Доклад на тему кабарда

Обновлено: 18.05.2024

План проекта:

  1. Вступление.
  2. История и символы.
  3. Культура, традиции и праздники.
  4. Знаменитые земляки.
  5. Достопримечательности.
  6. Вывод.
  7. Стихотворение.
  8. Пример фоторассказа .

Доклад к проекту

Моя малая Родина — республика Кабардино-Балкария. Это небольшая, но очень красивая республика, которая расположена на Северном Кавказе.

Я очень люблю свою республику, а особенно мой родной город — Нальчик.

Мой город был основан в 1818 году, хотя первые упоминания о поселении на этом месте относятся к середине 18 века.

Он небольшой, но очень аккуратный и красивый. В нём проживает 250 тысяч человек.

Символы города

Флаг республики трёхцветный. Он состоит из трёх полос — голубой сверху, белой и зелёной. А в центре флага изображены горные вершины. Герб республики повторяет флаг, но на фоне орла.

Флаг Нальчика белый. На нём изображена подкова, в которой видны горы и восходящее над ними солнце. А ещё на флаге есть еловые ветви. Герб города точно такой же.

Традиции, культура и праздники

Как можно понять из названия нашей республики, в ней проживают два коренных народа — кабардинцы и балкарцы. Они очень дружные и бережно хранят свои традиции и обычаи. Государственными языками в республике являются русский, кабардинский и балкарский.

У нас любят устраивать праздники для всех по любому поводу. Мы очень гостеприимный народ и всегда рады гостям.

Мой любимый праздник — День города. Он отмечается 1 сентября, одновременно со Днём знаний, и это очень символично.

В Нальчике есть несколько театров, музеев, выставочных галерей.

Известные земляки

Вся республика гордится своими знаменитыми земляками, которые прославили наш народ во всём мире.

Среди них есть лауреат Нобелевской премии по физике учёный Андрей Гейм, поэт Кайсын Кулиев, дирижёр Юрий Темирканов.

Заслуженную славу республике принесли её спортсмены — борцы и тяжелоатлеты.

И конечно, всем известны имена популярных исполнителей Димы Билана и Сати Казановой.

Достопримечательности

Главная площадь Нальчика расположена перед зданием правительства и носит имя Согласия. Она очень популярна среди туристов и жителей города из-за своего музыкального фонтана.

Очень красивое здание Зелёного театра также является достопримечательностью города. А ещё многих привлекает необычная форма ресторана Сосруко. Он выполнен в форме головы этого народного героя.

И очень много в Нальчике красивых церквей. Это Соборная мечеть и храм Марии Магдалины.

Обязательно следует посетить Национальный музей республики, в котором есть множество интереснейших композиций.

Мои любимые места

Моим любимым местом в городе является Атажукинский сад. Это очень красивый парк, в котором имеется много развлечений. Здесь можно просто бродить по тенистым аллеям, а можно покататься на водных мотоциклах или спуститься по канатной дороге.

Другим любимым местом моего отдыха является Четвёртое озеро. Здесь очень уютно и имеется прекрасный пляж. Я люблю купаться на озере и загорать.

А с этого года моим новым любимым местом в Нальчике стала моя школа. В ней учимся я и мои друзья.

Вывод:

У каждого человека есть его Большая Родина, страна, в которой он родился. Но есть и место, которое он называет своей Малой Родиной. Это его родной город, улица, дом, в котором прошло его детство. И любой человек всегда будет любить свою Малую Родину ничуть не меньше, чем Большую.

Стихотворение о Нальчике

Мой Нальчик: Город юности моей,
Ты отрывал подковы? Неужели?
Должно быть, лишь у вражеских коней,
Чтоб нашу землю попирать не смели.
Водой целебной славишься своей
И полный к людям тёплого участья,
Подковы отрывавший у коней,
Ты ныне раздаёшь подковы счастья.

Балкарова Фоусат


Кабарда (кабард.-черк. Къэбэрдей ) — феодальное княжество, в составе Черкесии, располагавшиеся на территории Северного Кавказа.

Содержание

Общие сведения

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает:

Кабардинцы (Кабардей) населяют Большую и Малую Кабарду, куда они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с вост. берегов Черного моря под предводительством некоего Кабарды Тамбиева. Предания Кабардинцев упоминают и об императоре Юстиниане распространившем среди них христианскую веру, которая господствовала в Кабарде до начала XVIII в. Дальнейшая история Кабардинцев представляет собой борьбу между влияниями отдаленной Москвы и более близкого Крыма, закончившуюся водворением среди К. ислама, под влиянием которого сложилась легенда об арабском происхождении родоначальника К. — Инала.

Границы Кабарды в середине XVI века простирались от р. Уруп [источник не указан 925 дней] (левый приток р. Кубань) на западе до побережья Каспийского моря [источник не указан 925 дней] в районе устья Терека на востоке, от ледников Центрального Кавказа на юге до Ставропольской возвышенности включительно на севере [источник не указан 925 дней] .

История

Современные исследователи выявили, что адыги являются потомками носителей майкопской культуры, существовавшей в IV тыс. до н. э. [1] . Соотвественно - предки адыгов оставили в истории след наследниц майкопской культуры — северокавказской, прикубанской и кобанской. [2]

Кабарду всегда населяла адыгское (черкесское) племя Кабардинцев, самоназвание которых "Адыгэ". Адыги (в том числе кабардинцы) жили в Черкесии, самоназвание которой была — Адыгея, а ещё раньше она именовалась Зихия.

Античные историки ещё до нашей эры неоднократно указывали Зихов как автохонных жителей этих территорий.

В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII—XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды — самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности [3] .

В XVI—XVIII вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы [3] .

Российские летописи называли кабардинцев - Касоги, а страну Касогией.

Кабарда того времени была частью Черкесии. Однако, кабардинская аристократия была обязана заботиться о своем народе и принимать меры по его защите. Российская история свидетельствует, что Кабарда и Московское княжество в 16 веке н. э. испытывали на себе одинаковое военное давление превосходящих сил Крымского ханства. И у них должны были возникнуть планы объединить усилия для борьбы с общим врагом.

В 1521 году, со стороны Крымского ханства имел место Крымский поход на Москву (1521), в результате которого Москва и др.города были сожжены, 60 тысяч человек попали в плен и были проданы в рабство.

В 1571 году, со стороны Крымского ханства имел место второй Крымский поход на Москву (1571), в резульате которого Москва и др.города были сожжены, 100 тысяч человек попали в плен и были проданы в рабство.

В 1561 году Иван IV Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова — Идархэ Гуашеней и после крещения в Москве она стала царицей Марией.

Внутренние процессы

В это время Кабарда была разделена между тремя домами Иналидов: Кайтыкуэхэ (Кайтукиных), Идархэ (Идаровых) и Талостанхэ (Тлостановых).

Большая Кабарда, во второй половине XVII века, была разделена между тремя братьями, ставшими патриархами трех (позднее четырех) княжеских домов: Хатохущыкуэхэ (Атажукины), Мысостхэ (Мисостовы) и Джамботхэ (Джамбулатовы), последние разделились в XVIII веке на Кайтыкуэхэ (Кайтукиных) и Бэчмырзэхэ (Бекмурзиных или Бековичей).

В середине XVIII века Большая Кабарда фактически распалась, разделенная между двумя партиями:

- Баксанской (Хатохущыкуэй и Мысостэй); - Кашхатауской (оба удела дома Джамботовых).

Канжальская битва

В 1700 году Россия заключила Константинопольский мирный договор. Данный договор был необходим, чтобы добиться неитралитета Османской Турции и иметь возможность сконцентрировать все военные силы для успешного ведения Северной войны.

В 1708 году кабардинцы одержали победу в Канжальской битве.

Кавказская Война

В 1763 году Российская империя начала строительство в Большой Кабарде крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ.


Это привело к войне России со всей Черкесией, длившейся, в общей сложности около 101 года, в результате которой территории Черкесии были завоеваны и вошли в состав Российской империи.

В СССР Кабардой называлась населенная кабардинцами часть Кабардино-Балкарской АО. Соединение в одном субъекте Кабардинцев и Балкарцев имело целью попарное сдерживание национализма. Этот же принцип использовался при создании Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкессии.

Северо-западные и центральные районы Северного Кавказа населяют адыгские народы, которые более известны как черкесы. Восточнее их живут ингуши, чеченцы ,осетины . Феодальные владения восточных адыгов кабардинцев, располагались на огромных территориях. Владения Большой Кабарды простирались на территории большой и Малой Кумы, Пятигорья, равнины Сатей, рек Малки, Баксана, Чегема, Черека и Уруха. Населенные пункты Малой Кабарды располагались на левой стороне Терека , между Урухом и Тереком и по его правому берегу ,между Сунжей и Тереком и по верхнему течению Сунжи ). Кабардинские князья являлись самыми крупными землевладельцами в регионе.

Из адыгского фольклора известно, что Алегуко был большой, веснушчатый, конопатый мужчина, зашитый красным шелковым корсетом, с осиной поясницей, плечистый на зависть, стройной красоты выпестованного князя. Когда убедились в его достаточной подготовке, пригласили на большую хасу Большой Кабарды и избрали старшим князем.
Алегуко Шогенуков (Алджыкъуэ Щоджэныкъуэ) был избран верховным князем Кабарды в 1619 году. Ситуация в Кабарде на этот момент была крайне сложной. Она окончательно разделилась на Большую и Малую Кабарду. Между князьями Большой и Малой Кабарды существовала смертельная вражда, вызванная непрекращающимися набегами друг на друга с целью захвата земель или кровной мести.

Из Дарьяльского ущелья ,контролируемого малокабардинским князем Мударом Алхасовым (Альхъэс Мудар) на северокавказские просторы в любой момент готовы вырваться передовые отряды персидских войск Шаха Аббаса 1, на севере появились многочисленные и воинственные калмыки , а под боком были ненадежные и опасные , со слов Алегуко , ногайцы.В это критическое время , когда на карту было поставлена даже не независимость Кабарды , а стоял вопрос вообще о выживании кабардинской нации , во главе народа встал еще в достаточно молодом возрасте обладающий огромным авторитетом и влиянием князь Казиевой Кабарды Алегуко Шогенуков.

Хатакшуко Казыев после Алегуко стал верховным князем Кабарды и почти двадцать лет мудро правил кабардинцами. Знаменитой среди кабардинцев стала история встречи князя Хатакшуко и крымского хана Ислам Гирея . Во время похода Крымских войск на Кабарду Хатакшуко выехал навстречу хану в Бесланей. Во время переговоров Ислам-Гирей надменно спросил Хатакшуко: Кто у вас князь князей?
В ответе подразумевалось ,конечно, назвать имя крымского хана. Старый кабардинский князь выпрямился и гордо ответил: Я!

Участились нападение отрядов из Казыевой Кабарды на русские поселение на Тереке. Пленные русские продавались в Крым Шагин-Гирею. Одновременно получили массовый характер бегство к кабардинцам служилых казаков.
В 1635 году Шолох Черкасский был обвинен в сговоре с мурзами Казыевой Кабарды с целью нападения на Терки и в сношениях с Шагин-Гиреем. Это была явная провокация терских воевод Пронского ,Мясоедова, Аникеева и ряда мало-кабардинских князей с целью ослабить влияние Шолоха. Зять Алегуко вынужден был покинуть Терки.

Другой зять Алегуко , знаменитый крымский калга Шагин Гирей, после воцарения в Бахчисарае Джанибек Гирея попытался захватить власть ,что ему не удалось. Шагин-Гирей вынужден был скрываться в Кабарде у своего тестя. Здесь он пытаеться наладить связи с иранцами , строя для них укрепления, рассчитывая с помощью шахских войск захватить власть в Бахчисарае.

20 января 1638 года в Кабарду и Дагестан прибыли послы из Крыма с богатыми дарами и приказом хана прислать кабардинскую конницу для похода на Азов, взятый в 1637 году донскими казаками.

На призывы терских воевод присылать свою рать для походов против врагов России Алегуко тоже всегда отвечал отказом. С. А. Белокуров, характеризуя военную силу войска Алегуко Шогенукова, говорил о узденей добрых 1000 с лишком, конных панцирников да черных людей с 2000 с лишком .

Муцал Сунчалеевич , верный союзник России, оказался в сложном положении его сестра замужем за шахом Ирана Аббасом, а сам он женат на сестре враждебного России кабардинского верховного князя. В такой сложной ситуации раскрылся талант Муцала как большого военного и политического деятеля. Муцал начинает помогать Алегуко в деле объеденеия Кабарды.

К 1641 году Кабарда уже практически была объеденина Алегуко Шогенуковым .
Оставался только один крупный владелец Малой Кабарды, проводивший самостоятельную политику . Это был старый князь Мудар Алкасов, имевший прочные родственные связи с шахским Ираном и шамхалом Тарковским.В 1615 году Мудар Алкасов, контролируя выходы из Дарьялского ущелья, неожиданно занял все ущелье. Отряды из Малой Кабарды вышли в Грузию, тем самым открыв дорогу шахским войскам на Северный Кавказ. Но в самый последний момент поход шаха в Кабарду сорвался.С этого момента Мудар приобрел в Кабарде массу врагов.

Стало известно,что люди Мудара Алкасова посланы в Большие Ногаи и в Дагестан к шамхалу Тарковскому с целью объеденить силы для нападения на Кабарду. И тогда Алегуко решаеться покончить со своими врагами малой кровью.Были посланы люди тайно убить Мудара Алкасова и Чалимата Черкасского. Убийцы не смогли добраться до Чалимата , который успел скрыться в Терском городе, а Мудар Алкасов был ночью убит наемным убийцей татарином, находящимся на службе у Алегуко .

В 1640 году,дело там дошло до того что зять Алегуко Муцал Сунчалеевич силой отнял аманата ( заложника) от Казыевой Кабарды ( это был сын Алегуко Тенгизбий) у терского воеводы Ивана Хилкова и переселил его к себе в острог. Муцал и его младшие братья Будачей и Алегуко открыто поддерживали Шогенукова против других проросийских князей. Хотя против братьев Сунчалеевичей терские воеводы и выдвинули обвинения, но выступить против них в городе, где горское население втрое превышало русский гарнизон, они не решились. Тогда пошли на хитрость. Муцал и Будачей были вызваны в Посольский приказ, в Москву. В сопровождении 47 узденей братья Сунчалеевичи прибыли в столицу, где воинственные кабардинские князья были тут же арестованы. Позже Муцала сослали в Галич, а Будачея в Вологду. Их младший брат Алегуко Сунчалеевич успел скрыться из Терского города в Кабарде.

После убийства Мудара сын Алегуко был переведен из Терского городка в Астрахань, где был брошен в тюрьму и содержался там в крайне жестких условиях.
Алегуко не теряет надежды наладить отношения с Россией.

В 1641 году во владения Чалимата Черкасского , которые были завоеваны Алегуко, был послан отряд из Терского города под командованием стрелецкого воеводы Артемия Шишмарева. Отряд состоял из 100 конных стрельцов, 18 бояр и около 200 чеченцев и ингушей. Началось формирование антикабардинской коалиции. Первыми к русскому отряду присоеденились отряды малокабардинских князей Эльдара Ибакова, Нарчо Ельбаздукова, Айтека Ахлова, Казыя Алкасова, Куденета Барагунского.Вскоре подошла многочисленная конница из Большой ногайской орды. Ногайцев возглавляли мурзы Солтанаш Аксаков и Хорошай Чюбармаметов. Сюда же поспешили дагестанские владетели, заинтересованные в ослаблении Кабарды. Кумыкскую конницу возглавлял сам шамхал Айдемир. Наконец из Терского города в поисках легкой наживы к антикабардинской коалиции поспешили присоедениться множество служилыл людей. Их возглавляли Татархан и Тонжехан Араслановы. Но и Алегуко и Хатакшуко времени даром не теряли. Заранее предупрежденные оставшимися в Терках людьми Муцала Черкасского о готовящемся против них походе , они формируют свою коалицию. На помощь кабардинцам приходят отряды из Малого Ногая под руководством мурз Ураковых и Каспулатовых, абазинские владетели Саральп мурза Лоов и Казый-мурза Доруков. 12 июля 1641 года противоборствующие стороны встретились на реке Малке (Балъкъ). По замыслу Алегуко главные силы кабардинцев укрылись в засаде в одном из ущелий. Завязать бой должны были отряды Малых Ногаев, которые отступив , заставили бы врагов открыть тыл для удара основных сил кабардинцев. Сражение началось со стремительной атаки Чалимата Черкасского и дагестанской конницы на ногайцев,которые смогли выполнить возложенную на них задачу растянуть атаковавшие их силы. Но втянувшись в битву, они недооценили численность атаковавших их сил и не смогли вовремя рассяеться и отступить.Ногайская конница была разбита, но замысел Алегуко удался отряды из Терского городка , Больших Ногаев и дагестанцы оказались на расстоянии друг от друга. В эйфории от победы над ногайцами они не заметили опасность такого положения. В этот момент , вырвавшиеся из ущелья кабардинцы под командованием Алегуко Шогенукова, Хатакшуко Казыева и Алегуко Сунчалеевича тремя конными лавинами стремительно вклинились между отрядами противника . Оказавшиеся расчленнеными отряды антикабардинской коалиции не смогли долго противостоять бешенной атаке кабардинской конницы. Оккупационная армия была разбита и понесла огромные потери.В отчаянной попытке спастись из окружения всадники и пешие люди прыгали с обрыва в реку Балк , но почти все разбились или утонули в реке.В безжалостной битве были убиты все предводители оккупантов, в их числе Чалимата Черкасского, шамхала Айдемира, Эльдара Ибакова, Артемия Шишмарева.

В плен к кабардинцам попали несколько сотен людей , среди которых были князья Татархан Арасланов, Ахлов Айтек, Куденет Барагунский и множество служилых людей из Терского города.
Вне всякого сомнения, в случае поражения казыевских князей Кабарда была бы опустошена иноземными захватчиками и роль гегемонов на Северном Кавказе перешла бы к дагестанским владетелям. Двести лет после этого сражения дагестанцы не осмеливались вторгаться в Кабарду крупными силами вплоть до знаменитого похода Шамиля. Разоренные кабардинские земли оказались бы легкой добычей для постоянных набегов, что отбросило бы развитие народа на много лет назад. В победе кабардинцев большую роль сыграли полководческий талант Алегуко Шогенукова и его способность сплотить народ на защиту Родины. Малкинская битва 1641 года является одной из главных вех кабардинской истории .

Весть о поражении пророссийских сил вызвала настоящий шок у воевод Астрахани и Терского города. Долгое время о разгроме не решались доложить царю. Через некоторое время в Кабарде стало известно о том, что в Астраханьи собираеться огромная армия в помощь терским воеводам. Русская сторона выступила с требованиями немедленно повиниться, отпустить пленных и признать подданство русского царя. В случае отказа неслись угрозы казнить кабардинских заложников в Терках а саму Кабарду предать огню. Шогенуков отказался признать свою вину и отпустить пленных без выкупа.

В самом начале 1644 года произошло давно ожидаемое калмыцкое нашествие на Кабарду. Калмыкское войско под командованием большого Урлюка тайши численностью 10500 человек планировало одним неожиданным ударом разбить кабардинцев , а затем штурмом взять Терский город.В самый последний момент эти планы стали известны в Терках, но русские воеводы, скорее всего побоявшись выставить за крепостные стены ратных людей, не послало их в помощь кабардинцам. И только татарин Иштамет Тарыкулов от Муцала Черкасского поскакал в Кабарду предупредить о калмыцком нашествии. Алегуко успел собрать своих союзников. Когда калмыкское войско ворвалось в Кабарду,объеденненые отряды кабардинцев,ногайцев,бесланеевцев и других горских народов встречали их во всеоружии. Встретившие неожиданно сильный отпор калмыки были рассеяны и затем жестоко перебиты.Из 11500 калмыкских войнов спастись из Кабарды смогли только 1500 -2000 человек.Были убиты предводитель калмыков Большой Урлюк тайша, его дети Гирейсан-тайша,Иргентень тайша,Желдень тайша. В плен к кабардинцам попали более тысячи калмыкских войнов , среди них двое калмыкских мурз Илгердей тайша и другой , имени которого в источниках не названо.

В 1646 году в Кабарду почти одновременно прибывают послы из Крыма и России с требованиями прислать кабардинскую конницу для войны друг против друга. Алегуко попал в щекотливую ситуацию принять предложение одной из сторон значило объявить войну другой. Да и оставлять Кабарду без защиты,отправляя войнов в дальний поход,было бы крайне недальновидно. Алегуко принимает соломоново решение не принимать ничьей стороны обоим послам по разным предлогам было отказано в присылке кабардинских войнов.

В огромной России есть великолепный живописный уголок, называемый Кабардино-Балкарией. Каждый турист, приезжающий туда, отмечает необычайную вежливость и радушие местных жителей. И если сейчас в мире остро стоит вопрос сохранения культурного наследия разных народов, то обычаи своих предков кабардинцы не забыли и свято чтут их.

Какие же существовали и существуют поныне традиции и обычаи кабардинцев?

Семейный уклад


Современный быт кабардинцев все более меняется и урбанизируется, однако в нем по-прежнему сохраняется немало традиционных черт. В большой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – устоявшегося веками морально-этического кодекса, регулирующего правила и нормы поведения. Регулирует он и семейные отношения.

Семья играет важнейшую роль. В отношениях преобладают вежливость и непременное уважение ко всем членам семьи. Старшему поколению оказывается особенный почет. В присутствии старейшины, почитаемого наравне с богом, младшие члены семьи не заговаривают первыми и никогда не позволят себе перебить. За столом старейшине отводится самое почетное место, так как возраст ставится выше звания и социального статуса.

Кабардинская семья, царящие в ней нравы и устои являются для юного поколения основным источником, откуда оно получает уроки жизни. Начинаясь с самого детства, воспитание в семьях продолжается всю жизнь. Нормы поведения передаются от поколения к поколению, а в основе всего лежит личный пример родителей.

Гостеприимство


Обязательным атрибутом любого дома кабардинцев является традиционное гостеприимство, обеспечивающее каждому человеку, переступившему порог, абсолютную защиту. Даже кровный враг мог рассчитывать на соответствующие почести. Принять гостя в любое время, накормить его и устроить в доме – святая обязанность кабардинца. За нарушение традиций гостеприимства, за оскорбление гостя предусматривались серьезные штрафы.

В доме кабардинца гость находится в полной безопасности. Для него на стол ставятся лучшие блюда, и отводится лучшая комната – кунацкая. Гость обычно ест в одиночестве, хозяин может присоединиться к нему лишь после убедительных уговоров. Если же они равны по положению и возрасту, то тогда к трапезе приступают вместе.

По обычаю ни хозяйка дома, ни дети не садятся за один стол с гостем и мужчинами. Но при этом они находятся поблизости, ведь их помощь всегда может понадобиться. Если в городах эту традицию почти забыли, то в сельской местности ее неизменно соблюдают.

Свадьба


Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:

Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.

Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.

Рождение ребенка


Обычаи кабардинцев, относящиеся к рождению детей, очень любопытны. При появлении на свет сына на доме вывешивался красный либо белый флаг, при появлении дочери – пестрый флаг. В честь младенца обязательно сажали фруктовое дерево. Это делал дед по линии отца.

Для первых шагов малыша также устраивали специальный праздник – Лъэтеувэ. Ножки ребенка перевязывали ленточкой, потом старшая женщина в семье разрезала ее с помощью ножниц. Это символизировало, что в будущем ничто не помешает ребенку идти вперед.

Таким образом, рождение ребенка отмечалось как народный праздник − торжественно и пышно. Воспитанием нового члена общины занимались и женщины, и мужчины.

Аталычество

Вызывает большой интерес традиция аталычества – ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в приемную семью. С рождением детей в семье кандидаты на роль аталыка выстраивались в очередь. И чем богаче оказывалась семья, тем длиннее была очередь. По истечении какого-то времени воспитанник возвращался в родительский дом.

По традиции кабардинцев помимо сыновей на воспитание отдавались и дочери. В доме своей воспитательницы они учились всему тому, что могло понадобиться для успешного ведения хозяйства. Потом они возвращались к родителям. С наступлением времени замужества выкуп за невесту отдавали аталыку. Привязанность к приемным родителям сохранялась на всю жизнь.

Интересные обычаи и приметы


Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.

У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.

Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.

С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.

Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.

Читайте также: