Якутский музыкальный инструмент хомус доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ «Сылгы – Ытарская средняя общеобразовательная школа

РЕФЕРАТ

Автор работы: Оконешникова

Аэлита

Руководитель: учитель музыки

Туприна А.И

Сылгы – Ытар 2016

Оглавление

Введение

1. Особенности музыки варгана (хомуса) …………………………………………3

2. Музыкотерапия в Якутии…………………………………………………………4

3. Отчего зависит волшебное свойство музыки хомуса. 7

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Якутский национальный музыкальный инструмент хомус (варган) дошел до наших дней из глубины веков. Исследователи пишут, что до начала прошлого века хомус являлся самым популярным музыкальным инструментом народов Севера.

Хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его волшебства состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человек. Поэтому, когда хомусист сольется с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуст способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней.

Я считаю, тему своей работы актуальной, так как хомус для якутского человека является неотъемлемой частью жизни, даже больше – игра на хомусе является частью человеческой души. Влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.

Цель исследования.

Выяснить, как игра на хомусе влияет на физическое и психическое здоровье человека. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности музыки варгана (хомуса);

2. Провести анализ музыкотерапии в Якутии;

3. Выявить, целебное свойство музыки варгана (хомуса)

Гипотеза: Могу предположить, что хомус посредством своей удивитель­ной музыки пробуждает генную память и помогает сохранять индивидуальность этносов и реализации скрытых возможностей человеческого организма на совер­шенствование, на саморегуляцию и самолечение.

Практическая значимость работы. Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки хомуса. Результаты исследования будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит играть на хомусе.

Особенность музыки варгана (хомуса)

В целом, в большом мире есть много музыкальных инструментов, но самый близкий для якутского народа по этнологии это - Хомус. Итак, сейчас попробуем выявить особенности якутского хомуса от других музыкальных инструментов.

Первая и главная особенность музыки варга­на в том, что он играет только вместе с челове­ком, что хомус издает свои чарующие звуки дыханием, который исходит от человека со свой энергией. Он звучит и создает музыку только тогда, когда превратится в один живой музыкальный инструмент вместе с челове­ком-исполнителем.

Второй особенностью является то, что хомус играет и затрагивает душу человека, если он играет музыку своего народа. Варган, сделанный руками потомственного кузнеца играет музыку, свойственную данному региону и этносу, которую мы называем традиционной. Якутские кузнецы изготовляли его с незапамятных времен, на протяжении веков сохраняя древние секреты и усовершенствуя технологию изготовления.

Третьей особенностью является интернациональность его музыки. Она одинаково нравится жителям всех уголках жизни нашей планеты т.к. она, как часть традиционной культуры, оказывает положительное влияние на человека.

В музыке хомуса заключена духовная энерге­тика народа, и она может оказывать только положительное воздействие, т.к. в ходе эволю­ции народа его генная память отбрасывает все плохое и сохраняет, передает следующим поколе­ниям только положительное.

На основе выше указанного, можно утвер­ждать, что музыку хомуса можно и нужно при­менять для положительного воздействия на чело­века, для мобилизации и реализации скрытых возможностей человеческого организма на совер­шенствование, на саморегуляцию и самолечение.

Музыкотерапия в Якутии

Музыкотерапия существовала всегда и везде, но отличалось тем, что использовались разные музыкальные инструменты . В мировой практике много фактов использования музыки для лечения больных людей в Швеции, в Москве, в Китае, в Японии, в Индии.

К сожалению, в нашей республике, некоторое время не было должного внимания к музыкотерапии, хотя издревле, наши предки в лице шаманов использовали музыкальные инструмен­ты для воздействия на людей (бубен, колоколь­чики и другие атрибуты шаманского костюма).

В последнее время у нас появилось множест­во людей, занимающихся традиционными метода­ми лечения, много внимания уделяется сохране­нию и развитию традиционной культуры.

Это, во-первых, курсы саморегуляции народного целителя Клавдии Ильиничной Максимовой-Сайыыны (к сожалению, ее не стало 3 года назад). На своих курсах она учила людей собст­венной методике аутотренинга, входить в определенное состояние, когда человек сознатель­но регулирует развитие своего организма. Сайыына во время своих сеансов помогала людям разбудить свою генную память, раскрыть свои скрытые возможности, учила правильно и рационально распределять свою жизненную энергию, максимально используя возможности своего организма для изменения различных пато­логий в организме в положительную сторону, учила приводить биополе своего организма в гармонию с окружающей средой.

Сайыына и её курсанты считали, что лучше всего в деле саморегуляции им помогает музыка хомуса.

Во время сеансов каждый курсант дает установку себе на самую разную тему, ставит перед собой самые различные задачи и, что удивительно, за очень короткое время добивается удивительных успехов.

В Покровске РС(Я) живет врач-невропатолог Татьяна Илларионовна Трофимова. Она прошла два курса саморегу­ляции и, овладев методикой аутотренинга, использует в своей работе хомусотерапию. При­меняет записи музыки хомуса при лечении людей в реабилитационном отделении центра традицион­ной медицины.

Самые первые и заметные физические изменения после игры на хомусе - очищение легких . После очищения легких во рту исчезнет неприятный привкус, дыхание станет более глубоким и свободным, благодаря чему в организм начинает поступать больше кислорода. Это в свою очередь способствует улучшению и ускорению обмена веществ и, как следствие, клетки начинают обновляться быстрее, а это омолаживает весь организм. Нормализация кровяного давления, укрепление иммунитета – все это и многое другое человек может получить не принимая кучу разнообразных и дорогостоящих таблеток.

Психологическое изменение – это изменение восприятия человека. При регулярной игре на варгане у него пропадает беспокойство, гнев, страх – и, наоборот, появляется спокойствие, радость. Это положительное воздействие варгана способствует развитию сосредоточенности или медитативности.

Человек - варганист живет размеренно, без суеты, ему чужды депрессия и упадок сил, он лучше чувствует природу. Постепенно формируется позитивное отношение к жизни, желание созидать, развиваться и изменять жизнь к лучшему.

Ученикам было предложено нарисовать рисунок до и после слушания игры на хомусе (запись).

Вывод: Исходя из рисунков, можно высказать предпо­ложение, что хомус посредством своей удивитель­ной музыки пробуждает генную память и помогает сохранять индивидуальность этносов, их оригинальную, своеобразную культуру, как составляющую часть мировой общечеловеческой культуры.

Изучив весь материал о пользе и влиянии музыки на человека, я решила провести экспериментальную работу № 2. Для выявления о том, как игра на хомусе влияет на настроение учащихся.

В эксперименте я попросила участвовать учащихся 5-6 классов 6 учащихся. Эксперимент прошёл в два этапа:

Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают учащиеся музыку хомуса.

1. Нравится ли тебе слушать музыку хомуса?

2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь игру на хомусе?

3. Нужно ли играть на хомусе в повседневной жизни?

4. Согласны ли вы с тем, что музыка хомуса может влиять на организм человека?

Результаты анкетирования

Нравится ли тебе слушать музыку хомуса?

Меняется ли твое настроение, когда слушаешь игру на хомусе?

Нужно ли играть на хомусе в повседневной жизни?

Согласны ли тем, что музыка может влиять на организм человека?

Музыкальный эксперимент

Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать музыку хомуса в медленном темпе, и снова замерить пульс.

Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.

Впечатления детей: игра светлая, чистая, ритмичная.

Потом было предложено прослушать игру на хомусе в быстром темпе. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.

Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Отчего зависит целебное свойство музыки хомуса?

Во-первых, зависит от того, кто сделал хомус и как сделан хомус. Если хомус сделан с помощью станков, то его музыка мало влияет на людей. Наибольшее влияние имеет хомус, изготовленный вручную. Сила его воздействия прямо пропорциональна количеству жизненной энергии, затраченной при его изготовлении. Огромной силой воздействия обладают хомусы, специально изготовленные потомственным кузнецом. Ведь через его гены передается хомусу духовная энергия многих поколений кузнецов - самых талантливых представителей народа, носителей традиций своего народа.

Во-вторых, многое зависит от того, кто играет на хомусе, насколько играющий соблюдает традиции своего народа, насколько он верит в волшебную силу своего инструмента, насколько искренне он желает помочь другим, т.к. при игре на хомусе энергия кузнеца и исполнителя передается через музыку хомуса.(Анс. Айархаан с рук. Дягтеревой, Юлиана Кривошапкина-Дьуруйээнэ, Спиридон Шишигин, Ольга Подлужная, ) А состояние души хомусиста передается также и через резонанс колебаний язычка хомуса и колебаний внутренних органов исполнителя, которые создают живую волну огромной, чудотворной силы воздействия на все живое и неживое.

В-третьих, большое значение имеет и то, как слушатель подготовлен, насколько он сознательно и умело использует энергию хомуса, насколько искренне верит в волшебную силу музыки хомуса.

Таким образом, сила хомуса, его воздействие прямо пропорциональна количеству жизненной энергии, затраченной при его изготовлении. Народный кузнец творец волшебного свойства игры на хомусе.

На основе выше указанного, можно утвер­ждать, что музыку хомуса можно и нужно при­менять для положительного воздействия на чело­века, для мобилизации и реализации скрытых возможностей человеческого организма на совер­шенствование, на саморегуляцию и самолечение.

Из рисунков, можно высказать предпо­ложение, что хомус посредством своей удивитель­ной музыки пробуждает генную память и помогает сохранять индивидуальность этносов, их оригинальную, своеобразную культуру, как составляющую часть мировой общечеловеческой культуры.

По итогу данного эксперимента могу подтвердить, что музыка хомуса положительно влияет на самочувствие и настроение человека.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Выяснили, что сила хомуса, его воздействие прямо пропорциональна количеству жизненной энергии, затраченной при его изготовлении. Народный кузнец творец волшебного свойства игры на хомусе.

По итогам двух экспериментов была достигнута поставленная цель: выяснили, что игра на хомусе влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Я очень хочу, чтобы музыка хомуса, которая по своей природе является импровизацией, была сохра­нена для потомков, чтобы и после нас наша музыка использовалась во всей своей полноте. И я верю, что в скором будущем мы будем продавать в аптеках музыку хомуса для лечения от разных болезней.

Список использованной литературы:

Иванов В.Х. Народное прикладное искусство Якутии: тенденции и проблемы //Проблемы народного искусства Якутии:Сб. науч. Тр. – Якутск, 1984. – С. 3-19.

Мир саха: народное искусство / авт-сост. С.В. Никифорова, И.В. Покатилова. – Якутск : Бичик, 2014. – 240 с.

Хомус – инструмент широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти в музеях. В других его музыкальная судьба продолжается, получая современное звучание, новую жизнь. Хомус в этих странах является любимым всеми инструментом.

На вид хомус неприметный, но таит в себе необыкновенные возможности. Он способен извлечь из себя всё многообразие естественных звуков, рожденных самой матерью – природой. Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Он звучит, когда человек вдохнет в него жизнь. Тайна состоит в том, что хомус представляет единое целое с дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольется с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать печаль, исцелить от болезней.

Когда мастер – импровизатор играет на хомусе, звуки сливаются в настоящую музыку. И это музыка волнует любого человека.

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных более известны бамбуковые хомусы народов Азии, Африки. Народы севера делали хомусы из кости, но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

В древности у народов Саха были деревянные хомусы. Сейчас их нет. Якутские мастера возрождают двуязычковыйхомус. Но основным инструментом остается железныйхомус с одним язычком.

ВложениеРазмер
referat.docx 35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Якутский хомус

Ильина Елена, 10 лет.

РС (Я) п. Жатай ул. Матросова 3/2 т: 84112426563

Руководитель: Тастыгина Елена Александровна

Педагог дополнительного образования

РС (Я) п. Жатай ул. Матросова 3/2 т: 84112426563

Хомус – инструмент широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти в музеях. В других его музыкальная судьба продолжается, получая современное звучание, новую жизнь. Хомус в этих странах является любимым всеми инструментом.

На вид хомус неприметный, но таит в себе необыкновенные возможности. Он способен извлечь из себя всё многообразие естественных звуков, рожденных самой матерью – природой. Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Он звучит, когда человек вдохнет в него жизнь. Тайна состоит в том, что хомус представляет единое целое с дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольется с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать печаль, исцелить от болезней.

Когда мастер – импровизатор играет на хомусе, звуки сливаются в настоящую музыку. И это музыка волнует любого человека.

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных более известны бамбуковые хомусы народов Азии, Африки. Народы севера делали хомусы из кости, но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

В древности у народов Саха были деревянные хомусы. Сейчас их нет. Якутские мастера возрождают двуязычковыйхомус. Но основным инструментом остается железныйхомус с одним язычком. Он состоит из следующих частей:

- Корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два его прямых конца (сынаахтар) имеет четыре грани, которые называются внутренними (ис) и внешними (тас) щечками (иэдэстэр).

- Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закругленный кончик (чыычаах).

Хомус издает звук только на одной ноте, но когда исполнитель научится управлять этим звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи, происходит настоящее чудо: все человеческие чувства и его оттенки разливаются в самых причудливо – неожиданных звуках. Импровизируя ими, хомусист тут же создает музыку – поэму, передавая через него свое эмоциональное состояние зрителям, заставляя их переживать вместе с ним и хомусом.

Основные части хомуса:

Два прямых конца (сынаахтар)

Внешние щечки (тасиэдэстэр)

Внутренние щечки (исиэдэстэр)

Колено язычка (хохуора)

Кончик язычка (чыычаах)

Техника игры на хомусе

Чтобы научится играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков:

- научится правильно держать хомус;

- овладеть приемами ударов пальцами о язычок;

- уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны;

- научиться видоизменять звук.

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса и, приоткрыв зубы, освобождая места для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались, а чтобы язычок колебался надо бить по нему согнутым указательным пальцем, в результате чего возникает основной звук хомуса.

При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычок, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.Чтобы усилить звук необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватили корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

Приемы ударов по языку

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустав против часовой стрелки. Локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.

Обратный удар, это когда палей задевает язычок при обратном движении. При этом звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.

Переменный удар получается при применении двух ударов (основного и обратного) вперемешку. Такой способ очень удобен при игре с высоким темпом.

Боковой или пальцевой удар – это когда кисть руки не движется, а удары производятся с боку разными пальцами. При этом для удобства можно прижать большой палец к виску. Этот способ

удобен при подражании топоту копыт, при воспроизведении ритма современных мелодий.

Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звука не останавливаясь нужно вдыхать воздух во время игры. Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание можно менять и силу, и время звучания.При быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса, диафрагмы. Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка. Иногда и к полной остановке. Потому во время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевленный дыханием человека хомус заговорит человеческим голосом, заиграет, запоет, словно жаворонок весенним утром.

Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре. Поэтому, если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движения язычка. Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые разнообразные звуки.

Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи, называется основным тоном хомуса. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной импровизации, становятся настоящей музыкой. Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание обертонов.

Так с помощью языка можно менять высоту тона хомуса. А при использовании ещё губ, органов глотки, голосового аппарата можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные чудесные звуки.

Самые распространенные приемы игры на хомусе:

Глоточный звук – бэлэс дор5ооно;

Умеренная игра – сыыйатардыы;

Удачно комбинируя эти основные приемы звука с приемами дыхания, удара, хомусисты – импровизаторы создают чудесную музыку хомуса.

Виды игры на хомусе

Игра на хомусе разделяется на три вида: традиционная умеренная, имитационная, импровизационная.

Традиционная умеренная игра – нераспространенный, можно сказать исчезающий стиль игры. При такой игре звук хомуса плывет по воздуху, не переставая и не исчезая ни на секунду. Этот вид игры могут играть только те, кто в течение многих лет делили радость и горе со своим другом хомусом, обычно это пожилые люди. Умеренная игра – это игра обычно для себя, а не для зрителя. Простым видом умеренной игры является воспроизведение на хомусе мелодий народных песен так, чтобы слышны и слова песни. Исполнитель традиционной умеренной игры всегда является исполнителем тойука. Некоторые исполнители при умеренной игре подпевают себе голосом, что тоже является отдельным видом умеренной игры.

Имитационный стиль – это самый распространенный и любимый стиль всех хомусистов. У якутского хомуса неограниченные возможности звукоподражания. Поэтому когда настоящий мастер играет имитационной игры, то можно в разгар лета попасть в снежную бурю лютой зимы, а в зимнюю стужу – прогулять по буйной зелени июльской поры. Находясь в любой дальней стране, во время игры можно очутиться в родном краю, в кругу семьи. Хомусист – импровизатор, играя на хомусе, можно точь-в-точь повторить звуки весенней капели, топот скакунов, кукование кукушки, барабанную дробь дятла, свист ветра, пение жаворонка.

Импровизационная игра – это игра отличается тем, что обязательно имеется тема, содержания которой рассказывается возможностями хомуса. И она доступна не всем играющим. Так может тот хомусист, который овладел техникой игры и умеет выражать свои чувства через хомус. Импровизатор, создавая свою музыку, не старается показывать все возможности хомуса, а применять лишь необходимые для передачи своего настроения приемы. При создании музыки с помощью хомуса необходимо уметь пользоваться постепенным уменьшением звука, сменой ритма, темпа, паузой, длинными и короткими звуками. Музыка должна состоять из трех частей: вступления, раскрытия темы, заключения.

Якутская хомусная музыка

Основателем импровизационно-концертного стиля якутской хомусной музыки является И. Е. Алексеев, который разработал целый комплекс звукоизобразительных приемов на хомусе, отличающихся техническим совершенством, фантастичностью достигнутых тембральных окрасок, но и воспитавший целую плеяду великолепных исполнителей – импровизаторов.

Якутская хомусная музыка имеет огромные перспективы развития как в фольклорном бытовании, так и в развитии якутской профессиональной музыкальной культуры.

За последние годы якутский хомус претерпел серьезные изменения как в отношении внешних

конструктивных элементов, так и в части музыкальных звуковых качеств. Виртуозы – исполнители расширили диапазон исполнительского мастерства, открыли широкий простор для творческой фантазии и сочинительской деятельности. Мастера – умельцы начали приоткрывать технологические секреты старых ремесленников. Хомусное искусство возрождается в атмосфере повышенного интереса к народной фольклорной музыке.

Хомус в моей жизни

В прошлом году мама подарила мне хомус и я начала учиться играть, но опять остановилась. Потому что у меня не получалась, хотя мама всегда помогает, поэтому решила сначала узнать о хомусе, технике игры на инструменте.При выполнении этой работы я много узнала о приемах игры на хомусе. Следующий шаг – это изучить историю хомуса полностью. Ведь для того чтобы виртуозно играть нужно знать историю инструмента, потом можно начать уроки игры у мастеров-импровизаторов. Любой желающий может научиться играть на хомусе. Для этого нужны

систематические занятия, упорство, настойчивость и, конечно, большое желание, любовь к музыке хомуса. Надо самому играющему поверить в человеческую душу хомуса, волшебство его музыки. Ведь не зря говорят, что музыка хомуса излечивает болезнь. В будущем я хочу, чтобы все люди умели играть на хомусе, тогда во всем мире могут исчезнуть негативные явления. Так как звуки хомуса передают только положительные эмоции.

В тот светлый день, когда земля рождалась,

И нас — людей благословляли боги в Срединном Мире

Жить с добром и верой, и в дар для памяти о том чудесном сотворении

Хомус преподнесли они якутам.

Стальной клинок, хранящий сотни звуков,

Заговорил на сотнях языках, и песни звонкие якутов

Озвучилв самых трепетных сердцах!

И боги говорили в песнях с нами о том, какой любовью Звезда сцены

Заклинали хомус, и закаляли Словом:

«Мы звук божественный сковали прочной сталью,

Чтоб вы могли в руках его держать

И жалом тонким, гибким извлекать

Все голоса племен, что мы создали.

Певучими стихами разных стран мы наделили гордое творенье.

И трели птиц, и крыльев их паренье хранит теперь

Стальной хомуса стан.

И сила в нем таится не простая -

Беду и горе одолеет тот, кому послышится лишь песнь святая,

Того хомус за счастьем позовет.

И дух светлее над тоскою вьюжной,

И скорбь легка, когда хомус поет,

И в битве побеждает самый дружный сплоченный песней славною народ!

Любое дело спорится в руках

И благородно подступает старость, воспетыехомусом на устах,

Божественно не знающих усталость.

И память в нем хранится вековая:

Традиции народов в нем живут,

И даже в годы трудные страдая,

Под бедами не сгорбится якут.

Он, словно гибкая струна хомуса,

Звенящая морозной тетивой, подкрасться сможет тихо на камусах,

Лучами-стрелами повергнуть холод злой.

Ютиться век, всю жизнь не доедая,

Может умом хиреть, и старость не нажить,

Но лишь хомус язычок взыграет,

Якут поймет, что не с чего тужить!

Так песнею хомуса скрасив ночи

Холодной, долгой и скупой зимы,

Оттает грусть печалью одинокой, разбудит утром радостью весны!

И в травах летний ветер залетает,

Морозы сокрушив и стужи укротив,

Над луговым простором заиграет хомус,

По-богатырски всем грехи простив.

И изобильно обещает солнце, всех ясностью своею нежно грея,

Что туесов отяжелеет донце, таежной земляникою добрея.

Голодный зверь забудет зимний холод,

И слабые олени залоснятся, и птицы будут стричь небесный полог,

И счастьем песни лета заискрятся.

И вот тогда земля помолодеет:

Всех станут приглашать на славный пир!

И в радостной березовой алее

Во славу добрых духов честить мир!

На первый день Ысыаха соберутся почтить богов родные племена.

И в день второй все праздники сойдутся

Под всех родов великих знамена!

И третий день широкогоЫсыаха больших земель богатыри разбудят

Их состязанье ловких, игр утеху

Так праздник в честь богов -творцов Вселенной

Заговорен был в тоненький предмет

И вручен в светлый день как дар нетленный -

Хомусом, как божественный завет.

А. Кулаковский (1898)

Перевод В. Данилов

5. И.Е. Алексеев, Школа игры на якутскомхомусе, (материалы 1 Всесоюзной конференции), Я. 1988

6. К. Д. Уткин, Голосом живой природы, Я.1993

7. А.П. Решетникова, Об обрядовой функции варгана, (материалы 1 Всесоюзной конференции), Я. 1988

Все о якутском хомусе

Раздумывая об освоении оригинального музыкального инструмента, есть смысл обратить свое внимание на якутский хомус. Научиться играть на варгане не представляет особых сложностей, зато возникающая музыка никого не оставит равнодушным.



Что это такое?




Необходимо добавить, что разновидности хомуса присутствуют и у других народов. Разница между ними заключается как в основном материале, так и в особенностях строения.




Интересный факт! В 2011 году 30 ноября в республике Саха прошел первый в истории День хомуса, а три года спустя праздник был признан на международном уровне, благодаря поддержке правления международного общества хомусистов.



Обзор видов

Якутский хомус может отличаться как по строению, в том числе и по количеству язычков, так и материалом изготовления, высотой и тоном извлекаемого звука. Существуют и миниатюрные, и несколько увеличенные модели. От габаритов устройства зависят чистота звука, глубина и тональность.


По строению

Конструкция якутского хомуса очень проста: основа-кольцо и свободно движущийся язычок. Инструмент может быть как цельным (когда язычок сразу же вырезан в основе), так и составным (когда отделенный язычок фиксируется на кольце). Внешне варган может напоминать дугу либо же тонкую узкую пластинку. Дугообразные разновидности выковываются из металлических прутьев, в центре которых крепится стальная деталь, завершающаяся крючком.


Дорогостоящие модели часто делают из серебряного или медного прута, а после украшают инкрустацией и гравировкой. Пластинчатые варганы создаются из цельной пластины, в середине которой располагается прорезь, а язычок либо также дополнительно фиксируется, либо просто вырезается из той же основы. Музыкальные пластины, как правило, создаются из дерева, кости или бамбука.


Разновидности варгана, существующие в регионах страны, да и всего мира обладают своей спецификой. К примеру, алтайский комуз – это инструмент среднего размера с легким язычком и овальной основой. Немецкий мультроммель – большой агрегат, издающий низкие и громкие звуки. Вьетнамский Дан Мои относится к пластинчатым разновидностям. Прижимать его следует к губам, в результате чего получается мягкий, высокий и долгий звук. Язычок небольшой непальской мурчунги удлиняется в обратную сторону.





Сами музыканты также постоянно усовершенствуют данный инструмент. Так, хомус Осипова считается универсальным инструментом, идеально подходящим для начинающих. Он позволяет создавать быструю и медленную, тихую и громкую музыку, а бить можно как на себя, так и против себя. Чувствительность и диапазон высотой не отличаются, но звучание все равно получается органичным.


Варган Лугинова обладает сочным звуком и широким диапазоном обертонов.


Якутский хомус Мандарова славится своим плотным низким тембром. Металлическая конструкция с мягким язычком идеально подходит для энергичного исполнения. Получаемый звук называют неприхотливым и нетребовательным к профессионализму музыканта.


Певучие хомусы Мальцева заслуженно признаны одними из лучших. Чистое звучание, яркий звук, низкий тембр – все это объясняет популярность данной разновидности у исполнителей. Средняя жесткость языка позволяет выдерживать ритм даже при убыстрении темпа.


Варган мастер Чемчоева создает громкий и объемный звук. Язычок средней жесткости подходит для исполнителей любого направления.


Внимания также заслуживают творения мастеров Готовцева, Христофорова, Шепелева, Михайлова и Прокопьева.


По количеству язычков

Якутский хомус обладает от одного до четырех язычков. Инструмент, обладающий одной деталью, звучит на одной ноте. Его вибрация создается благодаря выдыхаемому и вдыхаемому воздуху, а также артикуляции играющего. Чем больше количество язычков, тем богаче будет извлекаемый звук.


Музыка


Музей инструмента

Государственный музей хомуса, обладающий международным статусом, располагается в городе Якутске. В экспозиции представлено порядка 9 тысяч экспонатов со всего мира, в том числе чукотский хомус, тувинский народный, индийский, монгольский и многие иные. Культурное учреждение было создано 30 ноября 1990 года академиком РАН Иваном Егоровичем Алексеевым. Сегодня это активно развивающееся культурное учреждение, в котором проводятся всевозможные мероприятия, основной фонд которого увеличивается с каждым годом.


Экспозиция первого зала позволяет гостям ознакомиться с особенностями изготовления музыкального инструмента и увидеть творения признанных мастеров, в том числе и XVIII-XIX столетий. Второй зал посвящен варганам практически 90 разных стран. Именно здесь есть возможность познакомиться с изделиями из бамбука, камыша, кости, железа, дерева и их комбинаций. Значимую роль здесь играет коллекция хомусиста Шишигина. В третьем зале посетителей ждет собрание Фредерика Крейна, полученное музеем в 2009 году. Более шести сотен экспонатов американский профессор коллекционировал с 1961 года, а старейшие из них датируются XIV веком. В соседнем помещении можно узнать увлекательную историю установления рекорда Гиннеса по одномоментной игре на хомусе в 2011 году, а также увидеть образец, побывавший в космосе.


Как играть на хомусе?


Уроки игры на хомусе подразумевают также освоение базовых приемов ударов о язычок. Будущим музыкантам предстоит научиться крутить свободной кистью, одновременно стуча согнутым пальцем по передней части детали. При ускорении или замедлении ритма меняются и сила, и темп данного механического воздействия. Не возбраняется вращать кисть в обратную сторону и также стучать пальцем о язычок.

Во время музицирования правильно дышать медленно и осторожно – так звуки, издаваемые хомусом, удлинятся. Главную роль здесь играет именно вдох, но правильный выдох также повлияет на игру – он увеличит силу движений язычка. Разработав диафрагмальное дыхание, удастся также создать более глубокие и сильные вибрации.


Задавать направление звука получается благодаря органам речи. К примеру, если обхватить губами корпус, то музыка варгана станет более насыщенной. Помогут также вибрации языка и движения губ.

Как звучит якутский хомус, смотрите в видео ниже.

Варган (Хомус, Кубыз)

варган

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото:

инструмент ВАРГАН



Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.

музей хомуса и варгана в Якутске

Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

  • Дугообразные варганы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.
  • Пластинчатые варганы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

Разновидности

разновидности варганов

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

Применение

Варган является универсальным музыкальным инструментом, спектр применения которого весьма разнообразен. Кроме использования в этнической музыке он широко употребляется как в классической музыке, так и в различных современных музыкальных направлениях, таких как рок, фолк, поп. Варган очень популярен в молодежной среде, а также является ритуальным инструментом алтайских и якутских шаманов – колдунов. Кроме этого варган используется в исцеляющих практиках, которыми в нынешнее время очень заинтересовались ученые: инструмент обладает лечебными свойствами и положительно воздействует на работу всех человеческих органов. Он хорошо очищает легкие, оказывает антистрессовое воздействие, а также обладает косметическим действием - разглаживает морщины.

Исполнители

исполнители на варгане

История

Когда и где начинается история варгана – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка. Аналогичные инструменты, изготовленные из этого материала, по сей день встречаются в нашей Сибири (республика Тыва).

история варгана

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Варган

Читайте также: