Проблема плагиата в сети доклад

Обновлено: 05.07.2024

Плагиат - это порок, который присущ современному обществу. Он получил распространение среди школьников, студентов, аспирантов, докторантов, журналистов с развитием информационных технологий .
Плагиат - это воровство: выданное за свое произведение или его часть. Чтобы не быть уличенным в плагиате, необходимо придерживаться определенных правил при написании научной работы. При использовании чужих мыслей или цитировании всегда нужно давать ссылку на источник заимствования.

Содержание работы

Введение 3
Плагиат в научных исследованиях 5
Плагиат, причина или следствие? 5
Между плагиатом и исследовательской работой. 6
Борьба с плагиатом. 7
Заключение 10
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

Плагиата в научных исследованиях2.docx

Плагиат в научных исследованиях 5
Плагиат, причина или следствие? 5
Между плагиатом и исследовательской работой. . 6
Борьба с плагиатом. . . . 7

Список используемой литературы 11

Плагиат - это порок, который присущ современному обществу. Он получил распространение среди школьников, студентов, аспирантов, докторантов, журналистов с развитием информационных технологий 1 .

Плагиат - это воровство: выданное за свое произведение или его часть. Чтобы не быть уличенным в плагиате, необходимо придерживаться определенных правил при написании научной работы. При использовании чужих мыслей или цитировании всегда нужно давать ссылку на источник заимствования.

Актуальность исследования заключается в изучении проблемы плагиата в научной деятельности на современном этапе развития информационных технологий.

Источниковая база исследования.

Источником для данной работы послужили: "Толковый словарь иноязычных слов" Крысина Л.П. 2 , сайт министерства образования и науки Российской федерации, на котором представлены законодательные акты и постановления, принятые в последние годы, а также интервью с представителями этого министерства 3 , Гражданский кодекс Российской Федерации 4 .

Целью работы является рассмотрение возникновения и развития плагиата в научных исследованиях с развитием информационных технологий.

В рамках реализации намеченной цели в реферате поставлены следующие задачи:

    • изучить происхождение плагиата.
    • охарактеризовать развитие отношения к плагиату.
    • рассмотреть методы борьбы с недобросовестными авторами.

    Плагиат в научных исследованиях

    I. Плагиат, причина или следствие?

    На данный момент развитие информационных технологий во многом упростило существование человека, что колоссально отразилось на его работе - появилась возможность с помощью простых алгоритмов и несложных манипуляций решать различные задачи в максимально короткие сроки. Например: быстро производить сложные вычисления или искать нужную информацию.

    Достаточно воспользоваться Интернетом, составить корректный запрос для поисковой программы, а через секунду уже можно анализировать результаты поиска.

    Однако есть и отрицательная сторона: такая простота и доступность получения информации дали возможность недобросовестным студентам, аспирантам, докторантам копировать чужие идеи и мысли.

    Заимствования на протяжении всей истории проходили в разных областях, например, в области русского языка. Наши предки также шли по пути наименьшего сопротивления: проанализировав современный состав русского языка, мы можем встретить множество заимствованных слов 8 :

    • журнал (от фр. journal дневник, jour день);

    • периодический, периодика (от фр. periodique 9 , информационных средств, программ и специализированных поисковых систем, позволяющих выявить недобросовестность авторов, бороться с плагиатом стало проще.

    Чтобы понять, насколько данный вопрос актуален, стоит ознакомиться с громкими цифрами исследования, проведенного в Соединенных Штатах Америки 10 .

    - 8о% студентов признаются, что хотя бы раз в жизни списывали, 36% студентов списывают регулярно.

    - 90% учащихся убеждены, что их плагиат никогда не будет обнаружен.

    - 58% американских школьников в 1969 году уже давали свои работы для списывания своим соученикам. 97,5% - в 1989 году. 54% студентов признаются в том, что они списывали из Интернета. 74% студентов признают, что они достаточно регулярно списывали.

    Проблема плагиата достаточно широко распространилась в сфере образования, науки. Но уже сегодня ее не игнорируют, а стараются решать.

    В уставе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова допускается даже возможность отчисления студентов за плагиат при написании дипломных или курсовых работ.

    Вывод: Раньше закрывали глаза на плагиат в научных исследованиях по причине невозможности или крайней трудоемкости его выявления. Но с появлением специализированных поисковых систем и программ, позволяющих выявить недобросовестных авторов, бороться с плагиатом стало проще.

    III. Борьба с плагиатом.

    В последние годы Интернет стал основным источником информации для учащихся, студентов российских ВУЗов и научных сотрудников, которые всё меньше прибегают к изучению ресурсов библиотечных фондов. В теории, доступ к колоссальному объему литературы, периодики и статистической информации приводит к повышению качества дипломных работ и диссертаций на соискание научных степеней. Но на практике, студенты и аспиранты зачастую скачивают из сети готовые работы и допускают плагиат, нарушая при этом авторские права.

    Для борьбы с плагиатом в системе высшего образования Департамент государственной научно-технической политики Министерства образования и науки РФ разработал проект "дорожной карты" - рассчитанный на 3 года комплекс мероприятий по борьбе с недобросовестным заимствованием в квалификационных работах бакалавров, магистров и аспирантов.

    Этапы внедрения проекта подразумевают 11 :

    1. Добровольное создание систем обнаружения плагиата в ВУЗах, сопровождаемое разработкой соответствующих нормативов и базы контрольных экземпляров. Предположительно, на стадии тестирования в проект будут вовлечены около 70-100 ведущих университетов, порядка 1.3-1.5 млн. учащихся, не менее 20% действующих диссертационных советов.

    2. Применение системы антиплагиата станет одним из показателей качества образования и весомым критерием репутации ВУЗа.

    3. Открытая публикация дипломных и квалификационных работ, а также контроль недобросовестного заимствования войдут в перечень обязательных требований при аккредитации учебных заведений.

    Открытую публикацию авторских научных работ запланировали осуществлять с помощью свободных лицензий, предусмотренных в проекте поправок к 4-й части ГК РФ 14 то есть, по собственному желанию авторов и, вероятно, в добровольно-принудительном порядке.

    К разработке программного обеспечения для отслеживания недобросовестного заимствования будут привлечены частные предприятия, а учебным учреждениям предоставят свободу выбора конкретной программы-антиплагиата. Соответственно, после третьего проектного этапа предполагается изменение нормативов при аттестации учащихся и присвоения степеней кандидата и доктора наук.

    • возможность публикации резюме и ссылок на квалификационные работы в социальных сетях с целью трудоустройства;
    • участие добросовестных учащихся в серьезных научных проектах;
    • выплата повышенных стипендий авторам наиболее популярных работ в студенческой сети взаимного цитирования.

    Так или иначе, такая "дорожная карта" будет насильно заставлять соблюдать авторские права и повышать качество высшего образования в российских ВУЗах.

    Вывод: Свободный доступ через интернет к литературе, периодики и статистической информации привёл к росту плагиата в научных исследованиях. Электронные программы по выявлению плагиата оказались на практике не пригодны к использованию из-за колоссального объема информации в сети с обработкой которого они не справлялись. Для борьбы с плагиатом Департамент государственной научно-технической политики Министерства образования и науки РФ разработал проект "дорожной карты", который методом кнута и пряника должен будет бороться с воровством научных идей и мыли.

    Развитие информационных технологий привели к росту плагиата в научных исследованиях. В теории, доступ к колоссальному объему литературы, периодики и статистической информации должен был привести к повышению качества дипломных работ и диссертаций на соискание научных степеней. Но на практике, нерадивые студенты и аспиранты зачастую скачивают из сети готовые работы и допускают плагиат, нарушая при этом авторские права.

    В рамках реализации намеченной цели в реферате были решены поставленные задачи:

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    В статье рассматривается проблема плагиата в образовании, связанная с развитием информационных средств коммуникаций. В статье представлены возможные пути решения данного вопроса.

    Ключевые слова: плагиат, инновации, Интернет, образование.

    The article is devoted to the problem of plagiarism in education, connected with the development of information communications. The article presents possible solutions to this issue.

    Keywords: plagiarism, innovation, Internet, education.

    В данной статье предлагается осмысление одной из самых актуальных проблем не только современного образования, но и научного познания в целом, проблемы плагиата и авторского права.

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время общество стоит на пороге нового этапа информационной революции. Информатизация общества приводит к существенной трансформации всех сфер жизни общества. Эти изменения влекут за собой как негативные, так и позитивные аспекты.

    Одним из негативных аспектов новой информационной эпохи, формирующейся с конца ХХ века и связанной с развитием Интернет-технологий, является проблема плагиата.

    Интернет открывает огромные возможности в сфере научных коммуникаций, как средств получения, накопления и передачи различной научной информации. В настоящее время следует говорить о формировании и развитии принципиально новых информационных средств научных коммуникаций. Различные Интернет-ресурсы, электронная почта, мультимедийные средства передачи информации, технологии дистанционного общения – все это можно отнести к информационным коммуникациям.

    Использование возможности открытого доступа к сети Интернет повлекло за собой проблему бесконтрольного заимствования чужих научных достижений. Проблема плагиата и авторского права, существующая со времен Античности, в настоящее время принимает глобальные масштабы.

    Несомненно, условия информационного общества заставляют перестраивать все сферы жизнедеятельности человека. Для того, чтобы Россия была конкурентоспособной страной в мировом пространстве, нам необходимо внедрять и разрабатывать инновационные технологии. В связи с этим одной из основных стратегий развития нашего общества, является инновационное развитие. Необходимость реализации этой задачи можно проследить и в образовании.

    Каждое образовательное учреждение нашей страны должно иметь свой сайт, а также личные сайты преподавателей, на которых в открытом доступе представлена соответствующая информация. Все это говорит о том, что мы находимся на волне новой технологической революции, и не один человек не может остаться в стороне от этих изменений.

    Как уже было отмечено, любые преобразования влекут за собой как позитивные, так и негативные аспекты. Одной из проблем в сфере образования, приобретающей, все большие масштабы является плагиат.

    Использование технических возможностей для того, чтобы найти подходящий текст, скопировать его и выдать его за результат собственного труда, в век информационных технологий доступно всем. Следствием этого является все более широкое распространение феномена плагиата в системе образования.

    В связи с этим, в современном научном сообществе заговорили об эпохе цифрового копипаста. Воспользовавшись словарем можно найти следующее толкование данного термина, копипаст – это не авторский текст, — а заимствование или плагиат. Это – текст, полученный путем механического копирования чужого текста в свой пост, комментарий или другое произведение, опубликованное под своим именем[5].

    Обратившись к вышеуказанному закону об образовании и к новым Федеральным государственным образовательным стандартам, мы увидим, что в рамках реализации рабочей программы учебной дисциплины, не менее 50% от всего объема учебной нагрузки должно приходится на самостоятельную работу обучающихся.

    Именно здесь проблема бесконтрольного заимствования чужих научных трудов проявляется наиболее ярко. Эта проблема заявляет о себе также, когда речь идет о выпускных квалификационных работах.

    На страницах сети Интернет можно с легкостью найти не только готовые рефераты и курсовые работы по интересующей теме, но и заказать нужную работу за определенную плату, причем авторы данных объявлений гарантируют высокое качество работ и даже проверку на плагиат. Возникает вопрос, для чего тогда вообще стоит учиться.

    Борьба с плагиатом – это проблема не только педагогов, но и проблема общества в целом.

    Наряду с осуществлением инновационного развития системы образования, мы должны систематически заниматься борьбой с плагиатом. В противном случае станет просто невозможным формирование высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

    Школа – это та основа, где закладываются основные ценности, ответственность за свои поступки. Это то место, где необходимо учиться думать головой, творить и созидать.

    С раннего возраста необходимо формировать правильную культуру научной коммуникации. Доносить до обучающихся, те прописные истины, что заимствование чужих интеллектуальных трудов, является воровством и преследуется по закону. Необходимо учить школьников и студентов правильно делать ссылки на использованные литературные источники.

    Кроме того, необходимо создавать банки электронных портфолио обучающихся.

    В результате использования электронного портфолио будет сформирован огромный банк различных работ. Списывание станет бессмысленным.

    У студента появятся научные наработки, копилка его трудов, которые бесспорно будут ему полезны для написания и защиты выпускных квалификационных работ. У работодателя будет возможность познакомиться с трудами своего потенциального работника, и объективно оценить его интеллектуальные способности.

    Кроме того, необходимо ужесточение наказания в сфере изготовления и продажи готовых научных работ.

    Несомненно, мы не сможем спрятать свои интеллектуальные труды в сундук под тяжелый замок. В таком случае они будут никому не нужны. Любой труд, в том числе и интеллектуальный должен быть в свободном доступе и является общественным достоянием. Важно научиться правильно его использовать.

    Что касается сети Интернет, то необходимо ужесточить контроль, а также по возможности предлагать материалы только для чтения, но не для скачивания. Пользоваться преимущественно авторитетными Интернет-ресурсами, такими как электронные библиотеки, например РГБ, ИНИОН, e-library.

    1. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

    2. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Статья №16.

    3. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Статья №18.

    4. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Статья №29.

    7. В.Н.Финогентов. Философия науки. Орел. 2012 - 318с.

    8. Е.А. Жукова "Трансформация системы "наука" в мире High-Tech" М., 2004-с.54-57

    Один источник — это плагиат, два — компиляция, а три — диссертация.

    ак известно, любое технологическое новшество можно обернуть как во благо, так и во вред. Легкость поиска и копирования нужного документа привела к массовому распространению плагиата. Согласно данным университета немецкого города Билефельд, 30% всех рефератов, домашних заданий и дипломных работ списаны из Интернета. Однако немцы — народ законопослушный, поэтому по данному показателю они далеко не впереди планеты всей. Например, по результатам исследования Who’s Who Among American High School Students, 80% студентов США хотя бы однажды списывали курсовые из Интернета и выдавали их за свои. Конечно, не является исключением и наша страна. Сегодня аналитики считают плагиат одной из основных причин кризиса в образовании. Прежде чем перейти к разговору о том, как бороться с этой проблемой, рассмотрим подробнее, что именно является плагиатом.

    Что такое плагиат

    лагиат (от лат. plagio — похищаю) — умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично), предусматривающее уголовную и гражданскую ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав. Плагиат может выступать в форме выдачи чужого произведения за свое, незаконного опубликования чужого произведения под своим именем или нарушения правил цитирования.

    Следует отметить, что правила цитирования возникли еще в древности и использовались уже при комментировании книг Священного писания. Без соблюдения правил цитирования было бы невозможно развитие науки, так как проследить преемственность научной мысли без них практически нереально.

    Плагиат трактуется как разновидность нарушения авторского права — права, которое регулирует правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, то есть результатов творческой деятельности людей в этих областях.

    Авторское право обеспечивает моральное и материальное стимулирование творческих работников к созданию и распространению в массах научных и культурных ценностей. Автору принадлежат права на опубликование, воспроизведение и распространение произведений. Без согласия автора и заключения с ним авторского договора использование произведений не допускается. Право на авторство и авторское имя обеспечивает право на неприкосновенность произведений, означающее, что только автор может вносить в свое произведение изменения или разрешать вносить их другим лицам. Кроме того, автор имеет право на получение вознаграждения за использование произведений другими лицами.

    С появлением Интернета у некоторых пользователей Сети возникла иллюзия, что поскольку Сеть доступна каждому, то и ее контент никому не принадлежит, что совершенно неверно. Публикация в Интернете отличается от публикации в журнале только носителем информации. И в том и в другом случае имеется автор, который совершил определенную работу для создания произведения. Присвоение чужого труда и получение за этот счет выгоды является нарушением закона независимо от того, на каком носителе опубликована информация.

    Отсутствие единоначалия и цензуры в Интернете и легкость копирования материалов в цифровой форме привели сегодня к тому, что в Сети появилось много похожих текстов, часто не имеющих ссылки на первоисточник.

    Многие авторы полагают, что публикация в Интернете размывает их авторские права, однако это неверно. Имея на своей Web-страничке собственные опубликованные материалы, проще отстаивать авторское право.

    В принципе, избыточность популярной информации в Сети приводит к тому, что доступ к этой информации более надежен. Если исходный сайт заблокирован, можно просмотреть информацию на другом, поэтому в случае, когда копирующие информацию сайты дают ссылку на первоисточник и делают это с согласия автора ресурса, проблем не возникает. Если же ссылок на первоисточник не делается, возникает вопрос, насколько можно доверять этой информации. Как правило, одним авторам мы доверяем меньше, другим — больше, и когда неизвестно, кто автор, то трудно понять, насколько достоверна информация.

    Если же на вашем сайте размещена информация, служащая для привлечения посетителей (справочник, словарь, техническая статья, информация развлекательного характера, эксклюзивное интервью с интересными людьми и т.п.) и генерирующая трафик на ваш сайт, то упустить ее на чужой сайт (а вместе с ней часть трафика, а следовательно, денег) нет никакого желания.

    Чтобы защитить информацию от копирования с сайта, авторы часто прибегают к программным методам. В частности, добавляют тэги, которые запрещают копирование в буфер. В этом случае при попытке скопировать часть текста в буфер с целью вставки его в свой документ пользователь обнаружит, что функция не работает. Однако данные уловки рассчитаны лишь на новичков. Более-менее искушенный пользователь всегда сможет украсть текст, отображаемый на экране. Например, можно просмотреть исходник (source code) страницы в блокноте, и для восстановления текста останется только вычистить лишние тэги. Можно сохранить всю страницу на жестком диске, а потом открыть ее в Word. В крайнем случае можно выполнить команду Print Screen и распознать полученную картинку с помощью программы FineReader.

    Возможно, наиболее эффективный способ защиты информации — внепрограммный. Например, в тексте вы ссылаетесь на свой сайт, вставляете свою рекламу, и даже если ваш текст перекочует к конкуренту, он по-прежнему будет работать на вас. В этом случае утечка текстов может оказаться даже выгодной.

    Таким образом, в разных случаях плагиат может вызывать различную реакцию у правообладателя текстов. Однако разное отношение к плагиату не освобождает от ответственности. Многие полагают, что в Интернете плагиат менее заметен, однако это не так. Найти и доказать факт плагиата в Сети проще, чем в печатных изданиях. Поисковые системы и специальные программы позволяют сделать это, причем дают даже количественные характеристики интеллектуального пиратства в мировом масштабе.

    Проблема состоит еще и в том, что многие даже не знают, что занимаются плагиатом, и не прикладывают усилий к тому, чтобы избежать данного правонарушения.

    Как избежать плагиата

    Для того чтобы избежать плагиата при написании текстов, достаточно соблюдать три простых правила:

    • ссылаться на источники приводимой информации (фактов, мнений, теорий, статистики, графиков, рисунков), если она не является общеизвестной;
    • приводить в кавычках высказывания или отрывки из произведений других авторов;
    • избегать недопустимого перефразирования.

    Общеизвестная информация (сommon knowledge) — это факты, которые могут быть получены из общедоступных источников и известны большому числу людей. Нет смысла ссылаться на источник, приводя дату начала Великой Отечественной войны, а вот при предоставлении данных о сравнительном тестировании производительности компьютеров разных марок, источник указать необходимо.

    Недопустимое перефразирование (unacceptable paraphrase) — это скрытое использование чужого текста путем механической перестановки местами слов и фраз, замены слов синонимами при отсутствии новых мыслей в перефразированном тексте. Формальное изменение последовательности слов в оригинале не отменяет плагиата.

    Отдельно следует сказать о презентациях, которые часто создаются путем слияния нескольких документов и придания текстам другой формы (используются иные цветовые схемы, шрифты и т.п.). Изменение формы подачи материала не устраняет факт плагиата.

    Интернет-банки рефератов (term-paper mills)

    Рис. 1. Ресурс CheatHouse.com

    Рис. 2. Ресурс Referat.ru

    На Западе, особенно в престижных университетах, ведется активная борьба с плагиатом в студенческих работах. Причем последствия для студентов, уличенных в мошенничестве, могут быть достаточно тяжкими. Студент может быть даже отчислен из университета. Повторное же использование собственных работ может расцениваться как рециркуляция (recycling work), то есть плагиат.

    1 Имя изменено, орфография сохранена.

    Как выявить плагиат с помощью Интернета

    ля выявления подлинных источников студенческих работ всё больше преподавателей начинает прибегать к помощи специализированных программ — поисковиков плагиата.

    Turnitin tool

    Turnitin tool — это ведущее на мировом рынке онлайновое средство проверки документов на наличие плагиата. Принцип работы программы показан на рис. 3.

    Рис. 3. Пример работы программы Turnitin tool

    Рис. 3. Пример работы программы Turnitin tool

    Механизм работы программы следующий: документ разбивается на фрагменты, которые сравниваются с содержимым базы данных при помощи статистического алгоритма. Поиск плагиата происходит на базе сравнения исходного текста с миллионами страниц контента в Интернете и внутренних баз данных.

    В базе хранятся произведения классиков, учебные и научные работы. В случае обнаружения текстовых совпадений система выдает предупреждение. Архив постоянно пополняется работами, которые были предоставлены на экспертизу по поводу плагиата. Интересно отметить следующий юридический казус: архивирование и дальнейшее использование учебных работ в системе антиплагиата само по себе не соответствует европейским правовым нормам об охране авторских прав, поэтому многие европейские университеты, являющиеся клиентами Turnitin, требуют от студентов письменного согласия с тем, что их работы будут сохранены в соответствующих электронных архивах.

    Turnitin работает с большинством европейских языков, в том числе с английским, испанским, немецким, французским, итальянским. Программа является платной. Обычно лицензию покупает университет.

    Plagiarism-Finder 1.0.9

    Plagiarism-Finder (рис. 4) — это приложение, позволяющее проверить текст на предмет текстуального совпадения с документами, хранящимися в Интернете (рис. 5). Plagiarism-Finder генерирует HTML-отчет, выделяет в тексте подозрительные абзацы и выдает ссылки на Web-странички, где содержатся похожие абзацы.

    Рис. 4. Интерфейс программы Plagiarism-Finder

    Рис. 4. Интерфейс программы Plagiarism-Finder

    Рис. 5. Схема работы программы Plagiarism-Finder

    Рис. 5. Схема работы программы Plagiarism-Finder

    Программа работает под управлением Windows 98 SE/Windows 2000/XP; рекомендовано CPU не ниже 600 МГц и как минимум 64 Mбайт RAM. Желательно широкополосное подключение.

    Длительность анализа зависит от требуемой точности, мощности ПК и качества канала выхода в Интернет.

    Анализ курсовой, содержащей 35 страниц (20 тыс. слов, 125 тыс. знаков), с широкополосным доступом DSL займет примерно 2 мин (выборочный контроль), 6 мин понадобится для так называемого среднего контроля (используется по умолчанию) и 40 мин — для проведения тщательной проверки.

    Документ должен быть представлен в цифровой форме. Plagiarism-Finder импортирует документы в форматах PDF (Acrobat Reader), DOC (Microsoft Word), HTML, TXT (Plain Text) или RTF (Rich TextFormat). Практически любой текстовый процессор позволяет представить документ в одном из данных форматов. При этом пользователь ПК может даже не иметь программы Microsoft Word.

    Программа ищет похожие тексты и выдает ссылки, однако вывод о том, плагиат это или нет, рекомендуется делать при визуальном сравнении текстов экспертом.

    CopyCatch Gold

    CopyCatch Gold была разработана программистом британской фирмы CFL Software Дэвидом Вулсом. В этой программе контролю прежде всего подвергается сам текст.

    Программа анализирует длину предложений, частоту использованных слов разного типа, частоту употребления придаточных предложений и пытается найти стилистические сбои.

    CopyCatch Gold — это программа, а не сервис. Работает она с большинством популярных форматов и обеспечивает высокую степень точности при поиске материалов с общими разделами. Программа существует в двух модификациях: CopyChecker — средство самоконтроля студентов и CopyCatch Investigator — инструмент для издательского бизнеса.

    CopyChecker служит для защиты от непреднамеренного плагиата. Программа позволяет проверить текст и подсказывает, как избежать плагиата (рис. 6).

    Рис. 6. Интерфейс CopyChecker

    Рис. 6. Интерфейс CopyChecker

    CopyCatch Investigator предназначена для поиска плагиата в издательском бизнесе. Она сравнивает новую работу автора с его предыдущими публикациями, а также осуществляет контроль дублирования внешних публикаций.

    В заключение следует сказать, что ПО для поиска плагиата — тоже не панацея и вряд ли сможет положить конец электронному плагиату. В Интернете хранится огромное количество рефератов в архивированном виде, и не каждая онлайновая программа, которая будет искать прототип, сможет их найти.

    Тем не менее важно, что существуют программы, которые могут доказывать факт плагиата, — это требует от авторов более ответственного отношения к своей работе. Однако многое зависит и от того, какие меры принимаются по борьбе с плагиатом.

    Чтобы организовать в России повсеместную сдачу ученических работ в электронном виде и их программную проверку на плагиат, требуются большие вложения, поэтому для школ и вузов это пока нереально. Кстати, в рассмотренных выше программах русский язык не поддерживается именно потому, что у нас в стране на них нет спроса.

    Однако найти плагиат можно и без специализированного ПО. Пользуясь обычными поисковыми машинами, можно достичь таких же результатов, правда на поиск уйдет больше времени. Достаточно выбрать наиболее характерные фразы из студенческой работы, заложить их в ряд популярных поисковых машин, и вы, скорее всего, найдете источник, если работа списана из Сети. Если вы хотите выявить факт недобросовестного перефразирования, выберите из текста от трех до пяти существительных, которые школьники обычно не меняют, ограничиваясь подбором синонимов для глаголов и прилагательных, и проанализируйте данный набор слов в поисковике. Вполне вероятно, что вы обнаружите источник представленной на проверку работы.


    1. Быстрицкая Е.В., Дмитриев С.В. Антропо-деятельностная парадигма в педагогике (полемические заметки) // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 1. – С. 96–101.

    2. Илалтдинова Е.Ю., Суханова М.Э. Исторический контекст модернизации подготовки педагога в России // В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Нижний Новгород, 2015. – С. 418–421.

    3. Ипатова А.А. Насколько разумна наша вера в результаты опросов, или нарушение исследовательской этики в социологических исследованиях // Мониторинг. – 2014. – № 3 (121). – С. 26–39.

    4. Седова Н.Н. Этические гарантии доказательности клинических испытаний // Биоэтика. – 2008. – № 1. – С. 16–17.

    5. Российско-Германский колледж. Ежегодник 2004/2005. Под ред. проф., д.ф.н. В.Г. Горохова. Aachen: Shaker Verlag, 2006; Deutsch-Russisches Kolleg Jahrbuch 2004/2005. Hrsg. von Prof. Dr. phil. habil. Vitaly G. Gorokhov.

    В двадцать первом веке происходит серьезное развитие публичной науки, что становится не только толчком к очередному витку интернет-прогресса, но и порождает практику хищения интеллектуальной собственности – ведь при наличии разнообразных возможностей доступа присвоить чужие мысли довольно легко.

    Современное состояние проблемы плагиата в науке и образовании характеризуется следующими аспектами:

    1. Технологический аспект.

    Он определяется высоким уровнем развития современной компьютерной техники и повышением уровня информационно-технологической грамотности научных исследователей, к числу которых относятся, учащиеся, студенты, педагоги, научные работники и иные исследователи. В настоящее время более удобным и быстрым способом накопления информации по теме исследования является применение ИТ-технологий, находящихся в свободном доступе.

    2. Социокультурный аспект [2] этой проблемы реализуется в трех взаимозависимых компонентах.

    3 Личностно-психологический аспект [1] затрагивает мотивацию к интеллектуальной краже у конкретного исследователя.

    Как показал ряд исследований, существуют определенные качества личности, провоцирующие человека к неправомерным заимствованиям: отсутствие моральных обязательств по отношению к своему научному руководителю, к образовательной организации и всему научному сообществу; природная лживость, стремление к карьерному росту любой ценой.

    У обучающихся зачастую замечается недостаточное развитие общеучебных умений грамотного написания научных работ и отчетов, а также отмечается сниженный уровень притязаний и мотивы избегания неудачи в профессиональной образовательной деятельности. Кроме того, у многих обучающихся наблюдается отношение к научному руководителю как к человеку другого поколения, не способному в силу возраста освоить современные технологии и распознать в тексте плагиат разного типа.

    На наш взгляд, наиболее остро проблема плагиата научных работ стоит именно в студенческой среде – учащиеся вузов скачивают чужие дипломы и курсовые из интернета, не потрудившись хоть немного изменить текст. Еще несколько лет назад на это закрывали глаза, так как у преподавателей не было возможности проверить уникальность работы студента. Но на сегодняшний день проблему плагиата перестали игнорировать.

    Согласно статистическим данным, более половины учащихся университетов регулярно воруют для своих работ чужие мысли. Более того, многие студенты убеждены в том, что если они скопировали цитату, то это не является заимствованием. Есть несколько объяснений тому, почему в научных работах студентов часто обнаруживается плагиат:

    – некоторые молодые люди приходят в вуз только ради диплома и не считают нужным делать что-то самостоятельно;

    – плагиат позволяет существенно сэкономить время. Иногда преподаватели могут вовсе не читать рефераты и курсовые, поэтому студенты просто выбирают самый легкий путь;

    – порой преподаватель знает, что его студенты воруют чужие работы, но закрывает на это глаза.

    Безнаказанность порождает дальнейшие нарушения. Однако при этом все забывают, что ценность любого труда заключается в приобретенных знаниях, которые нельзя получить простым копированием.

    К наиболее распространенным причинам возникновения неправомерных заимствований в научно-исследовательской деятельности в сфере профессионального педагогического образования относятся:

    1. Противоречие между постоянно обновляющимся социальным заказом к педагогическому образованию и неспособностью высокоинерционной системы оного оперативно реагировать на эти изменения провоцирует наиболее уязвимых в этом плане студентов к снижению мотивации в выполнении научно-исследовательской деятельности.

    2. Конфликт интересов, который может выражаться дуально: либо в потере интереса к исследованию у автора при сохранении этого интереса со стороны заказчика, либо в противоречии между высокими потребностями заказчика и его возможностями, ограничивающими ресурсную базу научного исследования.

    3. Недостаточное понимание автором исследования значимости результатов его деятельности для реализации миссии системы образования в целом.

    4. Потребность в упрочении своего социального статуса, как правило, лиц, занимающих руководящие должности, и государственных чиновников за счет якобы проводимых ими научных исследований.

    5. Неготовность научно-общественной элиты активно и систематически противостоять хищениям интеллектуальной собственности, а также отсутствие политики экспертной деятельности авторской ответственности и соответствующего органа, реализующего данную политику. Не разработаны механизмы функционирования данной системы.

    – обсуждение проблемы исследования с руководителем, специалистами, которые будут принимать участие в опытно-экспериментальном исследовании, либо консультировать исследователя по проблемам теоретического анализа и обобщения теоретических идей или практического опыта;

    – презентация рубежных результатов исследования в профессиональном сообществе, обсуждение траектории учебно-научного исследования;

    – благодарное отношение к исследователям, внесшим значительный вклад в исследование поставленной в выполняемой работе проблемы;

    – определение своего научно-исследовательского потенциала в консультациях с научным руководителем и профессионалами, что важно для познания себя как исследователя – своего стиля работы, своих профессионально значимых личностных качеств, темпо-ритмовых и иных показателей учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, своих способностей, склонностей к данному виду профессиональной деятельности;

    Каждый из указанных принципов встречает возражения у студентов при выполнении ими научного исследования, которые закрепляются в образовательных заблуждениях, мотивирующих студентов к использованию в своей работе заимствований:

    Г. Презентация рубежных результатов вызывает у студентов сложность в связи с тем, что этапный анализ, обобщение всего массива данных, который имеется на настоящий момент по решению проблемы исследования, затруднен. Заблуждение студентов состоит в том, что эта работа является неважной, еще и затратной по времени ввиду предстоящей защиты работы. Они не осознают важности полученного ими опыта научной дискуссии, новообразований их профессиональной компетентности.

    Преодоление выше обозначенной тенденции находится в руках ответственных ученых, представителей научной общественности. Среди путей решения данной проблемы можно предложить:

    1. Осуществление выбора темы научно-исследовательской работы в педагогическом общении руководителя и исполнителя, отдавая предпочтение актуальным, но недостаточно раскрытым темам, которые были бы ориентированы на связь с будущей или уже существующей профессиональной деятельностью исследователя.

    3. Совершенствование технических методов выявления различных видов неправомерного заимствования, среди которых обновление программного обеспечения, реагирующего на появление программ, облегчающих кражу интеллектуальной собственности.

    4. Формирование исследовательской культуры в структуре профессионального образования, как подсистемы в системе профессиональной компетентности педагога, компонентами ее должны стать: нравственное, личностное и просоциальное мировоззрение, высокий уровень мотивации достижения успеха и уровня притязаний в научно-исследовательской деятельности, а также за свой интеллектуальный продукт.

    5. Разработка основ экспертной политики в отношении авторской ответственности и создание органа, реализующего данное направление деятельности.

    Этические проблемы современной науки не должны оставаться незамеченными, поскольку на данный момент являются очень важными и значимыми.

    Таким образом, в условиях противоречий между процессами, протекающими в сфере науки и профессионального образования в современной России, и процессом глобализации образования, диктующими инновационное развитие данной системы, решение проблем плагиата в научных исследованиях неизбежно приведет к эффективной реализации миссии профессионального педагогического образования.

    Плагиат (от латинского plagio - воровать) - это умышленное присвоение авторства чужому произведению в области литературы, науки, искусства, изобретения или рационализаторского предложения, предусматривающее для уголовной и гражданской ответственности за нарушение авторских и изобретательских прав.

    Плагиат может проявляться в форме выпуска чьей-либо работы для своей собственной, незаконной публикации этих работ под другими именами или нарушения правил цитирования. На протяжении веков копирование чужих работ стало более популярным из-за отсутствия новой информации. Более того, с появлением Интернета он стал даже незаменимым, что вызвало новые проблемы.

    Определение плагиата

    Следует отметить, что цитирование изначально возникло в древности и использовалось уже при комментировании книг Священного Писания. Без соблюдения правил цитирования развитие науки было бы невозможным, поскольку невероятно сложно проследить преемственность научных мыслей.

    Плагиат рассматривается как разновидность нарушения авторских прав - права, которое регулирует правовые отношения, связанные с созданием и использованием (публикацией, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, то есть результаты творческой деятельности людей в этих сферах.

    Авторское право предоставляет моральные и материальные стимулы для создания и распространения среди масс научных и культурных ценностей. Автор имеет право публиковать, воспроизводить и распространять произведения. Использование произведений без разрешения автора и заключения с ним договора не допускается. Право на авторство и имя автора обеспечивает неприкосновенность произведений, то есть только автор может вносить изменения в произведение или делать их доступными для других.

    Влияние Интернета на плагиат

    С появлением Интернета у некоторых пользователей возникла иллюзия, что, поскольку Интернет доступен каждому, его содержание никому не принадлежит, что совершенно неверно. Публикация в Интернете отличается от публикации в журнале только тем, что передает информацию.

    В обоих случаях есть автор, который поработал над составлением статьи. Назначение чьей-либо работы и получение за нее пособий является нарушением закона независимо от того, на каком носителе публикуется информация.

    Отсутствие цитат

    Отсутствие единоначалия, цензура в Интернете и простота копирования материалов в цифровой форме сегодня привели к тому, что в Интернете появилось много похожих текстов, часто без ссылки на источник.

    Многие авторы считают, что публикация в Интернете размывает их авторские права, но это не так. Размещение ваших собственных опубликованных материалов на вашей собственной веб-странице обеспечивает удобную возможность защиты авторских прав.

    Отсутствие надежности

    В принципе, избыточность популярной информации в сети приводит к тому, что доступ к этой информации более надежен. Если сайт-источник заблокирован, вы можете просматривать информацию на другом, поэтому в случае, когда сайт копирует информацию и дает ссылку на источник, а также делает это с согласия автора ресурса, там нет проблем.

    Если ссылка на источник не сделана, возникает вопрос, насколько вы можете доверять этой информации. Как правило, одним авторам вы доверяете меньше, а другим - гораздо больше, и когда вы не знаете, кто автор, трудно понять, насколько надежным может быть материал.

    Коммерческий аспект плагиата

    Коммерциализация Интернета несколько изменила отношение к Интернет-плагиату. Если на вашем сайте размещена реклама ваших собственных продуктов, то вам, скорее всего, будет интересно сделать эту информацию доступной в Интернете. Более того, если ваша статья (со скрытой рекламой) будет транслироваться из независимого источника, то для вас (автора скрытой рекламы) будет выгодно, чтобы текст претерпел минимальные изменения.

    Если у вас есть информация на вашем веб-сайте, которая привлекает посетителей и генерирует трафик на ваш сайт, то утечка ее на чей-либо сайт (а вместе с ней и часть трафика, а, следовательно, и деньги) будет наименьшим из того, что вам может понадобиться.

    Информационная уязвимость

    Для защиты информации от копирования авторы часто прибегают к программным методам. В частности, добавляются теги, запрещающие копирование в буфер обмена. В этом случае, когда вы попытаетесь скопировать фрагмент текста, чтобы вставить его в свой документ, пользователь обнаружит, что функция не работает. Однако эти приемы предназначены только для новичков. Более искушенный пользователь всегда может украсть текст, отображаемый на экране.

    Например, вы можете просмотреть исходный код страницы и восстановить текст, только удалив лишние теги. Вы можете сохранить всю страницу на жестком диске, а затем открыть ее в Word. В дополнительных случаях вы можете выполнить функцию Print Screen и распознать полученное изображение с помощью FineReader.

    Возможно, самый эффективный способ защиты информации - непрограммный. Например, в тексте вы ссылаетесь на свой сайт, вставляете свою рекламу, и даже если ваш текст переместится на конкурента, он все равно будет работать на вас. В этом случае утечка текстов может даже принести пользу.

    Новые способы избежать плагиата

    Существует несколько ярких фактов о том, как Интернет изменил плагиат, поэтому вы должны знать наиболее эффективные способы его искоренения. Во избежание плагиата при составлении текстов достаточно соблюдать несколько простых правил:

    • цитировать источники информации (факты, мнения, теории, статистические данные, графики, цифры), если они не являются общеизвестными;
    • цитировать отрывки из произведений других авторов;
    • избегайте недопустимого перефразирования.

    Определение общеизвестного и недопустимого перефразирования также следует принимать во внимание как ценные понятия плагиата.

    Общеизвестные включают факты, которые можно получить из общедоступных источников и которые известны большому количеству людей. Нет смысла ссылаться на источник, указывая дату начала Великой Отечественной войны. Для сравнения, при предоставлении данных по сравнительному анализу производительности компьютеров разных марок необходимо однозначно указывать источник.

    Недопустимый перефразирование - это скрытое использование чьих-либо текстов путем механической перестановки слов и фраз местами, замены слов синонимами при отсутствии новых мыслей в измененном тексте. Формальное изменение последовательности слов в оригинале не отменяет плагиата.

    Отдельно стоит сказать о презентациях, которые часто создаются путем объединения нескольких документов и придания текстам разной формы (с использованием разных цветовых схем, шрифтов и т. д.). Изменение формы материала также не устраняет факт плагиата. Таким образом, в разных случаях плагиат может вызывать разную реакцию у авторов текстов. Однако иное отношение к плагиату не освобождает от ответственности.

    Многие считают, что определение интернет-плагиата сильно отличается от обычного бумажного представления. Найти и доказать факт плагиата в сети проще, чем в печатных изданиях. Поисковые системы и специальные программы позволяют сделать это и даже дать количественное описание интеллектуального пиратства в глобальном масштабе. Проблема еще и в том, что многие даже не знают, что они плагиат, и не прилагают усилий, чтобы избежать этого нарушения.

    Born in Warsaw. Studied Psychology at SWPS University of Social Sciences and Humanities; took part in several inspiring Erasmus programs.
    Former Practical Psychologist| Blogger of Various Mass Media | Currently PlagiarismSearch content writer | Mother-Freelancer

    7 причин, по которым люди используют плагиат

    -->

    7 причин, по которым люди используют плагиат

    Поздравления с Днем предотвращения плагиата

    -->

    Поздравления с Днем предотвращения плагиата

    Как профессора проверяют плагиат

    -->

    Читайте также: