Духовные ценности православия доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

V Епархиальные

Рождественские образовательные чтения

«Традиции и новации:

Православие и образование, воспитание

Название доклада:

Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания

Лапицкая Ольга Борисовна,

учитель начальных классов

Тема: Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания

показать значимость духовно-нравственного воспитания школьников в наши дни;

раскрыть пути, средства, основные формы и методы воспитания личности на моих уроках ОРКСЭ;

представить опыт оценки результатов духовного воспитания

Духовные ценности православия с.3-4

Пути и средства воспитания духовной культуры у детей с.4-6

Разнообразие форм и методов воспитания с.6-7

Оценка результатов духовного воспитания с.7-9

Духовные ценности православия

Сегодня мы всё чаще обращаемся к внутреннему миру человека, ведь сам человек – это микрокосмос, неповторимый, уникальный, своеобразный и он как матрица выражает в себе внешнее содержание мира. Человек обладает лишь на 40% врождёнными качествами, а 60% приобретает в течение жизни. Одним словом, личностью не рождаются, а становятся. Так что большую часть внутреннего мира человек воспитывает в себе сам, через общение с социумом, который отражает в себе внешний мир. После краха социалистической системы воспитания в обществе наступает время духовного голода, так как обществом не сформулированы идеи духовного воспитания, его цели и задачи никем не описаны. В кодексе молодого строителя коммунизма были заложены православные законы жизни, которые сейчас мы именуем общечеловеческими ценностями. И это действительно так, потому что православная культура выражает естественное состояние человека, заложенного в нём от рождения гуманизма, чести и достоинства. Сегодня духовные ценности православия – это достояние всего народа с его великой большой, продолжительной историей, потому что они формировались на протяжении тысячелетия, подтверждая свою истинную колоссальную ценность и состоятельность. Опираясь в воспитании на духовные ценности нашего народа, мы приходим к православному наследию. Испокон веков в народе почитались такие нравственные качества, как честность, ум, трудолюбие, доброта, любовь и забота. Мы учим детей на примерах героев сказок, что зло, враждебность, ненависть, лень, грубость наказываются, а герои, обладающие этими качествами, претерпевают фиаско. Успешный человек в жизни придерживается других правил: чтобы что-то получить, нужно взамен что-то отдать. Человек может делиться с окружающими своей любовью, радостью, заботой, трудом и взамен получать многократно приумноженное благо. Православная философия проверена временем, прошла закалку историей, она близка по духу гуманистическим идеям знаменитых философов, она объединяет другие религии в стремлении к мирному сосуществованию, толерантному отношению к другим культурам, как равным между собой. В основе любой религиозной культуры заложены гуманистические принципы, это должно сближать и объединять человечество в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Сегодня очень ценно, что православие вновь, как и прежде, предлагает нам обратить свои взоры на семейные ценности, ценности труда и созидания, укрепления мира и справедливости, любви и дружбы. Те, кто сегодня забывает об этом или идёт на компромиссы со своей совестью, разрушает себя и окружающий мир. Человечество должно прийти к единым законам, справедливым для всех, утверждать на Земле ценности счастливой, истинно красивой жизни. В человеке должно сочетаться материальное начало и духовная его суть. Сегодня, мир напряжён, он неспокоен, потому что небольшая агрессивная группа терроризирует планету, ставит под угрозу основу самого существования человека как личности. Общество не может оставаться в стороне от проблем, которые необходимо решать всем миром, и православие показывает достойный пример объединения человечества на Всемирном совете церквей. Современный мир трансформируется в виртуальную реальность, где снова необходимо доказывать и показывать, что добро сильнее, а зло наказуемо.

Пути и средства воспитания духовной культуры у детей

Разнообразие форм и методов воспитания

Чтобы был мир в душе, нужно создать гармонию вокруг себя: проявлять любовь, заботу, верность, уважение, трудолюбие, милосердие. Учащимся предлагается на уроках православной культуры обсуждать пословицы, поговорки, меткие изречения, приводить примеры из жизни, из детской художественной литературы, обсуждать притчи из Библии. Благодаря этому они становятся мудрее, а чувства подпитывают лучшие образцы религиозного и светского искусства: иконы, картины на библейские темы, мозаики, витражи, архитектурные ансамбли, скульптуры и музыкальные произведения. Особенно важно, чтобы учащиеся на уроках рассуждали, искали ответы на философские вопросы, высказывали свои мысли о прошлом, настоящем и будущем. Например, кто такой патриот? Часто рассматривая знакомое художественное произведение, школьники открывают в нём новые духовные грани. Любимые сказки А.С.Пушкина раскрывают все человеческие добродетели и в противовес им – человеческие пороки. На примере сказочных героев дети видят неприкрытую ненависть, зависть, ложь, лень, чревоугодие, тщеславие. А с другой стороны - любовь, заботу, уважение, верность, правдивость, трудолюбие, милосердие положительных героев. Младшие школьники охотно пишут эссе на темы, которые особенно актуальны в наши дни, интересны для их возраста. Например, есть ли место подвигу в наше время? Осмысливая прошлое и задумываясь о будущем, ребята пишут сочинение о роли христианства в истории нашей страны. Учителю необходимо уметь перекинуть мостик из прошлого в настоящее и будущее, учить детей быть зоркими, наблюдательными, мудрыми. Часто дети обращаются за помощью к своим родителям с целью обсуждения духовных текстов, семейных традиций, обычаев народных и религиозных праздников. К концу года учащиеся готовят проект на интересующую их тему. Вот некоторые интересные темы, которые выбирают дети: добро и зло в русских сказках, ценности семьи, защита Отечества – священный долг, творить добро, о чести и достоинстве. В течение года ученики готовили доклады и выступали перед сверстниками по самым привлекательным для них темам: святые земли Русской, добродетели и пороки, двунадесятые праздники, апостолы и евангелисты. На уроках широко используется иллюстративный материал, электронные ресурсы, интерактивные викторины. Интересно совершать виртуальное путешествие по знаменитым храмам и монастырям России. Для школьников интересно знакомство с различными образами Христа и Богоматери. Учащиеся учатся отличать икону и живописную картину. По картинам великих художников можно просмотреть весь земной путь Иисуса Христа, проследить важные библейские и исторические моменты. Используя наглядные и словесные методы, учитель воспитывает нравственные качества личности, которые не всегда проявляются сразу, но оказывают воспитательный эффект на поступки школьников.

Оценка результатов духовного воспитания

Духовный мир человека – это настолько тонкие невидимые грани личности, что порой очень трудно оценить результаты духовного воспитания. Конечно, обычными отметками такие результаты не измерить. О человеке можно судить по его поступкам и делам, тем качествам, которые он проявляет по отношению к другим людям. Процесс духовного воспитания долгосрочный и ежедневный, рассказать о влиянии тех или иных мероприятий на внутренний мир ребёнка может рассказать только сам ученик. В начале года эффективно составить личный маршрут учащегося по предмету ОРКСЭ. Вот как примерно выглядит такой маршрутный лист.

Понимать истоки народных традиций, правила православной этики

Участвовать в православной викторине, олимпиадах по ОРКСЭ

Стал победителем олимпиады по православной этике

Расширять культурный кругозор, знакомиться с памятниками истории и православного искусства

Находить информацию из различных источников: текстов, картин, иллюстраций, фотографий, видео материалов.

Подготовил презентацию о великолепных храмах России

Гордиться достижениями своего народа, его историей, приближать достойное будущее

Оценивать поступки исторических деятелей, высказывать своё мнение

Писать сочинения, эссе, творческие работы о преемственности истории и современности

Толерантно относиться к людям различным по национальности и вероисповеданию

Решать практические задачи по решению проблем межэтнического общения

Узнал некоторые схожие особенности праздников жителей других регионов нашей страны

Оценивать свои поступки, осознанно делать нравственный выбор

Участвовать в благотворительных акциях

Личностные и метапредметные результаты школьников будут достигнуты учащимися, если постоянно обращаться к маршрутному листу, к тем целям, которые были поставлены. Учитель предлагает те или иные формы участия школьника в уроке, а выбор всегда остаётся за учеником.


Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера. Наряду с этим вместо утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей предпочтение отдается материальным благам и потребительским нуждам. На фоне этих событий проблема сохранения отечественного духовного наследия, культурно-исторических традиций и ценностей является особенно актуальной и значимой, т. к. именно духовная основа позволяет человеку правильно осмысливать события в его жизни и в жизни общества, принимать верные решения.

В XX веке человечество столкнулось с великими изменениями или точнее — потрясениями, что связано с различными войнами, экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими неустоями и дестабилизирующими процессами. Все это дало толчок к деформации духовной культуры общества. В числе важнейших проблем выступает смещение религиозных, морально-нравственных и ценностных ориентиров, расшатывание и забвение вековых устоев, национальных особенностей, историко-культурных традиций и обычаев

Во все времена великие духовные наставники призывали человека к духовному совершенствованию, строгому контролю над своим поведением, к тому, чтобы постоянно направлять свой разум к познанию Божественной истины, изложенной для человека в Священном Писании, которое зиждется на любви к Богу и к ближнему. Следуя этому, человек познает мир сквозь призму духовных ценностей, которые становятся главным фактором, регулирующим его поведение и моральное совершенствование, что является фундаментом воспитания и формирования конкретной личности и всего общества. Основу ментальности, духовных ценностей и традиционного воспитания восточнославянских народов составляет православная вера.

Именно православная церковь провозглашает и несет человеку Божественную истину о спасении человеческой души. Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно духовные ценности и нравственные нормы и убеждения в процессе воспитания и обучения определялись ими как основополагающие. Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных предметах, слушать и изучать слово Божие, стремиться к добрым делам; православный богослов, церковный деятель, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте, связывая духовный рост человека с познанием высших духовных ценностей, следуя принципу — ―познавай, веруя. Преподобная Евфросиния Полоцкая наставляла соблюдать душевную чистоту и всем образом своей жизни способствовала духовному просвещению своего народа.

Управление, прежде всего собой, своими мыслями, поступками и желаниями, работа над исправлением своих недостатков, над нравственным возвышением и очищением от греховности, осознание истинных ценностей любви, добра, красоты должно являться смыслом жизни каждого человека.

Также необходимо подчеркнуть важность правильной организации направленности познаний личности и всего нравственного воспитания, которое вырастает из семейных отношений. Общеизвестно, что именно в семье сконцентрирован огромный воспитательный потенциал и поэтому особенно важным является то, в каком ключе строятся в ней взаимоотношения.

Христианские ценности имеют базисный статус в нравственных традициях восточнославянских народов. Необходимо усиленное внимание к актуализации изучения православных традиций воспитания в содержании образовательного процесса наряду с сохранением этнокультурного наследия русского народа на современном этапе развития общества. Формирование личности на основе православных ценностей и исторически обусловленных культурных особенностей должно выступить методологическим ориентиром национальной педагогической научной среды, что в будущем будет являться определяющим фактором благополучного состояния, а также национальной безопасности всей страны.

Государственная власть в настоящее время признала, что Церковь является одним из основных социальных институтов, чей духовный потенциал и исторический опыт оказал влияние на формирование культурных, духовных и национальных традиций народа. Нравственная сила Церкви сегодня все более энергично применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного развития одна из самых злободневных в современном обществе.

В условиях смены ценностей молодежи необходимо определить новые ориентиры в гуманитарной среде. В связи с этим изучение истории Церкви важно с позиций социокультурного феномена, который является неотъемлемым элементом культурно-исторического звена с одной стороны и гуманистического образования с другой.

Современное молодое поколение живет в социальной среде, впитавшей в себя разнообразные культовые идеи, и в первую очередь православную этику, при этом религиозные представления у подавляющей части молодых людей являются лишь составной частью миропонимания, а духовно-нравственные ориентиры не занимают ведущего места. Вместе с тем Православная Церковь является носителем духовно-нравственных идеалов и хранителем культурных традиций народа, поэтому она имеет высокую оценку в глазах современной молодежи.

Таким образом, признание образования как составляющей духовного миросозерцания позволит сформировать эффективную систему образования, в которой каждому и всем будет открыт путь к высшему воспитанию своих духовных задатков на основе саморазвития, самоопределения, самореализации. Именно такое признание будет способствовать пониманию человеком себя в мире социальной, предметной, и духовной культуры, что определит модель образования с точки зрения трех факторов — организационного, методического и социального, ведущая роль при этом, на наш взгляд, должна отводиться Православной Церкви, как хранительнице культурных и духовных традиций российского народа.

  1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 655 с.
  2. Ершов Б. А. Роль РПЦ в духовно-нравственном воспитании молодежи в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 4. С. 62–66
  3. Кузнецов В. А. Взгляд РПЦ на модернизацию России // Человеческий капитал. — 2014. — № 2(62). С.64–67

Основные термины (генерируются автоматически): духовная, Православная Церковь, Божественная истина, Воронеж, цель воспитания, ценность.

Использование духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических задач будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

·воспитание нравственных чувств и этического сознания.

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Как же ценности православной культуры помогут нам в этой сложнейшей задаче?

ВложениеРазмер
tsennosti_pk.docx 22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Ценности православной культуры как живой источник достижения образовательных результатов

По статистике 74 % россиян причисляют себя к православным. Можно с уверенностью сказать, что наш народ чтит и помнит ценности, которые выверены и выстраданы веками, без которых невозможно представить Россию. Справедливость, свобода личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, жизнь человека, семейные традиции, любовь и верность, забота о близких, патриотизм - вот неполный список ценностей православия. Они же являются основой основ духовно- нравственного воспитания и развития российских школьников.

Использование духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических задач будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.

В соответствии с этим Законом и с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

·воспитание нравственных чувств и этического сознания.

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Как же ценности православной культуры помогут нам в этой сложнейшей задаче?

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека .

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; свобода личная и национальная; доверие к людям · уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

Воспитательные результаты:
·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности : нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
·знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

Большое воспитательное значение имеют русские пословицы и поговорки: в них сосредоточилась священная и народная мудрость .

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ищи правды в других коли ее в тебе нет.

Сгубить легко, да душе каково?

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.

Доброму человеку и чужая беда к сердцу.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля; заповедная природа

·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России

Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

Искусство многих великих художников проникнуто глубоким пониманием ценностей православия. Полотна Иванова, Крамского, Нестерова, Сурикова станут наглядными пособиями в объяснениях многих библейских сюжетов. На уроках окружающего мира мы вспоминаем русского иконописца Андрея Рублева, исторические события, связанные с Владимиром Мономахом, Александром Невским и др.
Невозможно представить себе Россию без архитектуры православных церквей и храмов. Через экскурсии, беседы об устройстве храмов можно увидеть их силу, красоту и предназначение.

Знакомство с православным календарем поможет понять важность таких церковно - государственных праздников, как День славянской письменности и культуры, День Крещения Руси, День народного единства, Рождества Христова, а также других праздников и памятных исторических дат. Неотъемлемым источником познания духовного мира человека являются произведения классиков отечественной литературы, которые в свою очередь черпали свои мысли из традиций нашего народа.
Духовно-нравственное воспитание, будучи основанным на многовековых российских педагогических традициях, помогает привить школьнику тот нравственный иммунитет, который ему очень необходим для противостояния всё более растущим эгоизму, распущенности, потребительству, сквернословию, безответственности, жестокости, блужданиям в виртуальном мире. Средства для достижения образовательных результатов не надо создавать. Наши вечные ценности являются естественным материалом, которым пользовалась педагогика, пользуется и будет всегда использовать.

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

2.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – М. : Просвещение, 2013

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Основы и ценности Православия (краткий курс)

Предмет "Основы и ценности Православия" краткий курс на основе Священного Писания и св.отцов:

Само Православие в России играет большую роль, потому что от него у нас зародилась национальная культура и традиции, как и другие религии в своих странах породили национальные этнические культуры. Вообще любая религия всегда порождает культ (поклонение), а отсюда и культура. Как бы ни пытался человек искоренить религ ию, он всё равно будет от неё зависеть, пото-му что она есть в каждой человеческой душе, вернее это даже качество души - благоговение, благочестие, совестливость, честность. Конечно, вместо Бога он может выдумать себе какой-нибудь кумир и покланяться ему даже в мыслях, т.е. пристраститься, может заменить своего же Творца на какое-нибудь творение – человека или животного и проч. Одним словом это чувство религиозности может превратиться в любую страсть, которой человек будет поклоняться, пока не осознает и не раскается, как после вкушения запретного плода с дерева Ева и Адам. Вот почему так важно не только знать о религии или самом Православии, но и хранить себя от вредных привычек, с которыми борется Русская Православная Церковь. Аминь.

Литература:
1.Библия
2.Евангелие Новый Завет
3.Толкование прп.Ефрема Сирина на книгу Бытия том 4
4.Толкование блж.Феофилакта Болгарского на четвероевангелие
5.Толкование св.Андрея Кесарийского на Апокалипсис
6.Страшный Суд Божий и мытарства прп.Феодоры
7.Лествица прп.Иоанна Лествичника
8.Аскетические опыты 1 и 2 тома свт.Игнатия Брянчанинова
9.Слово о смерти, слово о человеке, о покаянии, о прелести, о кончине мира свт.Игнатия Брянчанинова
10.Приношение современному монашеству свт.Игнатий Брянчанинов
11.Катехизис митр.Филарета 1991г.
12.Закон Божий прот.Серафима Слободского
13.Догматическое богословие(сжатое) протопресв.Михаила помазанского
14.Очерк мистического богословия Н.Лосского
15.Сила Божия и немощь человеческая С.Нилус
16.История РПЦ Смирнова
17.Основы Православной культуры А.Бородиной
18.Путь разума в поисках Истины А.Осипов
19.Точное изложение веры Православной прп.Иоанна Дамаскина
20.Сектоведение А.Дворкина
21.Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (Справочник)
и др.

Читайте также: