это философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества объектов, с возникновением новых качественных состояний, раскрывающих как бы потенциальные возможности, которые были скрыты и неразвиты в предыдущих качественных состояниях. Процесс развития — это всегда переход от одного качества к другому, целенаправленное формирование новых систем, новых типов организаций, которые возникают из предыдущих систем.

Законы и категории материалистической диалектики

ЗАКОН — это внутренняя повторяющаяся существенная связь явлений, определяющая их необходимое развитие. Она выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющий существенные отношения.

Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают общие, общие и специальные законы.

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон является ядром диалектики. Она не случайна, поскольку указывает на причину, источник диалектического изменения и развития. Согласно этому закону, каждый предмет и явление имеет внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: они предполагают друг друга и борются друг с другом. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Для того чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его общий характер, необходимо сначала разобраться в таких основных понятиях, как тождество, различие, противоположность.

Диалектическая мысль исходит из того, что тождество и различие присущи всем объектам.

ОДИНОЧЕСТВО — это такой специфический вид отношений вещи к себе и к другим вещам, который характеризуется своей устойчивостью. Другими словами, любой предмет, явление в течение некоторого времени остается при всех изменениях самим собой. Так и со всеми изменениями на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет определенные параметры и естественно движется.

ДИФФЕРЕНЦИЯ характеризуется несоответствием, непохожестью вещи на себя и другие вещи, обусловленной ее изменчивостью.

Таким образом, вещь тождественна самой себе и в то же время не тождественна. Идентичность и различие постоянно существуют в своем противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, характеристики явлений и предметов находятся в таких отношениях, которые являются взаимоисключающими. Это отношение составляет содержание ПРОТИВОРЕЧИЯ: различия явлений, процессов, предметов, сторон или элементов явлений, процессов, предметов, которые взаимоисключают друг друга в определенном единстве. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, возбуждения и торможения и т.д.

Отношения между противоположностями — это КОНТРОЛЬ. Неразрешимых диалектических противоречий не существует. Преодоление противоречий — это необходимость.

На всех этапах развития противоречия выступают в качестве их движущей силы, а не тормоза. Выделяются следующие фазы (стадии) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоречие (конфликт), 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

Существует бесконечное множество конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, которые имеют между собой нечто общее, то есть принадлежат к одному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, фундаментальные и нефундаментальные и т.д.

ВВЕДЕНИЕ Противоречия — это противоречия между противоположными элементами, образующими определенную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникающие отношения могут принимать характер противоречия. ВНЕШНИЕ КОНТРАСТЫ — это противоречия между данной системой и окружающими ее системами.

Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии и изменении объектов. Они являются источником самодвижения вещей.

Метафизика — антипод диалектики

2) Особая философская наука — ОНТОЛОГИЯ, учение о бытии как таковом, независимое от его конкретных видов и исключающее вопросы теории и логики познания. В этом смысле термин использовался как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и другие), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

Наиболее характерной, существенной чертой метафизики является ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (неважно какой) стороны живого процесса познания, или, шире, того или иного элемента целого, момента деятельности в той или иной форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным. Она менялась, представала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основные:

5) НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это кажется абсурдным в век огромных достижений науки и социальной практики. Особенностью антидиалектики в новой форме является концентрация усилий на поиске различных вариантов ДИСКУССИИ, интерпретации развития. Здесь развитие можно понимать следующим образом:

(e) как движение, лишенное своей сущности, противоречия;

f) только как прогресс, т.е. как восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны и другие интерпретации, включая смешанные толкования развития, связи и взаимодействия.

Виды МЕТАФИЗИКИ можно выделить по различным основаниям (критериям). Таким образом, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детализации — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, то есть любое одностороннее действие.

Метафизический метод познания включает в себя ряд разновидностей, возникающих в результате абсолютизации определенных моментов, форм, этапов и т.д. процесса познания. Ранее были названы некоторые из этих разновидностей — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и т.д.

Диалектика и метафизика

Диалектика (от греческого dialectic) означает искусство вести беседу, спорить. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах природы, общества и мышления.

Зарождение и начало появления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто называют спонтанной или наивной диалектикой, имея в виду, прежде всего, что мировоззрение первых философов во многом было наивным. Но в то же время они видели его беспристрастно, в развитии и движении. Однако следует отметить, что уже тогда появилось иное понимание диалектики.

В принципе, диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае это материалистическая диалектика, во втором — идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики (а также диалектического идеализма) является Г. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики (как и диалектического материализма) были К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Г.Гегель разработал диалектический метод, понимаемый как теория развития, основанная на единстве и борьбе противоположностей, то есть на возникновении и разрешении противоречий. «Противоречие — это корень всякого движения и бодрости: только потому, что в чем-то есть противоречие, оно движется, имеет импульс и активность. Более того, развитие происходит не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, упразднение противоположностей).

Материалистическая диалектика Маркса признает первичной диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой являются категории и законы мыслительной деятельности человека.

Наиболее характерной, существенной чертой метафизики является ее односторонность, абсолютизация одной (какой бы то ни было) стороны живого процесса познания, или, шире, того или иного элемента целого, момента деятельности в той или иной форме.

Заключение

Диалектика Гегеля послужила теоретическим фоном для марксистской философии, которая сохранила и развила диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

В отличие от диалектики Гегеля, в которой материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика трактует человеческие понятия как отражение реальных вещей, их многообразных связей и отношений.

Признавая материю первичной, а сознание вторичным, материалистическая диалектика учитывает их сложные и противоречивые взаимодействия и указывает на активную роль сознания и его влияние на природу и общественное бытие человека в процессе его субъективно-практической деятельности.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: