Понятие о системе языка доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 10 в классе.

(рассчитан на 2 урока)

Познавательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о системе языка, фонетике.

Практические:

- формировать умения различать между собой уровни языковой системы.

- закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове

- совершенствовать навыки фонетического разбора.

Общепредметные:

- воспитывать любовь к слову и речевой культуре

- формировать логическое мышление

- развивать грамотную речь учащихся

- формировать пунктуационную и орфографическую зоркость

Средства обучения: учебник русского языка под ред. Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М., презентация.

1) Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. 2011 год.

2) Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы. 1997.

I. Оргмомент (2 мин)

II. Актуализация знаний (2 мин)

III. Объяснение нового материала (10 мин)

IV. Первичное закрепление (25 мин)

V. Итог урока (3 мин)

VI. Задавание домашнего задания (3 мин)

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы начинаем изучать новую тему –

Наша с вами задача – повторить и обобщить сведения о системе языка, о таком разделе языка как фонетика.

II. Актуализация знаний

Ребята, на прошлых уроках вы говорили о значении русского языка, о взаимосвязи языка и культуры. Русский язык - государственный язык в РФ, один из наиболее распространенных и богатых языков мира. Также обсуждали взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур и формы существования русского национального языка.

Сегодня мы переходим к изучению системы языка, его единицах и уровнях, взаимосвязи разных уровней языка.

III. Объяснение нового материала.

Восприятие нового языкового материала.

Система языка – это не простое множество единиц разных уровней, а органичная, строго упорядоченная совокупность единиц и их уровней, связанных между собой устойчивыми отношениями и образующих внутренне организованное единство. Единицы разных уровней (ярусов) языка постоянно взаимодействуют. Многочисленность и многообразие языковых элементов и отношений между ними, недопустимость их произвольного изменения определяются назначением языка в жизни человеческого общества. Он должен точно и полно передавать все богатство человеческого бытия, глубину человеческой мысли, тончайшие оттенки чувств и переживаний. Это обеспечивается устойчивостью языковых знаков и связей между ними.

В то же время система языка – открытая система, она постоянно взаимодействует с окружающей средой, обогащается, расширяет свои возможности. Устойчивость и изменчивость языковой системы взаимосвязаны.

Многоярусность системы языка обеспечивает экономию языковых средств при выражении разнообразного содержания. Из несколько десятков звуков речи, их комбинаций язык создает много сотен корней и других морфем. Морфемы, сочетаясь, создают сотни тысяч слов, многие из которых имеют до 12-18 и более грамматических форм. Слова, их формы, сочетаясь по-разному, создают бесчисленное множество предложений, которые способны передать все разнообразие мыслей, чувств, волеизъявлений человека, выразить его представление о мире.

С языковыми уровнями, их единицами тесно связаны и такие стороны языка, как орфоэпия, орфография, пунктуация, стилистика, соответствующие языковые нормы.

Единицы языка – это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относятся звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы:

Звуки речи - фонетический уровень;

Морфемы – морфемный уровень;

Слова и фразеологизмы – лексический уровень;

Словосочетания и предложения – синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является сложной системой или подсистемой, а совокупность их образует общую систему языка.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о низшем уровне языка – фонетическом.

Что изучает фонетика?

Это раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию.

А какие еще разделы науки о языке вы знаете?

Орфоэпия, графика, лексика, синтаксис, морфология.

С какими разделами связана фонетика?

Фонетика связана с такими разделами, как орфоэпия и графика.

Чем различаются буква и звук?

Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.

Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры.

Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска.

Ребята, вспомним материал прошлых лет. Запишите в своих рабочих тетрадях посередине Звуки речи. На какие группы они делятся?

Классификация гласных – ударные и безударные.

Классификация согласных – звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные. (записывают в тетради)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?

При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.

Сколько всего гласных букв и звуков? Одинаково ли их количество?

Звуков меньше (их 6), чем букв (их 9)

Как мы определяем количество слогов в слове?

По количеству гласных. Например, 3 гласных – 3 слога, поляна – [по-ля-на]

Что вы можете сказать о таких звуках как е, ё, ю, я?

Они распадаются на 2 звука.

В каких случаях это происходит?

е, ё, ю, я распадаются на 2 звука, когда находятся

1) В начале слова. (ель, юла)

2) После разделительных ь и ъ. (варенье, съедобный)

3) После гласной. (лилия, поёт)

Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.

([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?

( 9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.

Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

Ребята, а что вы знаете об ассимиляции?

Термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция согласных – озвончение и оглушение.

озвончение согласных - замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях (сбор - збор)

оглушение согласных - замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях (слаб –слап)

IV. Первичное закрепление

Переходим к выполнению упражнений.

1) Упражнение 47 из учебника.

Цель: формирование умений различать буквы и звуки, твердые и мягкие согласные, находить оглушение в словах.

Задание: проверьте себя. Хорошо ли вы разбираетесь в фонетическом составе слова?

А) какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых состоят данные слова?

Лён, люк, ай, арап, раб, лоб, рай.

Ответ: ноль, куль, я, пара, пар, пол, яр.

Б) есть ли твердые согласные звуки в скороговорке?

Летели лебеди с лебедятами.

Ответ: 1 звук – [т].

В) сколько мягких согласных звуков в скороговорке?

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

Ответ: 4 звука - [н’], [д’], [л’], [б’].

Г) сколько звуков [ш] в пословице?

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Д) сколько звуков [ф] в четверостишии А.Яшина?

Пусть тишина, в глуши ни души -

Все равно гул в ушах;

В шорохи трав и в шумы вершин

Вслушиваюсь, не дыша.

Е) сколько звуков в каждом из данных примеров?

Без жилья (8 зв.), рассмеяться (9 зв.), стать (4 зв), без шума (7 зв.), детство (6 зв.), расщедриться (9 зв.)

Вывод: учащиеся учились правильно определять твердые или мягкие согласные в слове, какой именно процесс ассимиляции происходит.

2) Устное выполнение упражнения.

Цель: формирование умений правильно произносить звуки, соблюдая правила литературного произношения.

Задание: Произнесите несколько раз парные согласные, наблюдая за артикуляцией и силой выхода воздуха: б — п, в — ф, д — т, г — к, ж — ш, з — с.

Прочтите следующие слова с соблюдением правил литературного произношения, обратите внимание на произнесение последних звуков.

Хлеб, дуб, голубь, кровь, любовь, город, сад, дед, сапог, друг, нож, сторож, режь, мороз, грязь, мазь.

Вывод: учащиеся учились правильно произносить звуки в соответствии с нормой.

3) Устное выполнение упражнения.

Цель: формирование умений правильно различать буквы и звуки, определять их количественное или качественное соответствие.

Задание: Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край (4 б, 4 зв.), стал (4 б, 4 зв.), сталь (5 б, 4 зв.), краями (6 б.,7 зв.), семья (5 б,5 зв.), семя (4 б.,4 зв.), сильный (7 б., 6 зв.), смелые (6 б., 7 зв.), пенка (5 б, 5 зв.), пенька (6 б, 5 зв.), бьются (6 б, 5 зв.), приехать (8 б., 8 зв.), мой (3 б, 3 зв.), моя (3 б, 4 зв.), касса (5 б, 4 зв.), бюро (4 б, 4 зв.)

Вывод: учащиеся учились правильно определять количественное или качественное соответствие звуков и букв.

Способ проверки: фронтальный опрос.

4) Осложненное списывание

Цель: формирование умений правильно определять, в каких случаях е, ё, ю, я распадаются на 2 звука; классифицировать.

Задание: Разделите следующие слова на четыре группы:

1) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после согласных;

2) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после гласных;

3) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в начале слова;

4) гласные буквы е, ё, ю, я находятся после разделительных ъ и ь.

Дайте транскрипцию этих слов.

Ответ: 1 группа – пел [п’эл], сел [с’эл], пять [п’ат’], шлю [шл’у], внять [вн’ a т’], скрипя [скр’ип’ a ], слюда [сл’уда], люди [л’уд’и],

2 группа - знают [знайут], сиять [с’ийат’], жую [жуйу], жуёт [жуйот].

3 группа - ел [йэл], ешь [йэш], уеду [уйэду], ёлку [йолку], яму [йаму], ясли [йасл’и], ясный [йасный],

4 группа - ничья [н’ич’йа], вьюн [в’йун], вьюжит [в’йужыт]

Вывод: учащиеся учились правильно определять, в каких случаях е, ё, ю, я распадаются на 2 звука и разделять их по группам.

5) Упражнение на конструирование

Цель: формирование умений правильно формирование умений различать буквы и звуки, твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные; определять, в каких случаях е, ё, ю, я распадаются на 2 звука, а в каких нет; классифицировать их.

2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

Ответ: Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.

3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.

Ответ: Жирный, панцирь, широкий.

4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.

Ответ: В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.

Вывод: учащиеся учились правильно различать буквы и звуки, твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные; разделять данные слова на две группы по определенному признаку.

6) Упражнение на конструирование

Цель: формирование умений правильно находить в словах процессы озвончения и оглушения.

Задание: Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

Ответ: ( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка; б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.

Вывод: учащиеся учились правильно определять в словах процессы озвончения и оглушения.

7) Упражнение на конструирование

Цель: формирование умений правильно выполнять фонетический разбор слов.

Задание: сделать фонетический разбор трех слов – поющий, книжка, купаться. Вызываются 3 ученика к доске, остальные на месте: первый ряд – поющий, 2 ряд – книжка, 3 ряд – купаться. Выполняют самостоятельно.

Ответ: поющий – [пай’ущ’ий’]. 6 букв, 7 звуков. 3 слога.

Книжка - [кн’ишка]. 6 букв, 6 звуков. 2 слога.

Купаться - [купаца]. 8 букв, 6 звуков. 3 слога.

Вывод: учащиеся учились правильно выполнять фонетический разбор слов.

8) Упражнение на конструирование

Цель: формирование умений правильно выполнять транскрипцию предложений.

Задание: затранскрибируйте следующие предложения.

Легкий ветер беззвучно шевелил листьями. Бояться волков – в лес без грибков. Я вслушиваюсь в шорохи трав.

Ответ: [л’охкий’ в’эт’ир б’извуч’на шыв’ил’ил л’ист’йам’и].

[байаца валкоф – быт’ б’эс гр’ипкоф].

[йа фслушывай’юс’ ф шорах’и траф].

Вывод: учащиеся учились правильно транскрибировать предложения.

Ребята, сегодня мы с вами долго и активно занимались. Чтобы проверить ваши знания, проведем небольшую самостоятельную работу.

Тест по теме "Фонетика и фонетический разбор"

1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?

1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание

2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос

3. В каком слове произносится звук [а] ?

1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить

4. В каком слове произносится 2 согласных звука?

1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет

5. В каком слове произносится звук [й]?

1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно

11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.

Системно-структурная организация языка, уровневая модель. Сегментация речевого потока. Объединение языковых единиц по общности их содержания, достоинство полевой модели системы языка. "Элемент", "единица" и "множество" как понятия системной лингвистики.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.03.2012
Размер файла 13,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Системно-структурная организация языка

2. Уровневая модель системы языка

3. Полевая модель системы языка

1. СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКА

Язык имеет двунаправленный характер. Так, с помощью языка мы осмысливаем воспринимаемую действительность. И вместе с тем он направлен на внутренний, духовный мир человека. Следовательно, в языке тесно взаимодействует две сферы: материальная и духовная. Язык воссоздает материальный мир в его вторичном - идеальном проявлении.

Одна из основных задач языкознания - выявить закономерности внутреннего устройства языка. Глубокое и последовательное изучение внутренней организации языка началось в 19-м веке и сформировалось как самостоятельная теория к середине 20-го века благодаря утверждению в науке системного подхода.

В настоящее время системы классифицируют на: 1) материальные (состоящие из материальных объектов) и идеальные (из понятий, идей, образов); 2) простые (состоящие из однородных элементов) - сложные (объединяющие неоднородные группировки или классы объектов); первичные (состоящие из элементов, значимых для системы в силу своих природных свойств) - вторичные (элементы которых используются специально для передачи информации, в силу этого такие системы называются семиотическими, то есть знаковыми; целостные (в которых связи между элементами прочнее, чем связи элементов со средой) - суммативные (в которых связи между элементами такие же, как и связи элементов со средой); естественные - искусственные; динамические - статические; открытые (то есть взаимодействующие со средой) - закрытые; самоорганизующиеся - неорганизованные; управляемые - неуправляемые идр.

Какое же место в этой классификации систем занимает язык? Однозначно отнести язык к одному из типов невозможно в силу многокачественной природы языка. Он относится к разряду сложных систем, поскольку объединяет неоднородные элементы (фонемы, морфемы, слова и т.д.) Дискуссионным остается вопрос о сфере локализации (или существования) языка. Мнение о том, что он существует в виде языковой памяти, небезосновательно, но, тем не менее, это не единственное условие его существования. Вторым условием его существования является материальное воплощение его идеальной стороны в языковых комплексах.

Поскольку в языке неразрывно связаны идеальная и материальная стороны, и он предназначен для передачи информации не природой, а в результате целенаправленной деятельности людей по закреплению и выражению семантической информации (то есть идеальных систем - понятий, идей), то его следует рассматривать как вторичную семиотическую систему.

Языковые единицы различаются и количественно, и качественно, и функционально. Совокупности однородных единиц языка образуют подсистемы, называемые ярусами или уровнями.

Структура языка - это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования. Своеобразие языковой структуры определяется характером связей и отношений между языковыми единицами.

Отношение - это результат сопоставления двух или более единиц языка по какому- либо общему основанию или признаку. Это опосредованная зависимость языковых единиц, при которой изменение одной из них не ведет к изменению других. Выделяются следующие основополагающие для языковой структуры отношения: иерархические, устанавливающиеся между неоднородными единицами (фонемами и морфемами; морфемами и лексемами и т.п.); оппозитивные, согласно которым противопоставляются друг другу либо языковые единицы, либо их признаки.

Связи языковых единиц определяются как частный случай их отношений, предполагающие непосредственную зависимость языковых единиц. При этом изменение одной единицы ведет к изменению других. Структура языка выступает как закон связи этих элементов и единиц в пределах определенной системы или подсистемы языка, что предполагает наличие, наряду с динамизмом и изменчивостью, и такого важного свойства структуры, как устойчивость. Таким образом, устойчивость и изменчивость - две диалектически связанные и «противоборствующие тенденции языковой структуры. В процессе функционирования и развития системы языка ее структура проявляет себя как форма выражения устойчивости, а функция как форма выражения изменчивости. Структура языка благодаря своей устойчивости и изменчивости выступает как второй важнейший системообразующий фактор.

2. УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

Языковые уровни располагаются по отношению друг к другу по принципу восходящей или нисходящей сложности единиц языка. Сущность этого явления заключается в сохранении свойств и признаков единиц низшего уровня в системе высшего уровня, но уже в более совершенной форме. Таким образом, отношения между уровнями языковой системы не сводимы к простой иерархии - подчинения или вхождения. Поэтому систему языка справедливо называть системой систем.

Рассмотрим единицы языка с точки зрения сегментации речевого потока. При этом под единицей языка понимается то, что, выражая значение, материализуется в речевых сегментах и их признаках. Поскольку речевая реализация единиц языка характеризуется достаточно широким диапазоном вариативности, то к выделенным речевым сегментам применяется мыслительная операция отождествления, заключающаяся в том, что формально различающиеся речевые сегменты признаются материальным воплощением одной и той же единицы языка. Основанием для этого служит общность выражаемого варьирующимися единицами значения или выполняемой ими функции.

Началом сегментации речевого потока является выделение в нем коммуникативных единиц - высказываний, или фраз. В системе языка ему соответствует синтаксема или синтаксическая модель, представляющая синтаксический уровень языка. Следующим этапом сегментации является членение высказываний на словоформы, в которых совмещаются несколько неоднородных функций (номинативная, деривационная и релятивная), поэтому операция отождествления осуществляется отдельно по каждому направлению.

Класс словоформ, характеризующийся одинаковыми по значению корневыми и аффиксальными морфемами, отождествляется в основную единицу языка - слово, или лексему.

Словарный состав того или иного языка образует лексический уровень. Класс словоформ, обладающий одинаковым словообразовательным значением, составляет словообразовательный тип - дериватему. Класс словоформ с тождественными формообразовательными аффиксами отождествляется в грамматическую форму - граммему.

Следующий этап сегментации речевого потока состоит в выделении наименьших значимых единиц - морфов. Морфы с тождественными лексическими (корни) и грамматическими (служебные и аффиксальные) значениями объединяются в одну единицу языка - морфему. Вся совокупность морфем данного языка образует в системе языка морфемный уровень. Завершает сегментацию речевого потока выделение в морфах минимальных речевых отрезков - звуков. Разные по своим физическим свойствам звуки, или фоны, могут выполнять одну и ту же смыслоразличительную функцию. На этом основании звуки отождествляются в одну языковую единицу - фонему. Фонема - минимальная единица языка. Система фонем образует фонологический уровень языка.

Таким образом, выделение уровня или подсистемы языка допускается в том случае, когда: подсистема обладает основными свойствами языковой системы в целом; подсистема отвечает требованию конструктивности, то есть единицы подсистемы служат конструированию единиц подсистемы более высокой организации и вычленяются из них; свойства подсистемы качественно отличаются от свойств конструирующих ее единиц нижележащей подсистемы; подсистему определяет единица языка, качественно отличающаяся от единиц смежных подсистем.Своеобразием уровневой модели языковой системы является стремление представить язык как симметричную и идеально упорядоченную схему. Эта идея, сама по себе довольно привлекательная, однако не является вполне адекватной, поскольку язык не представляет собой абсолютно гармоничной, симметричной и идеально упорядоченной системы. Поэтому все большую популярность приобретает полевая модель языковой системы

3. ПОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

язык лингвистика речевой поток

Главным принципом полевого моделирования системы языка служит объединение языковых единиц по общности их содержания - семантического и функционального. Единицы одного и того же языкового поля отражают предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Полевая модель демонстрирует диалектическую связь между языковыми явлениями и внеязыковым миром. В ней выделяется ядро и периферия. Ядро концентрирует в себе максимальный набор полеобразующих признаков. Периферию образуют языковые единицы с неполным набором этих признаков, и их интенсивность может быть заметно ослаблена. Они обычно являются экспрессивными образованиями.

Критерии выделения ядра и периферии были разработаны чешскими лингвистами.

Возникает вопрос, что значит системно-структурное изучение языка, какие аспекты языка при этом познаются особенно глубоко и эффективно. На него следует ответить следующим образом.

1.Системные принципы служат методологической базой для построения современных лингвистических теорий, для полевого принципа изучения иностранных языков.

2. Функции языка рассматриваются в их системном взаимодействии.

3. Сопоставляется система языка с другими знаковыми системами.

4. Классификация языков осуществляется на единой - системной - основе.

5. Принцип системности внедряется в сравнительно-историческое исследование языков.

6. Выясняются системные связи и отношения, их специфика на разных структурных уровнях языка и между уровнями.

Таким образом, исходными критериями языковой системы являются: а) ее целостность; б) относительная неделимость элементов системы; в) иерархическая организация; г) структурность.

История языкознания - это, главным образом, последовательное и поэтапное развитие представлений о членении континуума (формы и содержания) языка. Различаются внешнее и внутреннее членение языкового континуума.

Внутреннее членение связано с соотношением: а) однородных элементов в пределах того или иного яруса (так выделяются фонемы, морфемы, лексемы, фраземы и т.п.); б) неоднородных элементов, принадлежащих к разным уровням, в результате чего моделируется структура языковой системы в целом).

Внешнее членение основывается на соотношении языковых элементов с внеязыковой действительностью. В результате выделяются смыслоразличительные, номинативные, дейктические, экспрессивно-оценочные, коммуникативные и др. компоненты языка).

Следует отметить, что первое понятие специфичнее и уже второго, поскольку членение языка на сегменты не совпадает с его членением на языковые знаки. Так, различают звуковые единицы (фонему, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическую фразу) и знаковые единицы (морфему, слово, словосочетание, предложение). Первые со вторыми соотносятся лишь частично.

Существующие принципы членения языковых единиц условно подразделяются на структурные и функциональные. Структурный принцип предполагает нахождение все более элементарных, простых и далее неделимых единиц. Функциональный принцип направлен на выделение номинативных, коммуникативных и конструктивных единиц языка, обозначающих отдельные объекты, действия, качества и выражающих понятия и представления.

Каждая языковая единица существует в сознании говорящих в двух ипостасях: в составе единицы высшего уровня как часть целого, а в пределах своего уровня - как целое. В языковых единицах каждого последующего уровня отображаются результаты качественно иного отражения мира.

Множество - это класс языковых единиц, обладающих некоторым общим свойством. Объекты, его составляющие, называются элементами.

Итак, главный признак языковой системы - целостность, под которой понимается множество, т.е. единство элементов, имеющее свою структуру. Нечленимость элементов языковой системы относительна, поскольку неделимыми они могут быть только в пределах данной системы. За пределами своей системы они могут члениться на более дробные элементы, способные входить в другие системы и подсистемы. Структура языковой системы образуется горизонтальными и вертикальными связями, называемыми соответственно парадигматикой и синтагматикой.

Наряду с этим выделяется эпидигматика как комплексный системообразующий фактор, использующий синтагматические и парадигматические отношения в функции ассоциативно-деривационной мотивации.

1. Горнунг Б.В. О характере языковой структуры // Вопросы языкознания. 1959. №1. С. 43-49.

2. Общее языкознание: Внутренняя структура языка. М., 1972. Главы 1 и 2.

3. Плотников Б.А. О форме и содержании в языке. Минск, 1989.

4. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977.

Подобные документы

Анализ особенностей фразеологизмов как номинативных комплементарных единиц языка косвенного и характеризующего наименования. Понятия "фразеология", "фразеологизм", "идиома". Классификация фразеологических единиц по семантической спаянности компонентов.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 19.02.2010

Характеристика понятия "языковая культура". Уровень развития языка, отражающий принятые литературные нормы данного языка. Правильное и адекватное использование языковых единиц и языковых средств. Применение правил пунктуации в литературном тексте.

контрольная работа [21,7 K], добавлен 30.03.2012

Основные понятия языка и культуры, их соотношение. Особенности этнической общности, отражение в языке динамики культуры и изменений в развитии общества. Типологические особенности и генезис корейского языка, влияние других государств на его развитие.

курсовая работа [78,4 K], добавлен 31.05.2010

Происхождение английского языка. Исторические этапы развития английского языка с точки зрения языковых и внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы, сформировавшие фонетический и грамматический строй современного языка.

курсовая работа [70,2 K], добавлен 24.01.2011

Определения языка в теоретическом языкознании. Биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное, материальное и идеальное в языке. Исторические изменения языка. Функции языка. Основные этапы изучения языка. Сравнительно-историческое языкознание.

шпаргалка [62,2 K], добавлен 05.01.2005

Сущность репрезентации знака в языке. Отличие языковых знаков от "естественных знаков", типология, типы значений. Глоссематическая теория языка. Случайный, условный характер связи означаемого и означающего. Изображение знака как знаковой системы языка.

реферат [26,7 K], добавлен 21.12.2013

Определение фонетики. Изучение фонетической системы русского языка, которая состоит из значимых единиц речи - слов, форм слова, словосочетаний и предложений, для передачи и различения которых служат фонетические средства языка: звуки, ударение, интонация.

Содержание

Учение о языке как системе в истории языкознания
Трактовка понятий – система и структура языка в современной науке
Основные направления в изучении языковой системы
Основные и промежуточные ярусы языковой структуры
Типы связей и отношений между единицами языковой структуры
Структурно-семантический метод как основное направление системоцентризма

Прикрепленные файлы: 1 файл

Система и структура языка.doc

Язык как система и структура

  1. Учение о языке как системе в истории языкознания
  2. Трактовка понятий – система и структура языка в современной науке
  3. Основные направления в изучении языковой системы
  4. Основные и промежуточные ярусы языковой структуры
  5. Типы связей и отношений между единицами языковой структуры
  6. Структурно-семантический метод как основное направление системоцентризма

1. Учение о языке как системе в истории языкознания.

Следовательно, понимание языка как системы знаков у Соссюра сводится к определению совокупности отношений между языковыми знаками, тем самым Соссюр отождествляет материю и форму в языке, поскольку, когда он говорит о системе, то он имеет в виду не сами языковые знаки, а лишь их взаимоотношения.

Т.о., Соссюр называет системой языка то, что в современном языкознании называется структурой языка. Вот почему Ф. де Соссюр считается первым в мире структуралистом, хотя сам он термин структура никогда не употреблял. Термин структура языка был введен в лингвистику учениками Соссюра, основателями Пражского лингвистического кружка.

2. Трактовка понятий система языка и структура языка в современной науке.

Вопрос о системности языка рассматривался в трех лингвистических школах: Харьковской, Московской и Казанской. Хотя сама идея о том, что язык является системой знаков, была высказана раннее в трудах М.В. Ломоносова.

В понимании этих терминов всех исследователей можно разделить на две большие категории. Одна группа ученых использует эти термины как абсолютные синонимы либо использует только один термин, но с таким значением, которое обычно для другого термина.

А.С. Мельничук считает, что эти два понятия следует рассматривать как научные абстракции, характеризующие язык, но с двух разных сторон:

  1. со стороны частей, организующих язык в единое целое (это будет система языка);
  2. со стороны целого, распадающегося на составляющие его части (это структура языка).

В связи с таким подходом современное отечественное языкознание

сформулировало следующие определения системы и структуры языка:

Система языка — это совокупность элементов, (фонем, морфем, слов,

словосочетаний, предложений, текстов), организованных связями и отношениями в единое целое.

Структура языка — это совокупность связей и отношений, организующих эти элементы в составе целого.

Гост

ГОСТ

Общее представление о языковой системе

Языковая система – это совокупность элементов языка, связанных между собой теми или иными отношениями, которые образуют определённое единство и целостность.

Структура языковой системы имеет иерархический тип. Это означает, что единицы более высоких уровней языковой системы образуются благодаря сочетанию единиц более низких уровней. Для взаимодействия единиц система языка выработала определённые инструменты. К ним относятся словарь, который используется как инвентарь готовых единиц, и грамматика, которая рассматривается как механизм сочетания этих единиц.

Также стоит отметить, что степень системности может различаться на различных участках и уровнях языка. Например, по сравнению с лексикой степень системности значительно выше в фонологии, которая отличается тем, что существенное изменение одного элемента влечёт преобразования, затрагивающие другие элементы или всю систему в целом.

Развитие взглядов на язык как на систему

Впервые исчерпывающее определение языка как системы знаков, которая существует непосредственно в речи (а не в наблюдении), было сформулировано известным швейцарским лингвистом начала ХХ века Фердинандом де Соссюром. Однако этому предшествовала длительная традиция, начало которой было положено дискуссиями античных грамматистов о соотношении в языке аналогии и аномалии.

Кроме того, представлений о системности языка касались в своих трудах такие знаменитые лингвисты, как В. фон Гумбольдт, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ. В частности, последний выделил в языковой системе её наиболее общие типы единиц (фонема, морфема, графема, синтагма).

Готовые работы на аналогичную тему

Впоследствии учение Ф. де Соссюра о языковой системе получило развитие в рамках структурной лингвистики, которая в качестве одной из основных задач признавала выделение и классификацию единиц языковой системы. А в противовес Соссюру По данной теме мы уже выполнили реферат Дихотония Соссюра подробнее был выдвинут принцип системности языка в диахронии, который отстаивал Пражский лингвистический кружок.

Также рассмотрению языка как системы способствовало использование в грамматической и лексической семантике заимствованного из фонологии метода компонентного анализа, а также разработка теории семантических полей.

Таким образом, взгляды на язык как на систему развивались на протяжении многих сотен лет, и в последние десятилетия сформировались те идеи и принципы системности языка, которые признаны в современном языкознании.

Устройство языковой системы и её функционирование

Устройство языковой системы определяют уровни языковой системы, которые тесно связаны между собой. Уровни языковой системы представляют собой её подсистемы (ярусы). В основе каждого из уровней лежит какая-нибудь определённая единица языка, которая определяет характер функционирования этого уровня.

Традиционным в языкознании является следующий взгляд на выделение в системе языка её основных уровней:

  • фонемный уровень – это уровень, в основе которого лежит фонема, то есть не имеющая самостоятельного значения (лексического или грамматического) минимальная смыслоразличительная единица языка;
  • морфологический уровень – это уровень, в основе которого лежит морфема, то есть наименьшая единица языка, имеющая какой-нибудь смысл / значение;
  • лексический уровень – это уровень, в основе которого лежит лексема, то есть абстрактная единица человеческого языка (как правило, слово или фразеологизм);
  • синтаксический уровень – это уровень, в основе которого лежат единицы синтаксиса, то есть словосочетание и предложение, представляющие собой особые конструкции объединения слов (словосочетание) или нескольких словосочетаний (предложение).

Кроме того, некоторые исследователи склонны выделять ещё ряд уровней языковой системы:

  • морфонологический уровень – это уровень, который одновременно рассматривает явления и фонемного, и морфологического уровней;
  • словообразовательный уровень – это уровень, который рассматривает словообразование, то есть образование новых слов от однокоренных и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом;
  • фразеологический уровень – это уровень, который может быть выделен из лексического уровня, поскольку в его основе лежит особая лексема – фразеологизм, то есть устойчивое словосочетание, смысл которого не может быть выведен значением отдельно взятых слов.

Несмотря на то, языковая система представляет собой единое, целостное и постоянно эволюционирующее образование, каждый из её уровней развивается с неодинаковой скоростью. Например, лексический уровень языка, реагируя на изменения в общественной жизни, интенсивно видоизменяется, морфологический уровень языка в этом вопросе считается более консервативным. В связи с этим в языковой системе выделяют её центр (морфология) и периферию (лексика).

Помимо функций, которые являются специфическими для языковых единиц, выделяют две общие для них функции, которые в свой совокупности обеспечивают функционирование всей языковой системы. Во-первых, речь идёт о строительной функции, которая заключается в том, что все единицы языка служат для построения единиц более высокого уровня. Во-вторых, о семиотической (или по-другому – обобщающей) функции, в соответствии с которой значимые единицы языка служат для обобщения однородных явлений в один класс.

Читайте также: