Доклад на тему велосипедные походы и безопасность туристов 6 класс обж

Обновлено: 04.07.2024

Безопасность путешествий определяется в немалой степени дисциплиной в группе, слаженностью действий ее членов, психологическим климатом группы.

ВложениеРазмер
velosipednye_pohody_i_bezopasnost_turistov.doc 107 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Получить знания по безопасному проведению велосипедных походов.
  2. Сформировать сознательное отношение учащихся к обеспечению собственной безопасности при осуществлении велосипедных походов.
  1. Изучить составляющие элементы безопасности на этапе подготовки к проведению велосипедных походов.
  2. Рекомендации по обеспечению безопасности в период выполнения велосипедных походов.

Форма проведения урока: беседа с элементами опроса учащихся по ранее изученному материалу.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Карты.
  2. Компас.
  3. Правила дорожного движения (ПДД).
  4. Учебник ОБЖ.
  5. План – конспект урока.
  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительная информация для связи с предыдущими темами – 3 мин.
  3. Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему:
  • выбор маршрута, дополнительное изучение вопросов ориентирования на местности и специальные тренировки по отработке действий в нештатных (аварийных) ситуациях – 5 мин;
  • изучение требований ПДД к движению велосипедистов – 5 мин;
  • подготовка велосипеда и снаряжения к безопасному проведению предстоящего похода – 5 мин.
  • экипировка велосипедиста для велопохода – 5 мин.
  • отработка навыков по оказанию первой помощи - 2 мин.
  1. Меры безопасности в период проведения велопохода – 10 мин.
  2. Подведение итогов и домашнее задание – 3 мин.

Раскрыть значение данной темы в общих правилах безопасности во время активного отдыха на природе (пешеходные, лыжные, водные, однодневные и многодневные походы). Убедить учащихся в необходимости освоения правил безопасного поведения при осуществлении велосипедных походов. Показать связь полученных знаний и навыков с личной безопасностью, при проведении туристических велопоходов

Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему.

Залогом успешного, безопасного прохождения маршрута в первую очередь является тщательная и всесторонняя подготовка к походу или путешествию. Это предполагает:

 составление (планирование) маршрута, сбор сведений об особенностях района путешествия, об учете конкретных условий движения, которые встретятся именно в этой местности;

 подготовка участников к походу;

 подготовка велосипеда к походу.

При составлении маршрута необходимо исходить из возможности преодоления его на велосипеде всеми участниками похода. Маршрут может проходить по равнинной, горной, пустынной местности. Начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая честь маршрута идет по лесистой местности.

Для велосипедного путешествия лучше выбрать дороги с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта.

Формирование и подготовка группы для похода имеет огромное значение для обеспечения безопасности во время похода.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах лучше совершать группой 4 – 6 человек. Такая группа наиболее мобильна и способна быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность велосипеда.

Прежде всего необходимо оценить физическую подготовку будущих участников похода, их возраст. Управлять велосипедом на дорогах ПДД разрешается лицам не моложе 14 лет, но юным туристам, достигшим 12 лет, можно участвовать вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня, при условии хорошего знания Правил дорожного движения и обязанностей велосипедиста. Непременным условием для велотуриста должны быть хорошие навыки вождения велосипеда, умение оценивать техническое состояние велосипеда не только при подготовке к походу, но и в процессе езды.

Еще одно условие формирования группы - психологическая совместимость ее членов. Желательно, чтобы были члены группы с медицинской подготовкой.

Подготовка к походу участников должна включать:

 отработку практических навыков по оказанию доврачебной помощи;

 тренировки по отработке действий в различных аварийных ситуаций;

 дополнительное изучение правил ориентирования на местности (особенно для походов в пустынной местности);

 изучение ПДД и дополнительных требований к движению велосипедов.

В процессе отработки навыков по оказанию доврачебной помощи необходимо укомплектовать медицинскую аптечку для похода.

В походе могут быть различные незапланированные особые случаи (нештатные ситуации), поэтому наиболее возможные необходимо отработать перед походом, что положительно скажется на безопасности похода. Это могут быть: падения, встреча с животными (собаками и …), сложные участки маршрута, опасные погодные условия (грозовая деятельность) и так далее.

Совершенствование навыков по правилам ориентирования на местности проводить с использованием карты, компаса, по Солнцу. В группе в походе должно быть как минимум два компаса и две карты.

Выполнить быстрый опрос по использованию карты и компаса для ориентирования на местности.

Провести опрос учащихся по знанию дополнительных требований ПДД к движению велосипедов.

Члены группы должны углублено изучить общие ПДД.

Подготовка велосипеда и снаряжения к походу – важный фактор безопасности похода. При подготовке к походу необходимо тщательно осмотреть и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колес и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. Проверить велосипед на ходу. Особую опасность представляют собой туклипсы для тех, кто ими начал пользоваться недавно, когда человек в экстренной ситуации не успевает выдернуть ногу из туклипсов и падает. Поэтому необходимы специальные тренировочные поездки для привыкания к туклипсам, лучше по мягкой дороге или луговой траве, при этом для выработки рефлекса следует периодически по очереди вынимать ноги из туклипсов, отталкиваться от земли и снова ставить на педали. Поначалу не следует сильно затягивать ремни туклипсов.

Необходимо подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута. В снаряжение туриста кроме обычных вещей, необходимых в любом походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.) обязательно должен входить ремонтный набор (комплект гаечных ключей, плоскогубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос, запасные детали). На велосипедах направляющего и замыкающего к багажнику сзади рюкзака крепятся красные флажки (для водителей автотранспорта обозначают начало и конец колонны велосипедистов). У направляющего и замыкающего должны быть велозеркала заднего обзора, у замыкающего – свисток для экстренной остановки группы.

Экипировка велотуриста должна быть подобрана с точки зрения безопасности велопохода (в движении и на биваке) Куртки, в первую очередь направляющего и замыкающего, надо иметь яркого цвета (красного, оранжевого, желтого). Обязательны во все времена года и в любую погоду головные уборы, в горных районах необходимы шлемы. Необходимо иметь сменное нижнее белье, 3-4 пары носков, велоперчатки, кроссовки для езды и легкие тапочки для отдыха, шерстяной свитер, штормовку.

Меры безопасности в период велопохода должны выполняться неукоснительно.

Перед самым выездом на маршрут необходимо провести инструктаж участников похода по безопасности движения, по технике безопасности в разных походных ситуациях.

В процессе движения необходимо помнить основные рекомендации по безопасности.

Через 20 – 25 мин. после начала движения рекомендуется сделать технический привал, для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков.

Повышенное внимание на спусках и подъемах. Короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком. На спусках следует притормаживать с самого начала спуска, выдерживая дистанцию 10 – 12 м. Крутые повороты на спусках проезжать на малой скорости. Тормозить на спусках следует плавно без рывков. На сложных участках ремешки туклипсов должны быть ослаблены.

В жаркие дни головные уборы не снимать, солнечные ванны принимать дозировано, постепенно.

При приближении грозы нужно искать укрытие.

При плохой видимости надо двигаться компактной группой на малой, скорости или даже пешком.

Преодоление бродов и переправ осуществлять основательно и без спешки.

Съезд на обочину и выезд на проезжую часть должен быть осторожным (рыхлые обочины).

На дороге с плохим покрытием (разбитый асфальт, ямы, глубокая колея и т. д.) нужно увеличить дистанцию до 5 – 7 м. На скользкой мокрой дороге надо снизить скорость, увеличить дистанцию, резко не тормозить. На лесных тропах и дорожках не следует быстро разгоняться, могут быть канавы, крутые спуски.

В походе при остановках, проверять давление в шинах, состояние покрышек, центровку колес, крепление руля, багажник, натяжение цепи и спиц, величину люфта колес, крепление гаек колес, педалей.

После любой остановки перед тем, как начать движение, проверить надежность упаковки и крепление груза на переднем и заднем багажниках.

Направляющий должен дальше просматривать дорогу, не делать резких движений (маневр, торможение).

На магистралях велосипедисты должны проявлять уравновешенность, ехать как можно прямолинейнее и ближе к краю полотна дороги, без надобности не маневрировать.

Следует остерегаться грузовиков с сеном, прицепами и длинными грузами.

Перед тем, как остановиться, велотуристы должны съехать на обочину, даже если не видно машин. Не следует останавливаться на мостах, железнодорожных переездах, крутых спусках, на закрытых поворотах.

Полностью должны быть исключены поездки в темноте. Место для ночлега следует начинать подыскивать не позднее, чем за два часа до наступления темноты.

При встрече с животными (собаками) использовать громкие хлопушки – петарды, если их нет, то лучше остановиться.

Учитывать влияние усталости на внимание, реакцию, координацию, движения, на технику езды велосипедиста, а значит – на безопасность . Предупреждение переутомления в походе – одна из главных задач по обеспечению безопасности на маршруте. По наименее тренированному участнику похода руководитель группы должен выбирать темп движения. При появлении переутомления участник должен сообщить руководителю похода об этом. Первый признак усталости велотуриста – его отставание от группы. Пытаясь догнать остальных, он выматывается еще больше, появляется рассеянность внимания, ухудшается реакция и координация движений. Необходим отдых, а после него перераспределение груза в группе.

Безопасность путешествий определяется в немалой степени дисциплиной в группе, слаженностью действий ее членов, психологическим климатом группы.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся, дать домашнее задание на следующий урок.

Велотуризм - вид самодеятельного туризма, путешествия и спортивные походы на велосипедах. Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, т. к. нагрузки в нём легко дозируются. На велосипеде можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно перелезть через глубокий овраг, преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить вброд реки. За день в зависимости от темпа движения, погоды, состояния дороги и наличия препятствий велотуристы проезжают от 40 до 120 км, а при попутном ветре от 45 до 140 км. В походе велотуристу не приходится везти на себе снаряжение - весь груз крепится на велосипеде. В экологическом отношении велосипед наиболее чистый вид транспорта.

Для путешествий и спортивных походов годятся любые велосипеды - как дорожные, так и спортивные. Дорожный велосипед имеет прочную раму и колёса с широкими шинами, на нём трудно развить большую скорость и тяжело преодолевать подъёмы, но он хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и щебню. У современного дорожного велосипеда имеется несколько передач, что даёт возможность регулировать скорость хода (нагрузку) при изменении профиля дороги, и он прост в обслуживании. У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колёса с узкими шинами, так называемыми однотрубками. Он оснащён переключателем скорости (от 4 до 10 передач), имеет более лёгкий ход и хорошую манёвренность, предпочтителен для езды по дорогам с твёрдым покрытием - асфальтовым или бетонным. Многие велотуристы при подготовке к походу несколько видоизменяют свои велосипеды применительно к особенностям маршрута. На спортивный велосипед устанавливается багажник, заменяют заднее колесо на более прочное от дорожного велосипеда, но с многоскоростной втулкой, меняют тонкие спицы колёс на более толстые, для увеличения прочности на однотрубки наклеивают дополнительную оболочку. В снаряжение велотуриста, помимо обычных вещей, необходимых в любом туристическом походе, а именно палатка, посуда и так далее, обязательно входит ремонтный набор с комплектом ключей, велоаптечка и запасные детали спицы, тормозные колодки, гайки, шайбы, шарикоподшипники и прочее, запасная шина или камера, гибкий стальной тросик и другое. Одежда должна быть удобной, для езды на велосипеде, из обуви предпочтительны кроссовки с твёрдой подошвой.

Путешествовать на велосипеде лучше всего по дорогам местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием; скоростные шоссе, автобаны и дороги государственного значения для велотуристов не рекомендуются из-за повышенной их опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загрязнённостью воздушного пространства над ними. Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Однако, начинающим велотуристам рекомендуются живописные районы Сумской, Черниговской и Полтавской областей, Карпаты, Крым. В Сумской, Полтавской и Черниговской области преобладают равнинные дороги, иногда без покрытия, проходимые в любую погоду. Большая часть маршрутов идёт по лесистой местности, вблизи озёр и вдоль речных берегов. В Крыму и Карпатах маршруты пролегают по пешеходным тропам и полонинам, в дождливую пору трудно проходимым; поэтому по Карпатам лучше путешествовать летом, так как весной и осенью часты сезонные дожди, а по Крыму - весной или осенью, так как в это время там сухо и тепло, но не жарко. Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами: оптимальный состав группы 4-6 человек. Такая группа достаточно мобильна, способна быстро оказать необходимую первую медицинскую помощь пострадавшему и устранить техническую неисправность велосипеда.

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение правил дорожного движения. Чтобы максимально уменьшить вероятность несчастного случая, необходимо снижать скорость движения на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами, так как вода может закрывать глубокие выбоины и ямы. Нельзя двигаться по дорогам в сумерки и ночью. Перевозимый груз надо закреплять на велосипеде, так как у велотуриста с рюкзаком на спине снижается устойчивость во время движения, раньше приходит усталость.

Безопасность велопутешествий также во многом зависит от технического состояния велосипеда и умения управлять им, особенно на плохой дороге и при преодолении препятствий, так как к естественным препятствиям в велосипедном туризме относятся: горные дороги и перевалы, труднопроходимые лесные тропы, участки бездорожья, броды, овраги. Поэтому технический осмотр велосипедов необходимо проводить ежедневно и любые замеченные неисправности сразу же устранять.

Соревнования по велосипедному туризму проводятся в целях проверки готовности велотуристов к походам, совершенствования навыков управления велосипедом и техники преодоления препятствий, а также для обмена опытом в подготовке и проведении велопоходов. Соревнования позволяют определить сильнейшие коллективы и отдельных участников, чей опыт и знания могут быть использованы для развития велосипедного туризма в нашем регионе и Украине в целом. Соревнования проводятся обычно по 4 видам: преодоление полосы препятствий, фигурное вождение, триал и ралли. Наиболее распространённый и зрелищный вид - преодоление полосы препятствий, куда входят: переправа через реку с велосипедом вброд и по бревну, замена “неисправной” детали велосипеда, подъём и спуск по склону, езда по песку или осыпи и другие.

Походы в велосипедном туризме подразделяются на 5-ть категорий сложности (КС) в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Например, маршрут похода 1 КС может проходить по любым дорогам, его протяжённость не менее 250 км, а продолжительность 6 дней. Маршруты походов 3 КС имеют протяжённость не менее 600 км, а продолжительность похода составляет 10-12 дней и включает несложные горные перевалы высотой до 1000 м, либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы - не менее 40% маршрута. Маршруты походов 5 КС имеют протяжённость свыше 1100 км, а продолжительность более 16 дней. Нитки маршрутов прокладывают обычно по горным районам с преодолением нескольких перевалов, по горным тропам и автодорогам на высотах около 3000-4000 м. При путешествии по пустыне или тайге, маршрут похода 5 КС прокладывается через малонаселённую местность, причём не менее 60% протяжённости маршрута должны приходиться на естественные грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами, завалами, осыпями и другими препятствиями.

Спортивные разряды и звания по велосипедному туризму присваиваются велотуристам при выполнении ими соответствующих требований и норм. Так 3-й разряд по велосипедному туризму присуждается тем, кто участвовал в велопоходе 1 КС. Для получения 2-го разряда требуется принять участие в походе 2 КС и руководить походом 1 КС. Норматив 1-го разряда включает руководство походами 1-3 КС и участие в походе 4 КС. Для присвоения звания “Кандидат в мастера спорта” необходимо участвовать в походе 5 КС и провести в качестве руководителя похода 4 КС. Звание “Мастер спорта” присваивается велотуристам, участвовавшим в нескольких походах 4 и 5 КС и имеющим опыт руководства не менее чем двумя походами 5 КС (для женщин - походами 4 КС).

В Украине велосипедный туризм представляют множество клубов и групп энтузиастов данного вида туризма, которые имеют своей целью популяризацию и развитие велотуризма в регионе. Эти клубы и группы энтузиастов, которые являются участниками работы портала, пропагандируют здоровый образ жизни и приглашают к участию в их работе, проведении велопоходов, соревнований по велосипедному туризму, участия в туристических слётах и общественной жизни клубов.

Презентация на тему: " Велосипедные походы и безопасность туристов. План урока: 1.Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам. 2.Подготовка." — Транскрипт:

1 Велосипедные походы и безопасность туристов

2 План урока: 1.Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам. 2.Подготовка к велосипедному походу. 3.Особенности личной безопасности участников велосипедного похода.

3 Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт- Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.

4 Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека. Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет

5 В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растет, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширилась возможность велосипедных походов.

6 Основные требования к техническому состоянию велосипеда: велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета. при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности

7 В снаряжение для велопохода входит: палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование… одежда, с учетом климатических условий ремонтный набор

8 Обеспечение безопасности велопохода: соблюдение Правил дорожного движения при движении учитывать состояние дороги не продолжать движение при плохой видимости постоянно следить за состоянием велосипеда

9 Контрольные вопросы: 1)Чем привлекателен велосипедный поход и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему? 2)Какие возрастные ограничения существуют для юных велосипедистов? 3)На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу? 4) Какие меры безопасности необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Велосипедные походы и безопасность туристов. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

План урока: Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам. Подготовка к велосипедному походу. Особенности личной безопасности участников велосипедного похода.

Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж. Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека. Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет

В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растет, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширилась возможность велосипедных походов.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда: Основные требования к техническому состоянию велосипеда: велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета. при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности

В снаряжение для велопохода входит: В снаряжение для велопохода входит: палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование… одежда, с учетом климатических условий ремонтный набор

Обеспечение безопасности велопохода: Обеспечение безопасности велопохода: соблюдение Правил дорожного движения при движении учитывать состояние дороги не продолжать движение при плохой видимости постоянно следить за состоянием велосипеда

Контрольные вопросы: Контрольные вопросы: Чем привлекателен велосипедный поход и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему? Какие возрастные ограничения существуют для юных велосипедистов? На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу? Какие меры безопасности необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе?

Читайте также: