Доклад на тему вокальное искусство

Обновлено: 28.06.2024

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла. Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Пение различается:

по видам - сольное (одноголосое), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и др.) и хоровое;

по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное пения – кантилена;

колоратурный стиль, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без слов – вокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа пения как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и др. Исполнительский стиль её выдающихся представителей Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом.

4. Хоровая музыка

Хоровое пение - достаточно специфическая область искусства, имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения. Через голос человек выражает всю гамму своего чувственного мира, все богатство и разнообразие эмоциональных состояний. А пение в хоре - это общение между людьми именно на уровне этих чувств и состояний, общение, не нуждающееся в словесных пояснениях.

В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, и до XVIII века хоровой жанр успешно развивался. Все хоровые коллективы можно разделить на профессиональные, любительские, бытовые.

Первый русский профессиональный хор был основан в XV веке - хор государственных певчих дьяков. В начале XVIII века на его основе в Петербурге была создана Придворная певческая капелла. Этот коллектив, а также Синодальный хор в Москве сыграли значительную роль в развитии хорового искусства России. В XIX веке появляются и светские капеллы - хоры Ю.Н.Голицына, А.А.Архангельского, Д.А.Агренева-Славянского. В 1910 году М.Е.Пятницкий организовал народный хор, который стал первым народным профессиональным музыкальным коллективом. Участники академических профессиональных коллективов специально обучаются пению, их голоса звучат ровно на всех участках диапазона; диапазон может достигать двух октав. Они владеют певческим дыханием, дикцией, динамикой и другими вокальными навыками. К профессиональным хорам относятся также ансамбли песни и пляски и народные хоры.

Бытовые хоры, как правило, организовывались по принципу совместной трудовой деятельности или места жительства. Так, например, в деревнях старой России во время полевых работ или отдыха возникал хор. Среди работающих находился талантливый запевала, который начинал песню и вёл её до конца. Все остальные, внимательно слушая ведущий голос, подстраивались к нему, украшая его своим мелодическим узором и лилась песня, исполненная великой любви к жизни. Такой самодеятельный, как принято теперь называть, хор существовал практически в каждой деревне, в каждом селе.

Любительские хоры - это коллективы, состоящие из певцов, для которых пение в хоре не является профессией. Они возникли во многих странах в связи с организацией специальных хоровых обществ. Многие любительские хоры достигают высокого уровня исполнительства, и нередко композиторы доверяют им исполнять свои сочинения впервые. В СССР любительское хоровое искусство получило необычайный размах. Хоровые коллективы были в университетах, институтах, средних специальных учебных заведениях и школах.

Тип хора определяется в зависимости от того, какие партии его составляют. Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским хором. Аналогично – мужской хор называется однородным мужским, а хор, состоящий из мальчиков и девочек, называется детским хором. Существует традиция исполнения произведений, написанных для детского хора, женским составом и наоборот.

Хор, состоящий из мужских и женских голосов, называется смешанным хором. К типу смешанных хоров относятся также неполные смешанные хоры. Неполные смешанные хоры - это такие хоры, где отсутствует какая-либо одна из партий. Чаще всего это басы или тенора, реже - какие-либо из женских голосов.

Обычный смешанный хор состоит из четырёх партий: женские голоса - сопрано и альты (если в хоре поют мальчики, то сопрановая партия называется дискантами), мужские голоса - тенора и басы. Каждая партия в свою очередь может делиться на несколько самостоятельных групп в зависимости от партитуры исполняемого сочинения. Количество партий в хоре определяет его вид: двух-, трёх-, четырёх-, шести-, восьмиголосный и т. д.

Уменьшение и увеличение числа реально звучащих партий путем дублирования или, наоборот, разделения может дать новые виды хора. Например: однородный одноголосный хор, однородный четырехголосный хор, смешанный восьмиголосный хор, смешанный одноголосный хор и т.д.

Дублирования и разделения могут быть как постоянные, так и временные. Хоровая партитура с нестабильным изменением количества голосов будет иметь вид, называемый эпизодическим одно-, двух-, трех-, восьмиголосием, с обязательным указанием стабильного числа голосов (например, однородный двухголосный женский хор с эпизодическим трехголосием).

Минимальный состав хора - 12 человек (по три человека в партии), максимальный - 100-120 человек. Иногда несколько коллективов объединяются в сводный хор. В таком хоре поют 200, 400, 600, 800 человек. Сводные хоры выступают на больших праздничных концертах, на праздниках песни.

Давно известно, что голоса мальчиков, прошедшие специальную подготовку, отличаются замечательной подвижностью, красотой, серебристостью звучания. Именно на эти качества детских голосов обратило внимание духовенство и включило мальчиков в церковные хоры. Такие капеллы существовали во многих странах Европы уже в средние века, а с XVIII века и в России. Для подготовки малолетних певчих создавались специальные школы.

Кроме простых хоров существуют также многохорные составы, когда в исполнении произведений одновременно участвуют несколько хоров, имеющих самостоятельные хоровые партии. Такие многохорные партитуры особенно часто встречаются в оперной музыке. В православной музыкальной практике также существует традиция сочинения так называемых антифонных (антифонное пение (буквально – звук против звука) – тип исполнения, при котором попеременно звучат два хора, например, левый и правый клиросы в православной церкви) произведений, при которой два хора поют, как бы отвечая друг другу. Такие составы называются соответственно: двойные, тройные и т.д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вокальное искусство (народная песня) в творчестве русских композиторов-классиков

С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы.

Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка. Садко и Лель. Кощей Бессмертный и Баба-Яга.

Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались композиторы, подобно тому как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

В народных песнях отражаются героическая история народа и повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа. Правдивое зеркало его жизни и быта.

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые. Свадебные т протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально-поэтическому виду народного творчества, кроме песен, относят и древние былины. Имеющие мелодию и исполняемые нараспев.

Ещё в прошлом столетии в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы-классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники песен распространились среди любителей музыки и музыкантов. Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства.

Только то творчество композиторов долговечно и востребовано, которое основано на музыке своего народа. Классическая музыка всегда была тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. Многие композиторы с детства слышали народные песни и настолько хорошо их знали и любили, что создавая собственную музыку, пронизывали её интонациями народных песен. Они воспевали её в своих произведениях, она давала им силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству.

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

hello_html_79fe413b.jpg

hello_html_6e6b133f.jpg

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период – период русской музыки".
Вторая опера - эпическая "Руслан Людмила и " (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
Цитата М.И.Глинки : "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."
Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.Чайковский
Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН (1833—1887)

hello_html_m64bb3dc2.jpg

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как, впрочем, на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как "Могучая кучка". В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных , популярных и любимых русских композиторов в Европе , начиная с конца девятнадцатого века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.
Цитата о А.П.Бородине : "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов
Интересный факт : именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

hello_html_m7818472d.jpg

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
Цитата М.П.Мусоргского : "Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной."
Цитата о М.П.Мусоргском : "Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский" Н.К.Рерих
Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением "друзей" Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)

hello_html_7f01f519.jpg

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй, самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки", с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Композитор вёл активную жизни - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовности
Цитата композитора: "Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать."
"Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом - из разнообразия в единстве."
"Большой талант, запомните, всегда требует большого трудолюбия."
Цитата о композиторе: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А.П.Чехов
Интересный факт : Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.

Пение-вокальное-искусство

Вокальное искусство – возможность передать содержание музыкального произведения выразительными средствами певческого голоса.

Рассмотрим, какие есть виды и жанры в вокале.

Виды пения: сольное, ансамблевое, хоровое. Пение бывает с сопровождением и без сопровождения (а капелла).

Жанры пения: оперный, камерный, эстрадный…

По исполнительской манере пение разделяют на такие виды: народное, академическое, эстрадное пение.

Народное пение основано на вокальных традициях отдельных географических регионов.

Эстрадное пение предполагает применение усилительной аппаратуры, микрофонов, и опирается, в основном, на речевую манеру исполнения, при которой голос используется в среднем регистре.

Для академического исполнения предъявляются более высокие требования: совершенные вокальные данные и специальное обучение. Классическое пение (академическое) можно разделить на стили: кантилена - когда звук льется плавно, напевно; декламация — в пении присутствуют речевые интонации; колоратура — виртуозное исполнение с обилием сложных пассажей.

Постановка голоса

Под постановкой голоса подразумевают работу по выработке и совершенствованию специальных навыков для работы профессионалов — актеров, певцов, лекторов.

Правильно поставленный голос — это голос с красивым тембром, широким диапазоном, четкой дикцией. Главное отличие — такой голос не подвергается последствиям многочасовых нагрузок.

Методы работы в классе Сольное пение могут быть разными, но основные — это укрепление певческого дыхания, освоение технических приемов, тренировка артикуляционного и речевого аппарата, расширение диапазона, вовлечение в работу резонаторов, исполнение в высокой позиции.

Человеческий голос – музыкальный инструмент, сложный и хрупкий. Чтобы овладеть этим инструментом, необходимо познать его особенности.

Нужно помнить, что мы слышим себя и свой голос совсем по-другому, чем окружающие нас люди. Это происходит потому, что голос воздействует на наш слух и снаружи, и изнутри. А музыканты-инструменталисты слышат свое исполнение так же, как и слушатели. Поэтому вокалистам следует записывать звучание своего голоса на магнитофон или компьютер для самоконтроля и совершенствования вокального слуха.

Вокальный слух предполагает возможность контролировать свое исполнение и понимание работы органов голосообразования. Слушая пение или речь, мы можем охарактеризовать голос как легкий, полетный или тяжелый, светлый, яркий или тусклый, сильный или слабый, плоский или округлый, открытый или прикрытый.

Если природа наградила человека красивым голосом, то это еще не значит, что он - замечательный певец. Для качественного исполнительства требуется профессиональная школа, а также здоровый организм, постоянные репетиции, эмоциональность и музыкальность.

И поэтому, мы можем говорить, что пение — вокальное искусство, только при наличии всех выше перечисленных составляющих частей в комплексе.

История вокального искусства

Многие задаются вопросом: c чего начинается пение? И это очень правильный вопрос в особенности для тех, кто уже связал или только собирается связать свою жизнь с вокальным искусством. Так с чего же все-таки начинается история вокального искусства?

Если в наше время певец – это профессия, означающая мастерское владение голосовым аппаратом и годы тренировок, то во времена древние - трубадуры, менестрели, да и совсем просты люди, к примеру мать, убаюкивающая ребенка и нежно напевающая колыбельную, не имея специальной подготовки, с помощью звуков голоса стремились просто передать свои чувства и произвести приятное впечатление на того, кому эти чувства предназначались.

Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое он распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе.

108926958_ZHestokie_Romansuy1.jpg

Первые документальные упоминания о существовании вокального искусства как отдельного жанра в музыке появились только лишь в тот момент, когда песня вошла в церковь. Священники заимствовали многое из народного репертуара. Благодаря сильному влиянию церкви в то время, песня постоянно эволюционировала, образуя собой некий симбиоз религиозных и светских элементов.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

C началом XVI века приходит опера. В то время главными исполнителями были певцы-кастраты, или сопранисты. Композиторы часто писали одну мелодию, а они уже сами украшали её трелями и пассажами. Эта музыка должна была услаждать слух зрителей, уносить их в “заоблачный мир” и развлекать.

В 30-40е годы XIX столетия одного прекрасного пения оказалось мало, и представители чистого бельканто уступили место тенорам, а позже баритонам. Позднее и по сей день вокальное искусство претерпевает многие изменения: появляются новые жанры, новые манеры и стили пения, такие как джазовое пение, эстрадное пение, народное или этническое пение; современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре: соул, хип-хоп, рэп, ритм-н-блюз; разнообразные приёмы звукоизвлечения, такие как гроулинг, скриминг, грим, скрим, харш.

Музыка повсюду и во все времена одаривала и будет одаривать нас всё новыми и новыми жанрами и стилями, но главное, чтобы современным людям всегда было, что сказать, используя этот невообразимо богатый и удивительный инструмент - человеческий голос.

Наши преподаватели

Александра Письменная

Александра Письменная, педагог по вокалу

Александра Письменная Директор и основатель школы SingLikeMe. Педагог по вокалу. Направления - эстрадный вокал, джаз, вокалотерапия

Читайте также: