Вооруженные силы франции доклад

Обновлено: 04.07.2024

Франция является ядерной державой и обладает самыми крупными вооруженными силами среди европейских государств - членов НАТО, численность которых превышает 211 тыс. человек. ВС страны состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС, а также включают службы и учреждения центрального подчинения. Верховный главнокомандующий вооруженными силами - президент, который осуществляет руководство ВС через комитет обороны, высший совет обороны и совет министров. Он же принимает наиболее важные решения в области обеспечения национальной безопасности и применения ВС страны, включая ядерное оружие. Вооруженные силы Франции комплектуются на профессиональной основе.

Общее руководство ВС возложено на министра обороны (гражданское лицо). Оперативное и административное управление войсками (силами) осуществляет начальник штаба вооруженных сил. В военно-административном отношении территория страны разделена на семь зон обороны, командующие которыми в мирное время отвечают за координацию деятельности государственных и военных органов управления в ходе проведения мероприятий гражданской обороны, поддержание в надлежащем состоянии и совершенствование военной инфраструктуры, а в военное - за организацию территориальной обороны. В интересах организации управления и всестороннего обеспечения войск (сил) территория страны разделена на военные округа (ВО) видов ВС.

Основные функции французских вооруженных сил определены в главном доктринальном документе страны под названием "Белая книга по вопросам обороны и национальной безопасности Франции" (2013). В соответствии с этим документом обеспечению безопасности страны способствуют:

- Осведомленность, то есть наличие достоверной и полной информации, а также знание обстановки на стратегическом и тактическом уровне, что необходимо для подготовки обоснованных решений политическим и военным руководством, предупреждения и нейтрализации рисков и угроз, эффективного применения сил и средств и более рационального их использования, а также координации действий с союзниками и партнерами.

- Сдерживание. По взглядам французского руководства, ядерное сдерживание обеспечивает защиту страны от любого вида агрессии другого государства, откуда бы она ни исходила и в какой бы форме ни проявлялась, а также способствует обеспечению безопасности НАТО и Европы в целом. Решение на применение сил ядерного сдерживания принимает президент республики только в случае крайней необходимости. Кроме того, силы ядерного сдерживания гарантируют независимость принимаемых республикой решений, свободу действий Франции в рамках исполнения' взятых на себя международных обязательств, включая возможность противостоять попыткам шантажа, которые могли бы быть применены в кризисной ситуации.

- Защита национальной территории. Под этим подразумевается защита Франции от любой угрозы военного характера, а также задействование ВС в целях ликвидации последствий техногенных и природных катастроф и при возникновении угрозы совершения терактов. Кроме того, важной функцией вооруженных сил при решении данной задачи является активное участие в создании общеевропейской системы ПРО и системы предупреждения о ракетном нападении.

- Предупреждение. Предполагает принятие превентивных мер, позволяющих выявить имеющиеся риски до того момента, пока они не трансформировались в реальные угрозы. Осуществляется всеми имеющимися у Франции средствами (экономическими, дипломатическими, военными и др.) в целях предотвращения развития конфликта или кризиса.

- Военное вмешательство. Предусматривает "обеспечение безопасности французских граждан за рубежом, защиту стратегических интересов страны, партнеров и союзников Франции, а также выполнение международных обязательств".

Для выполнения этой функции ВС страны должны участвовать в следующих видах операций:

- проводимых по национальным планам (такие как эвакуация соотечественников, а также антитеррористические операции и др.);

- в рамках ЕС и НАТО, в которых Париж выступает инициатором, а французское участие в их подготовке и проведении оказывает решающее влияние на ход и исход военной кампании;

- в составе коалиции, в которых руководство возлагается на союзников, прежде всего на США. Роль Франции в таких операциях заключается в содействии успеху кампании.

Согласно "Белой книге" строительство ВС Франции осуществляется с учетом двух основных принципов:

- Принципа стратегической автономии, который предусматривает независимый характер решений, принимаемых руководством страны на применение национальных ВС. В соответствии с ним Франция должна брать на себя инициативу проведения операций, которые она признает целесообразными для защиты своих интересов и обеспечения безопасности, а также при необходимости выполнять коалиционные обязательства в составе воинских формирований Европейского союза.

- Принципа соответствия вооруженных сил возможным вариантам их применения, то есть ВС Франции должны находиться в готовности к реагированию на угрозы применения силы со стороны иностранных государств, а также к задействованию согласно ст. S Вашингтонского договора. Кроме того, они должны быть готовы к проведению операций по урегулированию кризисов в других государствах.

Одновременно вооруженные силы и другие государственные структуры должны быть способны принять необходимые меры для обеспечения безопасности страны, защиты ее инфраструктуры от угроз различного характера (киберугрозы, терроризм, действия, подрывающие безопасность поставок сырья, гуманитарные, природные или техногенные катастрофы).

В зависимости от оперативного предназначения и характера решаемых задач вооруженные силы Франции подразделяются на стратегические ядерные силы (СЯС) и силы общего назначения.

Стратегические ядерные силы представлены морским (четыре ПЛАРБ типа "Триумфан" с 48 БРПЛ и 288 ядерными зарядами) и воздушным (52 самолета-носителя "Рафаль" F.3 и "Мираж-2000N" с 52 ядерными зарядами) компонентами.

Силы общего назначения включают соединения, части и подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС, не входящие в состав стратегических ядерных сил.

Сухопутные войска (130,6 тыс. человек) являются наиболее многочисленным видом ВС Франции. Они предназначены для ведения боевых действий по национальным планам и в составе группировок ОВС НАТО, сил реагирования Европейского союза и других многонациональных формирований. Руководство СВ возложено на начальника штаба сухопутных войск, который подчинен начальнику штаба вооруженных сил.

Организационно сухопутные войска включают: оперативное командование (штаб французского АК БР (НАТО), два штаба оперативных соединений дивизионного уровня, восемь общевойсковых бригад, бригаду специального назначения, две бригады боевого обеспечения (разведки и РЭБ, управления и связи), бригаду тыла, командование центров боевой подготовки, а также отдельные части и подразделения), французский компонент "Еврокорпуса" быстрого развертывания, части центрального подчинения, пять ВО, а также части и подразделения на заморских и иностранных территориях.

В состав сухопутных войск входят: боевые танки - 250 единиц; орудия ПА, минометы и РСЗО - 1100; боевые бронированные машины - 4 300; ПТРК - 2 100; пусковые установки ЗУР и ПЗРК - 460; вертолеты и самолеты армейской авиации - 430 единиц.

ВВС (46,7 тыс. человек) включают: штаб, три командования (стратегическое авиационное, воздушных операций и ПВО, авиации и обеспечения ВВС), центральное управление подготовки и кадров ВВС, административно-финансовую службу ВВС, а также части и учреждения центрального подчинения.

Военно-воздушные силы представлены: эскадрильями самолетов боевой авиации - 13 (из них 12 тактических истребительных, в том числе две - носители ЯО и одна разведывательная); вспомогательной авиации - 35; вертолетными эскадрильями - пять; зенитными ракетными батареями - четыре.

На вооружении военно-воздушных сип состоят: самолеты боевой авиации - 272 (40 носителей ЯО) и вспомогательной - 405; вертолеты - 85 (из них 77 боевых); ПУ ЗУР - 107; ПЗРК - 62; орудия зенитной артиллерии - 209 единиц.

ВМС (34 400 человек) включают: штаб; стратегическое морское командование; четыре командования родов сил (подводных сил, надводных сил, авиации ВМС, сил специального назначения); пять оперативных командований ВМС - на Атлантике, на Средиземном море, в зоне пролива Ла-Манш ("Шербур"), в зоне Индийского океана, в зоне Тихого океана; шесть военно-морских компонентов командований ВС вне метрополии; два военно-морских округа - Атлантический, Средиземноморский; Шербурский военно-морской район; центральные управления и службы.

В составе ВМС имеются: боевые корабли - 68 (в том числе авианосец, четыре ПЛАРБ и шесть ПЛА); боевые катера - 63 (включая 32 - морской жандармерии); вспомогательные суда - 48; боевые самолеты - 58; самолеты вспомогательной авиации - 34; вертолеты - 77 (в том числе 65 боевых).

Основные направления развития национальных вооруженных сил определены в принятой в 2014 году программе реформирования ВС Франции на период до 2019 года, предусматривающей оптимизацию их структуры, снижение затрат на содержание, а также сокращение обычных вооруженных сил при одновременном повышении их боевой и мобилизационной готовности.

Общую численность ВС страны в ближайшие пять лет планируется сократить на 16 % (с 211 до 180 тыс. человек).

В ходе военной реформы важнейшее место отводится поддержанию стратегических ядерных сил в готовности к выполнению задач стратегического сдерживания. В связи с этим Франция намерена сохранить существующий боевой состав национальных СЯС.

В рамках реформирования сухопутных войск основные усилия предполагается сосредоточить на изменении организационно-штатной структуры соединений и частей и сокращении их численности. Так, количество общевойсковых бригад планируется сократить с восьми до семи, боевых танков "Леклерк" - с 250 до 200 единиц, ББМ - с 4 300 до 2 700. Одновременно намечается продолжить реализацию программы модернизации ВВТ СВ Франции, в рамках которой предполагается в первую очередь:

- обновить парк ВВТ, в том числе путем замены бронемашин 1970-1990 годов выпуска современными образцами;

- повысить защищенность личного состава и оборудования при действиях в различных условиях боевой обстановки;

- увеличить эффективность применения систем вооружения за счет внедрения единой информационно-управляющей системы на поле боя.

Среди основных приоритетных направлений программы - замена боевых машин пехоты АМХ-10Р новыми БМП VBCI (всего 630 единиц, в том числе 138 КШМ), а также оснащение частей и подразделений перспективными многофункциональными бронированными машинами VBMR, которые должны заменить устаревший парк бронетранспортеров VAB. Всего в интересах сухопутных войск предполагается закупить 2 080 бронированных машин VBMR. В свою очередь, вместо устаревших БМТВ ERC-90 и АМХ-10RC запланирована поставка в соединения СВ боевых бронированных разведывательных машин EBRC. Приобретение первых 70 единиц ожидается в 2018 году.

В ходе процесса модернизации вертолетного парка предусмотрено поставить 16 ударных вертолетов ЕС-665 "Тигр", а также 29 вертолетов боевого обеспечения NH-90.

Одним из направлений программы является создание единой системы информационного обеспечения на поле боя. При этом МО Франции наметило в период до 2020 года завершить оснащение войск АСУ нового поколения типа "Скорпион". Впоследствии оконечными устройствами "Скорпион" предполагается снабдить пункты управления подразделений общевойсковых бригад, бригад разведки, управления и связи, тылового обеспечения, трех полков армейской авиации, а также штабную и боевую технику. Общая стоимость программы 5 млрд евро.

В военно-воздушных силах намечено расформировать три авиабазы, базу хранения авиационной техники и зенитный ракетный дивизион. Количество самолетов боевой авиации предусматривается сократить с 272 до 225, вспомогательной авиации (военно-транспортные, самолеты-заправщики и ДРЛО) - со 153 до 76 единиц.

Наряду с оптимизацией оргштатной структуры и сокращением численности личного состава планируется дальнейшая реализация программы модернизации ВВС, включающей в том числе: поставку самолетов "Рафаль"; совершенствование самолетов "Мираж-2000Б", "Мираж-2000-5F", военно-транспортных С-130, а также самолетов ДРЛО и управления авиацией E-3F, вертолетов ЕС-725, AS-532 "Кугар" и SA-330B "Пума", а также закупки новых военно-транспортных самолетов А.400М (в настоящее время поставлено шесть единиц, к 2020 году намечено закупить еще 15). В рамках программы разработки перспективного транспортного самолета-заправщика предполагается приобрести 12 самолетов А.330 или КС-767.

В военно-морских силах предусмотрено сокращение количества кораблей классов эсминец и фрегат с 23 до 15 единиц, а также свертывание ряда программ модернизации флота.

В то же время в указанный период на вооружение ВМС поступят: первая атомная многоцелевая подводная лодка нового поколения, создаваемая по программе "Барракуда"; пять многоцелевых фрегатов, строящихся по совместной франко-итальянской программе FREMM; три многоцелевых патрульных корабля.

Важным направлением программы реформирования ВС Франции до 2019 года станет также дальнейшее совершенствование системы кибербезопасности, включая разработку программного обеспечения, позволяющего постоянно в автоматическом режиме контролировать ситуацию в киберпространстве; формирование в структуре министерства обороны командования межвидовых программ и киберзащиты, а также организацию тесного взаимодействия национальных органов обеспечения безопасности информационных систем с соответствующими органами НАТО и Евросоюза.

Кроме того, в программе представлены концептуальные вопросы боевого применения национальных ВС. В частности, для задействования в конфликте высокой интенсивности продолжительностью до шести месяцев на удаленном ТВД Франция должна быть способна выделить межвидовую группировку войск (сил) численностью до 15 тыс. человек. При этом в общий боевой состав такой группировки, в зависимости от характера стоящих перед ней задач, могут входить: до трех общевойсковых бригад (бригадных тактических групп) сухопутных войск, до 45 самолетов боевой авиации, а также авианосная многоцелевая группа в составе АВМА "Шарль де Голль", двух универсальных десантных кораблей типа "Мистраль", до пяти кораблей классов эсминец и фрегат, одной ПЛА и до семи самолетов базовой патрульной авиации.

Одновременно с этим ВС Франции должны быть способны выделить не менее трех воинских контингентов общей численностью до 7 тыс. человек для участия в урегулировании локальных конфликтов.

Кроме того, в целях оперативного реагирования на внезапно возникающие угрозы предполагается иметь в постоянной боевой готовности межвидовое формирование численностью 5000 человек, из которых 2 300 военнослужащих в течение 7 сут могут быть переброшены в район проведения операции, находящийся на удалении до 3 000 км. Сухопутный компонент данного формирования будет включать батальонную тактическую группу (до 1 500 человек), авиационный - до 10 истребителей, дежурные силы и средства военно-транспортной авиации и воздушной разведки, военно-морской компонент - универсальный десантный корабль, эсминец УРО и два фрегата.

На реализацию данной шестилетней программы планируется выделить около 190 млрд евро, что предусматривает ежегодные ассигнования в размере 31 млрд евро. Вместе с тем, по прогнозам специалистов французского министерства обороны, из-за тенденции сокращения расходов на военные цели ряд программ по модернизации вооруженных сил республики может быть пересмотрен.

Французский солдат в экипировке пехотинца будущего FELIN

Вооруженные силы Франции состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, а также включают службы и учреждения центрального подчинения. В соответствии с конституцией страны верховным главнокомандующим ВС является президент. Он осуществляет руководство ВС через комитет обороны, высший совет обороны и совет министров и принимает наиболее важные решения в области обеспечения национальной безопасности, задействования ВС, включая применение ядерного оружия.

Общее руководство вооруженными силами Франции возложено на министра обороны (гражданское лицо), который отвечает за разработку и реализацию планов строительства вооруженных сил, их финансирование, оснащение ВВТ, а также за подготовку кадров и комплектование личным составом.

Оперативное и административное управление войсками возложено на начальника штаба (НШ) вооруженных сил. Он разрабатывает планы применения ВС, руководит операциями и боевыми действиями войск (сил), в том числе выделенных в состав миротворческих формирований, а также организует проведение мероприятий оперативной боевой подготовки.

ЗАДАЧИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФРАНЦИИ

Так, главными задачами вооруженных сил Франции по обеспечению безопасности государства являются:

1. Получение информации и упреждение. Данная функция, которая признается в современных условиях наиболее важной, включает: ведение разведки; сбор и накопление информации; анализ перспектив возможного задействования различных сил и средств.

2. Предупреждение возникновения кризисов и военных конфликтов. По мнению французского руководства, ведущую роль в этом процессе на международной арене должна играть ООН и дипломатические меры предупредительного характера. Для реализации данной задачи используются все имеющиеся у Франции средства (экономические, дипломатические, военные и другие) в целях предотвращения развития конфликта или кризиса.

3. Ядерное сдерживание. Является фундаментальным элементом обеспечения безопасности страны и гарантом проведения независимой внешней политики. В условиях маловероятности развязывания агрессии против Франции в ближайшие 15 лет Париж обосновывает необходимость поддержания ядерного потенциала государства развитием технологий в данной сфере странами Азии, а также возникновением новых угроз. В этой связи декларируется сугубо оборонительный характер стратегических ядерных сил (СЯС), призванных удержать потенциального агрессора от использования военной силы под угрозой ответного удара. Французское руководство исходит из принципа необходимой достаточности своих СЯС и предусматривает наличие в их составе двух компонентов: стратегического морского и стратегического воздушного.

4. Защита. Задача вооруженных сил по обеспечению национальной безопасности от действий организованных криминальных групп, а также природных и техногенных катастроф. Решение данной задачи предусматривает координацию действий государственных структур и общественных организаций. Приоритетными направлениями в этой сфере считаются: совершенствование системы контроля над национальной территорией, оповещения и информирования населения, а также гражданская оборона страны.

5. Вмешательство. Оценивается как исключительная мера и подразумевает применение вооруженных сил в интересах защиты национальных интересов, обеспечения выполнения Францией своих международных обязательств, как правило, в составе многонациональных сил (ООН, ЕС, НАТО). Однако в последнее время наметилась тенденция к самостоятельному проведению ВС Франции военных операций за пределами страны. Например, в операции "Рассвет Одиссея" в Ливии значительная часть нагрузки пришлась на французские вооруженные силы, в то время, как США предпочли вообще не ввзяываться в боевые действия. Операция "Сервал" в Мали (начата в январе 2013 г.) проводится ВС Франции самостоятельно.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВС ФРАНЦИИ

Вооруженные силы Франции комплектуются на профессиональной основе. Обязательная военная служба по призыву полностью отменена. Вместе с тем сохранена национальная повинность, которую гражданин может отбывать в различных формах, в том числе в виде добровольной военной службы (по контракту на 12-16 месяцев).

Офицерский состав комплектуется кадровыми военнослужащими (около 70%) из выпускников военных учебных заведений и офицерами по контракту (около 30%) из лиц с высшим специальным образованием.

Унтер-офицерский состав комплектуется военнослужащими следующих категорий:

  • кадровыми унтер-офицерами (40-45%) из выпускников школ кадровых унтер-офицеров;
  • офицерами по контракту, отбираемыми по конкурсу из числа рядовых по контракту или из военнослужащих-добровольцев, изъявивших желание отбывать национальную воинскую повинность в форме прохождения военной службы с заключением контракта и имеющих высшее или специальное гражданское образование (55-60%).

Продолжительность контракта, заключаемого офицерами и унтер-офицерами, составляет четыре - восемь лет с возможностью последующего продления. При этом максимальная продолжительность службы военнослужащих данных категорий - 20 лет.

Комплектование ВС Франции рядовым составом осуществляется двумя путями:

  • заключением контракта на три - пять лет с последующим продлением, но не более чем до 15 лет (до 20 лет для редких специальностей) – 95%;
  • набором добровольцев, изъявивших желание проходить национальную повинность в форме военной службы и заключивших контракт сроком на 12-16 месяцев с возможностью его продления до пяти лет – 5%.

В настоящее время средняя продолжительность службы по контракту составляет для рядового состава восемь лет с учетом его продления. Вместе с тем около 15% военнослужащих по контракту в ходе службы предоставляется возможность стать кадровыми унтер-офицерами и продолжить службу до достижения предельного возраста, а до 20% контрактников, получивших звание старшего капрала и высшую для рядового состава степень квалификации по специальности, служат до 15 лет.

СТРУКТУРА, ЧИСЛЕННОСТЬ, ВООРУЖЕНИЕ, РЕФОРМИРОВАНИЕ

Строительство вооруженных сил Франции осуществляется согласно плану военной реформы, рассчитанной до 2015 года, и среднесрочной программе развития ВС (2009-2014). Главной целью реформирования ВС является приведение их в соответствие требованиям новых доктринальных установок, предполагающих в условиях отсутствия в обозримой перспективе непосредственной военной угрозы стране активное использование ее вооруженных сил за пределами национальной территории.

БМП VBCI

Основные направления военного строительства: поддержание ядерных сил на уровне необходимой достаточности; повышение возможностей войск (сил) по решению задач за пределами Франции, включая обеспечение высокой стратегической мобильности соединений и частей путем дальнейшего развития средств воздушных и морских перевозок; наращивание ударного потенциала авиации за счет оснащения самолетов боевой авиации высокоточным оружием; развитие авианосных и амфибийных сил флота. Кроме того, возрастает роль вооруженных сил при противодействии таким новым рискам и угрозам, как атаки на компьютерные сети и информационные системы (так называемые кибератаки), морское пиратство, транснациональная организованная преступность.

По замыслу военно-политического руководства (ВПР) Франции, после завершения реформы ВС страна должна обладать мобильными силами общего назначения, имеющими высокую степень боеготовности и способными действовать на удаленных ТВД.

Общая численность ВС Франции составляет свыше 300 тыс. человек, включая 230 тыс. военнослужащих и 70 тыс. гражданских служащих.

Сухопутные войска (110 тыс.) являются наиболее многочисленным видом вооруженных сил страны. Они предназначены для ведения боевых действий совместно с другими видами ВС по национальным планам и в составе группировок объединенных вооруженных сил НАТО, сил реагирования Европейского союза и других многонациональных формирований. Руководство ими возложено на начальника штаба сухопутных войск, который подчинен начальнику штаба ВС.

Многоцелевой истребитель

Многоцелевой истребитель "Рафаль" F.3

Соединения и части командования предназначены для участия в национальных или многонациональных операциях на удаленных ТВД. На OKCB возложены задачи по поддержанию войск в готовности к боевому применению, а также по организации и проведению оперативной и боевой подготовки. Оно непосредственно взаимодействует с центром планирования и руководства операциями штаба ВС, осуществляет разработку планов применения соединений и частей, предназначенных для переброски в кризисные районы или районы ведения боевых действий, формирует их оперативные органы управления (командования).

В соответствии с программой реформирования в составе сухопутных войск предполагается иметь оперативные силы численностью не менее 88 тыс. человек, из которых до 30 тыс. могут быть выделены для участия в операциях МНС на удаленных ТВД, 5 тыс. - находиться в оперативном резерве в готовности к развертыванию в любом регионе мира, 10 тыс. человек - в готовности к применению по планам министерства обороны или гражданских властей в случае возникновения кризисной ситуации на национальной территории.

Военно-воздушные силы (51600 человек) возглавляет начальник штаба ВВС, который подчинен НШ ВС.

ВВС организационно включают: четыре командования (стратегическое авиационное, воздушных операций и ПВО, авиации ВВС, обеспечения ВВС); центральное управление подготовки и кадров ВВС административно-финансовую службу ВВС; части и учреждения центрального подчинения. Кроме того, в интересах поддержания необходимого технического состояния самолетов и вертолетов всех видов ВС на начальника штаба ВВС возложено руководство объединенной службой МТО авиатехники и службой промышленной поддержки авиатехники ВС.

Стратегическое авиационное командование (САК) осуществляет административное и оперативное руководство воздушным компонентом стратегических ядерных сил. Командующий САК отвечает за весь комплекс мероприятий по подготовке и применению находящихся в его подчинении сил и средств. По вопросам боевого применения самолетов-носителей это лицо напрямую подчинено начальнику штаба ВС.

Командование воздушных операций и ПВО выполняет задачи по организации ПВО страны, планированию и руководству воздушными операциями, проводящимися как на национальной территории, так и за ее пределами. Оно отвечает также за организацию и управление воздушным движением всех военных летательных аппаратов (из состава ВВС, авиации ВМС, армейской авиации сухопутных войск), организацию и координацию поисково-спасательных операций.

В состав этого командования входят: оперативный штаб ВВС; оперативный центр ВВС; национальный центр управления воздушными операциями; оперативный центр военно-транспортной авиации; центр обобщения и передачи данных о воздушной обстановке; центр анализа и подготовки; национальный центр подготовки данных об объектах поражения; разведывательный центр ВВС; управление организации воздушного движения ВС. Кроме того, к выполнению задач противовоздушной обороны привлекаются силы и средства командования авиации ВВС, выделенные на постоянной основе в его оперативное подчинение - в состав двух зон ПВО (центры и пункты управления и оповещения, средства радиолокационного оповещения, связи и РЭБ).

Командование авиации ВВС осуществляет административное руководство эскадрильями самолетов боевой и вспомогательной авиации, силами и средствами контроля воздушного пространства, связи и РЭБ; подразделениями охраны и безопасности, силами специального назначения ВВС. Командующий отвечает за весь комплекс мероприятий по подготовке к применению находящихся в его подчинении сил и средств.

Командование обеспечения ВВС выполняет задачи по организации всестороннего обеспечения авиационных частей и объектов инфраструктуры ВВС, техобслуживания авиатехники, организации эксплуатации, обслуживания и ремонта оборудования авиабаз, специальных аэродромных сооружений, отдельных систем связи ВВС и других авиационно-технических средств.

В рамках программы разработки перспективного транспортного самолета-заправщика предполагается приобрести 14 самолетов А330 или 16 КС-767.

ПЛАРБ S-619

ПЛАРБ S-619 "Террибль" типа "Триумфан"

Командование военно-морскими силами (30400 человек) возложено на начальника штаба ВМС, который подчинен НШ вооруженных сил.

УДК L9014

УДК L9014 "Тоннер" типа "Мистраль" в ходе операции против Ливии

Для руководства морским компонентом группировки МНС, входящей в состав НАТО или Европейского союза, в составе командования ВМС на Средиземном море создан штаб командования морского компонента коалиционных сил.

Военно-морские силы насчитывают 75 боевых кораблей (в том числе один авианосец, четыре ПЛАРБ и шесть ПЛА); 61 боевой катер; 13 вспомогательных судов; 60 боевых самолетов; 22 самолета базовой патрульной авиации; 80 вертолетов.

(Подполковник А.Митин, "ЗВО")

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция "Буря в пустыне", группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил.

Выйдя в 1966 году из военной организации НАТО, Франция стремится проводить независимый от США и Североатлантического блока внешнеполитический курс. Вместе с тем, оставаясь членом этого блока, она поддерживает связи с ним и странами-участницами в различных областях, в том числе и в военной.

Франция является одной из трёх капиталистических держав, обладающих ядерным оружием, она имеет также сравнительно крупные по численности вооружённые силы (около 574 тыс. человек), оснащённые современным вооружением, на содержание которых затрачиваются значительные средства. Военный бюджет на 1976 год утвержден в размере 50 млрд. франков (свыше 11 млрд. долларов) и его доля в государственном бюджете страны составляет более 17%. По сравнению с 1975 годом военный бюджет Франции на 1976 год увеличен более чем на 14%.

Высшие военные органы Франции

Верховным главнокомандующим вооружёнными силами Франции в соответствии с конституцией является президент республики, который руководит ими через комитет обороны, высший совет обороны, премьер-министра и министра обороны (рис. 1).

Высшие военные органы Франции


Рис. 1. Высшие военные органы Франции

Комитет обороны является высшим политическим органом по военным вопросам при президенте и правительстве. Он принимает решения по основным вопросам обороны, направляет деятельность различных министерств и ведомств по подготовке страны на случай войны, а в военное время возглавляет руководство страной и вооружёнными силами. На заседаниях комитета председательствует президент республики. В его состав входят премьер-министр и ряд министров (иностранных дел, внутренних дел, обороны, экономики и финансов), а также генеральный секретарь национальной обороны. К участию в работе комитета в случае необходимости могут привлекаться другие министры и руководители различных ведомств.

Высший совет обороны является консультативным органом при президенте и правительстве. Его функцией является выработка рекомендаций по законопроектам в области военной политики и строительства вооружённых сил. В состав высшего совета обороны входят:

  • президент Франции (председатель);
  • премьер-министр;
  • руководители основных министерств и ведомств;
  • начальник штаба вооружённых сил;
  • начальники штабов видов вооружённых сил и ряд других высших военных руководителей.

Министр обороны (гражданское лицо) отвечает за руководство вооружёнными силами, их боеготовность, выполнение планов их строительства и технического переоснащения. Он осуществляет руководство через штабы вооружённых сил и видов вооружённых сил. Основным консультативным органом министра обороны является комитет начальников штабов, в состав которого, кроме министра обороны (председатель), входят начальник штаба вооружённых сил и начальники штабов видов вооружённых сил. Непосредственную помощь министру обороны оказывает государственный секретарь по вопросам обороны, который разрабатывает предложения по строительству вооружённых сил и положения о прохождении службы офицерским, унтер-офицерским и рядовым составом. На пост государственного секретаря по вопросам обороны назначалось, как правило, гражданское лицо. В 1975 году впервые этот пост занял один из французских генералов.

Непосредственно подготовкой и деятельностью вооружённых сил в мирное время руководит начальник штаба вооружённых сил через начальников штабов видов вооружённых сил. Начальник штаба вооружённых сил Франции пользуется широкими полномочиями. Под его руководством разрабатываются планы строительства и боевого использования вооружённых сил страны в соответствии с решениями правительства и директивами министра обороны. Он контролирует состояние боевой готовности вооружённых сил и лично руководит проведением наиболее крупных маневров и учений.

Начальник штаба определяет состав группировки вооружённых сил в соответствии с оперативными планами, общие задачи и организацию видов вооружённых сил, участвует в разработке проекта военного бюджета и распределении материальных ресурсов и финансовых средств между видами вооружённых сил. В кризисный период он назначается начальником генерального штаба вооружённых сил, а в военное время по распоряжению президента страны руководит всеми боевыми операциями вооружённых сил. Ему предоставляется также широкая инициативе в принятии важных военно-политических решений, за исключением вопросов первоначального применения стратегического и тактического ядерного оружия (это право предоставлено только президенту Франции).

Права начальника штаба вооружённых сил Франции в последние годы значительно расширены. В соответствии с решением правительства в марте 1975 года в его полное подчинение перешли начальники видов вооружённых сил. Ему предоставлено также право собирать комитет начальников штабов, что ранее входило в компетенцию только министра обороны.

Начальники штабов видов вооружённых сил отвечают за разработку вопросов мобилизационного развертывания и оперативного использования своих видов вооружённых сил, организацию и проведение боевой подготовки личного состава, а также разработку планов их строительства и технического переоснащения.

Вооружённые силы Франции состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, а также военной жандармерии.

Сухопутные войска Франции

Сухопутные войска являются самым многочисленным видом вооружённых сил, насчитывают около 332 тыс. человек (без учета военной жандармерии). Они подразделяются на боевые (маневренные) силы, интервенционные и заморские силы, а также войска территориальной обороны.

В состав 1-й армии (штаб в Страсбург) входят пять механизированных дивизий, сведенных в два армейских корпуса (1-й и 2-й).

В настоящее время почти все механизированные дивизии имеют так называемую переходную организацию, по которой в дивизии есть две механизированные и одна моторизованная бригада. Продолжается перевод моторизованных бригад на штаты механизированных.

В состав интервенционных и заморских сил входят 11-я воздушно-десантная дивизия (штаб в По) и 9-я аэромобильная бригада (штаб в Сен-Мало), а также отдельные части и подразделения на заморских территориях и в странах Африки, с которыми Франция имеет соответствующие договоры о военном сотрудничестве (Берег Слоновой Кости, Сенегал, Габон и другие).

11-я воздушно-десантная дивизия предназначена для усиления французских войск на заморских территориях, а также для участия в ограниченных конфликтах в различных районах мира. Одновременно она является резервом боевых сил.

9-и аэромобильная бригада в мирное время выполняет задачи по охране важнейших военно-морских объектов на территории страны. Поэтому она считается также соединением войск территориальной обороны.

Войска территориальной обороны предназначены для непосредственной обороны территории страны. В военное время предусматривается создание семи зон обороны, которые территориально совпадают с существующими в мирное время семью военными округами. Зоны обороны (военные округа) делятся на военные районы. Всего имеется 21 военный район (по два—пять в каждой зоне).

Высшая исполнительная власть в зоне обороны принадлежит префекту этой зоны, а руководство военными мероприятиями осуществляет командующий ею (в кризисных ситуациях командующие военными округами распоряжением правительства автоматически назначаются командующими зонами обороны).

Войска территориальной обороны формируются и размещаются по территориальному признаку. В мирное время в них насчитывается около 30 отдельных территориальных полков и свыше 20 резервных (кадрированных) пехотных полков. Кроме того, в составе войск территориальной обороны имеются две отдельные альпийские пехотные бригады (17-я и 27-я), 9-я отдельная аэромобильная бригада, а также подразделения (легкой армейской авиации, инженерные, связи, материально-технического обеспечения и обслуживания).

Общая численность личного состава войск территориальной обороны около 56 тыс. человек. Предполагается, что после отмобилизования численность их значительно увеличится и в боевом составе территориальных войск будет насчитываться около 100 пехотных полков и до 14 территориальных пехотных бригад.

Военно-воздушные силы Франции

Военно-воздушные силы Франции являются самостоятельным видом вооружённых сил обшей численностью около 102 тыс. человек. Их самолётный парк имеет до 500 боевых машин. ВВС состоят из четырех основных командований: стратегического, тактического, противовоздушной обороны и транспортного.

Стратегическое авиационное командование (штаб в Таверни) — это основная ударная сила. В её составе находится стратегическая авиация и баллистические ракеты средней дальности.

Баллистические ракеты средней дальности — 18 пусковых установок шахтного типа (две эскадрильи по девять ракет) — дальность стрельбы 2500 км. Обе эскадрильи базируются на плато Альбион в Верхнем Провансе.

Командование тактических ВВС (штаб в Мец) объединяет всю тактическую авиацию и предназначено для осуществления авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС, завоевания и удержания господства в воздухе, ведения воздушной разведки и решения других задач. В командование тактических ВВС входят части и подразделения истребителей бомбардировщиков, истребителей-перехватчиков и тактических разведчиков. Авиационные эскадры двух- и трёхэскадрильного состава (всего 19 эскадрилий) по 15—18 боевых самолётов сведены в 1-е тактическое авиационное командование (ТАК) со штабом в Мец. 2 ТАК (штаб в Нанси) в мирное время своих сил не имеет.

Эскадры истребителей-бомбардировщиков и истребителей-перехватчиков базируются на аэродромах в Лонвик (Дижон), Оше (Нанси), Сап-Совер (Люксей), Сен-Дизье, Туль и Кольмар, разведывательная — в Страсбург.

Командование ПВО (штаб в Таверни) предназначено для прикрытия с воздуха важнейших административно-промышленных центров страны, а также районов базирования стратегической авиации и баллистических ракет средней дальности.

При выполнении боевых задач командующий ПВО организует взаимодействие истребительной авиации с зенитными частями сухопутных войск. Эскадры ПВО базируются на аэродромах в Корита, Санли, Эпинуа и Реймс.

Военно-морские силы Франции

Военно-морские силы Франции общей численностью около 70 тыс. человек состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Они предназначены для нанесения ядерных ударов по важнейшим административно-промышленным центрам противника, для обороны территории страны с моря, защиты морских коммуникаций, а также для ведения боевых действий на море, заморских территориях и в районах, которые Франция считает зоной своего влияния.

Авиация ВМС насчитывает около 430 самолётов и вертолётов. Численность её личного состава 11 500 человек. Морская пехота имеет общую численность личного состава около 500 человек.

Военная жандармерия Франции

Военная жандармерия (около 70 тыс. человек) является составной частью вооружённых сил Франции и подчиняется непосредственно министру обороны. В мирное время военная жандармерия наряду с полицией выполняет в основном административные и полицейские функции, а в кризисных ситуациях её основной задачей становится обеспечение обороны и защита национальной территории. На вооружении жандармерии находится около 250 тыс. единиц бронетанковой и автомобильной техники, в том числе легкие танки и бронеавтомобили.

По оперативно-стратегическому предназначению вооружённые силы Франции делятся на стратегические ядерные, боевые (маневренные), интервенционные и заморские, силы безопасности.

Боевые (маневренные) силы объединяют все соединения и части постоянной готовности 1-й армии (более 150 тыс. человек), Атлантическою и Средиземноморскую эскадры, группу авианосцев и подводные силы из состава ВМС (около 10 тыс. человек личного состава, 22 надводных корабля, 19 дизельных подводных лодок, которые относится и к силам безопасности, около 140 самолётов и вертолётов). Из состава ВВС сюда входят шесть эскадр истребителей-бомбардировщиков и разведывательная эскадра из состава командования тактических ВВС (около 14 тыс. человек личного состава и 280 боевых самолётов).

Интервенционные и заморские силы в свой состав включают 11-ю воздушно-десантную дивизию, 9-ю отдельную аэромобильную бригаду (одновременно относится и к силам безопасности), а также подразделения и части всех видов вооружённых сил на заморских территориях и в странах Африки. За пределами Франции находится более 20 тыс. французских военнослужащих. Из Устава ВМС, кроме частей, базирующихся на ВМБ Джибути, Фор-де-Франс, Нумеа и Таити (Папеэте), в эти силы входят подразделения морской пехоты и десантные суда, а также силы боевого и тылового обеспечения. От ВВС сюда входит штаб 2-го тактического авиационного командования с выделяемыми в его распоряжение подразделениями всех родов авиации, а также подразделения боевого и тылового обеспечения общей численностью около 17 000 человек.

Силы безопасности включают соединения и части войск территориальной обороны, в том числе 17-ю и 27-ю отдельные альпийские пехотные бригады и 9-ю отдельную аэромобильную бригаду, территориальные пехотные и бронекавалерийские полки (всего около 50000 человек), подразделения департаментской и мобильной жандармерии (70 000 человек).

К силам безопасности от ВМС относится около 11 000 человек личного состава, 70 надводных кораблей, 19 дизельных подводных лодок, около 50 самолётов и 20 вертолётов.

Комплектование личным составом вооружённых сил осуществляется в соответствии с законом о национальной повинности и набором добровольцев по долгосрочным (не менее трёх лет) контрактам. Призывной возраст установлен в 19 лет, а для добровольцев — 18 лет. Продолжительность срочной службы 12 месяцев для всех категорий военнослужащих срочной службы. Свыше половины личного состава вооружённых сил являются кадровыми военными и лицами, проходящими службу по долгосрочным контрактам, а такие компоненты вооружённых сил, как стратегические ядерные силы и военная жандармерия, практически почти полностью укомплектованы этими категориями военнослужащих.

По оценке иностранных военных специалистов, вооружённые силы Франции оснащаются современной боевой техникой, вооружением и постоянно наращивают свою боевую мощь.

В целом, Франция является одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современных вооружений и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев (которые, кроме Франции, есть только у США).

Франция с 4 апреля 1949 года являлась членом военно-политической организации НАТО. С июля 1966 вышла из военной организации, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 году вернулась во все покинутые структуры.
Франция также является членом Ядерного клуба.

В 2003 году во Франции была завершена вторая часть реформы вооруженных сил, начатая в 1996 г. В рамках этой реформы произошла отмена призыва и состоялся переход к профессиональной, менее многочисленной, но более эффективной армии. Реформа должна продлиться до 2015 года. [1] .

Содержание

Общая информация

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

  • Минимальный военный возраст вербовки: 17 лет
  • Максимальный возраст вербовки: 40 лет
  • Отсутствует призыв
  • Доступные военные трудовые ресурсы: 13 676 509
  • Полный военный персонал: 320 000, к 2020 уменьшится до 225 000 [2]
  • Ежегодный военный расход: 74 690 470 000 $ (2,6% ВВП)
  • Доступная покупательная способность: 2 067 000 000 000 $
  • Золотые запасы, о которых сообщают: 98 240 000 000 $
  • Полная рабочая сила: 27 760 000
  • Самая феминизированная армия в Европе (более 14 % служащих — женщины)

Виды Вооружённых сил Франции

    (фр.) русск. или армия (включая морские соединения, Иностранный Легион, лёгкую авиацию) или национальный военный флот (включая воздушные силы на Флоте) (включая противовоздушную оборону) (выполняет функции национальной сельской полиции и военной полиции для всех ВС Франции). В зону ее компетенции входят прибрежные зоны, реки, сельская местность, а также города с численностью населения менее 10 000 человек.
  • Элитной структурой Вооруженных сил является медицинская служба Вооруженных сил Франции, обеспечивающая в медицинском отношении все четыре вида Вооруженных сил.

Ядерный арсенал Франции

Белая книга

Белая книга — наименование французской доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности.

Последняя Белая книга была обнародована Николя Саркози 17 июня 2008 года, сменив собой доктрину 1994 года. Согласно новой доктрине, число военнослужащих и гражданских сотрудников оборонных предприятий будет сокращено в ближайшие 6-7 лет на 54 тысячи. Средства, сэкономленные благодаря столь значительным кадровым сокращениям, будут направлены на закупку нового вооружения и экипировки. Новая книга исходит из необходимости борьбы против новых опасностей, появившихся в мире с 1994 года. Среди этих угроз – кибер-атаки, терроризм, эпидемии, климатические катастрофы. Новая французская стратегия безопасности предполагает усиление роли Евросоюза в делах обороны.

Проблема реинтеграции Франции в НАТО

Франция сегодня вносит четвертый по величине вклад в Североатлантический Альянс. Страна платит и предоставляет в распоряжение человеческие ресурсы, но она не принимает участия в работе административного совета. Выразив стремление вновь войти в объединенное командование, Николя Саркози завершил процесс при полной прозрачности. В этом была суть парламентских дебатов по вопросам международной политики Франции с 2007 г., которые состоялись 17 марта [6] .

В 1992 г. при Франсуа Миттерране, официальные лица начали принимать участие в работе военного комитета в рамках операций в Боснии. При Жаке Шираке Франция вновь ввела французских военных в объединенную структуру в 2004 г. Существуют три штаба в Лилле, Лионе и Тулоне, способные проводить союзнические операции. На местах войска принимают участие совместно с НАТО в операциях в Афганистане и в Косово.

Франция занимает 4-е место по финансированию НАТО, имея войска, представляющие 7 % контингента, участвующего в операциях. Это около 4650 солдат, действующих под флагом НАТО. К тому же у Франции нет крупного командования и она не может влиять на стратегические решения альянса. НАТО — единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Реинтеграция в командные структуры означает для страны возможность действовать, а не вести себя пассивно. [6]

Принципы независимости, заложенные в 1966 г. Генералом де Голлем остаются незыблемыми: Франция, при любых обстоятельствах, сохраняет полную свободу принятия решения по отправке войск для участия в операции. Страна не будет направлять никакой военный контингент в постоянное распоряжение командования НАТО в мирное время. Касательно ядерного сдерживания, будет сохраняться полная независимость, также как и у англичан, с целью того, чтобы ядерное устрашение служило как Обороне Европы, так и НАТО. Именно на основе этих принципов обновляются отношения Франции с НАТО. Первым шагом был саммит в Страсбурге-Келе 3 и 4 апреля 2009 г. [6]

Французская армия — одна из сильнейших в Европе, несмотря на отсутствие внешних угроз

Ее ВПК почти полностью обеспечивает вооруженные силы страны вооружением и техникой. Тем не менее геополитические амбиции Парижа существенно превышают его военные возможности.

Потерпев тяжелое поражение от Германии в начале Второй мировой, Франция по итогам этой войны была искусственно возвращена в число не просто победителей, но великих держав. На протяжении семи десятилетий Париж всячески старается удержать этот статус, демонстрируя огромные амбиции, в целом характерные для этой страны. Франция является одним из основателей НАТО, при этом с 1966 по 2009 год она не входила в военную структуру альянса, демонстрируя повышенную самостоятельность в военных и международных делах. Франция — ядерная держава, по количеству зарядов занимает четвертое или пятое место в мире (после США, России, Китая и, возможно, Израиля).

Географически Франция — континентальная страна, но в военном плане ведет себя, скорее, как океанская держава, активнее развивая авиацию и флот. Как и почти все страны НАТО после окончания холодной войны перешла от призывного к наемному принципу комплектования и значительно сократила свои ВС (вооруженные силы), оставаясь, впрочем, одной из сильнейших в альянсе и вообще в Европе.

В состав сухопутных войск также входит знаменитый Иностранный легион, который комплектуется в основном из граждан других стран. Легион включает 1-й полк, 2-й пехотный полк, 3-й пехотный полк (в Гвиане), 4-й полк, 1-й кавалерийский полк, 1-й, 2-й инженерный полки, 2-й парашютный полк (на Корсике), 13-я бригадная группа (в ОАЭ).

Совместно с сухопутными войсками может действовать жандармерия, хотя в мирное время она выполняет, как правило, полицейские функции.

Танковый парк дополняется значительным количеством колесных машин с тяжелым вооружением — 256 AMX-10RC со 105-мм пушкой (еще 81 на хранении), 160 ERC-90F4 и 28 VBC-90 с 90-мм пушкой (VBC-90 состоят на вооружении жандармерии). Кроме того, имеется 1610 бронеавтомобилей VBL M-11. На вооружении состоит более 500 новейших БМП VBCI (их производство продолжается), они заменяют старые БМП AMX-10P/PC, которых в строю остается 158 (еще до 450 на хранении). Имеется почти 5 тысяч БТР и бронеавтомобилей — до 3,5 тысячи VAB, не менее 27 шведских Bv-206S и BvS-10, 1133 PVP, 153 VBRG-170 (в жандармерии).


На вооружении состоят 4 самолета ДРЛО E-3F, 2 самолета радиоэлектронной разведки С-160G, 14 заправщиков (11 C-135FR, 3 KC-135R).

Для охраны экономической зоны страны, в том числе заморских территорий, используется 14 патрульных кораблей, имеющих большую дальность плавания при чисто символическом вооружении.

Иностранных войск на территории страны нет, при этом сама Франция имеет контингенты на собственных заморских территориях (Гвиана, Полинезия, Реюньон), а также в бывших африканских колониях (Джибути, Чаде, Кот-д'Ивуар, ЦАР, Габоне, Мали, Сенегале). Впрочем, эти контингенты весьма невелики и, скорее, символизируют французское присутствие. Как показали последние события в Мали и ЦАР, Франция стремится в случае необходимости проведения реальных военных операций задействовать в качестве пехоты войска африканских стран, поскольку их солдат никому не жалко. В крайнем случае, с французской стороны используется Иностранный легион, поскольку собственных и тем более иностранных уголовников тоже никому не жалко. В основном же французы ограничиваются технической и авиационной поддержкой.

Читайте также: