Доклад державина о евреях

Обновлено: 02.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Своё исследование о преобразовании жидов Державин передал в Сенат и царю, надеясь на поддержку. Но в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в опочивальню Михайловского замка проникли заговорщики-масоны. Ужаса тогда бедняга Павел 1 натерпелся перед смертью изрядно. Его душили подушкой и проломили голову каким-то тяжёлым предметом. Некоторые историки полагают, что по императорской голове ударил кто-то из масонов массивной золотой табакеркой. Так был разбит проект Державина. Правда, абсолютной уверенности, что Павел 1 твёрдо и последовательно стал бы проводить Реформу по преобразовании жидов, тоже нет.

Все жиды Западного края и Петербурга ликовали. Теперь не было нужды рисковать и готовить топор, нож или яд против Державина

Но старик Державин еще сопротивлялся, ещё пытался говорить о жидовской опасности и необходимости радикальной Реформы. Но всё бесполезно, всё как об стену горох. Александр 1 даже не приказал расследовать письма от Гурко о жидовском проклятии и жидовских планах убить Державина. Александр 1 становился всё либеральнее к жидам и всё холоднее к Державину. А в октябре 1803 г. Александр и вовсе скинул Державина с поста министра юстиции, после чего Державин вынужден был уйти и из Еврейского Комитета. Освободившееся место занял князь Лопухин П. В. Самая опасная для жидов фигура на русско-жидовском фронте была выбита.

Державин ещё успел увидеть, как русская армия под командованием Кутузова разгромила французское нашествие. Но ему так и не суждено было увидеть, как русский народ под руководством Царя, правительства и Церкви остановит еврейское нашествие. Наступление евреев продолжалось при жизни Державина, продолжилось и после его смерти. Умер Державин в 1816. Самое нелепое и тяжёлое было в том, что Царь, правительство и Церковь сами постоянно способствовали еврейской экспансии в России. Евреи успешно размножались, успешно распространялись по всей империи и всё больше усиливали свою власть над русским народом.

derzhavin

Итак, Ходасевич в своей биографии представил, по сути, еврейский взгляд на Державина: если это великий поэт, то никаких антиеврейских деяний и даже высказываний у него быть не должно. Но разве не таков же и общепринятый, так сказать, хрестоматийный взгляд? Державин – великий поэт и выдающийся государственный деятель (шутка ли: министр финансов при Павле I и министр юстиции при Александре!); это все признают, а вот еврейский вопрос как бы забывают…

Что ж, так мы и поступим. Попробуем привести некоторые цитаты из Державинской записки и оценить их с точки зрения сегодняшнего дня.

Державин начинает свое мнение почти сразу же с выводов, которые находим в конце вступительной части:

«Нахожу я: школы их (евреев – А.А.) ничто иное, как гнездо суеверств и ненависти к Христианам; кагалы — опасный status in statu, которых благоустроенное политическое тело терпеть не долженствует: в Пруссии они уничтожены. Денежные сборы более к угнетению их народа, нежели к пользе служат, и по собственному их хвастовству, вино у корчмарей для простого народа, а деньги у кагальных для прочих, суть такие мечи, против которых редко кто устоит. Хазаки, коварный вымысел для содержания в единых их руках всех откупов и аренд, есть род самой вернейшей монополии. Херимы — непроницаемый, святотатственный покров самых ужаснейших злодеяний, ко вреду общему и частному свершаемых. Коледы – искусный грабеж, под видом приязни и дружеского посещения. Аренды, корчмы, факторства, торговля и все прочие вышеописанные их установления и деяния ничто иное суть, как тонкие вымыслы, под видом прибылей и услуг ближним истощать их имущество.

Здесь нужно остановиться и уточнить два вопроса. Во-первых, насколько хорошо Державин разобрался в этой проблеме, и, во-вторых, что собой, действительно, представляли евреи Белоруссии того времени?

Относительно первого вопроса сомнений нет: Державин был абсолютно компетентен. После смерти Потемкина Державин как сенатор занимался урегулированием наследственных споров между родственниками князя Таврического – а почти вся недвижимость Потемкина находилась в новоприобретенных от Польши губерниях, где и жили евреи. И земля с тремястами душами крестьян, которая была пожалована самому Державину Екатериной, также находилась в Белоруссии. Поэтому уже при жизни Екатерины II Державин хорошо разобрался в еврейском вопросе, и неслучайно Павел именно его дважды отправлял в официальные поездки в Белоруссию (в 1799 и 1800 гг.) и именно ему поручил выработать пути решения этого вопроса.

Главное его предложение состояло в том, что евреев следует из Белоруссии расселить, переведя, например, на пустующие земли Новороссии. Державин предложил образ действий, обратный тому, который практиковали евреи, создавая там, где им нужно, численный перевес. Он предложил расселять их таким образом, чтобы они, наоборот, везде были в меньшинстве и не только не могли бы сами контролировать ситуацию, но всегда были бы под контролем российских властей и населения. Этот контроль над евреями должен был начаться с распутывания взаимных долгов, которыми была прошита вся хозяйственная жизнь Западного края. Крестьяне, помещики, торговцы-евреи и неевреи, государственная казна, — все были должны друг другу, и некоторым казалось, что распутать этот долговой клубок невозможно.

Забегая вперед, скажем, что это оказалось вполне возможным, и массовое переселение евреев из Белоруссии было проведено – правда, значительно позже, чем намечал Державин.

Нововведений не делали? Не тут-то было! В общем и целом, по еврейскому вопросу все пять членов комитета были единомышленниками (на взгляд автора этой статьи; а вообще, это вопрос, конечно, спорный). Двое из них были поляки: Чарторыйский и Потоцкий; третий, Валериан Зубов, владел имениями в Западном крае, а впоследствии женился на польке. Помещикам Западного края ни в коем случае не хотелось, чтобы их дела попадали под контроль евреев; если они и были заинтересованы в сотрудничестве с евреями, то только под собственным контролем. Но именно на это и был нацелен план Державина: на перехват управления ситуацией. Наконец, пятый член комитета, Кочубей, как министр внутренних дел, также отнюдь не был счастлив оттого, что евреи Белоруссии не только игнорировали все законы Российской империи, но даже пытались распространить собственные законы на Петербург.

Повторюсь: по-моему, в отношении к евреям все члены комитета – по крайней мере, потенциально – могли быть единомышленниками; другое дело, что по другим вопросам и в целом они вели между собой непримиримую борьбу. Например, Державин как министр юстиции и молодой граф Кочубей как министр внутренних дел почти сразу встали на тропу войны, и все понимали, что один из них должен уйти. Этим человеком стал Державин; просто потому, что в 1803 году ему исполнилось 60 лет, и он, возможно, чувствовал, что больше не способен на изматывающую активную работу в правительстве…

Процесс переселения евреев на новые земли растянулся на многие годы; по сути дела, он происходил на всём протяжении ХIХ века, да и в ХХ веке тоже…

[2] Державин Г. Р. Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных помыслов евреев, о их преобразовании и о прочем. Сочинения Державина. С объяснениями, примечаниями Я. Грота. Т. 1-9. СПб, 1867-1880. Т. 7, с. 250.

[3] Державин Г. Р. Сочинения Державина. Т. 1-9. СПб, 1867-1880. Т. 7, с. 250.

[4] Державин Г. Р. Сочинения Державина. Т. 1-9. СПб, 1867-1880. Т. 7, с. 261.

[6] Грот Я.К. Жизнь Державина: по его сочинениям и письмам и по историческим документам. Т. 1-2. СПб, 1880-1883. Т.1, с.734.

[7] Грот Я.К. Жизнь Державина: по его сочинениям и письмам и по историческим документам. Т. 1-2. СПб, 1880-1883. Т.1, с.828.

[8] Гессен Ю.И. История еврейского народа в России, т. 1-2, Л., 1925. Т.1, с. 206.

Kazaki_gr

Екатерина II правила страной до 1796 года‚ и после ее смерти российский престол занял ее сын Павел I. В 1799 году евреи из белорусского местечка Шклов пожаловались императору на владельца местечка отставного генерала С.Зорича‚ в прошлом – одного из фаворитов Екатерины II. Когда императрица охладела к Зоричу‚ она пожаловала ему шкловское поместье‚ где он построил себе замок и жил "в пышной надменности": содержал за свой счет оперный театр‚ военное училище на триста дворянских детей, "всякий день" устраивал балы‚ маскарады‚ фейерверки и грандиозные охоты. “Шкловский деспот", человек крутого нрава, считал всех евреев "подвластными ему‚ покуда на земле его проживают"‚ и расправлялся с ними по ежеминутной прихоти как с крепостными крестьянами: выгонял из местечка‚ отбирал дома и имущество‚ бил собственноручно, гонял на работу "в колодках и железах", облагал такими налогами‚ что "оставил без платежа один только воздух".

Павел I без особой симпатии относился к фаворитам покойной матери. Получив жалобу из Шклова‚ он послал туда известного русского поэта‚ сенатора Гавриила Романовича Державина‚ чтобы разобрался на месте в "самовольных поступках противу евреев. отставного генерал-лейтенанта Зорича". Державин приехал в Шклов‚ опросил свидетелей‚ но отнесся к "забавам" Зорича снисходительно и сообщил в Петербург‚ что "сколько ни старался"‚ не нашел чрезмерных "притеснений жидов Зоричем‚ по коим можно было бы подвергнуть его. суду". Однако свидетельские показания нельзя было перечеркнуть‚ и Державин воспользовался судебным процессом по обвинению евреев в употреблении христианской крови.

Это случилось в том же году в Белоруссии‚ в Сенненском уезде‚ незадолго до Пасхи. Возле корчмы нашли труп женщины, и на основании "народного слуха, что евреям нужна христианская кровь", обвинили в ритуальном убийстве четырех евреев‚ которые случайно находились в той корчме. Началось следствие‚ и специальному чиновнику поручили "секретным образом изведать‚ нет ли. в еврейских законах положения‚ что евреям христианская кровь нужна?" Крещеный еврей Станислав Костинский взял кодекс еврейских законов "Шулхан арух" и перевел с искажениями отрывки из него‚ чтобы поддержать обвинение. Этот неверный перевод‚ возводивший клевету на весь народ‚ представили на рассмотрение суда‚ но дело в конце концов закончилось благополучно и обвиняемых оправдали.

Однако еще до окончания следствия Державин сообщил императору‚ что Сенненское дело "обвиняет всех евреев в злобном пролитии‚ по их талмудам‚ христианской крови"‚ а потому они не могут давать беспристрастные свидетельские показания против Зорича‚ "доколе‚ – как он писал‚ – еврейский народ не оправдается перед Вашим Императорским Величеством в помянутом. против христиан злодействе". Павел I приказал Державину вести дело Зорича‚ не принимая во внимание Сенненский процесс‚ но Зорич тем временем умер‚ дело отослали в архив‚ а Сенат постановил‚ что евреи‚ принадлежа к купеческому и мещанскому сословиям‚ не могут считаться крепостными в помещичьих местечках и селениях. Таким образом их формально признали свободными гражданами с ограниченным местом проживания – в отличие от крестьян‚ которым по манифесту Павла I запрещалось даже "возмечтать‚ будто они имеют учиниться свободными".

Через год после этого Державина снова послали в Белоруссию с самыми широкими полномочиями. В крае несколько лет подряд был неурожай‚ свирепствовал голод‚ а помещики оставляли своих крепостных без помощи и отправляли весь хлеб на винокуренные заводы‚ что приносило им хорошие доходы и спаивало крестьян. “Ужасная бедность‚ – писал современник‚ – есть следствие пьянства‚ а пьянство – следствие свободного винокурения и продажи вина‚ которое до крайности дешево и поглощает благосостояние миллионов для выгод нескольких сотен человек". Посылая Державина в Белоруссию‚ Павел I повелел прекратить злоупотребления и строго наказать помещиков‚ которые "из безмерного корыстолюбия оставляют крестьян своих без помощи к прокормлению". В поручении императора ничего не говорилось о евреях‚ но в тот же день Державин получил разъяснение от генерал-прокурора Сената: "А как по сведениям немалою причиною истощения белорусских крестьян суть жиды. то Высочайшая воля есть‚ чтобы ваше превосходительство обратили (на них) особливое внимание". И инспекция Державина обрела иной смысл.

В те времена евреи занимались шинкарским промыслом в деревнях‚ в панских поместьях‚ и их обвиняли в спаивании крестьян западных губерний. Забывали при этом‚ что не одни евреи пользовались доходами от производства и продажи водки. “Курят вино владельцы‚ – писал Державин в своем отчете‚ – курят бояре‚ шляхта‚ попы‚ разных орденов монахи и жиды". Забывали и о том‚ что крестьяне пьянствовали и голодали в тех губерниях‚ где евреев не было вообще. В Киеве‚ к примеру‚ евреи не могли жить в восемнадцатом веке‚ а винокурением и продажей вина там вовсю занимались мещане‚ казаки‚ магистрат города и даже монастыри‚ включая знаменитую Печерскую лавру. “Крещатик был обращен чуть не в сплошную винокуренную слободу‚ – отмечал исследователь. – Винокурни были разбросаны вокруг всего Киева. На одном Подоле в магистратских шинках выпивалось ежегодно двадцать пять – тридцать тысяч ведер водки‚ дававших доход магистрату до десяти тысяч рублей".

Еще при императрице Елизавете Петровне изыскивали такой источник "умножения" государственных доходов‚ который "умаления себе вовсе иметь не может‚ но будет единое циркулярное и бесконечное обращение". Таким источником основного дохода землевладельцев и государства стала продажа водки‚ и агрономы рекомендовали помещикам "употреблять хлеб на курение вина для того‚ чтобы через сие получить двойную прибыль". Расчет был прост: за вино можно было выручить в два раза больше денег‚ чем за продажу хлеба‚ из которого изготавливали это вино. В 1773 году правительство закупило у помещиков России два миллиона ведер водки и получило от ее продажи более четырех миллионов рублей чистого барыша – огромнейшую по тем временам сумму.

Когда обвиняли евреев в спаивании крестьян‚ не принимали в расчет и тот факт‚ что евреи в деревнях не имели права владеть землей‚ были ограничены в городах в торговле и ремеслах‚ и основным способом заработать на хлеб было для них винокурение и шинкарство. Закон запрещал им самостоятельно заниматься этим промыслом‚ и потому они брали на откуп у помещиков производство и продажу водки. Волей-неволей они становились посредниками между землевладельцами и крестьянами‚ а помещики‚ используя свою власть‚ заставляли евреев-шинкарей распродавать огромные количества спиртных напитков. Иногда одной и той же деревней владели несколько помещиков‚ каждый из них строил там шинок‚ сажал своего шинкаря и продавал водку собственного изготовления. В сенатском докладе было отмечено‚ что С.Зорич "приневоливал еврейских шинкарей брать у него хлебное вино в каждый год 16 000 ведер и взыскивать с них по 3 р. 15 коп. за ведро"‚ хотя это вино стоило в три раза дешевле и продать его в таких количествах не было никакой возможности. По приказанию Зорича бочки насильно вкатывали в шинки и взыскивали с шинкарей деньги "через экзекуцию". Выходило так‚ что еврей-шинкарь выторговывал у крестьянина последнюю копейку и отдавал ее помещику‚ оставаясь таким же нищим‚ как его закабаленный сосед. Современники отмечали поражавшую их нищету шинкарей‚ а литовский губернатор сообщал в докладе‚ что в корчмах сидят одни женщины‚ а их мужья "выходят на другие промыслы‚ потому что доход с шинка часто бывает недостаточен на их содержание".

Приехав в Белоруссию‚ Державин обнаружил во время ревизии‚ что крепостные крестьяне ели хлеб пополам с мякиной‚ щавель‚ лебеду и коренья: по "привычке и нужде в довольном равнодушии"‚ "тощи и бледны, как мертвые", – да и еврейское население края пребывало "в крайнем изнурении и нищете и таковых большая часть". Он даже отметил‚ что во многом виноваты помещики‚ которые изготавливали вино в огромных количествах‚ строили шинки‚ насаждали пьянство и облагали крестьян непомерными поборами. Однако Державин – сам крупный помещик – причиной всех бед белорусского крестьянина выставил одних только евреев‚ хотя в частном письме генерал-прокурору Сената он сообщал иное: "Трудно без погрешения и по справедливости кого-либо строго обвинять. Крестьяне пропивают хлеб жидам и оттого терпят недостаток в оном. Владельцы не могут воспретить пьянства для того‚ что они от продажи вина почти весь свой доход имеют. А и жидов в полной мере обвинять также не можно‚ что они для пропитания своего извлекают последний от крестьян корм. Словом‚ надобно бы всем сохранить умеренность. но всяк себе желает больше выгод".

Державин наблюдал белорусских евреев три-четыре месяца‚ и тем не менее решил составить подробнейший план полного переустройства еврейского быта. Его записка‚ поданная в правительство‚ называлась так: "Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных помыслов евреев‚ о их преобразовании и о прочем". Он писал‚ основываясь на своих "исследованиях": евреи избегают трудных работ‚ потому что из их "талмудов" следует‚ будто они должны властвовать‚ а другие народы им подчиняться; их школа – "гнездо суеверств"‚ где детей учат лишь религии и фанатизму‚ и пока не переменятся их школы‚ не переменятся и их нравы; свои богатства они собирают "для создания нового храма Соломонова" или "для плотских удовольствий"; ходят всегда с покрытой головой‚ потому что "чтут себя пред всеми другими народами превосходнейшими"; имена берут одинаковые‚ "каких-нибудь Мовшев‚ Абрамов‚ Лейбов‚ Хаймовичев‚ Лейзаровичев и тому подобных"‚ и это надо также "отнести к их хитрости"; носят одинаковое черное платье‚ отчего "теряется память‚ смешивается понятие" и трудно определить истинное их количество при взимании налогов.

После такого предисловия Державин изложил обширный проект – восемьдесят восемь пунктов "преобразования евреев". "Чтобы учинить (их) полезными гражданами", необходимо разместить еврейское население поровну по разным местам Белоруссии‚ где они перейдут к земледелию‚ а излишек переселить на "пустопорожние земли в Астраханской и Новороссийской губерниях". Державин предлагал размещать евреев на особых улицах‚ отдельно от христиан; не допускать евреев к выборам в городские магистраты‚ чтобы судьбу христиан "не предавать в руки ненавидящих их"; "ослабить их фанатизм. и, истребив в них ненависть к иноверным народам, уничтожить коварные замыслы к похищению чужого добра";запретить евреям брать "в свои услуги христиан и христианок"; "даже в Сибирь на каторгу не отправлять жидов с женами‚ дабы не размножалися и не развращали сердце Империи‚ то есть коренных жителей"‚ – и так далее. Таким образом‚ писал Державин‚ "евреев род строптивый и лукавый‚ враги христиан‚ получит образ благоустройства"‚ а Павел I‚ совершив эту реформу‚ удостоится великой славы за исполнение заповеди: "Любите врагов своих и творите добро ненавидящим вас".

Сенат должен был рассмотреть записку Державина‚ но в марте 1801 года произошел дворцовый переворот‚ заговорщики убили Павла I‚ началось царствование его сына – Александра I‚ а с ним и новый‚ вроде бы‚ подход к еврейской проблеме.

Kazaki_gr

Екатерина II правила страной до 1796 года‚ и после ее смерти российский престол занял ее сын Павел I. В 1799 году евреи из белорусского местечка Шклов пожаловались императору на владельца местечка отставного генерала С.Зорича‚ в прошлом – одного из фаворитов Екатерины II. Когда императрица охладела к Зоричу‚ она пожаловала ему шкловское поместье‚ где он построил себе замок и жил "в пышной надменности": содержал за свой счет оперный театр‚ военное училище на триста дворянских детей, "всякий день" устраивал балы‚ маскарады‚ фейерверки и грандиозные охоты. “Шкловский деспот", человек крутого нрава, считал всех евреев "подвластными ему‚ покуда на земле его проживают"‚ и расправлялся с ними по ежеминутной прихоти как с крепостными крестьянами: выгонял из местечка‚ отбирал дома и имущество‚ бил собственноручно, гонял на работу "в колодках и железах", облагал такими налогами‚ что "оставил без платежа один только воздух".

Павел I без особой симпатии относился к фаворитам покойной матери. Получив жалобу из Шклова‚ он послал туда известного русского поэта‚ сенатора Гавриила Романовича Державина‚ чтобы разобрался на месте в "самовольных поступках противу евреев. отставного генерал-лейтенанта Зорича". Державин приехал в Шклов‚ опросил свидетелей‚ но отнесся к "забавам" Зорича снисходительно и сообщил в Петербург‚ что "сколько ни старался"‚ не нашел чрезмерных "притеснений жидов Зоричем‚ по коим можно было бы подвергнуть его. суду". Однако свидетельские показания нельзя было перечеркнуть‚ и Державин воспользовался судебным процессом по обвинению евреев в употреблении христианской крови.

Это случилось в том же году в Белоруссии‚ в Сенненском уезде‚ незадолго до Пасхи. Возле корчмы нашли труп женщины, и на основании "народного слуха, что евреям нужна христианская кровь", обвинили в ритуальном убийстве четырех евреев‚ которые случайно находились в той корчме. Началось следствие‚ и специальному чиновнику поручили "секретным образом изведать‚ нет ли. в еврейских законах положения‚ что евреям христианская кровь нужна?" Крещеный еврей Станислав Костинский взял кодекс еврейских законов "Шулхан арух" и перевел с искажениями отрывки из него‚ чтобы поддержать обвинение. Этот неверный перевод‚ возводивший клевету на весь народ‚ представили на рассмотрение суда‚ но дело в конце концов закончилось благополучно и обвиняемых оправдали.

Однако еще до окончания следствия Державин сообщил императору‚ что Сенненское дело "обвиняет всех евреев в злобном пролитии‚ по их талмудам‚ христианской крови"‚ а потому они не могут давать беспристрастные свидетельские показания против Зорича‚ "доколе‚ – как он писал‚ – еврейский народ не оправдается перед Вашим Императорским Величеством в помянутом. против христиан злодействе". Павел I приказал Державину вести дело Зорича‚ не принимая во внимание Сенненский процесс‚ но Зорич тем временем умер‚ дело отослали в архив‚ а Сенат постановил‚ что евреи‚ принадлежа к купеческому и мещанскому сословиям‚ не могут считаться крепостными в помещичьих местечках и селениях. Таким образом их формально признали свободными гражданами с ограниченным местом проживания – в отличие от крестьян‚ которым по манифесту Павла I запрещалось даже "возмечтать‚ будто они имеют учиниться свободными".

Через год после этого Державина снова послали в Белоруссию с самыми широкими полномочиями. В крае несколько лет подряд был неурожай‚ свирепствовал голод‚ а помещики оставляли своих крепостных без помощи и отправляли весь хлеб на винокуренные заводы‚ что приносило им хорошие доходы и спаивало крестьян. “Ужасная бедность‚ – писал современник‚ – есть следствие пьянства‚ а пьянство – следствие свободного винокурения и продажи вина‚ которое до крайности дешево и поглощает благосостояние миллионов для выгод нескольких сотен человек". Посылая Державина в Белоруссию‚ Павел I повелел прекратить злоупотребления и строго наказать помещиков‚ которые "из безмерного корыстолюбия оставляют крестьян своих без помощи к прокормлению". В поручении императора ничего не говорилось о евреях‚ но в тот же день Державин получил разъяснение от генерал-прокурора Сената: "А как по сведениям немалою причиною истощения белорусских крестьян суть жиды. то Высочайшая воля есть‚ чтобы ваше превосходительство обратили (на них) особливое внимание". И инспекция Державина обрела иной смысл.

В те времена евреи занимались шинкарским промыслом в деревнях‚ в панских поместьях‚ и их обвиняли в спаивании крестьян западных губерний. Забывали при этом‚ что не одни евреи пользовались доходами от производства и продажи водки. “Курят вино владельцы‚ – писал Державин в своем отчете‚ – курят бояре‚ шляхта‚ попы‚ разных орденов монахи и жиды". Забывали и о том‚ что крестьяне пьянствовали и голодали в тех губерниях‚ где евреев не было вообще. В Киеве‚ к примеру‚ евреи не могли жить в восемнадцатом веке‚ а винокурением и продажей вина там вовсю занимались мещане‚ казаки‚ магистрат города и даже монастыри‚ включая знаменитую Печерскую лавру. “Крещатик был обращен чуть не в сплошную винокуренную слободу‚ – отмечал исследователь. – Винокурни были разбросаны вокруг всего Киева. На одном Подоле в магистратских шинках выпивалось ежегодно двадцать пять – тридцать тысяч ведер водки‚ дававших доход магистрату до десяти тысяч рублей".

Еще при императрице Елизавете Петровне изыскивали такой источник "умножения" государственных доходов‚ который "умаления себе вовсе иметь не может‚ но будет единое циркулярное и бесконечное обращение". Таким источником основного дохода землевладельцев и государства стала продажа водки‚ и агрономы рекомендовали помещикам "употреблять хлеб на курение вина для того‚ чтобы через сие получить двойную прибыль". Расчет был прост: за вино можно было выручить в два раза больше денег‚ чем за продажу хлеба‚ из которого изготавливали это вино. В 1773 году правительство закупило у помещиков России два миллиона ведер водки и получило от ее продажи более четырех миллионов рублей чистого барыша – огромнейшую по тем временам сумму.

Когда обвиняли евреев в спаивании крестьян‚ не принимали в расчет и тот факт‚ что евреи в деревнях не имели права владеть землей‚ были ограничены в городах в торговле и ремеслах‚ и основным способом заработать на хлеб было для них винокурение и шинкарство. Закон запрещал им самостоятельно заниматься этим промыслом‚ и потому они брали на откуп у помещиков производство и продажу водки. Волей-неволей они становились посредниками между землевладельцами и крестьянами‚ а помещики‚ используя свою власть‚ заставляли евреев-шинкарей распродавать огромные количества спиртных напитков. Иногда одной и той же деревней владели несколько помещиков‚ каждый из них строил там шинок‚ сажал своего шинкаря и продавал водку собственного изготовления. В сенатском докладе было отмечено‚ что С.Зорич "приневоливал еврейских шинкарей брать у него хлебное вино в каждый год 16 000 ведер и взыскивать с них по 3 р. 15 коп. за ведро"‚ хотя это вино стоило в три раза дешевле и продать его в таких количествах не было никакой возможности. По приказанию Зорича бочки насильно вкатывали в шинки и взыскивали с шинкарей деньги "через экзекуцию". Выходило так‚ что еврей-шинкарь выторговывал у крестьянина последнюю копейку и отдавал ее помещику‚ оставаясь таким же нищим‚ как его закабаленный сосед. Современники отмечали поражавшую их нищету шинкарей‚ а литовский губернатор сообщал в докладе‚ что в корчмах сидят одни женщины‚ а их мужья "выходят на другие промыслы‚ потому что доход с шинка часто бывает недостаточен на их содержание".

Приехав в Белоруссию‚ Державин обнаружил во время ревизии‚ что крепостные крестьяне ели хлеб пополам с мякиной‚ щавель‚ лебеду и коренья: по "привычке и нужде в довольном равнодушии"‚ "тощи и бледны, как мертвые", – да и еврейское население края пребывало "в крайнем изнурении и нищете и таковых большая часть". Он даже отметил‚ что во многом виноваты помещики‚ которые изготавливали вино в огромных количествах‚ строили шинки‚ насаждали пьянство и облагали крестьян непомерными поборами. Однако Державин – сам крупный помещик – причиной всех бед белорусского крестьянина выставил одних только евреев‚ хотя в частном письме генерал-прокурору Сената он сообщал иное: "Трудно без погрешения и по справедливости кого-либо строго обвинять. Крестьяне пропивают хлеб жидам и оттого терпят недостаток в оном. Владельцы не могут воспретить пьянства для того‚ что они от продажи вина почти весь свой доход имеют. А и жидов в полной мере обвинять также не можно‚ что они для пропитания своего извлекают последний от крестьян корм. Словом‚ надобно бы всем сохранить умеренность. но всяк себе желает больше выгод".

Державин наблюдал белорусских евреев три-четыре месяца‚ и тем не менее решил составить подробнейший план полного переустройства еврейского быта. Его записка‚ поданная в правительство‚ называлась так: "Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных помыслов евреев‚ о их преобразовании и о прочем". Он писал‚ основываясь на своих "исследованиях": евреи избегают трудных работ‚ потому что из их "талмудов" следует‚ будто они должны властвовать‚ а другие народы им подчиняться; их школа – "гнездо суеверств"‚ где детей учат лишь религии и фанатизму‚ и пока не переменятся их школы‚ не переменятся и их нравы; свои богатства они собирают "для создания нового храма Соломонова" или "для плотских удовольствий"; ходят всегда с покрытой головой‚ потому что "чтут себя пред всеми другими народами превосходнейшими"; имена берут одинаковые‚ "каких-нибудь Мовшев‚ Абрамов‚ Лейбов‚ Хаймовичев‚ Лейзаровичев и тому подобных"‚ и это надо также "отнести к их хитрости"; носят одинаковое черное платье‚ отчего "теряется память‚ смешивается понятие" и трудно определить истинное их количество при взимании налогов.

После такого предисловия Державин изложил обширный проект – восемьдесят восемь пунктов "преобразования евреев". "Чтобы учинить (их) полезными гражданами", необходимо разместить еврейское население поровну по разным местам Белоруссии‚ где они перейдут к земледелию‚ а излишек переселить на "пустопорожние земли в Астраханской и Новороссийской губерниях". Державин предлагал размещать евреев на особых улицах‚ отдельно от христиан; не допускать евреев к выборам в городские магистраты‚ чтобы судьбу христиан "не предавать в руки ненавидящих их"; "ослабить их фанатизм. и, истребив в них ненависть к иноверным народам, уничтожить коварные замыслы к похищению чужого добра";запретить евреям брать "в свои услуги христиан и христианок"; "даже в Сибирь на каторгу не отправлять жидов с женами‚ дабы не размножалися и не развращали сердце Империи‚ то есть коренных жителей"‚ – и так далее. Таким образом‚ писал Державин‚ "евреев род строптивый и лукавый‚ враги христиан‚ получит образ благоустройства"‚ а Павел I‚ совершив эту реформу‚ удостоится великой славы за исполнение заповеди: "Любите врагов своих и творите добро ненавидящим вас".

Сенат должен был рассмотреть записку Державина‚ но в марте 1801 года произошел дворцовый переворот‚ заговорщики убили Павла I‚ началось царствование его сына – Александра I‚ а с ним и новый‚ вроде бы‚ подход к еврейской проблеме.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

205 лет назад умер государственный деятель и поэт Гавриил Державин


Старик Державин евреев заметил. Но, в гроб сходя, не благословил…

Как же не заметить евреев, когда после трех разделов Речи Посполитой вместе с обширными землями Россия приобрела столько странных на вид, нищих подданных какой-то другой, непонятной веры!

В новом крае сразу случились неприятности. Самая заметная пришлась на долю нового царя Павла Первого в 1799 году: в местечке Сенно, близ Шклова, где, по слухам, местные евреи убили, как обычно, христианку — на свою пасху.

Теперь разное говорят о Павле Первом. Одни — что он намеревался решительно переустроить Русское государство на манер соседнего, Прусского, другие — что он, наоборот, был движим какими-то прогрессивными идеями, но внезапно был задушен подушкой — не без ведома своего сына и наследника, будущего царя Александра Первого.

После возвращения Державин быстро сочинил пространный отчет. Павел Первый отчего-то не поверил почтенному сенатору — тот целиком и полностью оправдывал все действия нелюбимого им приближенного покойной матери. Посланец поддержал действия его людей в Сенно.

В Петербурге злословили, что сенатор, несмотря на тамошний голод, очень славно провел время в отдаленных краях — сидел за пиршественным столом с генералом, подозреваемым в жестокости, вместе с ним вспоминал прошедшие благостные времена и был совершенно готов писать оправдательное донесение в духе привычных для него возвышенных од.

— Спрашивать только у евреев?

Обольянинов явно соврал:

— Нет, предлагая отправление Ваше, император повелел изволить, чтобы Ваше Превосходительство поставило исследование жалоб, приносимых от евреев на притеснителей Зорича.

Наверное, генерал-прокурор уже знал о готовящейся печальной судьбе императора и о том, что вскоре сам сенат при новом вседержителе непременно займется разбором еврейского вопроса. Некоторые историки полагают, что Обольянинов, состоявший в тесной дружбе с Державиным, предполагал, что отчет поэта-сенатора может все-таки пригодиться.

Сочинение же не стало архивом! Вся грамотная Россия прочитала этот труд, и он вызвал определенное общественное мнение. Хотя отчет Державина был отправлен в архив, он стал хорошо известен читающей публике, обсуждался ею.

Записью обширного выступления именитого академика в восьмидесятые годы XX века засыпали редакции газет, ее передавали из рук в руки, она размножалось в копиях, на него ссылались, на Державина, хотя и робко, спорили с ним в публичных диспутах. По-прежнему бодрый, старый академик гневно выступил по телевидению — в связи со своим почтенным юбилеем. Что бы он сказал теперь, когда страна стала потреблять алкоголя еще гораздо больше, но в торговле совершенно нет евреев, а многие просто уехали в другие края? Академика, который знает все, к сожалению, никто не спросил: а кто спаивает народ теперь?

Что и говорить, признавали члены комитета, раньше, когда евреи жили под польским покровительством, они у себя пользовались судебными правами и административно-финансовой автономией.

Кстати, вот что старая энциклопедия биографий рассказывает о страстном защитнике православия и русского народа.

Читайте также: