Доклад о душе по опк

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет Основы православной культуры

Учебник Андрея Кураева

Сформировать осмысленное представление о христианской душе и её значение для человека.

Воспитание духовно-нравственной личности.

Задачи для пятиклассников :

Самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Разобрать содержание двух фрагментов из источников.

Усвоить основные понятия.

Учиться размышлять и выделять главное.

Аргументировать свою позицию.

Развивать устную осмысленную речь

Формы и виды деятельности на уроке

Участие в обсуждении темы урока.

Работа с раздаточным материалом.

Групповая форма работы.

Оборудование:

Притча о сеятеле от Луки.

Из чего состоит человек? Только ли из тела? Давайте внимательно посмотрим клип уже известной нам исполнительницы православной притчи Светланы Копыловой и ответим на этот вопрос

Дети после обсуждения делают вывод:

У Григория было маленькое тело, а душа большая и добрая.

Учитель : Правильно. Сегодня мы будем говорить о христианской душе. Человек с точки зрения православия человек состоит из тела и души и духа.

В 1963 году сербский историк обнаружил икону, на которой имелась надпись по-русски: "Сия икона писана в Самарской губернии села Утеевка зубами Григория Журавлева, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля".

У Марьи Журавлевой мужа ее забрали в солдаты, а у неё родился ребёнок без рук и без ног. Родные давали советы: не корми, покричит, да и окочурится. Нет ему места в жизни, такому калечке. Один только рот для еды, да брюхо. Куда он сгодится такой, разве что цыганам отдать, чтобы на ярмарках за деньги показывали.
Но все же через восемь дней младенца принесли в церковь.
Дядя Яким, принимая окрещенного Гришу. он ворчал:
- И что это за ребенок такой, один только рот.
Батюшка Василий, , сказал:
- Мы, Якимушка, еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. Ведь рот служит не только для вкушеиия яств, но сказано в Писании: " В начале было Слово".
Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра. И куда бы они не ходили, везде возили с собой Гришу; Обучать его грамоте приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Дети, обычно безжалостные к дурачкам и калекам, никогда не обижали и не дразнили Гришу. Отец Гриши так и не вернулся с Кавказа. Но нужды в семье не было, потому что община взяла на себя заботу о ней.
Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и его рассуждения удивляли даже стариков. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники.. Барин, князь Тучков Гришу с согласия матери, отправил его учиться в Самарскую гимназию. Вместе с ним поехали его брат и сестра.
На удивление всем Гриша учился хорошо. Одноклассники вначале дичились его и сторонились, как страшного калеку, но со временем привыкли и полюбили его за веселый нрав, недюжинный ум, но особенно за народные песни, которые он пел сильным красивым голосом.
- Надо же, никогда не унывает человек! - говорили они. - Не то что мы - зануды и кисляи.
В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село у, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образа расходились в народе нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, особенно в народе ценили то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. Что Сам Дух Святый помогает Григорию-иконописцу, что не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это - подвиг по Христу. Умер в 1917 году. А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: " Се, Человек ".

Учитель: Григорий – калека?

Учитель : Ребята! Кто видел ,что делает тело?

Дети: Тело бегает, прыгает, жуёт…

Учитель: Глазами тело видеть нам дано, но душу глазом не увидишь В.Шекспир.

Что же делает душа?

Дети : душа мечтает, переживает, радуется. даже тогда, когда телу больно, как у Григория – иконописца.

Учитель: Как же проявляется в человеке дух,в частности дух Григория?

Дети: Он никогда не унывал, духом не падал. добивался больших результатов.

Откуда у человека душа?

Учитель: Откуда у человека душа?

Ответить на этот вопрос нам поможет Библия.

Работа с источником:

Вопросы для обсуждения .

Кто в христианстве дал человеку душу?

Как Библия рассказывает об этом?

Какие дары Бог даёт людям?

Дети отвечают: Бог даёт:

Способность любить и радоваться жизни

Способность творить , создавать и т.д.

Учитель : Бог создал душу человека: мысли, чувства, опыт, которые

никуда не исчезают с уничтожением физического тела. Человеку может быть 70 лет, а он молод душою. А другой и в 30 лет может почувствовать себя стариком. Почему у одного добрая, а у другого чёрная душа, большая или опустошённая?

Раздаточный материал с текстом:

«Когда же собралось множество народа к Нему , Он начал говорить Притчею.

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Вопросы для обсуждения.

1.Какой момент выбрал Иисус для Притчи?

2. Зачем люди пришли к Нему?

3.Почему семена погибали на дороге, в камнях и терниях (сорняках)?

Комментарий учителя после обсуждения.

Слово Божие могут слышать разные люди. Но результат будет разный в зависимости от почвы – души .Почва - главное слово в притче. Важно слушать и хранить в сердце слово Божие и тогда будет плод. Слово Божие воспринимается в соответствии со своей душой.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения Николая Заболоцкого

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Как вы поняли это стихотворение?

Словарь урока : тело, душа. внутренний мир человека

1.Взять грех на душу надоедать

2.Стоять над душой лицемерить

3. Кривить душой совершить проступок

4. Вкладывать всю душу испугаться

5. Душа на распашку поделиться мыслями, переживаниям

6. Душа в пятки ушла отдавать все силы

7. Открыть душу простой открытый человек

Домашнее задание

Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.

2. Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

4. Научить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

5. Организовать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области духовно-нравственных ценностей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-Кто такие христиане? (Люди, верующие в Бога, в Иисуса Христа)

-Что значит быть православным человеком? (Верить в Бога, соблюдать православные традиции)

-Как по-другому называют Библию? (Священное писание)

-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? (Душу человека)

Слайд №1 (изображение домика с резными ставенками).

Чудный домик.

К. Д. Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом (из толкового словаря: 1. Бережливый, хозяйственный человек. 2. Заведующий хозяйством.). Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека

Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

Хозяйка – д _ _ а (душа) человека

- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

- А кто хозяйка в человеке, в его теле? Душа.

- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?

2) Беседа.

- А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?

- Слово душа созвучно слову дышать. Можем ли мы увидеть дыхание, потрогать? А жить без него? Так же и с душой.

Слайд №2.

Душа- бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волей. Душевные качества: совесть, внутреннее чувство…

Запишем в тетрадь новое понятие.

Внутренний мир человека так велик! Господь наделил нас разумом, чтобы мы были свободны в нашей любви, ее выражении, свободны в творчестве. Кто-то раскрывает свою любовь в музыке, кто-то рисует, кто-то великолепно готовит.

Слайд №3.

У каждого из вас есть свое тело. И есть своя душа. Они должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и зло, творчество и мысль, отличают человека от животных.

3.) Какие-то ребята прибегали к нам в класс, хотели принять участие и разобраться в нашей теме. Они оставили нам эти карточки, но по-моему, что-то напутали. Вы поможете разобраться?

Учитель открывает на доске пронумерованный список (установи соответствие):

1. Кривить душой 1. поделиться мыслями, переживаниями

2. Вкладывать всю душу 2. испугаться

3. Душа в пятки ушла 3. отдавать все силы

4. Открыть душу 4. лицемерить

Давайте порассуждаем еще, чтобы подняться на следущую ступеньку наших знаний о душе.. мне поможет в работе со слайдами.

Слайд №4.

Жертву Христа, как и вообще всё, что связано с миром религии, человек не поймет, если не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.

Слайд №5.

Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.

Слайд №6.

А иногда душа болит, даже если тело здорово.

Слайд №7.

Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям.

Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее.

И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

Слайд №8.

Человек, будучи младенцем, сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться пребывать в мире со своей душой и совестью. В последствии, если человек не думает о своей душе, если он кормит ее ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, ДУША СЛАБЕЕТ.

Слайд №9.

Где мы находимся в этой борьбе? Заботимся ли мы о состоянии души?

Комментированное чтение статьи учебника.

- А теперь давайте обратимся, к учебнику. Там нас снова ждут отец Василий и мальчик-пастушок Ваня.

Чтение страниц 59-61 учебника.

-Как вы поняли, стареет ли душа человека?

-Согласны ли вы с автором, что мы должны быть терпеливы друг к другу?

-Почему важно прощать?

Слайд №10.

Слайд №11.

Глаза – зеркало души

Слайд №12.

Глаза – зеркало души

Слайд №13.

Чистота души и тела

Слайд №14.

Душа должна трудиться.

5. Подготовка к подведению итога урока.

- Как вы думаете, к обретению каких душевных качеств нужно стремиться каждому человеку?

Если представить душу в качестве цветка, мы увидим, как она нежна и прекрасна, как хрупка и нуждается в нашей защите. Давайте выберем, лепестки с какими душевными качествами будут на нашем цветке?

Я раздаю вам на парту по 1 лепестку. Вы должны решить, должен ли доставшийся вам лепесток быть у цветка души и объяснить почему.

Ребятам предлагается собрать цветок из лепестков с записанными на них качествами души:

- Какие качества души вы выбрали?

Давайте послушаем стихотворение о наше цветке, которое приготовили ребята.

В Душе людей цветут цветы

И в них рождается ЛЮБОВЬ.

Они Небесной красоты,

Нам дарят счастье вновь и вновь.

Как долго будет он цвести,

Зависит только от тебя,

Он может Вечность принести,

Коль жизнью ты живешь, любя.

Цветение его продли,

Им наделил тебя Исток.

Умей беречь свои цветы,

Умей хранить Души цветок.

Душа цветет и в каждый миг

Цветок рождает в нем твой лик.

В нем Мудрость Мира, Благодать,

Твоя задача все принять.

Цветы добра в себе взрасти,

Любовью нежной удобри,

Начнут расти в тебе цветы.

И свет цветка Души твоей

Подарит радость Бытия,

Подарит много светлых дней,

В которых есть и ты, и я.

Несущая Любовь Душа

В земной обители живет.

Ей управляют Небеса,

Над ней, как щит, Небесный свод.

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

9. Домашнее задание:

Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе.

Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.

Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно.


Что такое душа? Откуда происходят души людей? Что о душе говорит Священное Писание? Из каких частей состоит душа? Как она соотносится с телом?

Что такое душа?

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Происхождение души

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Так и детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка, хотя без помощи родителей не обойтись.
Уже несколько лет я преподаю уникальный предмет ОПК – Основы православной культуры. ОПК - это особый предмет, который развивает духовную культуру ребенка, его внутреннюю свободу, эстетический вкус; дает представление о мире и человеке. Это предмет, который отвечает на многие вопросы, возникающие в душе ребенка.

Основы православной культуры - предмет не для запоминания, не для оценок, менее всего располагает к традиционным формам опроса. Связанный с мироощущением и мировидением ребенка, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, культуру понимания и общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущения своей неповторимости. Ребенок должен понять, что самое великое благо – это жизнь, которую он должен прожить с пользой. Работая с детьми на уроках, я стараюсь научить ребят понимать, что есть добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство.

Отсюда, главная цель предмета:

Помочь ребенку отыскать бессмертный смысл своего существования;

Раскрыть возможности духовной свободы;

Открыть ребенку путь к правде о мире и о человеке.

Предмет дает возможность узнать о лучших людях Отечества, прикоснуться к трагическим сторонам жизни, услышать о кровавых страницах истории, распаде человеческой души, о восхождении на Голгофу Христа – все это помогает раскрыть перед детьми трудный путь познания, показать им высоты и бездны в истории Человечества.Через приобщение к трагедии душа ребенка становится чище, добрее, а сам он обретает внутреннюю стойкость, столь необходимую в суровом и далеко не всегда справедливом мире.

Однако, доминирующим при изучении Основ православной культуры должно стать ощущение радости жизни, ее полноты и неисчерпаемости, понимание того, что добро неизмеримо сильнее зла, внутренняя потребность в духовном саморазвитии. Л.Н.Толстой утверждал, что нам в жизни нашей дано такое великое благо - жизнь, выше которого нет, и ничего не может быть.

На своих занятиях мы говорим с учащимися о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и месте человека на Земле. Из урока в урок мы пополняем наши знания очень важными и необходимыми каждому человеку понятиями: добром, жизнью, правдой, друзьями, песней, добрыми поступками. Мы учимся понимать, что есть правда и ложь, добро и зло, в чем смысл человеческой жизни.

Кратко представлю несколько уроков (из разных разделов), помогающие раскрыть ученику суть основных человеческих ценностей.

В конце занятия я ставлю вопросы перед ребятами: ЧТО нужно делать людям, чтобы получить истинную благодать, чтобы зажглась радость в их глазах и сердцах? (Верить) Ребята говорят еще и том, что нужно быть благодарным Господу за то, что мы живем. Жизнь – это подарок. Нет ничего дороже на Земле, чем человеческая жизнь.

Спрашиваю, о чем бы вы помолились сегодня? Может быть кому – то неудобно говорить об этом вслух, пусть подумает об этом про себя. Ребята переживают о здоровье своих родных и близких, о брошенных детях, о своих неудачах в школе, о бездомных животных, о том, что трогает тонкие струны их души. По традиции, в конце урока, мы передаем друг другу зеленую веточку с пожеланиями друг другу всего самого светлого и доброго.

Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.

Читайте также: