Понятие казны рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Истоки отождествления государства в целом и казны — в римском праве. Специальный орган — казначейство — возникает в средние века. Средневековое норманнское Сицилийское королевство в XII в. создало казначейство (dogana), занимавшееся ведением королевских счетов и управлявшее разработанной системой налогообложения. Это повлияло на создание подобных структур в Англии и Нормандии.

Русский ученый Д. И. Мейер именует государство как субъект имущественных прав казной, которая, как каждое юридическое лицо, действует через представителя (в условиях дореволюционной России такими представителями Д.И. Мейер называет Министерство финансов и Министерство земледелия и государственных имуществ).

А.И. Елистратов отмечал, что особым пунктом соприкосновения административного и гражданского права являются так называемые дела казны. Сделки по имуществу, возникающие между административными учреждениями и частными лицами, в большем или меньшем объеме подчиняются нормам гражданского права. Но так как административное учреждение, какими бы правилами оно ни обязано было руководствоваться в своих хозяйственных операциях, никогда не утрачивает публичного значения государственного учреждения, то эти дела казны должны сосредоточить на себе внимание не только цивилиста, но и административиста.

Таким образом, в дореволюционной литературе сформировалось понимание казны как самого государства, участвующего в гражданских отношениях, т.е. субъекта.

Таким образом, понятие казны употребляется в доктрине и проникает в законодательство в двух значениях:

Действующее российское законодательство использует казну лишь как объект права. В ст. 214 ГК РФ различается две группы государственного имущества:

  1. закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  2. средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (государственная казна). Казна существует на каждом уровне власти, т.е. федеральная, субъектов РФ и муниципальная.

Еще в советский период М.И. Брагинский вывел причины того, почему государство не распределяет все свое имущество:

Нераспределенное имущество в виде казны может существовать в силу различных причин и для разных целей. Так, согласно ст. 102 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Федерального закона о казне не существует, поэтому ее пообъектный состав не определен. Зато соответствующие законы приняты в некоторых субъектах РФ.

а) средства краевого бюджета;

б) доли в уставном капитале хозяйственных обществ;

в) ценные бумаги;

г) имущество, не включенное в уставный капитал акционерных обществ в процессе преобразования краевых государственных унитарных предприятий;

д) вновь построенные за счет средств краевого бюджета здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

е) иное движимое и недвижимое имущество

а) средства краевого бюджета и ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации;

б) валютные ценности;

г) подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и иное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть отнесено к недвижимости;

д) объекты интеллектуальной собственности Краснодарского края, в том числе исключительные права на них;

е) доли в праве общей собственности;

ж) иное имущество, в том числе имущественные права в соответствии с законодательством Российской Федерации

а) средства краевого бюджета;

б) имущество органов государственной власти края;

в) архивные фонды и архивные документы;

г) государственные запасы

а) денежные средства в валюте Российской Федерации;

б) ценные бумаги в валюте Российской Федерации;

в) валютные ценности;

4) имущественные комплексы ликвидированных государственных унитарных предприятий Свердловской области (в том числе государственных предприятий Свердловской области и казенных предприятий Свердловской области);

г) здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

д) земельные участки, а также иные природные ресурсы, которые в соответствии с федеральным законодательством могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации;

е) доли в праве общей собственности;

ж) имущественные права и иное имущество, которые в соответствии с федеральным законодательством могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации

а) средства областного бюджета;

б) имущество ликвидированных областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений;

в) здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

г) движимое имущество;

д) ценные бумаги;

е) объекты незавершенного строительства;

ж) доли в праве общей собственности, принадлежащие Челябинской области;

з) находящиеся в государственной собственности Челябинской области акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ;

и) иное имущество в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области

Даже беглый взгляд может отмстить разнобой в подходах к классификации, неравнозначность оснований классификации и потому незавершенность (незакрытость) этих перечней.

Статьи 1069 и 1070 предусматривают, что вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры, суда, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно приложению 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 в редакции постановления ВС РФ от 27 января 1993 г. N 4375-1; постановления Конституционного суда РФ от 10 сентября 1993 г., государственная казна Российской Федерации представляет собой средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Однако при рассмотрении конкретных гражданских дел по возмещению вреда возникает ряд вопросов. Известно, что республиканский бюджет представляет собой закон о федеральном бюджете на текущий год, который состоит из доходной и расходной частей. В них содержится исключительный перечень доходных и расходных статей. Статей расходов на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры, суда, государственных органов ^ органов местного самоуправления, их должностных лиц, не было предусмотрено ни в бюджете на 1991 год, ни во все последующие годы, не исключая и нынешний, 1997-й. Именно поэтому последовало обращение в Конституционный суд РФ с просьбой разъяснить понятие казны Российской Федерации исходя из создавшейся ситуации. Однако Конституционный суд ограничился пояснением, что данная ситуация является последствием пробела в праве. Такое разъяснение, безусловно, не помогло судам ра з обраться, каким обра з ом выносить решения и как их исполнять. О том, по какому пути в связи с изложенным идет судебная практика, расскажет параграф 4 главы 2, поскольку нами еще не определено понятие финансового органа, представляющего ка з ну РФ.

Статья 1071 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению з а счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Какой же орган представляет ка з ну Российской Федерации, казну субъекта РФ и казну муниципального образования? Гражданский кодекс не дает нам ответа на этот вопрос .

По судебной практике по такого р о да делам обычно привлекается Министерство финансов, если речь идет о возмещении вреда, причиненного органами, финансируемыми из федерального бюджета, и департамент финансов города Москвы, если стоит вопрос о возмещении вреда органами, финансируемыми бюджетом города Москвы. Например, когда вред причинен криминальной милицией, которая финансируется согласно закону о федеральном бюджете на 1997 г. из республиканского бюджета, в качестве ответчика судом вызывается Министерство финансов РФ. А если вред причинен милицией общественной безопасности, то в соответствии с законом города Москвы о бюджете города на 1997 г., который предусматривает ее финансирование за счет бюджета города, департамент финансов столицы. Но это, повторю, согласно судебной практике. Ведь положением о Министерстве финансов РФ, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 984 в редакции постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. номер 537, не установлено право Министерства РФ представлять казну Российской Федерации . Такого права нет и у департамента финансов города Москвы.

Однако суд основывает свое определение на аналогии права. Дело в том, что применительно к случаям предъявления требований к Правительству РФ вопрос о его представителях решен постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. номер 950

"О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах" . В соответствии с ним распоряжением Правительства представителями назначаются должностные лица соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в зависимости от характера заявленных требований). В таких случаях стороной в процессе выступает само Правительство. По Министерству финансов такого постановления нет . Поэтому оно привлекается в качестве ответчика как государственный орган, аналогичный Правительству .

Задачей Министерства финансов является обеспечение исполнения федерального бюджета на текущий год. Для этого поступающие в федеральный бюджет доходы в строгом соответствии с законом о бюджете распределяются между министерствами с помощью казначейств и по счетам (МВД, Минобороны не включены в систему казначейств) . Реально деньги передаются министерствам как главным распорядителям бюджетных средств, а те расходуют их по соответствующим статьям. Надо сказать, что в настоящее время существует два вида расходных статей: защищенные (расходы на зарплату и медикаменты) и незащищенные (все остальные) . Каким образом в данной структуре распределения бюджетных средств изыскать средства на возмещение вреда, остается неясным. Если опять обратиться к судебной практике, то в резолютивной части решения формулировка, с кого взыскивать вред, каждый раз разная. В частности, были такие решения: "взыскать с Министерства финансов" (что неверно, поскольку Минфин РФ юридическое лицо, средства и имущество которого необходимо для его работы, а исходя из такой формулировки, судебный исполнитель должен обратить на них взыскание), "обязать Министерство финансов в з ыскать с МВД как с главного распределителя бюджетных средств" (вред в данном случае был причинен работниками ГУВД, поэтому суд решил взыскать вред с МВД как с вышестоящей инстанции - это тоже неверно, так как законодатель не дает права суду решать внутренние вопросы Минфина, ведь кому и как перечислять средства решает само министерство), "взыскать с казны РФ" (что тако в ка з на, описано в параграфе 3 главы 2, и как взыскать с нее средства - не ясно), "взыскать с бюджета РФ" (бюджет РФ - это закон, как можно обратить взыскание на закон ?). Обычно Министерство финансов при поступлении к ним исполнительного листа просит суд разъяснить порядок исполнения решения. Однако суду с учетом вышеперечисленных проблем также неизвестен порядок исполнения решения. В связи с этим были и курьезы: после поступления исполнительного листа из Пермского областного суда Минфин обратился к нему с ходатайством о разъяснении: с какой статьи бюджета производить выплаты. Из суда поступил ответ: "С какой хотите, с такой и взыскивайте". Тогда Минфин списал денежные средства со статьи, предусматривающей финансирование этого суда.

Проанализировав судебную практику и законодательство, приходим к выводу, что и з ложенные выше формулировки не достаточно корректны. Представляется целесообразным резолютивную часть судебного решения изложить следующим образом: "Взыскать с казны Российской Федерации (казны субъекта Федерации) причиненный вред. Исполнение возложить на Министерство финансов (департамент финансов субъекта Федерации) как на финансовый орган, представляющий казну Российской Федерации (казну субъекта Федерации )". Практикой правительства Москвы подтверждено предложение, изложенное выше. После принятия в 1991 году Основ гражданского законодательства судами Москвы были вынесены решения о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, государственных органов и их должностных лиц. Поступившие в мэрию исполнительные листы мэром города были направлены на исполнение в департамент финансов правительства Москвы с указанием статьи, откуд а должны быть взяты средства. Такое право предоставлено мэру законом.


(на примере Орловской области) О.И. КОРОТКОВА, заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

(на примере Орловской области)

О.И. КОРОТКОВА,

заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета

Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

Под основными целями, задачами и принципами государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики понимаются совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также государственной казны и имущественных прав государства. Реализация права государственной собственности определена в статьях 113, 124, 125 и 214 ГК РФ.

В число объектов государственной собственности входит государственная казна Российской Федерации и ее субъектов. Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, казна — это совокупность имущества.

Статья 214 ГК РФ устанавливает, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.

Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов[1]. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, государство и муниципальные образования осуществляют непосредственно (например, правомочия владения, пользования и распоряжения). Непосредственное осуществление государством правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов[2].

Пунктами 1 и 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В сложившейся практике представителями государства и муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, наделенные от имени общественно-территориальных образований правом распоряжения.

Статья 153 Бюджетного кодекса РФ закрепляет право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты.

Действующее законодательство, определяющее компетенцию органов власти и местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, на уровне субъекта Федерации — Орловской области организация бюджетного процесса осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В компетенцию высшего органа исполнительной власти Орловской области входит утверждение положения о казне Орловской области, определение порядка ее формирования и распоряжения ее объектами, распоряжение средствами областного бюджета в соответствии с законом о бюджете области.

К полномочиям исполнительного органа государственной власти специальной компетенции по управлению имуществом относится контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав казны Орловской области, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов. Кроме того, указанный орган разрабатывает распорядительные акты по распоряжению объектами казны.

Такой исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, как Управление финансов и налоговой политики, является органом, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим общее руководство организацией финансов на территории области.

Казну Орловской области составляют средства областного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, не закрепленные по договору аренды, постоянного бессрочного пользования, которые принадлежат Орловской области на праве собственности.

Объектами казны Орловской области являются:

· средства областного бюджета;

· ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов;

· архивные фонды и архивные документы;

· здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

· материальные и нематериальные активы;

· иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными предприятиями и учреждениями;

· незакрепленные земельные участки.

Объекты казны Орловской области могут находиться как на территории Орловской области, так и за ее пределами.

Основаниями отнесения объектов к казне Орловской области являются:

· отсутствие аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки, закрепленные за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· отказ областного предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на областное имущество, отказ от аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки;

· изъятие излишнего и неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и за предприятием на праве хозяйственного ведения;

· остаток имущества после ликвидации областных предприятий и учреждений и иных юридических лиц с участием области;

· отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право областной собственности;

· принятие и приобретение в областную собственность имущества юридических или физических лиц;

· иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Управление и распоряжение имуществом, входящим в состав казны Орловской области, осуществляет высший орган исполнительной государственной власти Орловской области — Коллегия администрации Орловской области.

Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости — другие сведения).

Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.

1 См., например: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001. С. 103; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.В. Карасева. — М., 2002. С. 104.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Казна в системе признаков государства

Леонид Александрович РОДИОНОВ, начальник отдела № 17 УФК по Самарской области, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Самарского филиала Московского ГПУ, советник ГГС РФ класса. Статья посвящена правовому анализу института казны в контексте государства, его признаков и устройства.

Признаки государства

Мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество мнений и суждений об основных признаках государства. Прежде всего, это наличие аппарата власти и управления (система публичной власти). Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения и армия, территория государства, институт гражданства, сфера юрисдикции. Одним из основных признаков государства является суверенитет.

Другими словами, государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а также государственной казной. Казна также является признаком государства, поскольку с ней связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Сущность казны и сущность государства

В теории марксизма отмечается, что в налогах воплощено экономическое выражение сущности государства. В литературе можно часто встретить мысль, что налоги необходимы для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания публичной власти. Сбор налогов — это один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны.

Основная часть доходов федерального бюджета РФ в 2011 году была обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: вывозным таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций. За счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, сформировано 98,8 % общего объема поступлений в федеральный бюджет.

В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений. Понятие казны разно­образно. М. Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии дает определение казны как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса. Имущество казны России (государства), составляющее основу национального богатства, как признака государства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета и возможностей пополнения активов).

Сущность казны раскрыта в функции самого государства. Инвестиции, социальная направленность и организационно-управленческая функция выражаются в обеспечении деятельности органов государственной власти. Гарантийная функция выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга, займов и иных обязательств как внутри страны, так и вне ее.

Об ответственности государства

Согласно Гражданскому кодексу Российская Федерация ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. То имущество данных субъектов, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета образуют согласно ст. 214 Гражданского кодекса государственную казну РФ, казну субъекта РФ и казну муниципального образования.

Российская Федерация является равноправным наряду с гражданами и юридическими лицами участником гражданских правоотношений. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей правового положения вышеназванных субъектов. По общему правилу исполнения судебных актов о взыскании средств с юридических лиц (государства) взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника и только в случае их недостаточности на иное имущество. Сложно, однако, представить полное отсутствие денежных средств у Российской Федерации.

В этом смысле нужно согласиться с Р. Е. Артюхиным в том, что составной и наиболее ликвидной частью казны являются средства соответствующего бюджета. Именно на них, а не на имущество в натуральном выражении судами обращается взыскание по искам, обязанность удовлетворения которых возлагается на РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Правовые отношения

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Читайте также: