Межпоколенные культурные различия доклад

Обновлено: 02.07.2024

В Культурные различия - это несоответствия или контрасты, которые обнаруживаются при сравнении двух или более различных культур. Эти различия могут быть связаны, в частности, с обычаями, религией, одеждой или языком.

Ярким примером культурных различий является то, как люди здороваются в Латинской Америке, где они обычно пожимают руки и даже целуют в щеку, по сравнению с людьми в Азии, где телесный контакт обычно плохой. просмотрено.

Культурные различия возникают, в принципе, благодаря разному образу жизни, который люди приняли в разных регионах планеты. Поскольку они были сформированы по-разному, с разными точками зрения и кодами, некоторые из них очень далеки друг от друга.

По этой причине то, что считается правильным или хорошо сделанным для одних культур, для других может означать оскорбление.

Культурные различия между странами

В настоящее время культурные различия между странами немного менее заметны, чем они были несколько лет назад. Это связано, в частности, с уровнем глобализации и миграции, который существует сегодня на планете.

В этом смысле многие обычаи приняты и адаптированы разными культурами, трансформируя традиции этих стран.

Однако в разных культурах все еще есть много характеристик, которые по-прежнему отличают их друг от друга. Вот несколько примеров культурных различий между странами:

Культурные различия между Мексикой и Испанией

Хотя в Мексике и Испании говорят на одном языке, существуют очень большие различия в акцентах. Кроме того, есть много слов, которые в одной стране используются для обозначения чего-то, а в другой - для чего-то совершенно другого.

Примером этого может быть слово шнурки, которое в Мексике относится к шнуркам, а в Испании - к боли в мышцах после тренировки.

Еще одно из культурных различий, которое больше всего выделяется между этими двумя странами, связано с едой. В принципе, это связано с двумя фундаментальными проблемами.

Первая связана с ее географическим положением: Мексика в Центральной Америке и Испания в Европе. И, во-вторых, со способом приготовления этих продуктов, поскольку в обеих странах есть традиционные рецепты, которые существуют с давних времен, и которые продолжают уважаться по сей день.

По этой причине ингредиенты, используемые в каждой стране, различны: кукуруза, фасоль и перец чили - одни из наиболее часто используемых для приготовления блюд в Мексике.

А в случае Испании оливковое масло, овощи и рыба из Средиземного моря - одни из ингредиентов, которые выделяются в рецептах больше всего.

Культурные различия между Мексикой и США

Тот факт, что это две соседние страны, не означает, что между ними существуют большие различия на культурном уровне. Наиболее заметное различие - это язык, в США на нем говорят на английском, а в Мексике - на испанском.

Однако из-за большой миграции латиноамериканцев в Соединенные Штаты, которая происходит в течение десятилетий, в этой стране есть несколько штатов, говорящих на испанском языке.

Даже сайты правительства и ФБР, среди прочего, есть как на английском, так и на испанском языках.

Еще одно различие между этими двумя странами связано с семейными узами. В этом смысле мексиканцы выражают свою любовь и привязанность через объятия и поцелуи. Напротив, американцы менее откровенны в своих проявлениях привязанности.

Кроме того, для мексиканской культуры семейные узы означают поддержку среди всех членов семьи, где предполагается, что каждый член семьи пытается помочь остальным.

В североамериканской культуре, хотя семья является высоко ценимым институтом, ее члены, как правило, более независимы и индивидуалистичны.

Культурные различия между Китаем и Японией

Китай издавна оказал большое влияние на японскую культуру, от письма идеограммами до выращивания риса. Однако между этими двумя азиатскими странами существует несколько культурных различий.

Один из них связан с кулинарными обычаями; В этом смысле японская кухня выделяется в основном использованием морепродуктов и рыбы, приготовленных в сыром виде, например, суши.

С другой стороны, приготовление ингредиентов - это основная часть приготовления блюд китайской кухни, где овощи, специи и мясо животных являются неотъемлемой частью приготовления блюд.

Еще одно очень заметное культурное различие между этими двумя странами связано с формальностью поклонов при приветствии. В Японии до сих пор сохраняется формальность поклонов.

С другой стороны, в Китае приветствие приняло более западную форму, где рукопожатие используется как формальность. Хотя, кроме того, при рукопожатии может быть небольшой поклон.

Культурные различия между Бразилией и Германией

Факт нахождения на двух разных континентах в сочетании с разными языками, на которых говорят в каждой стране, делает очень заметными культурные различия между Бразилией и Германией.

Одно из наиболее заметных различий связано с эмоциональной составляющей, поскольку бразильцы, как правило, выражают свои чувства более эксцентрично, например, с помощью объятий и поцелуев.

Напротив, немцы, как правило, немного более отстранены в этом отношении, в основном с людьми, которых они не очень хорошо знают.

Еще одна очень заметная разница наблюдается на рабочем месте, где немцы пытаются составить долгосрочные планы и следовать им, не отклоняясь от выбранного курса.

Со своей стороны бразильцы больше похожи на импровизацию и постепенно решают проблемы по мере их возникновения.

Протестанты традиционно подчеркивают индивидуализм, общественную активность, прагматизм и практичность. Для них труд – форма служения богу. Недаром, почти все русские купцы происходили из староверов, которые ближе к протестантизму. И Америку создала самая крайняя ветвь протестантизма – квакеры. Либеральная ветвь протестантизма предоставляет возможность самим верующим определять суть истины: что называть правильным, а что — неправильным.

Иудаисты придают большее значение знаниям и образованию. Это свойство иудаистов может использоваться учителем как дополнительная мотивация к учебе.

У мусульман большое внимание уделяется авторитету – Учителю, которого принято почитать. У мусульман порицается чрезмерность во всем, поощряется послушание, воспитывается преклонение перед авторитетом учителя. Они должны строго воздержи­ваться от алкоголя, что может быть использовано учителем для пропаганды здорового образа жизни. Уважением пользуются пожилые люди. Особое место в мусульманской религии уделяется женщине. С одной стороны, она ограничивает светскую активность женщины, с другой – женщины, особенно пожилые – пользуются огромным уважением. Недаром первая женщина-президент появилась именно в мусульманской стране – Пакистане.

Школа, уклад её жизни должен учитывать основные религиозные запреты и предписания: например, в школьной столовой должны быть созданы условия, чтобы дети-мусульмане и иудаисты могли не есть свиное мясо или православные – соблюдать посты. Мусульманский Рамазан и православные посты должен учитывать учитель физкультуры – в это время детям нельзя предлагать упражнения, требующие больших затрат физических сил.

Учителю важно понимать отношение между мужским и женским началом в различных религиях, для того, чтобы избежать собственных ошибок в отношениях с детьми из семей верующих. Во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм, иудаизм), в том числе и в христианстве, мужское начало является главенствующим: бог – всегда мужчина. Особенно ярко доминирование мужчин видно в христианстве, поскольку Бог Отец, Христос и даже бесполые ангелы – грамматически мужского рода. Мусульманство вообще равнодушно к женщине, поскольку Аллах не имеет антропоморфной природы, а следовательно, не рожден земной женщиной. Он первичен. Женщине в мусульманстве уготована лишь вспомогательная роль – услаждать сексом, пением и игрой на музыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. Гурии прекрасны, но их так много, что они лишены индивидуальности. Это находит свое отражение и в том, что в светской жизни России женщина находится в явно зависимом положении, не соответствующем её реальному вкладу в развитие общества.

С другой стороны, во многих более ранних религиях, особенно – в язычестве – преобладает женское божество. В Русской Православной Церкви ряд женщин (значительно меньше, чем мужчин) были причислены к лику Святых за свои подвиги мученичества, исповедничества и святости, например, святая великомученица Параскева-Пятница, покровительница торговли; святая мученица Татиана, покровительница Московского университета; и другие.

Интересно замечание В. Н. Дружинина относительно различного отношения к Богоматери у представителей различных ветвей христианства. Так, у православных она чаще всего рассматривается как заступница, к ней обращаются с различными просьбами, тогда как в католицизме она скорее – бесплотных дух.

Это находит своё отношение и в реальной семейной структуре представителей различных конфессий, и в отношениях между мужчинами и женщинами. Так, представители ислама переживают настоящий культурный шок, когда встречаются с женщиной-учителем, да еще, если она в авторитарной форме начинает что-то приказывать взрослым мужчинам-родителям.

Следует также указать, что сегодня церковь пересматривает свои прежние взгляды и позиции по светским вопросам. Например, некоторые конфессии в прошлом веке поддерживали расистское отношение к людям с иным цветом кожи, оправдывали рабство, рассматривали африканцев как неполноценных в своем развитии людей. Сегодня церковь переоценивает свою историю и совершает покаяние. Так, в 1995 г. на своей ежегодной конвенции конфессия Южных баптистов США принесла свои извинения черному населению страны за ту роль, которую они играли в оправдании рабства.

Многие российские дети приобретают религиозную веру по воле родителей со дня рождения. Однако в контексте демократии и религиозной свободы индивиды имеют право поменять свою религию или быть атеистом, хотя этому могут противиться родители, родственники или члены той религиозной группы, к которой индивид принадлежит. Нередко родители ограничивают свободу своих детей, противясь тому, чтобы молодые люди встречались или женились на девушках другой веры. Причем иногда родители, к сожалению, долго, а то и никогда не могут простить своему сыну или дочери брака с человеком иной религиозной веры.

Содержание образования должно отражать религиозный плюрализм. То, что хрестоматия по литературе для 6-го класса (Просвещение, 1995) включает лишь одну религиозную перспективу — христианскую, не может не рассматриваться представителями других конфессий как дискриминация по отношению к ним. Речь не идет о включении в содержание учебника материалов обо всех религиях, но отражение нескольких создаст у учеников представление о том, что школа признает и принимает религиозный плюрализм. Равно как и в учебниках для школ, расположенных в местах проживания, скажем, мусульман, учебники должны представлять христианскую и другие религиозные перспективы.

Учителю следует быть очень осторожным в своих высказываниях относительно религий, не быть категоричным, не осуждать культурные характеристики религиозных групп, не проявлять пренебрежения ни взглядом, ни тоном к ученикам иной веры. Учитель, который демонстрирует уважение всех религий, создает у учеников, представляющих религиозное меньшинство в классе или школе, чувство уверенности и комфорта, предоставляя тем самым условия равенства в получении образования.

5. Межпоколенные культурные различия.Проблема межпоколенных различий, конфликта поколенческих культур, особенно обострилась в период социальных и экономических революций XX в. и продолжает быть актуальной в XXI в.

Для понимания ситуации отношений между поколениями, воспользуемся концепцией М. Мид, которая связывала характер межпоколенных отношений с темпом общественного развития и господствующим типом организации семьи[20]. На этих основаниях она выделяет три типа обществ, каждое из которых характеризуется своей культурой: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших, кофигуративные, где и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у сверстников, и префигуративные, где старшие не только обучают детей, но и сами учатся у них.

Постфигуративная культура характерна для патриархального общества, где социальные и технологические изменения незначительны и практически незаметны на протяжении одного поколения; здесь сильна ориентация на традицию и опыт старших поколений. Ведущий тип семьи – расширенный, включающих, как минимум, три поколения и многочисленные побочные ветви.

Ускорение технического и социального развития делает неэффективным опыт прошлых поколений, и формируется кофигуративная культура, ориентирующаяся на современников. Для такого общества характерна нуклеарная двухпоколенная семья, и тогда главные рычаги воспитания передаются специальным институтам, фигуру родителя заменяет фигура учителя и авторитет сверстников.

С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают. Прошлое, когда-то представленное живыми людьми, становится туманным, его легче отбросить или же исказить в воспоминаниях. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что молодежь реально не представляет себе событий ближайшей истории; имена героев войн, реальных созидателей экономического могущества страны, совершенно неизвестны молодежи, зато имена и детальные подробности жизни поп-звезд, бандитов – известны и любимы.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт становится не только недостаточным, но зачастую просто непригодным и даже вредным для жизни в новых условиях. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Не только молодежь учится у старших, как это было всегда, но и старшие во все большей степени прислушиваются к мнению молодежи, а то и впрямую учатся у неё, особенно в освоении новых технологий. Отсюда – растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и разного рода межпоколенных конфликтов.

Общество – это конгломерат различных поколений, проживающих одновременно, каждое из которых несет (содержит в себе) свою историю, свои ценности, своё ожидание от будущего. В настоящее время можно представить себе такой примерный поколенческий срез российского общества.

Сразу отметим, что мы не рассматриваем более старшие поколения, потому что их доля в составе населения незначительна, и они в большинстве своем уже не оказывают существенного влияния на происходящие социально-политические процессы.

4. Поколение 70-х. Его взросление пришлось на 80-е гг., когда в полной степени проявились признаки застоя, это был период всеобщего дефицита и духовного, в первую очередь. Старшим поколениям стало ясно, что коммунизм, обещанный к 80-м г., никогда не будет построен, в стране все больше ощущались признаки стагнации, все более явным становилось отставание от жизненных стандартов развитых стран. Это поколение афганской авантюры, когда впервые перед всем миром пришлось объясняться за агрессивную имперскую политику государства. Это поколение вступило в перестройку, когда его ценности – ценности отцов – еще не успели до конца устояться, а их пришлось менять. Поэтому преобладающие настроения этого поколения – чувство обманутости, прикрываемое цинизмом. Хорошо отражает настроение поколения песня известного барда:

«Стране со мной не повезло,

Современная молодежь гораздо труднее, чем предыдущее поколение, находит свое место в обществе, а общество, в свою очередь, не может удовлетворить потребности молодежи. Подросток не чувствует, что он необходим обществу, а, может быть, даже испытывает сомнения, желанный ли он для общества человек. У родителей часто нет времени выполнять родительские обязанности, а социальные институты нацелены на решение узкопрагматических задач.

В постфигуративных культурах самыми глубокими были социальные и этнические различия между группами. Сегодня же у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших, и более существнными становятся различия межпоколенные. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие, но некоторые из взрослых предвидели, что так будет. Те, кто предвидел, оказались предвестниками префигуративной культуры будущего, в которой предстоящее неизвестно[21].

Духовную и культурную преемственность в Российском обществе усложняет то, что социально-экономические реформы последних лет не соответствуют духу традиционной российской ментальности, основанной на общинности, взаимовыручке, глубоком нравственном начале, преобладании духовного (не обязательно религиозного) над материальным. Деятельность СМИ также разрушает традиционные ценности, т.к. построена, в основном, не на отечественном культурном материале. Как некая норма жизни демонстрируется жестокость, неценность человеческой жизни, искренних человеческих отношений. Нравственно незрелые души, воспринимающие такие картинки как нормальные, выстраивают свою систему ценностей в соответствии с демонстрируемыми с экранов нормами.

Мы оказались в ситуации, когда растущему поколению не нужен социализирующий опыт старших. Это обесценивает жизнь старших поколений и обедняет – молодых. Прошли времена, когда взрослые всегда были готовы придти детям на помощь, когда они интересовались жизнью всего квартала и всеми его ребятишками, которых они считали в какой-то степени своими детьми, и всегда были к ним снисходительны. Отныне, в силу различных причин, ребенок считается врагом взрослых, они стали безразличны к его жизни. В ответ на это молодые поколения объявили своим главным врагом взрослых.

Исследователи отмечают противоположность двух направлений молодежных трендов: технологизация и практицизм, с одной стороны, и неогуманизм – с другой. И есть третья группа молодежи – часто забываемая, но очень многочисленная те, кто не получил технических навыков и образования, кто стоит вне идеологии вообще, о ком часто заботятся неогуманисты. В революционные периоды сверхпривилегированные и обделенные, стоя вне консолидированного сплоченного большинства, часто приходят к взаимодействию, что зачастую и является движущей силой различных социальных бунтов и революций.

Многие современные психологи и педагоги (К. Н. Поливанова, Д. И. Фельдштейн Б. М. Бим-Бад, и другие) считают, что в настоящее время происходит весьма существенное изменение самих механизмов развития личности, её задержка на более ранних стадиях развития, неполное разрешение подросткового или еще более раннего кризиса 3-х лет. Ключевым для развития является подростковый возраст, когда молодой человек начинает освобождаться от традиций родительского дома, критически проверять их и осматриваться в поисках новых идеалов, новой группы, к которой он мог бы примкнуть, почитая её дело своим. Более того, решающее значение имеет, особенно у молодых мужчин, стремление бороться за хорошее дело. В этой фазе все доставшееся от родителей кажется скучным, а все новое – привлекательным. Это так называемая фаза неофилии.

В этот возрастной период молодому человеку важнее всего примкнуть к какой-нибудь группе сверстников, чтобы через неё и с её помощью войти в более широкие общественные слои. И здесь велик риск вхождения в группы с асоциальной, разрушительной направленности, с негативной субкультурой.

Школа и семья являются главными местами, где встреча двух поколений неизбежна. Школа по самому своему назначению призвана транслировать молодым поколениям культуру прошлого, и учителя являются живыми носителями этой культуры. Молодые поколения, начиная с подросткового возраста, начинают активно сопротивляться усвоению этой культуры и всячески демонстрировать и утверждать свою собственную. Отрицание старой культуры проявляется в резком снижении учебной мотивации, что отмечается педагогами всего мира, а утверждение новой происходит через манеры поведения, язык, одежду, увлечения и интересы, резко отличающие подростков от взрослых. Это утверждение собственной культуры подчас носит эпатажный, нарочитый характер, словно специально вызывающее старших на конфликт.

Задача учителей, вообще представителей старшего поколения в этой ситуации – внимательное, вдумчивое отношение к молодежи, диалог, справедливый, откровенный разговор, признание и уважение превосходства молодежи в тех областях, где она является новатором, но и бережное отношение к мировой культуре, формирование уважительного отношения к старшим. Ведь это их усилиями создан тот фундамент, на котором продолжает свою жизнь и развивает уже созданное молодое поколение.

Школа должна стать именно местом встречи культур, местом диалога и взаимного обогащения поколенческих культур.

Особенности обучения в многокультурной школе:

· помогать ученикам научиться ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие достижения различных народов России;

· развивать в учениках гордость за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни, обряды и т. д.);

· знакомиться с культурой и проблемами семей мигрантов, семей из разных социальных слоев, семей различной религиозной принадлежности;

· создавать в классной комнате климат, в котором ученики будут чувствовать, что их одежда, обувь, аксессуары не имеют никакого значения для вас и не влияют на ваше отношение к ним;


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ
1.1. Понятие межпоколенных различий
1.2. Причины межпоколенных различий
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОКОЛЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Предмет исследования: межпоколенные различия черт характера.
Методика исследования: опросник ОЧХ-В (В.М. Русалов, О.Н. Манолова).
Степень изученности проблемы:
Понятие "поколение" в социологии представлено в работах А.И. Афанасьевой, Л.Н. Когана, Б.С. Павлова, И.С. Кона и др. Психология развития отражена в трудах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева и др. В работах В.М. Русалова предложена трёхуровневая модель индивидуальности, в основу которой положены идеи К. Леонгарда об индивидуально-психологическом содержании черт характера, о продолжении и развитии в характере биологически заданных свойств. Характер индивида рассматривается при этом через призму ролей и отношений. Принятая модель выделяет индивидуальные характеристики, закреплённые в специфических для индивида паттернах поведения – комплексе согласованных черт, что позволяет индивиду актуализировать себя в социуме определённым образом. Однако, исследование межпоколенных различий черт характера исследователями не проводилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования. Исследование подтвердило гипотезу исследования: существуют межпоколенные различия черт характера представителей различных поколений.
Можно сделать вывод, что межпоколенные различия зависят не только от личных характеристик, но и от социальных предпосылок. Разные ценности молодого, среднего и пожилого поколений – один из источников конфликтов поколений. Социально-экономический кризис и политическая нестабильность в стране усугубляют эти проблемы. Настораживает духовный кризис, падение нравов, то, что в обществе невелико почтение к возрасту.
Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия к молодежи.

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Культурные различия сами по себе не носят отрицательного заряда, наоборот, их ценность в том, что они ведут к обогащению человеческого интеллекта и поведения. Однако они могут осознанно использоваться некоторыми людьми для получения власти и превосходства над другими, для оказания психологического давления. Это порой происходит неосознанно, в силу отсутствия достаточных знаний об этикете, в силу культурных традиций или неумения противостоять давлению. Так, могучего телосложения человек, вплотную приближаясь к невысокому собеседнику со скромными физическими данными, психологически подавляет его. Другой пример. Тот, кто лучше знает язык, может иметь власть (ментально, не по закону) над теми, кто говорит с акцентом или на каком-либо диалекте. Такой человек получает больше возможностей продвигаться вверх по социальной лестнице, что ведет к нарушению принципа равенства и социальной справедливости.

Согласно одной из теорий конфликтологии, существуют три источника конфликтов — материальные блага, потребности и ценностные отношения. И все эти источники имеются в школе. Культурные конфликты могут включать все три компонента. Они не всегда несут в себе негативизм. Конфликт может играть и позитивную роль: стимулировать творческое мышление, предотвращать застой во взаимоотношениях, помогать изменять общество и себя, видеть альтернативные пути решения проблем, собственной линии поведения и т. д. Но все это только в тех случаях, когда культурные конфликты носят конструктивный, а не разрушающий характер. Умение понимать природу конфликта, вызванного культурными различиями, помогает ученикам рационально, а не эмоционально реагировать на него, а это ведет к развитию у них умений контролировать себя, свои действия и поступки, свое будущее. Если школьники учатся анализировать и видеть альтернативные пути разрешения культурных конфликтов, при которых конфликт разрешается к удовлетворению обеих конфликтующих сторон и ведет к улучшению и совершенствованию отношений и коммуникации, тогда ребята меньше применяют физическую силу, действуют менее импульсивно. Они учатся, как жить и действовать в жизненных ситуациях, например, когда они сами могут оказаться в меньшинстве в ином культурном окружении.

Читайте также: