Доклад сказка взаимоотношения человека и природы 4 класс

Обновлено: 25.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

XIII Городской конкурс исследовательских и проектных работ

Экологический смысл в русских народных сказках

Эколого-биологическая секция (исследовательская работа)

Автор: Сулейманова Арина,

6 класс, МБОУ «СОШ № 61

Малания Венера Азатовна,

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на окружающую среду. Вмешательство в природу становится все более масштабным.
Как научиться понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как сформировать экологическую культуру у подрастающего поколения?

В настоящее время важно объяснить ребенку экологические проблемы доступным для него языком. В этом нам помогут сказки. Герои не нарушают экологических законов, и Природа относится к человеку с благодарностью.

Мы, дети, очень любим русские народные сказки. Сказочный мир своеобразен и загадочен. Хотя сказки кажутся развлечением, в них есть воспитательный смысл. Давным-давно, когда люди еще не умели писать, они придумывали и рассказывали своим детям сказки, передавая их из уст в уста. Так народные сказки дошли до наших времен. Мы даже не знаем их авторов, но много мудрости постигаем, читая их.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок должны мы извлечь, читая сказки?

Перед нами возникла проблема : существует ли взаимосвязь сказки и экологии?

Цель: на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, знания последствий нарушений закономерностей имеют глубокие исторические корни.

Задачи:
1. Изучить русские народные сказки;

2. Найти экологический смысл в русских народных сказках;

3. Показать нравственную позицию народа в отношении природы;

4. Довести до учащихся результат наших исследований.

Мы предполагаем, что русские народные сказки несут в себе экологические знания.

Объект исследования: русские народные сказки.

Предмет исследования : экологический смысл русских народных сказок.

Методы исследования:

1) обзор литературных источников и интернет публикаций ;

2) анализ сказок;

3) проведение анкетирования.

Мы считаем, что работа актуальна. Сказка научит нас, как нужно бережно относиться к природе.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она как мы такая же живая!

Практическое значение исследования заключается в том, что результаты можно использовать в работе по формированию экологической культуры в классных коллективах: при проведении внеклассных мероприятий, классных часов.

I . Теоретическая часть

1.1. Что такое сказка?

Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в глубокой древности. Скорее всего, они сочинялись крестьянами и пастухами, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из поколения в поколение, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. [7]

Со временем имена сказителей на Руси были забыты, а созданные произведения жили в народе, который стал бережливым хранителем этих художественных сокровищ.

1.2. Что такое экология?

Для современного общества решение экологических проблем выходит на первый план. Экология может помочь разрешить эти проблемы, предотвратить их. Но экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировалась не на пустом месте. Бережное отношение к природе, наблюдения за закономерностями, происходящими в природе, имеет глубокие исторические корни.

Мы обязаны сберечь богатство и многообразие живой природы для будущих поколений, чтобы они могли жить в чистом, здоровом и дружелюбном мире, радоваться его красоте.

II . Практическая часть

2.1. Исследование русских народных сказок

Хотя сказки кажутся развлечением, у них есть воспитательный смысл. Однако из любой сказки нужно вынести урок для себя. Сказки помогут детям усвоить некоторые экологические понятия, соотнести поступки героев с собственными поступками, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы, сформировать потребность в бережном отношении с ней .

Для своего исследования мы выбрали любимые и очень известные русские народные сказки. Их читают и рассказывают самым маленьким детям для воспитания чувства дружбы, доброты, честности и порядочности. [4]

Сказка простая лишь на первый взгляд, но в ней немало очень важных и ценных идей.

В сказке Иванушка попил воды из лужи и превратился в козленочка. Значит, в сказке вода имеет мистическую силу. Сочинители пытались предостеречь людей не пить грязную воду, так как можно серьезно заболеть. От животных человек может заразиться опасными инфекционными заболеваниями. Одно из путей передачи инфекции – через воду. Вывод: вода – источник жизни. Нужно беречь наши водоемы.

- Съешь моего лесного яблока, - скажу.

А девочка что отвечает?

- О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Не помогла девочка Яблоньке – и Яблонька не помогла ей. И с Речкой, и с Печкой было то же самое.

На обратном пути, убегая от гусей-лебедей, сестре с братом помогли и Печка, и Речка, Яблонька. А все почему? Да потому что, девочка помогла им, отнеслась к ним с уважением: и киселя попила, и пирожок съела, и яблоко лесное отведала. Вот вам и пример взаимопомощи, взаимодействия человека и природы!

Золотое яйцо, то есть наша матушка природа, с лесами, лугами, полями, озерами, морями. А также растения, животные и минеральные ресурсы. В сказке народ хотел сказать, что нельзя разбрасываться и уничтожать наше богатство, ведь со временем человек останется ни с чем.

Теремок – это природа, лес. Издавна, люди берегли окружающую среду. Они стали бездушно и халатно относиться к дарам природы. Уничтожая леса, нарушают покой природы. В сказке Человек в образе медведя уничтожил мир и покой леса.

Две птицы, соседи по болоту, построили себе дома и решали, что делать дальше. Жениться! Пришло первым в голову журавлю, и он отправился с предложением к цапле . Но у них ничего не получается. Почему?

В возрасте 2 лет у самцов наступает готовность к размножению. Он начинает строить гнездо первый. В перерыве от работы призывает самку громкими криками. Как только она прилетает, он отгоняет ее и так до тех пор, пока гнездо не будет почти готово. После происходит спаривание, самец с самкой вместе достраивает место для гнездования.

Серый журавль

Из любой сказки можно вынести урок для себя. В результате исследования пришли к выводу, что сказки помогают детям соотнести свои поступки с поступками героев, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы, сформировать бережное отношение к ней.

2.2. Проведение социологического опроса

В ходе своего исследования, мы решили провести анкетирование среди младших школьников. Хотелось узнать, что знают ребята об экологии и видят ли ее связь со сказками. Ведь их читают многие дети.

В анкетировании приняли участие 42 человека. Было предложено ответить на 3 вопроса (Приложение 1).

Таким образом, проанализировав результаты проведенного анкетирования, можно сделать следующие выводы :

Большинство учащихся младших классов любят сказки;

79% опрошенных верно выбрали те, которые связанны с экологией;

93% ребят отмечают, что сказки учат нас любить природу.

Многие ребята любят сказки и видят их связь с экологией, они понимают, что они учат нас любить природу (Приложении 2).

Русские народные сказки, рассмотренные нами, показывают большую наблюдательность народа, неравнодушное отношение к природе. Народная мудрость гласит, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. Наши предки стремились донести эти знания до будущих поколений, так как сказки рассказывались, в основном, детям и служили одним из главных источников информации об окружающем мире.

Таким образом, гипотеза подтверждена: наши предки через сказки хотели нам поведать о том, что люди должны беречь свой природный дом.

Проанализировав всю собранную информацию, мы сделали следующий вывод: русские народные сказки, основанные на наблюдениях, содержат глубокий экологический смысл. Они учат нас любви к природе и к заботе о братьях наших меньших.

Перечитав русские народные сказки, захотелось тоже сделать свое послание младшим ребятам и написать свою экологическую работу, чтобы привлечь внимание к проблеме экологии окружающей среды (Приложение 3) . Сказку можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, на классном часе, где можно говорить об экологическом воспитании.

Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
(Е. Степанова)

Список использованной литературы

Алексеева, О.Б. Русские народные сказки /Сост. Алексеева О.Б. – М.: Современник, 1988. – 586 с.

Вавилова, М.А. Сказки// Русское народное поэтическое творчество / М А. Вавилова В. А., Василенко Б. А., Рыбаков и др. - 2-е изд. - М.; Высш. школа, 1978. - 440с.

Господарев, Ф.П. Сказки /Гл. ред. Азадовский М.К. – Петрозаводск, 1941. – 656 с.

Даль, В.И. Толковый Словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. – С.-Петербург: ИД ВЕСЬ, – 2004. – 736 с.

Елеонская, Е.Н. О пережитках первобытной культуры в сказках. // Елеонская Е.Н. Сказки, заговоры и колдовство в России. Сборник трудов. - М.; Издательство "Индрик", 1994. - 272 с.

Круглов, Ю.Г. Библиотека русского фольклора: в 3 т– М.: Советская Россия, 1988. – Т. 2. – 544 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ Под. ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Русский язык, – 1985. – 797 с.

Прохоров А.М. Большой Российский Энциклопедический Словарь/ Гл. ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Энциклопедия, – 1985. – 1600 с.

Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 c.

Жила – была одна планета. Звали её Земля. Она прожила очень долгую жизнь. Ей пришлось немало поработать, чтоб возникли на ней материки с горами и равнинами, океаны, и воздух, пригодный для дыхания.

Управляла на этой планете матушка Природа. С трепетной любовью она создавала растения и животных, которыми заселила все уголки планеты и все среды обитания: воздух, воду, почву.
Но жить им на Земле всегда было очень трудно, потому, что случались разные опасности: землетрясения и извержения вулканов, наводнения и засухи, бури, оледенения и многое другое. Но проходило время, Природа залечивала раны своих питомцев и жизнь продолжалась.

Земле потребовалось много лет, пока на ней появились условия, при которых родился Человек.
Создавая Человека, Природа думала, что он будет лучшим её творением и относится к ней, будет бережно и с уважением.

Человек получил всё необходимое для жизни: тепло, воздух, воду, пищу, сырье для изготовления разных вещей и предметов. Природа окружила его красотой и заботилась о его здоровье.

И самое главное, Природа сделала Человека разумным, чтобы был он хозяином на этой прекрасной планете.

Из года в год, из века в век Человек накапливал опыт и стал создавать свой особый мир – строил города, дороги, фабрики и заводы, автомобили, поезда и самолеты. Затапливал огромные территории суши, создавая водохранилища.

Он стал забывать, что в лесу, на поляне, реке, озере и в земле своя жизнь, и он не должен в неё вторгаться. Ведь животные и растения жили по своим законам, которые Человек не устанавливал, и нарушать их он не имел никакого права.

Сколько животных погибло от его рук! Трудно пересчитать. Он истребил гигантского слона, шерстистого носорога, пещерного медведя и большерогого оленя.

Изо дня в день, из года в год Человек на протяжении всей своей жизни уничтожал не только самих животных, но и их жилища. Леса он превращал в степи. Степи распахивал и высаживал те растения, которые нужны были только ему.

Каждое животное научилось спасаться от Человека по-разному. Медведь стремились удалиться в самые непроходимые места: заросли, пещеры, расщелины скал. Лисицы часто таясь, прятались за стволами деревьев, кустами, а потом убегали. Лось также старался убежать от Человека с большой скоростью. При встрече с ним сурки, горностаи, хомяки прятались в норках; белки, бурундуки – на деревьях.
И не найдется в лесу ни одного зверя, птицы или другого животного, которые бы ни старались при виде Человека, скрыться. Вот какое горе, несчастье он принес!

А количество исчезнувших с лица Земли растений плохо поддаётся оценке и исчисляется тысячами. Нога Человека повреждала растения, причиняя им боль.

Исчезал зеленый ковер Земли, расшитый цветами. Нежные стебли с листочками втаптывались в землю. Их жалкие остатки торчали среди обрывков пленки и бумаги, пустых консервных банок и битых бутылок. Развлекаясь на природе, Человек оставлял после себя горы мусора и непотушенные костры, которые становились причиной страшных пожаров.

Из-за массовых вырубок площадь лесов резко сократилась.

Повсюду на Земле были видны следы деятельности человека. Погубленные озера и реки, неизлечимо больные океаны и моря. Чистой воды на Земле становилось все меньше. В водоемы сбрасывались сточные воды фабрик и заводов, нечистоты с ферм, с ручьями сносились с огородов и полей химикаты, которыми Человек обрабатывал землю.

От загрязнения воды уничтожалось все живое. В морях, реках и озерах гибли растения и животные, чахли прибрежные растения.

Тонны сажи, золы и вредных газов ежедневно выбрасывали из своих огромных труб сотни заводов и фабрик. Автомобили загрязняли Природу ядовитыми газами.

Глупость и халатность человека губила создательницу-Природу. С каждым годом на Земле становилось все меньше растений и животных. Воздух, необходимый всем живым существам загрязнялся.

С грустью, смотрела на это матушка Природа, и тяжело было у нее на душе. Неужели ее любимое творение - Человек, так ничего и не поймет? Природа была сломлена и опустошена.

Но она не жаловалась, молча, доживала свой век, бывшая некогда могучей и прекрасной она ждала, когда придет ей конец.

Однажды проснулся Человек от того, что стал задыхаться. У него пересохло в горле, страшно болела голова. Обессиленный, он упал под одиноко стоявшее дерево и уткнулся в поредевшую траву.

И понял Человек, что он сам себя уничтожает! Матушка Природа дала ему жизнь и подарила все, что было необходимо для нормального существования. Человек же жил, нарушая все её законы. Ему казалось, что природные богатства неисчерпаемы.

Человек, наконец-то, понял что нужно заботиться о своем природном доме, чтобы после него другие поколения смогли жить на этой планете, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, и восхищаться Природой.

И решил Человек превратить планету в цветущий край, а не бесплодную пустыню.

Подружился он с матушкой Природой и стал заботиться о ней. На трубы фабрик и заводов поставил фильтры, очистил водоемы.

Стал Человек создавать заповедники, ботанические сады. Каждый житель, планеты, посадил по деревцу. Помолодела и похорошела Природа. Многие животные нашли свой дом в её лесных хоромах, вновь запели птицы, расцвели прекрасные цветы.

Зайчик и Медвежонок. Экологическая сказка.

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко.

Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

Экологическая сказка

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Нет места мусору

Экологическая сказка

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

Сказка про хламище-окаянище

Экологическая сказка

В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.

И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок-лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Старичок-лесовичок затряс бородою:

— Да что же это делается такое! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Хламище-Окаянище. Костями грохочет, на весь лес хохочет:

Вдоль дороги по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

По нехоженым местам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – великий, многоликий,

Я – бумажный, я – железный,

Я – проклятый, окаянный!

Поселюсь в твоем лесу —

Много горя принесу!

Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу-Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Что делать? Как до Хламища-Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться? Приуныли старички-лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет. Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?

— Убрать немедленно весь этот хлам!

А лесовички в ответ:

— Не вижу никакого зверя и вам не верю!

Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Не испугалась Царица Лесная:

— Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!

Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище-Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.

Засмеялась Лесная Царица:

— Вот так — годится!

Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.

— А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?

— Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!

Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!

Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на подмогу соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы. Испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору.

Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище-Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.

Да только на этом не кончились беды старушки-лесовушки и лесовичка-деда. Нагрянули в лес браконьеры-негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!

Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.

— Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!

Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.

Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.

Экологические сказки для детей дошкольного возраста Зайчик и Медвежонок Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок.

Экологические сказки для дошкольников Приключение Сыроежки в грибном царстве Эта необычная история произошла в обычном лесу. Ранней осенью на лесной поляне вырастает настоящее.


Человек и природа неразрывно связаны между собой. Несмотря на все достижения человека в экономике, науке, космосе, искусстве, ,он продолжает полностью зависеть от природы. И только бережное отношение к окружающему миру, к его дарам позволит сделать отношение между людьми и природой гармоничными.


Человек – неотъемлемая часть природы

Значение природы для человека трудно переоценить, ведь она дает нам все необходимое для полноценной жизни:

Но этими ценными природными ресурсами нужно грамотно пользоваться, чтобы оставить их и для следующих поколений.

Люди научились менять ландшафты и русла рек, подстраивать под свои нужны природные условия, однако мы все по-прежнему зависим от своей среды обитания.

Даже самые сильные, развитые и укрепленные города и страны не в состоянии противостоять разбушевавшимся природным стихиям. В истории немало примеров, когда сильнейшие катаклизмы – землетрясения, извержения вулканов, цунами, торнадо – уничтожали крупные поселения людей и даже целые цивилизации.

Извержение вулкана

Рис. 1. Извержение вулкана.

Влияние человека на природу

С тех пор, как человек смог создавать примитивные орудия труда, началась эра его воздействия на окружающую среду. Поначалу это были лишь робкие попытки изменить внешние условия под свои нужды. Но со временем, когда на планете становилось все больше людей, масштабы хозяйственной деятельности возрастали.

которые читают вместе с этой





Воздействие человека на природу носит негативный и позитивный характер:

  • К положительному влиянию человека на природу относят создание заповедников, заказников, национальных парков, где растения и животные обитают в естественных условиях и находятся под охраной. Такие меры позволяют уберечь от полного исчезновения редкие виды, а также расширить биологическое разнообразие видов на Земле.
  • Негативное влияние, к сожалению, наносит гораздо больший ущерб природе. Вырубка лесов, распашка плодородных земель, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и выхлопными газами могут в кратчайшие сроки привести к глобальной экологической катастрофе.

Быстрые темпы роста населения на планете привели к тому, что для его обеспечения пищей потребовалось внедрение новых технологий в сельском хозяйстве. Еще совсем недавно плодородным почвам давали некоторое время на восстановление. Теперь же их эксплуатация происходит непрерывно, в результате чего существенно снижаются показатели плодородия.


Рис. 1. Распашка плодородных земель.

Неразумное использование природных ресурсов несет серьезную угрозу не только окружающей среде, но самому человеку. Уже сейчас в некоторых районах планеты серьезной проблемой стала нехватка пресной воды, сильное загрязнение атмосферы.

Сохранение природы

Чтобы окружающий нас мир не был окончательно и безнадежно испорчен человеческой деятельностью, очень важно предпринимать следующие меры:

  • Для рационального использования природных ресурсов нужно изобретать новые, более совершенные способы их добычи, при которых количество отходов и вредных выбросов будет сведено к минимуму.
  • Использование ресурсов растительного и животного мира нужно проводить таким образом, чтобы это не вело к полному исчезновению видов.
  • Любые отрасли производства должны быть оснащены высокотехнологическими методами очистки, которые будут наносить минимальный вред окружающей среде.
  • Использование альтернативных источников энергии в быту и на производстве позволит существенно снизить потребление природного сырья. В качестве таких источников успешно используют энергию ветра, солнца, биогазов.

Что мы узнали?

Читайте также: