Формы государственных отчетов о состоянии преступности доклад

Обновлено: 15.05.2024

Статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры и органов юстиции представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Отчетность с точки зрения статистической науки характеризуется тремя специфическими особенностями. Во-первых, отчетность, как уже отмечалось, есть основная форма наблюдения в правовой статистике. Во-вторых, в отчетности как в системе взаимосвязанных показателей получает свое отчетливое выражение программа статистического наблюдения. В-третьих, отчетность представляет собой сводку и группировку данных, содержащихся в документах первичного учета. Практически все эти особенности представляют собой единство, но, исходя из методических соображений, обычно рассматриваются раздельно. В данном разделе речь пойдет о первых двух особенностях. Что касается сводки и группировки собранного материала — это самостоятельный вопрос.

Формирование статистической отчетности по преступности осуществляется, как уже упоминалось, учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами МВД, ГУВД, УВДТ)

Формирование статистической отчетности производится путем включения в статистические отчеты всех взятых на централизованный учет преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

ГИЦ МВД России формирует статистическую отчетность о преступности в России по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры, МВД, Департамента налоговой полиции и Государственного таможенного комитета.

ФСБ и органы военной прокуратуры формируют статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и органами дознания ФСБ, Министерства обороны РФ и военной прокуратуры.

Не ставя перед собой задачу ознакомить студентов со всеми многочисленными формами отчетности правоохранительных органов и судов в целом, приведем только некоторые из них.

— оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (форма 1-А);

— отчет о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах (форма 1-ГОР);

— отчет о численности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы (форма 1-УИС);

— отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы (форма 2-УИС);

— отчет о нанесенном материальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) (форма 5-2).

158—163; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186; захват заложников — ст. 20; бандитизм — ст. 209 и некоторые другие преступления.

Значительный интерес представляет отчет о нанесенном материальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) — форма 5-2. Его представляют те же инстанции телеграфно ежемесячно. Отчет состоит из трех разделов. В первом отражаются сведения о нанесенном материальном ущербе и его возмещении по отдельным имущественным преступлениям; во втором — сведения о сумме сокрытого дохода и неуплаченного налога ив третьем — об изъятии материальных ценностей — общая сумма изъятых материальных ценностей, в том числе имущества, денег наличных, иностранной валюты, драгоценных металлов, драгоценных камней, наркотических средств и психотропных веществ и др.

Отчет состоит из двух разделов. В первом разделе отражается работа прокуратуры по рассмотрению заявлений о преступлениях, во втором — аналогичная работа органов внутренних дел. Подписывают отчет прокурор и начальник органа внутренних

Отчет о следственной работе (форма 1-Е) характеризует работу следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознавателей (милиции, ИУ, госпожнадзора), в том числе и протокольные производства. Сводный отчет по форме 1-Е включает более 800 взаимосвязанных показателей, имеющих важное научно-практическое значение в деле совершенствования работы следственных аппаратов.

Из него можно узнать, какое число уголовных дел окончено расследованием и направлено прокурорами в суд, сколько дел прекращено, приостановлено расследованием, возвращено на доследование, каковы сроки расследования дел и т.д.

Важный показатель — число арестованных по неоконченным делам с последующим распределением их по срокам содержания под стражей в соответствии со ст. 97 УПК РСФСР; отдельной строкой учитывает-

ся число дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

При анализе деятельности судов по рассмотрению уголовных дел необходимо знать показатели отчета о следственной работе, поскольку судебные отчеты по форме № 1 и форме № 4, по существу, отражают продолжение работы по делам, количественная характеристика которых дана в следственном отчете. Необходимо сопоставлять показатели этих отчетов, с тем чтобы своевременно исключить возможные ошибки при составлении статистических отчетов.

Все статистические данные, указываются за период, в течение которого приняты решения по делу или материалу.

В полном объеме всеми органами прокуратуры и внутренних дел, начиная с районного звена, отчет представляется два раза в год: за первое полугодие и за год.

5) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначением судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии с указанным законом (ст. 51) на Генеральную прокуратуру РФ возложена разработка совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами системы и методики единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, о следственной работе и прокурорском надзоре, а также установление единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.

В отчете прокурора в отдельный раздел выделена работа по рассмотрению и разрешению жалоб граждан.

Отчеты и главные показатели составляются на основании установленных в органах прокуратуры и внутренних дел документов первичного учета работы прокуроров, следователей, дознавателей.

Учетные данные, подлежащие включению в отчеты, проверяются с точки зрения их полноты и достоверности по документам первичного учета, журнальным записям, наблюдательным производствам, сверяются с наличием уголовных дел в производстве, а также прекращенных или приостановленных.

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.

Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда — самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций.

Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:

— форма № 1 — отчет о работе судов первой инстанции по рас-смртрению уголовных дел;

— форма № 1-АП — отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;

— форма № 2 — отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел;

— форма №4— отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.

Формы отчетности едины для судов различных категорий. Это обстоятельство обеспечивает единообразный подход к учету тех или иных социально-правовых фактов, объектов статистического наблюдения судов, что является важнейшим условием для статистического анализа.

Областные (краевые, городские, автономных областей, окруж^ ные) суды также составляют статистические отчеты, в частности, по следующим формам:

— форма № 1 и форма № 2 — отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;

— форма Мб — отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;

— форма № 7 — отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;

— форма № 8 — отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;

— форма №9 — отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.

Название статистических отчетов раскрывает их содержание.

Но формам отчетов № 6—9 можно судить в определенной степени о качестве работы районных судов, так как их показатели содержат сведения об отмене, изменении решений и приговоров, вынесенных районными судами.

Верховный Суд РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) пленума, б) президиума, в) судебных коллегий Верховного Суда РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. при Верховном Суде Российской Федерации учрежден федеральный 200 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

государственный орган — Судебный департамент1. На него возложено организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На одно из его структурных подразделений — управление (отдел) в центре и на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архивов судов, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета эти подразделения взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.

Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, загсов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений) так же, как и отчетность судов, предназначена для анализа состояния деятельности этих органов.

Особая роль в сборе и обработке статистической информации о деятельности судов и органов юстиции наряду с председателями судов, секретарями и заведующими канцелярией судов отводится Министерству юстиции РФ, управлениям (отделам) юстиции субъектов Федерации, где в соответствующих аппаратах (отделах статистики и аналитических обобщений) наряду с отчетами районных судов сосредоточиваются отчеты всех органов и учреждений системы юстиции, а также статистические карточки на подсудимых по делам, рассмотренным всеми судами общей юрисдикции субъекта Федерации. По итогам обработки статистических карточек на подсудимых в министерствах (отделах) юстиции субъектов Федерации составляются следующие формы отчетности:

— форма № 10 — отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (по приговорам и определениям, вступившим в законную силу);

— форма № 11 — отчет о месте, времени совершения преступления и составе осужденных;

— форма № 12 — отчет об осужденных несовершеннолетних;

— форма № 10-а — приложение к отчетам № 10—12, где содержатся сведения о числе осужденных по каждой статье УК РФ.

Как перечисленные, так и некоторые другие отчеты Минюста представляют наибольший интерес для анализа судимости, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат достаточно показателей как правового, так и социально-демографического, криминологического характера, необходимых для научно-практического изучения преступности. На их основе подготавливаются аналитические обзоры и вносятся предложения по улучшению деятельности судов и органов юстиции, а также по совершенствованию законодательства.

Надо отметить, что при проведении криминологических исследований отдельных проблем борьбы с преступностью предпочтительнее пользоваться документами первичного учета, так как количество информации, заложенной в них, значительно больше по сравнению с формами статистической отчетности. Например, из карточки формы № 1 (на выявленное преступление) в формы отчетности в среднем переносится лишь половина общих признаков и около 30% частных признаков. Вместе с тем информация, как свидетельствует практика, содержащаяся в соответствующих формах официальной статистической отчетности, является достаточной для оперативного руководства правоохранительными органами, а также для контроля за их деятельностью.

202 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании. Этому, как уже отмечалось, способствует и то обстоятельство, что основные документы первичного учета карточной системы как носители информации приспособлены к обработке их с применением средств современной вычислительной техники, что значительно ускоряет процесс исследования, дает возможность получать большее число сопряжений изучаемых признаков, позволяет проводить их регулярно на одной и той же информационной основе для решения различных исследовательских задач.

После изучения вопросов статистического наблюдения долг каждого студента — практически (в процессе производственной практики) ознакомиться с постановкой первичного учета и ведения статистической отчетности в правоохранительных органах, органах юстиции и судах.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.

В настоящее время статистика имеет следующее определение. Статистика – это планомерный и систематический учет массовых общественных явлений, который осуществляется государственными статистическими органами и дает числовое выражение проявляющимся закономерностям.

Статистик существует очень много, например: статистика промышленности, статистика торговли, экономическая статистика, математическая, прикладная и т.д. Данная работа посвящена статистике правоохранительных органов. В первом разделе работы показана организация статистического учета на примере органов внутренних дел. Второй раздел посвящен единой системе учета преступлений.

Статистическая отчетность – это официальный документ, в котором содержатся сведения о работе подотчетного объекта, занесенные на специальную форму. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов (событий, процессов и т.д.), производимых по мере их свершения и, как правило, на первичном учетном документе. Примером может служить карточка потерпевшего, рассматриваемая в следующем разделе. Первичный учет ведут непосредственно учреждения правоохранительных органов.

В функции первичного учета входят операции наблюдения, т.е. регистрация данных и подсчет итогов.

Каждое учреждение правоохранительных органов представляет установленные формы статистической отчетности, характеризующие различные стороны их деятельности. Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики.

По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

Общая отчетность – это отчетность, содержащая одни и те же данные. В специализированной отчетности содержатся специфические показатели.

По периоду времени, за который предоставляется отчетность, по его длительности различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называютгодовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года, соответственно квартальная, месячная, недельная и т.п. называется текущей.

Правоохранительные органы в своей работе используют обобщающие статистические показатели. Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляет собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения.

Практически статистическая информация начинает формироваться с абсолютных величин, ими измеряются все стороны общественной жизни.

Абсолютные величины, выражающие размеры (уровни, объемы) явлений и процессов, получают в результате статистического наблюдения и сводки исходной информации.

По способу выражения размеров изучаемых явлений абсолютные величины подразделяются на индивидуальные и суммарные, которые представляют собой один из видов обобщающих величин.

Индивидуальные – характеризуют размеры количественных признаков у отдельных единиц. Этот вид показателей служит основанием при статистической сводке для включения единиц объекта в группы. На их базе получают абсолютные величины, из которых, в свою очередь, можно выделить показатели численности совокупности и показатели объема признаков совокупности.

Абсолютные величины – всегда числа именованные, имеющие определенную размерность, единицы измерения.

В анализе статистической информации важное место занимают производные обобщающие показатели – средние и относительные величины.

Относительные величины в статистике представляют собой частное от деления двух статистических величин и характеризуют количественное соотношение между ними.

Рассмотрим способы определения относительных величин.

1. Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемой совокупности. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом.

2. Относительные величины динамики характеризуют изменение изучаемого явления во времени, выявляют направление развития, измеряют интенсивность развития. Расчет относительных величин выполняется в виде темпов роста и других показателей динамики.

3. Относительные величины сравнения характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения.

4. Относительные величины координации применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая часть совокупности больше или меньше части, которая принимается за основание или базу сравнения.

5. Относительные величины интенсивности показывают, насколько широко распространено изучаемое явление в той или иной среде, т.е. сколько единиц одной совокупности приходится на единицу другой совокупности.

В результате первой стадии статистического исследования – статистического наблюдения – получают сведения о каждой единице совокупности. Задача второй стадии статистического исследования состоит в том, чтобы упорядочить и обобщить первичный материал, свести его в группы и на этой основе дать обобщающую характеристику совокупности. Этот этап в статистике называется сводкой.

Различают простую сводку (подсчет только общих итогов) и статистическую группировку, которая сводится к расчленению совокупности на группы по существенному для единиц совокупности признаку. Группировка позволяет получить такие результаты, по которым можно выявить состав совокупности, характерные черты и свойства типичных явлений, обнаружить закономерности и взаимосвязи.

В правоохранительных органах вторая стадия статистического исследования проводится централизованно. Так в органах внутренних дел обобщением статистических данных занимается Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ).

Основными задачами ГИАЦ МВД России являются:

обеспечение руководства Министерства, подразделений системы МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной информацией;

формирование в органах внутренних дел единой системы статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации;

создание, внедрение и развитие в системе МВД России современных информационных технологий в целях повышения эффективности использования учетов органами внутренних дел;

осуществление контроля за деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ в части своевременности представления, полноты и достоверности сведений в статистические, оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, оперативные и иные учеты, ведение которых отнесено к компетенции информационных подразделений органов внутренних дел;

проведение единой научно-технической политики в рамках развития информационно-вычислительной системы МВД России;

координация и обеспечение деятельности по исполнению в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России законодательства Российской Федерации об архивном деле и о реабилитации граждан, подвергшихся политическим репрессиям в административном порядке;

организационно-методическое руководство и оказание практической помощи подразделениям системы МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ГИАЦ.

Для реализации возложенных задач ГИАЦ МВД России осуществляет:

формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, Межгосударственного информационного банка – в рамках заключенных соглашений между правоохранительными органами; базы данных статистической информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней;

сбор, учет и анализ оперативной информации; информационно-аналитическое сопровождение оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений МВД России. Обеспечение оперативно-аналитическими материалами руководства Министерства и оперативных подразделений МВД России;

формирование и ведение учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, подготовку и рассылку в органы внутренних дел Российской Федерации и иных государств в установленном порядке материалов об объявлении и прекращении розыска, бюллетеней оперативно-розыскной информации и сборников ориентировок;

установление по запросам НЦБ Интерпола при МВД России, МИД России, Центрального комитета Российского общества Красного Креста местонахождения (судьбы) иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, арестованных и осужденных на территории России и государств бывшего СССР;

формирование и ведение банка данных системы научно-технической информации МВД России об опыте работы органов внутренних дел Российской Федерации и правоохранительных органов иных государств; выдача в установленном порядке данной информации по запросам подразделений системы МВД России;

формирование и ведение фонда общероссийских классификаторов технико-экономической информации в части, касающейся МВД России, разработку и регистрацию отраслевых и внутрисистемных классификаторов, действующих в органах внутренних дел;

прием, учет, обеспечение сохранности и использование в установленном порядке архивных документов подразделений МВД России и органов внутренних дел;

анализ процессов формирования и использования статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов органов внутренних дел, создания, внедрения, развития в системе МВД России современных информационных технологий, обеспечение информационно-аналитическими материалами руководства Министерства и подразделений МВД России.

Действие приказа также распространяется на федеральные суды общей юрисдикции, в том числе военные, на мировых судей, территориальные органы судебного департамента. В общее правовое поле учёта преступлений вошли также органы Федеральной службы судебных приставов. Таким образом, субъектами регистрации преступлений становятся все органы и должностные лица, которым УПК РФ предоставлено право возбуждать уголовное дело и проводить предварительное следствие и дознание.

1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении деятельности правоохранительных органов: Учебник /А.И. Харламов, О.З. Башина, В.Т. Бабурин и др. Под ред. А.А. Спирина, О.З. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Правов С. Вводится карточка потерпевшего.// Российская газета. 24.01.2006.

Статистическая отчетность (ежемесячная, полугодовая, годо­вая) органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, та­моженной службы, службы безопасности, военной прокуратуры и других органов юстиции представляет собой систему взаимосвязан­ных показателей, основанных на первичных документах учета (ста­тистических карточках, журналах учета и других материалах), и по­зволяющих всесторонне отразить деятельность этих органов.

Существует около ста различных форм государственной и ве­домственной статистической отчетности, которая формируется в различных правоохранительных органах.

привлекаются к административной ответственности в виде преду­преждения или штрафа в размере от трехкратного до десятикратно­го установленного законом размера минимальной оплаты труда.

Формирование статистической отчетности по преступности производится учетно-регистрационными подразделениями органов внутренних дел (информационными центрами МВД, ГУВД, УВД) путем обобщения в статистических отчетах всех взятых на центра­лизованный учет преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления.

Статистическая отчетность по преступлениям, расследуемым ор­ганами прокуратуры, внутренних дел, налоговой полицией и тамо­женной службой, формируется ГИЦ МВД.

Вся государственная стати­стическая отчетность органов внутренних дел, прокуратуры, налого­вой полиции и таможенной службы обобщается в ГИЦ МВД РФ.
Государственная статистическая отчетность правоохрани­тельных органов

Государственная статистическая отчетность правоохрани­тельных органов состоит из следующих пяти отчетов:

шенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и т.д. Этот отчет предоставляется в МВД и Госкомстат РФ за первое полугодие и за год.

2) Единый отчет о преступности (форма № 1-Г) содержит сведе­ния по всем видам преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ (ст.105-360), соотнесенным с характеристиками престу­плений и выявленных лиц.

3) Отчет о лицах, совершивших преступления (форма № 2), содер­жит данные о распределении лиц, совершивших преступления, по полу, возрасту, образованию, категории тяжести совершенного дея­ния и другим уголовно-правовым и социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными видами преступлений. Этот отчет предоставляется в МВД и Госкомстат РФ за полугодие и год.

4) Отчет о следственной работе (форма № 1-Е) характеризует ра­боту следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознава­телей (милиции, исправительных учреждений, госпожнадзора). В нем приводятся сведения по оконченным делам; по делам и прото­кольным производствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции; сро­кам расследования; по делам о преступлениях несовершеннолетних; по наиболее опасным видам преступлений; дополнительным рас­следованиям; прекращенным делам и другие показатели. Отчет предоставляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ за полугодие и за год.

5) Отчет о работе прокурора (форма П) отражает результаты дея­тельности прокурора по надзору: за исполнением законов различ­ными органами власти; за законностью правовых актов, издаваемых различными министерствами и ведомствами и другими органами исполнительной власти; за исполнением законов органами предва­рительного следствия и дознания, а также в местах лишения свобо­ды и предварительного заключения. В отчете также содержатся све­дения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, граждан­ских и арбитражных дел. В отдельный раздел выделена работа прокурора по рассмотрению и разрешению жалоб граждан. Данный отчет предос­тавляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ за первое полугодие и за весь отчетный год.

Ведомственная статистическая отчетность органов внутренних дел содержит более 60 форм, к которым относятся:

1) Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (форма 1-А).

Это ежемесячный наиболее полный отчет оперативного характера, содержащий общие сведения о преступно­сти, сведения о преступлениях, предварительное следствие по кото­рым обязательно (криминальная милиция) и необязательно (мили­ция общественной безопасности), об экономических преступлениях, о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершенных иностранцами и в отношении ино­странных граждан, о лицах, совершивших преступления и другие данные по всем субъектам РФ.

3) Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании нарко­тиков (форма 1-НОН, предоставляется в Интерпол);

4) Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (форма 1-ОП);

5) Отчет о преступлениях, совершенных с помощью оружия (форма 1-ОР), и многие другие формы отчетности, отражающие различные стороны деятельности органов внутренних дел и прокуратуры.

Государственная статистическая отчетность судов первой ин­станции (районных судов, а также областных судов и Верховного Суда РФ о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции) разрабатывается Министерством юстиции и утвержда­ется Госкомстатом РФ и состоит из следующих основных форм:

- Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголов­ных дел (форма № 1);

- Отчет о рассмотрении судами дел об административных правонаруше­ниях (форма № 1-АП);

- Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению граждан­ских дел (форма № 2);

- Отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений (форма № 4).

В этих отчетах содержатся сведения о количестве и характере дел, рассмотренных судами, оперативности их рассмотрения, харак­тере приговоров и решений, суммах материального ущерба от преступлений и его возмещения и т.д. Данные отчеты едины для

На основе статистических карточек на подсудимых по всем делам, рассмотренных судами первой инстанции, в органах юсти­ции субъектов Федерации создаются электронные базы данных и следующие отчеты, предоставляемые в Министерство юстиции РФ на безбумажной основе:

- Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и ме­рах наказания, особенностях применения уголовного наказания, мерах на­казания по наиболее тяжким преступлениям (форма № 10);

- Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11);

- Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершенно­летнем возрасте (форма № 12);

Основные формы государственной статистической отчетности судов первой инстанции

- Отчет о числе осужденных по каждой статье УК РФ (форма № 10-а);

- Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства (форма № 11-а).

Эти отчеты также представляются два раза в год. Отчеты форм № 10, 11 и 12 представляют особый интерес для анализа судимости, причин и условий, способствующих совершению преступлений, по­скольку они содержат большое количество показателей уголовно- правового и социально-демографического характера. Так, напри­мер, отчет формы № 10 отражает перечень групп преступлений по главам УК и их основных видов по статьям УК (по строкам) в соот­ношении с лицами (по графам), дела в отношении которых были прекращены, осужденными, в том числе по видам и мерам наказа­ния, оправданными, признанными невменяемыми и т.д. В отчете формы № 11 тот же перечень групп и видов преступлений соотно­сится с подробной характеристикой осужденных (по месту житель­ства, возрасту, судимости, а также по отраслям хозяйства, где совер­шено преступление и т.д.).

Статистическая отчетность о работе по рассмотрению уголов­ных и гражданских кассационных и надзорных дел состоит из сле­дующих отчетов:

- Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном по­рядке (форма № 6);

- Отчет о рассмотрении в кассационном и надзорном порядке дел с исключительной мерой наказания (смертной казнью) (форма № 6а);

- Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в кассационном по­рядке (форма № 7);

- Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора (форма № 8);

- Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в порядке надзо­ра (форма № 9);

Отчеты форм № 6, 7, 8 и 9 содержат, наряду с данными о рабо­те кассационной и надзорной инстанций, сведения об отмене, изме­нении решений и приговоров, вынесенных судами первой инстан­ции, и позволяют, таким образом, судить о качестве работы данных судов.

Статистическая отчетность Верховного Суда РФ состоит из от­четов аналогичных форм, но отчеты по формам № 8 и 9 о работе основных подразделений ВС РФ (пленума, президиума, судебных коллегий) составляются отдельно по каждому подразделению. Веде­ние статистического учета и судебной статистки возложено на одно из подразделений Судебного департамента, учрежденного при Вер­ховном Суде РФ.

Наряду с отчетностью судов Министерство юстиции распола­гает статистической отчетностью органов юстиции (нотариальных контор, органов ЗАГС, коллегии адвокатов, судебно-экспертных уч­реждений), предназначенной не только для контроля над деятель­ностью данных органов, но и для проведения различных социально- правовые исследований.

- а также другие разделы, в которых представлены сведения об аварийности на автотранспорте, состоянии пожарной безопасности и т.д., в том числе краткие данные о преступности и ее отдельных видах по странам СНГ.

Статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры и судов представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Формирование статистической отчетности по преступности осуществляется, как уже упоминалось, учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами МВД, ГУВД, УВДТ) МВД России.

Формирование статистической отчетности производится путем включения в статистические отчеты всех взятых на централизованный учет преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

ГИЦ МВД России формирует статистическую отчетность о преступности в стране по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры (в том числе и военной), МВД, ФСКН и ФТС России.

Статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и дознавателями системы органов федеральной службы безопасности, формирует ФСБ России.

Районные суды общей юрисдикции осуществляют статистический учет преступлений и лиц, их совершивших, по уголовным делам, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (дела частного обвинения - ст. 115, 116 , ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК).

Отчет о следственной работе (№ 1-Е) - представляется районными, городскими прокуратурами, следственными подразделениями, ГРОВД, органами ФСКН России. Он включает показатели, которые сгруппированы в 12 разделов. Из них можно узнать о: оконченных следователями и органами дознания делах без повторных по видам преступлений; о работе следственного аппарата и органов дознания МВД (с повторными делами); о сроках расследования; о делах по преступлениям несовершеннолетних и при их соучастии (без повторных); о дополнительном расследовании; и его результатах дополнительного расследования дел (с повторными); о количестве задержанных подозреваемых в совершении преступлений; об основаниях прекращения дел (без повторно прекращенных).

Отчет о следственной работе таможенных органов (№ 1-Е (ФТС) - представляется таможенными прокурорами, начальниками таможен и региональных таможенных управлений - включает два раздела:

раздел 13. Дела органов дознания Федеральной таможенной службы России (без повторных по видам преступлений);

раздел 14. Работа органов дознания Федеральной таможенной службы России (с повторными делами).

Отчет о следственной работе органов безопасности (№ 1-Е (ФСБ) - представляется начальниками территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, прокурорами субъектов РФ и военными прокурорами. Содержит два раздела:

раздел 15. Оконченные следователями Федеральной службы безопасности РФ дела (без повторных по видам преступлений);

раздел 16. Работа следственного аппарата и органов дознания Федеральной службы безопасности РФ (с повторными делами).

Ряд отчетов носят внутриведомственный характер. Так, в органах внутренних дел введены следующие отчеты:

o оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений - форма 1 -А. Этот отчет телеграфный месячный представляют МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России к 4-5-му числу месяца, следующего после отчетного периода;

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.




Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей своими показателями деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности 1 . Именно по этой причине отчетность районного суда - самая подробная по сравнению с отчетностью апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Районные суды представляют статистические отчеты в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Федерации по следующим основным формам:

форма № 1 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению уголовных дел;

форма № 1-АП - отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;

форма № 2 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению гражданских дел;

форма № 4 - отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.

Областные (краевые, городские, автономных областей, окружные) суды также составляют статистические отчеты, в частности по следующим формам:

форма № 1 и форма № 2 - отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;

форма № 6 - отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;

форма № 7 - отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;

форма № 8 - отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;

форма № 9 - отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.

Название статистических отчетов раскрывает их содержание.

Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) Судебной коллегии по уголовным делам по первой и кассационной инстанции, б) Кассационной палатой; в) Судебной коллегией по гражданским делам по первой инстанции и в кассационном порядке; г) Кассационной палатой; д) Президиума в порядке надзора.

Ведение судебной статистики в судах общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ[7] Он осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его подразделения - управления (отделы) на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архива, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета указанные подразделения Судебного департамента взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.

В арбитражных судах РФ организация учета и статистической отчетности возложена на организационно-контрольное управление и пресс-службу ВАС РФ.

Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, загсов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений) так же, как и отчетность судов предназначена для анализа состояния деятельности этих органов.

В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании.

Статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры и судов представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Формирование статистической отчетности по преступности осуществляется, как уже упоминалось, учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами МВД, ГУВД, УВДТ) МВД России.

Формирование статистической отчетности производится путем включения в статистические отчеты всех взятых на централизованный учет преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

ГИЦ МВД России формирует статистическую отчетность о преступности в стране по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры (в том числе и военной), МВД, ФСКН и ФТС России.

Статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и дознавателями системы органов федеральной службы безопасности, формирует ФСБ России.

Районные суды общей юрисдикции осуществляют статистический учет преступлений и лиц, их совершивших, по уголовным делам, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (дела частного обвинения - ст. 115, 116 , ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК).

Отчет о следственной работе (№ 1-Е) - представляется районными, городскими прокуратурами, следственными подразделениями, ГРОВД, органами ФСКН России. Он включает показатели, которые сгруппированы в 12 разделов. Из них можно узнать о: оконченных следователями и органами дознания делах без повторных по видам преступлений; о работе следственного аппарата и органов дознания МВД (с повторными делами); о сроках расследования; о делах по преступлениям несовершеннолетних и при их соучастии (без повторных); о дополнительном расследовании; и его результатах дополнительного расследования дел (с повторными); о количестве задержанных подозреваемых в совершении преступлений; об основаниях прекращения дел (без повторно прекращенных).

Отчет о следственной работе таможенных органов (№ 1-Е (ФТС) - представляется таможенными прокурорами, начальниками таможен и региональных таможенных управлений - включает два раздела:

раздел 13. Дела органов дознания Федеральной таможенной службы России (без повторных по видам преступлений);

раздел 14. Работа органов дознания Федеральной таможенной службы России (с повторными делами).

Отчет о следственной работе органов безопасности (№ 1-Е (ФСБ) - представляется начальниками территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, прокурорами субъектов РФ и военными прокурорами. Содержит два раздела:

раздел 15. Оконченные следователями Федеральной службы безопасности РФ дела (без повторных по видам преступлений);

раздел 16. Работа следственного аппарата и органов дознания Федеральной службы безопасности РФ (с повторными делами).

Ряд отчетов носят внутриведомственный характер. Так, в органах внутренних дел введены следующие отчеты:

o оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений - форма 1 -А. Этот отчет телеграфный месячный представляют МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России к 4-5-му числу месяца, следующего после отчетного периода;

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.

Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей своими показателями деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности 1 . Именно по этой причине отчетность районного суда - самая подробная по сравнению с отчетностью апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Районные суды представляют статистические отчеты в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Федерации по следующим основным формам:

форма № 1 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению уголовных дел;

форма № 1-АП - отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;

форма № 2 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению гражданских дел;

форма № 4 - отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.

Областные (краевые, городские, автономных областей, окружные) суды также составляют статистические отчеты, в частности по следующим формам:

форма № 1 и форма № 2 - отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;

форма № 6 - отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;

форма № 7 - отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;

форма № 8 - отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;

форма № 9 - отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.

Название статистических отчетов раскрывает их содержание.

Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) Судебной коллегии по уголовным делам по первой и кассационной инстанции, б) Кассационной палатой; в) Судебной коллегией по гражданским делам по первой инстанции и в кассационном порядке; г) Кассационной палатой; д) Президиума в порядке надзора.

Ведение судебной статистики в судах общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ[7] Он осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его подразделения - управления (отделы) на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архива, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета указанные подразделения Судебного департамента взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.

В арбитражных судах РФ организация учета и статистической отчетности возложена на организационно-контрольное управление и пресс-службу ВАС РФ.

Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, загсов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений) так же, как и отчетность судов предназначена для анализа состояния деятельности этих органов.

В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.01.2010
Размер файла 22,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2. ЕДИНАЯ СИСТЕМА УЧЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.

В настоящее время статистика имеет следующее определение. Статистика - это планомерный и систематический учет массовых общественных явлений, который осуществляется государственными статистическими органами и дает числовое выражение проявляющимся закономерностям.

Статистик существует очень много, например: статистика промышленности, статистика торговли, экономическая статистика, математическая, прикладная и т.д. Данная работа посвящена статистике правоохранительных органов. В первом разделе работы показана организация статистического учета на примере органов внутренних дел. Второй раздел посвящен единой системе учета преступлений.

1. Статистическая отчетность правоохранительных органов на примере органов внутренних дел

Статистическая отчетность - это официальный документ, в котором содержатся сведения о работе подотчетного объекта, занесенные на специальную форму. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов (событий, процессов и т.д.), производимых по мере их свершения и, как правило, на первичном учетном документе. Примером может служить карточка потерпевшего, рассматриваемая в следующем разделе. Первичный учет ведут непосредственно учреждения правоохранительных органов.

В функции первичного учета входят операции наблюдения, т.е. регистрация данных и подсчет итогов.

Каждое учреждение правоохранительных органов представляет установленные формы статистической отчетности, характеризующие различные стороны их деятельности. Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики.

По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

Общая отчетность - это отчетность, содержащая одни и те же данные. В специализированной отчетности содержатся специфические показатели.

По периоду времени, за который предоставляется отчетность, по его длительности различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года, соответственно квартальная, месячная, недельная и т.п. называется текущей.

Правоохранительные органы в своей работе используют обобщающие статистические показатели. Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляет собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения.

Практически статистическая информация начинает формироваться с абсолютных величин, ими измеряются все стороны общественной жизни.

Абсолютные величины, выражающие размеры (уровни, объемы) явлений и процессов, получают в результате статистического наблюдения и сводки исходной информации.

По способу выражения размеров изучаемых явлений абсолютные величины подразделяются на индивидуальные и суммарные, которые представляют собой один из видов обобщающих величин.

Индивидуальные - характеризуют размеры количественных признаков у отдельных единиц. Этот вид показателей служит основанием при статистической сводке для включения единиц объекта в группы. На их базе получают абсолютные величины, из которых, в свою очередь, можно выделить показатели численности совокупности и показатели объема признаков совокупности.

Абсолютные величины - всегда числа именованные, имеющие определенную размерность, единицы измерения.

В анализе статистической информации важное место занимают производные обобщающие показатели - средние и относительные величины.

Относительные величины в статистике представляют собой частное от деления двух статистических величин и характеризуют количественное соотношение между ними.

Рассмотрим способы определения относительных величин.

1. Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемой совокупности. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом.

2. Относительные величины динамики характеризуют изменение изучаемого явления во времени, выявляют направление развития, измеряют интенсивность развития. Расчет относительных величин выполняется в виде темпов роста и других показателей динамики.

3. Относительные величины сравнения характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения.

4. Относительные величины координации применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая часть совокупности больше или меньше части, которая принимается за основание или базу сравнения.

5. Относительные величины интенсивности показывают, насколько широко распространено изучаемое явление в той или иной среде, т.е. сколько единиц одной совокупности приходится на единицу другой совокупности.

В результате первой стадии статистического исследования - статистического наблюдения - получают сведения о каждой единице совокупности. Задача второй стадии статистического исследования состоит в том, чтобы упорядочить и обобщить первичный материал, свести его в группы и на этой основе дать обобщающую характеристику совокупности. Этот этап в статистике называется сводкой.

Различают простую сводку (подсчет только общих итогов) и статистическую группировку, которая сводится к расчленению совокупности на группы по существенному для единиц совокупности признаку. Группировка позволяет получить такие результаты, по которым можно выявить состав совокупности, характерные черты и свойства типичных явлений, обнаружить закономерности и взаимосвязи.

В правоохранительных органах вторая стадия статистического исследования проводится централизованно. Так в органах внутренних дел обобщением статистических данных занимается Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ).

Основными задачами ГИАЦ МВД России являются:

обеспечение руководства Министерства, подразделений системы МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной информацией;

формирование в органах внутренних дел единой системы статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации;

создание, внедрение и развитие в системе МВД России современных информационных технологий в целях повышения эффективности использования учетов органами внутренних дел;

осуществление контроля за деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ в части своевременности представления, полноты и достоверности сведений в статистические, оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, оперативные и иные учеты, ведение которых отнесено к компетенции информационных подразделений органов внутренних дел;

проведение единой научно-технической политики в рамках развития информационно-вычислительной системы МВД России;

координация и обеспечение деятельности по исполнению в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России законодательства Российской Федерации об архивном деле и о реабилитации граждан, подвергшихся политическим репрессиям в административном порядке;

организационно-методическое руководство и оказание практической помощи подразделениям системы МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ГИАЦ.

Для реализации возложенных задач ГИАЦ МВД России осуществляет:

формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, Межгосударственного информационного банка - в рамках заключенных соглашений между правоохранительными органами; базы данных статистической информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней;

сбор, учет и анализ оперативной информации; информационно-аналитическое сопровождение оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений МВД России. Обеспечение оперативно-аналитическими материалами руководства Министерства и оперативных подразделений МВД России;

формирование и ведение учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, подготовку и рассылку в органы внутренних дел Российской Федерации и иных государств в установленном порядке материалов об объявлении и прекращении розыска, бюллетеней оперативно-розыскной информации и сборников ориентировок;

установление по запросам НЦБ Интерпола при МВД России, МИД России, Центрального комитета Российского общества Красного Креста местонахождения (судьбы) иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, арестованных и осужденных на территории России и государств бывшего СССР;

формирование и ведение банка данных системы научно-технической информации МВД России об опыте работы органов внутренних дел Российской Федерации и правоохранительных органов иных государств; выдача в установленном порядке данной информации по запросам подразделений системы МВД России;

формирование и ведение фонда общероссийских классификаторов технико-экономической информации в части, касающейся МВД России, разработку и регистрацию отраслевых и внутрисистемных классификаторов, действующих в органах внутренних дел;

прием, учет, обеспечение сохранности и использование в установленном порядке архивных документов подразделений МВД России и органов внутренних дел;

анализ процессов формирования и использования статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов органов внутренних дел, создания, внедрения, развития в системе МВД России современных информационных технологий, обеспечение информационно-аналитическими материалами руководства Министерства и подразделений МВД России.

2. Единая система учета преступлений

Действие приказа также распространяется на федеральные суды общей юрисдикции, в том числе военные, на мировых судей, территориальные органы судебного департамента. В общее правовое поле учёта преступлений вошли также органы Федеральной службы судебных приставов. Таким образом, субъектами регистрации преступлений становятся все органы и должностные лица, которым УПК РФ предоставлено право возбуждать уголовное дело и проводить предварительное следствие и дознание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении деятельности правоохранительных органов: Учебник /А.И. Харламов, О.З. Башина, В.Т. Бабурин и др. Под ред. А.А. Спирина, О.З. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Правов С. Вводится карточка потерпевшего.// Российская газета. 24.01.2006.

Подобные документы

Единый учет преступлений, осужденных лиц, уголовных дел. Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов. Учет административных правонарушений, отчетность судов и органов юстиции. Документы первичного учета и статистические формы.

контрольная работа [21,9 K], добавлен 16.11.2009

Единый учет преступлений. Учет административных правонарушений. Учет и отчетность судов и органов юстиции. Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции. Отчетность о работе по рассмотрению уголовных кассационных и надзорных дел.

контрольная работа [21,2 K], добавлен 26.09.2009

Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции. Место органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ.

дипломная работа [112,2 K], добавлен 12.10.2009

Международно-правовые стандарты в области прав человека. Направления правовой реформы в России. Понятие и признаки правоохранительных органов. Законодательство о правоохранительных органах. Характеристика правоохранительных органов, их система, функции.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 21.11.2008

Место правоохранительных органов в политической системе общества, влияние их деятельности на порядок жизни и деятельности государства и общества. История правоохранительных органов, их классификация. Пути совершенствования организации деятельности ОВД.

реферат [52,2 K], добавлен 11.04.2014

Структура правовых норм об организации правоохранительных органов. Признаки судебной власти. Место прокуратуры в системе органов российского государства и правоохранительных органов. Система органов безопасности Российской Федерации и её функции.

контрольная работа [49,9 K], добавлен 24.09.2012

Система правоохранительных органов и ее основные функции. Законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов, органов прокуратуры.

Читайте также: