Доклад на тему воспитание и развитие личности

Обновлено: 01.07.2024

Статья в которой рассматриваются возможности воспитания. Воспитание в широком смысле определяется как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

ВложениеРазмер
statya._vozmozhnosi_vospitaniya_v_razvitii_lichnosti_peshkina_anastasiya_sergievskaya_sosh.docx 36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Никто не становится хорошим

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Личность, по определению Л. С. Выготского – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Объектомисследования является личность школьника

Предметомисследования является процесс воспитания, который способствует формированию личности.

– изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

– описать методы и приёмы воспитания, способствующие формированию личности.

– сделать вывод о влиянии процесса воспитания на формирование личности, опираясь на теорию и опыт педагогов.

Возможности воспитания в развитии личности

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Процесс воспитания выступает в роли многогранного взаимодействия детей как активных субъектов деятельности с общественной средой и взрослыми людьми. Этот процесс, в общем, представляет собой процесс социализации.

Выделяют составные компоненты воспитания.

1. Ребенок как объект и субъект воспитания. Он подвергается влиянию со стороны взрослых, общества, окружающей среды. В процессе воспитания у ребенка формируются мировоззрение, навыки, привычки, мышление. Все эти новообразования возникают на базе природных задатков, что представляет собой развитие ребенка как личности.

2. Взрослый (взрослые) как объекты и субъекты. Они оказывают воспитательное воздействие на детей и сами подвергаются воспитательному процессу в результате жизненных ситуаций и социума. Любой взрослый может потенциально стать действующим участником воспитательного процесса, т. е. воспитателем.

3. Коллектив. Оказывает влияние на ребенка, развивая у него навыки социального взаимодействия, удовлетворения своих потребностей, нравственные и этические нормы, создавая условия для самоутверждения и самосовершенствования.

4. Социальная среда. Степень ее воспитательного воздействия прямо зависит от качества проникновения во взаимоотношения взрослых людей с детьми.

Воспитательный процесс представляет собой всех его участников как взаимодействующих между собой субъектов, ключевой единицей которого является жизненная ситуация. Она характеризуется следующими особенностями:

1) установкой на удовлетворение естественных потребностей и интересов людей и инициированием их к взаимодействию;

2) сосредоточенностью и проявлением действительно имеющихся в окружении социальных зависимостей;

3) проявлением социальных противоречий, отыскиванием и выявлением путей их ликвидации;

4) необходимостью этического избрания поступка, направленности поведения в целом всеми участниками взаимодействия;

5) побуждением участников к взаимоотношениям, инициированием их к активному проявлению нравственно-эстетических позиций в отношениях, а также формированием конструктивной жизненной позиции;

6) воплощением в жизнь вследствие конструктивных взаимоотношений воспитательных взаимных воздействий и взаимодействий, вырабатыванием организации привычного нравственно-этического сознания и мышления, привычных способов поведения, личностно-психического развития.

Жизненные воспитательные ситуации завязываются на трех уровнях. Первый – уровень необходимого, соответствующего, обязательного, т. е. общество вынуждает ребенка принимать участие в различных взаимоотношениях . Второй – уровень свободного выбора деятельности, общения и отношений. Третий – уровень случайного общения, взаимодействия и взаимоотношения во временной группе или коллективе.

Огромную роль в формировании личности играют методы воспитания, выбранные педагогом.

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников.

Метод воспитания частей является совокупностью составляющих его элементов (деталей), которые получили название методических приемов. Приемы не имеют независимой педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одинаковые приемы часто используются в различных методах.

Методы могут равносильно заменяться различными приёмами.

Поскольку воспитательный процесс характеризуется многосторонностью своего содержания, а также необыкновенной состоятельностью и подвижностью организационных форм, то непосредственно с этим и связана вся разнообразность методов воспитания. Существуют методы, которые выражают содержание и специфичность процесса воспитания; другие методы ориентированы непосредственно на воспитательную работу с младшими или старшими школьниками; некоторые методы представляют собой работу в специфических ситуациях. Можно также выделить и общие методы воспитания, области, применения которых распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания направляет процесс нахождения общих и особенных закономерностей и принципов и этим способствует более рациональному и результативному их употреблению, помогает постичь назначение и специфические особенности, свойственные отдельным методам.

Классификация общих методов воспитания включает в себя:

1) методы формирования сознания личности (такие как беседа, рассказ, дискуссия, лекция, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта коллективного поведения личности (приучение, инструктаж, метод формирования воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);

3) методы инициирования и мотивации деятельности и поведения личности (познавательную игру, соревнование, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

4) методы контроля, самоконтроля и самооценки в процессе воспитания.

В действительных обстоятельствах педагогического процесса методы воспитания представляются в сложной и противоречивой целостности. Организация использования методов в совокупности, в системе находится в преимущественном положении перед использованием разрозненных, отдельных средств. Безусловно, они могут использоваться и по отдельности на каком-либо определенном этапе педагогического процесса.

Наиболее эффективными методами являются методы убеждения.

Убеждение – это ключевой метод доказательства при помощи веских аргументов и фактов истинности идей, утверждений, оценок, действий, взглядов. Оно используется в целях воспитания мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, обусловливающих выбор стилей поведения.

Существует несколько приемов убеждения.

2. Понимание. Оно создает доверительную атмосферу, стимулирует к открытости, желанию выслушать и ответить на переживания, стремлению выразить содействие в разрешении проблем собеседников.

3. Доверие. Представляет собой способ привлечения учащихся к требующей самостоятельности ситуации. Такой прием стимулирует у ребенка стремление показать себя с лучшей стороны в обстоятельствах, которые не контролируются взрослыми. Педагогическое доверие укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, духовную самостоятельность, а также направленность на высокие нравственные ценности у последних.

4. Побуждение. Этот прием является способом стимулирования детей к активной деятельности в учебе, труде, коллективной работе, творчестве, физкультуре путем опоры на интересы, потребности, влечения, желания. Стимулами развития при этом выступают всевозможные формы моральной поддержки.

5. Сочувствие. Представляет собой способ корректного формулирования педагогом своих чувств и отношения в связи с переживаниями ребенком ситуаций успеха или неуспеха, а также состояния радости или несчастья. Сочувствие призвано формировать у детей эмпатию и сострадание. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, освобождает от чувства напряжения или неуверенности.

6. Предостережение. Способ корректного предотвращения, профилактики и торможения потенциальных безнравственных действий школьников. Этот прием помогает учащимся развить у себя такие качества, как выдержанность, осмотрительность, привычку продумывать свои поступки, самоконтроль. При помощи предостережения преподаватель притягивает внимание учащихся к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком.

7. Критика. Критика представляет собой способ нелицеприятного раскрытия, обнаружения и рассмотрения несовершенств, погрешностей, просчетов в мышлении и поступках учащихся и преподавателей. Обоюдная корректная критика учащихся и педагогов в деловых, нравственных отношениях вырабатывает критический тип мышления, взаимную прямоту, позволяет вовремя ликвидировать различные недостатки и взаимодействия.

Изучая опыт современных педагогов можно прийти к выводу, что нет единого идеального сочетания методов и приёмов воспитания, которые могли бы сразу же сформировать личность. Сочетание и применение нужных методов и приёмов воспитания на практике – это дело индивидуальное.

Например, учитель использует методыинициирования и мотивации деятельности и поведения личности. На классном часе может использовать дидактическую (познавательную игру, соревнование), это будет способствовать развитию личности каждого из учеников. Дети продолжают совершенствовать навык взаимодействия в коллективе, повышают свой уровень коммуникабельности, тем самым повышают уровень развития своей личности. При возникновении трудностей в применении данного метода воспитания учитель использует приём побуждения. В данном случае можно использовать

Воспитание личности – важная задача современной школы. Уровень воспитанности можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В течение многих веков в мире развивается и по–разному воплощается идея воспитания личности.

К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В развитие человека, превращение индивида в личность выделяют три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.

Если исключить крайние точки зрения, когда приоритет отдается лишь одному из факторов, то, как определить соотношение факторов: под влиянием каких из них в большей мере происходит развитие.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.

Но предметом разных точек зрения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (способности к какой-то деятельности). Передаются ли способности или задатки? Большинство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству. Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения: признавали только биологическое наследование, а все остальные категории - мораль, интеллект - считали приобретаемыми в процессе социализации.

Однако следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. Отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее -на эстетическое и интеллектуальное развитие. Это влияние проявляется через образ жизни матери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом, стала разрабатываться педагогическая стратегия. Будущей матери рекомендуется чаще переживать положительные чувства, слушать музыку, читать стихи. Очень полезно беседовать с еще не родившимся малышом. В этом случае ребенок рождается с врожденными качествами. Но ни генетическое, ни врожденное не следует считать неизменным. В процессе жизни возможны изменения врожденных и наследственных приобретений.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает умением фильтровать его, интуитивно поддаваться одним воздействиям и уклоняться от других влияний. Для маленького ребенка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый.

Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.

Наследственность, среда, воспитание - эти факторы при всей их значимости и необходимости все же не обеспечивают полноценного развития ребенка. Потому, что все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.

Познавательная активность изначально также носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире.

Эмоциональная активность - важная грань активности личности. Он откликается на воздействия, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами.

Таким образом, активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы - разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра - на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд - на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении, учение - на удовлетворение потребности в познании и т.д.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод , способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка - наблюдение, а для взрослого -организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого - иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так велика ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка - взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами. Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге - для прогресса человечества.

Что было бы, если бы каждому поколению приходилось все создавать заново, снова открывать законы природы, если бы люди были лишены величайшей способности передавать от поколения к поколению накопленный опыт?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Выполнил: Бышенко М.В.,

Воспитание и развитие личности обучающегося как человека с личностной, социальной и семейной культурой


В своей методической системе на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации .


В соответствии с целями и задачами содержание методической системы строю с учётом фундаментального ядра содержания общего образования, содержания, определённого ФГОС НПО и социальным заказом общества. Содержание образования по русскому языку и литературе состоит из двух взаимосвязанных компонентов: деятельностного (овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации; формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности; способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться языком как важнейшим инструментом сознания; творческого самовыражения) и знаниевого (освоение основ лингвистики, получение сведений по теории и истории литературы).


Содержание методической системы выстраиваю на основе создания особых взаимоотношений между педагогом и обучающимся, соблюдения педагогических принципов: гуманизма, сотрудничества, диалогизма, выбора, индивидуальности.


В основу системы моей работы включены педагогические технологии, которые представляют уже целостную систему психолого-педагогического воздействия на учащихся, успешно зарекомендовали себя в педагогической науке и практике - технологии на диалоговой основе, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, которые обеспечиваютовладение всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.


Деятельностный подход обуславливает и набор различных методов и приемов обучения:

Приемы: выразительное (акцентно-смысловое) чтение учителя; обучение выразительному чтению; чтение с комментариями (комментированное чтение); чтение с попутной формулировкой вопросов (системы вопросов), активизирующее впечатления и размышления читателей; прием прогнозированного чтения (или угадывания).

Типы заданий: выразительно прочтите следующий фрагмент; прокомментируйте слова героя, повествователя; сформулируйте вопрос ; ответьте на поставленный вопрос; выделите в тексте наиболее непонятные места ; продолжите сюжет произведения; реконструируйте отсутствующую часть текста; назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе; сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу продолжения и завершения произведения .

Виды деятельности: самостоятельные и коллективные наблюдения; спонтанное сопоставление и сравнение различных элементов текста; постановка проблемного (-ых) вопроса(-ов), составление (самостоятельное и коллективное) системы вопросов и предварительные ответы на них (устные, письменные); рефлексия (устная, письменная, графическая) результатов предпонимающей деятельности.


Исследовательский (или собственно аналитический) метод

Типы заданий: выделите, определите, найдите, перечислите, изобразите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.; сформулируйте понятие; установите связи (внутритекстовые и интертекстуальные); проанализируйте фрагменты, эпизоды текста по предложенному алгоритму; составьте алгоритм анализа; сопоставьте, сравните, найдите сходства и отличия (как в одном тексте, так и между разными произведениями); заполните таблицу.

Виды деятельности: выполнение аналитических процедур (в устном, письменном и графическом виде) с использованием понятий-инструментов.


Метод проекта

Подготовка и защита самими обучающимися проектов в форме презентаций с использованием Интернет-ресурсов переводят работу из плоскости усвоения в плоскость исследования. Учитель предлагает выбрать необходимый для раскрытия микротемы материал, используя материалы сайтов, создать свою презентацию и подготовить выступление-защиту. На всю работу уходит от 15 до 20 минут, учитывая, что работа проводится в группе, времени на уроке вполне хватает и на контроль выполнения, и на оценивание. При этом возрастает положительный эмоциональный фактор в восприятии обучающимися нового материала, повышается уровень самостоятельности, появляется элемент здорового соперничества, а дискуссии, возникающие во время защиты проектов, позволяют выводить на первый план формирование навыков коммуникации, в полном объеме остается и общение обучаемого с учителем.

Интерпретация полученных результатов проведенных аналитических процедур (в письменной, устной, игровой и графической форме).

Типы заданий: объясните (устно, письменно, графически) смысл названия произведения; охарактеризуйте жанр произведения, выделите жанровые признаки; определите позицию автора; проинтерпретируйте выбранный аспект, фрагмент произведения; напишите сочинение-интерпретацию; стилизуйте (письменно, устно) речь героя, рассказчика, повествователя; инсценируйте; исполните роль; составьте рецензию.

Виды деятельности: вопросно-ответное общение (коллективно-распределительная деятельность, учебный диалог, интеллектуальная игра); инсценировка, составление киносценария; игровые диалоги с автором, героями и читателями; устное и письменное рецензирование; сочинения в жанре эссе; сочинение стилизаций; написание реферата, самостоятельного доклада.

Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, то есть конструируется на основе следующих положений:

1) самостоятельности обучающихся в ходе занятия;

2) самоорганизации обучающихся;

4) развитие личности;

5) формирование коллективизма;

6) ролевого участия;

8) психологического обеспечения.

Содержания образования требует использования разных форм организации процесса обучения. Например, при изучении совершенно нового учебного материала использую фронтальную, дифференцированную или групповую форму. Творческая деятельность, групповая, парная формы работу уместны на практическом занятии или семинаре. Сотрудничество в учебном процессе – это не только взаимодействия преподавателя и обучающихся, но и обучающегося с обучающимся и с преподавателем и т.д.

Для проверки знаний обучающихся использую следующие виды контроля:

- текущий (фронтальный опрос, тест, диктанты и т.д.),

Завершающим этапом промежуточной аттестации является экзамен по русскому и языку (в письменной форме: сочинение).

Результаты деятельности:

- разработаны и внедрены в образовательном процессе учебно-методические комплексы по вышеназванным дисциплинам.

Результаты деятельности обучающихся (достигнутые реализацией в образовательном пространстве колледжа представленной методической системы):

- уровень сформированности общих компетенций постепенно улучшается;

- повышение учебной мотивации;

- динамика индивидуальной успешности обучающихся в проектной и внеаудиторной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо. Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате “О воспитании и наставлении детей” писал: “Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами. Первая главная часть воспитания. попечение о теле”.просвещение, или образование разума” [1]

Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок.

Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.[2]

Уже в самом раннем детстве необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укрепились: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды.

Каковы же причины такого поведения?

Неблагополучные семьи (алкоголизм и наркомания, аморальное поведение родителей, родители - правонарушители, фанатики религиозные семьи и др.) создают атмосферу асоциального и антисоциального влияния.

Семьи с недостатки в стиле педагогического руководства, ошибками в воспитании детей (авторитарность, попустительство, непоследовательность, а так же изнеженность и избалованность, бездумное удовлетворение потребностей ребенка и т.д.) приводит к трудностям воспитательного характера.

Семьи с неблагоприятным психологическимклиматом, отсутствием духовного родства ее членов порождают безнадзорность и беспризорность. [4, 18]

Вместе с тем, семья как институт социализации призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях защитить от неблагоприятных влияний среды.

И если что-то в его поведении становится не таким, каким должно быть, то надо засучить рукава и исправлять. И если уж кого-то обвинять, то только самих себя.

Стили семейного воспитания так же влияют на становления личности ребенка. К деструктивным стилям относятся:

Попустительский стиль:

Особенности:при этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка “свободу”, самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Попустительскому стилю свойственны дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствиями может быть следующие варианты развития личности:

- неспособность к близости и привязанности;

- безучастность в отношении близких (“это не мои проблемы, мне все равно”);

- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

- мало “душевного тепла”.

вариант – личность “без тормозов” и “без запретов”:

- хамство и вседозволенность;

- воровство, враньё, распущенность;

- безответственность, не умение “держать слова”.

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов, так и “тихими”, где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и можетпослужить причиной различных асоциальных проявлений. В конфликтных семьях десоциализирующее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные отношения родителей здесь имеет место косвенноедесоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей.

Педагогически несостоятельная семья неоказывает на детей прямо десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что засчет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Попустительско -снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что “все дети такие”, либо рассуждают так: “мы самитакие были”.Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу “наш ребенок всегда прав”. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелымидефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын растет “бандитом” и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педагогическо -подозрительный стиль, при котором родители не доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать отсверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий общение. Дети из таких семей растут хмурыми, смотрят исподлобья, напоминают затравленного зверька, никого не любят, ни к кому не испытывают привязанности,озлоблены.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия - от убеждения до административно - уголовного принуждения, защищенного ребенка от жестокости.

Увещевательный стиль.

Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, “садятся на голову”.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит времени, ни душевныхсил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Непоследовательный стиль, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания дляосуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми от наказания, слез, ругани доумилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.

К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый “труд души” для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка атмосферу.

Как известно,эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чащевсего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.

Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям.

Из выше изложенного можно выделить следующие причины неэффективного родительского воспитания:

- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

- ригидные стереотипы воспитания;

- личные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребенком;

- влияние особенностей общения в семье на отношении родителя с ребенком.[5]

Педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременнымпрофилактическим средством можно считать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей.

Основными направлениями работы школы с родителями обучающихся должны быть:

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое просвещение родителей (школьные лектории, родительские лектории по микрогруппам, читательские конференции, общешкольные и классные родительские собрания с тематическими беседами специалистов, индивидуальные консультации).

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Коррекция воспитаниявсемье отдельных обучающихся.

Организация групповой работы с родителями.

Нужно помнить, что только всемье ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к самомусебе. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношениях людей друг к другу, о человеческих ценностях. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким станет человек.

Читайте также: