Транспорт томской области доклад

Обновлено: 07.07.2024

Незначительность авиационных перевозок в настоящее время де­лает эффект энергосбережения в ней слабо ощутимым для Томской области в целом.

На железнодорожном транспорте улучшение использования энергетических ресурсов обеспечивает в основном электрификация тяги. Так, при тепловозной тяге на каждые десять тысяч тонно-километров грузовых перевозок расходуется 44 - 46 кг у.т., а при электрической - 32,5 кг у.т. (на 25 % меньше). Однако при малом пассажире - и грузообороте по одноколейной дороге Томск - Асино - Белый Яр ее электрификация экономически нецелесообразна.

Речной транспорт в Томской области действует на протяженно­сти 5,2 тыс. км водных путей, что составляет 5,5 % общей протя­женности водных путей России. Удельный расход моторного топли­ва в этом секторе (включая перевалку грузов в портах) составил 9,7 кг у.т. на 1000 приведенных тонно-километров, что выше, чем в среднем по России.

Автомобильный транспорт обеспечивает 53% пассажирских и 46% грузовых колесных перевозок. Удельный расход моторного то­плива на грузовом автотранспорте достиг 190 г.у.т. / т-км, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране и примерно втрое выше чем в США, Западной Европе, Японии. Причина лежит в качестве дорог, структуре парка автомобилей (высока доля карбюраторных), низкой среднегодовой температуре. Только за счет повышения качества до­рожного покрытия и повышения доли дизельных автомобилей мож­но снизить расход топлива на 25 - 30%. Обеспеченность автобусами и легковыми автомобилями в области почти в два раза выше, чем в среднем по стране, однако удельные расходы топлива существенно (на 30-40%) выше.

Трубопроводный транспорт является абсолютным лидером по объемам транспортной работы в Томской области - 55 % объема доставки грузов осуществляется по трубопроводам. Дальнейшее развитие системы трубопроводов углеводородного сырья в еще большей степени увеличит объемы транспортировок в связи с ос­воением новых месторождений нефти и газа. Удельный расход элек­троэнергии составляет:

- 80 кВт-ч /1000 м 3 -км - по газопроводу;

- 15 кВт-ч /1000 т-км - по нефтепроводу.

В целом по транспортному комплексу области объемы энергопо­требления, его структура не позволяют делать оптимистические прогнозы по величине потенциала энергосбережения.

Населением Томской области в 2000 году потреблено 1652 тыс. т.у.т. энергоресурсов, что составляет 22,2%. Структура потребляе­мых населением Томской области энергоресурсов представлена на рис. 12, а ее динамика - на рис. 13.

Значительный рост энергопотребления населением в период 1994 - 1996 гг. требует углубленного анализа.


Рис. 12. Структура энергоресурсоб, потребляемых населением в 2000 г.


Рис.13. Динамика потребления тепловой энергии и график средних температур отопительного сезона Томской области за период 1999 - 2000 гг.

Сопоставление объемов потребления тепловой энергии с клима­тическими (температурными) условиями этого периода показывает немотивированность значительного увеличения объемов отопитель­ных расходов энергии.

Данные по душевому потреблению энергоресурсов в динамике приведены в табл.8, в соответствии с другими регионами и стра­нами - в табл. 9, по отраслям - на рис. 14.

Я неоднократно слышала, что Томск называют транспортным тупиком. Это связано с тем, что транссибирская магистраль проходит вдали от него. Соответственно, здесь не очень хорошие развязки, даже большинство транспортных компаний вынуждено работать через другие города, обычно через Новосибирск.

Транссибирская магистраль и Томск

Когда в конце XIX века зашел вопрос о строительстве магистрали, ее решили сделать в обход Томска. И там, где построили железнодорожный мост, появилось поселение, которое стало стремительно расти и превратилось в город-миллионник Новосибирск. Так почему же железную дорогу решили прокладывать мимо Томска, крупнейшего для XIX века города Сибири? На это у историков есть несколько мнений.

Официальной версией считается, что дорога через город была невыгодна, так как пришлось бы удлинить магистраль почти на 150 вёрст (около 160 км). Также в Томской области много болотистой местности, из-за этого могли возникнуть определенные сложности.

Но конечно, это всего лишь теория.


Но мне кажется, как раз благодаря этому город сохранил свою самобытность и высокий уровень образования. Томск небольшой, компактный, из одного его конца в другой на машине можно легко добраться за 15-20 минут. Ну, конечно, если не застрять в пробке. Кстати, последних тут не так много: власти стараются разгрузить все сложные развязки.

Речной транспорт

Один из самых старых видов транспорта города – речной. Именно по реке на эту землю прибыли основатели города, русские казаки. Действие речного транспорта особо актуально для грузоперевозок: в теплое время года по реке осуществляется транспортировка песка и гравия как на предприятия области, так и в соседние регионы. Летом, если гулять по набережным города, можно увидеть эти грузовые суда.


По реке осуществляются и паромные переправы в местах, где отсутствуют мосты. Такие есть на севере области: в Колпашево, Каргаске.

Городской транспорт Томска

Общественный транспорт представлен:

  • автобусами;
  • троллейбусами;
  • трамваями;
  • такси.

Трамваи

В Томске всего лишь 4 маршрута трамваев. Честно признаться, я редко пользуюсь ими, так как в основном они ходят по прилегающим к центральным улицам.


Трамвайный парк обновлен совсем частично (в отличие от троллейбусов), поэтому в основном ходит старый транспорт, но есть и новенькие машины. Стоимость проезда 15 рублей, для пенсионеров – 12 рублей.


Троллейбусы

Троллейбусы функционируют в Томске с 1960-х годов, проезд стоит 15 рублей и 12 рублей для пенсионеров. В городе работает около 90 единиц транспорта по 8 маршрутам. В основном они ездят по крупным улицам: пр. Ленина, пр. Комсомольский, пр. Фрунзе, Иркутский тракт. Особенно на них удобно преодолевать короткие расстояния, если требуется добраться из одного конца города в другой, то дорога займет больше времени, чем на маршрутке.

Еще очень удобно для мам с колясками: троллейбусы низкие, многие из них не имеют лестниц, поэтому занести коляски достаточно легко.


В троллейбусах активно используется реклама: это и печать на его борту, а также видеореклама в салоне (ее транслируют по небольшому телевизору вместе с перечнем остановок). Ну и некоторые траллики оборудованы последними технологиями: внутри работает Wi-Fi. Короче, делается все для привлечения пассажиров.

При поддержке администрации города разработано специальное приложение для планшетов и смартфонов, которое представляет собой карту города и пути следования всех троллейбусов и трамваев. Таким образом, можно посмотреть, насколько далеко от остановки идет транспорт. Кроме этого, на некоторых остановках в центре города совсем недавно появилось табло с информацией, через сколько минут подойдет тот или иной троллейбус.

Такси

Стоимость поездки на такси варьируется от 100 до 170 рублей (если речь идет об отдаленных районах). Но это при условии, что автомобиль вызван из службы заказа легкового транспорта. Если же ловить машину на улице, то цену назначает водитель, и она может быть больше в полтора-два раза.

Если требуется, то водитель может выдать чек, правда об этом условии необходимо обязательно сообщить оператору при заказе машины. Аналогично дело обстоит и с безналичным расчетом: диспетчеру необходимо сказать об этом при заказе транспорта.

Автобусы

Примечательно, что все автобусы находятся в частных руках. Перед 400-летием города администрация проводила крупную подготовку, в том числе это коснулось и маршрутной сети: для снижения аварийных ситуаций и для повышения качества работы перевозчики должны были перейти на автобусы ПАЗ-3205.

Уж не знаю, насколько улучшилось качество работы, но пазики ходят и по сей день. И вообще, функционирование общественных автобусов – это отдельная история.

О них необходимо знать следующее: обычно горожане их останавливают взмахом руки. Конечно, водителей обязывают останавливаться на каждой остановке, но, так как они экономят время и, соответственно, деньги, могут промчаться мимо, если вы не помашете. И более того, это настолько вошло в привычку у жителей города, что даже если на улице ходит только один маршрут, люди на остановке все равно машут при приближении транспорта.


Поэтому в час пик в автобусе можно увидеть следующую картину: люди друг другу цепочкой передают деньги для расчета за проезд с обязательным озвучиванием остановки.

Ох, сколько бывает возмущений в адрес водителей…

Самое интересное, что, приезжая в другой город, я первые дни веду себя также: громко озвучиваю остановки, и даже могу попросить открыть заднюю дверь.

Проезд стоит 17 рублей, для пенсионеров – 15 рублей. И даже есть автобус для студентов, это маршрут №60, стоимость по студенческому билету тоже составляет 15 рублей. Билеты в автобусе не выдаются, но всегда они есть у водителя, поэтому если необходимо, можно оторвать самостоятельно нужное количество.

Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Томской области – 7156 км.

Построены автомобильные дороги, обеспечивающие межрегиональные связи по направлениям Томск – Юрга; Томск – Кожевниково – Новосибирск, Томск – Мариинск.

Протяженность водных путей – 5195 км. Судоходными являются реки Обь, Васюган, Кеть, Томь, Парабель, Чулым и Чая.

Эксплуатационная длина железных дорог составляет 346 км, основная магистраль – Белый Яр – Томск – Тайга.

На территории Томской области функционируют два аэропорта – в городе Томске и городе Стрежевом, 15 взлетно-посадочных площадок. Аэропорт Богашево в Томске в 2010 году получил статус международного.

К сильным конкурентным позициям транспортной системы Томской области отнесены:

Рост спроса грузообразующих отраслей на услуги транспортной отрасли.

С 2000 года в отрасли наблюдается постепенный рост грузооборота за счет усиления роста экономики области и увеличения внутреннего потребления.

Лидирующие позиции по перевозке грузов занимает автомобильный и трубопроводный транспорт – 87,4% общего объема грузоотправления.

Развитая речная сеть. Плотность речных путей Томской области более высокая и более равномерно распределенная по территории области по сравнению с другими транспортными сетями. В настоящее время на берегах судоходных рек Томской области проживает около 85% населения региона, при этом лишь 2% охвачены пассажирским водным транспортом.

По объему перевозимых грузов речным транспортом Томская область, по данным 2006 года, занимает 13-е место в Российской Федерации и 2-е место в Сибирском федеральном округе.

Развитая система подготовки квалифицированных кадров. В крупном научно-образовательном центре г. Томска расположено несколько специализированных университетов и институтов, колледжей, специализирующихся на подготовке специалистов для транспортного комплекса.

В структуре выпускников Томской области наибольшую долю занимают специалисты с высшим образованием – 53%, при этом доля студентов, трудоустроившихся по специальности на предприятия автомобильного и железнодорожного транспортного комплекса, превышает 70% общего числа выпускников.

от 28 мая 2019 года № 1100

Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск" на период с 2019 до 2020 года и на период до 2035 года

В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов", руководствуясь Уставом Города Томска, Дума

1. Утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск" на период c 2019 до 2020 года и на период до 2035 года согласно приложению к настоящему решению.

2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет городского хозяйства Думы Города Томска (М.В.Резников).

Председатель
Думы Города Томска
С.Ю.Панов

Мэр Города Томска
И.Г. Кляйн


Приложение
к решению Думы Города Томска
от 28.05.2019 № 1100

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования
"Город Томск" на период c 2019 до 2020 года и на период до 2035 года


1. Паспорт программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования
"Город Томск" на период c 2019 до 2020 года и на период до 2035 года

Наименование заказчика программы, местонахождение

Наименование разработчика программы, местонахождение

Основание для разработки программы

Цели и задачи программы

1) безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность (далее - субъекты экономической деятельности), на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск);

2) доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Города Томска;

3) развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории Города Томска;

4) развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью в Городе Томске;

5) создание условий для управления транспортным спросом;

6) создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;

7) создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам.

Задачи программы:
1) обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети Города Томска;
2) приведение дорожной сети Города Томска в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние;
3) устранение перегрузки дорожной сети Города Томска, в том числе путем переключения перевозок грузов на иные виды транспорта, перевозок пассажиров - на общественный транспорт, оптимизации транспортных потоков, повышения эффективности системы управления дорожным движением, перехода на современные модели развития транспортной инфраструктуры с использованием комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, синхронизации развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры;
4) формирование механизмов общественного контроля, в том числе с использованием информационных систем, для создания эффективной, публичной, общественно-ориентированной системы контроля за реализацией мероприятий в сфере выполнения дорожных работ, обеспечения безопасности дорожного движения и развития дорожного хозяйства как элемента транспортной системы Российской Федерации;
5) повышение уровня удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети Города Томска.

Целевые показатели (индикаторы) реализации программы к 2035 году

Сохранение значения среднего времени реализации транспортных корреспонденций к 2035 году на уровне не более 38,8 минуты.

Сохранение среднего значения коэффициента загрузки участков УДС в час-пик к 2035 году на уровне не более 0,84.

Оборудование остановок городского пассажирского транспорта общего пользования (ГПТОП) павильонами к 2035 году - 124.

Оборудование остановочных пунктов ГПТОП заездными карманами к 2035 году - 127.

Доля остановочных пунктов ГПТОП с заездными карманами, от общего количества остановочных пунктов ГПТОП - 32,8 %.

Введение платных парковок в центральной части Города Томска к 2035 году - 1 зона.

Строительство велодорожек к 2035 году - 11,5 км.

Строительство логистического центра для грузового транспорта к 2035 году - 1.

Увеличение протяженности улично-дорожной сети (УДС) Города Томска к 2035 году на 75,77 км.

Строительство новых светофорных объектов на УДС к 2035 году - 5 единиц.

Внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) к 2035 году - 1 единица.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием к 2035 году - 967,6 км.

Удельный вес площади автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативам, в общей площади дорог к 2035 году - 85 %.

Создано парковочных мест к 2035 году - 3000 ед.

Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий к 2035 году - 0 ед.

Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий, случаев на 100 тыс. человек - 0.

Пассажиропоток общественного транспорта к 2035 году - 89,8 млн чел./год.

Среднее время ожидания городского транспорта к 2035 году - не более 8 мин.

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения к 2035 году:
- автобус - 30 %;
- трамвай - 30 %;
- троллейбус - 45 %.

Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры

Мероприятия программы (инвестиционные проекты) направлены на развитие объектов транспортной инфраструктуры по направлениям:

1. Мероприятия по развитию городского пассажирского транспорта общего пользования.

2. Мероприятия по развитию инфраструктуры для легкового автомобильного транспорта.

3. Мероприятия по развитию инфраструктуры пешеходного и велосипедного передвижения.

4. Мероприятия по развитию инфраструктуры для грузового транспорта, транспортных средств коммунальных и дорожных служб.

5. Мероприятия по развитию сети дорог Города Томска.

6. Комплексные мероприятия по организации дорожного движения, в том числе мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, снижению перегруженности дорог и (или) их участков.

Срок и этапы реализации программы

Период c 2019 до 2020 года и на период до 2035 года.

Объемы и источники финансирования программы

Объем финансирования - 12 952 067,6 тысяч рублей, из них:
за счет средств бюджета Томской области - 1 139 941,5 тысяч рублей;
за счет средств бюджета Города Томска - 5 481 256,7 тысяч рублей;
за счет средств федерального бюджета - 4 680 869,4 тысяч рублей;
за счет внебюджетных средств - 1 650 000,00 тысяч рублей;
Объем финансирования программы будет уточняться исходя из объемов финансирования муниципальных программ.


2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры Города Томска

2.1. Анализ положения Томской области в структуре пространственной организации Российской Федерации, анализ положения
Города Томска в структуре пространственной организации Томской области

Томская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Западно-Сибирского экономического района и 10 регионов Сибирского федерального округа, включает 16 административных районов, 6 городов, 14 посёлков городского типа. Крупные города - Томск, Северск, Стрежевой, Асино.

Томская область расположена в географическом центре Сибири: в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Томская область граничит: на юге - с Кемеровской, Новосибирской областями, на юго-западе - с Омской областью, на западе, северо-западе и севере - с Ханты-Мансийским автономным округом, на северо-востоке и востоке - с Красноярским краем. Занимает площадь 314,4 тыс. кв. км.

Административный центр - Город Томск находится в южной части области на берегу р. Томи, правого притока Оби. Обь в своем среднем течении пересекает Томскую область с юго-востока на северо-запад, деля область на две почти равные части. Возвышенное правобережье в меньшей степени заболочено и отличается лучшей заселенностью. Всего в области насчитывается 573 реки длиной более 20 км и 35 озер площадью от 5 и более квадратных километров. На долю речных долин приходится 1/5 всей территории области.

Значительную часть территории области занимают лесные массивы, где четко прослеживаются основные зоны: средней тайги, южной тайги и лесостепная. Ценные породы деревьев сибирской тайги: кедр, ель, пихта, сосна, лиственница.

Климат Томской области умеренно-континентальный циклический, отличается значительными суточными и годовыми амплитудами, более длительным зимним периодом. Среднегодовая температура равна -0,6(0)С, средняя июля +18,1(0)С, января -19,2(0)С. Климатические характеристики северной части области отличаются большей суровостью и продолжительностью зимнего сезона.

Основа экономики Томской области - добыча, экспорт и переработка углеводородного сырья, а также химическая промышленность, машиностроение и цветная металлургия. В последние годы возрастает доля наукоемкого производства и вклад в экономику научно-образовательного комплекса, что предопределяет стратегию инновационного развития области.

Структуру промышленности Томской области формируют около 200 крупных и средних предприятий. В промышленности занято 28 % общей численности работающих, сосредоточено 55 % основных фондов, создается около 60 % валового внутреннего продукта. Непосредственное влияние на динамику всего промышленного производства области оказывает развитие нефтедобывающей и химической отраслей. Доля этой индустрии в областном промышленном производстве возрастает. Отраслью с самыми высокими темпами падения производства - выше, чем по промышленности в целом - является машиностроение. Удельный вес машиностроительной отрасли в общем объеме промышленной продукции составляет более 12 %. На ряду с крупными промышленными предприятиями, которые работают в отрасли более полувека, за последнее десятилетие появились новые инновационные машиностроительные предприятия. На их долю приходится пятая часть объема продукции, выпускаемой машиностроительной отраслью.

Транспортный комплекс Томской области включает в себя системы автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта, в т. ч. сеть автомобильных дорог различного значения, железные дороги и водные пути, железнодорожные станции и вокзалы, автовокзалы, аэропорты, речные порты и пристани.

Город Томск является областным центром Томской области, расположен в юго-восточной части Томской области, на границе Западно-Сибирской равнины и отрогов Кузнецкого Алатау на правом берегу реки Томи, в 50 км от места её впадения в Обь.

На севере и северо-западе ниже по течению Оби расположены крупные по значению и населению центры нефтегазовых районов Западной Сибири - Нижневартовск и Сургут.

Томск расположен на ответвлении от Транссибирской железнодорожной магистрали. Автодороги - основные виды наземной связи Томска с прилегающими территориями. Водный (речной) транспорт дает возможность осуществлять связи Томска по Томи и Оби в северном и южном направлениях, а через порты Нижневартовска и Сургута с морскими портами нижней Оби северного морского пути (Салехардом и др.). Томский аэропорт "Богашево" принимает воздушные суда всех типов.

Площадь населенного пункта составляет - 295,1 км(2). Численность населения на 01.01.2019 составляет 596 446 человек.

В городе Томске расположены железнодорожные станции "Томск-1" и "Томск-2" Западно-Сибирской железной дороги.


2.2. Социально-экономическая характеристика Города Томска, характеристика градостроительной деятельности на территории Города Томска,
включая деятельность в сфере транспорта, оценка транспортного спроса

Численность населения Города Томска на 01.01.2019 составляет 596 446 человека. На долю Города Томска 55,4% общей численности населения Томской области. В последнее 10-летие наблюдается положительная динамика численности населения Города Томска. График изменения количества жителей Томска по годам представлен на рисунке 3.1.

Рис. 3.1. Динамика численности населения Города Томска по годам

Томск - крупный образовательный, научный и инновационный центр Сибири, где сосредоточены 7 вузов, 11 научно-исследовательских институтов, 5 бизнес-инкубаторов, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, а также 22,8 тысячи хозяйствующих компаний и организаций, 18,5 тысячи малых (и микро) предприятий, свыше 3 тысяч торговых центров и магазинов, 71 общеобразовательное учреждение, 67 учреждений культуры и искусства.

Численность работников по видам экономической деятельности и размерам предприятий представлены в таблице 3.1.

Численность занятых в экономике Города Томска

Численность экономически активного населения

Численность занятых в экономике города всего, в том числе на:

предприятиях и в организациях, из них на:

крупных и средних предприятиях

Количество предприятий и организаций на территории города, учтенных в Статрегистре, - всего

в том числе по видам деятельности:

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

Транспорт и связь

Транспортировка и хранение

Деятельность в области информации и связи

Деятельность финансовая и страховая

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

Деятельность профессиональная, научная и техническая

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

Деятельность домашних хозяйств как работодателей

Прочие виды деятельности

К основным предприятиям отрасли производства пищевых продуктов относятся: ОАО АК "Томские мельницы", ОАО "Томское пиво", АО "Аграрная Группа Мясопереработка", ООО "ТПК САВА", ООО "Пищевой комбинат "ЛАМА", ООО "Телец", ООО ПКП "Провансаль", ООО "АРТЛАЙФ" и др.

К основным предприятиям отрасли обработки древесины и производства изделий из дерева относятся ООО "Томлесдрев", ООО "Латат", ООО "Витра" и др.

Основными организациями химического комплекса на территории Города Томска являются ООО "Томскнефтехим", ООО "Сибметахим", ООО "Биаксплен Т", ООО "Новохим", ЗАО "НПК "Полимер-Компаунд", ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", Филиал ФГУП "НПО "Микроген" Министерства здравоохранения Российской Федерации в Городе Томске "НПО "Вирион".

Показатели и тенденции развития производства машин и оборудования, металлургического производства и производства готовых металлических изделий определяются деятельностью организаций, имеющих наибольший удельный вес в рассматриваемом виде деятельности: ОАО "ТЭМЗ", ООО "Томский инструментальный завод" и др.

На пути к идеальному транспорту: оценка ситуации

Тема транспорта постоянно находится в центре внимания как общественности, так и органов исполнительной власти. Это логично, ведь транспорт — это то, что в формирует и внешний вид города, и его наполнение. Это то, с чем люди сталкиваются постоянно, и, пожалуй, каждый томич имеет на сей счет собственное мнение.

Итогом этого становится замкнутый круг. Администрация готовит очередную невнятную программу развития, в которой игнорируются базовые проблемы транспортной системы, перечисляется набор изначально нереализуемых мероприятий, эффективность которых предлагается измерять по странным параметрам и о которых потом благополучно забывают. В конце концов дело ограничивается косметическими изменениями, никаким образом не улучшающими обстановку. А транспорт продолжает деградировать.

Время от времени происходит всплеск интереса к теме и ее вынос в публичное поле. Будь то обсуждение новой маршрутной сети, открытое письмо работников ТТУ, новое повышение тарифов или, например, заседания профильных комитетов в думе. Заканчивается это одинаково: администрации поступает задача разработать новую стратегию развития транспорта. Круг замыкается.

Наблюдать за этим процессом надоело, и хотелось бы разорвать этот замкнутый круг. Главная проблема, по нашему убеждению, заключается в том, что никак не получается запустить планомерный процесс обсуждения и разработки комплексной транспортной стратегии. Этой серией постов хочется этот процесс запустить. Тем более время сейчас очень подходящее. Истекают сроки действия заключенных с перевозчиками контрактов, плюс пришла пора заключать такие же контракты на межмуниципальных маршрутах.

Но хватит предисловий, пора к сути. Для того, чтобы куда-нибудь идти, нужно:

  • знать, где мы сейчас;
  • знать, куда хотим прийти;
  • знать, как туда прийти.

Со всеми тремя пунктами в Томске большие проблемы. А если не знаешь, куда идем, откуда и как, никуда прийти не получится. Только к транспортному коллапсу.

Поэтому предлагаю начать с первого пункта: дать оценку текущей ситуации с транспортной системой Томска. В официальных отчетах эта оценка ограничивается синтетическими показателями вроде протяженности улично-дорожной сети или количеством автобусов и маршрутов. Качественная оценка отсутствует.

Автомобилизация и развитие улично-дорожной сети


Рост автомобилизации сопровождается ростом автомобилепользования, то есть новые автомобили начинают активно использоваться жителями города для поездок. При этом рост протяженности улично-дорожной сети (УДС) значительно отстает от темпов роста автомобилепользования. С 2010 года протяженность УДС с твердым покрытием выросла с 584 километров до 610-ти (менее 5 %). Это приводит к постоянному увеличению загруженности городских улиц автомобильным транспортом.

При этом потенциал роста автомобилизации и роста автомобилепользования на данный момент не исчерпан. Мы видим следующие факторы, которые будут способствовать дальнейшему повышению этих показателей.

1) Статистика регистраций новых автомобилей не подает сигналов о прекращении роста числа автомобилей в городе. С сегодняшних 340 автомобилей на тысячу населения этот показатель может вырасти до 606 автомобилей к 2035 году. Кроме того, Генеральным планом Томска прогнозируется уровень автомобилизации в 646 авто/тысячу населения к 2030 году (рост 5 % в год).

2) Заселение новых районов с плохим уровнем обеспеченности пассажирским транспортом. На данный момент идет активное заселение микрорайонов Зеленые Горки и Южные Ворота, есть планы по строительству микрорайона Супер Восточный, а также дальнейшее строительство в южной части города. Эти микрорайоны плохо встроены в существующую улично-дорожную сеть, а также имеют недостаточный уровень обслуживания пассажирским транспортом. Это означает, что жители этих районов для перемещения по городу будут выбирать личный автомобиль.

3) Демографическое замещение населения более склонным к использованию автомобиля. Поколение людей, которые никогда или редко управляли автомобилем уходит, и в дальнейшем проникновение людей как с водительскими удостоверениями, так и привыкшими владеть и пользоваться автомобилем, станет больше.

В условиях сложной финансовой ситуации в Томске отсутствует возможность активного дорожного строительства. Несмотря на большие планы по увеличению протяженности улично-дорожной сети (до +300 километров к 2035 году) очевидна их нереалистичность.

При этом в Томске не предпринимаются меры по регулированию транспортного спроса. Например, обособление общественного транспорта за счет выделенных полос, развитие скоростного внеуличного транспорта, регулирование парковочного пространства и прочее.

Вывод:

Сегодня в Томске отсутствует регулирование транспортного спроса. Согласно динамике роста автомобилепользования и увеличения протяженности улично-дорожной сети, прогнозируется дальнейшее повышение загруженности городских улиц транспортом, и, следовательно, снижение средней скорости и ухудшение мобильности.

Система пассажирских перевозок

Следствием реализуемой транспортной политики стало ухудшение качества обслуживания пассажиров общественного транспорта. Это заключается в следующих параметрах:

а) Низкая скорость движения в часы-пик.

Из-за перегруженности городских улиц и отсутствия приоритета в движении (или из-за плохого состояния трамвайных путей там, где этот приоритет есть) средняя скорость движения общественного транспорта значительно замедляется в часы-пик. С учетом того, что маршруты общественного транспорта проходят по самым загруженным участкам УДС и не имеют, в отличие от автомобилей, возможности объехать заторы по параллельным улицам, жители города, выбравшие поездку на общественном транспорте, вынуждены тратить свое время на простои в заторах.

б) Переполненность салонов в час-пик.

Все это привело к падению пассажиропотока в общественном транспорте за семь лет на 26,3 % при росте населения города. Это те жители города, которые начали передвигаться по городу на личных автомобилях или такси, или те, которые снизили количество своих поездок. Согласно натурным замерам, средняя заполненность подвижного состава на обследованных остановках в час-пик составляет 4,8 баллов из 5 возможных. Многие автобусы едут перегруженными.

в) Деградация электротранспорта.

Длительное время электротранспорт в городе страдает от недофинансирования. Покрывается по большей части текущая деятельность, без вложений в основные средства или ремонт инфраструктуры. Результатом этого стала высокая степень износа и снижение привлекательности этого транспорта среди жителей города. Помимо этого, он является нестабильным, и часто пассажиры не могут дождаться нужного маршрута из-за поломок, сходов с рельс, обесточивания троллейбусов, ДТП на трамвайных путях, заломов пантографов на трамвайно-троллейбусных пересечках.

Вывод:

На текущий момент общественный транспорт в Томске не является альтернативой личному транспорту. В случае продолжения сложившейся транспортной политики, продолжится отток пассажиров и ухудшение качества перевозок.

Такси

По данным комитета лицензирования Томской области, в 2017 году в среднем в будние дни автомобилями такси в Томске совершается около 40 тысяч поездок, а в выходные — около 60 тысяч. При том, что количество пассажиров в такси одновременно может быть от одного до трех и даже четырех человек (в среднем один-два человека), фактическая перевозка пассажиров такси варьируется от 40 до 60 тысяч пассажиров за сутки в будни и от 60 до 80 тысяч пассажиров — в выходные.

Такие цифры говорят о том, что такси часто становится альтернативой как личному автомобилю, так и общественному транспорту. А это снижает эффективность работы городской транспортной системы, так как возрастающее количество поездок на такси вместо общественного транспорта увеличивают загруженность

Вывод:

Активное использование такси свидетельствует о плохом состоянии общественного транспорта в Томске.

Пешеходная инфраструктура

В целом, исходя из особенностей застройки в центральной части, Томск можно назвать благоприятным для пешеходов городом. Пешеходные связи достаточно развиты из-за квартального типа планировки в историческом центре и плотной сети улиц.

Среди проблем можно отметить следующие:

1) Нарушение пешеходных связей из-за отмены пешеходных переходов.

За последние годы были отменены десятки пешеходных переходов. Отмены при этом нарушили связь между различными точками притяжения. Особенно от этого пострадал проспект Ленина на участке от Усова до Новособорной, где было упразднено несколько пешеходных переходов, и Нахимова.

Кроме того, тревогу вызывает практика частичного прерывания пешеходных связей за счет ликвидации пешеходного перехода вдоль одной из сторон перекрестка. В результате пешеходам приходится либо трижды пересекать проезжую часть, либо переходить дорогу с нарушением правил.

2) Состояние тротуаров.

Большой проблемой является неудовлетворительное состояние тротуаров. Это относится как к состоянию покрытия (ямы, трещины), так и к плохому состоянию ливневой канализации, а также грязи на тротуарах.


3) Эксплуатация тротуаров в зимний период.

Зимой из-за скользкой поверхности происходит большое количество травм пешеходов. В год количество пострадавших достигает двух тысяч человек.


4) Парковка на тротуарах.

Зачастую владельцы автомобилей паркуются на тротуарах, не оставляя места для прохода пешеходов, в том числе маломобильных групп населения.

5) Отсутствие безбарьерной среды.

6) Безопасность пешеходного движения.

Вывод:

Состояние пешеходной инфраструктуры в Томске сегодня — критическое.

Велосипедная инфраструктура

В настоящее время доля велосипедного движения в Томске очень незначительна. Велосипедная инфраструктура практически не развивается, а основной упор в ее развитии сделан на рекреационную функцию велосипеда, а не на транспортную. Обустраиваются зоны для катания на велосипеде в парках, и практически нигде не строятся велосипедные дорожки.

К началу 2019 года в Томске обустроили менее пяти километров велодорожек, из них менее километра в центре города, остальные находятся на окраине, в районе Технико-внедренческой зоны, где велосипеды не пользуются популярностью, потому что это место находится в удалении от основных транспортных потоков.


Несмотря на резко континентальный климат и холодную погоду зимой, потенциально Томск обладает большими перспективами для развития велодвижения. Согласно опросу, проведенному нами, 49 % принявших участие в опросе проживают на расстоянии до пяти километров от места работы или учебы, и еще 40 % — на расстоянии от пяти до десяти километров. То есть 89 % участников опроса живут на расстоянии, при котором перемещение на велосипеде по скорости выигрывает у пользования общественным транспортом.

Вывод:

Велосипедная инфраструктура в Томске сегодня отсутствует, несмотря на предпосылки для активного использования велосипеда в транспортных целях.

Стоянки и парковки

По состоянию на 2019 год в Томске отсутствуют муниципальные платные парковки и какое-либо комплексное регулирование парковочного пространства. И это несмотря на то, что в некоторых местах города есть существенные проблемы с наличием парковочных мест, особенно в центре города. Решение проблем дефицита парковок пока что сводится преимущественно к добавлению новых парковочных мест за счет сужения тротуаров и газонов.

Также существуют проблемы со стояночными местами во дворах в спальных районах города.

Вывод:

В Томске сегодня отсутствует комплексная парковочная политика и есть туманные планы по ее внедрению.

Экология

Начиная с 2009 года, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от транспорта вырос с 82,7 тысячи тонн до 101,2 тысячи (+22 %), несмотря на переход к новым автомобилям с более экологичными двигателями.

Экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха на перекрестках транспортных магистралей города показал, что под влиянием автотранспорта в зоне перекрестков района города создается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. По данным Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расчетная величина интегрального индекса загрязнения атмосферы составляет 15,51 и классифицируется как очень высокая по отношению к предельно допустимым концентрациям примесей.

Следует отметить, что превышение ПДК таких веществ и длительное их воздействие на организм человек ведут к образованию злокачественных опухолей; вызывают раздражение нервной системы; негативно влияют на слизистые дыхательных путей, вызывая при этом кашель и удушье; могут негативно влиять на ход беременности; служат причиной сердечно-сосудистой недостаточности.

Вывод:

Экологическая ситуация в Томске сегодня неблагоприятная, во многом из-за роста автомобилепользования. Транспортная политика города сегодня не нацелена на снижение выбросов автотранспорта. Более того, существуют планы по ликвидации троллейбусов и их замены на автобусы с двигателем внутреннего сгорания.

Общий вывод из оценки текущего состояния

Приходится признать, что в Томске сложилась угрожающая ситуация в транспортной системе.

Автомобилизация и автомобилепользование растет неконтролируемо, улично-дорожная сеть сильно отстает от роста автомобилизации. Система общественного транспорта не в состоянии служить альтернативой личному автомобилю. Другие альтернативы поездкам на личном автомобиле, например, прогулки пешком или поездки на велосипеде, сегодня не рассматриваются большинством владельцев автомобиля в том числе из-за плохого состояния соответствующей инфраструктуры. Единственной достойной альтернативой личному автотранспорту становится такси. Все это приводит к ухудшению экологической ситуации.

К сожалению, сегодня нет никаких предпосылок к изменению сложившейся ситуации. В городе отсутствует комплексная транспортная стратегия, направленная на построения устойчивой транспортной системы. Более того, негативные тенденции лишь усиливаются.

На такой безрадостной ноте закончим первую часть серии постов. В следующей части попробуем смоделировать идеальную транспортную систему, то, к чему нужно стремиться.

А что вы думаете о нашей оценке? Справедлива ли она, и если нет, то каково ваше мнение о томском транспорте?

Читайте также: