Акустическая сторона звука речи доклад

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Акустические свойства звуков речи

Аку́стика (от греч. ἀκούω (аку́о) — слышу) — наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием.

Звук как акустическое явление
Акустические характеристики звука:
высота
сила
тембр
долгота
характер колебательных движений

Акустические свойства звуков
Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени.

Измеряется герцами – одно колебание в секунду. Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука (громкость) определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук.
В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость.

Длительность или долгота звука связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний
(в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных).

Тембр звука (собственное звучание звука). Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Характер колебательных движений

Акустическая окраска звуков: если колебательное движение совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон (гласные). Если колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум (согласные).

Вопросы
Акустическая сторона рассматривается с точки зрения каких характеристик?
Сколько акустических характеристик мы рассмотрели?
Который из них зависит от амплитуды колебаний?

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 609 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2021 273
  • PPTX 2.7 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Камалова Лилия Анваровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движениеголосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад). Это создает звуковую волну (акусму).

Можно говорить о следующих акустических составляющих звука речи:

Акустические свойства звуков речи Высота
Сила
Длительность, или долгота
Музыкальный тон
Тембр

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность, или долгота звука, связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум. Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Фонема и система фонем

Звуки языка можно охарактеризовать с трех сторон: биологической, физической и собственно лингвистической (или, как говорят иначе, – социальной, функциональной).

Но не эти качества языковых звуков являются главными для людей, люди даже не думают о них.

Фонема – это минимальная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем.

Разные языки имеют разное количество фонем: в русск. – 39 (или 41), в анл. – 40, франц. – 35, финск. – 30, корейск. – 39, абхазск. – 71. Бывает, естественно, и разное количество гласных и согласных фонем: в русск., например, 6 гласных, а в немецк. – 13.

2. Две фонемы могут быть представлены одним звуком, например, слово сшить [шыть], где звук [ш] объединяет фонему префикса [с] и начальную фонему корня [ш]; мыться [мыцъ], где звук [ц] объединяет конечную фонему корня [т] и начальную фонему постфикса [с].

3. Фонема может быть равной нулю звука, например, фонема [т] в слове честный [чэсныи].

Фонема как сложное явление состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в ее единстве. Так, в фонеме [д] в русском языке мы можем выделить следующие признаки:

звонкости (ср. [т] дом – том);

твердости (ср. [д] дома – Дёма);

взрывности (ср. фрикативное [з] дал – зал);

отсутствие назальности(ср. [н] дам – нам);

наличие переднеязычности (ср. заднеязычный [г] дам – гам);

отсутствие лабиальности (ср. [б] док – бок).

Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе.

Аллофоны, или варианты фонемы, – ее фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков и находящиеся в отношении дополнительной дистрибуции (окружении).

Гиперфонема– функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.

Нейтрализация – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции.

Литература

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2000. С. 161-227.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1977. - С. 31-69.

Введение в языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. - М., 1977 (И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский).

СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Признаки слова

Знакомые нам языковые единицы – фонемы и морфемы – употребляются не отдельно, не изолированно, а только во взаимном сочетании друг с другом. Сочетание фонем обусловливает материальную сторону морфем. Сочетание морфем производится во имя образования структуры более крупной и сложной языковой единицы – слова.

Слово является стержневой единицей языка, в связи с этим назовем несколько важных моментов:

· человек в речевом общении различает только словои реагирует только на его смысл;

· в слове совершаются все фонемные и морфемные процессы;

· слово является самостоятельной языковой единицей – лексемой;

· слово составляет основу и более крупных языковых единиц – словосочетания и предложения;

· слово является частью речи и членом предложения.

Вот поэтому закономерно говорить о фонемном слове, о морфемном слове, о лексическом слове, о слове – части речи, о слове – компоненте словосочетания, о слове – члене предложения и даже о слове – предложении.

В слове концентрируются особенности языковых единиц низших и высших уровней, и поэтому их удобно рассмотреть вокруг слова.

В науке было много попыток дать определение слову, но ввиду его многомерности ни одно из определений не получило признания. Лучшим способом определения является последовательное и всестороннее описание свойств объекта. Мы так и сделаем, но для начала все-таки условимся считать словом текст от пробела до пробела в письменной форме языка. Применительно к буквенному типу письма, например, индоевропейских языков этот способ определения слова является самым удобным.

Для начала заметим, что среди слов принято выделять слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова – те, которым в объективном мире соответствуют предметы, явления и их признаки. Знаменательным словам есть что сообщить, в них как раз и закрепляются все знания, добытые людьми в процессе их общественной практики. Знаменательные слова – лексемы соотносятся с предметами, явлениями и их свойствами как названия. В этом их отличие от морфем: морфемы выражают значения, не называя, лексемы выражают значение, называя. Эту способность лексем называют их номинативной функцией (лат. nomina – названия, имена).

Служебные слова – те, которые не имеют предметных соответствий в неязыковом мире, а употребляются только со словами знаменательными, внося в них дополнительные оттенки смысла. Служебные слова названиями не являются, они выражают значения наподобие морфем, поэтому и имеют, как мы видели, тенденцию превращения в служебные аффиксы. Но совсем лишать служебные слова соотнесенности с объективной действительностью нельзя: через них человек выражает свое понимание отношений между предметами и их признаками. Но, тем не менее, будем считать единственное значение служебных слов чисто грамматическим. В связи с эти надо заметить, что в науке о лексеме – лексикологии – подразумеваются всегда слова знаменательные, слова – названия. Служебные слова уместны тогда, когда идет речь о слове – части речи.

Теперь перечислим предельный минимум признаков, которые характерны для слова:

Признаки слова Фонетическая оформленность
Семантическая валентность
Недвуударность
Лексико-грамматическая отнесённость
Непроницаемость

Фонетическая оформленность.От фонем слово отличается двухмерностью, поскольку в своей исходной форме оно всегда выступает как органическое единство звучания и значения.Слово всегда характеризуется как определенное фонетическое целое – комплекс фонем.

Семантическая валентность – всякое слово имеет то или иное значение.

Недвуударность. От словосочетаний слово обязательно дифференцируется акцентологически, оно или безударно, или имеет одно основное ударение.

Лексико-грамматическая отнесённость. От морфем слова отграничиваются прежде всего возможностью отнесения их к определенному грамматическому классу (существительное, глагол и т.п.).

Непроницаемость. От предложно-падежных сочетаний слова в первую очередь отличаются своей непроницаемостью, т.е. в слово как комплекс фонем невозможно вставить тот или иной звуковой элемент.

Итак, слово – это лингвистическая единица, имеющая в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью (Н.М. Шанский. Лексикология русского языка. – М., 1972. С. 32).

Слово на языковом уровне представляет собой очень сложный агрегат значений, форм и функций. Слово, например, является морфемным объединением, а это значит, что оно выражает все значения составляющих его морфем: вещественные (лексические), деривационные (экспрессивно-эмоциональные) и реляционные (грамматические). Например, в слове под-снеж-нич-к-и префикс под – выражает лексическое значение размещения одного ниже другого; корень -снеж- выражает идею атмосферных осадков в виде белых звездообразных кристалликов; суффикс -нич- с чередующимися к//ч выражает грамматическое значение предмета муж. р. (сравн. -ниц-) ; суффикс -к- является выразителем деривационного значения ласкательности; флексия -и выражает лексическое значение множественности.

Морфемные значения создают мотивировку значения слова-лексемы и составляют, как говорят, внутреннюю форму слова.

Внутренняя форма слова

Это такой морфонологический состав основы, который указывает на мотивированную связь ее звучания с данным значением. Корневые слова, как правило, скрывают мотивировку значения: снег, луна, поле. Их внутренняя форма совпадает с лексическим значением.

Звук речи – это акустический феномен, создаваемый в результате эффекта колебательных движений выдыхаемой воздушной струи по мере ее прохождения через систему органов речи.

Звуки как материальные знаки языка – выполняют две функции:

а) перцептивную – функцию доведения речи до восприятия

б) сигнификативную – функцию различения значимых единиц языка морфем и слов.

Звуки речи- это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы.

Они могут быть описаны в трех аспектах:

Ø с акустической,

Ø с артикуляционной

Ø с функциональной (смыслоразличительной) стороны.

3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики

Акустика – раздел физики, который занимается общей теорией звука.

С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

Звуки делятся на Тоны (музыкальные звуки) и Шумы (немузыкальные звуки).

Тон- это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум- это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т. е. голоса при отсутствии преграды.

Согласные из шума (или шума и тона), т. е. с участием преграды.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту, что зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук.

2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу, т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.

4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс. Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде.

Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает.

Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.

Перцептивный аспект звука речи. Проблемы восприятия звучащей речи.

Фонема - единица звукового строя языка, служащая для опозна­ва­ния и разли­че­ния значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минималь­но­го сегментного компонента, а через них — и для опознавания и различения слов. Фонема — инвари­ант­ная единица языка.

Фонема — основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвен­но. Выпол­няя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (разли­чи­тель­ную), а иногда и делими­та­тив­ную (разгра­ни­чи­тель­ную) функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отноше­ниях противо­по­став­ле­ния друг с другом. Основа­ни­ем оппози­ций служат различительные признаки, представ­ля­ю­щие собой обобще­ние артику­ля­ци­он­ных и/или акустических свойств звуков, так что фонема может операционально представ­лять­ся как пучок РП — дифферен­ци­аль­ных, формиру­ю­щих оппозиции, в которые вступа­ет данная фонема, и интеграль­ных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.

Одной фонеме могут соответ­ство­вать несколько различных реализаций, называ­е­мых аллофонами, каждый из которых соотносится с опреде­лён­ной позицией так, что разные аллофоны, как правило, не встре­ча­ют­ся в одной и той же позиции.

Система фонем, их функции и законо­мер­но­сти позиционной реализации изучаются в фонологии.

Основные разногласия в теории фонемы связаны с критерием фонемной иденти­фи­ка­ции звуков речи — физической или функциональной (в ином аспекте — фонетической или морфематической). В первом случае фонема трактуется как автономная единица языка, представ­ля­ю­щая собой класс фонетически сходных звуков или их звукотип; при таком подходе (напри­мер, у Джоунза и ряда предста­ви­те­лей американского дескриптивизма) основным контекстом реализации и функцио­ни­ро­ва­ния фонемы является только фонетическое слово (фонетический сегмент), а установление фонем превра­ща­ет­ся в механическую процедуру, в которой сигнификативная функция фонемы либо игнорируется, либо считается второ­сте­пен­ной и подчинённой фактору дополнительной дистрибуции. Во втором случае (при функционально-морфематическом подходе, напри­мер, в московской фоно­ло­ги­че­ской школе) в центре внимания находится смысло­раз­ли­чи­тель­ная функция фонемы и основным контекстом функционирования фонемы признаются значимые единицы языка — слова и морфемы. Такая точка зрения восходит к И. А. Бодуэну де Куртенэ, для которого фонема была не автономной фонетической единицей, а строевым компонентом морфемы, через тождество которой следует оценивать тожде­ствен­ность фонемы в различных её проявлениях. В некотором смысле промежуточную позицию занимает ленинградская фонологическая школа. С одной стороны, её предста­ви­те­ли исходят из смысло­раз­ли­чи­тель­ной функции фонемы, но, с другой сторо­ны, рассматривают её не как компонент морфемы, а в составе словоформы и опираются на фонетический критерий отождествления фонемы. Поэтому там, где фоно­ло­ги московской фоно­ло­ги­че­ской школы и пражской лингвистической школы констатируют явление нейтра­ли­за­ции, фонологи ленинград­ской фоно­ло­ги­че­ской школы видят чередование фонем, признавая, однако, варьирование фонемы в виде оттенков. Разногласия в теории фонемы касаются и проблемы её реальности, вокруг которой противо­бор­ству­ют физикализм — концепция физической реальности фонемы и ментализм — концепция психо­ло­ги­че­ской реальности фонемы; в некоторых концепциях фонема обладает семиоти­че­ской реальностью как фигура — компонент знака, а иногда вообще объявляется фикцией, существующей лишь в метаязыке лингвиста.

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические –при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой.

Содержание работы

Введение 3
1 Акустические особенности речи 5
1.1 Основные аспекты анализа звучащей 5
1.2 Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека. 7
2 Понятие и функции фонемы 11
3 Акустический аспект фонем 14
3.1 Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа звуковой системы 14
3.2 Основные методы анализа перцептивных характеристик 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

акутисческие аспекты фонем.docx

Акустические особенности речи

Основные аспекты анализа звучащей

Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека.

Понятие и функции фонемы

Акустический аспект фонем

Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа звуковой системы

Основные методы анализа перцептивных характеристик

Список использованной литературы

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические –при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой. Фонетику можно назвать грамматикой произношения. Фонетика-это наука, изучающая звуки, издаваемые людьми, их фактические или слышимые формы. Фонетика изучает звуковые системы языка, отдельные фонемы, ударение слов, силлабические структуры и интонацию.

Звук – это результат колебаний какого-либо тела в среде, способной передавать эти колебания до органа слуха (в воде, в воздухе). Любой звук в первую очередь есть явление физическое, характеризующееся определенными акустическими параметрами:

Высота, зависящая от частоты колебаний, т.е. от количества колебаний за единицу времени; чем больше частота колебаний, тем выше звук на слух. Человек способен воспринимать колебания от 20 до 20 000 герц (герц (Гц) – одно колебание в секунду);

Сила, зависящая от амплитуды (размаха) колебаний; чем больше амплитуда, тем громче звук;

Тембр, зависящий от дополнительный частот, входящих в состав звука;

Долгота, или длительность, общее время звучания.

Колебания, воспринимаемые слухом могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном. Если же колебания являются непериодическими, неравномерными, мы имеем дело с шумом.

Звук в таком качестве способны производит голосовые связки, но это еще не звук речи. Звуку, для того чтобы из чисто акустического явления превратиться в звук речи, необходимо пройти через органы артикуляции речи, расположенные выше гортани. Вообще органы речи включают: головной мозг, посылающий из моторного центра речи (зона Брокá) через нервную систему импульсы к органам артикуляции; дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, грудная клетка), создающий воздушную струю для обеспечения звуковых колебаний и органы артикуляции речи, подразделяющиеся на активные и пассивные. Активные органы – это голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы – это зубы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть. Характеристика звуков по работе органов речи составляет второй аспект характеристики звуков.

Биологический аспект характеристики звуков. Данный аспект подразделяется на перцептивный и артикуляционный. П е р ц е п т и в н ы й аспект охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи органами слуха и передачи соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (так называемую зону Вéрнике). Поскольку эти процессы изучены меньше, чем процессы артикуляции, подробнее остановимся на артикуляционных характеристиках звука.

Цель курсовой работы состоит в изучении акустических аспектов фонем.

Задачи курсовой работы:

- изучить акустические особенности речи;

- рассмотреть понятие и функции фонемы;

- изучить акустический аспект фонем.

1 Акустические особенности речи

1.1 Основные аспекты анализа звучащей речи

Звучащая речь, как сложное материальное явление, реализуется в диалектическом единстве его важнейших аспектов:

Как отмечает Л.В.Бондарко, «сложная природа звуковых единиц определяется тем, что они имеют различные свойства в зависимости оттого, с какой точки зрения их рассматривать. Если мы говорим об образовании звуковых единиц, то имеем в виду произносительную деятельность говорящего человека, т.е. ту работу, которую совершают его произносительные органы. Это – артикуляционный аспект звуковых единиц (см. подробнее раздел 1.2.). Если мы рассматриваем те звуки, которые получились в результате работы произносительных органов, то мы имеем дело с акустическим аспектом звуковых единиц. Если же мы интересуемся, как эти звуки воспринимаются человеком, слушающим звучащую речь, то сталкиваемся с перцептивным аспектом звуковых единиц.

В истории фонетики длительное время дебатировался вопрос: что важнее для фонетического описания языка – изучение артикуляции или его звучания? Первоначально все описания разных звуковых систем строились на анализе артикуляций, поскольку многие артикуляционные характеристики можно наблюдать без применения специальной анализирующей аппаратуры.

Различают следующие акустические характеристики звука:

- высоту (зависит от частоты колебаний);

- силу (зависит от амплитуды колебаний);

- длительность (продолжительность звука с его количеством колебаний во времени);

- тембр звука (индивидуальное качество его акустических признаков)

С созданием специальным приборов и развитием техники акустического анализа именно акустические характеристики речи стали рассматриваться как наиболее важные.

В современной фонетике вопрос об относительной важности этих двух аспектов решается с учетом тесной связи, существующей реально между артикуляционными и акустическими аспектами.

Описание звуковых единиц не может не учитывать роль этих единиц в образовании языковых значений (лингвистический, или функциональный, или фонологический подход). Фонология – специальный раздел фонетики, изучающий способность языковых единиц участвовать в образовании и различении значащих единиц. Языковые механизмы, обеспечивающие линейное членение потока речи на отдельные звуки (минимальные звуковые отрезки) и отождествление сегментов речевой цепи, впервые раскрыл русский и советский ученый Л.В.Щерба в 1912 г.

Фонема – минимальная звуковая единица языка, линейно не членимая, служащая для образования звуковых оболочек значащих единиц и потенциально связанная со значением.

Теория фонемы формулирует функции фонемы, признаки фонемы, позволяет проанализировать и сопоставить систему фонем различных языков, а самое главное – она объясняет, почему одни звуковые различия оцениваются как очень существенные и замечаются говорящими, а другие привлекают внимание лишь при особых условиях, или, как правило, вообще не замечаются.

Фонема реализуется в речи в разных случаях по-разному. Различают обязательные аллофоны, которые возникают в определенных условиях в речи всех говорящих на данном языке, и факультативные варианты, которые появляются независимо от фонетических условий, а также индивидуальные варианты, свойственные произношению отдельных говорящих.

Следует подчеркнуть, что сама по себе фонема является абстрактной единицей, а аллофоны – это ее конкретные воплощения (общие для всех говорящих) в зависимости от фонетического окружения.

Некоторые традиционные представления об артикуляционных характеристиках речи и их глубокой связи с акустическими получили новую интерпретацию в связи с успешным изучением в последние десятилетия перцептивных (воспринимаемых) свойств звуковых единиц. Было установлено, что восприятие определяется как артикуляционно-акустическими, так и функциональными характеристиками.

Многогранность проблемы изучения восприятия речи, которой посвящено множество диссертационных исследований, монографий, статей и т.д., не может быть даже кратко рассмотрена в настоящем пособии. Многочисленные исследования показывают, что существуют два вида перцептивных характеристик звуков: универсальные (общие для носителей всех языков) и специфические (зависящие от конкретной системы фонем определенного языка). Так, универсальна способность человека различать гласные и согласные, определять некоторые признаки согласного по характеристикам соседнего гласного. Специфическими характеристиками в области перцепции является способность носителей русского языка узнавать мягкость согласного, носителей французского языка – опознавать гласные среднего подъема, английского – аспирацию и т.д.

Известно, что количество воспринимаемых человеком перцептивных единиц больше, чем количество фонем в системе языка, и это также определяется универсальными свойствами перцептивной системы человека, а конкретный набор перцептивных единиц является специфическим для каждого конкретного языка

1.2 Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека.

Произносительный аппарат человека (рис.1) состоит из гортани, полости глотки, полостей носа и рта. Для перечисленных органов образование звуков – вторичная функция, то есть как таковых собственно артикуляционных органов не существует.

Произносительный (речевой) аппарат состоит из подвижных и неподвижных органов речи. К первой группе относятся:

3) мягкое небо с маленьким язычком

4) задняя стенка фаринкса (зева)

5) голосовые связки, находящиеся в гортани

6) нижняя челюсть.

К неподвижным органам речи относятся:

2) альвеолы (бугорок, расположенный непосредственно за верхними зубами)

Язык играет одну из самых важных ролей в речевом аппарате - благодаря своей подвижности и гибкости. Его способность перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях позволяет артикулировать гласные разного качества, а также формировать преграды с неподвижными органами речи, что является непременным условием артикуляции большинства как английских, так и русских согласных. Для удобства описания артикуляций условно выделяют несколько частей языка (см.рис.2).

Для постановки английского произношения важно различать два основных типа уклада языка.

Уклад языка, при котором какая-либо часть спинки образует выгиб, а края, как правило, опускаются к нижним зубам, называется дорсальным. Этот уклад типичен для артикуляции в русском языке.

Когда средний участок спинки языка прогибается книзу, образуя впадину, а передние и боковые края загибаются кверху, весь язык приобретает форму ковша. Такой уклад языка называется апикальным. При таком укладе языка различные преграды образуются только передним краем с участием кончика. Наличие апикальной артикуляции и отсутствие смягчения характерно для английских cогласных : / t, d, s, z, T, D, l, n, r/.

Читайте также: