Доклад на тему поселение кабардинцев

Обновлено: 05.07.2024

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ, къэбэрдей ) — народ Северного Кавказа, один из адыгских субэтносов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии [5] . В Кабардино-Балкарской республике составляют 55,3 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

Содержание

Численность и расселение

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 февраля 2012.

В настоящее время кабардинцы — самая многочисленная группа адыгов, как в России, так и за ее пределами. Численность кабардинцев во всем мире оценивается в 2 млн чел., [источник не указан 320 дней] из которых в России проживает более четверти. В остальных странах численность кабардинцев оценивается в 1,5 млн чел., где они являются частью адыгской (черкесской) диаспоры. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии.

Общая численность в России — 520 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии — 499 тыс., что составляет 55,3 % населения республики.

Данные переписи населения Российской Федерации 2002 года

Субъект федерации Численность кабардинцев в 2002 году, тыс. (*)
Кабардино-Балкария 498,7
Ставропольский край 6,6
Северная Осетия 2,9
Москва 1,8
Карачаево-Черкесия 0,9

Кабардинская диаспора

За рубежом самая многочисленная диаспора проживает в Турции, где она по некоторым оценкам насчитывает более 1 млн чел [4] .

Существует небольшая диаспора в Израиле в составе адыгской (черкесской) диаспоры.

Численность адыгов (включая кабардинцев) в Сирии составляет около 60 тысяч человек.

Потомки мухаджиров также проживают в Иордании (более 160 тыс., оценочно [источник не указан 320 дней] ), Саудовской Аравии (от 23 тыс., оценочно [источник не указан 320 дней] ) и в некоторых других странах Ближнего Востока, (однако статистика этих стран не дает иитсмим точных данных по их численности), а также в странах Европы, в США и др. [4]

Этнонимы

История

Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (включая кабардинцев, черкесов и адыгейцев) имеют общую историю.

Древнейшие предки адыгов

Современные исследователи выявили, что адыги являются потомками носителей майкопской культуры, существовавшей в IV тыс. до н. э. [6] . Предки адыгов оставили в истории след в качестве наследников майкопской культуры — северокавказской, прикубанской и кобанской. [7]

Также многие ученые (Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. и др.) указывают на сходство современных адыго-абхазских языков с языком древних хаттов. [8]

В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена, которые являются прямыми предками современных адыгов. [9] Следует заметить, что одно из меотских племен — синды — в V в. до н. э. основало первое государство на территории России — Синдику, [10] со столицей также именуемой Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа). Синдика являлась рабовладельческим государством, имело торговые связи с древнегреческими колониями на Черном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени — зихов, которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами-тетракситами. [11]

Появление кабардинцев на месте их современного расселения

Археологическая экспедиция КБНИИ проводила раскопки [12] курганов южнее с. Кишпек (в зоне Чегемской оросительной системы). Было исследовано 6 курганов относящихся к майкопской культуре, из которых пять датируются эпохой бронзы. Часть находок из курганов датированы началом II тыс. до н. э., часть — конец IV тыс. до н. э., а большая часть датируются Новосвободненским этапом майкопской культуры, то есть последними веками III тыс. до н. э. Среди находок высококачественные глиняные сосуды хорошего обжига и лощения, бронзовые ножи, шила и др.

Относительно местожительства кабардинцев имеется множество древних исторических свидетельств. Например в 957 году Константин Багрянородный, византийский император сообщал [13] :

"За Таматархой (Та­мани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия (страна Касогов — современных кабардинцев), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор — страна Алания.

Кабардинцы и Кобанская культура

Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется XIII веком до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно :

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датируют VIII веком до н. э. (см. Скифы), а также не могли участвовать сарматы, появление которых учёные датируют IV веком до н. э. (см. Сарматы).

История сближения кабардинцев с Россией



В период феодальной раздробленности XVI—XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов, получивших в русских источниках названия Большая Кабарда и Малая Кабарда.

В 70-е годы (XVI века), несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснено из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западнокавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными. [15] .

В 1708 году кабардинцы разбили в Канжальской битве войска крымцев.

О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:

    — Во время персидского похода Петра I, кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений к Кабардинцы, которые держали в зависимости все соседние горские племена — ингушей, осетин, абазинцев, горских татар — и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. — По Белградскому миру Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной (вольной, независимой) и должна была служить буфером между Россией и Турцией [16] .

Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной — независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

Кавказская война

В 1763 году Российская империя начала строительство в Малой Кабарде, жители которой до сих пор именуют свою территорию Джыляхстаней или Гиляхстаней тем самым отмечая,что эта террритория всегда была отдельной и независимой от Большой Кабарды, крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся, в общей сложности около 101 года, в результате которой территория Черкесии вошла в состав Российской империи.

Забытые истории

Язык и письменность

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Сами же кабардинцы считают свой язык диалектом общеадыгского языка.

С 1936 года для письма используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев (96,8 %) владеет также русским языком [19] , который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР

Кабардинская литература

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Кабардинская (адыгская, черкесская) национальная одежда



Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Кабардинская национальная кухня

Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

Семья

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.

Кабардинские традиции



Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

См. также



Примечания

Литература

Указатели

  • Адыги
  • Черкесы
  • Народы Кавказа
  • Народы России
  • Кабардино-Балкария
  • Мусульманские народы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кабардинцы" в других словарях:

КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге) народ в Российской Федерации, Кабардино Балкарии (364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском крае и Сев. Осетии. Всего в Российской Федерации 386 тыс. человек (1992). Язык кабардино черкесский. Верующие… … Большой Энциклопедический словарь

КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге) народ общей численностью 391 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 386 тыс. чел., в т.ч. Кабардино Балкария 364 тыс. чел. Язык кабардино черкесский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане сунниты … Современная энциклопедия

КАБАРДИНЦЫ — КАБАРДИНЦЫ, кабардинцев, ед. кабардинец, кабардинца, муж. Одна из кавказских народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАБАРДИНЦЫ — КАБАРДИНЦЫ, ев, ед. нец, нца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Кабарды. | жен. кабардинка, и. | прил. кабардинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге), народ в Российской Федерации, в Кабардино Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии (всего 386 тыс. человек). Язык кабардино чсркесский абхазо адыгской группы иберийско кавказских языков.… … Русская история

КАБАРДИНЦЫ — Воинственная отрасль черкесского племени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

кабардинцы — ев; мн. Народ, составляющий основное население Кабардино Балкарии; представители этого народа. ◁ Кабардинец, нца; м. Кабардинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Кабардинский, ая, ое. К ая литература. К ая порода лошадей. * * * кабардинцы… … Энциклопедический словарь

Кабардинцы — (самоназвание адыге) народ, населяющий главным образом северную и северо восточную часть Кабардино Балкарской АССР. Небольшое число К. живёт в некоторых странах Ближнего Востока. Общая численность в СССР 280 тыс. чел. (1970, перепись).… … Большая советская энциклопедия

Кабардинцы — (Кабардей) воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная, не задетая, по окончании Кавказ. войн, выселением черкесов в Турцию. К. населяют Большую и Малую Кабарду (см.), куда они, по преданиям, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КАБАРДИНЦЫ — (самоназвание адыге) народ, населяющий гл. обр. сев. и сев. вост. часть Кабардино Балкарской АССР по р. Терек и его притокам. Небольшое число К. живет в ряде гос в Бл. Востока (Турции, Иордании, Сирии и др.). Числ. в СССР 204 тыс. чел. (1959).… … Советская историческая энциклопедия

Как было сказано выше, Северный Кавказ является одним из регионов нашей планеты, где люди живут с древнейших времен, а именно с периода палеолита (древ­некаменного века). Его богатая флора и фауна всегда привлекала людей. Особенности рельефа, природно-кли­матических условий и местоположение края на перепу­тье между Европой и Азией, на границе степей, служив­ших в течение тысячелетий торной дорогой кочевников, двигавшихся с востока на запад и с севера на юг, оказа­ли решающее воздействие на формирование этническо­го состава края. Археологические материалы, найденные в различных районах края, свидетельствует о том, что, как и в других регионах планеты Земля, на ранних эта­пах истории Северного Кавказа, т. е. в эпоху палеолита, жилищем древнейшему человеку служили главным об­разом естественные пещеры и скальные навесы. Наря­ду с пещерами и скальными навесами были и прими­тивные, используемые человеком укрытия, типа шалаша и навеса, которых в горах было множество.

Временные стойбища, пещеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны для Северного Кав­каза вплоть до последнего этапа палеолита (верхнего па­леолита - 40-12 тыс. лет до н.э.).

крыты стоянки с наземными постройками прямоуголь­ной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазан­ных снаружи глиной (турлучная техника). При этом в Долинске стены были выстроены из двух рядов плетня, засыпанных внутри землей вперемешку с рубленой со­ломой, В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на не­котором расстоянии одно от другого без какого-либо за­метного порядка.

К периоду неолита относятся во многом еще пред­ставляющие загадку своеобразные; каменные погребаль­ные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе в различных районах Северного Кавказа. По своему на­значению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения, по в некоторых,сво­их чертах они отражают форму жилища оставившего их населения. Особенностями жилой архитектуры подска­заны, по-видимому, двухкамерная планировка некоторых дольменов и устройство входных отверстий, образован- ных.выступами боковых стен и нависающей сверху пли­той перекрытия, напоминающей козырек, - все это как бы имитирует устройство цавесов-гадерей перед входом в жилшце, столь характерных для архитектуры юясных районов.

В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость со­здания укрепленных поселений, которые были обнесены

высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укреп­ления, Которые состояли из двух рядов плетня, засыпан­ного внутри землей. Они предназначались для сдержи­вания конницы нападавших. В других случаях вокруг поселений'возводили более надежные стены из камня. Укрепленные городища и турлучные дома с основой из двух или одного ряда плетня либо из связок камыша были обнаружены во многих местах проживания ады­гов. Многие из домов на городищах Таманского полуост­рова были покрыты Обожженной черепицей." Это-говорит о влиянии греческих Городов-колоний Боепорекого цар­ства и существований оживленных торгово-экономиче­ских связей между греческими поселенцами и адыгски­ми племенами. По мнению авторитетных ученых, о гре­ческом влиянии на последних говорит и тот факт, что адыги также использовали в скифо-еарМатский период в качестве кладочного материала сырцовый (саманный) кирпич.

Адыгская родо-илеМеННая знать ПОД влиянием гре­ков строила свои дворцы и замки из тесаного и колото­го камня. Были обнаружены дворцы площадью более 458 кв. м, где были полы; выложенные каменными пли­тами, и внутренние дворики с Колодцами; Даже в период средневековья у адыгских племен еще встречались ка­менные укрепления и замки, с помощью которых адыги отстаивали свою независимость.

Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. Один такой дом был раскопан Б. Е. Деген-Ковалевским на городище (къалэжь.- К. У.) VI-VIII вв. у современного селения Заюково Баксанского района КБР. Постройка имела пло­щадь около 60 кв. м, стены его, сложенные насухо из булыжника, снаружи были обмазаны известью, смешан­ной с глиной, пол был выложен галькой и щебпем. Жи­лище состояло из двух или трех ЖИЛЫХ помещений, в большем из которых, у задней стены, Находился углуб­ленный очаг, обложенный керамической плиткой. Дру­гой очаг находился в меньшей комнате. Кроме этого, во дворе неподалеку от жилища обнаружена яма-почь в фор­ме усеченного конуса, обращенного широким основани­ем вниз. Глубина ямы ~ 1,5 м. Б. Е. Деген-Ковалевекий сравнивает ее с закавказским тондыром. Ближайшее жилгаце от этого дома находилось на расстоянии 100 м, что свидетельствует о свободной, разбросанной планиров­ке всего поселения1. Но следует отметить, что некото­рые исследователи (Е. И. Крупнов и JI. И. Лавров) до­пускают существование каменных домов в местах про­живания адыгов еще в эпоху бронзы.

Уровень зодчества не был одинаковым у народов Се­верного Кавказа, даже у самих адыгских племен. Более высокого уровня достигли те адыгские и другие мест­ные племена, которые непосредственно соприкасались с греческими колониями; напротив, предки адыгов, даже их соплеменники, которые проживали в горной полосе, не достигли Такого уровня в строительном деле. Если еще в античную эпоху у многих племен — предков ады­гов, которые проживали в равнинной и предгорной части Северного Кавказа, имелись постоянные постройки и жилища, то в эту же пору, в непосредственной близости от них, в степных районах обитали бесчисленные орды кочевников: скифов, сарматов (в т. ч. алан), булгар, хазар и множество других кочевых племен, у которых бытова­ли совершенно другие формы передвижного жилища. Это имело место до тех пор, пока они не перешли к осед­лому образу жизни и многие из них не смешались с местными племенами. В частности, у скифов и сарматов- алан была распространена в качестве жилища передвиж­ная кибитка на колесах.

В период средневековья у адыгов бытовали в каче­стве жилшца круглые хижины с плетеными цилиндриче­скими стенами, обмазанными глиной, с конусообразной, покрытой соломой крышей. Петр Симон Паллас (1741- 1811) в своей работе «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. & писал, что черкесы занимают место для поселения сле; дующим образом: когда поблизости нет воды, они про­водят ее к себе из наиболее близкого ручья по каналу, устраивая маленькие плотины, которые строят с таким же искусством, как крымские татары. Они строят свои дома близко один к другому, одним или несколькими кругами или четырехугольниками, таким образом, что внутреннее пространство представляет собой общий скот­ный двор, имеющий лишь одни ворота, а дома, окружаю­щие его, служат как бы для его охраны. Дом узденя (или князя), обычно стоящий особняком, заключает в себе ряд отдельных четырехугольных помещений. В отличие от многих народов, особенно кочевников, адыги большое внимание обращали вопросам личной гигиены. Они стро­или специальные туалеты. Паллас также писал, что они строили уборные, рассеянные в поле, вырытые в земле под глиняными хижинами круглой формы. Он далее пи­шет, что дома представляют собой удлиненные четырех­угольники от 4 до 5 сажен длины и немного более полу­тора сажен ширины, плетеные из ветвей, густо обмазан­ных глиной. Крыши плоские, сделанные из легких стропил и покрытые камышом.

Археологическими раскопками, проведенными на тер­ритории Кпбарды и Черкесии, открыто более 120 ранне- средневековых городищ, окруженных в свое время мощ­ными земляными валами и каменными стенами. Боль­шая часть раннесредневоковых городищ была уничтожена в XIII-XIVbb. Они переживают даже короткий период расцвета, но в позднем средневековье жизнь замирает и в них, после того как вместе с падением Золотой Орды в Предкавказье исчезает централизованная власть и воца­ряется хаос феодальной раздробленности и анархии *. Иными путями развивалось жилищное строительство в горах, в т. ч. в Хуламсгсом, Безенгийском, Черекском уще­льях Балкарии. Здесь от внешних врагов начинают спа­саться за стенами своего жилища, которое постепенно приобретает черты укрепления. И в этот период дере­вянное'зодчество постепенно вытесняется каменным. При этом каменные укрепления и башни строились таким образом вдоль по ущелью, чтобыс каждого замка можно было увидеть сигналы. Подобные башни встречались реже в Чегемском и БаксаНском ущельях и Карачае. Исто­рия поселений и жилищ, Как и всей материальной куль­туры народа,— это его история. Значительное влияние на материальную культуру (в т. ч. поселения и жилища) оказывают социально-экономические условия жизни на­рода и географическая среда, где проживает тот или иной народ . В зависимости 6т этих условий и под воздействи­ем внешнего фактора (нападение нрншлых племен) посе­ления и жилища адыгов и балкарцев на протяжении веков претерпевали изменения.

Крупные полигенные поселения имели место и в бал­карских обществах. Об этом свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в некоторых балкарских селениях насчитывалось в среднем 50-80 дворов. Это подтвержда­ют и народные предания, согласно которым основателя­ми большинства балкарских селений выступают одно­временно несколько фамилий. Так, например, основате­лями селения Эски Безенги (Старое Безенги) считаются четыре фамилии: Холамхановы (две семьи), Чочаевы, Ба­каевы, Боттаевы (последние три ио одной семье); перво­поселенцами в сел. Булунгу в Чегемском ущелье были фамилии Акаевых и Таппасхановых и т. д.1.

Большинство балкарских селений в ущельях распо­ложено террасообразно. Это объясняется недостатком земли. В XIX - начале XX в. в более крупных балкар­ских населенных пунктах, как и в кабардинских, сохра­нялось деление на кварталы (тийре), каждый такой квар­тал имел даже свое кладбище. Одно из отличительных черт названий балкарских населенных пунктов то, что большинство из них, за исключением сел. Жабоево, Гла- шево, Темирхановское и Урусбиево, не носили названия своих владельцев, как это имело место в Кабарде. Это говорит о меньшей степени феодализации Балкарии в конце XIX в., нежели в Кабарде.

Древнейшими типами балкарских жилищ являлись постройки пещерного типа и ямы с невысоким обрамле­нием из камня, у которых были деревянно-земляные крыши. Они сохранились вплоть до 80-х гг. XX в. в Верх­нем Хуламе, Булунгу и да- населенных пунктах.

Кабардинцы и балкарцы уделяли исключительно боль­шое внимание внутреннему убранству своего жилища. Они их содержали в чистоте, каждая вещь в помещении имело свое место. Строш осуждалась старшая женщина семьи, у которой наблюдался беспорядок в доме. Девочек с раннего возраста приучади быть опрятными и чистоп­лотными везде. Многие иностранные и русские авторы с восхищением говорили о том, как кабардинцы и балкар­цы содержали свои жилища и как соблюдали личную гигиену.

Одежда адыгов и балкарцев

На протяжении тысячелетий менялся образ жизни, человек шаг за шагом осваивал природу и лучше позна­вал самого себя, совершенствовал орудия труда, обустраи­вал свою жизнь. Словом, совершенствовался сам человек, его интеллект и одновременно совершенствовалось ка­чество его жизни. Одежда как важнейший элемент материальной культуры всегда стояла в центре внима­ния самого человека, ибо она является весомым показа­телем уровня жизни. На протяжении всей истории че­ловечества она постоянно менялась, что всегда зависело от природно-климатических условий жизни того или ино­го народа. Одеяние также должно соответствовать усло­виям его жизни, т. е. образу жизни. Одежда того или иного народа - это его образ жизни, образ мышления, даже, если угодно, его философия. Как не похожи один на другой народы, так же различается их национальная одежда. Но чтобы в одной географической среде у раз­личных народов ~ почти единая форма национальной одежды. (!)

Много общего в материальной культуре, в т. ч. и в форме национальной одежды(кабардинцев и балкарцев. Они всегда уделяли большое внимание своему внешне­му виду. Всегда старались выглядеть опрятно, быть чис­то, красиво и удобно одетыми. Каждый народ создавал свою национальную форму одежды в зависимости от рода его трудовой деятельности. Поэтому у горцев Северного Кавказа одежда в основном однотипна. Если взять ады­гов и балкарцев, мужская одежда у них в основном оди­накова. Одним из важнейших компонентов мужской верхней одежды адыгов и балкарцев была бурка. Она защищала человека от холода, снега, ветра и дождя. Во многих случаях служила ночью одеялом/По настоящее время ее носят многие животноводы. Она очень удобна в походных условиях, в горах - легкая и теплая. Словом, незаменимая вещь в; пути, когда человек вне домашних условий. Были бурки для пеших и для всадников. Как правило* для пеших бурка была более короткой, чтобы не мешала ходьбе. Носили ее на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и цравая рука могла сво­бодно двигаться. В случая сильного ветра и в пути на коне буркой накрывали обе руки. Бурка получила ши­рокое распространение не только среди адыгов, балкар­цев и остальных горцев Северного Кавказа, но и среди казачества. Бурку е удовольствием носили многие рус­ские генералы и офицеры; многие европейцы, которые бывали на Северном Кавказе, отмечали, что без бурки невозможно представить себе горца-мужчину, Ее наде­вали в любое время. Летом она спасала от жары; Она укрывала не только всадника, но и лошадь. В случае не­обходимости ее свертывали в виде цилиндрического ва­лика и привязывали к задней луке седла с помощью специальных ремешков.

Учитывая, что бурка получила широкое раепростра-

Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнезд для газырей доходило до 12 шт. с каждой стороны груди. Праздничные черкески в XVHI ~ первой половине XIX в. адыги шили из покуп­ного сукна разных цветов. А обычные черкески - из черного, бурого, серого домотканого сукна с более широ­кими рукавами[33]. Зажиточные слои населения предпо­читали черкески белого цвета, а крестьяне — темного. Длина черкески в основном была ниже колен. Разуме­ется, по своему качеству черкески князей и дворян отли­чались от крестьянских. Еще проще был материал, из которого шили черкески соседние народы.

/Нательная одежда адыгов и балкарцев была практи­чески одинаковой. Это были рубахи и кальсоны/! Рубаху шили из фабричного белого материала. Она имела туни­кообразный покрой и стоячий воротник. Кальсоны шили широкими и просторными, чтобы они были удобными для верховой езды или быстрой ходьбы.

Верхние штаны шили в основном из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства. Цвет их был темный. Балкарцы часто шили их из овечьей шкуры. Но уже в начале XX в. у зажиточных людей появляются брюки-галифе. В этот же период появляют­ся первые пальто фабричного производства. А солдаты Первой мировой войны привезли первые шинели.

Г Очень распространенной верхней мужской одеждой адыгов и балкарцев являлась шуба из овечьей шкуры/ Шуба, как и черкеска, рубашка, бешмет, застегивалась на 6-6 тесемочных пуговиц и петель, а с XX в. - и с помо­щью металлических крючков и петель. Часто шубы шили с суконным верхом из домотканого или фабричного сук­на. В качестве головного убора в летнее время адыги и балкарцы носили войлочную шляпу с широкими поля­ми и разного цвета,/ Зимой и в осенне-весеннее время надевали шапку - папаху из овчины^В XIX - начале XX в. они имели различную форму. Наиболее распространен­ным цветом мужской шапки был черный, но были и белого, и серого цвета.

Е. Вейденбаум в 80-х гг. отмечал, что «все горцы Северного Кавказа, а за ним

Кабардино-Балкария — многонациональная республика. Здесь живут кабардинцы, балкарцы, русские, украинцы, осетины, таты и мн. др. Коренными жителями являются кабардинцы и балкарцы. Эти народы разные по языку имеют мало общего и по происхождению. Кабардинцы относятся к абхазо-адыгской группе кавказской языковой семьи, а балкарцы принадлежат к тюркской группе алтайской семьи языков. Однако, соседствуя на протяжении многих веков, кабардинцы и балкарцы выработали много общего в обычаях, традициях, религии, материальной и культурной жизни. В то же время кабардинцы и балкарцы имели свои определенные этнические территории.

Составитель данного сборника поставил перед собой задачу выявить архивные документы, отражающие сведения о территориях и расселении кабардинцев и балкарцев. Информация по этим вопросам большей частью содержится в архивных материалах XVIII — первой половины XX вв. Поэтому рамки данного сборника ограничены этим периодом.

Сборник составлен на основании архивных документов, собранных автором в Центральных исторических архивах г. Москвы, Грузинской ССР и Кабардино-Балкарской ССР. Материалы достаточно конкретно отражают территорию и места расселения кабардинцев и балкарцев в XVIII — начала XX вв., изменения, которые произошли в них в результате русско-кавказской войны, Октябрьской революции и сталинских репрессий. К документам в качестве иллюстративного материала прилагаются карты, составленные официальными учреждениями в разные периоды истории Кабарды и Балкарии. [4]

Сборник может быть использован не только историками и этнографами, но и краеведами и всеми, кто интересуется историей своего родного края.

Автор выражает большую благодарность д. г. и, проф. Бураеву Р. А., кандидату исторических наук Г. М. Кашежевой и сотруднице Высокогорного геофизического института С. Ф. Бесланеевой за оказанную помощь в техническом оформлении отдельных документов.

В источниках сохранились многочисленные указания о территориях и границах Балкарии. В 1807-1808 гг. Г. Ю. Клапрот, исследовавший Кабарду, писал: «К востоку от Карачая в шиферные горах находится татарский округ Баксан, в верхней части обширной реки Баксан и у истоков горного ручья Кулькутджин, которые впадают в Соленое озеро, где зимой берут соль. Жители этого округа, а так же близкорасположенного, называются среди черкесов черига. Чегемцы и черига, по-черкесски чегем-кушха, состоит из 400 семей и населяют самые высокие снеговые и сланцевые горы на берегах Чегема и Шавдона до Баксана на западе ( Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974 ). [5]

Начало изменений северной границы Кабарды относится к середине XVI века, когда по просьбе кабардинских князей для охраны Кабарды в 1567—1588 гг. в устье реки Терека царской Россией был построен г. Терки. Это послужило поводом, чтобы Россия активно участвовала, под видом безопасности южных границ, в определении и решении вопросов, связанных с границами Кабарды и других народов Северного Кавказа.

Вторым этапом в этом направлении было сооружение по проекту Г. А. Потемкина в 1777-1778 гг. Азово-Моздокской укрепленной линии. Строительство линии осуществляли генералы И. В. Якоби и А. В. Суворов. Последний в спешном порядке, то есть за три месяца, построил более 30 укреплений. В составе Азово-Моздокской кордонной линии были построены крепости Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская, Андреевская, Александровская, Северная, Московская, Домокая. В этих крепостях поселились переведенные сюда с Волги и Хопра семейные казаки ( Куприянов Л. В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века. М., 1981. С. 24 ). [6]

Таким образом, в результате проведенных царской Россией в XVIII — первой четверти XIX гг. колониальных мероприятий северная граница Кабарды была передвинута далеко к югу.

В 1879 году, 22 февраля, Совет Кавказского наместника издал указ, согласно которому из нагорных [9] кабардинских пастбищ балкарским обществам было выделено более 43 тыс. дес. Из них с. Хасауту — 2697 дес., Гунделену —5412, Балкарскому обществу — 12 109, Безенгиевскому — 2751, Хуламскаму — 4000, Чегемскому — 8923 и Урусбиевскому обществу — 6208 дес. ( ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 500, т. II, л. 770 об. ).

В 1888 году балкарским таубиям Магомет-Гирею, Суншеву и Хаджи-Туган Султанову были временно переданы из кабардинских запасных земель в районе Белой речки и Хасаньи 2751 дес. ( ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 747, л. 4 ).

В 1913 г. в пользу безземельных крестьян Балкарии было отведено еще 42 588 дес., а после победы Октябрьской революции, в 1918 году Балкарии было передано 20 960 дес., Осетии 6341 дес., Ингушетии 2359 дес. и Карачаю 53 935 дес. С выходом в сентябре 1921 г. Кабарды из состава Горской республики соседние народы потребовали от Кабарды передачи им части из бывших земель кабардинских князей и дворян.

В результате перекройки карты народов Северного Кавказа в 1944 г., связанные со сталинскими репрессиями, с. Малгобек, а также часть бывшего Курпского района были переданы Северо-Осетинской АССР.

Поселения и каменные строения в Кабарде позднего средневековья - http://kborthodoxy.ru/

Важную, но малоизученную часть материальной культуры восточных адыгов позднего средневековья составляют населенные пункты и строения воздвигнутые для культовых целей. Строительство каменных крепостных сооружений, городов было развито в Черкесии неравномерно. Приморская Черкесия, более развитая в экономическом отношении, и ее геополитическое положение создавали необходимость возникновения и роста городов. По мере удаления от морского побережья Черкесии, города были редки и сведения о них скудные.

Большое внимание уделяется исследованию Нижне-Джулатского городища. Ш.Б. Ногмов[7] указывал, что термином Жулат кабардинцы называли башни и минареты, находящиеся в большом количестве на берегу Терека выше его соединения с Малкой. Название Жулат – происходило от языческого обряда, по которому участники становились друг против друга, брали стрелы и разламывали их с клятвенными обещаниями. Башни по Ш.Б. Ногмову построенные восточными адыгами носили сакральный характер и служили часто кроме оборонительных, для ритуальных целей. В XIII в. С установлением на данной территории власти Золотой Орды, они получили название Татартуп. Первый осмотр Нижне-Джулатского городища в Российской империи произвел в 1807 г. Г.-Ю. Клапрот. Данный памятник привлекал особое внимание как место крупнейшего сражения между чагатайским эмиром Тамерланом и золотоордынским ханом Тохтамышем. В 30-х гг. XX в. М.И. Ермоленко собрал на территории городища разнообразный материал, квадратные кирпичи с поливой, фрагменты поливной керамики, глиняные водопроводные трубы, бронзовые светильники и так далее[8]. В 1962-1963 гг. Г.И. Ионе[9]произвел первые стационарные раскопки города. Исследования продолжил в 1966-1967 гг. И.М. Чеченов[10]. Нижний Джулат возникший в раннем средневековье активно функционировал до конца XIV в., момента захвата и разгрома города эмиром Тамерланом. В городище выделяется цитадель, защищенная с напольной стороны мощными рвами и валами, а с надпойменной стороны — естественной крутизной склона. С юга к цитадели примыкает менее укрепленная часть (посад), а к востоку от них начинается территория обширного селища. Во время раскопок городища выявлены крупнейшая на Северном Кавказе соборная мечеть (436 кв. м.) сооруженная в начале XIV в. Нижний Джулат являлся достаточно большим и процветающим позднесредневековым городом. Обнаружены подземный склеп-мавзолей высеченный в материковом грунте, многочисленные зерновые ямы, остатки жилищ, мощная оборонительная стена из самана, следы металлургического производства и др. При раскопках обнаружен и обильный археологический материал, кости животных, керамика, монеты, изделия из металла, кости, камня и др. Расцветом Нижне-Джулатского городища считается золотоордынский период (XIV в). Город подвергся жестокому разрушению Тимуром в конце XIV в.

Надо отметить, что в русских летописях XVI в. на территории Кабарды упоминаются городки и крепости. Так, во время похода Темрюка Идарова и его русских союзников в лице Григория Плещеева против князя Пшеапшоко Кайтукина были разорены подвластные ему города и крепости — Мохань, Енгирь и Ковань[11].

Эвлия Челяби во вовремя своего путешествия по Кабарде (перв. пол. XVII в.) отметил у места впадения р. Большой Зеленчук в Кубань крепость Шад-керман. Крепость имела ров, а перед одним из ворот – висячий мост из досок. Ее окружность составляла 500 шагов. Цитадель крепости состояла из кирпича. В ней также имелись – баня, постоялый двор, соборная мечеть и квартальная мечеть. Крепость была построена кабардинским князем Мисостом.

Большое распространение на территории восточных адыгов имели культовые сооружения – храмы, церкви, часовни, склепы-кешене и. т.д.

Во второй половине XVI в. польский дипломат Мартин Броневский[13] землю восточных адыгов называл областью пятигорцев и доводил до Гирканского (Каспийского) моря. На данной территории он отмечал каменные постройки-храмы, где раньше служили христианские священники[14].

С установлением российской администрации территория Кабарды начинает привлекать внимание российских исследователей. В 1849 г. в 1 км северо-восточнее селен. Былым А.С. Фирковичем[15] были обнаружены и обследованы остатки башни. По его сведениям, западная сторона башни сохранилась, высота которой - 6, ширина – 10, и толщина около 1,5 аршина. На сохранившейся стене имелось небольшое окно. А.С. Фиркович[16] в 1849 г. зарегистрировал в 12 верстах к западу от Нальчика, на правой части реки Шалушка развалины часовни. Часовня представляла собой круглое в плане сооружение. Вокруг нее располагались несколько каменных плит с крестами.

В 1924 г. в районе Кашкатау А.А. Миллер[23] осмотрел развалины наземного склепа. Позже в 1946 г. данный памятник обследовал П.Г. Акритас. Он представлял собой прямоугольное в плане сооружение с двускатной крышей, построенное из обработанного камня на известковом растворе, стены отштукатурены. К юго-западу от нее А.А. Миллер в еще 1883 г. обследовал склеп, представлявший восьми угольное в плане сооружения с коническим покрытием. Построен из обработанных камней на известковом растворе. В данном районе М.И. Ермоленко к юго-западу от с. Бабугент описал развалины церкви. Она представляла каменную постройку, на которой имелись высеченные кресты и надписи, предположительно греческие. Е.И. Крупнов в 1947 г. обследовавший данный район сообщал о руинах небольшого святилища или древнехристианской церкви с двухскатной крышей[24].

Христианские культовые сооружения начинают приходить в упадок уже в XVI в. с началом проникновения ислама из Османской империи. В XVII в. под напором все возрастающей роли ислама происходит полное искоренение христианства, с чем связанно и окончательное запустение христианских храмов.

Приведенные данные позволяют говорить о преемственности планировки восточноадыгских поселений в течении длительного исторического периода. Подобная практика объясняется, прежде всего, неизменностью ландшафта жизнеобеспечения, социокультурных потребностей и этических принципов на протяжении тысячелетий.


[1] Джорджио Интериано. Рассказ генуэзца Джорджио Интериано о быте и нравах черкесов. Веселовский А.Н. Несколько географических и этнографических сведений о древней России, из рассказов итальянцев. ЗРГО по отделу этнографии. Т.2. – СПб., 1908. С. 736.
[2] Алексеева Е.П. Очерки по истории черкесов XIV-XV вв. // ТКЧНИИ. – Черкесск, 1959. Вып.3. С. 49.
[3] Челеби Эвлия. Книга путешествий. – М., 1979. С. 90–91.
[4] Там же.
[5] Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1994. С. 64.
[6] Смирнов Н.А. Кабарда и реакционное восстание шейха Мансура накануне русско-турецкой войны 1787-1789 гг. Приложение // Сборник статей по истории Кабарды. в. 1. Нальчик, 1959.
[7] Там же. С. 64. Мизиев И.М. Отчет археологической экспедиции КБНИИ в1965 г. С.6-7., архив КБНИИ. Инв. №1746.
[8] Там же.
[9] Ионе Г.И., Опрышко О.Л. Памятники рассказывают. Нальчик, 1963.
[10] Чеченов И.М. Древний город на Тереке. Газ. КБП, 1967 г. № 243. Его же: Некоторые итоги раскопки Нижнего Джулата в 1967 году // Вестник КБНИИ. Вып 1. Нальчик, 1968. Его же: Раскопки городища Нижний Джулат в 1966 году // УЗ КБНИИИ. Т. XXV. Нальчик, 1967.
[11] Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. Документы и материалы: В 2 томах. М., 1957. (КРО). Т.I. С.46.
[12] Нарышкин Н. Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ с археологической целью в 1867 г. // Русское археологическое общество (РАО). Т.VIII. СПб., 1871. С. 326-330.
[13] Мартин Броневский. Описание Татарии // АБКИЕА. С. 53-54
[14] Там же.
[15] Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе. Русское археологическое общество (РАО). T. IX. Вып.2, СПб., 1857. С. 124-125.
[16] Там же
[17] Нарышкин Н. Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ с археологической целью в1867 г. С. 332-333.
[18] Деген-Ковалевский Б.Е. Работы на строительстве Баксанской ГЭС. Известия ГАИМКа. Вып. 110. (Археологические работы Академии на новостройках в 1932-1933 гг. Т.II). М-Л., 1935. С. 14.
[19] Тепцов В. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК. Вып. XIV. Тифлис, 1892. С.59-212.
[20] Там же.
[21] Ермоленко М.И. Археология Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1927. С.4.
[22] ОАК за 1897 г. СПб, 1900. С. 42-44, 141.
[23] Миллер А.А. Краткий отчет о работах Северо-Кавказской экспедиции Государственной Академии истории материальной культуры (СГАИМК), в 1924 и 1925 гг. Т.1. 1926 г. С. 71-142.
[24] Крупнов Е.И. Отчет о работе археологической экспедиции 1947 г. в Кабардинской АССР УЗ КНИИ. Т. IV. Нальчик, 1948. С. 318.
[25] АБКИЕА. С. 76.
[26] Орквасов М.М. Материалы по архитектуре жилищ черкесов. Нальчик, 2011 г. С. 7.
[27] Там же. С. 7-8.
[28] Челеби Эвлия. Указ. соч. С. 86.
[29] Там же
[30] Там же.
[31] Там же.
[32] АБКИЕА. С. 118.
[33] Чеченов И.М. Археологические работы в городищах Кабардино-Балкарии в 1965 году // УЗ КБНИИ. Т. XX. Нальчик, 1967.
[34] Там же. С. 11.

Ж. В. Кагазежев, кандидат исторических наук
Архивы и общество

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: