Доклад об итогах пожароопасного сезона

Обновлено: 05.07.2024

3 Охраняемая авиабазой площадь лесного фонда - 42,3 млн.га, в том числе: с применением АСС-37,7 млн.га; с применением НСС-1,1 млн.га, зона космического мониторинга первого уровня - 3,5 млн.га, зона космического мониторинга второго уровня - 7,0 млн.га. 3

4 ПОС 2015 г. Пожароопасный сезон в 2015 г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа установлен приказом Департамента природных ресурсов с 24 апреля 2015 г. Завершен 1 октября 2015 г. На территории земель лесного фонда было обнаружено и ликвидировано 217 лесных пожаров на общей площади 1586,95 га, в т.ч. нелесная 21,0 га. Первый пожар возник в Кондинском лесничестве 2 мая и ликвидирован на площади 0,8 га. Последний пожар ликвидирован в Аганском лесничестве 5 сентября на площади 0,3 га. В зоне космического мониторинга 2-го уровня пожаров не возникло. 4

5 Сравнение ПОС г. 5

6 Сравнение количества лесных пожаров 2014 г. и 2015 г. по месяцам. 6

7 Сравнение площади лесных пожаров 2014 г. и 2015 г. по месяцам. 7

8 Распределение количества и площадей пожаров в ПОС

9 Прохождение гроз по территории округа. 9

10 Причины пожаров. 10 Из графика видно, что основной предполагаемой причиной возникновения лесных пожаров является гроза: 77,5% от общего количества пожаров, 19,7% местное население и 2,8% на выжигания травы и по вине экспедиций.

11 Распределение пожаров по филиалам. 11

13 Финансирование. 13 Авиабазой на проведение авиационных работ в 2015 г. было заключено 22 контракта на сумму 314,7 млн. руб. (в 2014 г. 325,7 млн. руб., в 2013 г. 436,2 млн. руб.). Выделено и использовано часов в 2015 году.

14 Финансирование. 14 Для выполнения авиационных работ по тушению лесных пожаров, рассчитанных на условие малой горимости лесов в 2016 год необходимо 1172 летных часа на сумму 250,3 млн. рублей, плановый объем выделяемых средств составляет 163,1 млн. рублей (из них окружной бюджет 75,5 млн. рублей), дополнительно необходимо 574 летных часа, что составляет 87,2 млн. рублей на аренду вертолетов Ми-8.

15 ПОС В целях снижения стоимости летного часа наряду с традиционными самолетами Ан-2 были заключены контракты на использование легкомоторных самолетов Аэропракт-22 по 3 филиалам (Нягань, Урай, Радужный) и Ханты-Мансийскому авиаотделению. Оперативность тушения лесных пожаров на территории земель лесного фонда автономного округа в 2015 году составила 0,71 сутки (в среднем тушился один пожар 17 часов). В ПОС 2015 года ликвидировано в день обнаружения 129 пожаров, на следующий день 85 пожаров и 3 лесных пожара ликвидированы через 2 дня. В сравнении с ПОС 2014 года оперативность тушения составила 0,72 (в среднем 17 час. 28 мин. тушился лесной пожар). В 2014 г. ликвидировано в день обнаружения 125 пожаров, на следующий день 87 пожаров и 5 лесных пожаров ликвидировано через 2 дня, оперативность тушения пожаров в 2015 г. чуть выше, чем оперативность в 2014 г.

19 Прямая линия лесной охраны 19 Количество поступивши х звонков В том числе Принятые меры Результат Возгорани я Жалобы граждан Оказание консультативных услуг Звонки не по теме звонков о возгораниях переданы в филиалы для обнаружения и при подтверждении лесного пожара его ликвидации, а так 1 звонок - жалоба от граждан передана согласно утвержденной схемы передачи: в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа, МВД по округу, Природнадзор Югры, ГУ МЧС России по округу, администрацию г. Когалыма. Звонки о возгораниях подтвердились, обнаружены 10 лесных пожаров, все они ликвидированы в течение суток филиалами авиабазы. Жалоба граждан находится в работе. ИТОГО – По рекомендации Агентства лесного хозяйства Российской федерации при авиабазе в специализированной диспетчерской Службе была организована работа прямой линии лесной охраны по приему звонков от населения по вопросам лесных отношений. Прямая линия лесной охраны с г. по сегодняшний день работает в круглосуточном режиме, телефон прямой линии лесной охраны (бесплатный) Отчет о работе с обращениями граждан.

21 Подготовка к ПОС На сегодняшний день выполнена следующая работа: - С конца сентября по 09 октября 2015 года в г. Советский проведено первоначальное обучение и воздушная тренировка десантников-пожарных в количестве 25 человек; - С 10 октября по 25 октября в г. Курган проведено первоначальное обучение и воздушная тренировка парашютистов - пожарных в количестве 22 человек; - С 08 октября по 12 декабря в г. Пушкино проводится обучение на курсах инструкторов парашютно-пожарной службы 3 человек; - С 18 октября 1 работник авиабазы направлен на курсы летчиков-наблюдателей в г. Пушкино, завершение учебы планируется к маю 2016 года; - Для тушения лесных пожаров авиабазой заявка потребности ВМ промышленного назначения на 2016 год ДШН-80 в количестве метров; - Прорабатывается вопрос использования ДШН-80 для тушения лесных пожаров на территории других субъектах РФ; - При авиабазе сформирован федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы в количестве 25 человек для маневрирования авиационно-пожарными силами и средствами пожаротушения, как по территории автономного округа, так и за его пределами;

25 Предложения Организация проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в населенных пунктах: - п. Саранпауль (Березовского района), п. Пионерский, п. Агириш и п. Коммунистический (Советского района), п. Ульт-Ягун (Сургутского района), п. Ларьяк (Нижневартовского района), п. Малый Отлым (Октябрьского района) п. Кедровый и п. Выкатной (Ханты-Мансийского района),. Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Поэтому, согласно законодательства, для учреждения обязательное условие - обеспечить проведение водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Для проведения таких осмотров учреждение обязано: либо заключить договор с медицинским учреждением, имеющем лицензию на медицинскую деятельность, об организации на территории предприятия предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров; заключить договор с ИП, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности (в том числе на право проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров); Индивидуальные предприниматели предоставляющие услуги по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам в данных населенных пунктах отсутствуют. Но в каждом из населённых пунктов имеются Фельдшерско- акушерские пункты. Мы к ним обращались, но, заключать договора на услуги по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам они с нами отказываются. Аргументируя, что они не имеют лицензии на данный вид деятельности. В связи с эти прошу Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечить Фельдшерско-акушерские пункты в населенных пунктах: п. Саранпауль (Березовского района), п. Пионерский, п. Агириш и п. Коммунистический (Советского района), п. Ульт-Ягун (Сургутского района), п. Ларьяк (Нижневартовского района), п. Кедровый и п. Выкатной (Ханты-Мансийского района), п. Малый Отлым (Октябрьского района) лицензиями и всем необходимым для предоставления услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам.

1.jpg

На прошедшем 26 мая заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Архаринского района были подведены итоги весеннего пожароопасного периода на территории района. В ходе проведения заседания были отмечены все положительные моменты и указано на имеющиеся недостатки.

2.jpg

В период с 8 апреля по 27 мая текущего года на территории района действовал особый противопожарный режим, установленный в целях обеспечения безопасности населения и территории от чрезвычайных ситуаций. В связи с введением особого противопожарного режима, на территории района были установлены ряд запретов и ограничений. Несмотря на то, что информация о дополнительных мерах пожарной безопасности доводилась до жителей района, в ходе проведенных профилактических рейдов неоднократно регистрировались факты нарушения гражданами требований пожарной безопасности. Всего в ходе рейдов, к проведению которых привлекались сотрудники правоохранительных и надзорных органов, было установлено 3 виновных лица в возникновении лесных пожаров и 4 виновных лица в возникновении сельскохозяйственных палов, к административной ответственности привлечено 195 граждан.

3.jpg

Несмотря на стабилизацию пожароопасной обстановки на территориях лесного фонда и землях сельскохозяйственного назначения, администрация района напоминает о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности в быту.

Основными причинами бытовых пожаров является:

- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов;

- неосторожное обращение с огнем при проведении каких-либо работ;

- неосторожность при курении;

- нарушение правил устройства и эксплуатации печей, неосторожное обращение с огнем детей.

Помните, элементарные меры предосторожности помогут избежать возникновения крупных пожаров.

об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах в 2020 году

Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере лесных отношений на краткосрочный и долгосрочный периоды, утвержденная приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, Природнадзор Югры) от 19.12.2019 №222-п, с учетом изменений, внесенных приказом от 25.09.2020 № 180-п, в течение 2020 года выполнена в полном объеме и в установленные сроки.

Для достижения целей и задач программы Природнадзором Югры и его структурными подразделениями запланировано 11 программных мероприятий, в частности:

1. Актуализация размещенных на официальном сайте Службы перечней нормативных правовых актов (далее – НПА), их текстов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора по мере необходимости;

2. Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, в том числе посредством размещения на официальном сайте Службы руководств (памяток) по соблюдению обязательных требований, а также проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, горячих линий и подобных мероприятий по информированию подконтрольных субъектов;

3. Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области лесных отношений.

Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах (таблица 1):

Количество проведенных проверок

Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки

Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения

Контрольно-надзорная деятельность в 2020 году осуществлялась Природнадзором Югры согласно Плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Природнадзором Югры на 2020 год, утвержденному приказом от 28.10.2019 № 186-п, а также на основании распоряжений о проведении внеплановых проверок.

Резкое снижение количества проверок и, соответственно, выявленных нарушений по результатам проверок, обусловлено введенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 ограничительными мерами по проведению проверок.

Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели, приходится на следующие обязательные требования:

Ø нарушение правил санитарной безопасности в лесах;

Ø нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

Ø самовольное занятие и использование лесных участков;

Ø незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников;

Ø нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа.

Описание типов и видов подконтрольных субъектов

Органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на территории лесного фонда.

Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год

Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, на территории земель лесного фонда, а также использование объектов животного мира и среды их обитания, производство охоты на территории автономного округа, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории автономного округа.

Применение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к значительному снижению интенсивности надзорных мероприятий.

Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества экологических правонарушений.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.

Описание текущего уровня развития профилактической деятельности

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Службы размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах, а также руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в области лесных отношений.

На регулярной основе осуществляется мониторинг перечня и текстов нормативных правовых актов, а также обязательных требований, являющихся предметом надзора. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Службы для информирования подконтрольных субъектов.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Природнадзора Югры даются компетентные разъяснения и консультации.

Сформирован Общественный совет при Природнадзоре Югры, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Природнадзором Югры необходимых решений.

В соответствии с утвержденной стратегией пожарного надзора в лесах Природнадзором Югры в целях профилактики и предупреждения лесных пожаров проводятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах вдоль полос отвода автомобильных и железных дорог, просек ЛЭП и линий связи, охранных зон трубопроводов, трасс коммуникаций. расположенных на землях лесного фонда, на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Так, в течение пожароопасного сезона обследовано 78 896 км полос отвода автомобильных дорог, 1 555 км полос отвода железных дорог, а также 18 200 км прочих линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП).

На официальном сайте Природнадзора Югры в сети Интернет еженедельно в течение пожароопасного сезона публикуется информация о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности в лесах и бережном отношении к природе.

Службой регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил пожаробезопасного поведения в лесу. В ходе мероприятий по контролю проведено 2 171 профилактическая беседа с населением, распространено 2 830 листовок и памяток, затушено 23 оставленных без присмотра костра.

В целях профилактики возникновения лесных пожаров по вине человека и информирования населения о вреде самовольного выжигания сухой травы и неосторожного обращения с огнем в лесу, на сайте Природнадзора Югры размещены видеоролики противопожарной пропаганды, статьи о недопустимости нарушений лесного законодательства и предусмотренной законом ответственности.

В преддверии пожароопасного сезона 2020 года в целях профилактики нарушений, в адрес лесопользователей автономного округа направлены информационные письма с рекомендацией ознакомления с карточками типовых лесонарушений и обязательными требованиями лесного законодательства, размещенных на официальном сайте Службы, а также уведомления о введенных особых противопожарных режимах и режиме чрезвычайной ситуации для усиления внутреннего производственного контроля.

С целью координации действий и межведомственного взаимодействия по вопросам пожарной безопасности в лесах, представитель Природнадзора Югры включен в состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оперативного штаба по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Природнадзором Югры совместно с Центром студенческих инициатив Югорского государственного университета автономного округа организовано распространение агитационных материалов и памяток о мерах пожарной безопасности по территориям муниципальных образований автономного округа.

20.02.2020 и 25.08.2020 проведены публичные обсуждения правоприменительной практики. На мероприятие приглашены, и приняли участие онлайн в рамках видеоконференции, как представители исполнительных органов государственной власти Ханты-мансийского автономного округа – Югры, так и иные заинтересованные лица.

В ходе публичных обсуждений рассмотрены следующие вопросы деятельности Службы:

- статистика и анализ причин типовых и массовых нарушений обязательных требований;

- информация о профилактических мероприятиях;

- обзор судебной практики;

- изменения в действующем законодательстве.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2020 году выдано 611 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства.

Осуществление профилактики нарушений обязательных требований, а также использование современных технологий при осуществлении надзорной деятельности, эффективное взаимодействие с заинтересованными структурами, применяемые Природнадзором Югры меры административного воздействия (привлечение к ответственности, выдача предписаний, предостережений, предъявление требований о возмещении причиненного вреда) позволили снизить количество нарушений требований лесного законодательства с 34% в 2013 году до 6% в 2020 году.

Методика оценки эффективности и результативности

Для оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий Природнадзор Югры осуществляет расчет и оценку фактических (достигнутых) значений показателей:

В целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в весенне-летний пожароопасный период, создания условий для их успешной ликвидации при возникновении, принят ряд нормативных документов и выполнен перечень превентивных мероприятий, а именно:

— 20.02.2016г. утвержден План проведения мероприятий, направленных на стабилизацию обстановки с пожарами и последствиями от них на территории Искитимского района Новосибирской области в 2016 году;

— 24.02.2016г утвержден порядок реагирования при ухудшении обстановки с пожарами на территориях муниципальных образований Искитимского района;

— в феврале 2016 года утвержден межведомственный план мероприятий по защите населенных пунктов от природных пожаров на территории Искитимского района Новосибирской области на 2016 год;

— осенью 2015 года и частично весной 2016 года, проведен комплекс мероприятий по опашке на протяжении почти ста километров в 13 населенных пунктах, подверженных переходу лесного пожара;

— Управлением образования администрации Искитимского района организована работа во всех образовательных и детских оздоровительных учреждениях района с учащимися и работниками по изучению мер пожарной безопасности в быту и местах отдыха, а также были проведены практические эвакуации из зданий учебных корпусов школ, детских садов.

— 23.03.2016г. областной межведомственной комиссией по оценке готовности муниципальных образований Новосибирской области к действиям в пожароопасный сезон проведена проверка нашего района. Выставлена положительная оценка готовности;

— решением КЧС и ПБ района от 20.04.2016 № 6, создана маневренная группа района и организована работа по своевременному реагированию для локализации и тушения природных пожаров и недопущения перехода природных пожаров на населенные пункты муниципальных образований района в соответствии с порядком;

— на территории муниципальных образований района в каждом населенном пункте создано 20 патрульно – маневренных групп (численностью 102 человека), так же организована работа по недопущению возникновения загораний, своевременному их выявлению, и принятию незамедлительных мер по их локализации в соответствии с порядком.

Отработано ТТ диспетчерами Подтвердилось ТТ Из

По данным Департамента лесного хозяйства, на территории лесного фонда Искитимского лесничества в 2016году произошло 12 лесных пожаров (АППГ 5). Площадь пройденная огнём составляет 45 га (АППГ 50 га). Искитимским лесничеством за нарушение правил пожарной безопасности в лесах РФ привлечено к административной ответственности 10 физических лиц и 2 должностных лица.

По данным отдела надзорной деятельность численность бытовых пожаров составила:

(данные приведены по состоянию с 20.04.2016гг. по 31.08.2016г.)

Несмотря на объективные сложности, по результатам прохождения весенне-летнего пожароопасного периода удалось не допустить крупных лесных и ландшафтных пожаров и избежать угрозы перехода пожаров на населённые пункты района.

Уже в апреле 2016 года начата подготовка к весенне-летнему пожароопасному периоду 2017 года. Подана заявка в министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области на выделение финансовых средств из резервного фонда Новосибирской области в размере 200,0 тыс.руб., для защиты населенных пунктов, подверженных переходу лесного пожара, расположенных в Искитимском районе. На сегодняшний момент походит процедура запроса котировок на создание в октябре 2016 года минерализованных полос близ населенных пунктов, подверженных переходу лесного пожара.

Читайте также: