Доклад на тему философия языка

Обновлено: 30.06.2024

Философия языка – в широком понимании это область философского знания о происхождении и функционировании языка, его месте в культуре, значении для познания и развития общества и человека. Расширение собственно филологического подхода к языку приводит к пониманию языка как способа выражения смысла. Таким образом, все философские проблемы приобретают языковой аспект их исследования, а лингвистика становится одним из важнейших предметов философствования. Следует сразу отметить, что по всем вопросам этой области существуют различные трактовки в современных концепциях философии языка.

Содержание

↑История развития философии языка

↑Современные тенденции философии языка

Сегодня сложились две основные тенденции выстраивать философию языка. Первая – европейская, точнее, континентальная – основывается на неспособности наук о языке сформулировать определение языка и пытается обобщить те подходы к языку, которые сложились в истории философии. Это понимание языка как некоторого, выражаясь словами И.Канта, трансцендентального единства. Именно оно обеспечивает существование человеческого опыта и характеризует человеческое сознание. Таким образом, задачей философии языка становится рассмотрение условий возможности человеческого языка как основного свойства человеческого рода. Именно так ставится вопрос в феноменологической и герменевтической традиции ХХ века. Эти идеи появились в философии достаточно поздно, однако они базируются, во-первых, на специфическом интересе уже античной философии – досократиков, Платона и Аристотеля – к роли языка в самой философии. Это рассуждение о языковых ошибках, различение номоса и ремоса и т.д. Это было одновременно развитием риторики, логики и теории аргументации и организацией знания, в центре которого стояла философия.

↑Философия лингвистики

Самые общие вопросы, которые обозначают проблемное поле современной философии языка как исходного для психологии языка, социологии языка, лингвистики, языкознания, теории коммуникации и целого ряда других специальных дисциплин, можно обозначить, выделив следующие проблемы:

  • происхождение языка и природа языковой деятельности;
  • язык и мышление;
  • соотношение языка и реальности.

Сегодня наиболее актуальными для человечества становятся вопросы, непосредственно относящиеся к компетенции философии языка: что значит для человечества языковой плюрализм? Не будет ли угрозой культуре, политике и науке принятие редукция языкового многообразия и как вполне реалистичное следствие – принятие одного языка в качестве инструмента интеллектуального общения. Современная философия возвращается к проблемам происхождения языка, его выразительных возможностей и субъективного способа функционирования, соотношения языка и мышления, языка и культуры, языка и истины в абсолютно новом для себя интеллектуальном контексте. Технологизация философского анализа, возникшая во многом в связи с определенным пониманием языка в философии, ставит под угрозу возможности понимания этого контекста.

Файлы: 1 файл

Эссе tvorcheskaia_rabota.doc

Основные данные о работе

Философия (курс 2)

Основная часть

Философия языка

1 Этапы становления философии языка

До 50-х годов. Х1Х в мировое языкознание философии языка чаще ассоциировалась с лингвистическим структурализмом, несколько позже - с генеративной грамматикой, теорией искусственного интеллекта. В 60-х - середине 80-х годов полным воплощением философии языка считались прагматичные студии живых языков, осуществляемые в рамках исследования значения выражений языка, контекстного употребления языка и его единиц изучения речевых актов и, соответственно, иллокутивных сил, заложенных в них.

Достижения ученых аналитического и постаналитичного направления в философии, так или иначе, затронули важные аспекты сущности языка, однако не сформировали целостный предмет исследования, который мог свидетельствовать об отдельном научном направлении исследования языка. Философия языка, как и аналитическая философия в целом, не может не взаимодействовать с другими современными течениями, которыми поднимаются проблемы сознания, понимания, природы ошибок познания, роли языка в культуре. Среди них такие течения как герменевтика, структурализм и постмодернизм, психоанализ, прагматизм и другие. Богатую историю имеют и взаимоотношения философии языка, лингвистики и логики. Философия языка уже не воспринимается исследователями как нечто целостное; речь идет о разной философии языка с разной исследовательской проблематикой .

а) неопределенность предмета и пределов собственно философии;

б) сомнения относительно существования языка как предмета философской рефлексии.

Отсутствие концептуальных основ философии языка, а также четко очерченного предмета исследования вызваны:

2) полным отказом от поисков предмета философии языка. Эта тенденция наиболее полно воплотилась в огромном количестве исследований философских проблем языкознания, различных как по материалу, который анализируется, так и по подходу к нему .

В 70-80-х годах ХХ в. философия языка начинает восприниматься как одна из составляющих аналитической философии наряду с философией науки, сознания и философскими проблемами теории действий. Предметом исследования философии языка становится анализ понятий осмысленности / неосмысленности, истины, противоречия, утверждения, следования т.п. Однако вопрос о сущности языка и его природу находят вне рассмотрения этого направления научных знаний.

Параллельно в зарубежном и бывшем советском языкознании этого периода проводились исследования, в основе которых лежало понимание философии языка как методологии науки о языке в аспекте прежде всего определения и конструирования самого предмета изучения, а также отдельных аспектов языка, наиболее необходимых для анализа некоторых проблем онтологии и гносеологии. Но поскольку такие исследования осуществлялись в рамках одного философского направления, это делало невозможным диалог между философскими и лингвистическими школами, синтезирования других лингвофилософских идей, плюрализма научных мнений и подходов.

На Западе методологические проблемы языкознания изучали Фреге Г., Рассел Б., Айдукевич К., Квин В., Хомский Н. и др. Именно это направление исследований можно назвать философией лингвистики и воспринимать как раздел научной метатеории, объектом которой является не столько язык, сколько наука о языке .

Круг проблем, рассматриваемых в рамках философии языка или направлений, близких к ней, не совпадает с проблемами общего языкознания - одного из разделов современной лингвистики.

2 Сущность философии языка

Язык постоянно привлекает к себе внимание на одной стороне мира и вызывает бурные дебаты на второй - среди философов, теоретиков и многих других. Человеческая речь является уникальной, она непрерывно создает или порождает (генерирует) речь, определяет ее среди других коммуникативных систем - живых или механических. Этот уникальный человеческий атрибут вместе со своими производными с древних времен был поводом для многочисленных споров. Дискуссии о природе языка воспроизводятся с каждым шагом в развитии гуманитарного знания. Сегодня это является одной из главных дискуссионных проблем в философии языка.

Философию языка нельзя отождествлять ни с лингвистической философией, ни с философией лингвистики, ни методологии лингвистических исследований, ни с общим языкознанием. Она имеет собственный предмет исследований, рассматривает вопрос о сущности и природе языка. Философия языка с позиций лингвиста является частью теории языка, в рамках которой исследуются вопросы природы и сущности человеческой речи, связанные с ее отношением к действительности, общества, сознания, мышления, или человек в ее отношениях с миром. При этом сферы бытия и сознания (мышления) в лингвофилософских исследованиях рассматриваются не сами по себе, а в аспектах их соотношения с языком .

Важным аспектом изучения философии языка является то, что сущность и природа языка должны определяться, исходя из категорий самого языка, а не априорно ей навязываться, с учетом принципов и специфики предмета исследования тех наук, которые изучают язык. Еще один аспект исследования философии языка (отсутствует в несциентичных направлениях и подходах к языку) - необходимость формирования метода исследования .

Итак, предположив существование изобретательской мысли к языку, тем самым надо было бы предположить и слово, таким образом, для изобретения языка требовалась уже готовая речь. Это противоречие устраняли утверждения: если чувственные восприятия и их воспоминания происходят и в человеке, и в животном без помощи слова, то и общие представления только держатся в памяти, и посредством слова совершенствуются, а не образуются.

Эта теория происхождения языка, как отмечает ученый, полностью противоречит положению о роли языка в жизни человеческого общества и причины ее возникновения.

Философия языка включает в себя довольно широкую область исследований. Она изучает взаимоотношения между языком, мышлением и реальностью, а также знания, которые могут интерпретировать данные связи. Все эти три основные перечисленные сферы могут трактоваться как самостоятельные, не зависящие друг от друга.

Кроме того она изучает отдельные предложения. Любое предложение можно рассмотривать с двух сторон:

1) то, чем оно является в действительности;

2) способом связи слов в нем использующихся.

Следовательно, в первом случае рассматривается его значение и смысл, а во втором - грамматика. С одной стороны предложение может быть истинным или ложным, с другой - соответствовать грамматическим правилам или не отвечать им.

Философы XVIII-XX веков стали уделять большое значение соотношению понятий и слов, которые их выражают. Слово стали воспринимать как обозначение мысли или чувства. Стали появляться идеи о создании рациональных искусственных языков. Кроме того, неоднократно за последние века предпринимались попытки создать язык, единый для всех народов. В результате одной из таких попыток примерно 150 лет назад варшавский окулист создал эсперанто, который в настоящее время понимают около двух миллионов человек. Однако в быту этим языком практически никто не пользуется .

Под философией языка подразумеваю методологию исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функций в человеческом обществе, в развитии культуры.

На современном этапе исследования в сфере философии языка характеризуются двумя направлениями, которые дополняют друг друга:

– возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

– стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка.

Сущность языка проявляется в двуединой функции:

– служить средством общения;

– служить орудием мышления.

Логику языка составляет его грамматика, смысл языка – его семантика, а практическое значение языка – прагматика.

В языковой системе философии значительная роль принадлежит абстрактным понятиям как признаку рационального отношения к миру; образам и символам, являющимися средствами художественного освоения мира.

Гост

ГОСТ

Философия языка — это раздел философии, занимающийся исследованием языка и речи, изучением их основополагающей роли в познании и структурах сознания и знания.

Общее представление о философии языка

Главными направлениям изучения в рамках философии языка являются:

  • референция;
  • смысл;
  • понимание;
  • интерпретация;
  • функции языка;
  • коммуникация;
  • соотношение истины, мысли и практики;
  • перевод;
  • семантика;
  • теория значения.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, философия языка представляет собой не только конкретное направление исследований аналитической философии, но и особый стиль философского мышления, связанный с повышенным интересом к вопросам о способах построения теорий и с изучением принципов упорядоченности средств выражения знаний.

История философии языка

Развитие философии языка как самостоятельного философского направления можно представить в несколько этапов.

Кроме того, важным для философии языка того времени была деятельность Венского кружка (сообщество философов под руководством Морица Шлика, которые на постоянной основе собирались в Вене в 1920-1930 гг.). Он занимался проблемами логического анализа науки, что способствовало зарождению концепций логического позитивизма. Также предпринимались попытки свести теоретические положения к некоторым базовым предложениям, эмпирическим по содержанию.

П. Стросон, Г. Райл и другие философы создали и развили теорию речевых актов. По их мнению, в основе логики и структуры языка лежат несколько культурологических предпосылок.

С. Крипке, Х. Патнэм и Д. Каплан разработали немаловажную теорию значения и референции, которая заключается в анализе утверждений, касающихся бытия, науки, религии, этики и на основе этого анализа выдвигает вывод о зависимости языка от внешних, социальных феноменов, противостоящих внутренним явлениям (таким как мышление).

Третий этап (1970-е – 1990-е гг.) отмечен психологической ориентацией философии языка В трудах Дж. Сёрла, Я. Хинтикки, Д. Деннета и других философов первоочередное внимание приковано философским проблемам сознания и философии психологии.

В этот период философия языка исследовала крупные языковые единицы (дискурс, предложения). Внимание философов переместилось с объективных и однозначных понятий на концепты. Таким образом, к XXI веку предмет философии языка подошёл в расширенном понимании: не просто язык как проявление ментальной активности, а речь, речевая коммуникация и все формы использования языка, рассматриваемые в качестве способов действия.

На современном этапе развития философии языка помимо логического анализа языка развиваются концепции герменевтической интерпретации языка (П. Рикер и Г. Г. Гадамер), структурный психоанализ Ж. Лакана, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, трансцендентальная прагматика К. О. Апеля. Предметом их изучения являются языковые коммуникации, речевые высказывания, семантика и прагматика языка.

В неопозитивистских концепциях центральное место
занимает, следовательно, философия языка. Почему? И еще
одна проблема: ведь язык - сложное и многомерное
образование. Какие именно стороны, аспекты языка особо
интересовали неопозитивистов?
Сведение философии к анализу языка, особенно
жесткое" на первых этапах развития неопозитивизма, как
раз и было обусловлено культом точности, строгости
знания, стремлением сделать философию наукой. В XX веке
это отнюдь не случайно выразилось в том, что на первый
план выдвинулась особая философия языка - некоторый
синтез логического, лингвистического, математического
подходов. Ибо именно в их "точке пересечения" были
получены важнейшие новые научные результаты. Математика
- а после победных реляций середины Х1Х века об
"окончательной завершенностях она вдруг попала в
состояние кризиса, затрагивавшего самые ее основы,-
стала выбираться из кризиса во многом благодаря новому
типу логического, логикоматематического анализа. Эта
"точка пересечения" обещала стать - и впоследствии
действительно стала - также и перспективной "точкой
роста" новой науки. Немалое научное чутье
неопозитивистов проявилось в том, что они опирались на
те достижения и анализировали те трудности, с которыми
в конце XIX - начале XX века было связано развитие
математики и логики, прежде всего логики
математической. Отправным пунктом для неопозитивистской
концепции были новые теоретические возможности,
реализованные выдающимися логиками и математиками
(прежде всего Г. Фреге, Б. Расселом, А. Уайтхедом) на
пути объединения логики и лингвистики,а также на пути
применения логики для обоснования математики.
Проблемы связи языка и процессов мысли, которые в
наибольшей мере занимали классическую философию, в
неопозитивизме оттеснялись на задний план. Логический
анализ они связывали не с действительным мышлением, но
с мышлением "в форме его рациональной реконструкции"
(Р. Карнап). Лишь в языковой форме, полагали
неопозитивисты, процессы мышления становятся доступными
логическому исследованию. Вступив на путь непривычного
для философской классики максимального сближения, а то
и прямого отождествления форм языка и форм логики,
философия XX века стремилась укрепить рационализм,
открывая новые возможности комплексного научного - в
данном случае логико-лингвистического - анализа.
В чем же состояли эти новые возможности? Проблемы
тут весьма трудные, требующие специальной подготовки.
Попытаемся, однако, вникнуть в них. Возьмем для примера
несколько предложений: "Роза (есть) цветок"; "Наполеон
(есть) победитель при Иене"; "Наполеон (есть)
побежденный при Ватерлоо"; "Сила есть произведение
массы на скорость". При всех различиях в них есть общее
- это языковая и логическая форма. С точки зрения
логики все эти предложения суть утвердительные
суждения, где его субъектам, то есть тому, о чем в
суждении идет речь (роза, Наполеон, сила),
приписываются некие относящиеся к ним характеристики,
свойства - предикаты и где отнесенность предиката к
субъекту утверждается с помощью явной или
подразумеваемой связки "есть". Высказывания имеют общую
логическую форму "S есть Р". Приведение данных
высказываний к логической форме позволяет объединить
их, да еще и присоединить к целому классу подобных
высказываний. Далее, к ним же можно отнести имеющие ту
же логическую форму формулы математики или
естествознания, например знаково-символическую, а не
словесную запись физического определения силы. Тогда
возникает (и может быть записана в каких-либо исходно
принятых знаках) более общая, чем в обыденном языке и в
математике, логическая форма. Иными словами, движение
от языковой формы к формально-логической, а также от
математико-логической формы - к более общему
логическому формообразованию открывает возможность, с
одной стороны, возрастающего "восходящего" обобщения,
все более широкой нормализации, а с другой -
возможность "нисхождения" от более общих логических
форм к более конкретным языковым высказываниям. На пути
"восхождения" возможно построение множества
относительно обособленных или взаимосвязанных языковых,
формально-логических, математико-логических систем:
достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо
языковые образования (имена, предложения, их
комплексы), договориться (заключить "конвенцию")
относительно обозначающих их общих символов.
Предлагалось и принципиально иное решение
логического вопроса об отношении множества,
совокупности и их элементов: то, что включает всю
совокупность, не должно включать себя. Слова "все
критяне лгут", стало быть, имеют смысл только при
предположении, что в класс "все критяне" Эпименид не
включает самого себя. Впрочем, парадоксы теории
множеств другие авторы предлагали решать иными
способами.
Расселовская теория логических типов приобрела
большое значение для дальнейшего развития логики и
философии неопозитивизма. Она и дала новый толчок тому
процессу формирования логико-лингвистических систем
самых разных уровней.

Читайте также: