К какому ведущему типу речи относится учебный доклад
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели: дать понятие о жанре учебного доклада; развивать навыки анализа текста, подготовки учебного доклада, работы с ресурсами Интернета, работы в группах.
Планируемые результаты: умения находить информацию в различных источниках, (справочная литература, СМИ, Интернет), определять и выделять композиционно-языковые признаки текста, готовить учебный доклад и выступать с ним перед аудиторией, объяснять языковые явления и процессы, работать в группах.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (упр. 304, 305 – выступление с отзывами)
Работа по теме урока.
-Какие стили речи вы знаете? Назовите отличительные признаки каждого стиля. (ответы детей)
-Назовите типы речи, как их распознать? (ответы детей)
-К какому стилю речи вы отнесете учебный доклад?
Слово учителя.
Темы докладов обычно выбираются на основе материала, который не рассматривается на уроках, но представляет интерес для многих. Даже просто слушая доклад, мы узнаем новое для себя, неожиданное и удивительное. Что же говорить о том, кто готовит доклад: изучая литературу, ресурсы Интернета, он не только расширяет свой кругозор, учится самостоятельной работе, осваивает методы научного познания, развивает навыки публичного выступления, но и становится интересен другим людям (ведь он больше других знает и умеет рассказать об этом).
-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова и узнаем, что означает это слово.
-Различают следующие виды докладов:
* научный доклад
* учебный доклад
Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др.
К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений.
Как готовить учебный доклад?
1 этап - отобрать материал. Затем прочитать его и подумать над ним, проанализировать его, выделить самое важное.
2 этап – обобщить изученное, составить развернутый план.
3 этап –написать текст доклада, соблюдая требования научного стиля речи.
Структура доклада обычно включает три основных части:
Вступление – формулировка темы доклада, краткий обзор источников (упоминается, чем эта тема заинтересовала)
Основная часть – последовательное, аргументированное повествование, рассуждение.
Заключение – выводы, подведение итогов.
Правила оформления учебного доклада
1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.
2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.
4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы.
5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.
4. Работа по учебнику (упр. 306 – чтение, составление и обсуждение сложного плана)
Как подготовиться к докладу:
а) вступление;
б) основная часть;
в) заключение
2. Как сделать доклад содержательным:
а) использование интересных, неизвестных фактов;
б) использование рисунков, фотографий, компьютерной презентации
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Разновидности текста с описанием
- описание внешности человека (портрет);
- описание состояния человека;
- описание характера человека;
- описание окружающей среды (природы);
- описание места (города, села, местности);
- описание предмета и пр.
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
- общее впечатление от предмета речи;
- признаки предмета речи;
- авторская оценка описываемого.
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
- преобладают имена существительные и прилагательные;
- глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
- составные именные сказуемые;
- обстоятельства места.
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
- завязка (начало действия);
- развитие действия;
- кульминация (самый острый, интересный момент);
- развязка (конец действия)
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
- преобладают глаголы и глагольные формы;
- глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
- простые и составные глагольные сказуемые;
- обстоятельства времени.
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства или опровержение);
- вывод.
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
- преобладает абстрактная лексика;
- имеются вводные слова;
- используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
- сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Цели: дать понятие о жанре учебного доклада; развивать навыки анализа текста, подготовки учебного доклада, работы с ресурсами Интернета, работы в группах.
Планируемые результаты: умения находить информацию в различных источниках, (справочная литература, СМИ, Интернет), определять и выделять композиционно-языковые признаки текста, готовить учебный доклад и выступать с ним перед аудиторией, объяснять языковые явления и процессы, работать в группах.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (упр. 304, 305 – выступление с отзывами)
- Работа по теме урока.
-Какие стили речи вы знаете? Назовите отличительные признаки каждого стиля. (ответы детей)
-Назовите типы речи, как их распознать? (ответы детей)
-К какому стилю речи вы отнесете учебный доклад?
Слово учителя.
Темы докладов обычно выбираются на основе материала, который не рассматривается на уроках, но представляет интерес для многих. Даже просто слушая доклад, мы узнаем новое для себя, неожиданное и удивительное. Что же говорить о том, кто готовит доклад: изучая литературу, ресурсы Интернета, он не только расширяет свой кругозор, учится самостоятельной работе, осваивает методы научного познания, развивает навыки публичного выступления, но и становится интересен другим людям (ведь он больше других знает и умеет рассказать об этом).
-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова и узнаем, что означает это слово.
ДОКЛАД –а,м.
-Различают следующие виды докладов:
*научный доклад
*учебный доклад
Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др.
К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений.
Как готовить учебный доклад?
1 этап - отобрать материал. Затем прочитать его и подумать над ним, проанализировать его, выделить самое важное.
2 этап – обобщить изученное, составить развернутый план.
3 этап –написать текст доклада, соблюдая требования научного стиля речи.
Структура доклада обычно включает три основных части:
- Вступление –формулировка темы доклада, краткий обзор источников (упоминается, чем эта тема заинтересовала)
- Основная часть – последовательное, аргументированное повествование, рассуждение.
- Заключение – выводы, подведение итогов.
Правила оформления учебного доклада
1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.
2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.
4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы.
5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.
4. Работа по учебнику (упр. 306 – чтение, составление и обсуждение сложного плана)
План
а) вступление;
б) основная часть;
в) заключение
2. Как сделать доклад содержательным:
а) использование интересных, неизвестных фактов;
б) использование рисунков, фотографий, компьютерной презентации
Урок развития речи, на котором дети познакомятся с учебным докладом, научатся правильно его готовить и оформлять, что не маловажно для успешного выступления перед аудиторией.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: дать понятие о жанре учебного доклада; развивать навыки анализа текста, подготовки учебного доклада, работы с ресурсами Интернета, работы в группах.
Планируемые результаты: умения находить информацию в различных источниках, (справочная литература, СМИ, Интернет), определять и выделять композиционно-языковые признаки текста, готовить учебный доклад и выступать с ним перед аудиторией, объяснять языковые явления и процессы, работать в группах.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (упр. 304, 305 – выступление с отзывами)
- Работа по теме урока.
-Какие стили речи вы знаете? Назовите отличительные признаки каждого стиля. (ответы детей)
-Назовите типы речи, как их распознать? (ответы детей)
-К какому стилю речи вы отнесете учебный доклад?
Темы докладов обычно выбираются на основе материала, который не рассматривается на уроках, но представляет интерес для многих. Даже просто слушая доклад, мы узнаем новое для себя, неожиданное и удивительное. Что же говорить о том, кто готовит доклад: изучая литературу, ресурсы Интернета, он не только расширяет свой кругозор, учится самостоятельной работе, осваивает методы научного познания, развивает навыки публичного выступления, но и становится интересен другим людям (ведь он больше других знает и умеет рассказать об этом).
-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова и узнаем, что означает это слово.
-Различают следующие виды докладов:
Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др.
К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений.
Как готовить учебный доклад?
1 этап - отобрать материал. Затем прочитать его и подумать над ним, проанализировать его, выделить самое важное.
2 этап – обобщить изученное, составить развернутый план.
3 этап –написать текст доклада, соблюдая требования научного стиля речи.
Структура доклада обычно включает три основных части:
- Вступление – формулировка темы доклада, краткий обзор источников (упоминается, чем эта тема заинтересовала)
- Основная часть – последовательное, аргументированное повествование, рассуждение.
- Заключение – выводы, подведение итогов.
Правила оформления учебного доклада
1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.
2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.
4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы.
5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.
4. Работа по учебнику (упр. 306 – чтение, составление и обсуждение сложного плана)
б) основная часть;
2. Как сделать доклад содержательным:
а) использование интересных, неизвестных фактов;
б) использование рисунков, фотографий, компьютерной презентации
3. Репетиция доклада перед выступлением.
5. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр.308, 309 – чтение, обсуждение вопросов и заданий
- Упр.310 – работа в парах с последующим обсуждением.
6. Подведение итогов урока
-Как готовить учебный доклад?
-Какова структура учебного доклада?
-Как сделать доклад интересным?
7. Домашнее задание
2) Подготовить доклады по заданиям упр. 307, 311, 312 (по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте.
Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."
Презентация по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так.
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование .
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э.
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи".
Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"
Данная разработка поможет учителю в организации первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с.
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями.
Можно ли считать сравнение тропом? Троп – риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении.
Путевые заметки — одна из разновидностей путевого очерка — жанра художественной публицистики. Это зарисовки, сделанные во время путешествия.
Опираясь на приведённое высказывание, подготовьте учебный доклад. Тему сформулируйте самостоятельно. Как вы думаете, где можно найти информацию для доклада, примеры для подтверждения высказанных мыслей?
В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые выступают преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи. Также выделяют художественный стиль, но это спорный вопрос, поскольку художественный стиль включает в себя слова из разных стилей и не считается системой с однородными языковыми средствами.
Функциональные стили не являются замкнутыми системами, их границы размыты, часто одни и те же особенности могут характеризовать сразу несколько стилей. Таким образом, каждый функциональный стиль обладает набором признаков, которые не обязательно являются уникальными только для данного стиля. Однако под влиянием экстралингвистических факторов эти признаки могут проявляться в них в различной степени. В связи с этим выделяются общие признаки стиля и различающие.
Общие присутствуют более чем в одном стиле. Например, экспрессивные языковые средства характерны как для публицистического, так и для литературно-художественного стиля. Различающие признаки включают особенности стиля, которые позволяют отличить данный стиль от других стилей. Примером основного признака является широкое использование научной терминологии в научном стиле. Нельзя сказать, что функциональные стили речи четко разграничены и не взаимодействуют между собой. Это доказывают общие признаки, которые повторяются в некоторых стилях речи. Зачастую речь совмещает в себе черты разных стилей.
В публицистическом стиле к функции воздействия примешиваются в большей или меньшей степени коммуникативная и информационная функции, т.е. функции общения.
Научный и публицистический стили могут функционировать в устной форме (это могут быть лекция, доклад, выступления и др.), в форме политического полилога (дискуссии, диспута).
Научный и официально-деловой стили не должны иметь яркой эмоциональной окраски, слова предельно нейтральны, что наиболее уместно в данной области. Сочетание двух функций – эстетической и коммуникативной – характерно для языка художественной литературы.
Отличаясь от других функциональных стилей условиями своего функционирования, устной формой проявления и структурой, разговорный стиль вместе с тем тесно с ними связан, поскольку интенсивно использует их элементы (термины, канцеляризмы, профессионализмы и т.п.).
А влияние разговорно-обиходного стиля на публицистический стиль, и особенно на язык художественной литературы, трудно переоценить. Экспрессивно воздействующая функция публицистики в значительной мере осуществляется благодаря использованию разговорных выразительных средств, а язык художественного произведения представляет в структурном отношении синтез разговорных и книжных компонентов.
Функциональными стилями называют исторически сложившиеся системы речевых средств, которые используются в конкретной речевой ситуации.
В современном русском языке выделяют пять функциональных стилей. Четыре письменных: художественный, научный, официально-деловой и публицистический, и один устный: разговорный. Каждому стилю присущи свои особенности и языковые средства.
Особо индивидуальными стилями являются официально-деловой и научный стиль. Научному стилю присуща монологическая речь, которой свойственны точность, абстрактность и объективность изложения. Ещё одним особым стилем является официально-деловой стиль. Сферой, в которой используется данный стиль, является административно-правовая сфера, т.е. различные государственные правовые акты, законы, различные документы, анкеты и т.п. Официально-деловому стилю присуща точность изложения, не допускающая разночтений, а также отсутствие эмоциональной лексики, большое количество существительных, абстрактность изложения.
Оба данных стиля довольно обособленны и не вбирают в себя особенности других стилей. Иначе всё происходит с оставшимися тремя стилями. Публицистический стиль используется для эмоционального воздействия на публику, для освещения важных общественно-социальных проблем. Это язык газет, журналов, ораторских выступлений. За счёт того, что публицистический жанр обладает огромной экспрессивной выразительностью, а также эмоциональностью, он включает в себя элементы разговорного жанра, такие как просторечия, диалектные слова, междометия и даже жаргонизмы. Особенно это касается устного публичного выступления, ведь чем более ярким оно будет, тем больше шанс донести до слушателя нужную информацию.
Художественный стиль используется при написании произведений художественной литературы. Для данного стиля присуща конкретно-образное повествование, личный авторский взгляд, внимание прежде всего к частному и случайному. Художественная речь использует литературный русский язык, выражаемый посредством специальных языковых средств. В художественном тексте используются языковые средства из всех остальных функциональных стилей русского языка. Их использование обусловлено темой и стилистикой данного конкретного художественного текста.
Функциональные стили русского языка не являются замкнутыми внутри себя системами. Они используют в своих текстах элементы других стилей. Исключение здесь составляют официально-деловой и научный стили - они не используют в себе элементы других стилей. Однако публицистический и художественный жанры очень часто используют их языковые средства в своих текстах.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
Читайте также: