К какому ведущему типу речи относится учебный доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: дать понятие о жанре учебного доклада; развивать навыки анализа текста, подготовки учебного доклада, работы с ресурсами Интернета, работы в группах.

Планируемые результаты: умения находить информацию в различных источниках, (справочная литература, СМИ, Интернет), определять и выделять композиционно-языковые признаки текста, готовить учебный доклад и выступать с ним перед аудиторией, объяснять языковые явления и процессы, работать в группах.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания (упр. 304, 305 – выступление с отзывами)

Работа по теме урока.

-Какие стили речи вы знаете? Назовите отличительные признаки каждого стиля. (ответы детей)

-Назовите типы речи, как их распознать? (ответы детей)

-К какому стилю речи вы отнесете учебный доклад?

Слово учителя.

Темы докладов обычно выбираются на основе материала, который не рассматривается на уроках, но представляет интерес для многих. Даже просто слушая доклад, мы узнаем новое для себя, неожиданное и удивительное. Что же говорить о том, кто готовит доклад: изучая литературу, ресурсы Интернета, он не только расширяет свой кругозор, учится самостоятельной работе, осваивает методы научного познания, развивает навыки публичного выступления, но и становится интересен другим людям (ведь он больше других знает и умеет рассказать об этом).

-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова и узнаем, что означает это слово.

-Различают следующие виды докладов:

* научный доклад

* учебный доклад

Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др.

К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений.

Как готовить учебный доклад?

1 этап - отобрать материал. Затем прочитать его и подумать над ним, проанализировать его, выделить самое важное.

2 этап – обобщить изученное, составить развернутый план.

3 этап –написать текст доклада, соблюдая требования научного стиля речи.

Структура доклада обычно включает три основных части:

Вступление – формулировка темы доклада, краткий обзор источников (упоминается, чем эта тема заинтересовала)

Основная часть – последовательное, аргументированное повествование, рассуждение.

Заключение – выводы, подведение итогов.

Правила оформления учебного доклада

1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.

2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.

3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.

4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы.

5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.

4. Работа по учебнику (упр. 306 – чтение, составление и обсуждение сложного плана)

Как подготовиться к докладу:

а) вступление;

б) основная часть;

в) заключение

2. Как сделать доклад содержательным:

а) использование интересных, неизвестных фактов;

б) использование рисунков, фотографий, компьютерной презентации

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

Типы речи — это функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти тек­стов: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рассуждение.

типы речи

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • опи­са­ние внеш­но­сти чело­ве­ка (порт­рет);
  • опи­са­ние состо­я­ния человека;
  • опи­са­ние харак­те­ра человека;
  • опи­са­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (при­ро­ды);
  • опи­са­ние места (горо­да, села, местности);
  • опи­са­ние пред­ме­та и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. общее впе­чат­ле­ние от пред­ме­та речи;
  2. при­зна­ки пред­ме­та речи;
  3. автор­ская оцен­ка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют име­на суще­стви­тель­ные и прилагательные;
  • гла­го­лы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни несо­вер­шен­но­го вида;
  • состав­ные имен­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства места.

Какой дом уди­ви­тель­ный! Комнаты боль­шие, столы-стулья тоже боль­шие, дере­вян­ные и как буд­то в кру­же­вах — в дере­ве узо­ры выре­за­ны. Лампы стран­ные, печи как в деревне, толь­ко наряд­ные полос­ки на них из раз­но­цвет­ных пли­ток. На сте­нах висят фото­гра­фии и кар­ти­ны. А на вто­рой этаж ведет лесен­ка, да не про­стая, а закру­чен­ная, как куд­ря­вая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Повествование как тип речи — это сооб­ще­ние о дей­стви­ях пред­ме­та в опре­де­лен­ной последовательности.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

  1. завяз­ка (нача­ло действия);
  2. раз­ви­тие действия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные формы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства времени.

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Рассуждение — тип речи, в кото­ром иссле­ду­ют­ся пред­ме­ты или явле­ния, рас­кры­ва­ют­ся их внут­рен­ние при­зна­ки. Рассуждением может стать сло­вес­ное изло­же­ние, разъ­яс­не­ние и под­твер­жде­ние какой-то мыс­ли. Рассуждая, гово­ря­щий объ­яс­ня­ет что-то, дока­зы­ва­ет или опро­вер­га­ет с помо­щью аргу­мен­тов свою точ­ку зре­ния на пред­мет или явле­ние действительности.

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Рассуждение — это объ­яс­не­ние каких-либо фак­тов, собы­тий с ука­за­ни­ем причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лексика;
  • име­ют­ся ввод­ные слова;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Цели: дать понятие о жанре учебного доклада; развивать навыки анализа текста, подготовки учебного доклада, работы с ресурсами Интернета, работы в группах.

Планируемые результаты: умения находить информацию в различных источниках, (справочная литература, СМИ, Интернет), определять и выделять композиционно-языковые признаки текста, готовить учебный доклад и выступать с ним перед аудиторией, объяснять языковые явления и процессы, работать в группах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (упр. 304, 305 – выступление с отзывами)
  3. Работа по теме урока.

-Какие стили речи вы знаете? Назовите отличительные признаки каждого стиля. (ответы детей)

-Назовите типы речи, как их распознать? (ответы детей)

-К какому стилю речи вы отнесете учебный доклад?

Слово учителя.

Темы докладов обычно выбираются на основе материала, который не рассматривается на уроках, но представляет интерес для многих. Даже просто слушая доклад, мы узнаем новое для себя, неожиданное и удивительное. Что же говорить о том, кто готовит доклад: изучая литературу, ресурсы Интернета, он не только расширяет свой кругозор, учится самостоятельной работе, осваивает методы научного познания, развивает навыки публичного выступления, но и становится интересен другим людям (ведь он больше других знает и умеет рассказать об этом).

-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова и узнаем, что означает это слово.

ДОКЛАД –а,м.

-Различают следующие виды докладов:

*научный доклад

*учебный доклад

Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др.

К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений.

Как готовить учебный доклад?

1 этап - отобрать материал. Затем прочитать его и подумать над ним, проанализировать его, выделить самое важное.

2 этап – обобщить изученное, составить развернутый план.

3 этап –написать текст доклада, соблюдая требования научного стиля речи.

Структура доклада обычно включает три основных части:

  • Вступление –формулировка темы доклада, краткий обзор источников (упоминается, чем эта тема заинтересовала)
  • Основная часть – последовательное, аргументированное повествование, рассуждение.
  • Заключение – выводы, подведение итогов.

Правила оформления учебного доклада

1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.

2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.

3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.

4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы.

5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.

4. Работа по учебнику (упр. 306 – чтение, составление и обсуждение сложного плана)

План

а) вступление;

б) основная часть;

в) заключение

2. Как сделать доклад содержательным:

а) использование интересных, неизвестных фактов;

б) использование рисунков, фотографий, компьютерной презентации

Урок развития речи, на котором дети познакомятся с учебным докладом, научатся правильно его готовить и оформлять, что не маловажно для успешного выступления перед аудиторией.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx 17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: дать понятие о жанре учебного доклада; развивать навыки анализа текста, подготовки учебного доклада, работы с ресурсами Интернета, работы в группах.

Планируемые результаты: умения находить информацию в различных источниках, (справочная литература, СМИ, Интернет), определять и выделять композиционно-языковые признаки текста, готовить учебный доклад и выступать с ним перед аудиторией, объяснять языковые явления и процессы, работать в группах.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (упр. 304, 305 – выступление с отзывами)
  3. Работа по теме урока.

-Какие стили речи вы знаете? Назовите отличительные признаки каждого стиля. (ответы детей)

-Назовите типы речи, как их распознать? (ответы детей)

-К какому стилю речи вы отнесете учебный доклад?

Темы докладов обычно выбираются на основе материала, который не рассматривается на уроках, но представляет интерес для многих. Даже просто слушая доклад, мы узнаем новое для себя, неожиданное и удивительное. Что же говорить о том, кто готовит доклад: изучая литературу, ресурсы Интернета, он не только расширяет свой кругозор, учится самостоятельной работе, осваивает методы научного познания, развивает навыки публичного выступления, но и становится интересен другим людям (ведь он больше других знает и умеет рассказать об этом).

-Давайте заглянем в Толковый словарь Ожегова и узнаем, что означает это слово.

-Различают следующие виды докладов:

Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др.

К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений.

Как готовить учебный доклад?

1 этап - отобрать материал. Затем прочитать его и подумать над ним, проанализировать его, выделить самое важное.

2 этап – обобщить изученное, составить развернутый план.

3 этап –написать текст доклада, соблюдая требования научного стиля речи.

Структура доклада обычно включает три основных части:

  • Вступление – формулировка темы доклада, краткий обзор источников (упоминается, чем эта тема заинтересовала)
  • Основная часть – последовательное, аргументированное повествование, рассуждение.
  • Заключение – выводы, подведение итогов.

Правила оформления учебного доклада

1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.

2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.

3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.

4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы.

5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.

4. Работа по учебнику (упр. 306 – чтение, составление и обсуждение сложного плана)

б) основная часть;

2. Как сделать доклад содержательным:

а) использование интересных, неизвестных фактов;

б) использование рисунков, фотографий, компьютерной презентации

3. Репетиция доклада перед выступлением.

5. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр.308, 309 – чтение, обсуждение вопросов и заданий
  2. Упр.310 – работа в парах с последующим обсуждением.

6. Подведение итогов урока

-Как готовить учебный доклад?

-Какова структура учебного доклада?

-Как сделать доклад интересным?

7. Домашнее задание

2) Подготовить доклады по заданиям упр. 307, 311, 312 (по выбору)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте.


Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так.


Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование .


Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.

Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э.


Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи".


Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с.

Изображение Опираясь на приведённое высказывание, подготовьте учебный доклад. Тему сформулируйте самостоятельно. Как вы думаете, где можно найти информацию для доклада, примеры для.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями.

Можно ли считать сравнение тропом? Троп – риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении.

Путевые заметки — одна из разновидностей путевого очерка — жанра художественной публицистики. Это зарисовки, сделанные во время путешествия.

Опираясь на приведённое высказывание, подготовьте учебный доклад. Тему сформулируйте самостоятельно. Как вы думаете, где можно найти информацию для доклада, примеры для подтверждения высказанных мыслей?

В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые выступают преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи. Также выделяют художественный стиль, но это спорный вопрос, поскольку художественный стиль включает в себя слова из разных стилей и не считается системой с однородными языковыми средствами.

Функциональные стили не являются замкнутыми системами, их границы размыты, часто одни и те же особенности могут характеризовать сразу несколько стилей. Таким образом, каждый функциональный стиль обладает набором признаков, которые не обязательно являются уникальными только для данного стиля. Однако под влиянием экстралингвистических факторов эти признаки могут проявляться в них в различной степени. В связи с этим выделяются общие признаки стиля и различающие.

Общие присутствуют более чем в одном стиле. Например, экспрессивные языковые средства характерны как для публицистического, так и для литературно-художественного стиля. Различающие признаки включают особенности стиля, которые позволяют отличить данный стиль от других стилей. Примером основного признака является широкое использование научной терминологии в научном стиле. Нельзя сказать, что функциональные стили речи четко разграничены и не взаимодействуют между собой. Это доказывают общие признаки, которые повторяются в некоторых стилях речи. Зачастую речь совмещает в себе черты разных стилей.

В публицистическом стиле к функции воздействия примешиваются в большей или меньшей степени коммуникативная и информационная функции, т.е. функции общения.

Научный и публицистический стили могут функционировать в устной форме (это могут быть лекция, доклад, выступления и др.), в форме политического полилога (дискуссии, диспута).

Научный и официально-деловой стили не должны иметь яркой эмоциональной окраски, слова предельно нейтральны, что наиболее уместно в данной области. Сочетание двух функций – эстетической и коммуникативной – характерно для языка художественной литературы.

Отличаясь от других функциональных стилей условиями своего функционирования, устной формой проявления и структурой, разговорный стиль вместе с тем тесно с ними связан, поскольку интенсивно использует их элементы (термины, канцеляризмы, профессионализмы и т.п.).

А влияние разговорно-обиходного стиля на публицистический стиль, и особенно на язык художественной литературы, трудно переоценить. Экспрессивно воздействующая функция публицистики в значительной мере осуществляется благодаря использованию разговорных выразительных средств, а язык художественного произведения представляет в структурном отношении синтез разговорных и книжных компонентов.

Функциональными стилями называют исторически сложившиеся системы речевых средств, которые используются в конкретной речевой ситуации.

В современном русском языке выделяют пять функциональных стилей. Четыре письменных: художественный, научный, официально-деловой и публицистический, и один устный: разговорный. Каждому стилю присущи свои особенности и языковые средства.

Особо индивидуальными стилями являются официально-деловой и научный стиль. Научному стилю присуща монологическая речь, которой свойственны точность, абстрактность и объективность изложения. Ещё одним особым стилем является официально-деловой стиль. Сферой, в которой используется данный стиль, является административно-правовая сфера, т.е. различные государственные правовые акты, законы, различные документы, анкеты и т.п. Официально-деловому стилю присуща точность изложения, не допускающая разночтений, а также отсутствие эмоциональной лексики, большое количество существительных, абстрактность изложения.

Оба данных стиля довольно обособленны и не вбирают в себя особенности других стилей. Иначе всё происходит с оставшимися тремя стилями. Публицистический стиль используется для эмоционального воздействия на публику, для освещения важных общественно-социальных проблем. Это язык газет, журналов, ораторских выступлений. За счёт того, что публицистический жанр обладает огромной экспрессивной выразительностью, а также эмоциональностью, он включает в себя элементы разговорного жанра, такие как просторечия, диалектные слова, междометия и даже жаргонизмы. Особенно это касается устного публичного выступления, ведь чем более ярким оно будет, тем больше шанс донести до слушателя нужную информацию.

Художественный стиль используется при написании произведений художественной литературы. Для данного стиля присуща конкретно-образное повествование, личный авторский взгляд, внимание прежде всего к частному и случайному. Художественная речь использует литературный русский язык, выражаемый посредством специальных языковых средств. В художественном тексте используются языковые средства из всех остальных функциональных стилей русского языка. Их использование обусловлено темой и стилистикой данного конкретного художественного текста.

Функциональные стили русского языка не являются замкнутыми внутри себя системами. Они используют в своих текстах элементы других стилей. Исключение здесь составляют официально-деловой и научный стили - они не используют в себе элементы других стилей. Однако публицистический и художественный жанры очень часто используют их языковые средства в своих текстах.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Читайте также: