Доклад по социальному партнерству смирнова

Обновлено: 02.07.2024

Социальное партнерство — совместная, коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. слайд 1.

Начиная проводить любую работу необходимо выполнить определенные условия- провести анализ проблемы. Поэтому разрабатывая этапы развития социального партнерства :

Проанализировали ситуацию, внутренние возможности ДОУ и внешние ресурсы, поставили перед собой вопросы, на которые предстояло нам ответить:

Где работают родители детей, посещающих МДОАУ? Составили списки родителей с указанием места работы и вывели процентное соотношение к каждому предприятию.

Какие предприятия, организации, являются основными? Какие ресурсы (трудовые, материальные) есть в селе и у родителей? Какие условия жизни жителей на селе? Каков уровень, социальной защищенности – заработная плата? Какое место занимает село в общей хозяйственно-экономической деятельности района? Как взаимодействует администрация, деловые структуры и жители села между собой? Насколько активно участвуют (могут участвовать) родители, жители села, организации в решении каких-либо вопросов, касающихся улучшения жизни сообщества, ДОУ? слайд 2

Определяя цель и задачи, для эффективного системного взаимодействия с социальными партнерами, четко понимали, что сегодня ДОУ не рассматривается просто как детский сад, который оказывает определенные образовательные услуги (присмотр и уход). Мы должны представить и доказать в работе что ОУ - это конкурентноспособное учреждение с другими организациями своего профиля, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг в том числе и дополнительные платные образовательные услуги. слайд 3

За основу взяли такие принципы как,

-Добровольность, помогающая найти аргументы для привлечения партнеров;

-равноправие сторон и уважение интересов друг друга (открытость информации об условиях взаимодействия);

-соблюдение законов и иных нормативных актов, как обязательность исполнения договоренности и ответственность за нарушение соглашений;

-учет запросов общественности;

-сохранения имиджа учреждения в обществе;

-Возможности введения новых технологий для совместной деятельности слайд 4 Дальнейшая работа строилась на изучении нормативно-правовой документации и создании локальных актов МДОАУ в данном направлении слайд 5

Цель руководителя и педагогов – создание системы взаимосотрудничества с социальными партнерами в воспитании детей дошкольного возраста.

-Привлечение социальных партнеров к сотрудничеству с ДОУ, используя различные формы работы;

-Заключение договоров о сотрудничестве;

-Осуществление контроля за выполнением условий договоров;

-Планирование совместной деятельности, назначение ответственных лиц за проведение мероприятий; (Организация совместных совещаний);

Проведение мониторинга качества совместной работы. слайд 6

Для того чтобы вышеперечисленные мероприятия работали, необходимо отработать и удерживать на протяжении всего времени механизм формирования общественного мнения и имиджа.

Это можно сделать искусственно. Специально создавая рекламу или РR- компанию. Когнитивно предоставляя специальную информацию и ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов: коллег или вышестоящие организации. Эмоционально- ориентируясь на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный оклик.

Мы же стараемся делать естественно, без специальных РR-акций и рекламы, в результате практической деятельности учреждения, вы сегодня могли в этом убедиться. Хотя конечно сказать, что данные мероприятия, это небольшие РR – акции или реклама деятельности образовательного учреждения. слайд 7


Самыми активными социальными партнерами у вас являются -РОДИТЕЛИ, которые помогали и помогают нам на протяжении всего времени слайд 10

За что были отмечены грамотами и благодарностями от Губернатора Амурской области и Главы Белогорского района слайд 11 Педагоги, родители и дети являются участниками разных проектов и мероприятий муниципального уровня….

Социальное партнерство в поселении развивается. Надо помнить, что социальное партнерство это не получение финансовой помощи в одностороннем порядке, а добровольное двухстороннее взаимодействие, которое приносит пользу всем. слайд 12-14

ПЕРСПЕКТИВА: слайд 15

1. Привлечение родителей, детей не посещающих МДОАУ

2. Озеленение участков детского сада

3. Покраска здания детского сада

5. Поздравление тружеников тыла, пожилых людей

6. Расширение круга социальных партнеров

Не могу выставить презентацию по социальному партнерству. Постараюсь в следующей теме

Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.

Социальное партнерство Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение.

Социальное партнерство через комплексно-тематическое проживание Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов в организации в соответствии.

Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки

Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.

Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Социальное партнерство, как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Один из аспектов воспитания детей - это право ребенка на.

Социальное партнерство с семьями воспитанников детского сада (из опыта работы) Социальное партнерство с семьями воспитанников ДОУ. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.

Социальное партнерство в детском саду Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним.

Социальное партнерство в ДОУ в проектной деятельности СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ДОУ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ребенок через нас взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад+слайды.docx

Социальное партнерство, как ресурс для развития субъектности обучающихся в условиях современной школы.

Заместитель директор по ВР

Конырева Оксана Александровна

Разумные существа

устроены для некоего

единого сотрудничества

Марк Аврелий

римский император, философ

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится: новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Формирование четкой жизненной позиции и социального интеллекта.

Определений социального интеллекта несколько. Мы принимаем следующее: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным развивать социальное партнерство.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов.

Педагогический коллектив школы № 29 строит тесные отношения со всеми субъектами микросоциума, включая обучающихся, их семьи, социальных партнеров:

Рыбинский историко-архитектурный музей - посещение выставок, организация экскурсии

РГАТА- договорное сотрудничество с педагогами кафедры инженерной графики, где учащиеся старшей ступени изучают технологию и информатику

УПК - профессиональное обучение старшеклассников, осуществление дополнительного образования специалистами УПК на базе школы

музей ГО и ЧС – экскурсии, совместные занятия по ОБЖ

Центральная детская библиотека № 10- проведение совместных праздников, традиционные библиотечные уроки

Библиотека им. М.Лермонтова – проведение библиотечных уроков

Детский центр развития ребенка № 106 – педагогическое сотрудничество, в т.ч. в рамках реализации инновационной площадки

Детский сад № 49- проведение совместных мероприятий

ДЭЦ - участие в интеллектуально-познавательных играх, конкурсах

СДЮШОР № 3 – работа по физической подготовке тренерами спортивных школ

Социальное агентство молодежи – реализация социальных программ, организация летней трудовой деятельности учащихся

ОДН УВД - партнерское сотрудничество по работе с детьми отклоняющегося и девиантного поведения

КДН и ЗП - работа с трудными детьми и трудными семьями

Рыбинский наркологический диспансер- проведение совместных профилактических мероприятий по употреблению ПАВ, здоровьесбережению

Депутат Рыбинского Муниципального Совета Сахарова И.В. - двустороннее сотрудничество;

Сфера взаимодействия школы с социальными партнерами не только с каждым годом успешно расширяется, приобретая новые направления сотрудничества, реализуя совместные программы и проекты является ресурсом для развития субъектности обучающихся.

Яркими сферами нашего социального партнерства являются:

Театральное образование в этом аспекте помогает разрешать многие из поставленных новым подходом задач, становясь важной составляющей воспитательной работы. Театр как синтетическое искусство воспитывает логическое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, занимается самопознанием, овладевать собственным телом, речью, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим. Дети получают дополнительный стимул к саморазвитию, вырабатывают уверенность в себе, лидерские и организаторские качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике. Большая часть детей, выбравших это направление – гиперактивные дети, для которых неумение управлять собственными эмоциями и направлять свою энергию в нужное русло становится проблемой в учебном процессе. Поэтому театральное направление, выполняющее воспитательную и организующую функцию для таких детей особенно необходимо, так как в процессе социализации происходит становления личности, ее обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих современному обществу.

Структура курса представляет собою смодулированные программы основного и дополнительного образования. Групповые занятия, курсы по выбору, элективные учебные предметы, индивидуальные занятия по исследовательской деятельности – это все модули основного образования, посещая которые уже с пятого класса, ребенок учится лучше понимать окружающий мир во всех его проявлениях, как светлых, так и темных, грамотно выбирать приоритеты, ставить перед собою конкретные цели и задачи, правильно распределять свое время, получает возможность окунуться в мир поэзии, прозы и драматургии, прикоснуться к мудрости, которую в словах, мазках, нотах оставили нам предыдущие поколения.

- Совершенствуется технологичность образовательного процесса. Занятия проводятся с использованием тренинговых и репетиционных технологий, мастер – классов, имитационных игр и др.

- Благодаря системно – программному подходу к инновационной деятельности, реализуется главная идея социального партнерства – взаимовыгодное сотрудничество.

- Средства массовой информации, освещая деятельность школы по театральной педагогике (радиопередача, телерепортаж, заметки в прессе), способствуют формированию привлекательного имиджа школы в образовательном пространстве.

Данная программа была разработана и вступила в действие с сентября 2011 года, с целью совершенствования нравственного воспитания, повышения правосознания детей и подростков, воспитания чувства патриотизма, создания условий для выбора профессии сотрудника МВД.

Основным направлением работы отряда является правоохранительная деятельность, оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в поддержании общественного порядка в школе, профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся, правовое воспитание подростков, подготовка их к работе в правоохранительных органах.

В рамках взаимодействия с сотрудниками УВД, ОМОН школа:

- Формирует активную жизненную позицию законопослушного гражданина РФ

- Укрепляет физическое и духовное здоровье обучающихся

- Развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Организаторами работы с обучающимися являются старший инспектор ОДН ОУУП и ПДН Рыбинского МУ МВД России майор полиции Башмакова Татьяна Владимировна (стаж работы в органах внутренних дел с 01.04.2002), заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 29 Конырева Оксана Александровна

Результатом взаимодействия стало:

- создание нормативно-правовой базы (приказы, положения, планы, Устав)

- участие в следующих мероприятиях:

10.11.2011 г. отряд СОШ № 29 принял участие в проведении парада, посвященного празднованию Дня сотрудника МВД в г. Ярославле,

06.02.2012г. участие в конкурсе рисунков антинаркотической направленности,

внутришкольных:

- формирование отряда, выборы штаба, изучение устава, распределение обязанностей.

-тематический классный час по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

- строевая подготовка, знакомство с деятельностью и спецификой работы отряда особого назначения г. Рыбинска(ОМОН)

-09.12.2011 на базе СОШ № 29 проведено торжественное мероприятие с участием отряда посвященное Дню Героев России.

-встреча с ветеранами органов внутренних дел, знакомство с историей создания полиции.

Перспективы развития на ближайший период:

- экскурсия на Карякинскую, 49, для изучения особенностей работы подразделений Рыбинского МУ МВД России;

- торжественные мероприятия, посвященные 23 февраля с участием сотрудников отряда особого назначения г. Рыбинска;

- апрель: участие в фестивале музыкального творчества воспитанников отрядов

- май: участие в параде посвященном Дню Победы в г. Рыбинске.

На данное время результатом деятельности стали: повышение успеваемости членов отряда, яркие проявления среди обучающихся активной жизненной позиции, правовое воспитание подростков.

Совместный отдых восторженно принимается детьми и их родителями. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.

При поддержке и помощи депутата Сахаровой И.В. развивается и благоустраивается пришкольная территория (зимой 2011 года торжественно открыт каток, а осенью 2011 – баскетбольная и волейбольная спортивные площадки).

Интеграция дошкольного и школьного образования

Школа и центр развития ребенка - детский сад №106 осуществляют взаимодействие в форме Детской Академии, в режиме взаимообмена в рамках физкультурно – оздоровительной, театрально – игровой, изобразительной деятельности.

Взаимодействия происходит в трех направлениях:

II . методическая работа : проведение совместных семинаров, круглых столов, мастер – классов, дней открытых дверей.

III . мониторинг: совместное проведение мониторинга результатов, проведение диагностических мероприятий.

Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования "Программы" по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе

Результаты мы видим в следующем:

- осуществление преемственности между дошкольным и школьным

образованием (т.к. воспитанники д/с знакомы со школой, педагогами процесс адаптации происходит значительно лучше. В 2010-2011г процент дезадаптантов снизился до 2% от общего числа первоклассников. В 2011-2010 уч.г. все первоклассники прошли успешно школьную адаптацию)

- обеспечение естественности перехода из детского сада в школу

- углубление интереса к жизни в школе

- повышение уровня методической грамотности воспитателей и учителей, взаимообогащение пед.опыта

- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу

Возможные риски данных проектов:

- смена социального заказа

- низкий уровень материально-технической базы

Еще Юлий Цезарь сказал: "Никто не может добиться успеха и удержаться на его гребне без дружеского участия".

Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. Взаимовыгодного результативного партнерства заинтересованных сторон.

При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества образования, формирования социального интеллекта и субъектности школьника.

Понятие социального партнерства

Социальное партнерство – сложная правовая и социальная категория. Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений (сотрудничества, диалога) работников, работодателей и государства, с другой стороны – принципы такого сотрудничества. Трудовой кодекс РФ в ст. 23 определяет социальное партнерство в сфере труда следующим образом:

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Стороны социального партнерства

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной:

  • Когда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями.
  • В других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со ст. 34 Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов, трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма, согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Система социального партнерства

Систему социального партнерства составляют пять уровней. Законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные в указанной статье 26 Трудового кодекса РФ уровни, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими.

По сложившейся традиции уровни социального партнерства выделяются по территориально-отраслевому признаку:

  1. На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  2. На межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) могут заключаться межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  3. На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  4. На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) – территориальное соглашение.
  5. В рамках организации либо у работодателя – индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

Формы социального партнерства

Формами социального партнерства являются следующие (ст.27 ТК РФ):

  • Консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства (консультации по вопросам социально-экономической политики) и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  • Коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации.
  • Участие работников, их представителей в управлении организацией.
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса РФ, а также основным правом работников (ст. 21 ТК РФ). Данная форма социального партнерства раскрывается в ст.ст. 52, 53 ТК РФ (ст. 2, 21, 52, 53 ТК РФ).

К формам социального партнерства относится также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам. В порядке формирования КТС на паритетных началах в соответствии со статьей 384 ТК РФ проявляются основные принципы социального партнерства (ст. 384 ТК РФ).

Основные принципы социального партнерства

1. Равноправие сторон

Равноправие сторон признается основным принципом социального партнерства. Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в ст. 39 Трудового кодекса РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

2. Уважение и учет интересов сторон

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях

К сожалению, не всегда сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.

6. Полномочность представителей сторон

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими полномочиями – правами и обязанностями (ст. 29–34 ТК РФ).

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств

Каждая сторона социального партнерства добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, то есть стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами

Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений

Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений

Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Статья 51 Трудового кодекса РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

Законодательством предусмотрена ответственность сторон социального партнерства и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28–5.31 КоАП РФ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на родительское собрание о сотрудничестве семьи и школы. От согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Доклад на родительское собрание

Подготовила: Фёдорова О.М

учитель начальных классов

Смена общественной формации, возникновение новой социально-экономической ситуации России в последние два-десятилетия привели к деформации существовавшей системы-взглядов общества на воспитание и заметным трансформациям ведущих институтов воспитания - семьи и школы.

Кризисные явления в семейной сфере, которые нарастали в течение последних десятилетий, повлекли за собой изменения воспитательного потенциала семьи. Исследователи (Е.Н1. Букреева, Л.Г. Колесова, Е.В. Малышева, Ю.В. Медова, М.Н. Недвецкая, O.A. Перегудова, Н.В. Поликутина, О.М. Потаповская, Г.В. Сабитова, В.В. Сизикова, Е.А. Чередова, JT.A. Черенцова, O.A. Щекина и др.) отмечают снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи, ухудшение взаимодействия родителей и детей и, как следствие; - многочисленные проблемы детства. В этой ситуации семья остро нуждается в педагогической поддержке.

Снижение воспитательных возможностей школы и семьи отразилось на характере их взаимодействия, привело к обострению взаимных требований и претензий (М.Н: Недвецкая). Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, экономией на воспитательных усилиях во многих семьях. Родители жалуются на низкий уровень педагогического профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни.

Неконструктивные, отношения школы и семьи, рассогласованность их действий обостряют существующие проблемы детства и требуют новых подходов к взаимодействию двух институтов.

В ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

Основу таких отношений составляют ряд принципов:

принцип справедливости и согласования интересов участников;

принцип закрепления отношений в законодательных и других актах, что даёт основу для взаимных претензий, делает партнерство прочным;

принцип добровольности и равновыгодности.

Для запуска социального партнерства школы и семьи необходимы:

• выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;

• инвентаризация организационно‑структурных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;

• формирование нормативно‑правовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения, фиксация в договорной форме целей, задач, принципов взаимодействия;

• формирование управляющей системы социального партнерства;

• разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.

Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы:

софинансирование, предоставление услуг (образовательных, информационных, технических), разработка совместных социальных, культурных проектов, совместная управляющая деятельность (попечительские, управляющие советы школ), экспертиза.

Взаимодействия семьи и школы привлечение родителей к жизни школы, их просвещение; согласованность в подходе к ребёнку; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, обо всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка, справедливое решение конфликтов – всё это одно из важнейших условий социально-педагогического партнёрства

В построении партнерских отношений можно выделить 3 этапа:

знакомство, совместная деятельность, партнерство.

На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства. Как правило, у каждой школы есть некое представление о своих приоритетах в образовании детей, и очень важно, чтоб это представление было обсуждено и представлено публично.

Совместная деятельность - второй этап построения партнерских отношений. Здесь важно понятие общего вклада. Разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Продукт совместной деятельности - программы и проекты, направленные на развитие школы.

Эффективная работа по организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся позволяет перейти к последнему этапу построения партнерских отношений – собственно партнерству.

Необходимыми условиями формирования партнерских отношений являются их добровольность и долговременность.

Партнерство школы и семьи – это деловой союз, организованный на основе четкого договора между сторонами о создании необходимых оптимальных условий для личностного развития и роста детей. Среди базовых положений такого специфического договора должны быть четко очерчены функции, принципы и содержание деятельности школы и семьи в отношении к ребенку. Поскольку именно непонимание этих позиций одними (родителями) влечет за собой нарушение границ суверенитета другими (педагогами), что усиливает конфронтацию и молчаливое противостояние между этими основными субъектами воспитания.

В заключение хочу сказать: сегодня в нашей стране почти 35 миллионов родителей. Это не просто люди, наиболее заинтересованные в качестве школьного обучения и воспитания, но и, между прочим, 40% всего деятельного населения страны. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и сделает серьезный вклад в модернизацию страны. И ни когда-то завтра, а уже сейчас.

Читайте также: