Коми пермяцкая мифология доклад

Обновлено: 04.07.2024

Мифоло́гия ко́ми — комплекс мифологических представлений, общий для трёх народов коми — зырян, пермяков и язьвинцев.

Содержание

Космогонические мифы

Антропогонические мифы

В мифах о создании людей очевидно влияние христианства: Ен лепит из глины мужчину (Адама), Омэль — женщину; Ен наделяет людей душой и удаляется на небо. Жена Адама по наущению Омэля убивает 12 своих дочерей, за что Ен превращает её в Смерть и заточает под землю; её дочери становятся болезнями (ср. 12 лихорадок в русском фольклоре). Ену удаётся заманить Омэля и злых духов в 4 горшка; один из них разбивается, три Ен прячет в приесподнюю (землетрясения объясняются как попытки Омэля вырваться на волю).

Этногонические мифы

Согласно этногоническому мифу, коми произошли от братьев, Остъяса и Ошъяса, правивших многочисленным народом в мифические времена изобилия. Они должны были приносить человеческие жертвы богу Йомалю (ср. Юмала у карелов и финнов), но за отказ от жертвоприношений были изгнаны в леса коршуном, крылья которого издавали гром, клюв извергал пламя (ср. громовую птицу у эстонцев); обронив перо, коршун воздвиг горный хребет, преградивший коми путь на родину. Предками коми считались также чуды (ср. чудь русских летописей) — народ, ушедший под землю в древние времена. У коми-пермяков сохранились легенды о культурном герое Кудым-Оше, первом кузнеце; он, подобно богатырю Пере и другим персонажам, выступает защитником коми от врагов и чудовищ.

Низшие духи

До недавнего времени у коми сохранялась вера в низших духов — лешего — ворса (ср. лесного людоеда Ягморта, пермяцкого Вэрысьморта), водяного (зырянский васа, бауса, пермяцкий ваисьморт, вакуль), домового — олысе, злых духов (куль, кутьтя-войса, воплощение порчи шева и др.).

Коми были известны представления о трёх душах человека: о душе-дыхании ловья, отделяемой душе Лов и о двойнике человека Орт. Именно после ухода ло"урес". Оставаясь невидимой, душа-орт всю жизнь сопровождала человека. Появление орт (неясный шум и т. п., ср. представления о духе подземного мира Мардус у эстонцев) предвещает смерть.

komi-p

На широких крыльях песни унесу вас в край преданий ,
Пусть слова мои , как зерна , в вашем сердце прорастают .
Вновь в туманном мраке леса жребий Семеро бросают .
Ждут избранника три мира , все три слоя мирозданья ,
За огнем подземным Шонди будет путь его лежать .
Слушай слово древней песни , ведай вековечным знаньем ,
В темноте холодной Пармы дух великий избран был .

Средний мир от нижнего отделяет великая река Сир — Ю . Вкруг над мирами раскинулись её воды , надёжно скрывая мир мёртвых от мира людей . В водах Сир — Ю живёт водяной Вакуль , сжирающий всех , кто ступает в его владения . Только знающие — тодысь могут найти мост , ведущий из одного мира в другой . Есть и другие реки меж другими мирами .

Медведь Ош лежит безмолвным стражем на входе в подземный мир . Лишь мертвым есть дорога в царство смерти , поэтому ни дух из мира живых , ни человек не пройдёт мимо Оша . И потому охотник , убивший медведя , должен воздать ему великие почести .

Ен населил средний мир духами , зверьми и людьми , он засеял леса высокими соснами и елями , а реки заполнил рыбами . Добрых духов он расселил в среднем мире , а злых духов отослал в нижний мир , затем поставил Оша сторожить границу .

Многое должен сделать охотник , если решит пойти на Оша . Ведь Ош бессмертен , и только на время может дать охотнику своё мясо . Нельзя , что бы Ош услышал голос охотника , ведь потом он сможет его выследить . Когда же Ош пойман , в честь него должен быть устроен великий праздник . Голова Оша должна быть жертвой его отцу Ену , и многие песни должны быть спеты , для того , чтобы скрыть от него тех , кто его усыпил .

Всех духов мы зовём чудью . Одни из них были созданы Еном на заре мироздания , другие стали чудью : это мертвецы , что не прошли Последний путь . Есть среди них и полезные духи , помогающие в землянке , есть и злые , насылающие несчастья . У многих вещей есть духи , и зная их пути , можно ими управлять .

Умирая , наша душа , которую мы зовём Орт , проходит Последний путь .
Она проходит по всем трём мирам и достигает железной горы предков .
Все духи знают о Последнем пути и помогают Орту

Орт проходит по реке Сир — Ю , что течет по нижнему миру . Грешные души вязнут в реке и вечно гниют в ней . Тысячи нечистых душ превратились в смрадную жижу и река стала болотом черным и густым , как смола . Когда придёт твой час , иди смело , нет пути назад .

Одни из первых духов , что сотворил Ен были менквы . Он не дал им разума , но дал им вечную жизнь . Безмолвно они стоят в отведённых местах . Лесные менквы возвышаются над верхушками деревьев , болотные менквы вечно смотрят в туман , озерные менквы пьют воду , чтобы потом она выпала дождём .

Земля была богата дарами , и колосья росли полными от земли доверху . Небо было близко и птиц , что летали по своему звездному пути , можно было ловить руками . Люди косили ячмень шилом , и однажды , один из них нашел серп . Серп вырвался из рук и отрубил ему голову . Тело его провалилось сквозь землю и стала вратами для гадов и духов из нижнего мира . Небо же отдалилось от гадов нижнего мира и стало недосягаемым . Его тело и по сей день лежит у границы миров .

Это было до рождения всех вождей могучих-Памов, до того, как кама потекла среди тайги. В океане безграничном утка по волнам плыла. Из яйца первичной утки Ен родился прародитель, Первый лось, отец всех духов и создатель всех людей. Скорлупа же превратилась в мир срединный и высокий, Нижний мир же зародился в мрачной бездне под водой.

Кудым-Ош-сын одноглазой шаманки Пэвсин и медведя. Он стал вождем, но не все любили Кудыма. Хитростью отправили его в болота к вогулам, где жила проклятая невеста с головой чудовища. Все кто сватался с ней и пугался лика, были казнены вождем вогулов. Но Кудым-Ош приглянулся вогулке, и она показала ему свой красивый истинный лик. Он взял её в жены, к удивлению вождя и вогулов, и вернулся в свой край, основав Кар, который назвали его именем — Кудым-Кар. Позже хитростью в Кар проникли враги под ликом торговцев. Кудым-Ош вступил с ними в битву и одолел всех, но и сам погиб в бою. Его похоронили под горой, где он ждёт пробуждения. Когда наше племя будет в жуткой беде, Кудым-Ош пробудиться.

Когда был рождён Ен, в мрачных глубинах бескрайнего океана взял свое начало нижний мир, чтобы было, где жить проклятым.
Немногие тропы ведут в это древнее место, где ходят мертвецы и забытые духи ждут своего часа. Именно там, в глубинах подземелья, можно добыть жаркий огонь Шонди.

По бескрайнему океану, под низким небом плыла Утка. Утка снесла яйцо, и из него вылупился Ен — лось, первый дух, первый бог, отец всех людей. Ен увидел себя в отражении, и вот, из двух лосиных голов образовался небесный свод, верхний мир — обитель богов и душ. Скорлупа яйца, из которого появился Ен, стала землею — средним миром. Из осколков скорлупы Ен сотворил многих древних духов: великого шестиного лося, лешего Ворсу и водяного Вакуля, хищного Карс и грозного Оша, строителя Манг-Онта и коварную Йому и сонм других, младших духов, которых мы зовем чудью.

Однажды Ен стал искать себе жену. Он пришел в землянку, где жили старик со старухой, у которых было три дочери. Он скинул шкуру и поручил дочерям заботиться о ней. Старшая и средняя дочери не смогли удержаться и съели по кусочку лосиного жира, и лишь младшая позаботилась о ней как следовало. Младшую дочь выбрал себе в жены лось Ен. У ена и Дочери человеческой родилось семеро сыновей — человеколосей — наполовину людей, наполовину богов. Они учились многим вещам у отца своего и матери своей и научились понимать пути всех духов, и узнали беды и тревоги людские.

Шло время, и Ен не смог жить с дочерью человеческой. Смрад живых гнал его из землянки и застилал ему взор. Он ушел от своей жены и забрал сыновей, и отправился с ними на охоту. Долго Дочь человеческая смотрела вслед уходящим сыновьям.

Время шло и Ен великий за женой ушел в мир средний, и у старика со старухой древней были трое дочерей. Сбросил Ен обличье лося и вошел в землянку к людям. …Младшая была достойна, и ее он взял с собой, семеро у них родилось сыновей, семь братьев, и лосями они были и детьми от человека, долго жили Ен с женой своею и их семеро детей.

Вечное пламя Шонди когда-то носил Шестиногий лось по Верхнему миру. В то время не было ночи. Когда Ен убил лося, шонди скатилось за горизонт и упало в бескрайний океан. оно долго падало и наконец достигло Нижнего мира. Там Шонди лежит и по сей день, и лучи его не долетают до других миров.

…Но оставил навсегда он дочь рода человека, на охоту Ен-создатель вместе с сыновьями ушел, чтоб пойти по следу лося, что бежал быстрее ветра, и, догнав в тайге суровой, вмиг пронзить стрелой его. Шестиногий лось могучий мог ходить мирами всеми, на рогах его лежало шонди, своим светом покрывая царство мертвых, мир срединный и высокий мир богов.

Средь слоев мироздания обитал шестиногий лось, который носил на своих рогах солнце, что носит имя Шонди, из нижнего мира в верхний. Он был быстр как мысль, и силен, как северный ветер. Долго шестиногий лось носил солнце, пока Ен не пошел на охоту. Ен пошел на охоту за древним лосем и взял с собой своих сыновей. Долго гнался по тайге за лосем Ен. Наконец Ен убил его, а шкуру его прибил к звездам. Так Ен научил сыновей и всех людей охоте, но и не только этому.

Тот, кто живет в лесу, тот, у кого серая шкура. Он — один из мрачных созданий Ена. Он зол и коварен, и, говорят, однажды чуть не погубил самого Ена, когда тот принял человеческий облик.

С семерыми сыновьями долго гнал свою добычу по мирам меж океана Ен создатель всех живых, наконец настиг он лося на горе с железным склоном, и пронзил стрелой его он, свергнув шонди в подземелье, и великий холод вдруг сковал все мирозданье, покрывая снегом царство мертвых, древних духов, и заковывая льдами мир людей и мир богов.

Высоко в ночном небе ярко светит путь птиц. Он простирается от океана до океана, и светел, словно начерчен молоком. По этому пути птицы летают весной и осенью, и он не дает им сбиться с пути.

Гады и ящеры обитают под землею, это тоже чудь. Лапы их когтисты, у иных хвост как у бобра, и для пропитания они пожирают безмолвных рыб. Часть ящеров видна и людям, они путешествуют между мирами, другая же часть видна только знающим. Скрытые ящеры могут двигать горы и воздвигать мосты.

Когда еще не было людей в Среднем мире, Манг-Онт ходил по Парме. Манг-Онт был настолько огромен, что по грудь погружался в землю и тяжестью своей, и рогами своими прокапывал русла рек. Где он ложился, образовывались озера, где пастбища были его — появлялись моря. Однажды семеро птиц село на рога Манг-Онта, и земля уж не смогла сдержать его веса. Он провалился сквозь землю в нижний мир, и по сей день он спит средь опавших рогов. Мы и сейчас находим грозные его рога в земле, когда они сбрасывали их на заре мироздания.

Шло время, Манг-Онт все спал в темноте нижнего мира. Раз за разом с его головы падали тяжелые бивни, все больше и больше становилось их, пока не образовали они Лес костей. Среди опавших рогов поселились духи нижнего мира, густым и непроходимым стал этот лес.

Могуч Манг-Онт, когда он построил средний мир. И сейчас его рога полны силы. Когда он поднимает свою тяжелую голову, сотрясается свод нижнего мира и ходуном ходит земля в среднем.

Великий паук Черань, хозяин мрака, плетет во тьме свою паутину. Его семьдесят семь глаз зорко следят за всеми Ортам, и он помогает мертвым попасть в Средний мир. Но берегись тот дух, что попадет в сети к Черани. Над Сир-ю, что течет в сумрачных пещерах нижнего мира, в пропасти настолько глубокой, что не видно дна, Черань сплел огромную паутину. По ней Орты идут рядами из нижнего мира в средний. Тень за тенью, день за днем, век за веком.

На речном дне живет водяной Вакуль. Он — грозная щука, повелитель всех водоемов. Он сжирает людей, что не приносят ему жертву. Затаившись во тьме, он ждет свою добычу. Вакуль-водяной держит и свое хозяйство — у него есть и жена, и избы, и скот. Ночью у реки порой можно увидеть пасущихся коров водяного. Стоит лишь накинуть веревку через шею одной из них, и она твоя. Но бойся мести Вакуля.

Миры соединены собою многими реками и знающий может путешествовать из нижнего в средний, а из среднего в верхний по этим рекам. Есть и другие пути между мирами, но у каждого пути свой страж, и нет легкого пути обратно.

Когда Орт проходит последний путь, душа Лов вылетает из человека в виде бабочки и улетает в верхний мир жить в светлых избах. Много белых бабочек живет на горе предков.

Средний мир лежит на осколках скорлупы, из которой был рожден Ен. Этот мир Ен создал, для жизни людей и духов. Бескрайние леса тянутся до самого края мира, а рядом с краем раскинулся безграничный древний океан, по которому и по сей день плавает Утка — прародительница всего сущего.

Богам, духам и предкам в жертву мы приносим величественные образы — идолы. Часть мы делаем из дерева, часть из металла. Некоторые же возведены в их честь и отмечают места святилищ. Если идолы далеко, то с собой у нас всегда их бронзовые образы, и тогда любое дерево может превратиться в святилище.

Хозяина леса мы называем Ворса. Звери — скот Ворсы, а птицы — его куры. Ворса уносит к себе детей, проклятых матерями и не отбрасывает тени. В лесной тишине он таится, у святилища ожидая жертву. Давно у них вражда с Вакулем. По ночам в тайге слышен треск веток — это леший сражается с водяным. Если помочь Ворсе в его борьбе, то отблагодарит тебя.

Когда Ен подстрелил древнего лося, солнце сорвалось с его рогов, упав в океан и скатившись глубоко в нижний мир. Мрак накрыл все миры и холод сковал средний мир. Гибель грозила всему живому, поэтому Ен поручил сыновьям каждый день спускаться во тьму нижнего мира и поднимать подземный огонь в верхний, чтоб согревать мирозданье. Семеро ходят меж людей. Они научили нас охоте. Они несут подземный огонь, и они научили и нас доставать его крупицы.

Ен увидел, что не могут жить без шонди все три мира, но и Ену не под силу было вызволить из мрака круг палящий, что с чела его добычи в бездну пал. Семерых всех сыновей он подозвал к остову лося, из его рогов великих он собрал для них оружье, одному дал посох, а другому лук он создал, что и в пламени подземном не покроется золой.

Великий город-кар нашего народа зовется Кудым-кар, в честь вождя его воздвигнувшего, Кудым-Оша.

Ведьма Йома ходит средь людей. Она может подойти к племени в образе нищенки, и горе тем, кто впустит ее. Они снимает свой скальп и ищет в нем вшей. Йома принимает облик птицы и приносит с собою болезни и несчастья. Другая хищная птица — проводник в верхний мир, зовем ее мы Карс. От крика ее содрогается земля, в грозу летать она привыкла. Она помогает людям и потому ей мы воздаем почести.

Ен обитает в Верхнем мире, и никто не может потревожить его покой. Но лишь отсюда огонь Шонди может достичь все другие миры. Тропа в Верхний мир ведет по железной горе к тому месту, где птиц можно ловить руками, где трава стелется как волосы, и где светлые избы стоят меж облаков.

Каждый сын был даром Ена друг за другом наделен, Бог-Создатель поручил им взять оружье и решиться, кто пойдет в мир нижний, отыскать крупицу шонди, и, подняв ее осколком рога, принести во все миры. Первый жребий был там брошен, на горе великой предков, мерзнет средний мир без солнца, замерзают в верхнем духи, наконец один из семи братьев первым избран был идти.

Многоликий Войпель испытывает духов, что осмеливаются вступить в верхний мир. Один его лик — сказание, и он ждет историй. Другой его лик — гнев и сверкающая ярость. Третий его лик — северный ветер, что сковывает путника каменным морозом. Уши его как речные раковины, и всюду, где дует северный ветер, он ведает, что творится.

В холодной мгле, на пустынной горе предков, где бушует северный ветер Войпель, величественно возвышается Маньпупунер, древнее свидетельство могущества Ена и его сыновей. Ен с сыновьями долго гнался за шестиногим лосем и наконец догнали его у древних гор. Когда Ен натянул тугую тетиву и пронзил свою добычу, земля содрогнулась. Высокие горы рушились, грозили смертью семерым сыновьям. Чтобы спасти своих сыновей, Ен спрятал каждого в крепкую скалу. Когда Ен прибил шкуру лося к небу, земля успокоилась. Он выпустил семерых из их убежища, но эти скалы, что мы зовем Маньпупунер стоят и по сей день, напоминая о величии Ена и его сыновей. День за днем, неделю за неделей, семеро человеколосей по очереди носят солнце из нижнего мира в верхний, и так будет до скончания времен.

Он прокрался мимо Оша, хитростью его преодолевши, и во мраке подземелья вместе с мертвыми он шел. Он от Шонди взял крупицу, скрыв от Вакуля и Ворсы, на могучих крыльях Карса в верхний мир ее принес. Здесь в вершине мироздания, Солнце замерло бесследно. Это значит, что средь елей, будет брошен вечный жребий, и один из семи братьев вновь пойдет по всем мирам.

Есть Конец у Древних песен, есть преданье у народа, как горит зарёю Парма, как пылает в небе Солнце, так и Человеколось Великий, путь свой держит каждый день.


Икотка


Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.

Ворса


Иногда ворса обращался и в человеческое обличье — порой он показывался нагим гигантом ростом с дерево, а иногда — просто крепким и высоким мужчиной в черном кафтане. В ряде сказаний упоминалось, что у хозяина леса есть собака, чей лай не имел эха, с которой он обходил угодья. Причиной отсутствия эха у собаки ворсы могло быть то, что дух леса (занимавший особенно место в пантеоне у охотников-коми) жил в мире, параллельном обычной реальности.

Краевед также рассказал о способе избавиться от этого проклятия:

Отдельно он отметил то, как в сериале изображен способ, с помощью которого обычный человек может обхитрить лесного духа.


Как отмечает ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров, имя Пама-сотника увековечил святой Епифаний Премудрый, автор жития святого Стефана Пермского, проповедника христианства в землях коми.

Пам в споре со св. Стефаном защищает веру своих отцов и народа от уже признанного государством христианства.

Исследователь указывает и на то, что достоверность личности Пама подтверждается Вычегородско-Вымской летописью за 1380, 1384 и 1392 годы. С конца XIV века до XVIII века имя Пама практически не встречается в источниках, однако к 500-летию памяти святого Стефана священнослужители начали публиковать брошюры, где негативно рисовали образы Пама и язычников.

Василий Гагарин обратил внимание на то, что информация о Стефане Пермском как правило искажена и неясна непосвященным.

Краевед также отметил, что в случае со Стефаном Пермским нельзя говорить об успешном крещении.

«Лишь Иона умер своей смертью, два других были убиты местными жителями. Да и стали ли коми-пермяки христианами? Они верили в своих богов, поклонялись их идолам и не могли поклоняться нарисованным богам.

Гагарин подчеркнул, что больницы и школы не появились в регионе вместе с христианизацией, поэтому как тогда, так и сейчас многие обращаются за помощью к знахаркам и ведунам:

Читайте также: