Формирование функциональной грамотности на уроках обж доклад

Обновлено: 30.06.2024

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.

Оценить 6640 0

Развитие функциональной грамотности

на уроках физической культуры

учитель физической культуры

п.г.т.Безенчук Самарской обл.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Разгадай ребус. Полученное слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: организм

Ответ:__________

Разгадай загадку.

«По пушистому животу

бьют меня невмоготу,

метко сыплют игроки

Выбери ответ-отгадку.

В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: вагб

а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт

Ответ: ___________

Разгадай кроссворд, и узнаешь, как называлась в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков. Ключевое слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: команда

*в ячейки с цифрами буквы не вписывать

По горизонтали:

1. Спорт в воде.

2. Место для купания.

3. Физическая …

5. Физическое качество человека.

6. Начало дистанции.

7. Скоростное физическое качество.

8. Инвентарь для прыжков на месте и в движении.

Ответ:__________

Технологии критического мышления.

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Критическое мышление проходит 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Приемы формирования функциональной грамотности учащихся посредством ТКМ на уроках физической культуры:

3. Чтение с пометками. Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности , о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д. Данный приём способствует развитию читательской грамотности.

4. Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, при помощи которых готовят выступление по определенной теме.

Задание №2 (составлено самостоятельно)

Тематическая область: здоровье

Текст учебного задания:

Частота сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС – один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы, который можно использовать для самостоятельного контроля. Частота пульса измеряется в количестве ударов в минуту.

Грамотность - это подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.

Функциональная грамотность,полученная на уроках ОБЖ, физкультуры - это индикатор общественного благополучия.

Чем выше уровеньфункциональная грамотность, тем лучше социокультурные достижения в обществе;

Чемниже порог функциональной грамотности, тем вышевозможность социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.

Автор: Сарычева Лариса Николаевна

" Развитие функциональной грамотности

на уроках физкультуры , ОБЖ " .

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

Полноценное функционирование выпускника в современном индустриальном обществе зависит не столько от освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он сможет решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья. Какие выпускники с егодня обществу нужны обществу?

Начну нашу беседу с истории:

В спортивный магазин в один из отделов стоит очередь, подросток, женщина с ребенком, двое мужчин. Проходящий мужчина заинтересовался очередью

стоявшая женщина поднимает голову и указывает на название отдела

Возмущенно говорит мужчина,

- А мы в свое время ремонтировали велосипеды с пацанами всем двором!

Т ак какую грамотность учитель должен сформулировать у ребенка на нашем блоке предметов? Какие задачи мы ставим ? Каким образом их можно решать ?

Грамотность - это подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.

Ф ункциональная грамотность , полученная на уроках ОБЖ, физкультуры - это индикатор общественного благополучия.

Чем выше уровень функциональная грамотность , тем лучше социокультурные достижения в обществе ;

Чем ниже порог функциональной грамотности, тем выше возможность социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.

Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть, как влияет решение нестандартных задач на уроках, познавать, само выражаться, анализировать, уметь применять полученные знания в жизни. А именно жизнь является основным экзаменом наших предметов.

Предлагается детям на уроках решить задачу :

ЗАДАЧА 1 , она основана на развитии читательской грамотности и игровых технологиях.

Во время летнего жаркого дня, группа подростков отдыхала на водоеме. Один из подростков пошел купаться в водоем, подойдя к водоему , подросток упал.

-Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.

При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность, обычно допускают следующие ошибки:

• Усаживают или кладут под голову валик

• Хлопают по щекам

• Дают нюхать нашатырный спирт

И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что если правильно и своевременно не оказать помощь пострадавшему, этот случай может привести к необратимым последствиям. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст, и стараются получить из него максимум полезной информации.

Правильное решение задачи:

- При обмороке в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь и оценить состояние человека, то есть определить, дышит ли он и есть ли пульс, а также проверить реакцию зрачков на свет.

* Необходимо перенести пострадавшего в тень или прохладное место

*Пострадавшего следует правильно уложить, а именно на спину, на ровную поверхность. Ноги следует несколько приподнять (подложить под ноги подушку, свернутое одеяло, сумку и так далее). Это способствует оттоку крови из нижней части тела и поступлению ее в головной мозг.

*Голову следует повернуть на бок, это поможет избежать закупорки верхних дыхательных путей рвотными массами.

* Расстегнуть стесняющую одежду. Обмахивать лицо импровизированным опахалом (например, журналом). Если обморок произошел в помещении, то открыть окно или дверь. Не допускать большого скопления народа возле пострадавшего, это затруднит доступ свежего воздуха к нему.

*Растереть ушные раковины. Это провоцирует приток крови к голове. Также следует растереть руки и стопы, чтобы улучшить циркуляцию крови.

*Ватой, смоченной нашатырным спиртом, протереть виски человека.

* Приложить к голове холодный компресс. Тело обтереть холодной водой, начиная с области сердца, или обернуть влажной простыней.

- Если у него наблюдается остановка дыхания и пульса, то следует приступить к выполнению сердечно-легочной реанимации. Человек должен лежать на ровной и твердой поверхности. Выполняют непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Реанимация продолжается до восстановления дыхания и сердечной деятельности или же приезда скорой помощи.

* П ередать пострадавшего медицинским работникам .

Решая подобные задания на уроках через игровые ситуации, суть которых состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

ЗАДАЧА 2 , основ ана на решение тестовых заданий и познание основ, через самостоятельную добычу знаний.

Какое положение следует принять, если на равнине, вдали от укрытия, вас застала гроза?

- Лечь на бок в позу зародыша

- Сидя на корточках, обхватить колени руками

- Лечь плашмя на живот

ответ: Сидя на корточках, обхватив колени

Вы остались дома одни. Вдруг в дверь вашей квартиры позвонили. Что необходимо сделать?

ответ на вопрос: спросить кто там, но дверь не открывать.

Через подобные задачи у детей формируется:

- система знаний о жизненно необходимых умениях.

- грамотное поведение при ЧС.

- морально волевые качества.

- опыт межличностного общения.

- готовность замечать проблемы и умение их решать.

-умение анализировать ситуации и и применять в них имеющееся знания.

ЗАДАЧА 3 , основана на решение тестовых заданий и практических умениях.

Путем тестирования уровня физического развития , определить УФР на начало и конец учебного года по нескольким показателям (гибкость, выносливость, сила) .--- Д ети сравнивают свои показатели, делают умозаключения в виде расписывания индивидуальных занятий по улучшению собственных показателей .

Решая подобные задания, у детей формируются:

- умения определять уровень своего развития и подготовленности

- умения составлять комплексы с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей для улучшения формы тела и здоровья.

- зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневну ю привычку или даже потребность.

ЗАДАЧА 4 , основана на подвижных и спортивных играх.

ИГРА: Присутствующие делятся на команды, у каждой команды выбирается капитан. Капитан получает шапку бейсболку, команды теннисный мяч. По команде каждая команда делает бросок мячом, пытаясь попасть в шапку капитана, капитан – пытается поймать мяч. (Выполнить по несколько бросков). Побеждает команда поймавшая больше мячей.

Выполняя подобные задания в виде игр у детей формируется:

- У мение работать в коллективе .

- Ч увства радости, удовольствия, участия принимать самостоятельные решения.

- Двигательные навыки, необходимые в тр уде и быту, а также способность наилучшим образом в двигательном отношение реагировать на неожиданную сложную, а порой и опасную ситуацию.

- Честность, вежливость, уважение к людям, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, сам остоятельность, самообладание.

- А ктивное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: вы носливость, быстрота, сила воли.

ЗАДАЧА 5 , основана на умении рефлексировать

Я начинаю под музыку (активная) показывать 1упражнение, вы его подхватываете и выполняете. П о моему сигналу рукой 1 группе , сидящие вместе показывает для всех следующее упражнение, все подхватывают и выполняют, и т д.

Продолжим ЗАРЯДКУ , (музыка спокойная) . Условия зарядки те же , только упражнения уже выполняются медленно, можно с закрытыми глазами.

Решая подобные задания на уроках можно сформировать:

- У мение расслабляться , а это хороший отдых между уроками: они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность школьника.

- Создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;

- В се внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познават ь глубину душевных переживаний.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

В итоге, как должен выглядеть выпускник функционально грамотным по предм етам физическая культура и ОБЖ?

1. Бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, вести профилактику вредных привычек. Знать особенностей физической работоспособности человека, факторы положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни.

2. Оказать первую помощь при травмах разного характера.Владеть оздоровительно-реабилитационной деятельностью.

3. Владеть навыками действий при ЧС. Уметь анализировать.

4. Владеть технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, владеть простейшими приемами тренировки и релаксации.

5. Уметь выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности.

6. Уметь способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе. Уметь проявлять инициативу, не спрашива я других, следует ли это делать. Уметь уживаться с другими;

7. Быть готовыми замечать проблемы и искать пути их решения. Уметь анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания. Уметь уживаться с другими;

8. Быть готовым приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

9. Уметь читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы. Осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта спортивного оборудования и спортивных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

10. Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работ.

11. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из форм функциональной грамотности является грамотность поведения в ЧС. Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, необходимо научить их применять свои знания в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

Так функциональная грамотность становится по значению входом в образование и образованность, а по сути — мерой культурного развития нации, страны, группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека.

Какие же формы функциональной грамотности существуют?

Грамотность при овладении иностранными языками.

Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

Каковы отличительные черты функциональной грамотности?

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

Функциональная грамотность:

1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2) направлена на решение бытовых проблем;

3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, терминалом и др.

Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
1.Способность выбирать и использовать различные технологии.
2.Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Способность учиться всю жизнь.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Однако,ряд исследований показывает, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, коммуникативные процессы, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. Казахстанские школы обеспечивают учащихся необходимым багажом знаний, но не всегда формируют умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. В частности, результаты исследования по программе PISA —2009 свидетельствуют о том, что выпускники в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи; теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.

Приоритетной целью школьного образования должно стать формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).

УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности,технологии продуктивного чтения,пирамида Блума, приемы работы с текстом, равивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозироватьприемы:

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

Развивает умение задавать вопросы прием

Организационная структура и содержание занятия

I. Организационный этап

  1. Организация занятия.
  2. Постановка учебных и воспитательных целей.
  3. Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.

II. Подготовительный этап

Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме (вопросы опроса).

Сегодня мы познакомимся с основными видами аварий и катастроф, которые происходят на коммунальных системах обеспечения населения питьевой водой, теплоснабжения, подачи холодной и горячей воды, газа, электроснабжения.

Вы узнаете основные опасные и поражающие факторы аварий на данных системах и опасности для населения.

А также познакомимся с основными способами защиты и алгоритмами поведения человека в условиях коммунальных аварий.

Вы узнаете: виды аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, основные термины темы, правила поведения человека при возникновении аварийных ситуаций на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Вы научитесь: определять порядок действий при различных видах аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Ключевые слова: ;Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: снабжение дома питьевой водой, теплоснабжение, проблемы с бытовым газом, нарушение подачи электричества, порыв трубы холодного / горячего водоснабжения, канализационные аварии. Правила безопасного поведения человека в условиях коммунальных аварий.

III. Конспект урока

Слайд 4.

Комфортные и безопасные условия жизни современного человека невозможно представить без систем электро-, водо-, тепло-, газоснабжения и канализации. Все они являются коммунальными системами жизнеобеспечения населения. Вводная часть урока направлена на систематизацию ключевого понятийного аппарата. Основная часть урока посвящена правилам поведения при возникновении аварийных ситуаций: отключение подачи воды, прорыв теплотрассы в зимний период, отключение электричества, оборванности и провисании проводов на улице, утечке природного газа; авариях на электроэнергетических системах, на газопроводе.

Давайте последовательно разберем основные понятия темы и правила поведения при различных видах аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Слайд 5.

Водоснабжение - обеспечение водой различных видов потребителей - населения, промышленных и общественных предприятий, транспорта.

Слайд 6.

Что необходимо сделать:

  1. Закрыть водопроводные краны;
  2. Позвонить в коммунальные службу, узнать причины и сроки отключения, где можно набрать воду, при длительных отключениях, сделать запас воды и использовать её экономно.

Слайд 7.

Теплоснабжение - Обеспечение теплом жилых, общественных и промышленных зданий.

Слайд 8.

В зимнее время часто происходит прорыв тепловых сетей.

Слайд 9.

В случае отключения центрального отопления в квартире используйте для обогрева помещения В случае отключения центрального парового отопления, для обогрева помещения используйте электрообогреватели не самодельного, а только заводского изготовления. В противном случае высока вероятность пожара или выхода из строя системы электроснабжения. Помните, что отопление квартиры с помощью газовой или электрической плиты может привести к трагедии. Для сохранения в помещении тепла заделайте щели в окнах и балконных дверях, завесьте их одеялами или коврами. Разместите всех членов семьи в одной комнате, временно закрыв остальные. Оденьтесь теплее и примите профилактические лекарственные препараты от ОРЗ и гриппа. Не включать в одну розетку несколько обогревателей.

Слайд 10.

Электроэнергетические системы - обеспечение электрической энергией жилища, общественных, промышленных зданий, транспорта.

В состав энергетической системы входят гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, атомные электростанции, а также подстанции и линии электрообеспечения (воздушного или кабельного исполнения).

Слайд 11.

При подозрении в перерывах электроснабжения:

    Нельзя пользоваться лифтом;
  1. Отключить все электроприборы;
  2. Создать запас воды;
  3. По возможности узнать причину и примерный срок устранения аварий.
  4. Создать запас свечей, эдектробатареек для фонарика, запас бытового газа и походную газовую плиту для приготовления пищи;
  5. На улице не подходить к оборванным и провисшим проводам.

Слайд 12.

Газоснабжение - организованная подача природного газа для нужд населения, предприятий, транспорта.

Взрывы и пожары - это последствия аварий на газопроводах.

Слайд 13.

Почувствовав запах газа:

  1. Перекрыть его подачу;
  2. Не включать свет и электроприборы.
  3. Отключить электпроприборы с помощью элетрощитка в подъезде.
  4. Не использовать открытый огонь.
  5. Проветрить помещение.
  6. Выйти из жилища, позвонить в службу газа.тел.04, или 112.
  7. При подозрении в отравлении газом человека, вынести его на открытый воздух, расположив так, чтобы ноги оказались выше головы, вызвать скорую помощь.

Слайд 14.

Слайд 15.

Какие системы относятся к коммунальным системам жизнеобеспечения населения? Выберите все правильные ответы.

  • системы теплоснабжения
  • системы придомовой парковки автотранспорта
  • системы электроснабжения
  • системы водоснабжения
  • системы канализации
  • системы лестниц и лифтов
  • системы проветривания воздуха
  • системы газоснабжения

Слайд 16.

  • неконтролируемым выбросом горючего вещества
  • взрывами и последующими пожарами
  • выходом из строя электрического оборудования
  • прекращением обеспечения потребителей электричеством

Слайд 17.

  • летнего периода
  • отопительного сезона
  • зимнего периода
  • ремонтных работ
  • перепадов температур
  • сильных морозов
  • строительства дорог

Слайд 18.

Укажите правильные действия при аварийном отключении подачи воды.

  • позвонить в коммунальную службу вашего населенного пункта, узнать причины и сроки её отключения; закрыть в квартире все водопроводные краны; уточнить места, где можно набрать питьевую воду
  • позвонить в коммунальную службу вашего населенного пункта, узнать причины и сроки её отключения; набрать резервный объем питьевой воды
  • позвонить в службу спасения; перекрыть все водопроводные краны; использовать воду из системы отопления, предварительно очистив ее через фильтр

Слайд 19.

Установите соответствие для Правил безопасного поведения при аварии на теплотрассе.

При вынужденной эвакуации…

В случае отключения центрального отопления в квартире…

Для сохранения в помещении тепла…

возьмите с собой документы, теплые вещи, отключите электроприборы, воду, газ и закройте входные двери

заделайте щели в окнах и балконных дверях, завесьте их одеялами или коврами

используйте для обогрева помещения бытовые электрообогреватели заводского производства

Слайд 20.

Какие действия нельзя совершать в случае отключения электричества? Выберите все правильные ответы.

  • звонить в службу спасения
  • пользоваться лифтом
  • отключать бытовые электроприборы
  • делать запасы питьевой воды
  • включать электрические фонарики на батарейках

Слайд 21.

Что необходимо сделать при появлении у окружающих признаков отравления газом (кашель, рвота, потеря сознания)? Выберите все правильные ответы.

  • сделать пострадавшему искусственную вентиляцию лёгких
  • необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух
  • ни в коем случае не перемещать пострадавшего с места на место
  • необходимо положить пострадавшего так, чтобы голова находилась выше ног
  • необходимо обязательно вызвать скорую медицинскую помощь
  • сделать пострадавшему ватно-марлевую повязку

Слайд 22.

Что категорически нельзя делать, если вы почувствовали в помещении запах газа? Выберите все правильные ответы.

  • перекрывать подачу газа к плите, закрыв краны
  • включать свет
  • использовать открытый огонь (зажигалки, спички)
  • проветривать помещение
  • включать электроприборы
  • звонить по телефону для вызова экстренных служб

Слайд 23.

Какое оборудование входит в состав энергетических систем? Выберите все правильные ответы.

  • различные электростанции
  • коммунальные энергетические службы
  • электрические подстанции
  • электрические сети
  • бытовые электроприборы

Слайд 24.

Можно ли пить воду, которая поступает в систему отопления?

  • Можно
  • можно, только после предварительной очистки бытовым фильтром
  • можно, только после кипячения
  • можно, не более 1 стакана в день
  • нельзя
  • можно после растворения в ней активированного угля из расчета 3 таблетки на стакан воды

IV. Заключительный этап

Слайд 25.

Контрольные задания

Аварии с нарушением подачи электричества связаны с:

  • разрушениями газопровода
  • повреждениями на сооружениях по очистке воды, разводящих сетей и насосных станций
  • повреждением линий электропередач, распределительных станций и (или) трансформаторных будок
  • повреждениями канализационного оборудования

Слайд 26.

Что необходимо сделать при скачках напряжения в электрической сети квартиры или его отключении, когда вы находитесь в помещении?

  1. Не приближаться к оборванным электрическим проводам на улице
  2. Обесточить электробытовые приборы
  3. Выходить из зоны поражения током мелкими шажками или прыжками

Слайд 27.

Соотнесите наименования аварий на коммунальных системах и их последствия.

Способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки

Приводят к долговременным перерывам в электроснабжении потребителей, нарушению графиков движения общественного электроснабжения

Нарушают обеспечение населения водой или делают воду непригодной для питья

Аварии на канализационных системах

Аварии на тепловых сетях

Аварии в системах водоснабжения

Слайд 28.

Ответы на вопросы, выставление оценок.

Слайд 29.

Домашнее задание: Составьте план действий своей семьи на случай какой-либо коммунальной аварии.

Читайте также: