Авиационная и космическая психология доклад

Обновлено: 04.05.2024

(от греч. kosmos — Вселенная) — отрасль психологии , изучающая психологические особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и др.), а также способы и методы целенаправленной организации психической деятельности космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полетов. К. п. является продолжением той ветви авиационной психологии , которая в связи с крайней экстремальностью условий жизнедеятельности космонавтов и сложностью выполняемых ими задач дополнительно включила в себя многие разделы других отраслей психологической науки: инженерной , медицинской , социальной , педагогической психологии и пр. По мере развития К. п. достаточно обширным ее разделом становится инженерная К. п., которая обеспечивает стадии проектирования, разработки и создания пилотируемых космических летательных аппаратов с учетом особенностей и свойств человека , т. е. того, кто конкретно будет жить и работать в этих аппаратах и управлять ими. Дополнительной задачей инженерной К. п. является разработка специальных тренажерных устройств и имитаторов условий деятельности космонавта, к-рые бы с максимальной степенью приближения моделировали реальные условия и факторы космического полета.

Посвящена исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и окружающего пространства и проблему совместимости летных экипажей.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(англ. cosmic psychology, space psychology) — раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.

В целях профессионального отбора К. п. использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.

При наземных длительных испытаниях особое значение имеет полиэффекторный метод регистрации электрофизиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КГР, дыхания и пр.). Исходные данные сравниваются с данными телеметрии, получаемыми во время космического полета (особенности процессов восприятия пространства и восприятия времени, функций зрения — глубинного, цветового и пр., почерка и речи). Большую роль в изучении проблем К. п. играют данные самонаблюдения космонавтов, а также результаты проводимых ими в полете исследований.

К. п. исследует особенности сна космонавта при проведении длительных наземных экспериментов, в предстартовом состоянии и в полете, в частности, при различных режимах сна и бодрствования, а также при применении седативных и снотворных средств, транквилизаторов, адаптогенов и стимуляторов (см. Сон, Психотропные средства).

Инженерно-психологические проблемы К. п. связаны с общим прогрессом космических исследований (управление и стыковка космических кораблей, телеметрическое управление луноходом, осуществляемое с Земли, и т. п.).

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Проблемы инженерной психологии. Исследование психологических вопросов лётной деятельности. История развития психологии труда. Направления становления научной дисциплины. Вопросы рациональной организации деятельности людей в системах "человек и машина".

Рубрика Психология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 06.11.2014
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КИРОВОГРАДСКАЯ ЛЕТНАЯ АКАДЕМИЯ

НАЦИОНАЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра безопасности полетов

на тему: "Авиационная психология"

Выполнил: курсант III курса факультета ЛЭ

Проверил: Сытник Ю.Б.

Авиационная психология, отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной деятельности; Авиационная психология используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.

Авиационная психология возникла в начале 20 в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии труда, большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение авиационной психологии в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометрического давления, изменения газового состава атмосферы и т. д. - могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий. инженерная психология лётная труд

В СССР интенсивное развитие авиационной психологии началось с 1921 (работы С.Е. Минца, Н.М. Добротворского, а затем К.К. Платонова). В настоящее время исследования по авиационной психологии развиваются в русле более широкой проблематики инженерной психологии. Со 2-й половины 20 в. основные направления авиационной психологии группируются вокруг следующих проблем: изучение влияния на психические функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психическим возможностям человека; выявление психологических причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки авиационных специалистов на основе изучения психологических закономерностей обучения и формирования качеств личности.

Инженерная психология, одна из специальных дисциплин психологии.

Инженерная психология решает следующие задачи:

1. Рациональная организация деятельности людей в системах "человек и машина", предназначенных для управления и обработки информации;

2. Целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации;

3. Оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения. В решении этих задач инженерная психология основывается на данных смежных наук, таких, как психология личности, психология труда и др., а также тесно взаимодействует с системотехникой и инженерными дисциплинами.

Инженерная психология возникла в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек и машина". Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление инженерной психологии как самостоятельной научной психологической дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств дистанционного контроля и управления. В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приёма и переработки информации человеком, а в 60-х гг. - общие принципы организации взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. инженерная психология перешла к синтезу, проектированию человеческой деятельности в больших системах, она вносит определённый вклад в разработку мероприятий по повышению эффективности их функционирования.

Задача рациональной организации деятельности людей в системах "человек и машина" включает анализ структуры коллектива и согласование её с выбранной структурой управления. При этом учитывается опосредствованный характер общения и связей между членами коллектива и предусматривается такое распределение функциональных обязанностей, которое в наибольшей степени отвечало бы поставленной цели. Важной проблемой является рациональное распределение ответственности за принимаемые решения и согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной деятельности малых групп (экипажи летательных аппаратов, персонал пунктов управления и т. п.) необходимо выявление критериев психологической совместимости членов группы, что очень важно при их комплектовании. Психологическая совместимость - важнейшее условие сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного на длительное время от привычного окружения.

При распределении функций в системе "человек и машина" исходят из того, что решение творческих задач, связанных с логическим анализом ситуации, оценкой и прогнозом её изменений, должно выполняться человеком; на машину возлагается выполнение рутинных, повторяющихся операций, в основном комбинаторно-вычислительного характера, а также хранение, обработка и оперативная выдача больших объёмов информации. Электронную вычислительную машину следует рассматривать как квалифицированного помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления и интуиции человека.

Оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения требует организации выборочного управления источниками информации на пунктах управления и сводится к выбору наилучших характеристик информационной модели: степени обобщения (детализации) информации, выводимой на устройства отображения; объёма и темпа её обновления; способов кодирования, обеспечивающих однозначное восприятие и запоминание информации. Основной принцип организации информационной подготовки принятия решения состоит в том, чтобы по требованию оператора ЭВМ могла производить все трудоёмкие и вспомогательные преобразования имеющейся информации, а результаты выдавать в виде, наиболее подходящем для решения оперативных задач. В автоматизированных системах оператор лишён возможности непосредственного воздействия на управляемый объект (предмет труда). В этих условиях возникла новая задача: согласование не только исполнительных двигательных актов человека с динамическими свойствами и характеристиками орудий и средств производства (эта задача решалась методами психологии труда), но главным образом способностей оператора по приёму, переработке и передаче информации с информационными характеристиками объекта управления.

Проектирование человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психических функций человека - восприятия, памяти, мышления (образного и понятийного), которые являются внутренними психологическими инструментами и средствами деятельности человека. К числу таких внутренних средств относятся опыт, знания, программы, схемы и навыки оператора, составляющие в совокупности его профессиональный облик. На основе внутренних средств деятельности формируются постоянные и оперативные образно-концептуальные модели, определяющие деятельность оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал внутренних средств деятельности, опирается на внешние средства, к которым относятся информационные модели, реализуемые на устройствах отображения информации или в форме документа, машинные алгоритмы и др. вспомогательные средства подготовки решения задач, органы управления и средства коммуникации. Можно сказать, что проектирование деятельности человека состоит в согласовании внутренних и внешних средств деятельности, проектировании согласованных концептуальных и информационных моделей, полностью использующих психологические возможности оператора по приёму и переработке информации.

В разных условиях центр тяжести этого проектирования может приходиться либо на внешние, либо на внутренние средства деятельности. Существует ряд информационных моделей, которые можно условно назвать моделями-изображениями реальной обстановки. К их числу относятся отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора, аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Эти модели определяются имеющимися техническими возможностями сбора первичной информации. Инженерно-психологические рекомендации по работе с такими информационными моделями касаются условий освещённости, уровня контраста, режима работы и т. п. Основная задача психологов в этих случаях состоит в анализе деятельности и формирования её внутренних средств. Существуют и др. информационные модели, когда оператор имеет дело не с первичной, а с предварительно обработанной информацией, например, поступающей на устройства отображения из ЭВМ. В этих случаях разработчики и специалисты по инженерной психологии имеют большой простор для технической реализации различных типов информационных моделей и основное внимание может быть обращено на создание адекватных внешних средств деятельности оператора.

К важнейшим проблемам инженерная психология следует отнести: разработку методов профессионального отбора, обучения и тренировки операторов; выявление специфики деятельности операторов в конкретных системах и разработку рекомендаций, норм и стандартов по учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации производственных, военных и организационных систем; проектирование рациональных информационных моделей и органов управления; формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач оператором; разработку методов контроля функциональных состояний операторов (утомления, психической напряжённости, стресса); разработку принципов построения операторских пунктов в соответствии с требованиями технической эстетики и художественного конструирования.

Развиваясь как прикладная научная дисциплина, и инженерная психология в постановках задач, методах исследований и разработках использует достижения теоретической и экспериментальной психологии и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы исследования. На современном этапе для инженерной психологии особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных психологических черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей и мотивов деятельности. Выявление собственно психологических критериев и методик исследования механизмов деятельности оператора является необходимым условием решения инженерно-психологических задач. Организации и лица, ведущие исследовательскую, консультативную и педагогическую деятельность в области инженерной психологии, объединяются за рубежом в общества: "Человеческие факторы и биотехнология" (США), "Эргономика" (Великобритания, Франция и Япония), "Антропотехника" (ФРГ). В СССР инженерно-психологические службы координируются соответствующими секциями Общества психологов СССР и Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР.

Психологи в авиации изучают закономерности взаимодействия людей с авиатехникой, влияние факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения.

Список использованной литературы

1. Авиационная медицина (Руководство) / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. — М.: Медицина, 1986. — С. 7— 19.

2. Алякринский Б.С. Временная развертка рабочих операций космонавта// Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 120— 129.

3. Геллерштейн С.Г. Проблемы психологии в применении к авиации // Авиационная медицина в Великую Отечественную войну. — М.: Медгиз, 1947. — Вып. 1. — С. 15-16.

4. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1965. — Т. 4. — С. 17-26.

6. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. — Л.: ЛГУ, 1969. — Вып. 4. — С. 252— 260.

7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1987. — 286 с.

8. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. — М.: Наука, 1978.-271с.

9. Добротворский Н.М. Летный труд (Курс лекций).

10. Зараковский Г.М., Рысакова С.Л. Активный отдых в длительных космических полетах как психологическая проблема // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 191-200.

11. Козиоров Л.Н., Колчин А.А., Пономаренко В.А., Сильвестров М.М. Автоматизация управления летательными аппаратами на различных этапах полета с учетом человеческого фактора. — М.: Воениздат, 1984. — 234 с.

12. Козиоров Л.Н., Колчин А.А., Пономаренко В.А., Сильвестров М.М. Автоматизация управления летательными аппаратами при различных вариантах включения летчика в контур управления. — М.: Воениздат, 1984. — 312 с.

13. Краткий справочник по космической биологии и медицине (издание второе, исправленное, дополненное).

14. Мясников В.И., Мордовская Л.Г. Формирование сенсомоторных навыков управления и проверка их прочности как фактор повышения надежности оператора в системно-техническом комплексе // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 136-149.

15. Наринская А.Л Динамика психической работоспособности человека при некоторых режимах деятельности // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 109-120.

16. Новиков М.А., Изосимов Г.В., Герасимович А.А. Средства оптимизации группового взаимодействия в условиях длительной изоляции // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 200— 216.

17. Отчет ГНИИИАиКМ — М., 1966.

18. Платонов К.К. Человек в полете (издание второе, переработанное и дополненное).

19. Платонов К.К. О напряженности в полете // Вестн. возд. флота. — 1948. — № 6.

20. Платонов К.К., Шварц Л. Очерки психологии для летчиков. — М.: Воениздат, 1948.

21. Покровский Б.Л., Петров Ю.А. и др. Методическое пособие по психологическому отбору кандидатов в летные училища ВВС. — М.: в.

22. Покровский Б.Л. Летчику о психологии. — М.: Воениздат, 1974. — 116 с.

23. Покровский Б.Л. Летчику о психологии (второе издание, переработанное и дополненное).

24. Попов А.К. Выявление путей оптимизации операторской деятельности на основе исследования ее содержания, структуры и функции // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 97— 108.

Космическая психология - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.

Космическая психология — новая наука, возникшая на основе авиационной психологии. Она основывается на достижениях общей психологии и физиологии человека. Однако источниками космической психологии следует считать не только авиационную психологию, но и ряд других научных дисциплин, таких, как психоневрология, врачебная экспертиза, психофизиология труда, инженерная психология и бионика.

Данную тему я выбрала, потому что:

Во-первых, посчитала её очень интересной и занятной, не только для себя, но и для окружающих.

Во-вторых, мне хотелось бы открыть для себя новые факты из жизни экипажа и о процессе их отбора.

Предметом космической психологии является трудовая деятельность человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов.

Объектом изучения космической психологии служит широкий спектр психологических феноменов людей, находящихся на космических объектах.

  1. Особенности, связанные с изменением физической среды:
  • влияние невесомости, перегрузок на работу организма; сенсорная депривация;
  • ограниченность пространства, отсутствие площади опоры, новые условия перемещения, особенности восприятия схемы тела;
  • изменение восприятия времени (смены дня и ночи), особенности сна.
  1. Особенности, связанные с функционированием космического корабля и технических систем (зависимость от состояния космического корабля; новизна и опасность; напряжение и постоянная бдительность).
  2. Особенности, связанные с социально-психологическим взаимодействием членов экипажа (изолированная малая группа в автономных условиях).
  3. Изоляционные феномены.

Задачи космической психологии

Исследовательская деятельность в космической психологии служит практическим целям работы с космонавтами на всех стадиях космического полёта. Исследование психологических феноменов в условиях космической среды помогает разрешить следующие задачи:

Космическая психология изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете:

В целях профессионального отбора космическая психология использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.

Читайте также: