Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций доклад

Обновлено: 28.04.2024

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 28 апреля 2020 года N 173

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 2019 год

Общие положения

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

обеспечение единства практики применения Ростехнадзором федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов в применяемых Ростехнадзором обязательных требованиях;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Федеральный государственный строительный надзор (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии)

При осуществлении федерального государственного строительного надзора применяются следующие основные нормативные правовые акты:

При осуществлении государственного строительного надзора в 2019 году территориальными управлениями проведено 13652 проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (9736 на объектах строительства, 3916 на объектах реконструкции), из них 4032 проверки проведено по программе проверок (2623 на объектах строительства, 1409 на объектах реконструкции), 9620 проверок проведено по иным основаниям (7112 по объектам строительства, 2508 по объектам реконструкции), а именно:

207 проверок на основании извещений о начале строительства;

106 проверок по извещениям о сроках завершения работ, подлежащих проверке;

1953 проверки по извещениям об устранении выявленных нарушений;

3440 проверок по истечении сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

3827 проверок по извещениям об окончании строительства, реконструкции;

33 проверки по обращениям и заявлениям граждан, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

1 проверка на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

44 проверки по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проведения 5656 проверок (41%) территориальными органами Ростехнадзора выявлены нарушения требований пректной документации и обязательных требований.

По результатам проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей территориальными управлениями Ростехнадзора в 2019 году было выявлено 58401 нарушение (38862 при строительстве объектов, 19539 при реконструкции объектов), из них:

35226 нарушений выявлено при проведении проверок по программам проверок (22680 - при строительстве, 12546 - при реконструкции);

23175 нарушений выявлено при проведении проверок по иным основаниям (16182 - при строительстве, 6993 - при реконструкции),

нарушений требований проектной документации - 34583 (23017 - при строительстве, 11319 - при реконструкции);

нарушений требований технических регламентов - 6335 (4379 - при строительстве, 1875 - при реконструкции);

нарушений установленного порядка строительства - 2810 (2009 - при строительстве, 801 - при реконструкции);

нарушений требований к ведению исполнительной документации - 8186 (5287 - при строительстве, 2899 - при реконструкции);

нарушений в области охраны окружающей среды - 1749 (1082 - при строительстве, 648 - при реконструкции);

нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил - 1451 (859 - при строительстве, 583 - при реконструкции);

нарушений требований пожарной безопасности - 3287 (1830 - при строительстве, 1436 - при реконструкции).

По результатам проведения проверок выдано 5899 предписаний об устранении выявленных правонарушений (3897 - при строительстве, 2002 - при реконструкции), из них:

3220 предписаний выдано при проведении проверок по программе проверок;

2680 предписаний выдано при проведении проверок по иным основаниям.

По результатам проведенных проверок и выявленным административным правонарушениям в 2019 году наложено 7343 административных наказания, в том числе 6032 в виде административных штрафов, 1300 предупреждений, 11 административных приостановлений деятельности и 1 временный запрет деятельности.

Сумма наложенных административных штрафов составила 599848,2 тыс. рублей. Сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 509967 тыс. рублей.

Территориальными органами Ростехнадзора в 2019 году проведено 326 профилактических мероприятий. Более 120 граждан и подконтрольных субъектов присутствовали при проведении профилактических мероприятий и были ознакомлены с их материалами.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в качестве меры профилактического воздействия направлено 36 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

По итогам анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере осуществления федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) не выявлено.

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

При осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций применяются следующие основные законодательные и нормативные правовые акты:

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "12.01.1996". - Примечание изготовителя базы данных.

Объекты федерального государственного контроля:

деятельность, действия (бездействие) национальных объединений, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.

Перечень документов, которые могут быть истребованы при осуществлении федерального государственного контроля:

  • учредительных документов национальных объединений;
  • документов, принятых органами управления национальных объединений;
  • внутренних документов, разработанных и утвержденных национальными объединениями в целях исполнения своих функций;
  • стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных национальным объединением;
  • документов ревизионных комиссий национальных объединений;
  • документов, подтверждающих исполнение основных функций национальных объединений, установленных частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • документов, подтверждающих размещение средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, зачисленных на счет национального объединения, в соответствии с частью 15 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • документов, подтверждающих направление в соответствии с частью 6 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в кредитные организации требований о переводе на специальный банковский счет национального объединения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, и документов, подтверждающих их исполнение;
  • документов, явившихся основанием для осуществления национальным объединением выплат в соответствии с частью 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и документов, подтверждающих осуществление таких выплат;
  • заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о перечислении зачисленных на счет национального объединения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в соответствии с частью 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и документов о результатах рассмотрения таких заявлений;
  • утвержденных национальным объединением заключений о возможности внесения сведений о саморегулируемых организациях соответствующего вида в государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений об отказе во внесении сведений о таких саморегулируемых организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • документов, связанных с ведением единого реестра членов саморегулируемых организаций соответствующего вида;
  • документов, подтверждающих включение или отказ во включении сведений о физических лицах в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства или исключение сведений о физических лицах из таких реестров в соответствии с частями 6, 8 и 9 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • иных документов, связанных с выполнением национальным объединением функций, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности и учредительными документами национального объединения.

При проведении документарной проверки Минстрой России не вправе требовать у национальных объединений сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Минстроем России от иных органов.

Консультирование

Консультирование проводится по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля, в том числе по порядку обжалования решений Минстроя России, принимаемых при организации и осуществлении федерального государственного контроля, действий (бездействия) инспектора, порядку подачи возражения в отношении предостережения.

Консультирование может осуществляться инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

По итогам консультирования информация в письменной форме национальным объединениям и их представителям не представляется.

Досудебный порядок обжалования решений Минстроя России, действий (бездействия) заместителя Министра, инспектора при осуществлении федерального государственного контроля

Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты, предписания об устранении выявленных нарушений, а также действия (бездействие) заместителя Министра, инспектора обжалуются Министру.

Результаты общественного обсуждения.

В рамках общественного обсуждения проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному контролю за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций на 2022 год предложений не поступило.

ГрК РФ Статья 55.19. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями. Данный план не требует согласования и утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией выданного органом надзора за саморегулируемыми организациями предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;

2) поступление в орган надзора за саморегулируемыми организациями обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями), органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, из средств массовой информации о фактах:

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования настоящего Кодекса, других федеральных законов и права членов саморегулируемой организации;

б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов саморегулируемой организации;

в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных органом надзора за саморегулируемыми организациями при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа надзора за саморегулируемыми организациями о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Срок проведения проверки составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на десять рабочих дней.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 359-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) саморегулируемая организация обязана представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию и документы, необходимые для осуществления им своих функций, в том числе документ (выписку) кредитной организации по форме, установленной Банком России, содержащий сведения о движении средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на таких счетах, заверенный соответствующей кредитной организацией.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.09.2022 в ч. 8.1 ст. 55.19 вносятся изменения (ФЗ от 30.12.2021 N 447-ФЗ). См. будущую редакцию.

8.1. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано предоставлять органу надзора за саморегулируемыми организациями по его выбору для осуществления им своих функций доступ к единому реестру членов саморегулируемых организаций в режиме просмотра без возможности удаления или редактирования в нем сведений или предоставлять по его запросу необходимые сведения из указанного реестра.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

9. При выявлении нарушений, указанных в части 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями выдает предписание саморегулируемой организации об устранении выявленных нарушений.

(часть 9 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

(часть 10 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

11. Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение тридцати дней со дня поступления указанных в части 10 настоящей статьи обращения и информации утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, которое подлежит направлению на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти дней со дня его утверждения.

(часть 11 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с частью 11 настоящей статьи или частью 11 статьи 55.20 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение тридцати дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

(часть 12 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

13. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, а также в случае, если решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций не было принято в установленный частью 12 настоящей статьи срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляет Ростехнадзор путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом надзора за деятельностью СРО является соблюдение требований к саморегулируемым организациям, установленных 315-ФЗ от 01.12.2007.

СРО осуществляет контроль:

  • за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, соблюдение членами требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций, внутренних требований, стандартов и положений СРО;
  • за исполнением своими членами обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Контролировать своих членов СРО может путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с ежегодным планом.

Плановую проверку саморегулируемая организация проводит не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Контроль за исполнением обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, осуществляется в форме проверки, проводимой не реже чем один раз в год.

Основанием для проведения внеплановой проверки может стать направленная в саморегулируемую организацию жалоба на действие (бездействие) члена СРО.

В случае выявления нарушения СРО вправе применить меры дисциплинарного воздействия:

  • вынести предписание об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
  • вынести члену саморегулируемой организации предупреждение;
  • приостановить право выполнять работы. В данном случае организация имеет право продолжить выполнение работ только в соответствии с договорами подряда, заключенными до принятия решения о применении указанной меры дисциплинарного воздействия;
  • наложить штраф на члена саморегулируемой организации;
  • рекомендовать исключить организацию из членов саморегулируемой организации. Такая рекомендация подлежит рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО;
  • иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры;
  • исключить организацию из состава СРО.

Решение саморегулируемой организации о применении мер дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражном суде.

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Читайте также: