Доклад на тему пенсионное страхование 2020

Обновлено: 02.07.2024

2021: Мишустин: Взносы на обязательное пенсионное страхование для ИТ-компаний сократятся с 8% до 6%

Размер взносов на обязательное пенсионное страхование для российских ИТ-компаний в 2021 году будет снижен с 8% до 6%. Об этом 12 февраля сообщил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин во время заседания кабинета министра. Подробнее здесь.

2020: Добровольное пенсионное страхование жизни: почему это выгодно

По состоянию на ноябрь 2020 года, 9% населения нашей планеты — пенсионеры. По данным ООН, к 2070 году пенсионером будет уже каждый пятый [1] . Во всем мире растет продолжительность жизни, но как сделать эту долгую жизнь обеспеченной, если государственные ресурсы ограничены? Решением становится добровольное пенсионное страхование жизни.

Как рассказали в "Ассоциации Страховщиков Жизни" 11 ноября 2020 года, в России пенсионное страхование — небольшой, но уверенно растущий сегмент страхования жизни. Его сборы пока составляют 0,5% рынка, зато за 2020 год они увеличились больше, чем на треть [2] . Это говорит о том, что люди все активнее заботятся о своем будущем, самостоятельно обеспечивая себе прибавку к государственным выплатам.



В числе причин, почему россияне выбирают добровольное пенсионное страхование, не ограничиваясь обязательным:

  • Чтобы сохранить привычный уровень жизни. Страховые накопления обеспечат прибавку к пенсии, и после 60-65 лет не придется резко урезать расходы.
  • Чтобы не зависеть от родственников или государства. Традиционная модель — рожать больше двух детей, чтобы гарантировать себе финансовую стабильность на пенсии — отходит в прошлое. Современные люди предпочитают рассчитывать на свой доход и пенсионные фонды.
  • Чтобы получать пенсию вне зависимости от стажа. Государство выплачивает страховую пенсию только тем, кто официально отработал минимум 10 лет (а в 2024 году требуемый стаж увеличится уже до 15 лет [3] ). Самозанятые и иностранцы могут сами формировать свою пенсию с помощью добровольного пенсионного страхования.

Среди преимуществ добровольного пенсионного страхования:

  • Контролируемые взносы и условия страхования
    • Можно выбирать срок накоплений, размер и частоту взносов: раз в месяц, раз в квартал или раз в год. Кроме того, можно регулировать и график выплат, определив вариант выплаты накоплений, т.е. человек сам определяет, хочет получить свои деньги одномоментно или в течение нескольких лет.
    • Если с застрахованным человеком что-то случается до того, как он получил все выплаты, деньги не сгорают, а продолжают выплачиваться заранее выбранному наследнику.

    Размер пенсии зависит от двух показателей:

    • индивидуальный доход,
    • коэффициент замещения, т.е. соотношение средней пенсии и средней зарплаты в стране.

    По рекомендациям Всемирного банка нормальный коэффициент замещения должен быть 40%. Этот же показатель прописан и в конвенции Международной организации труда.

    В России коэффициент замещения составляет 32,5% [4] , и экономисты РАНХиГС утверждают, что до 2024 он не вырастет [5] .

    Соответственно, чтобы компенсировать разницу страховыми выплатами, нужно делать взносы минимум по 7-8% от зарплаты в течение 15-25 лет [6] .


    Автор рассматривает актуальные проблемы российской пенсионной системы. Определяет основные направления по минимизации проблем пенсионной системы. Подчеркивает важность решения рассматриваемых проблем.

    Пенсионное обеспечение в России осуществляет совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, направленных на обеспечение граждан материальной поддержкой в виде пенсии. В последние годы активно проводится анализ пенсионной системы, поскольку возрос интерес со стороны государства и населения к проблемам, связанным с социальной справедливостью, материальным благополучием, удовлетворенностью условиями жизни и размером страховой защиты пенсионеров и лиц с социальным пенсионным статусом.

    В настоящее время особо актуальными выступают ряд проблем пенсионной системы:

    1. В России патерналистская пенсионная система (государство — работник — пенсионер) при такой системе отсутствует заинтересованность со стороны работодателей и самих работников в формировании пенсионного капитала.
    2. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовой зависимости от государственного бюджета, то есть сумма государственных пенсионных обязательств не совпадает с суммой фактически полученных страховых взносов. Отмена единого социального налога и замена его на страховые выплаты, а также введение административного механизма, связанного с налогообложением фонда оплаты труда работников, в пенсионной системе не дало ожидаемого эффекта и не решило проблему дефицита пенсионного бюджета [1, с. 272].
    3. Страховые выплаты в пенсионной системе, которые упоминаются в начале пенсионной реформы как основа, сокращаются. В составе трудовой пенсии увеличивается доля базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равноправное участие социальных партнеров, в том числе основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении фондами обязательного пенсионного страхования.

    Это происходит из-за того, что на верхней уровень заработной платы с которого уплачиваются страховые взносы, устанавливается сумма, которая соответствует нижнему пределу. Что приводит к тому, что страховые взносы с зарплат среднего класса идет на формирование базовой пенсии. То есть происходит солидарное пенсионное обеспечение низкооплачиваемого персонала, теми работниками с зарплат которых производятся более высокие отчисления.

    Весьма вероятно, что последствия экономического кризиса и негативной демографической ситуации в России в ближайшие годы потребуют от государства огромных усилий по обеспечению функционирования различных пенсионных систем. Законодательная база пенсионного обеспечения в России имеет сложную и громоздкую структуру, но, к сожалению, она не очень эффективна. Необходимо времени и ресурсов, чтобы усовершенствовать, сбалансировать ее и заставить работать законодательную базу пенсионной системы. Одной из важнейших составляющих последующей работы по совершенствованию пенсионной системы в России должна стать разработка комплексного подхода развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также е решение других вопросов развития пенсионной системы.

    Для решения названных проблем, в первую очередь необходимо производить оптимизацию расходов, связанных с деятельностью ПФР РФ, а также внедрить 3-уровневую пенсионную систему, которая буден направлена на персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, распространением социальных программ и ростом социальных расходов страны, в том числе через сохранение пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию во вредных условиях труда, при этом, нужно понимать, что возрастет нагрузка на трудоспособное население. Поэтому комплексный анализ принципов, механизмов и их последствий совершенствования пенсионной системы, основанный на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходе, учет и реализация пенсионных прав, а также оценка социально-экономических последствий через систему социально-демографических и экономических показателей, имеет большое значение [3, с. 45].

    Таким образом, современная пенсионная система в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что не позволяет гарантировать стабильное выполнение страной своих обязательств в отношении пенсионеров. Государство можно рассматривать как социальное, если оно удовлетворяет права своих граждан. Проблема задержки выплаты государственных пенсий была решена, но проблема недостаточности размера пенсии для удовлетворения социальных потребностей пенсионеров по-прежнему стоит остро.

    Решение этих проблем чрезвычайно важно для обеспечения социально-экономического развития России.

    1. Бушуева, И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — № 1. — С. 273–282.
    2. Ерофеева, С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 120. — С. 290–295.
    3. Игнатенко, И. В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 73. — С. 45–49.
    4. Туманянц, К. А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. — 2016. — № 2. — С. 140–147.

    Основные термины (генерируются автоматически): пенсионная система, Россия, пенсионное обеспечение, проблема, законодательная база, заработная плата, пенсионный фонд, Российская Федерация, РФ, трудоспособное население.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемы пенсионного страхования затрагивают всё общество, и в первую очередь развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет (благодаря успехам в медицине, увеличению средней продолжительности жизни, политике снижения рождаемости) и молодое население.

    Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах.

    Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Отсюда понятие пенсионное обеспечение.

    Пенсионное обеспечение – это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца. Сущность пенсионного обеспечения

    заключается в том, что оно направлено на создание нормальных жизненных

    условий для нетрудоспособных членов общества.

    Субъектами этих отношений являются: государство, пенсионеры, работающие члены общества, организации, отчисляющие (страховые) пенсионные взносы.

    Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

    Современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

    Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.

    На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.

    Целью контрольной работы является подробное изучение пенсионного страхования.

    Пенсионное страхование

    Процесс старения населения воздействует на состав и структуру рабочей силы, структуру производства и потребления, но особенно на социальное обеспечение. Во многих развитых странах старение населения остро ставит проблему поиска новых, негосударственных источников финансирования пенсионного обеспечения.

    Государственная пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату гражданам в целях:

    - компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    - компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    - предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

    Из истории пенсионного страхования в России. Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран в начале ХХ века и не получило широкого распространения.

    До 1917 года обеспечивались пенсиями только государственные служащие.

    В период с 1920 по 1932 годы пенсионное обеспечение основывалось не на основе возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

    Пенсиями по старости обеспечивались отдельные категории граждан: преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет, начиная с 1924 года; в 1928 году рабочие текстильной промышленности, в 1929 году рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.

    В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

    В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

    Конституция 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.

    Следующий этап развития системы государственного пенсионного страхования начался в 1956 году с принятием Закона о государственных пенсиях. Закон увеличил размеры назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.

    В 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов в соответствии, с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию: мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими (с 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины).

    К середине 60-х годов в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

    До 80-х годов пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых зависел от прошлого заработка.

    При социализме пенсии выплачивались из государственного бюджета и были жестко ограничены сверху финансовыми возможностями государства. В 1990 г. в связи с хронической нехваткой бюджетных средств был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), в который все работодатели должны были начислять пенсионные взносы определенную долю (до 28\%) фонда оплаты труда.

    Принцип назначения пенсий сохранился уравнительно-распределительным, а их размеры определялись фактически собранными Пенсионным фондом средствами. Эти обстоятельства не стимулировали работодателей к полному перечислению взносов в Пенсионный фонд. Кроме того, продолжала сокращаться доля работающего населения, что приводило к дополнительному снижению поступлений. В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных начислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуации с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнение государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран.

    Эти законы устанавливают трудовые (по старости, инвалидности, потери кормильца) и социальные пенсии (для граждан, не имеющих права на трудовую пенсию).

    Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из следующих частей:

    - базовая часть, обеспечиваемая половиной (50\%) пенсионной части ЕСН, поступающая из бюджета через службу распределения пенсий ПФР;

    - страховая часть, обеспечиваемая примерно 35-50\% пенсионной части ЕСН, в зависимости от возраста застрахованного), поступающая непосредственно из ПФР;

    - накопительная часть, обеспечиваемая также пенсионной части ЕСН (до 15\% пенсионной части ЕСН в настоящее время, в дальнейшем будет увеличиваться за счет снижения страховой части в зависимости от возраста застрахованного), аккумулируемая на индивидуальных лицевых счетах, застрахованных в ПФР и негосударственных пенсионных фондах по выбору застрахованного.

    Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает только базовую и страховые части.

    Социальная пенсия устанавливается в определенном размере от базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности и финансируется аналогично ей.

    Суммы страховых взносов в бюджет ПФР учитываются на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного и позволяют рассчитать и назначить пенсию с учетом его индивидуального заработка.

    Бюджет ПФР формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств, добровольных, не страховых взносов физических лиц и организаций и иных, не запрещенных законодательством источников.

    В настоящее время выплачиваются только базовая и страховые части трудовой пенсии, а накопительную ее часть планируют выплачивать по мере завершения пенсионной реформы в 2017 г.

    Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком ПФР. Наряду с ПФР страховщиками могут являться негосударственные пенсионные фонды в порядке, предусмотренном законодательством. Страхователями являются все работодатели и граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также:

    - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели (включая частных детективов и частнопрактикующих нотариусов), физические лица;

    - индивидуальные предприниматели, адвокаты.

    Застрахованными по обязательному пенсионному страхованию являются граждане РФ, проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

    - работающие по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, авторскому и лицензионному договору;

    - самостоятельно обеспечивающие себя работой;

    - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    Страховым риском в пенсионном страховании признается утрата застрахованным заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

    Базовые части трудовых пенсий постоянны для застрахованных данной категории и зависят только от возраста для пенсий по старости (при дожитии до 80 лет увеличиваются), группы инвалидности для пенсий по инвалидности и числа иждивенцев для пенсий по случаю потери кормильца.

    Страховые и накопительные части пенсий зависят от расчетного и накопленного пенсионного капитала каждого застрахованного. Таким образом, в результате реформы планируется перейти от распределительного назначения пенсий к накопительным, учитывая индивидуальные заработки в течение трудовой жизни.

    Государственное пенсионное обеспечение граждане могут дополнить, выбрав один или несколько вариантов системы негосударственного пенсионного обеспечения, включающей в себя банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды.

    Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

    В большинстве развитых стран негосударственные пенсионные фонды получили широкое распространение. Обязательное пенсионное обеспечение, организуемое государством, как правило, гарантирует человеку лишь минимальный уровень компенсации потери его трудоспособности (в различных странах от 25 до 30\% среднего заработка). Сохранение дохода достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспечения. Средний американец получает государственную пенсию в $300 600 и дополнительно до $3000 4000 из частных или корпоративных пенсионных фондов.

    В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце прошлого века оценивались примерно в $1,7 трлн.

    Этот закон (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе допуска обязательному пенсионному страхованию и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, и устанавливает принципы государственного контроля за их деятельностью.

    Инвестирование пенсионных накоплений НПФ должны осуществлять исключительно через управляющие компании. Договор с управляющей компанией должен строиться с учетом законодательных актов по доверительному управлению имуществом (траст). Эта компания несет имущественную ответственность перед своим пенсионным фондом за сохранность активов и их доходность. Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую.

    Дополнительное пенсионное обеспечение организуется на основе пенсионных планов, включающих порядок и условия уплаты пенсионных взносов, организацию учета пенсионных накоплений и начисления инвестиционного дохода, условия и порядок оформления пенсионных выплат, возможности распоряжения пенсионными накоплениями и условия расторжения договора.

    Основные характеристики пенсионных схем описываются в правилах фонда и лицензируются в договорах дополнительного пенсионного обеспечения, которые заключаются между фондом и участником.

    По действующему до принятия ФЗ-306 законодательству пенсионные отчисления должны были увеличиться с 22% до 26% в 2021 году. Согласно новым поправкам, которые вступают в силу с 1 января 2019 года, взносы в ПФР в 2019 и последующих годах закрепляются на уровне 22% бессрочно. Закон также определяет сумму страховых взносов на накопительную и страховую часть пенсии в зависимости от выбранного пенсионного обеспечения.

    Статьей 22 п.2 закреплены пониженные ставки по страховым взносам в ОПС 20% на период с 2019 по 2024 год. Льготы на пенсионные взносы с 2019 года сохранены только для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих упрощенную систему налогообложения в следующих областях деятельности:

    - социальное обслуживание населения

    - научные исследования и разработки

    - образование, здравоохранение, культура и искусство

    - массового (непрофессиональный) спорт;

    А также для благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

    Основная часть налоговых льгот по оплате взносов в ПФР в 2019 году отменена внесенными поправками. Новый законопроект призван снизить фискальную нагрузку на налогоплательщиков.

    Минфин России приводит потери бюджета Пенсионного фонда от установления тарифа на пенсионное страхование в размере 22%:

    Взносы в ПФР с 2021 года снизятся в среднем на 1 трлн. рублей в год. Опираясь на вышеприведенные данные, ведомство готовит законопроект об обязательном негосударственном пенсионном обеспечении. Авторы предлагают ввести обязательные дополнительные взносы для работников и работодателей в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Планируется постепенное увеличение тарифов с 1% в 2019 году до 3% в 2025 году и с работников, и с работодателей.

    По мнению участников пенсионного рынка, из-за текущих проблем в экономике наблюдается постепенная деградация пенсионной системы, когда социальные обязательства существенно превышают возможности бюджета по выплатам. Минфин больше не в состоянии платить трансферты ПФР без существенного сокращения других статей расходов.

    Иными словами, предлагается постепенный переход к пенсионной системе развитых стран, где сами граждане обязаны платить взносы для того, чтобы потом получать пенсию.

    В настоящее время граждане по умолчанию являются участниками распределительной пенсионной системы, пенсионные накопления до 2014 года формировались только у граждан, которые сделали выбор в пользу накопительной системы. В 2015 и 2016 годах отчисления на пенсионные накопления всех граждан в России "заморожены", пенсионные взносы в полном объеме поступают в распределительную систему.

    Итак, действующая пенсионная система Российской Федерации нуждается в глубоком реформировании, что в настоящее время представляется довольно сложным. В данном случае постепенное реформирование является наиболее оптимальной мерой, которая позволит стабилизировать текущую ситуацию в системе пенсионного обеспечения в России в ближайшие годы.

    Подводя итог, нужно отметить, что внедрение новой системы пенсионного страхования позволяет увеличить размер пенсии. Оно дает право выбора гражданам в решении вопроса, касающегося накопительной части пенсии, поэтому от них зависит размер пенсионных начислений.

    Но рыночная модель пенсионного страхования требует проявления личной ответственности отдельного застрахованного лица, их солидарности. Его реализация зависит от участия всех субъектов страхования в создании финансовой базы.

    По оценкам экспертов в ближайшие годы в России с высокой долей вероятности возникнут сложности с обеспечением выплат пенсионерам.

    Кроме этого подчеркнем, что реформированные системы пенсионного страхования требуют от физических лиц осведомленности и расторопности в вопросах страхования, предугадывая многие социальные ситуации наперед.

    Однозначно в интересах этих лиц разобраться в этих вопросах и максимально выгодно устроить собственную жизнь с минимумом рисков. Хотя бы теоретически.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном

    6. Ермаков, Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской

    7. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.К. Соловьев. М.: Проспект, 2014. 296с. Режим доступа:

    Что такое обязательное пенсионное страхование (ОПС)

    Знаете ли вы, что каждый из нас на протяжении своей жизни напрямую может влиять на размер своей будущей пенсии? Для этого предусмотрены специальные механизмы, одним из которых является система обязательного пенсионного страхования. Ниже мы расскажем, что можно сделать уже сегодня, чтобы к старости получить достойную пенсию. Спойлер: много работать – не единственный путь.

    Немного истории

    В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

    Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.

    Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.

    Обязательное пенсионное страхование: зачем оно нужно и как устроено

    Нынешняя система обязательного пенсионного страхования (ОПС) регулируется законом от 15.12.2001 №167-ФЗ. Что такое ОПС? Согласно закону, обязательное пенсионное страхование – это система мер, при помощи которых формируются источники финансирования будущей пенсии каждого работающего гражданина России. Рассмотрим, как это выглядит на практике.

    Основными участниками системы ОПС являются застрахованные, страхователи и страховщики. Каждый из нас является застрахованным лицом, за которое страхователи в лице работодателей перечисляют страховые взносы в счет будущей пенсии Пенсионному Фонду России. Перечисление взносов осуществляется с официальной заработной платы. Из них впоследствии формируется бюджет ПФР, из которого затем идет выплата пенсий.

    Помимо ОПС существуют еще два вида пенсионного обеспечения:

    • государственные пенсии (выплачиваются военным, космонавтам, летчикам по выслуге лет или нанесении вреда здоровью, а также пострадавшим в природных катастрофах и социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам); – оно формируется в НПФ работодателями для своих сотрудников или самими гражданами на добровольной основе.

    Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться

    Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.

    КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.

    СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.

    • посетить отделение ПФР по месту жительства с паспортом на руках;
    • авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации, то есть учетную запись Госуслуг.

    Виды пенсий в системе ОПС

    Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.

    Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.

    ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).

    До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.

    Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.

    Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).

    ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.

    Как считаются взносы в ОПС

    Все официально трудоустроенные граждане обязаны перечислять ежемесячные страховые взносы в счет будущей пенсии. За них это обычно делают их работодатели в размере 22% от заработной платы. Взносы поступают в ПФР, который затем пересчитывает деньги в пенсионные коэффициенты.

    Если годовая зарплата работника не превышает 1 292 000 рублей (что соответствует максимальной ежемесячной зарплате в 107 666 руб. 67 коп.), работодатель отчисляет за него в ПФР 22% от этой суммы в виде страховых взносов. С части зарплаты, превышающей этот лимит, работодатель платит уже 10%. Это стимулирует повышать зарплаты работникам.

    Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

    Пенсионная система Российской Федерации


    Структура пенсионной системы Российской Федерации

    Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

    Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

    • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
    • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР. .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

    В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

    Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

    • пожилой возраст;
    • инвалидность;
    • потеря кормильца;
    • выслуга лет;
    • социальная пенсия.
    • до конца жизни;
    • срочная
    • страховая;
    • накопительная.

    Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

    Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


    Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

    Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

    • государственное пенсионное обеспечение;
    • государственное пенсионное страхование.

    Аспекты обязательного страхования

    Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

    • в Пенсионном Фонде России;
    • на Негосударственном пенсионном фонде.


    Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

    Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

    В чем суть частных пенсионных фондов?

    В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

    Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

    Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

    Чем занимаются и отличаются от ГПФ

    Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

    СмартВклад с повышенной ставкой

    Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

    Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

    Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

    Начисление пенсионных баллов

    В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

    Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

    В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

    like

    21

    smile

    2

    normal

    9

    sad

    2

    dislike

    5

    Читайте также: