Доклад об экологической ситуации в санкт петербурге 2018

Обновлено: 01.07.2024

Экологическая ситуация в СПб

Город на Неве занимает ведущие позиции в рейтинге самых шумных мегаполисов мира, располагаясь на почетном 5-м месте. Средний показатель шума в городе равен 60 дБ, что значительно выше нормы. При этом самыми шумными районами названы Адмиралтейский, Центральный, Петроградский и Фрунзенский. Самые тихие локации северной столицы Курортный, Пушкинский, Выборгский и Кронштадтский районы.

Свой рейтинг экологичных районов также составил ресурс Яндекс.Недвижимость , оценив общую обстановку в северной столице как более благоприятную, чем в Москве. Самая печальная ситуация, как сообщают эксперты, наблюдается на центральных проспектах — Лиговском, Литейном, Владимирском. Из-за большого количества автотранспорта и его неравномерного движения состояние воздуха здесь оставляет желать лучшего. При этом хорошо и свежо в центре дышится на островах — Васильевском, Крестовском и на северо-западе Петроградской стороны, благодаря их меньшей транспортной загруженности и близости к воде.

В числе самых загрязненных проспектов на юге города Яндекс.Недвижимость выделил Московский и Ленинский, где расположено большое количество загруженных магистралей, пересекаются КАД и ЗСД

В числе самых загрязненных проспектов на юге города Яндекс.Недвижимость выделил Московский и Ленинский, где расположено большое количество загруженных магистралей, пересекаются КАД и ЗСД

Также ресурс представил свой рейтинг районов Петербурга, где воздух наиболее чистый и свежий. На верхних позициях оказались южные и юго-восточные локации, удаленные от центра города.

Единственным районом, удостоенным внимания аналитиков в северо-западной части Петербурга, оказался город-крепость Кронштадт

Единственным районом, удостоенным внимания аналитиков в северо-западной части Петербурга, оказался город-крепость Кронштадт

Оценить экологическую ситуацию в городе возможно и на основе данных российского отделения всемирной организации Greenpeace. На карте , составленной специалистами, можно ознакомиться с актуальной ситуацией в северной столице — какие районы являются самыми загрязненными и что служит причиной их загрязнения.

Восклицательным знаком на карте выделены участки, где обнаружена неблагоприятная зона, а биноклем обозначены станции мониторинга атмосферного воздуха

Восклицательным знаком на карте выделены участки, где обнаружена неблагоприятная зона, а биноклем обозначены станции мониторинга атмосферного воздуха

Как сообщают представители организации, замеры на пунктах наблюдения проводятся регулярно. По данным Greenpeace , наиболее частыми причинами загрязнения являются выхлопа автотранспорта, выбросы предприятий и свалочные газы. При этом ресурс позволяет не только оценить текущую обстановку, но и сообщить о любой проблеме экологического характера. Для этого достаточно заполнить форму обращения, расположенную в левом верхнем углу карты .

Ознакомиться с экологической ситуацией в северной столице также возможно на Экологическом портале Санкт-Петербурга. Сайт является официальным ресурсом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Комитет регулярно организует различные экологические акции и фестивали международного уровня. Одним из проектов организации является Мобильная экологическая дежурная служба (МЭДС), которая осуществляет регулярное патрулирование проблемных районов Санкт-Петербурга. При появлении информации о неприятных запахах эксперты оперативно выезжают для первичной оценки ситуации и проведения экспресс-замеров. Сообщить о выявленной проблеме в МЭДС каждый петербуржец может по единому номеру 417 59 36.

Санкт-Петербург поистине город на воде, сохранность и целостность которого крайне важны. Вот немного впечатляющей статистики: северная столица имеет внушительную протяженность береговой линии 260 км . Площадь акватории Финского залива составляет 842 кв км. В городе насчитывается 385 водотоков и 632 водных объекта.

Благодаря закрытию многих промпредприятий, вынесению заводов за черту города, внедрению систем очистки сточных вод и активному озеленению территорий общие показатели экосреды в городе в последние годы значительно улучшились. Благоустроенные зеленые зоны — парки, скверы, сады и заповедники — оказывают крайне положительное воздействие на экологию города. Не менее оздоровительную функцию выполняют водные артерии и розы ветров, поэтому прибрежные озелененные районы, удаленные от центра города, являются самыми благоприятными с экологической точки зрения. Какие же это районы и какими минусами сопровождается их экологичность?

Самые экологичные районы Санкт-Петербурга

Лидирующие позиции в нашем экологическом рейтинге принадлежат таким удаленным районам, как Курортный, Петродворцовый и Пушкинский . За хорошую экологическую среду здесь отвечают сразу несколько факторов — отсутствие промзон, близость Финского залива и чудесный лесной воздух. Наличие растительности, рек и водоемов также способствует созданию благоприятных условий для проживания. При этом география районов самая разнообразная — и юг, и север города достойны внимания.

На юге Петербурга благоприятная экологическая обстановка царит в Пушкинском районе. Как показали исследования, концентрация вредных веществ здесь не превышает показателей низкого уровня загрязнения. В Пушкинском расположено крайне мало промышленных предприятий. А вот охраняемых заповедников, парков и достопримечательностей здесь более чем достаточно.


Загрязнение водоемов Петербурга

В 2021 году Петербург вновь возглавил составленный Роспотребнадзором антирейтинг регионов с наибольшим объемом сброса отходов в природные водоемы. За последний год специалисты Минприроды выявили случаи экстремального загрязнения малых рек Петербурга и Ленобласти. Не удивительно поэтому, что в 2021 году ни один водоем города не был признан пригодным для купания.


Что стало с экологией Петербурга за последние 300 лет? Исчезновение воробьев, смерть вязов и тяжелые металлы в почве

Проблему усугубляет обмеление некоторых рек, происходящее из-за растущей урбанизации. В результате воды в реках остается меньше, а отходов в них поступает больше, что повышает концентрацию опасных веществ.


Vlad Meytin / Shutterstock

Золоотвал в Угольной гавани

Золоотвал — это часть Невской губы, отделенная от остального Финского залива бетонной дамбой, построенной 40 лет назад. С конца 1990-х годов сюда свозят донный грунт, который собирают во время очистки петербургских рек и каналов. Экологи утверждают, что в донных отложениях содержится далеко не только песок, но и постоянно попадающие в воду нефтепродукты, тяжелые металлы, реагенты (которыми посыпают тротуары), фенолы, и другие вещества. Кроме того, в чашу золоотвала незаконно сбрасывался и обычный мусор.


Ответ комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности о ситуации с золоотвалом:

Беспокойство экологов вызывает техническое состояние бетонной дамбы, которая готовится отметить полувековой юбилей. При этом, изначально сооружение не рассчитывалось на то, что в золоотвал будут свозить донные отходы, масса которых создает на него дополнительную нагрузку. Если с дамбой что-то случится, то содержимое золоотвала может вынести течением к берегам Зеленогорска, Курортного района, Петергофа, Лебяжьего, считает Артем Алексеев.


Размытие берегов Финского залива

В последние десятилетия в Финском заливе значительно ускорилось разрушение берегов. В некоторых местах суша отступила на 20-30 метров. Сейчас, отмечают экологи, в районе Петербурга насчитывается 15 участков, где зафиксировано сильное размывание берега.


Как ни парадоксально, но разрушению берегов также способствуют намывы, утверждают Сенова и ее коллеги. Если для насыпания новых территорий используют поднятый со дна грунт, то в местах, где его изъяли, образуются впадины. Море постепенно заполняет их песком, принесенным из других мест, где, в свою очередь оголяются и становятся более уязвимыми для волн берега.


Незаконные Свалки

Санкт-Петербург окружен нелегальными площадками, на которые свозят мусор. Только за прошлый год в городе ликвидировали 260 несанкционированных свалок (или 76,6%), сообщил губернатор Александр Беглов на IX Невском международном экологическом конгрессе. В Ленобласти в 2020 году официальные ведомства насчитали почти 1000 незаконных мусорных полигонов.

При этом рост населения города, активное строительство только способствуют обострению проблемы. Решить ее может лишь более глубокое внедрение сортировки и переработки отходов и жесткий государственный и в купе с ним общественный контроль за пустырями, удобными для размещения незаконных свалок.



Федеральный экологический оператор, входящий в структуры Росатома, планирует до 2024 года рекультивировать полигон. Будет создана система очистки сточной воды, специальный защитный экран, построена установка обезвреживания жидких и пастообразных отходов. Территория подвергнется рекультивации.

Большие города не могут похвастаться хорошей экологией. Скученность жителей, обилие автотранспорта, техногенные аварии, мусорные полигоны – без этого не обходится ни один мегаполис. Где найти себе безопасное жилье?

ТЭЦ на Неве

ТЭЦ на Неве

Парадокс Петербурга – самые грязные, самые опасные локации расположены как раз в центре, в окружении памятников архитектуры, в самом сердце мегаполиса. Именно здесь приобретается жилье дорогое, респектабельное. Впрочем, исходя из официальных документов, экологическая обстановка в городе в целом оценивается как благополучная.

Грязный воздух в Петербурге

На фото - данные о загрязнении воздуха в Петербурге

Основную роль в загрязнении воздуха оказывает, конечно, автотранспорт, количество которого постоянно растет. Отсюда и рост суммарных выбросов, загрязняющих воздух, – с 2008 по 2018 год они выросли на 37%. Но специфика Петербурга – дорогие квартиры часто строятся на набережных с видом на воду, а именно набережные забиты транспортом весь день. В Москве, к примеру, для элитного строительства все больше выбирают, наоборот, укромные уголки, запрятанные в столичных улочках. С воздухом более или менее повезло западным и юго-западным районам Петербурга – они продуваются ветрами лучше и чаще. Хотя жители могут и роптать на ветреность. Вообще, благодаря обилию ветров и дождей Петербург очищается естественным образом, и жителям нет необходимости постоянно ходить в маске.

Грязная вода в Петербурге

Пишут, что вода в Венеции благодаря коронавирусу и отсутствию туристов стала чище и прозрачнее. Стали заметны рыбки и водоплавающие. Возможно, что и в Северной Венеции произошло некоторое очищение – данных пока нет. Но общая ситуация в Петербурге выглядит печальной. Рыбка, выловленная из Невы, уж точно не самая полезная. В целом мы живем в городе, богатом грязными реками. Так что вид на воду – это хорошо, но только если смотреть.

Грязная земля в Петербурге

В последние несколько лет строители активно преобразуют промышленные зоны в жилые. Большинство этих территорий активно эксплуатировалось в советское время, и мало кто заботился о вредных отходах, выполняя очередное задание партии и Правительства. Так что найти чистый участок с промышленным прошлым проблематично.

Примечание: БаП - бенз(а)пирен, НФП - нефтепродукты, б/п - без превышений

ЮИТ Санкт-Петербург

Опасный Петербург

Кроме экологической ситуации, на безопасность жизни в Петербурге влияют и другие факторы, в том числе техногенные аварии, от которых никто не застрахован. Теоретически их должно быть меньше в новых районах новостроек. В новых домах не используется природный газ и тем более печи – основная причина пожаров и взрывов в жилом фонде. В новостройках не может случиться того, что произошло в Выборге в апреле этого года, когда при пожаре погибла семья из 8 человек, включая шестерых детей. Дом имел печное отопление. В XXI веке куда ж без печи.

На фото - сгоревший дом в Выборге

Санкт-Петербург — важнейший промышленный, культурный научный центр России, четвертый по населенности город Европы и самый северный из крупнейших городов мира. По мнению специалистов, к настоящему времени в городе довольно сложная экологическая ситуация. Территория города и области отличается высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду среди регионов европейской части страны по комплексу показателей экологической опасности, что и обуславливает его проблемы. Более 40 % территории Санкт-Петербурга занимают промышленные предприятия и обслуживающие их структуры. Почти 1000 крупных индустриальных объектов загрязняют городскую среду. Современная экологическая обстановка в регионе является следствием существования на протяжении десятков лет системы хозяйствования, тех принципов и установок, которые были заложены в основу. Причины создавшейся экологической ситуации заключаются в том, что в стране отсутствовала экологическая ориентация в развитии производительных сил, в производстве преобладали водо-, ресурсо- и энергоёмкие технологии, существовало раздельное планирование и управление экономическими, социальными и природоохранными процессами, материально — техническая база была неудовлетворительна (коэффициент износа оборудования нередко составлял 50 %), а несовершенство действующих нормативных и законодательных актов и низкий уровень природоохранных затрат дополняли отрицательное действие на окружающую среду.

Сегодня самыми серьёзными проблемами Санкт-Петербурга остаются отходы и состояние воздуха. Приоритетным загрязнителем являются автотранспорт и предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургии и металлообработки (см. Таблицы 1 и 2).

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города.

Выбросы, тыс. тонн 1987 1990 1993 1994 1995 1996
Всего 633 436 229 104 152 138
в т. ч. :
Твердые вещества 51 35 18 14 11 11
Оксид углерода 338 224 91 11 67 61
Диоксид азота 66,5 57,5 41 28 31 31
Диоксид серы 85 63 53 42 19 15

Динамика изменения концентрации примесей в воздухе Санкт-Петербурга.

В прошлом году количество автомобилей в нашем городе выросло на 300 тысяч. Учитывая что транзитное число автомобилей в городе достигло 1,5 (полутора миллионов). Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы составляет 77 %. Только в пришлом году выброшено в воздух более 200 тысяч тонн вредных веществ. Самыми грязными сегодня являются Центральный, Фрунзенский, Колпинский, Красносельский, Василеостровский районы.

Санитарно-гигиеническая характеристика наиболее загрязненных зон на территории Санкт-Петербурга.

2. Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха.

Автомобильными двигателями выделяются в воздух города более 95 % оксида углерода, около 65 % углеводородов и 30 % оксидов азота. Кроме того, входящий в состав воздуха азот при высокой температуре и давлении в цилиндрах двигателя реагирует с остаточным кислородом. В результате образуются оксиды азота — ещё одна вредная составляющая выхлопных газов.

Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, Парами топлива. но и продуктами износа шин, тормозных накладок. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметных в летний период в местах массовых стоянок автомобилей. Наибольший ущерб здоровью наносят машины, стоящие в непосредственной близости от жилых зданий.

В Санкт-Петербурге автомобильный транспорт ежегодно выбрасывает в атмосферу около двухсот тонн загрязняющих веществ. По официальным данным, вклад машин в насыщение воздуха вредными примесями превышает 70 %. Наиболее загрязнёнными считаются Василеостровский, Калининский, Центральный и Колпинский районы. Естественно, это не может не сказываться на здоровье населения. Только за пять лет, с 1995 по 2000 год, страдающих бронхиальной астмой среди маленьких петербуржцев стало больше на 20 %, болезнями эндокринной системы — на 15 %, онкологическими заболеваниями- на 67 %. По данным санитарных врачей, в 12 районах города каждый второй житель испытывает на себе негативное воздействие загрязнённого воздуха. Это выражается в кашле, затруднённом дыхании, общем ухудшении самочувствия. В некоторых наиболее неблагоприятных местах страдают до 88 % населения.

Если бы питерские автобусы ( но не изрыгающие клубы дыма, а новые ), трамваи и троллейбусы ходили бесперебойно, то очень многие, говорят, предпочли бы их личным автомобилям. В Европе, например, для городского транспорта, включая такси, выделены отдельные полосы движения. В результате — меньше пробок, а пассажиры могут четко рассчитать время до прибытия в пункт назначения. А ведь именно в пробках, когда машины то тормозят, то снова трогаются, бензиновые и дизельные двигатели наиболее опасны. Причем больше других загрязняют воздух грузовики и автобусы. Но лишь к 2007 году власти Санкт-Петербурга почти полностью обновили автобусный парк.

Санкт-Петербург решил построить современную магистраль вокруг города, которая уже получила название К А Д ( Кольцевая автомобильная дорога ). Когда кольцо замкнётся, по нему пойдёт весь транзит, а также часть городского транспорта. После окончания строительства, состояние атмосферы в Санкт-Петербурге должно улучшиться в полтора раза. Общая протяжённость трассы составит 130 км, расчётная скорость движения-120 км/ч.

С таким солидным приобретением петербуржцев можно поздравить. Однако хочется предостеречь от ошибок, допущенных на московском кольце( МКАД ). Внимательные автомобилисты наверняка заметили, что огромное количество деревьев, расположенных вблизи дороги, превратилось в настоящих мутантов. Листья на них растут не на ветках, а по стволу. Особенно эти уродцы заметны на северном участке- от Волоколамского до Дмитровского шоссе. Причины две. Первая — безнадежная загазованность прилегающих к МКАД территорий. Но оказывается, что еще более опасны для зелёных насаждений химикаты, которыми дорожные службы до последнего времени щедро поливали обледеневший асфальт. Возможно, городу на Неве следует пойти по пути своих соседей финнов, которые в большинстве случаев вовсе не пользуются вредными веществами для растапливания снега, а просто его утрамбовывают. Правда, для этого требуется ввести закон, запрещающий эксплуатацию автомобилей без зимних шин с шипами. Но что-что, а запрещать у нас умеют.

Кроме строительства КАД в Санкт-Петербурге разрабатывают проект автоматизированного контроля за состоянием воздуха и перераспределения транспортных потоков. Подобный проект уже реализуется в Англии, отличающейся самой высокой в мире интенсивностью дорожного движения.

3. Влияние строительства промышленных объектов.

В Санкт-Петербурге и области предусмотрено осуществление ряда крупных проектов развития инфраструктуры — энергетики, транспорта, водоснабжения и водоотведения, защитных сооружений города от наводнений и др. Это безусловно повлечет дополнительную антропогенную и техногенную нагрузку на окружающую природную среду и здоровье населения. Единство природы требует комплексного рассмотрения воздействия последствий реализации крупных проектов на почвы, растительность, воздух, пресные, морские, и подземные воды, животный мир, а через них на здоровье человека. Особо следует отметить необходимость оценки взаимного влияния и эффекта совместного воздействия многих из проектов на окружающую среду, что невозможно учесть при разработке каждого из них в отдельности.

Что же это за проекты? Это прежде всего создание Российского транспортно — технического портового комплекса ( РТТПК ) на побережье Финского залива, который до конца не проработан, и высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва (ВСМ).Эти проекты безусловно должны благотворно сказаться на развитии города, улучшив его экономико-географическое положение. Однако, негативные социальные и экологические последствия могут возникнуть на стадии строительства и эксплуатации ВСМ и при авариях на нефтепроводе при строительстве и эксплуатации РТТПК. Кроме двух отмеченных, следует указать и другие проекты, быть может не столь масштабные, как упомянутые, но имеющие важное значение для устойчивого развития региона. Это — планируемая реконструкция нефтеналивного района Санкт — Петербургского морского порта, строительство Северо-Западной ТЭЦ, спроектированной по современным для тепловых станций технологиям, завершение затянувшегося строительства комплекса сооружений для защиты города от наводнений, строительство международного аэропорта на 3 млн. пассажиров в год, решение проблем полигона в Красном Бору путем строительства предприятия по обезвреживанию токсичных отходов, создание новых высокотехнологических заводов по комплексной переработке мусора, строительство и ввод в эксплуатацию Юго — Западных очистных сооружений, строительство установки по сжиганию активного ила , дающее возможность рекультивации занятых илом площадей, введение технологии доочистки стоков от фосфатов на Центральной и Северной станциях очистки, что позволит снять вопрос об эвтрофикации восточной части Финского залива и вернуть ему рыбопромысловое и рекреационное значение.

Характеристика воздействия крупных народнохозяйственных проектов на состояние атмосферы Санкт-Петербурга.

Улучшение качества жизни населения, неотъемлемой частью которого является состояние окружающей среды, поставлено во главу угла стратегического планирования развития Санкт-Петербурга. Город выбирает роль торгово-транспортного центра международного значения, будет развиваться ряд отраслей промышленности, а это, несомненно, приведёт к увеличению техногенных нагрузок на экосистемы. Вместе с тем, Санкт-Петербург усиливает свои позиции на рынке культурных и туристических услуг. Чтобы поднять имидж города, сделать его более привлекательным, необходимо позаботиться о чистоте окружающей природной среды, уделить должное внимание решению экологических проблем.

Городские власти всерьёз озабочены проблемой загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге. И это неудивительно: по сумме токсичных выбросов в атмосферу наш город находится на 8 месте в России. Об этом сообщил начальник управления по охране окружающей среды.

Для Санкт-Петербурга решение экологических проблем требует комплексного подхода, включающего защиту от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, бережное отношение к зелёным насаждениям и животному миру, рациональное использование земельных и водных ресурсов, предотвращение загрязнения атмосферного воздуха.

Решение экологических проблем — дело не одного года, оно может быть обеспечено многообразными мерами во всех отраслях народного хозяйства, оказывающими влияние на все элементы природного комплекса.

Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах России производятся территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет обеспечивает функционирование и развитие единой Государственной службы мониторинга окружающей среды. Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, который организует и проводит наблюдения, оценку и прогноз состояния загрязнения атмосферы, обеспечивая одновременно контроль за получением аналогичных результатов наблюдений различными организациями на территории городов. Функции Росгидромета на местах выполняют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ( УГМС ) и его подразделения.

В настоящее время сеть мониторинга качества воздуха включает 260 городов, в которых работает 710 станций, регулярные наблюдения Росгидрометом проводятся в 226 городах на 649 станциях.

Станции расположены в жилых районах, вблизи автомагистралей и крупных промышленных предприятий. Измеряются концентрации различных веществ в атмосфере. Кроме непосредственно данных о концентрации примесей система дополняется сведениями о метеорологических условиях, о местонахождении промышленных предприятий и их выбросах, о методах измерений и т.д. На основе этих данных, их анализа и обработки готовятся Ежегодники состояния загрязнения атмосферы на территории соответствующего Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Дальнейшие обобщения информации проводятся в Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова в Санкт-Петербурге. Здесь она собирается и постоянно пополняется: на её основе создаются и публикуются Ежегодники состояния загрязнения атмосферы. В них содержатся результаты анализа и обработки обширной информации о загрязнении атмосферы многими вредными веществами по России в целом и по отдельным наиболее загрязненным городам, сведения о климатических условиях и выбросах от многочисленных предприятий, о местоположении главных источников выбросов и о сети мониторинга загрязнения атмосферы.

5. Уровень загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге.

Наблюдение за уровнем загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге проводится Гидрометеорологичиской службой города три раза в день на 17 стационарных постах по двенадцати компонентам ( загрязняющим веществам ), важнейшими из которых являются : пыль, CO, NO2, SO2 и др. К сожалению, в нашей стране содержание приземного озона не входит в перечень обязательных наблюдений за состоянием атмосферы. По данным геофизической обсерватории Санкт-Петербурга корреляция между общим содержанием озона в атмосфере и в приземном слое отсутствует. Низкое содержание приземного озона в атмосфере обусловлено климатическими особенностями нашей страны : низкой солнечной активностью и высокой влажностью, которые не способствуют протеканию фотохимических реакций в атмосфере, ответственных за появление повышенных концентраций озона в атмосфере.

Проведенный анализ данных Гидрометеослужбы за состоянием атмосферы воздуха за период с 1995г по 1999г для различных районов Санкт-Петербурга показывает, что в целом экологическое состояние воздушной среды нашего города можно признать удовлетворительным. Превышаются стандарты качества воздуха по городским наблюдениям в основном для NO2 (1,8 — 2 ПДК ) и для фенолов ( 2,5 — 3,5 ПДК ). В настоящее время Ленкомэкологией установлена корреляционная зависимость между детской заболеваемостью и выбросами загрязняющих веществ в атмосферу в различных районах города. Повышенное содержание NO2 в атмосфере Василеостровского и Красногвардейского районов привело к увеличению заболеваемости органов дыхания, увеличение концентрации бензола и стирола в воздухе Ломоносовского и Адмиралтейского районов — к увеличению заболеваемости нервной системы у детского населения.

Данные о загрязнении атмосферы являются важными как для оценки уровня загрязнения, так и для оценки риска заболеваемости и смертности населения. Для того, чтобы оценить состояние загрязнения воздуха, проводится сравнение уровней загрязнения с предельно допустимыми концентрациями ( ПДК ) веществ в воздухе населённых мест

( Руководство 1991 ) или со значениями рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения ( ВОЗ ). Используемая в России характеристика суммарного загрязнения атмосферы ( ИЗА ) позволяет учитывать концентрации примесей многих веществ, измеренных в городе и представить уровень загрязнения одним числом. ИЗА есть суммарное загрязнение воздуха в долях ПДК диоксида серы.

На базе лаборатории аэрозолей НИИФ ЛГУ проводились наблюдения озона, окислов азота и аэрозолей, общей радиоактивности почвы элементного состава аэрозольных проб воды, почвы, осадков на дне водоёмов, растительности.

Особое направление в программе — создание компьютерной системы управления качеством воздушной среды, разработанной шведским метеорологическим и гидрологическим институтом SMHI, она действует уже в 50 странах мира. Администрация города подписала контракт со шведскими партнерами на внедрение этой системы в Санкт-Петербурге. Она включает информационно — аналитический центр для управления качеством воздуха и пять автоматических станций контроля за загрязнением атмосферы. Благодаря центру население города и заинтересованные организации и предприятия смогут бесплатно получать оперативную и достоверную информацию об уровне загрязнения воздушной среды. Полностью эта программа должна будет реализована к 2003 году.


Объективную оценку можно дать, только опираясь на результаты мониторинга уровня загрязнения воздушного и водного бассейнов города, почвы, радиационного фона, зная положение дел с реализацией программ по утилизации отходов и редевелопменту территорий, посадкой новых и состоянием существующих зеленых насаждений. В мегаполисе, построенном на такой высокой северной широте, в регионе со сложными климатическими условиями, с большим количеством крупных промышленных предприятий, очистные сооружения которых не всегда соответствуют требованиям сегодняшнего дня, вряд ли можно надеется найти экологически полностью благополучные районы.

Основные экологические проблемы в СПб

К основным проблемам, с которыми ежедневно сталкиваются жители Санкт-Петербурга, относятся:

I. Загрязнение атмосферного воздуха

Количество вредных веществ в выбросах от транспорта в Санкт-Петербурге

Количество вредных веществ (в тыс. тонн) в выбросах от транспорта и стационарных источников, СПб, 2014 г.

Загрязнение атмосферы вредными выбросами от стационарных источников по районам города

Район Наиболее загрязненные Наименее загрязненные
Выборгский +
Кировский +
Приморский +
Невский +
Кронштадтский +
Адмиралтейский +
Фрунзенский +
Петродворцовый +

Суммарный объем вредных выбросов в 2014 г. уменьшился на 24,4 тыс. тонн в сравнении с 2013 г., в том числе: от стационарных источников – на 1,8 тыс. тонн, от транспортных средств – на 22,6 тыс. тонн.

Распределение выбросов от автомобильного транспорта по районам СПб

Распределение выбросов от автомобильного транспорта по районам СПб

В Санкт-Петербурге предельно допустимая концентрация вредных веществ в выбросах укладывается в нормативы, действующие в РФ. По нормативам ЕС превышена ПДК по диоксиду азота и бензолу (по остальным вредным веществам остается в пределах допустимых норм Евросоюза).

Данные станций мониторинга о концентрации диоксида азоты (среднее значение за год).

Данные станций мониторинга о концентрации диоксида азоты (среднее значение за год).

За состоянием атмосферного воздуха в СПб в автоматическом режиме (замеры производятся каждые 20 минут) следят две метеостанции, две мобильные лаборатории и 22 станции мониторинга.

Примеры показаний за март 2016 года

Примеры показаний за март 2016 года, полученные со станций №№ 8, 10 и 12:

Станция № 8 (расположена в Приморском районе на проспекте Королева) производит замеры: оксида углерода, диоксида азота, мелких взвешенных частиц, фенола, бензапирена, формальдегида, фенола.

Данные по станции 8


Станция № 10 (расположена в Адмиралтейском районе на Московском проспекте) производит замеры: оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы.

Данные по станции 10

Станция № 12 (расположена в Центральном районе на улице Пестеля) производит замеры: оксида углерода, оксида азота, диоксида азота.

Данные по станции 12


II. Загрязнение почвенного покрова

Экологию всего города или района во многом определяет состояние почвенного покрова как интегрального показателя общей экологической обстановки. Кроме того, загрязненные почвы – источник вторичного загрязнения атмосферного воздуха (приземного слоя), грунтовых и поверхностных вод. Различают загрязнение почвы неорганическими и органическими токсикантами. Эти два вида загрязнения почвы в Санкт-Петербурге распространены по районам очень неоднородно, что связано с интенсивностью техногенного влияния и особенностями формирования и развития разных районов города. На горожан они оказывают разное токсикологическое воздействие.

Специалисты отмечают заметное снижение уровня загрязнения почвенного покрова в локациях, предназначенных под застройку, по микробиологическим показателям. Это положительная тенденция. Однако уровень химического загрязнения почвы продолжает оставаться очень высоким.

Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами по районам

Районы СПб Наиболее загрязненные Наименее загрязненные
Адмиралтейский +
Петроградский +
Василеостровский +
Красногвардейский +
Колпинский +
Кронштадтский +
Петродворцовый +
Красносельский +

Карта загрязнения почвы органическими токсикантами

Карта загрязнения почвы органическими токсикантами

Карта загрязнения почвы свинцом

Карта загрязнения почвы свинцом

Карта загрязнения почвы тяжелыми металлами

Карта загрязнения почвы тяжелыми металлами

III. Загрязнение питьевой воды. Качество вод водотоков

Створы мониторинга качества воды

Карта расположения створов мониторинга качества воды

Карта расположения створов мониторинга качества воды

Анализ проб проводится по 17 ингредиентам. Оценка состояния почти 400 водотоков и 650 водоемов в городской черте – умеренно загрязненные и загрязненные. В основном, загрязнение связано со сбросом без предварительной очистки сточных и ливневых вод.

Оценка качества воды, произведенная на основе Комбинаторного индекса УКИЗВ

Оценка качества воды, произведенная на основе Комбинаторного индекса УКИЗВ

Положительной динамики в 2014 г. по сравнению с 2013 г. отмечено не было, ухудшилась ситуация на реке Мойка и Малой Неве, несколько улучшилась на реке Ижора.

IV. Влияние природных и техногенных источников радиации

Карта Ленобласти с зонами потенциальной радоноопасности

Карта Ленобласти с зонами потенциальной радоноопасности

Радон образуется в результате распада урана и тория. Эмиссия этого бесцветного газа из почвы приводит к его концентрации в помещениях нижних этажей и в организме человека, куда он попадает вместе с атмосферным воздухом или с питьевой водой. Проблема Санкт-Петербурга в том, что город основан на месте геологических разломов. Очень высокая концентрация радона может привести к возникновению у человека злокачественных опухолей или лейкемии.

Эмиссия радона из почв в районе Санкт-Петербурга происходит повсеместно. Препятствует этому процессу знаменитая дождливая питерская погода и значительные поверхность рек и моря около города – над водной поверхностью радон не аккумулируется.

К районам с повышенным уровнем радиации в СПб относятся Пушкинский и Красносельский, в основном, из-за особенностей выходящих к поверхности горных пород с преобладаем сланцев. В сланцах концентрация урана может превышать ПДК на один-два порядка.

V. Зеленые насаждения и особо охраняемые природные зоны

Городская администрация в 2014 году (данные за 2015 год еще не опубликованы) организовала посадку 22 тыс. деревьев, 250 тыс. кустарников, 9,0 млн. цветов. Общая площадь зеленых насаждений и уличного озеленения составляет 7,3 тыс. га. В городе и пригородах 86 парков площадью 3,4 тыс. га, более 130 садов и 1600 скверов (их площадь суммарно превышает 1,8 тыс. га).

VI. В качестве заключения

Традиционно к самым загрязненным районам СПБ относят Адмиралтейский, Центральный (с самым сильным загрязнением почв вдоль Невы) и Василеостровский.

К районам с относительно благополучной на общем городском фоне обстановкой относятся: Приморский, Выборгский, Курортный и Красносельский. Однако предварительно стоит подробно ознакомиться с экологической обстановкой в конкретной локации, где вы собираетесь покупать квартиру. Пример с относительно небольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в районе Площади Восстания очень показателен. По каким основным параметрам обязательно надо проверять, мы рассказали в этой статье.

Читайте также: