Армяне в россии доклад

Обновлено: 07.07.2024


Притеснения, испытываемые армянами, национально-религи­озная и социальная эксплуатация вынуждали их покидать пределы Восточной и Западной Армении и переселяться в другие страны. Вследствие исторических процессов значительная часть армянского народа начиная с VII–VIII вв. проживала за пределами своей родины. Поселения армян, или как их ещё называют – армянские общины (ко­лонии), возникают в Индии, Италии, Польше, Венгрии, Греции, Си­рии, Египте и других странах.

Зарубежные армянские колонии сыграли большую роль в исто­рии армянского народа. Колонии становились центрами армян­ской культуры, в которых возникали школы, лицеи, семинарии. Именно в армянских колониях возникла, формировалась и разра­батывалась идеология армянского национально-освободительно­го движения, вынашивались планы освобождения исторической родины.

Расширению географии армянского зарубежья немало способство­вало активное участие армян, начиная приблизительно с XII века, в налаживании, поддержании и развитии торгово-экономических связей между Востоком и Западом. Торговые маршруты армянских купцов пролегали от Ирана и Индии до Испании и Франции, а армян­ские поселения на юге России (Астрахань, Новая Нахичевань и т.д.) играли важную роль в транзитной торговле через территорию России. Путь в Европу для армянских купцов, развернувших особенно широ­кую деятельность в Персии, лежал через Архангельск, а позднее, при Петре I, – через Санкт-Петербург. Однако, по мере изменения ситуа­ции на Ближнем Востоке, с середины XVII века начинается постепен­ная переориентация армянского торгового капитала в направлении России.

На всём протяжении торговых путей армянские купцы основыва­ли торговые дома, на основе и вокруг которых формировались мест­ные армянские общины. Так, купеческая колония Новой Джульфы играла значительную роль в налаживании ирано-российско-европей­ской торговли через Волго-Каспийский путь. Едва ли не вся торговля по Волго-Каспийскому транзитному пути была связана с деятельно­стью армянских купцов Новой Джульфы. По мере упадка иранского государства некоторые из них переселились в Россию и внесли су­щественный вклад в дело её экономического, культурного развития, укрепления внешнеполитических позиций (например, семья Лазаре­вых) 48 .

Конечно, преимущества, предоставляемые армянским переселен­цам, равно как и представителям других народов, привлекаемым в целях освоения новоприобретённых земель Российской империи, были обусловлены определёнными политическими и экономическими обстоятельствами. В Петербурге хорошо понимали, что безопасность каспийской торговли находится в прямой зависимости от русского влияния в Восточном Закавказье.

Впоследствии правовой статус армянских поселений менялся в сторону общей унификации административно-территориального устройства в рамках Российской империи. На разных исторических этапах самоуправлением обладали армянские общины, составлявшие часть населения или территории ряда городов (Астрахань, Феодосия, Каменец-Подольский, Кизляр, Моздок и другие). Остальные же по­селения (в том числе даже такие, как армянское население Москвы и Петербурга) существенно отличались своим статусом от армянских колоний.

В Москве армяне живут по меньшей мере с XIII века, то есть прак­тически все время существования города. В древней Москве был ар­мянский квартал, в церковных книгах остались упоминания о бра­ках, заключенных между представителями армянских и русских семей. Армянская община Москвы состояла в основном из торговцев и ремесленников. К концу XVII в. армянское население одной только Москвы составило около 2 тыс. человек, и власти разрешили открыть на улице Ильинке Армянскую церковь. Армяне строили в Москве и различные промышленные объекты, содействуя экономическому развитию страны.

Значительную роль в двусторонних контактах играла ААЦ, исто­рически занимавшая важное место в самоорганизации армянских общин по всему миру. Прослеживая историю её взаимоотношений с российской имперской властью, нельзя не заметить, что практиче­ски на всем протяжении русско-армянских контактов они отлича­лись стабильностью, взаимной поддержкой, близкой дружбой, осно­ванной на общности христианской веры.

В 1717 г. в Астрахани учреждается первая в России епархия ААЦ. Выбор этого города представляется вовсе не случайным: в нем име­лась многочисленная армянская колония, возникшая еще в конце XIII в. В городе было пять армянских церквей. По количеству армянских церквей и духовенства в России впереди Астрахани была только ар­мянская колония Нор-Нахичеван, которая стала местом пребыва­ния главы второй епархии ААЦ в России. Образование Астраханской епархии ААЦ способствовало установлению тесных отношений меж­ду российским правительством и представителями духовной и поли­тической элиты армянского народа.

Особенностью экономического развития армянских колоний Рос­сии являлось то, что здесь давление феодальных отношений по срав­нению с другими районами страны было не столь сильным. Армян­ские колонии отличались от других центров дореформенной России более быстрым вызреванием элементов капиталистического уклада экономики. Это объясняется тем, что они не испытывали на себе та­кого давления полицейско-административного надзора, как города и села внутренней России. Сословные ограничения также не действова­ли там в полную силу. Ещё при Петре I и Екатерине II армяне начи­нают получать дворянские титулы. Возникают российско-армянские аристократические роды Лазаревых, Айрапетовых, Аргутинских, Де­ляновых, Лианозовых, Лорис-Меликовых.

Экономическая деятельность армянских колоний способствовала, с одной стороны, формированию армянской национальной буржу­азии, а с другой – зарождению и развитию капиталистических от­ношений в России, росту благосостояния значительных территорий (например, на юге страны и в Поволжье). Если колонии XVII–XVIII ве­ков (Астрахань, Кизляр и другие) сыграли важную роль в развитии и укреплении восточной торговли, то колонии XIX века (Нор-Нахичеван, Григориополь, армянские поселения в Крыму) внесли свой вклад в хо­зяйственное освоение окраин российского государства.

Политический аспект истории армянских общин в России заклю­чается в том, что начиная с середины XVIII в. консолидация армян на территории России являлась частью общей программы освобождения армянского народа, благодаря чему колонии и общины играли также важную роль в становлении и развитии армянского освободительного движения. В России составлялись проекты освобождения Армении от иноземного ига, формировались армянские боевые отряды, поддер­живалась связь представителей армянского народа с русскими во­енными и политическими властями. Эти программы способствовали развитию армянской освободительной общественной мысли.

Кроме того, в армянских поселениях, в том числе и в России, име­лись возможности для сохранения и развития армянской нацио­нальной культуры: открывались школы, типографии, музыкальные, театральные и другие культурные очаги. При этом происходил интен­сивный процесс взаимовлияния, взаимопроникновения и взаимоо­богащения армянской и русской культур. Армянские колонии своей культурно-просветительской деятельностью способствовали духов­ному общению и взаимному знакомству армянского и русского на­родов. Воспитанные в армянских колониях культурные, обществен­ные, военные и политические деятели, а также армяне – выпускники российских учебных заведений – внесли огромный вклад в развитие не только армянской, но и русской науки, культуры, общественной мысли. Важно, что население армянских общин поддерживало по­ стоянные и прочные связи со своими соотечественниками на родине. Этому способствовало, в частности, регулярное пополнение армян­ских общин временными переселенцами, в основном мужчинами, приезжавшими в Россию на заработки с целью помочь оставшимся на родине семьям. Российские армяне были осведомлены о состоянии дел и тяжелом положении народа Армении и были неравнодушны к его исторической судьбе.

Закономерно, что армянские круги России принимали самое ак­тивное участие в составлении проектов освобождения Армении. Не­смотря на наличие у каждой колонии своих, в основном экономиче­ских, интересов, политика российского правительства на восточном направлении и внутрироссийские процессы ставили перед всей рос­сийско-армянской диаспорой общие задачи и определяли линию ее развития.

В конце XVIII–XIX вв. возникает двойственная идентичность, когда наблюдается синхронизация процессов, происходящих в армянских колониях в России и на закавказском театре военно- дипломатического продвижения России. С одной стороны, армяне России были включены в российское общество и жили его интере­сами, подчинялись соответствующим социально-экономическим, политическим и культурным реалиям, прекрасно владели русским языком, служили в государственных, научных и учебных учрежде­ниях. А с другой – поддерживали разнообразные связи с мировой армянской диаспорой и Арменией, стремились помогать своим со­отечественникам в Армении, мечтали о восстановлении армянской государственности. При этом армянская диаспора России играла большую и важную роль в развитии армянской освободительной идеи и организации освободительного движения, а также в содей­ствии помощи продвижению восточного вектора внешней полити­ки России. В частности, российские армяне активно участвовали в военных, политических и экономических мероприятиях России, видя в этом соответствие своим интересам. При необходимости они выступали в качестве связующего звена между руководителя­ми национально-освободительного движения в Армении и россий­ским правительством.

Совпадение интересов Российского государства и целей освободи­тельной борьбы армянского народа привело к деятельнейшему уча­стию армянского народа во всех русско-персидских и особенно рус­ско-турецких войнах в надежде на окончательное освобождение от чужеземного гнета.

Таким образом, армянам отводилось особое место в военных и по­литических планах России на Кавказе и в Причерноморье. В сфере экономики они проявляли себя в основном в отраслях, являвшихся (или становившихся) стержневыми (структурообразующими) для конкретного города или местности, занимая в них зачастую господ­ствующее, а то и монопольное положение.

Армянские поселения на юге России выполняли, кроме того, важ­ную политическую роль. В этих центрах средоточия армян созда­вались благоприятные условия для усиления российского влияния и успешного продвижения в направлении Кавказа и Закавказья.

Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.


Аннотация. В статье сделан обзор источников XVII–XX вв., описывающих культурные, торговые, военно-политические связи армянского народа с народами России и её исторических предшественников в период с X по XIX вв. Проведён анализ особенностей формирования армянской диаспоры в России и других русско-армянских связей, составивших базис для длительного взаимопроникновения культур. Показан качественный переход от периодических и точечных дружественных контактов к глубокому геополитическому и духовному единству народов Армении и России.

Ключевые слова: История армян, геополитика, Москва – третий Рим, армянская диаспора в России, национальная политика России, межнациональные отношения

Некоторые статьи Араика Степаняна — здесь.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В РОССИИ

История армяно-русских отношений интересовала ученых еще в XVII веке. Пытливые умы того периода накопили ценную информацию, с которой можно работать сегодня, и на основе этих данных построить мозаику отношений двух великих народов. Говоря о генезисе армянской диаспоры в России, мы, естественно, Киевскую Русь считаем частью русской истории.

Армяно-русские отношения настолько глубокие и древние, что их истоки теряются даже в древних сказаниях [1] и былинах [2]. Так, русско-советские историки [3. С. 83; 4. С. 62; 5. С. 36-42; 6; 7. С.182] обратили внимание на схожесть русской легенды Нестора[8] об основании трех городищ тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и более древней армянской легенды об основании поселка Куара в Армении. В то же время русская былина о Святогоре почему-то не попала в поле зрение как русских, так и армянских ученых советского периода, хотя оснований для исследования было более чем достаточно. Должно было заинтриговать хотя бы то, что Родиной Святогора являются Святые Араратские горы. [2. С. 21; 9]

Начиная с XVII века ученые старались ответить на вопрос о времени появления армянских колоний на территории Руси. К примеру, историк XVII века Пиду (Луи-Мари Пиду де Сент-Олон), монах-теитинец, парижанин по происхождению, первый высказал развернутую мысль о том, что армянские поселения появились в Крыму, а затем и на территории Руси в XI веке после падения города Ани в 1065 году.

В XVII–XVIII веках был заложен фундамент научных исследований этого периода и установлены основные факты из истории армянских колоний, собран обширный документальный материал, особенно по истории больших колоний во Львове и Каменце-Подольском. Инициатива исследований исходила от самих армян-колонистов (Степанос Росика, И.Ф. Юзефовича, И.Э. Минасовича, М. Бжишкян и др.), из среды которых и вышел известный историк второй половины XIX века Садок Баронч 1814–1892 годах.

Свидетельство об армянской колонии в Крыму читаем у Кулаковского, который отмечает, что армянские колонии там были еще до нашествия монголов; об этом свидетельствуют надписи на церквах, монастырях, кладбищах, надгробных камнях, которые относятся к началу XI века. [13. С. 867-869]

Исторические исследования начала ХХ века привели к заполнению некоторых пробелов, к выдвижению и разработке новых проблем по истории армянских колоний. Эта работа была успешно продолжена советскими учеными. Ряд ценных документов в 1921 году опубликовал А.Г. Ованесян[15].

В 988 году византийский император Василий II, армянин по происхождению, получил от киевского великого князя для подавления феодальных восстаний войско в 6000 наемников; за это Владимир потребовал руки византийской принцессы и, чтобы покончить с колебаниями императорского двора, овладел Херсонесом. Василий II уступил настояниям русского государя, но при этом убедил его принять крещение. С Анной на Русь поехали и армяне – священники, архитекторы, художники, строители.

С этого момента в русско-армянских отношениях происходит сдвиг от политического и прагматического сотрудничества в сторону духовного и кровного союза. Этот исторический факт оказал существенное влияние на сознание армян, определил их поведение в последующие десять веков. Именно кровно-родственные связи армянской знати с русской, дали новый толчок русско-армянскому культурному и военно-политическому взаимодействию. Не признавая этот факт, мы не сможем объяснить дальнейшие жертвенные поступки как армян в отношении России, так и наоборот. Армянская знать решила укрепить на первом этапе русское государство как государство в каком-то смысле чуточку свое, родственное, а на втором этапе, после падения Византии, решила помочь русским царям строить империю как оплот православной веры. Об этом ниже.

Армянские поселения образовывались в пределах русских княжеств из армянских купцов, которых привлекала торговая выгода. Постепенно стали организовываться армянские колонии, первоначально состоящие из купцов. Они ширились, пополняясь ремесленниками и мастерами. Это не могло не способствовать развитию культурных взаимоотношений между русскими и армянами.

В 1280 году армянские войска были приглашены в Галицию князем Львом Даниловичем. Они оказали действенную помощь, в благодарность за что князь разрешил армянам обосноваться в Галиции. [12. С. 2] В результате Львовская армянская колония, основанная в XII веке армянскими купцами и ремесленниками, разрослась и получила ряд привилегий. В частности, армянская колония получила право самоуправления, право иметь свой суд, который мог руководствоваться древними армянскими законами. Было разрешено иметь свою церковь и вести службу на армянском языке. По сведениям путешественников, первая армянская церковь была построена во Львове в 1183 году; поначалу она была деревянной, но уже в XIV веке построили каменную.

К концу XIII века Русь стала заветной страной, куда устремились многие армяне. Эмиграция усилилась в XIII–XIV веках, когда проживание в Армении стало невыносимым из-за произвола, насилия и жестокостей поработителей-монголов.

К числу древних армянских колоний на территории России относится Астрахань. Особенно усилился приток армян в этот город после 1554 года, когда он был завоеван русскими и присоединен к Московскому государству, став одним из важнейших пунктов сношений с Востоком.

Салтанов среди живописцев занимал такое же положение, как Симон Ушаков среди иконописцев. [35. С. 390]. Он не был одиноким, вместе с ним работали и другие армянские художники, мастера-каменщики, гранильщики, чеканных дел мастера.

Армянские купцы часто выполняли роль культурных посредников, через которых приглашались в Россию не только разные мастеровые люди, но и чеканных дел мастера. В эту категорию, несомненно, входили и живописцы, способные выполнять самые разнообразные художественные работы при царском дворе.

В петровскую эпоху в протоколах Верховного тайного совета упоминаются: вотчинной коллегии вице-президент в Астрахани Феодосий Мануков, толмач Павел Ормянин, а также Карапет Ширванов, выполнявший в Персии специальные задания.

Необходимо отметить, что именно в этот период армянский народ, после долгих безрезультатных попыток получить протекцию западных стран, окончательно повернулся к России и связал с нею свои надежды об освобождении Армении. Большую роль в завязывании указанных стратегических связей сыграл армянский национальный деятель Исраля Ори, настойчиво работавший в этом направлении. Он явился к министру Головину со своим планом освобождения Армении и Грузии.

Ори предложил России следующий план. Для освобождения Грузии и Армении необходимо послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьялское ущелье, а пехота – отплыть по Каспийскому морю из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооруженных сил грузин и армян. [37. С. 57]. Таким образом, у России в Закавказье появились союзники; это усилило желание Москвы закрепиться на Кавказе. В 1707 году, после всех необходимых приготовлений (сбор информации о жизни христиан в Персидской империи), Ори в ранге полковника русской армии с большим отрядом выступил в поход. В 1709 году он прибыл в столицу Ирана Исфаха и во второй половине того же года вернулся в Закавказье. В Шамахе и Куба он встретился с местными лидерами грузин и армян, поддержав их пророссийскую ориентацию. Имея полную картину политической ситуации в Закавказье, восстановив связи с армянскими и грузинскими князями и получив от них заверения восстать против Ирана в случае похода России на юг, он предложил Петру I начать южную кампанию. Получив согласие в 1711 году, он проследовал с особой миссией в Армению из Санкт-Петербурга, сделал остановку в Астрахани и скоропостижно скончался (по одной из версий – был отравлен). Но процесс уже был запущен.

Политику Петра I по отношению к армянскому народу продолжила Екатерина II. Именно при ее содействии были построены города Нор-Нахичевань и Григориополь. Екатерина дарует армянам особые права и привилегии, закрепившиеся высочайшими грамотами. Она возлагала большие надежды на армян в деле создания нового христианского государства на юге России при помощи восстановления Древней Армении. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

Армяне присутствовали в Санкт-Петербурге с момента его основания. В 1710 году, спустя 7 лет со дня его основания, там уже была армянская колония. К концу 1730-х годов уже существовала армянская целая улица. Серьезное пополнение армянская община получила в лице Кизлярского армянского эскадрона, который появился в Санкт-Петербурге в 1736 году. В это время армянский приход вырос настолько, что появилась необходимость иметь постоянного священника.

В 1714 и 1740 годах армяне просили разрешения строить каменную церковь. После третьего обращения в 1750 году через ювелира Русского двора Ивана Лазарева с челобитной о разрешении построить каменную церковь. На это последовало устное повеление Екатерины II о дозволении армянам строить церковь в северной столице. Генерал-полицмейстер, сообщая содержание устного указа в Сенате, присовокупил со своей стороны, что он находит целесообразным для армянской церкви выделить место на Невском проспекте (года строительства1771–1781). Благодаря семейству Лазаревых, кроме сооружения церкви, ими было обустроена типография, а также был учрежден Института Восточных Языков, «принимающий в недра свои и питомцев Азии и Русских воспитанников. [38. С. 17]

Григорий Халдарян, уроженец новой Джулфы, приехал из Лондона и, преодолев большие трудности, в 1783 году в Санкт-Петербурге открыл армянскую типографию. Армянские шрифты он заказал в Голландии в 1779 году.

В 1805 году в Астрахани было открыто первое армянское учебное заведение – Агабабовское училище.

Санкт-Петербург играл большую роль в жизни армянского народа в XVIII веке, оказывал содействие в укреплении русско-армянских культурных связей.

Источником армянского Сказания о Борисе и Глебе (Патмутюн србоц Давти ев Романоси) послужило сказание, помещенное в Сборнике Московского Успенского собора, его перевод произведен с русского оригинала.

Особый эмоциональный подъем испытали армяне в период царствования Николая I. По его поручению армянские разведчики вербовали своих сородичей, проживающих в Персии, перейти на постоянное место жительства в Россию. По этому поводу Персидский шах заявил особый протест. Мало того, он армян освободил от всех налогов и просил не покидать страну, но армяне были непреклонны.

Нельзя не отметить выдающихся заслуг перед российской империей великого сына армянского народа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова. Его неоценимый вклад в русско-турецкую кампанию 1853–1855 и 1877–1878 годов был по достоинству оценен императором Александром II. 8 февраля 1880 года по случаю 25-летия царствования Александра II во дворец были приглашены министры и граф Лорис-Меликов. Император неожиданно для всех объявил высочайшую волю о сосредоточении разъединенных ветвей власти в руках одного лица и этим лицом он избрал Лориса-Меликова. 12 февраля того же года он получил диктаторские полномочия и фактически стал вторым лицом в государстве. [40. С. 63-64]

Таким образом, русско-армянские отношения имеют длительную историю. Датировать появление армянских общин на Руси весьма сложно. Исторические факты позволяют говорить об XI веке, однако некоторые подробности сказаний и былин свидетельствуют о более древних связях двух народов. До конца XIX века эти контакты развиваются в дружественном ключе военного и культурного сотрудничества. Но уже в конце XIX — начале ХХ века в русско-армянских отношениях наступает новый этап, которому должна быть посвящена отдельная работа.

ПРИМЕЧАНИЯ

3. Марр Н. Я. Армянская культура, ее корни и доисторические связи по данным языкознания // Язык и история. -Т. I. — Л., 1963.

4. Рыбаков Б.А. Начало русского государства // Вестник МГУ. 1985 — № 4-5. С.62

8.Повесть временных лет [Текст] / древнерус. текст и пер. Д. С. Лихачева // Русская литература XI—XVIII вв. — М.: Худож. лит., 1988.

9. Былины / Сост. В.И. Калугин. — М., 1986.

10. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народ. — М., 1832-38.

11. Кавказский вестник. Тифлис. — 1901. — № 12.

12.Кирион Е. Колонизация армян в юго-западной России. — Коменецк-Подольск, 1903.

13.Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. 1902. С. 867-869.

14.Малахия Орманиан. Армянская церковь, ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. — М., 1913.

15. Ованесян А.Г. Задача возникновения русско-армянской ориентации. 1921.

16.Атаджанян И.А. Из истории русско-армянских взаимоотношений с 10 по 18 века. — Ереван, 2006.

17.Карамзин Н.М. История государства российского. — СПб.,1894.

18.Гельцер Г. Краткая история византийских императоров, Вагаршапат, 1901. С. 248 (на арм.яз.).

19. Тан Д.. Восточные армяне в Буковине. — Вена, 1891. С.з.

20. Боронч С. Очерки истории армян. — Тернополь, 1869. — С.60 (на польском языке).

21. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию / Перевод Н.О. Эмина. — М., 1864.

22. Абрамович Д.И. Киево-Печерский Патерик. — Киев, 1931.

24. Краткое историческое описание древнего Армянского государства / Под ред. С.Н. Глинки. -М., 1838. -Ч. 2. Гл. 2.

26. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР. — М.;Л., 1939.

27. Смирнов А.П. Волжские булгары // Труды гос-ного исторического музея. — Вып. 19. — М.,1951.

28. История о Казанском царстве. — СПб., 1903.

29. Ерицов А.Д. Первоначальное знакомство армян с северо-восточной Русью // Кавказский вестник. — 1901. — №12.

30. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. — Кн. 2. — СПб., 1893.

31.Малиновский А.Е. Историческое описание древнего российского музеума, под названием мастерской и оружейной палаты, в Москве обретающегося. — Ч.1. — М., 1807.

32. Бертольд В. История изучения Востока в Европе и России. — Л.,1925. — С.180-181.

33. Филимонов Г. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. — М., 1873. — С.31

34. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы 17 века. — Т.4. — М., 1916.

35. Новицкий А. Парсунное письмо в московской Руси // Старые годы. — 1909. — Июль-сентябрь, С.390.

36. Грамоты Петра Первого об армянах // Полное собрание законов. — Т. 7. — СПб., 1830.

37.Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. — Ч.1. — СПб., 1869.

38. Описание переселение армян. — Ростов-на-Дону: Донской изд. Дом, 2003.

39. Григорян З.Г. Присоединение Восточной Армении к России в начале 19-го века. — М., 1959.

40. Костанян Ю. Граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов. — СПб., 2004.

41. Абовян Х. Раны Армении. — Ереван, 1977.

HISTORY OF FORMATION OF ARMENIAN COMMUNITY IN RUSSIA

Arayik Stepanyan H.,

Candidate of Philosophical Sciences

executive Secretary, member of the Presidium

Academy of Geopolitical Problems

Abstract. The article overviews the 17-20 centuries sources devoted to Russian-Armenian cultural, trade, military and political ties of the 10 th -19 th centuries. The features of the Armenian diaspora formation in Russia are analysed. Relations that constitute the basis for Russian-Armenian long-term cultural interaction are observed. The qualitative shift from chaotic contacts to two countries peoples’ geopolitical and spiritual unity is revealed.

Keywords: Armenian history, geopolitics, Moscow – the third Rome, Armenian diaspora in Russia, Russia’s national policy, interethnic relations

Армяне народ поистине удивительный. Их история насчитывает свыше 2500 лет, а с учетом периода формирования еще больше. Национальные традиции, кухня и харизма армян хорошо известны в России. И это неспроста.

История

Историю армянского народа разделяют на несколько эпох. Существует несколько периодов формирования племен, которые продолжались до 13 века до нашей эры. Важным этапом становления для армян стало появление государств Хайаса и Урарту. Последнее просуществовало примерно до 6 века до нашей эры. Далее началась эпоха античной Армении. Многие историки считают, что в то время Урарту сохранилось, просто в древних источниках поменялось название на современное.


Традиции

В понятие гостеприимства армяне вкладывают нечто большее, чем мы привыкли видеть. В случае радостного события принято накрывать стол не только дома, но и на работе, угощая друзей, родственников и коллег. Таким образом люди делятся счастьем с другими, одновременно приумножая его.


Коньяк почитается в Армении так же, как и вино. Причем изготовление этого напитка дается гораздо сложнее. Наладить производство коньяка в Армении удалось только в 19 столетии. Популярными сортами до сих пор являются Мсхали, Чилар и Воскеат. В силу традиций в данном ремесле большое значение имеют бочки. Материал древесины невероятно важен, именно он в значительной мере повлияет на вкус коньяка. Спирт необходимо выдерживать минимум 3 года и только потом используют родниковую воду. Вода считается крайне важным ингредиентом, ведь без нее букет коньяка не будет достаточно насыщенным.
Перед тем, как разлить коньяк, его нужно держать в старой деревянной бочке около года, а если речь идет о марочных, то и все 3 года. Столь скрупулезное отношение к винам и коньякам уже оценили во всем мире. Сам Уинстон Черчилль покупал армянский коньяк в количестве 400 бутылок ежегодно.

Праздники


Праздники в Армении напрямую связаны с сезонами года. Например, зимой празднуют Трндез и символизируют поклонение пламени. Праздник языческий, но отмечают его обычно при церкви. Обряд празднества знаком каждому жителю Украины, России и Беларуси. Во время трндеза разжигают большой костер, через который могут прыгать все желающие, хотя в первую очередь он предназначен для молодоженов.
С приходом весны начинается празднование Царзардара. Во время его празднования люди приходят в церковь с ветками вербы и плетут из нее венки для детей.
С наступлением лета приходит Вардавар. Этот праздник символизирует победу над засухой. В традиции армян принято обливаться водой, что опять-таки связано с языческими обрядами. Девушки за 3 дня до наступления праздника наливают чистую воду в чашу и бросают в нее пшеницу и овес. После прорастания семян этой водой нужно обливаться.
Есть у армян и аналог Дня Святого Валентина. Отмечают его 13 февраля. В этот праздник девушке непременно нужно съесть соленое печенье и обязательно перед сном. Считается, что во сне ей должен явиться мужчина, который принесет воды. Именно он должен стать суженым.

Жилище

Дома армян довольно специфичны. Конечно, современные постройки имеют мало общего с традиционными, разве что сохранили стилистику экстерьера. Те же дома, которые строились еще в давние времена армянами, имеют квадратную форму и строятся исключительно из камня. Крыша земляная с опорами из деревянных столбов. Свет в такой дом проникал только через окно или дымоход. Печь изготавливалась из глины. Из нее же делали полки. Стульев и кресел армяне не имели, использовали подстилки, чтобы сидеть на полу. Стол обычно был низким. Состоятельные люди могли позволить себе тюфяки, ковры и много утвари.

Одежда


Традиционный национальный костюм Армении состоит из шелковой рубашки и широких шаровар, которые шьют из хлопка или шерсти. Поверх рубашки обычно надевали архалук, который мог доходить до колен. Этот элемент верхней одежды застегивался на крючки или пуговицы, имел стоячий воротник. Поверх него носили чуху, изготовленную из шерсти. Ее обязательно подпоясывали, чтобы одежда плотнее прилегала к телу. В западной части страны армяне пользовались курткой, которая доходила до пояса. Застежек не было, а вместо пояса пользовались шарфом, который обматывали несколько раз.
Женский костюм со сменой регионов оставался неизменным. В качестве верхней одежды использовался архалук, но с измененным фасоном — ниже бедер располагался разрез, также был предусмотрен вырез на груди. Отличительной особенностью женского национального костюма был красиво украшенный передник.
В качестве головных уборов использовали шапки. Восточные армяне пользовались вязаными, а западные — ткаными. Женщины носили ободки и большие головные уборы, обвязанные платками, частично скрывающими лицо.

Танцы

Армянские танцы являются настоящим искусством и пользуются популярностью во всем мире. Для разных событий у армян предусмотрены разные танцы. Исполнением могут заниматься как исключительно мужчины, так и женщины. Например, берд и трахаг являются военными композициями, поэтому участие в них принимают только мужчины.
Берд считается довольно сложным танцем, требующим серьезной физической подготовки, так как в процессе исполнения мужчины должны резко взбираться друг другу на плечи и образовывать стену в 2 этажа. Такая непростая композиция символизирует необходимость защиты и сильной обороны.
Трахаг подразумевает еще более сложную подготовку, так как танец предполагает использование различных типов оружия. Фактически танец имитирует настоящий бой, поэтому раньше всегда исполнялся воинами.
Невесты танцуют узундару — сольную композицию, которая родилась в Карабахе. Танец символизирует благодарность родителям, а также уход из родного дома и начало семейной жизни. Динамка неизменно плавная и требует от девушки значительной гибкости.
У кавказских армян большой популярностью пользуется шалахо. Сейчас он распространен среди кавказских народностей. Особенность танца заключается в исполнителях, которыми непременно должны быть двое мужчин и одна девушка. Танец символизирует борьбу за женское сердце.


Праармянский язык называется мушка. На нем говорили древние армяне, и появился он еще до образования государства Урарту. Становление языка было довольно сложным и всегда характеризовалось появлением новых диалектизмов. Письменность появилась позднее, поэтому делопроизводство часто велось на персидском и греческом. Сейчас армянский язык входит в индоевропейскую семью и выделяется в особую ветвь.
Современный вариант принято называть новоармянским. В своей истории он насчитывает уже несколько веков, хотя в литературе стал использоваться примерно в начале 19 века. Язык делится на западный и восточный. Их характеризуют значительные отличия в сравнении с древнеармянским. Есть множество новообразований, упрощений и своеобразий синтаксиса. В Республике Армения наиболее распространен ашхарабар, который является восточным вариантом.

Характер


Для армян характерны гордость в отношении собственной истории и народа. Главными чертами армян, по их же собственному мнению, являются трудолюбие и страсть к жизни. Связано это с необходимостью налаживания сельского хозяйства и долгими веками неустанной борьбы. Одним из увлечений практически каждого армянина является ремесло в той или иной форме. Гончарное искусство или работа по дереву. Современные жители Армении проявляют интерес к наукам, прежде всего медицине и строительству. Еще одна черта — любовь к чтению. Армянскому народу часто приходилось сталкиваться с нехваткой книг, когда тюркские и монгольские завоеватели сжигали целые библиотеки. Поэтому если вы возьмете у армянина книгу, обязательно верните в назначенный срок. Иначе он скажет, что вы ее забрали в плен. Такое выражение имеет давние исторические корни. При Тамерлане за книги нужно было платить большой выкуп.
Искренность — одна из главных черт. В Армении не принято лицемерить, но и проявлять грубость к людям неприемлемо. Несмотря на уважение имеющегося статуса, никто не будет лебезить или чрезмерно льстить. Такое допустимо в отношении пожилых людей.
Массовые миграции сделали армян довольно хорошо адаптирующимися к новым условиям. При этом они практически не ассимилируются, а сохраняют духовные и культурные традиции.
Армянский юмор тоже хорошо известен в странах СНГ. Так сложилось, что армяне любят шутить и находят повод для шуток в любой удобный момент. За столом, в деловой беседе, в житейских разговорах. Каждый взрослый армянин знает целую пачку анекдотов, которые он непременно пожелает рассказать во время бурного застолья.
В армянских семьях традиционного уклада отец является главой, и его слово равносильно закону. Армяне, живущие в Москве или других городах России, отличаются более лояльным отношением к жизни, а вот их собратья, оставшиеся на родине, наоборот, имеют довольно строгие нравы.
Мы уже говорили про гостеприимство. Важно заметить, что армяне любят, когда люди заранее объявляют о намерении прийти в гости. Так они смогут подготовить как можно больше блюд, чтобы устроить роскошный обед или ужин.
Отношение к праздникам имеет в буквальном смысле культовое значение. Даже если у армянина не хватает средств, он возьмет деньги в долг или в кредит. Но свадьбы должны быть непременно роскошными, а празднование рождения детей — еще краше.


Армянская еда достойна высшей похвалы. Армяне используют самые разнообразные ингредиенты в блюдах. Особое место в их кухне занимают лаваш и сыры.

  • Если вы любитель супов, непременно отведайте хаш. Главным ингредиентом в нем является говяжье мясо. Блюдо готовится целые сутки и подается с зеленью и солью;
  • Другой вариант — спас. Великолепной суп с пшеничной крупой. Есть его можно холодным и горячим. Часто армяне заказывают сразу два варианта. Это диетическое блюдо, которое не содержит а, поэтому обязательно понравится вегетарианцам;
  • Для любителей необычных сочетаний придуман бозбаш. Этот суп включает мясо, перец, лук, баклажаны и томатную пасту;
  • Шашлык у армян называется хоровац. Во многом именно он ассоциируется с армянской кухней. В общей сложности придумано 20 видов шашлыка. Готовят его на углях, в кастрюле, тандыре и множеством других способов;
  • Мясные шарики кюфта делаются из фарша с добавлением лука и яиц;
  • Популярна в Армении каша ариса, готовят ее со сливочным маслом и пшеницей. В блюдо обязательно добавляют мясо курицы;
  • Основные закуски в Армении — это долма и женгялов хац. Последняя представляет лепешку из лаваша с добавлением зелени;
  • Сладости необходимо отметить отдельно. Гата делится на несколько типов. Пирог могут выпекать из разного теста, в том числе слоеного, дрожжевого или пресного. Гату пекут с добавлением сливочного масла и сахарной пудры. Этот десерт может вполне сойти за самостоятельное блюдо, так как отличается сытностью;
  • Попробуйте суджух, представляющий собой грецкие орехи, политые виноградным сиропом;
  • Рулеты из грецкого ореха со слоеным тестом — назук;
  • В Армении популярен и фруктовый лаваш, в который добавляют кизил, вишню, сливы и абрикосы.

Религия

Армяне, без преувеличения, великий народ. Они сумели выжить, несмотря на трудные времена, когда их единству и культуре грозило уничтожение. Начав свое формирование в Армянском нагорье, этот народ сумел расселиться по всей планете. Сейчас много армян живет в России, США, Турции и других странах. Их отличает не только любовь к жизни и трудолюбие, но и желание привнести в мир прекрасное. Среди армян много деятелей искусства, подаривших нам удивительные музыкальные инструменты, среди которых — дудук, ставший частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: