Многоуровневое университетское образование доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одной из важнейших программ развития высшего образования в России на нынешнем этапе, возникшей на фоне активного обновления педагогических технологий и призванной создать условия, обеспечивающие вариативность образования и развитие различных форм его получения, является программа разработки системы вариативных траекторий обучения в многоуровневой системе высшего образования (МСВО) в условиях функционирования интенсивных технологий обучения, предлагаемая Таганрогским государственным радиотехническим университетом.

При отсутствии разработанных тиражируемых моделей, методик и материалов обеспечения подобных систем, незавершенности педагогического эксперимента по внедрению в высшее образование России технологии обучения развития интенсивного творческого мышления (РИТМ) реализация указанной выше программы совершенно необходима при переходе ряда технических университетов страны от традиционной системы инженерного образования к многоуровневой системе высшего образования в условиях активного внедрения в педагогическую практику интенсивных технологий обучения или их элементов.

Целями этой программы являются следующие:

1. Создание системы вариативных образовательных траекторий в рамках непрерывного многоуровневого образования (включая довузовское и послевузовское).

2. Формирование подходов к интеграции высшего технического образования России в мировое образовательное пространство на основе установления идентичности и различий, взаимопроникновения форм и содержания образовательного процесса.

3. Превращение МСВО в самоорганизующуюся структуру в результате разработки системы контроля, основанной, в частности, на мониторинге интегрального рейтинга обучающихся, фиксации и коррекции остаточного уровня знаний по базовым дисциплинам учебных планов на всех этапах, а также развития творческих начал всех участников образовательного процесса (начиная с довузовского и завершая послевузовским образованием).

4. Разработка конкретных материалов управляющего, научно-методического, организационно-методического и информационного сопровождения системы вариативных образовательных траекторий на всех этапах.

5. Адаптация системы вариативных образовательных траекторий непрерывного многоуровневого образования к требованиям конкретных ВУЗов (рекомендации по внедрению системы, подходов и материалов информационного сопровождения при функционировании интенсивных технологий обучения).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В результате проведенных исследований в рамках данной программы необходимо разработать научно-методические основы указанной модели, включающие в себя:

– построение и анализ организационной модели учебного процесса для различных образовательных траекторий, включая модульные комплексные учебные планы, адаптированные к общемировым стандартам;

– разработка принципов создания типового учебно-методического, информационного и программного сопровождения предметов учебного плана и самостоятельной работы студентов в рамках циклично-модульной системы обучения;

– разработка теории полифункционального рейтинга и его прикладных аспектов;

– разработка адаптивного организационно-управляющего сопровождения системы, в том числе оптимальный алгоритм внедрения и эксплуатации интенсивных технологий обучения (типа РИТМ);

– разработка форм и методов контроля в системе непрерывного образования, включая оптимальную систему приемных испытаний, итоговых контролей и переходных экзаменов на всех ступенях МСВО (неполное высшее, бакалавриат, магистратура), а также довузовское и послевузовское обучение, направленных на создание самоорганизующейся структуры учебного процесса.

Конкретными шагами при реализации программы являются следующие.

1. Анализ результатов первого этапа внедрения интенсивной технологии обучения РИТМ в университетах России, в частности, ТРТУ, вычленение общих позиций, ее адаптация к МСВО, ее место в структуре непрерывного образования.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Разработка для различных образовательных траекторий унифицированных учебных планов, соответствующих Государственным образовательным стандартам и адаптированных к учебным планам ведущих мировых технических университетов.

3. Анализ и дальнейшая разработка конкретного научно-методического, организационно-методического и программного сопровождения системы вариативного многоуровневого непрерывного образования для конкретных направлений подготовки бакалавров, специалистов, магистров.

Критериями успешного завершения программы могут служить следующие:

– достаточная вариативность разработанных образовательных траекторий обучающихся в рамках личностно-ориентированного подхода для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов общества (начиная с довузовского образования)

– соответствие полученной модели основным принципам непрерывного образования.

– полнота учебно-методического и информационного сопровождения для всех образовательных траекторий и ступеней МСВО.

– корректность модульной структуры комплексных унифицированных учебных планов и обеспечивающего контроль учебного процесса полифункционального рейтинга.

– наличие ключевых элементов самоорганизации системы на основе разработки оптимальной модели контроля и взаимоотношений всех участников учебного процесса.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

– адаптируемость разработанной модели к российским и мировым образовательным стандартам по уровню требований и содержания.

По ряду изложенных пунктов в ТРТУ имеются определенные заделы, включая более чем десятилетний опыт внедрения системы РИТМ, переход к коррекции учебных планов МСВО после первоначального этапа ее внедрения, в частности, их унификации на младших курсах, подготовка к международной эквивалентизации ряда учебных программ университета в рамках программы АВЕТ. В университете имеются модифицированные к системе РИТМ в МСВО учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, апробирована и много лет успешно функционируют рейтинговая технология приемных экзаменов, общеобразовательный лицей при вузе, имеющий известность не только регионального характера. Успешно строится в Таганроге многоуровневая взаимосвязанная образовательная структура учебных заведений. Следует отметить также огромный объем научно-методических публикаций, в том числе монографий, по указанным темам, организацию и успешное проведение ряда Международных и Всероссийских конференций, включая конференцию по довузовскому образованию, исполнение в течение ряда лет госбюджетной научно-исследовательской работы по разработке, внедрению и исследованию интенсивных личностно-ориентированных технологий обучения, защиты докторских и кандидатских диссертаций. Пакеты документации по внедрению интенсивных технологий обучения по конкретным дисциплинам приобретены и используются для организации учебного процесса вузами, реализующими интенсивные технологии обучения или их элементы. В частности, многим вузам городов Минска, Харькова, Новгорода, Волгограда, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Могилева и др. была оказана научно-методическая помощь по внедрению системы РИТМ или ее элементов.

Следует отметить, наконец, изменение организационной структуры вуза за указанный период. Это, прежде всего, появление факультета неполного высшего образования (факультета естественно-научного и гуманитарного образования), на котором проходят обучение все студенты первых двух лет обучения, поступившие в вуз по всем направлениям; появление большого количества филиалов, новых факультетов, воссоздание Научно-методического совета, Учебно-методического управления. Данные действия были продиктованы повышенными требованиями к управлению вузом в период внедрения и развития МСВО, использования интенсивных технологий обучения и имеют своей целью прежде всего четкую обоснованную координацию процесса обучения и воспитания студентов в стенах ТРТУ, удовлетворение их образовательных потребностей и запросов общества. В результате в университете осуществлено расширение всего спектра образовательной деятельности на качественно новом и современном уровне, что должно привести в дальнейшем к повышению конкурентноспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Очевидно, этой же цели послужит и выполнение предложенной выше программы дальнейшего развития МСВО в ТРТУ в рамках функционирования рейтинговой интенсивной технологии обучения РИТМ.

Список литературы

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого.

ВложениеРазмер
meshkova_celi_vvedeniya_mnogourovnevogo_obrazovaniya_v_rossii.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели введения многоуровневого образования в России

ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева филиал в г. Таштаголе

С сентября 2009 года была официально введена новая двухуровневая образовательная программа для студентов высших учебных заведений. Примечателен тот факт, что во многих университетах до сих пор сохранилась прежняя одноуровневая система подготовки специалистов в определенной области, что не могло не вызвать путаницу на рынке труда – сегодня работодателям при устройстве на работу соискатели стали предъявлять дипломы бакалавров, специалистов и магистров.

В чем же кардинальные отличия новой системы? После четырёхлетнего обучения в ВУЗе студент получает степень бакалавра. Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1—2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Разумеется, образовательная практика в медицинских учебных заведениях сохранится.

Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра. Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.

Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого. Реализацию данной идеи на практике можно осуществить, используя следующие средства: построение достаточно гибкой и разветвленной структуры образования; разделение уровня образованности и профессионального образования; использование новых технологий в обучении; использование концепции непрерывного образования.

Какова цель введения многоуровневого образования? Главная цель – адаптация российского образования под западные стандарты. Огромная пропасть между образованием отечественным и западным, которая возникла в период СССР – это та причина, по которой Министерство образования и науки РФ стремится перейти на образование, близкое к стандартам Запада. Тенденция открытия совместных образовательных программ дает возможность нашим студентам обучаться в других странах, однако, разница все же очень велика. Западная магистратура во главу угла ставит науку. То есть активно поощряется исследовательская работа, различные научные изыскания. Научный сотрудник, приставленный к будущему магистру, дает возможность студенты развить в себе научное чутье и решить поставленные перед ним задачи. Есть обязательные предметные курсы, то есть лекции, которые необходимо посетить студенту, но в основном он проводит большое количество времени в библиотеке. В магистратуре запада образовательная программа, закрепленная государством, как таковая, отсутствует, а это значит, что действующие на рынке тенденции вносятся в изучаемый курс. Российские ВУЗы в этом отношении больше привязаны к программе, однако, новые тенденции в образовании должны привести к изменениям в этом вопросе.

Разумеется, если российский студент нацелен на обучение в университете других стран, ему необходимо проходить обучение по программе, близкой к программе требуемой страны. Это значит, что наши ВУЗы должны аккредитоваться у ВУЗов других стран. Программы должны проходить согласование. Каждая программа должна курироваться преподавателем иностранного ВУЗа. Кроме того, кандидатура преподавателя, который и будет осуществлять обучение российского студента, должна также утвердиться в иностранном университете. Наши студенты будут готовы к самостоятельной работе, а это очень важно для западного образования, поскольку инициатива принадлежит там всецело обучающемуся человеку. В некоторых ВУЗах, сотрудничающих с иностранными высшими учебными заведениями, вполне возможно выбрать для себя курс для изучения. В этом случае важно, чтобы на курс записалось определенное число студентов. Кроме того, есть базовые, то есть обязательные курсы, необходимые к изучению. Преподаватели из штата университета дают программу стандартную, зато прикрепленные совместители могут выдать программу согласно иностранному ВУЗу. Также есть возможность смены преподавателя, если студент недоволен качеством подачи того или иного курса или предмета, этот вопрос решается через анкетирование студентов т.е. тайным голосованием. Магистратура западного университета открыта для тех, у кого есть непрофильный диплом бакалавра.

Для России англо-американская модель многоуровневой системы образования представляет несомненный интерес, хотя и не может быть скопирована полностью из-за отсутствия необходимых условий.

Интеграция многоуровневого высшего технического и профессионального инженерного образования в единой структуре технического университета для государства и общества выгодна и с позиций экономики образования. Известно, что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной образовательной системе за счет минимизации суммарных объемов образовательных услуг на 25-30 % ниже, чем при последовательном обучении специалиста такого же профиля в двух автономных высших образовательных учреждениях.

Различный функциональный характер деятельности инженеров (проектной, технологической, конструкторской, исследовательской, управленческой, контролирующей) требует соответствующих умений и знаний и акцента на определенных разделах и проблемах общетехнических и специальных дисциплин, не ущемляя и не обедняя при этом фундаментальной подготовки.

Таким образом, интеграция многоуровневого высшего технического (по направлениям) и профессионального инженерного образования (по специальностям) в единой структуре является оптимальной стратегией становления и развития технических университетов России.

Многоуровневая система соответствует характеру именно университетского образования, основная цель которого состоит в подготовке широко образованных людей, готовых работать в условиях повышения требований к профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предложить новые идеи и принять решения стратегической важности. В настоящее время в Республике Казахстан осуществлен переход на трехступенчатую модель подготовки кадров: бакалавр — магистр — доктор PhD. На всех этих ступенях введена кредитная технология обучения, которая имеет накопительный характер.

Для улучшения содержания образования предусматривается совершенствование и гармонизация государственных общеобязательных стандартов образования по всем уровням, корректировка учебных планов и программ с учетом внедрения инновационных образовательных технологий.

Начиная с 2004 года в систему высшего образования республики введен Классификатор специальностей бакалавриата и магистратуры,

гармонизированный с Международной стандартной классификацией образования (МСКО), который позволил:

— привести в соответствие с международными требованиями учебные программы;

— создать преемственность образовательных программ различных уровней образования;

— адаптировать образовательные программы к рынку труда;

— использовать компетентностную модель в государственных общеобязательных стандартах образования;

— усилить мобильность студентов благодаря унификации учебных планов и программ;

— предоставлять академическую свободу лицам, обучающимся в вузах при выборе образовательных программ.

С 2004-2005 года обучение в высших учебных заведениях было переориентировано на компетентностную модель подготовки специалистов. В основные положения государственных общеобязательных стандартов образования были внесены соответствующие коррективы, определены группы ключевых компетенций, структурно унифицированы образовательные программы. Все дисциплины программы бакалавриата объединены в три цикла дисциплин: цикл общеобразовательных дисциплин (ООД), объем которой в программе бакалавриата — 25%; цикл базовых дисциплин (БД) — 50%; цикл профилирующих дисциплин (ПД) — 25%. Таким образом, концептуально закреплена базовая и фундаментальная подготовка облучающихся по образовательным программам бакалавриата. По своей сути компететностная модель ориентирует процесс обучения на ожидания работодателей и потребности рынка труда. В этой связи к разработке стандартов и образовательных программ высшие учебные заведения будут привлекать работодателей, крупные компании, организации. Опираясь на опыт высшей школы развитых стран мира, отечественное образование выстраивает систему, обеспечивающую востребованность выпускников высшей школы на рынке труда. Именно этим принципам отвечает вся система академических степеней: бакалавр — магистр — доктор философии (РШ).

Система отбора абитуриентов.

4. Қазақстан Республикасының Жалпыевропалық құзыреттілігіне сай шет тілдерін толық білетін растайтын халық аралық сертификаттары бар азаматтары магистратура, докторантура , әскери оқу орындарына адъюнктура, резидентура және ғылыми орталық қызметтерін қабылдау емтихандарынан босатылады:
ағылшын тілі : Test of English as a Foreign Language Institutional Testing Programm (TOEFL ITP –460 балдан аз емес), Test of English as a Foreign Language Institutional Testing Programm Internet-based Test (TOEFL IBT, - 87 аз емес), (TOEFL - 560 балдан аз емес), International English Language Tests System (IELTS, - 6.0 аз емес);
неміс тілі: Deutsche Sprachprufung fur den Hochschulzugang (DSH, Niveau С1/ деңгей С1), TestDaF-Prufung (Niveau C1/уровень С1);
француз тілі: Test de Franзais International™ (TFI – төмен емес B1 оқу және аудирования), Diplome d'Etudes en Langue franзaisе (DELF, деңгей В2), Diplome Approfondi de Langue franзaisе (DALF, деңгей С1), Тest de connaissance du franзais (TCF - 400 балдан аз емес).
Сілтеме. Пункт 4 ҚР Үкіметінің бекітілімі бойынша 09.07.2013жылдан № 701.
5. Магистратура, резидентура, адъюнктура және докторантура қабылдау құжаттарды қабылдау басталар алдында он бес күнтізбелік күн бұрын жалпыға бірдей ақпараттану керек.
6. Мемелкеттік білім беру бағдарламасы бойынша білім алуға өтініш беру тарапынан, сонымен қатар ЖОО мақсатылы дайындау кадрлары үшін магистранттар мен докторанттар даярлау іске асырылады.

7. Магистратура, резидентура, адъюнктура және докторантура қабылдау құжаттарды қабылдау өтініші шілде айының 10 нан 30на дейін болады.
Магистратура, резидентура, адъюнктура және докторантураға тусу бастапқы емтихан тамыз айының 10 нан 20 на дейін, тізімге қабылдау - 25 тамызға дейін.

Происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности современного общества обусловили смену приоритетов и ориентиров в образовании. Модернизация образования в условиях глобализации - одна из дискуссионных проблем, стоящих сегодня перед российским государством. Темами обсуждения являются стратегические ориентиры развития образования и государственная образовательная политика, роль иностранных студентов в интернационализации вузов, национальный фактор в образовании и другие проблемы, связанные с реализацией Болонской конвенции.

Следует отметить, что Болонская декларация повторяет хорошо известные положения советской образовательной системы. Это прежде всего прагматическая направленность образовательных программ, обеспечивающая выпускникам вузов возможность приступить к профессиональной деятельности без сколько-нибудь продолжительного адаптационного периода, благодаря узкой специализации на заключительном этапе освоения образовательной программы и длительной производственной практике. Наиболее сложным же для российского высшего образования представляется переход на двухступенчатую систему образования, хотя первые документы были подготовлены полтора десятилетия назад, а первые попытки реального перехода предприняты примерно 10 лет назад.

Трансформация любых общественных институтов порождает полярные, но в то же время аргументированные оценки и суждения. Попытка реализации реформы российского образования в соответствии с Болонской декларацией вызывает у отечественных исследователей противоречивые мнения. Унификация российских образовательных стандартов в соответствии с европейскими, с одной стороны, должна стимулировать рост конкурентоспособности российских образовательных учреждений. С другой, советско-российская высшая школа обладает при должном финансировании рядом неоспоримых социально-культурных преимуществ. Некоторые исследователи полагают, что двухуровневая подготовка может быть реализована по всем специальностям. В иных точках зрения предлагается сохранить на период перехода (на неопределенный срок) традиционную систему подготовки кадров.

Такое разнообразие мнений свидетельствует о сложности рассматриваемого вопроса, что требует нестандартных подходов к его решению, а также низком уровне информированности академической общественности о целях проводимых реформ. Это еще раз подтверждает, что принятие двухступенчатой системы образования на уровне правовых документов недостаточно без конкретных мер по ее дальнейшему совершенствованию и популяризации среди образовательного сообщества всего населения.

Одной из первых реализация системы многоуровневой подготовки была осуществлена в Тульском государственном университете. Высшее профессиональное образование в ТулГУ осуществляется по многоуровневой системе в соответствии со схемой, определяющей различные образовательные траектории, предполагающие получение дипломов бакалавра, дипломированного специалиста, магистра, а также последующее послевузовское образование с защитой кандидатской или докторской диссертаций. В настоящее время ведется подготовка по 45 направлениям бакалавриата в 24 укрупненных группах специальностей, 110 специальностям и 40 направлениям магистратуры. Среди особенностей в системе многоуровневой подготовки университета: практически полный охват контингента, обучающегося в вузе; высокая степень унификации учебных планов по направлениям и специальностям высшего профессионального образования; сочетание широкой фундаментальной подготовки в бакалавриате с последующей углубленной специализацией по выбранной магистерской программе.

Многоуровневость системы непрерывного образования предполагает наличие многих ступеней базового и профессионального образования: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях. Опыт работы ТулГУ позволяет утверждать, что многоуровневая система подготовки способна и в наших условиях оптимальным образом удовлетворять потребности личности в образовании, готовить специалистов разного уровня для производственной, коммерческой, научно-исследовательской и других сфер деятельности.

Таким образом, российскому образованию, как участнику Болонского процесса, предстоят преобразования, направленные на формирование открытой системы, что отвечает как международным тенденциям развития образования, так и современным социальным запросам российского общества.

Образование – одна из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающая получение систематизированных знаний, умений и навыков в целях их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально–экономическим и научно–техническим комплексом народного хозяйства России.

В сфере российского образования непосредственно занято 22% населения России, работают свыше 76 тыс. образовательных учреждений, численность преподавательского состава более 2,2 млн человек, общая численность учащихся более 29 млн человек; ежегодный выпуск составляет более 2,9 млн человек.

Подготовка кадров стала одним из важнейших факторов экономического прогресса. Качество принятия решений, квалификация руководителей и специалистов предприятий и организаций во многом определяют производительность труда, эффективность производства и темпы экономического роста России.

Многоуровневая структура образования - Многоуровневая система профессионального образования

Многоуровневая система профессионального образования

Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной, моноуровневой и многоуровневой, универсальной и специализированной, моноотраслевой и межотраслевой.

Профессиональное образование любого уровня обеспечивает получение учащимися профессии соответствующей квалификации.

Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно–просветительскую деятельность среди населения.

Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).

Институт – самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

Колледж – среднее профессиональное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов I уровня квалификации (техник, экономист, бухгалтер, медсестра, радист и др.). В Великобритании и США колледжи входят в состав университетов, в России являются самостоятельными учебными заведениями с региональной или муниципальной собственностью.

Техникум (училище) – среднее профессиональное учебное заведение для подготовки специалистов I уровня для различных отраслей народного хозяйства. В СССР с 1920 г. преимущественно создавались в производственных отраслях для подготовки специалистов технического и финансово–экономического профиля. В социальной сфере организовывались как училища (педагогические, музыкальные, медицинские, художественные и др.).

Профессионалъно–технические училища (ПТУ) – основное звено начального профессионального образования квалифицированных рабочих на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. Существуют в СССР с 1958 г. и внесли значительный вклад в подготовку молодых рабочих. С 90–х годов идет преобразование ПТУ в технические лицеи или объединение с техникумами.

Учреждение в соответствии с полученной лицензией может осуществлять деятельность по одной или нескольким образовательным программам одного или нескольких образовательных уровней (рис. 1.2).

К общеобразователъным относятся программы дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержание этих программ направлено на развитие общей культуры личности, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования. Эти программы предназначены для последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовки специалистов соответствующей квалификации.

Систему многоуровнего образования в виде структуры

Систему многоуровнего образования можно представить в виде структуры, предусматривающей следующие уровни (ступени) образования

I уровень – неполное высшее образование с продолжительностью обучения не менее двух лет, контингент студентов формируется в основном из выпускников школ, квалификация им не присваивается;
II уровень – высшее профессиональное образование, контингент студентов формируется из выпускников I уровня образования, а также из выпускников ссузов и колледжей, полный срок обучения – не менее 4 лет; квалификация (академическая степень) – бакалавр, выдается диплом о высшем образовании;
III уровень – реализуется по основным профессиональным образовательным программам двух типов:

Образовательные программы подготовки специалистов могут осваиваться независимо от бакалаврской подготовки. В этом случае нормативные сроки обучения устанавливаются ГОС ВПО по конкретной специальности, но не менее 5 лет.

Освоение образовательных программ в вузе обеспечивается соответствующей организацией учебного процесса. В настоящее время широкое распространение в вузах получила блочно–модульная структура учебных планов: на первом уровне (1 и 2 курсы) содержание образования соответствует в основном дисциплинам социально–гуманитарного и естественно–математического циклов ГОС ВПО, что позволяет заложить фундамент образования; общепрофессиональные дисциплины на I уровне составляют 10–15% профессиональной образовательной программы. Такой подход сохраняет единое образовательное пространство, его открытость, определенную защищенность студента: он без особых потерь в случае необходимости может перейти из вуза в вуз, с одной профессиональной программы на другую в пределах вуза.

Возможность осуществить выбор или смену образовательной траектории в процессе получения высшего образования, не прерывая его, развивает чувство ответственности, самоопределения, ускоряет социализацию будущего специалиста и обеспечивает учащимся эмоциональную комфортность. Расширение спектра профессиональных видов деятельности после окончания вуза повышает социальную защищенность выпускника.

Профессионалъная подготовка имеет целью приобретение умений и навыков для выполнения работы, предназначенной для рабочих профессий. Эта подготовка не является повышением образовательного уровня и может быть получена как в образовательных учреждениях начального профессионального образования, так и в других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно–производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д.

Общая структура системы образования РФ — Дошкольное образование

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

учреждения дополнительного образования;

другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Дальнейший аналитический материал будет содержать общие характеристики дошкольного и среднего образования, причем последнее рассматривается, прежде всего, в связи с высшим (университетским) образованием, занимающем важнейшее место в системе образования России. Именно ему будет уделено особое внимание в данном обзоре.

Дошкольное образование

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей — около 90 %).

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни — полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад — родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагогию.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).

Среднее (школьное) образование

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:ступень (начальное общее образование) — 4 года;ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех.

Начальное образование. По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: