Доклад на тему линейные вычислительные алгоритмы 9 класс

Обновлено: 29.04.2024

К моменту данного урока учащиеся знакомы со следующими понятиями: алгоритм, виды алгоритмических конструкций, исполнитель, система команд; имеют навыки составления несложных алгоритмов разных типов и представления их на языке блок-схем.

Учебник: И.Семакин и др. “Информатика. Базовый курс 7 – 9”, БИНОМ. Лаборатория знаний 2004 г.

  1. Закрепить введенные ранее понятия “величина”, “переменная”, “операция присваивания”, “команда присваивания”.
  2. Отработать навыки работы с переменными, командой присваивания.
  3. Познакомиться с понятием “трассировка”.
  4. Рассмотреть возможности оптимизации алгоритма за счет уменьшения количества переменных на вычислительных задачах.
  5. Получить начальные сведения о языке программирования Pascal.

Оборудование и материалы к уроку.

Демонстрационное оборудование (мультимедийный или оверхед проектор, экран), функционирующая локальная сеть; программное обеспечение: электронные тестирующие программы (или другие средства организации тестирования), среда программирования Borland Pascal, средства просмотра презентаций.

  1. Презентация (демонстрационные слайды) для повторения материала (файл – приложение 1. pps ).
  2. Электронный тест “Алгоритм. Величина. Переменная” подготовлены (ярлыки на рабочем столе) (файл – приложение 2. xls).
  3. Раздаточный материал – трассировочные таблицы (файл – приложение 3.doc).
  4. Текст задачи для проекции на доске (файл – приложение 4.doc).
  5. Текстовый файл с программным кодом (файл – приложение 5.txt).
  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний – обсуждение домашнего задания, тренировочные упражнения.
  3. Тест.
  4. Решение задачи с использованием трассировочной таблицы.
  5. Модификация задачи, устный анализ задачи.
  6. Анализ задачи, записанной на Паскале, выявление закономерностей, запуск.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

(5 – 7 минут) На прошлом уроке мы приступили к изучению основ программирования, вспомнили некоторые понятия из темы “Алгоритмизация”, познакомились с новыми.

Проверяем домашнее задание (№ 8, 9 к п. 12.1 учебника, № 8 – устно, № 9 – у доски).

  1. Как называется отдельный информационный объект, обрабатываемый ПК?
  2. Назовите основные характеристики величины?
  3. На какие 2 класса подразделяются величины?
  4. Любое ли словосочетание может быть именем переменной?
  5. Как переменная получает свое значение?

Давайте рассмотрим конкретные примеры – открыть файл презентации приложение1.pps (демонстрационные слайды).

3. Тест (8 вопросов 6 минут, см. файл приложение2.xls).

4.Сегодня мы подробнее познакомимся с “Линейными вычислительными алгоритмами”.

Процесс решения вычислительной задачи – процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге – в определенных переменных получается искомый результат. Переменная величина получает значение в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.

Присваивание является важнейшей операцией в алгоритмах, работающих с величинами, поэтому остановимся на ней подробнее.

Давайте решим задачу. У вас на партах лежат листы (файл – приложение3.doc), где сформулирована задача №1.

//На доску проецируется содержимое файла приложение4.doc//.

ЗАДАЧА 1.

  1. можно использовать только операции сложения, умножения, вычитания;
  2. в каждом выражении можно использовать только 1 операцию.
  1. Что дано? (значение х)
  2. Что требуется найти? (значение у)
  3. Каков тип этих величин?
  4. Сколько переменных нам потребуется для решения задачи (как минимум 2)?

Давайте для наглядности воспользуемся дополнительными (промежуточными) переменными, в которых будем хранить результат каждого действия. Необходимые действия запишем в таблицу:

Выполним трассировку нашего алгоритма, то есть подставим некоторые значения х и выполним действия. Например для х=1.

Обратите внимание: пока переменной не присвоено конкретное значение, она остается неопределенной!

Самостоятельно выполните трассировку для х=2 (1 человек у доски) и х=3 (самостоятельно на листочках).

5. Усовершенствуем нашу задачу таким образом, чтобы использовались лишь 2 переменные – х и у. Как это сделать?

//Скорее всего, будут предложены разные варианты//.

Новое присвоенное значение переменной заменяет ее предыдущее значение!

Все эти ключевые факты сформулированы на ваших листочках.

Сделайте трассировку для х=1 и х=2, проверьте, что результаты совпадают.

6. Очевидно, что при вычислении значения у уже при х=3, мы испытываем некоторые трудности при вычислении. Возникает закономерное желание перепоручить эту задачу компьютеру. Для этого необходимо написать соответствующую программу на языке программирования.

Посмотрите, как выглядит подобная программа, записанная на языке Паскаль. Откройте текстовый файл Zadacha (файл – приложение 5.txt) на рабочем столе.

Пусть вас не удивляет тип файла – действительно, любая программа – это текстовый файл, записанный по правилам языка программирования. Открыв его в соответствующей среде программирования, мы сможем эту программу запустить на исполнение.

Program Zadacha – заголовок программы

Var X,Y:integer – раздел описаний переменных

Минимальное знание английского языка позволяет предположить, что означают те или иные команды языка и служебные слова. В языке программирования команда – оператор.

Будем переписывать построчно программу в соответствующий столбец таблицы и комментировать каждую строчку.

Оператор Readln (от англ. “читать”) позволяет ПК считать значение переменной с клавиатуры. А оператор Writeln (от англ. “писать”) выводит, пишет значение переменной на экран монитора.

Попробуем выполнить эту программу. Для этого откроем файл в программе Паскаль.

- Как это сделать? (пр. кнопкой мыши…)

  1. Что необходимо сделать?
  2. Какая первая команда в программе?
  3. Где результат?

Программа выполнила свою работу и тут же вернулась в режим редактирования, результат был на экране, но посмотреть его мы не успели.

Давайте запустим программу еще раз. Что мы видим – вот он, прошлый напечатанный результат.

Немножко изменим текст нашей программы, добавим один технический оператор – readln (пустой) в конце программы, который будет ожидать нажатия клавиши на клавиатуре, прежде чем вернуться в режим редактирования.

Заметьте, что полученные результаты полностью соответствуют трассировочной таблице.

7. Сегодня на уроке мы познакомились с линейным вычислительным алгоритмом и способом его реализации на языке Паскаль. На следующем уроке мы подробнее поговорим и о структуре языка, и о правилах оформлениях программы.

  1. Одной из фундаментальных операций в программировании является присваивание.
    Какими двумя способами можно присвоить переменной новое значение?
    С помощью каких операторов эти способы реализованы на языке Паскаль?
  2. Что можно сказать о переменной, если ее значение еще не задано?
  3. Что необходимо сделать в среде Паскаль, чтобы иметь возможность задать значение какой-либо переменной?

8. Домашнее задание: в вашем учебнике §12.2 – линейный вычислительный алгоритм. После §12.2 № 8 (аналогично № 1), № 9.

В презентации предаствлены линейные вычислительные алгоритмы.

ВложениеРазмер
Линейные вычислительные алгоритмы 622.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЛИНЕЙНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ

ПРИСВАИВАНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА ПРИСВАИВАНИЕ — ВАЖНЕЙШАЯ ОПЕРАЦИЯ В АЛГОРИТМАХ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ С ВЕЛИЧИНАМИ ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ПОЛУЧАЕТ ЗНАЧЕНИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИСВАИВАНИЯ. ПРИСВАИВАНИЕ: КОМАНДА ПРИСВАИВАНИЯ КОМАНДА ВВОДА ВЫПОЛНЕНИЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ КОМАНД ПРИСВАИВАНИЯ ДВЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ: a и b КОМАНДА a b a:=1 1 - b:=2 ×a 1 2 a:=b 2 2 b:=a + b 2 4 трассировочная таблица Компьютер выполняет команды в порядке их записи в алгоритме

ВЫПОЛНЕНИЕ КОМАНД ПРИСВАИВАНИЯ Три основные свойства присваивания 1. пока переменной не присвоено значения, она остается неопределенной; 2. значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; 3. новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.

ОБМЕН ЗНАЧЕНИЯМИ ДВУХ ПЕРЕМЕННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ОПЕРАЦИИ НЕОБХОДИМА ТРЕТЬЯ ПЕРЕМЕННАЯ КОМАНДА x y z ВВОД X,Y 1 2 - Z : = X 1 2 1 X : = Y 2 2 1 Y : = Z 2 1 1 ВЫВОД X,Y 2 1 1 ТРАССИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА В ИТОГЕ ПЕРЕМЕННЫЕ X и Y обменялись значениями

ЛИНЕЙНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ДАНЫ ДВЕ ПРОСТЫЕ ДРОБИ; ПОЛУЧИТЬ ДРОБЬ, ЯВЛЯЮЩУЮСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ИХ ДЕЛЕНИЯ ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ — это алгоритм, состоящий из действий последовательно следующих друг за другом. НАРИСОВАТЬ В ТЕТРАДИ БЛОК-СХЕМУ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ

ЛИНЕЙНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ

КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ? ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕ ТОГО КАК СОЗДАН АЛГОРИТМ

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ СОЗДАТЕЛЬ: НИКЛАУС ВИРТ РАЗРАБОТАН В 1971 г. НАЗВАН В ЧЕСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО УЧЕНОГО БЛЕЗА ПАСКАЛЯ

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ ПАСКАЛЬ — универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ Команду алгоритма , записанную на языке программирования, принято называть оператором Программа на Паскале и описание на Алгоритмическом языке очень близки по своему виду

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ Программа на Паскале и описание на Алгоритмическом языке очень близки по своему виду

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ PROGRAM VAR — раздел описания переменных BEGIN — раздел операторов END ДОПОЛНИТЕЛЬНО: CONST — раздел описания констант TYPE - раздел описания типов

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ Ввод данных с клавиатуры: Оператор — READ READLN Вывод результатов: Оператор — WRITE WRITELN список переменных> Арифметический оператор присваивания: : =

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ Арифметическое выражение может содержать: числовые константы переменные знаки арифметических операций круглые скобки Знаки Основных арифметических операций + - сложение - - вычитание * - умножение / - деление

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ Приоритет выполненияопераций: * и / - старшие операции + и - - младшие операции круглые скобки влияют на порядок выполнения операций Знаки Основных арифметических операций + - сложение - - вычитание * - умножение / - деление

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ Особенности Паскаля: Нет различия между строчными и прописными буквами WRITELN = writeln и др. (;) - точка с запятой ставится: в конце заголовка программы в конце раздела описания переменных является разделителем операторов

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЗЯТЬ ИЗ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ 5 АРИФМЕТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ И СОСТАВИТЬ ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЛЯ ИХ ВЫЧИСЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура программы, проекта в Delphi (Lazarus). Программирование линейных алгоритмов

В уроке рассматривается структура программы и проекта системы визуального программирования Delphi (Lazarus). Рассматриваются программы линейной структуры. В практической части приводятся задания .


Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информа.


Рабочая программа учебной дисциплины "Периферийные устройства вычислительной техники" по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и се.



РП ПМ.04 Выполнение работ по профессии Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Рабочая программа ПМ.04 Выполнение работ по профессии Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.

Линейный алгоритм

презентация линейный алгоритм.


Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин представляет собой систему учебно-методических документов, регл.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Трассировка алгоритма 9 класс, § 34

Описание презентации по отдельным слайдам:

Трассировка алгоритма 9 класс, § 34

Трассировка алгоритма 9 класс, § 34

Свойства присваивания Переменная величина получает значение в результате прис.

Свойства присваивания Переменная величина получает значение в результате присваивания. Присваивание производится компьютером при выполнении одной из двух команд: команды присваивания и команды ввода.

Пример Рассмотрим последовательность выполнения четырёх команд присваивания.

Пример Рассмотрим последовательность выполнения четырёх команд присваивания, в которых участвуют две переменные: а и b. В таблице против каждой команды указываются значения переменных, которые устанавливаются после её выполнения. Она называется трассировочной таблицей, а процесс её заполнения называется трассировкой алгоритма. Команда а b a:=1 1 - b:=2*а 1 2 a:=b 2 2 b:=a + b 2 4

Прочерк в таблице обозначает неопределённое значение переменной. Конечные зна.

Прочерк в таблице обозначает неопределённое значение переменной. Конечные значения а и b соответственно равны 2 и 4. Команда а b a:=1 1 - b:=2*а 1 2 a:=b 2 2 b:=a + b 2 4

Три свойства присваивания Пока переменной не присвоено значения, она остаётся.

Три свойства присваивания Пока переменной не присвоено значения, она остаётся неопределённой. Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения. Новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.

Ещё один пример Даны две переменные величины: X и Y. Требуется произвести меж.

Ещё один пример Даны две переменные величины: X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями. Например, если первоначально было: X = 1; Y = 2, то после обмена должно стать: X = 2, Y = 1. Для обмена значениями двух переменных нужна третья дополнительная переменная, назовём её Z. Задача решается последовательным выполнением трёх операторов присваивания.

В итоге переменные X и Y поменялись значениями. Команда X Y Z вводX,Y Z:=X X.

В итоге переменные X и Y поменялись значениями. Команда X Y Z вводX,Y Z:=X X:=Y Y:=Z выводX, Y 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 - 1 1 1 1

В алгоритмах на АЯ указываются типы всех переменных. Такое указание называетс.

В алгоритмах на АЯ указываются типы всех переменных. Такое указание называется описанием переменных. Числовые величины, принимающие только целочисленные значения, описываются с помощью служебного слова цел (целый).

Домашнее задание: 1. Между командами ввода и вывода впишите в алгоритм нескол.

Домашнее задание: 1. Между командами ввода и вывода впишите в алгоритм несколько команд присваивания, в результате чего должен получиться алгоритм возведения в 4-ю степень введённого числа (дополнительные переменные, кроме A, не использовать): ввод А вывод А

Домашнее задание: 2. Чему будут равны значения переменных a, b, c, x после вы.

Домашнее задание: 2. Чему будут равны значения переменных a, b, c, x после выполнения алгоритма, если при вводе их значения равны a=5, b=10,с=20? Постройте трассировочную таблицу.

Домашнее задание: алг счет цел a,b,c,x нач ввод a,b,c x:=a+b+c a:=a*5 b:=a+b.

Домашнее задание: алг счет цел a,b,c,x нач ввод a,b,c x:=a+b+c a:=a*5 b:=a+b c:=15 b:=b*3 вывод a,b,c,x кон

Домашнее задание: 3. Запишите алгоритм циклического обмена значениями трёх пе.

Домашнее задание: 3. Запишите алгоритм циклического обмена значениями трёх переменных a,b,c. Схема циклического обмена: a  b  c Например, если до обмена было: a=1, b=2, c=3, то после обмена должно стать: a=3, b=1, c=2. Выполнить трассировку. Алгоритм: Трассировочная таблица:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 548 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.10.2018 3263
  • PPTX 124.4 кбайт
  • 79 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Алена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Повседневная жизнь каждого человека заключается в решении огромного количества задач различной сложности на работе или во время учебы. Некоторые задачи являются настолько простыми, что при их выполнении мы делаем определенные действия автоматически, даже не задумываясь. Решение любой задачи, даже самой простой, как правило, осуществляется последовательно за несколько шагов. Такого рода последовательность при решении задач называется алгоритмом. Сегодня мы рассмотрим, что такое линейные алгоритмы, как изображается их структура, как осуществляется их решение и программирование.

Алгоритмический язык

Это понятие представляет собой точное предписание для исполнителя совершить определенную последовательность действий, которая направляется на решение поставленной задачи.

линейные алгоритмы

Данный язык является средством описания алгоритмов, которые ориентированы обычно на пользователя.

Если говорить на компьютерном языке, так обозначается точное предписание, определяющее вычислительный процесс. Он, в свою очередь, ведет от начальных данных, которые варьируются, к исходному результату.

Разработка алгоритма - довольно сложный и трудоемкий процесс. Он представляет собой технику составления (разработки) последовательности действий, предназначающихся для решения задач с помощью ЭВМ.

Свойства алгоритма

Среди свойств выделяют:

  • конечность – заключается в завершении работы всего алгоритма за определенно конечное число этапов (шагов);
  • определенность (однозначность) – представляет собой единственность толкования правил для выполнения действий, а также порядка их выполнения;
  • результативность – получение необходимого результата за любое конечное число шагов;
  • понятность – указания должны быть понятны исполнителю;
  • массовость – алгоритмы должны иметь возможность решать целый класс конкретных задач с общей постановкой задачи.

Линейные алгоритмы. Информатика 9 класса

Мы уже рассмотрели определения и свойства данного понятия. Теперь поговорим о его видах:

решение линейных алгоритмов

  • линейный;
  • разветвляющий;
  • с циклом.

Нас интересуют линейные алгоритмы. Что они собой представляют? Они содержат команды, которые должны выполняться одна за другой в четкой последовательности.

Линейная структура алгоритма может быть записана в словесной и графической форме.

Приведем такой пример, записанный в словесной форме. Итак, задача: соберись в школу. Решение:

  • Начало.
  • Встань.
  • Сделай зарядку.
  • Умойся.
  • Оденься.
  • Позавтракай.
  • Собери портфель.
  • Конец.

Графическая форма вышеописанного процесса будет предсатвлять собой следующее:

линейные алгоритмы информатика

Линейный алгоритм в виде блок-схемы

Блок-схема представляет собой иллюстративное изображение алгоритма, при котором каждый отдельный этап изображается с помощью блоков, представленных в виде разнообразных геометрических фигур. К тому же связь между этапами (иными словами, последовательность поэтапного выполнения) обозначается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры (блоки). Каждый блок сопровождается надписью. Для типичных действий в линейном алгоритме используются следующие геометрические фигуры:

Вот с помощью таких блок-схем изображается решение линейных алгоритмов. Далее поговорим об особенностях присваивания значений.

Линейные вычислительные алгоритмы

Основное элементарное действие в вычислительном алгоритме – это присваивание переменной величине определенного значения. В случае, когда значение константы определяется видом ее записи, переменная величина получит конкретное значение исключительно в результате присваивания. Это может быть выполнено с помощью двух способов: при помощи команды присваивания; при помощи команды ввода.

Пример решения линейного алгоритма

Приведем пример описания правил деления обыкновенных дробей с помощью линейного алгоритма, которые в школьных учебниках имеют такое содержание:

  • числитель дроби 1 нужно умножить на знаменатель дроби 2;
  • знаменатель дроби 1 необходимо умножить на числитель дроби 2;
  • требуется записать дробь, у которой числитель является результатом выполнения 1 пункта, а знаменатель – результатом выполнения 2 пункта. Алгебраическая форма этого правила имеет следующий вид:

линейная структура алгоритма

Итак, построим для ЭВМ алгоритм деления дробей. Чтобы не запутаться, будем использовать для переменных те самые обозначения, что и в формуле, которая была указана выше. а, b, с, d– исходные данные в виде целочисленных переменных. Результатом также будут целые величины. Решение на алгоритмическом языке будет следующим:

алг Деление дробей

нач

цел а, b, с, d, m, n

кон

Графическая форма решения

Схема линейного алгоритма, описанного выше, выглядит так:

схема линейного алгоритма

Команда присваивания значения имеет следующий формат:

Присваивание – это команда, которая необходима для выполнения компьютером следующих действий:

  • вычисления выражения;
  • присвоения переменной полученного значения.

Приведенный выше алгоритм содержит две команды в качестве присваивания. В блок-схеме команду присваивания нужно записывать в прямоугольнике, который называется вычислительным блоком.

Когда описываются линейные алгоритмы, нет особой необходимости в обязательном соблюдении строгих правил при записи выражений. Можно их записывать с помощью обычной математической формы. Ведь это не строгий синтаксис языка программирования.

В приведенном примере алгоритма есть также команда ввода:

Команда ввода в блок-схеме записывается в параллелограмме, то есть в блоке ввода-вывода. Выполняя эту команду, процессор прерывает работу, пока пользователь не осуществит определенные действия. А именно: пользователю нужно на устройстве ввода (клавиатуре) набрать вводимые переменные (их значения) и нажать Enter, которая выступает клавишей ввода. Важно, чтобы значения вводились в таком же порядке, что и расположенные в списке ввода соответствующие переменные.

Линейный алгоритм. Его программирование

Как уже говорилось в начале статьи, линейные программы могут включать такие операторы:

То есть с помощью перечисленных операторов осуществляется программирование линейных алгоритмов.

Итак, оператор присваивания на программном языке записывается так:

LET А = В, где А – переменная, В – выражение. Например, А = У + 20.

Оператор ввода имеет следующий вид:

INPUT, к примеру: INPUT С

Оператор вывода данных, значений, записывается в таком виде:

PRINT. К примеру PRINT С.

Приведем простой пример. Нам нужно написать программу, которая будет находить сумму вводимых с клавиатуры чисел А и В.

линейные вычислительные алгоритмы

На языке программирования мы получим программу, текст которой изображен ниже.

программирование линейных алгоритмов

Операторы ввода, вывода в языке программирования Паскаль

Паскаль не выделяет специальных операторов, обозначающих операции ввода или вывода, которые используют линейные алгоритмы. В программах обмен информацией осуществляется с помощью встроенных процедур. Поскольку нет нужды в предварительном описании стандартной процедуры, она доступна каждой программе, содержащей обращение к ней. Также названием упомянутой процедуры не выступает какое-либо зарезервированное слово.

При вводе данных используют такие операторы для обращения к стандартной процедуре ввода данных, которая уже встроена в программу.

Read (А, В, С), где А, В, С – переменные, которые нужно ввести в оперативную память для запоминания.

Readlnn (х1, у, х2) – закончив ввод, курсор переходит на начало новой строки.

Вывод на экран монитора данных осуществляется с помощью таких операторов:

Write (А, В, С) – указав значения А, В, С в одной строке, курсор не покидает текущей строки.

Writeln (z, у, z2) – закончив вывод значений, курсор в данной позиции перейдет на новую строку.

Writeln; - свидетельствует о пропуске одной строки и переходе на начало новой.

Вот с помощью таких простых операторов и осуществляется ввод и вывод данных в языке Паскаль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена для объяснения нового материала.

Линейные вычислительные алгоритмы Выполнила: Чернышева Е.А.

вычислительные

Выполнила: Чернышева Е.А.

Цели урока: научить разрабатывать линейные вычислительные алгоритмы. Задачи урока. изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока; приобретение необходимых умений и навыков построения трассировочных таблиц; контроль и самоконтроль, взаимоконтроль; достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).

Цели урока:

  • научить разрабатывать линейные вычислительные алгоритмы.

Задачи урока.

  • изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока;
  • приобретение необходимых умений и навыков построения трассировочных таблиц;
  • контроль и самоконтроль, взаимоконтроль;
  • достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).

Переменная величина получает значение в результате присваивания.

Присваивание. Свойства присваивания. Трассировочной таблицей называется таблица, в которой против каждой команды указываются значения переменных, которые устанавливаются после её выполнения.

Присваивание. Свойства присваивания.

Процесс заполнения алгоритма называется трассировкой алгоритма

Свойства присваивания Пока переменной не присвоено значения, она остаётся неопределённой; Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; Новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.

  • Пока переменной не присвоено значения, она остаётся неопределённой;
  • Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
  • Новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.

Даны две величины: X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями .

Даны две простые дроби. Получить дробь, являющуюся результатом деления одной на другую


Задача 1. Написать алгоритм сложения двух целых чисел А и В. Результат сложения записать в виде переменной С Блок-схема Алгоритмический язык алг сложение цел А, В, С нач ввод А ввод В С := А + В вывод С кон начало Ввод А, В С:=A+B Вывод C конец

Задача 1. Написать алгоритм сложения двух целых чисел А и В. Результат сложения записать в виде переменной С

алг сложение

Написать наиболее короткий алгоритм вычисления Выражение может содержать только одну арифметическую операцию Таблица трассировки: алг степень_8 цел X, Y нач ввод X X := X * X X := X * X Y := X * X вывод Y кон

Написать наиболее короткий алгоритм вычисления Выражение может содержать только одну арифметическую операцию

Читайте также: