Толстой о счастье доклад

Обновлено: 15.05.2024

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа – все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. “Войну и мир” можно назвать поэмой о счастье. Тема личного счастья пронизывает всю ткань романа и раскрывается в динамике образов и характеров.

Кто же эти герои романа, познавшие

настоящее счастье? Что же понимает под личным счастьем писатель? Понимание личного счастья великим художником и мыслителем вытекает из главной поэтической идеи, пафоса его творчества: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения.

По-настоящему были счастливы Пьер, Андрей, Наташа. По-своему были счастливы княжна Марья и Николай. По мере того, как человеческая душа открывается людям, человек познает счастье. Только слияние личного и общего делает человека счастливым.

Счастье приходит к князю Андрею лишь тогда, когда он нашел свое место в народной войне. И это помогло ему

понять Наташу, понять свою любовь к ней. Толстой еще в повести “Юность” открыл одну из сторон человеческого общения, которую назвал пониманием. Взаимопонимание Наташи и Николая, их духовное родство помогает им понять общее, русское, народное.

Наташа “умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

Счастье – это свобода от всего мелочного, материального, это естественность и непосредственность в поведении, раскрывающем внутреннее богатство души человека. Так счастливы Наташа, Илья Андреевич и даже в какой-то степени графиня, когда по настоянию Наташи освобождаются подводы для раненых. В конце романа Наташа находит свое счастье в семье, в любви к детям, но и здесь основой всему является взаимопонимание.

Наташа и Пьер стали одним существом, при этом не потеряв себя, а, наоборот, расширив, глубже поняв свой внутренний мир. То, что Наташа со свойственной ее натуре увлеченностью отдается материнству, не обеднило ее. Для Наташи мысль о ее детях – это вместе с тем и мысль об участии ее мужа в важном общем деле, которым он занят, о помощи ему в этом деле.

Исключительно важным для развития художественной идеи всего романа и понимания личного счастья является философский спор Андрея и Пьера в Богучарове, где сталкивается позиция духовности, жизни для других и позиция жизни только для себя. “… И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Но этот спор и для Пьера, и для Андрея лишь ступенька к пониманию подлинного счастья, которое приходит к героям после Бородинского сражения, ибо личное счастье понимается Толстым как высшее единение, единение людей между собой, единение с природой, землей, со всем миром.

В прекрасном фильме “Доживем до понедельника” учащиеся 9 “Б” класса пишут сочинение на тему: “Что такое счастье?” Мне очень понравилось, как ответил на этот вопрос один из учеников: “Счастье – это когда тебя понимают”. И лишь значительно позже я узнала, что эта мысль, во многом совпадающая с моим пониманием счастья, принадлежит Л. Н. Толстому.

Площадь Героев в Будапеште 03.01.2019 --> Смотрели: 76 (2) Акулы 31.10.2016 --> Смотрели: 31 (7) Осьминог 31.10.2016 --> Смотрели: 21 (4) Всё для отдыха 19.10.2016 --> Смотрели: 15 (6) Встреча "заморского" Солнца 11.10.2016 --> Смотрели: 20 (3)

-Рубрики

  • • АКТУАЛЬНО, ИЛИ ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ (4563)
  • Природные феномены (1400)
  • Общество: События. Факты. Комментарии (1213)
  • Технологии. Гаджеты (571)
  • Необычные и курьёзные факты (493)
  • Особенные люди (264)
  • Роботы (243)
  • Пророчества, социальная фантастика (121)
  • • ПРИТЧИ. СКАЗКИ. БАСНИ. БАЙКИ. ЮМОРЕСКИ. АНЕКДОТЫ (2486)
  • • АКТЁРЫ, МУЗЫКАНТЫ, ПЕВЦЫ И ИХ ТВОРЕНИЯ (2453)
  • • МИР ВОКРУГ МЕНЯ (2338)
  • Пришлось по душе (1498)
  • Малые литературные жанры (148)
  • Из прочитанного мною (142)
  • Посещение музеев (126)
  • Понравившиеся мне фильмы (100)
  • Приватные материалы (99)
  • Эссе (92)
  • Афоризмы из моего микроблога (68)
  • Тексты с моими фотографиями и видео (67)
  • Мифы (45)
  • "О Сене Сенине" (ироничные рассказы) (11)
  • "Пленённая страна" (сказка для взрослых) (10)
  • • ВНЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ (2119)
  • Тайны природы и общества (299)
  • Мистика (193)
  • НЛО. Пришельцы (152)
  • Легендарные существа (57)
  • • ЯРКИЕ ФРАЗЫ, СУЖДЕНИЯ, СЛОВА (1593)
  • Пословицы и поговорки (64)
  • • ПОЭТЫ ЗАШЛИ НА "ОГОНЁК" (1008)
  • • ФОТОГРАФИИ, КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ (1000)
  • • ПРОЗАИКИ ПОСЕТИЛИ ДНЕВНИК (737)
  • • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДНЕВНИКЕ (659)
  • • НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ БЛОГЕРА (399)
  • Методические и информационные материалы (223)
  • Фотодело, работа с видео (81)
  • Рамочки (28)
  • Оформление дневника (блога) (20)
  • Телевидение в прямом эфире (4)
  • • ЗДОРОВЬЕ (391)
  • • ВИДЕО: РОЛИКИ И КЛИПЫ, КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ (248)
  • • ТАНЦЫ (230)
  • • ТВОРЧЕСТВО МОИХ ДРУЗЕЙ (148)

-Цитатник

Каких только собак не навешали на Исаака Дунаевского в пламенные годы перес.

Искусство фотографии. Фотограф Kай Гроссманн(Kai Grossmann) и его лирические работы. Кай Гросс.

Мы часто говорим, что в наших телефонах теперь помещается целый мир — благодаря интернету и.

Легенды музыки. Шарль Азнавур .

Обрезать видео на компьютере с Windows 10, 7 или 8 можно самыми разными способами. Для этих целей су.

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

-Музыка

-Фотоальбом

ирония 02:46 04.01.2021 Фотографий: 10 Памятники, храмы, архитектура 00:19 02.01.2021 Фотографий: 12 Путешествия 23:48 08.12.2020 Фотографий: 43

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

"Петербургская газета". Нард. В чем счастье? (Беседа с Л. Н. Толстым)

"Петербургская газета". Нард.
В чем счастье?
(Беседа с Л. Н. Толстым)

Ответить на этот вопрос, и ответить так, чтобы мнением этим можно было более или менее руководиться, может, разумеется, авторитетная личность, известный писатель, философ. А кто же с большим авторитетом, с большим правом может ответить на это, если захочет, как не граф Л. Н. Толстой?

К нему я и отправился. Подъезжая к Хамовническому переулку, где в своем старинном, деревянном барском доме живет наш знаменитый писатель, я, признаться сказать, сильно сомневался, чтобы он стал беседовать на эту тему, узнав в особенности, что это для газетного интервью. Уж очень он не любит, чтобы его выспрашивали.

Лакей отворил мне входные двери, и, пока я раздевался внизу в передней, он пошел вверх доложить обо мне, откуда я тотчас же услышал, как он сказал мне: "Пожалуйте!"

Поднявшись наверх и пройдя большой зал, я вошел узеньким низеньким коридорчиком в маленькую комнату, а оттуда в другую, немного побольше, уставленную старенькой, но уютной мягкой мебелью, обитой черной кожей. У окна письменный небольшой стол, шкафик с книгами - вот и вся обстановка кабинета.

В ожидании Льва Николаевича я с любопытством осматривался в этой комнате, освещенной мерцающей свечой.

"Так вот откуда разошлось по миру столько глубоких мыслей!" - невольно думалось мне.

По коридору послышались шаги, и в комнату вошел граф Лев Николаевич Толстой. Я думаю, его описывать нечего - кто его не знает, если не с виду, то по портретам?

Единственно, чего ни один портрет не передал, - это взгляда его глаз, мягкого, доброго и ласкового. Мы уселись друг против друга в кресле, и Лев Николаевич, подвернув под себя на кресле ногу, сказал мне:

- В чем же счастье, вы хотите знать? - и он засмеялся тихим, добрым смехом. - Счастье! Да разве можно о таком предмете вот так наскоро переговорить! Правда, там, за границей, это вошло в обычай трактовать в газете поверхностно о самых серьезных предметах.

- И все же? Лев Николаевич, есть много людей, которым хочется, ну хоть бы поверхностно, узнать о том, о чем подробно узнать им недоступно! Вот хотя бы вопрос о том, в чем счастье? Всяк знает, в чем счастье для него лично, но что такое счастье в отвлеченном смысле, где искать, как достигнуть - не знает.

- В отвлеченном смысле? Но ведь если истина отвлеченная есть истина, то она будет истиною и в действительности! Нужно только узнать эту истину, захотеть познать ее. А для того чтобы познать эту истину, нужно убедиться в той разнице, которая существует между учением мира и учением истинной религии.

Ведь все эти разноречивые мнения одного или другого о том, что для каждого из них было бы счастьем, основаны на том, что по учению мира считается для них необходимым. И все они для этого побросали дома, поля, отцов, братьев, жен, детей, отреклись от всего истинного и пришли в город, думая, что здесь счастье.

- Но разве в городе нельзя найти счастья? - В городе? Прикиньте ту жизнь, которую все ведут в городе, на мерку того, что всегда все люди называли счастьем, и вы увидите, что эта жизнь далеко не счастье.

- Так какие же условия счастья, о которых никто спорить не будет?

- Ну, разве это можно так прямо сказать - вот они, эти необходимые условия, и всем они понятны, приятны и симпатичны! Но если уж хотите, чтобы я непременно сказал вам свое мнение, какие такие условия нужны для земного счастья, то вот я скажу, что прежде всего считаю невозможным счастье без света солнца, при нарушении связей человека с природой.

Иными словами, жизнь вне города, под открытым небом, при свежем воздухе, в деревне - вот первое условие земного счастья. Посмотрите, даже поэзия его себе иначе не представляет и, рисуя счастливую аркадию, воспевает жизнь идиллическую на лоне природы, вдали от городов.

- Какая же масса людей живет в городах, привязана к ним, не имеет возможности жить в деревне, родится и умирает, не видя ее. Так неужели счастье для них невозможно? - Невозможно, я в этом убежден!

Посмотрите, чему эти люди обречены: видят они предметы, обделанные людским трудом и при искусственном свете; слышат звуки машин, грохот экипажей; обоняют запах спирта и табачного дыма; едят часто все несвежее и вонючее. Ничто не допускает их к общению с землей, растениями, животными. На вид это жизнь заключенных!

- Но разве города не естественный результат постепенного развития семьи, общины?

- Кто вам сказал? Откуда вы это взяли? Посмотрите в историю, и вы увидите, что города сооружались из целей завоевательных. - Хорошо, но если так, то все плоды и успехи цивилизации, проявляющиеся ярко в больших центрах, - все это ни к чему?

- Ни к чему! Цивилизация! Но кто же вам сказал, что цивилизация ведет к счастью! Вот, говорят, разовьется цивилизация, завертятся машины, все будут счастливы. С чего это? Нет, цивилизация и наша, как бывшие до нее, придет к концу и погибнет, потому что она не что иное, как накопление уродливых инстинктов человечества. Разве до нас не было цивилизаций? Была египетская, потом вавилонская, ассирийская, еврейская, греческая, римская. Где они? Привели они к счастью? Все погибли, и туда же пойдет и наша!

- Так, значит, город - вот преграда счастья?

- Нет, не один город. Нужен и труд, чтобы быть счастливым. Но труд свободный, разумный, любимый и при том физический, а не атрофирующий мозг и мускулы. По учению мира, люди служат, ходят в канцелярии, получают за это деньги. но разве они любят свой труд, разве он удовлетворяет их! Нет! Их одолевает скука, работают они ненавистную работу и, пари готов держать, что вы не услышите ни от одного из них, чтобы он был доволен своей работой.

А вот спросите мужика, вспахавшего поле, доволен ли он. Ах, как доволен и с какою любовью глядит на чернеющие борозды! Еще одно условие счастья - семья. И этого нет здесь, где мирской успех считается ошибочно счастьем. Разве все эти мужья, жены - разве это семьи? Они друг другу часто в обузу, и дети ждут часто смерти родителей, чтобы наследовать им.

- Так что же делать тому, кто не может бросить города, кого удерживает здесь долг? Все бросить и уйти?

- Разве я это говорю! Сознайте свой долг, а куда это сознание вас приведет - другое дело, не будем вдаваться. Нужно осветить свой путь и идти по нему. Ведь иного удерживают в городе, быть может, старые родители, которых он кормит. Разве ж их бросить? Но от сознания, что он исполняет долг свой, он хоть немного счастлив, хотя вполне его и не достигнет.

- Потому что при условиях мирской городской жизни люди стараются прежде всего добыть то, что, по утвердившемуся ошибочному мнению, считается ступенью к счастью. И всякий бьется изо всех сил, чтобы добыть то, чего для истинного счастья ему совсем не нужно. Мало того, достигнув одного, ему становится мало, и он бьется и мучается, чтобы достать больше и еще больше.

Нужно еще и еще, и этим все больше отягчается и так измученная душа, которой уже некогда стараться искать действительные истины и сознавать сделанную ошибку. Приобретая и достигая все высших ступеней, по которым напрасно мнят прийти к счастью, люди в городах все теснее и теснее замыкают кружок людей, с которыми возможно им общение.

- Да, но каждый класс людей, смотря по общественному положению, имеет свой же кружок знакомых, друзей, приятелей. Разве необходимо быть запанибрата со всеми, не разбирая ничего?

- Свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мира - тоже одно из условий, необходимых для счастья.

- Позвольте же задать вам вопрос, которым вы озаглавили одну из книг ваших: "Так что же нам делать?"

- Что делать? Я сказал вам, что нужно для счастья: ненарушение связи нашей с природой, труд физический, любимый и свободный, семья, здоровое и свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мира.

- Но как же исполнить все это?

- Следовать учению Христа. Оно имеет глубокий философский, но вместе с тем простой, ясный для всякого практический смысл.

- А разве это так просто и легко?

- Тому, кто на минуту согласится отрешиться от привычки и посмотрит со стороны на нашу жизнь, тому легко это будет. И так ясно будет видно, что все то, что мы делаем для мнимого обеспечения нашей жизни, ошибочно и не больше как праздное занятие.

Мы увидим, что бедностью мы называем - жить не в городе, а в деревне, не сидеть дома, а работать в лесу, в поле, видеть солнце, небо, быть голодным несколько раз в день и с аппетитом съесть кусок черного хлеба с солью, спать здоровым сном не на мягких подушках, а даже не на скамье, иметь детей, жить с ними вместе.

Все это, по мирскому понятию, бедность и несчастье, а между тем это и есть счастье, потому что тогда мы будем свободны в общении со всеми людьми и не будем делать ничего такого, что нам не хочется делать.

- Вы сказали, что для того, чтобы увидеть это, надо отрешиться от привычек и условий нашей жизни. Кто же на это способен? Не всякий.

- Да, человек живет сначала животной жизнью. Ему все равно, куда она его потянет. Но наступают года, когда он начинает анализировать свои поступки и жизнь, и если в эти минуты он может думать, захочет думать и искать истины, то ему вовсе не надо будет поворачивать круто под прямым углом или впадать в безнадежность. Надо будет только восстановить представление о том, что необходимое условие счастья человека есть не праздность, а труд; что человек не может не работать, что ему от праздности тяжело и скучно. Нужно будет отрешиться от предвзятого мнения, что счастье там, где есть неразменный рубль, и проникнуться убеждением, что не рубль спасает, а что только трудящийся достоин пропитания и будет прокормлен. А главное, нужно воспитать в себе любовь. Освещая себе путь и идя по нему, нужно желать ближнему то, что себе желаешь.

- Это при полном исполнении ведет уже ко благу. - Но разве счастье и благо не все равно?

- О, нет, и даже часто противоположны друг другу. Мученик, на кресте распятый или за нравственные убеждения погибающий на костре, достиг полного удовлетворения своих нравственных потребностей, но разве он счастлив, можно его назвать счастливым? Счастье - я уже сказал вам, что и оно невозможно при страданиях тела. Да, вот что. И опять, улыбаясь кроткой, доброй улыбкой. Лев Николаевич посмотрел на меня. Говорил он так убедительно, с глубокой верой в то, что он считает истиной, что я невольно поддавался впечатлению, навеваемому его тихой, не лишенной убедительности речью. И, взглянув на меня своими добрыми глазами, он, помолчав немного, спросил меня:

- Ну, знаете ли вы теперь, в чем счастье?

- Вот в чем счастье, - сказал мне гр. Л. Н. Толстой. - При настоящих условиях, как видите, достигнуть его не всем возможно, и многие, многие тысячи еще долго будут вопрошать: "О, счастье, где ты?"

Нард. В чем счастье? (Беседа с Л. Н. Толстым). - Петербургская газета, 1896, 10 декабря, No 341. Псевдоним Нард раскрыть не удалось. Встреча журналиста "Новостей дня" с Толстым произошла между 18 ноября, когда Толстой приехал в Москву, и первыми числами декабря 1896 г.

Счастье как понятие морального сознания человека, направления поиска смысла жизни и его основные концепции (имманентная и трансцендентальная). Философские теории Л.Н. Толстого о смысле жизни и целях человека. Формирование мировоззренческой системы.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.05.2016
Размер файла 36,6 K

Подобные документы

Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

реферат [38,2 K], добавлен 18.06.2013

Вопрос о смысле жизни как предназначении человека. Совесть как орган смысла субъекта, секуляризованная религиозная идея и самореализация человеческой сущности, марксистский подход и счастье в жизни человека. Неповторимость индивидуального опыта.

контрольная работа [22,6 K], добавлен 14.09.2009

Вопрос о смысле жизни как предназначении человека. Совесть как орган смысла субъекта, секуляризованная религиозная идея и самореализация человеческой сущности, марксистский подход и счастье в жизни человека. Неповторимость индивидуального опыта.

реферат [16,2 K], добавлен 09.01.2010

Идеи о смысле жизни человека Древней Греции и Рима, средневековой Европы и Индии. Понимание этого вопроса в иррационализме, экзистенциализме. Право человека на счастье по теории философов гуманизма. Понимание смысла жизни в психологии и мировых религиях.

реферат [30,2 K], добавлен 02.04.2015

Что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным. Смысл человеческого существования. Счастье - смысл жизни человека. Отрицательная сторона жизни ради удовольствий. Истинный смысл жизни.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чем ошибся.

Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение.

Высказывания Толстого о смысле жизни

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.

Все приходит к тому, кто умеет ждать.

Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.

Мы только оттого мучаемся прошедшим и портим себе будущее, что мало заняты настоящим. Прошедшее было, будущего нет, есть только одно настоящее.

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Ты осудил, а он уже другой.

Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.

Сильные люди всегда просты.

Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других.

Величайшие истины — самые простые.

Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.

Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности, если он видит, что все окружающие его живут так же.

Читайте также: