Уильям моррис доклад кратко

Обновлено: 30.06.2024

В 1859 году женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.

Моррис стоял у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.

4. Политическая деятельность

· Обои с лиственным орнаментом по дизайну Уильяма Морриса, 1875

· Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. Перевод Н. И. Соколовой. Вступительная статья Ю. Кагарлицкого — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.

· де Кар Л. Прерафаэлиты: Модернизм по-английски. — М.: АСТ, 2002. — ISBN 5-17-008099-9

· Савицкая В. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995. — ISBN 5-269-00294-9

Уильям Моррис – первый дизайнер

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов, к которым Уильям себя, безусловно, относил, хотя единственная написанная им картина была раскритикована лидером братства Данте Габриелем Россетти.

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома.

Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.

К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.



У. Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.

Творчество Уильяма Морриса и его соратников открыло новую страницу в истории интерьера. Излишняя помпезность в буржуазных домах уступила место простоте и удобству, а обезличенные фабричные изделия – вещам ручной выделки из натуральных материалов. Эстетические принципы, предложенные Моррисом, легли в основу последнего большого стиля - стиля модерн, а подходы художника к оформлению интерьеров до сих пор используются дизайнерами по всему миру.



Моррис Уильям (William Morris, 24 марта 1834 — 3 октября 1896) прожил по современным меркам не такую уж и длинную жизнь. Но он был в одно и то же время английский художник, талантливый дизайнер по ткани и мебели, незаурядный писатель,а также видный викторианский теоретик искусства, выдающийся издатель.

William Morris, творческий гений

Творчество Морриса тесно связано с викторианским стилем интерьера. Благодаря понятию синтеза в искусстве Моррис стал предтечей модерна. Его еще называют родоначальником английского стиля. Хотя это не совсем так, ведь до викторианской эпохи была еще грегорианская, которая была еще до жизни Морриса. А грегорианский стиль интерьера — неотъемлемая часть английского стиля.

Кратко о грегорианском стиле интерьера

Георг, герцог Брауншвейг-Люнебургский, а позднее английский монарх, ввел в моду григорианский способ оформления жилищ. Однажды в одну прекрасную эпоху образцом для подражания в Англии стали простая лаконичность форм мебели, и даже красивые дизайнерские решения потеряли прежнее удобство — тогда желание приукрасить свое помещение у немного замкнутых в себе англичан сошло на убыль.


Черты георгианского стиля в интерьере

Однако исподволь, под воздействием остальных техник декора, например, легкомысленного рококо, отшлифовывался, и созревал грегорианский стиль. Он был введен в моду королем Великобритании Георгом I (не знавшим, кстати, ни одного слова по-английски).

Благосклонно были восприняты новые формы стульев с высокими спинками, а пустые комнаты с высокими потолками вызывали у грегорианцев восторженные чувства. По большому счету вкупе с дубовыми дверями и витражами подобный декор был достоин называться стилем Георга.

Немного погодя благодарные потомки увековечат в изображениях и образцах интерьера помещений мрачную грегорианскую эпоху, сумевшую воссоздать совершенные пропорции архитектуры, мебели и аксессуаров.

Гений

Творческий потенциал этого гениального мастера не давал ему жить спокойно. Художественная мысль художника, внезапно его посетившая, заставляла присаживаться за стол или придвигаться ближе к мольберту. Утонченные аристократические пальцы держали в руках карандаш, сангину и уголь. Водные краски были в его распоряжении.


Моррис не останавливался на достигнутом

Видный представитель художественного течения, полуофициальный лидер Движения искусств и ремёсел, Моррис никогда не останавливался на достигнутом.

В конце своей жизни он сказал:

Теперь, когда я состарился и понял,

что ничего нельзя сделать, я почти жалею,

что появился на свет

с чувством романтики

и красоты в этот проклятый век

Особенности техники английского декоратора Уильяма Морриса: достаточно насыщенный узор на тканях обоях и коврах, сходство рисунков с гобеленами витражами манускриптами, и также можно смело утверждать, что он черпал вдохновение из природы.

Рассеянно крутя в руках флакончик с сиеной жженой или охрой золотистой, Уильям словно слышал, как за спиной услужливый голос свыше ему подсказывает, что нужно сейчас закрашивать, и с чем сочетать этот цвет. Тон не подходит, возьмем полутон, размышлял он. Так наступал вечер, и Моррис вспоминал, что его муза, прекрасная женушка, давно звала его пообедать.

Древние пожелтевшие манускрипты снились художнику, и он не спешил с ними расстаться, часто кладя старинные фолианты с идеями цветовой гармонии и графических композиций на основе флористики под свою подушку.

Идти вперед, невзирая на трудности

Ох, тяжела ноша художника. Ты должен идти вперед, и объяснять сомневающимся, почему этот приглушенный цвет сейчас будет вспыхивать от соседства с другим, противоположным цветом. Что сделать, чтобы не сильно выпячивать этот контраст? А то может порушиться вся композиция.

Муза гения

Она была женщиной из народа. Красота ее была подобна изображениям наяд и богинь с древнегреческих амфор. Женившись по страстной любви на молодой девушке, вышедшей из самых низов английского рабочего класса, Моррис мог бы считать себя счастливым семьянином, если бы не возникший позднее любовный треугольник.

Росетти

Соперником Уильяма Морриса был Данте Габриель Росетти, видный художник, ловелас и предводитель кружка прерафаэлитов. Увидев Джейн Берден, Росетти увлекся ею, несмотря на то, что практически в это же время он наконец обвенчался браком со своей давней пассией, поэтессой Элизабет Сиддал (англ. Elizabeth (Lizzie) Siddal).

Росетии похоронил ее вместе со стихами в изголовье, которые он написал собственноручно. но извращенный опиумом дух художника заставил его через семь лет после похорон вскрыть могилу, чтобы достать эти стихи и другие рукописи обратно.

В июне 1872 года талантливый художник, раздираемый чувством вины за смерть Элизабет, предпринял неудачную попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Его спасли, но психика художника нарушилась. Появилась мания преследования и другие тяжелые заболевания психики.

Джейн Моррис

Джейн Моррис, будучи близким другом Росетти, терпела его выходки до последнего. Она любила Росетти, но делила крышу над головой с Моррисом. А он, в свою очередь, был до того наивен и увлечен своим искусством, что заметил очевидное слишком поздно.

муза Морриса

Об этом любовном треугольнике написано много, но главное, чем Уильям Моррис запомнился благодарным потомкам — это его гений, его страсть к творчеству, это его стремление облагородить мир вокруг себя.

Уильям черпал вдохновение и в природе. Сюжеты его обоев и тканей ему подсказывали формы листьев растений, очертания цветочных бутонов, линии береговой отмели, формы облаков. В каждом произведении Уильяма проскальзывала жизнь.

Это настолько отличалось от приевшихся штампов, что нашлось немало ценителей этого нового веяния в искусстве.

А что вы думаете о творчестве этого знаменитого декоратора и художника Вильяма Морриса?

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Моррис


Уильям Моррис (1834-1896) - английский писатель, общественный деятель и издатель, заложивший в искусстве основы стиля модерн. Крупнейший представитель второго поколения прерафаэлитов, неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Издательская деятельность была для Морриса одним из многочисленных страстных увлечений. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное образование в Оксфорде, затем стал горячим поклонником Карла Маркса. Под его влиянием заинтересовались социалистическим учением Герберт Уэльс и Джордж Оруэлл. Морис писал стихи, памфлеты и социальные утопии, руководил фирмой, выпускавшей мебель и ковры, а в 1891 году основал эстетское издательство, целью которого было возрождать книжные традиции XV-XVI веков.



Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика Уоттса, 1870

Сразу же после окончания университета художник начинает активно работать. Его имя мелькает во многих видах искусства: живописи, литературе, дизайне.
В 1856 году он устроился на работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита, а вскоре перешел в журнал "Oxford and Cambridge Magazine", где публиковал свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Хотя сам журнал просуществовал недолго, Моррис продолжил свое литературное творчество. Давнее увлечение легендами о короле Артуре вдохновило его на создание сборника "Защита Гвиневры и другие стихи" (1858).



Уильям Моррис. Королева Гвиневра, 1858



Данте Габриэль Россетти. "Сон наяву", 1880. Музей Виктории и Альберта, Лондон

В начале 1860-х годов Моррис занимался строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью и вехой в истории дизайна. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены.



Красный дом

Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.


Моррис с завидным энтузиазмом работал во многих гуманитарных областях. Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. В конце 1880-х годов Моррис основал издательство "Келмскотт-пресс".


Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. Все 53 книги, выпущенные Моррисом тиражами 300-500 экземпляров, сейчас стали библиографической редкостью. Каждая из них была изготовлена на ручном типографском станке и только из бумаги ручной выделки. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).


Моррис являлся автором ряда книг собственного сочинения. Предприятие просуществовало до 1898 года. Книги "Келмскотт-пресс" возродили ремесло книгопечатания времен Гутенберга и Мануция, а также существенно повлияли на улучшение качества массовой книги. Его концепция книги как цельного художественного объекта в начале ХХ века легла в основу типографики и помогла существенно поднять качество массовой книги.





Фронтиспис книги Уильяма Морриса "Вести ниоткуда" (News from Nowhere) издательства Келмскотт-пресс, 1893

Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву - готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI-XIII веков. Но Моррис не занимался бездумным копированием. В своих орнаментах он пытался "скрестить" готику с натурализмом и считал, что природа - лучший источник вдохновения.



Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Kennet (1883 год)

Моррис призывал своих современников брать за основу орнаментов простые английские цветы: розы, лилии и маргаритки, а не экзотические заморские растения. Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их.



Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс.

"Мы, дизайнеры и художники, являемся сейчас единственными представителями ремесленного искусства, которое в условиях рыночного производства фактически вымирает", - говорил он.
Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне:



Орнамент 1875 года



Орнамент 1860 года



Орнамент 1864 года



Орнаменты 1864 года

В моду стиль Морриса вошел не сразу. В начале 1860-х годов его работы интересовали только друзей и коллег Морриса - дизайнеров, поэтов, художников, и только к 1880-м годам проникли в дома представителей среднего класса и в справочники для декораторов.



Архивный образец с изображением гранатов, лимонов и оливок. 1862 год. Этот узор лёг в основу знаменитых обоев Fruit



Современная интерпретация обоев Fruit

Именно многопрофильность и узнаваемый стиль сделали Морриса первым британским интерьерным дизайнером в современном значении этого слова.



Витраж по эскизам Морриса, Король Артур и сэр Ланселот из серии Тристан и Изольда, 1862 год

Благодаря Уильяму Моррису в 1880-х годах было основано Движение искусств и ремесел (Arts & Crafts Movement), одно из самых влиятельных и долговечных объединений за всю историю дизайна. Растущая популярность Морриса способствовала восприятию идей движения далеко за пределами Англии: в США движение получило собственное развитие; в Европе оно способствовало зарождению национальных стилистических школ. В результате возникли такие значительные явления, как стиль модерн во всем его разнообразии, Венские мастерские, "Мир искусства", японское ремесленное движение "Мингей". Без преувеличения можно сказать, что Движение искусств и ремесел сыграло решающую роль в формировании современного дизайна.
"Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век".
Уильям Моррис, август 1895
Источники: Википедия, AD Magazine
Другие знаменитые издатели:
Альды, Эльзевиры, Дидо, Бодони, Вольф

Читайте также: