Доклад на тему езиды

Обновлено: 02.07.2024

Некоторое время назад мною была написана статья с моими исследованиями истории езидов. На эту статью я получил некоторые замечания, которые я стал внимательно проверять. В итоге я я выяснил, что и вправду история езидов как народа очень интересна и своими корнями уходит далекое прошлое. Пришлось отказаться от ошибочного мнения, что езиды являются только частью курдского народа. На самом деле это особый народ, с особой неповторимой историей и со своей особой интересной религией, тоже имеющей свои корни в глубокой древности.

Чтобы начать эту историю, я ее начну очень из далекого прошлого, которое мировая историческая наука в основном не признает. Есть отдельные группы ученых-исследователей, которые эту историю признают (это историки-альтернативщики, к которым я себя тоже причисляю, хотя на самом деле я профессиональным ученым не являюсь).

Чтобы понятнее воспринималась эта статья, все события в ней будут описаны в хронологическом порядке ( с самых древнейших времен до нашего времени). Для начала я скажу, что древнейшая история человеческой цивилизации на Земле начинается значительно раньше нежели об этом говорят и пишут нам академики от официальной исторической науки. Первые люди на Земле появились примерно 500 – 250 млн.лет назад. И это были асуры. Я не буду подробно описывать эту самую древнюю человеческую цивилизацию и перейду сразу к последующей за ней цивилизации – цивилизации атлантов. Эта цивилизация появилась на базе предыдущей цивилизации (асурской), она начала формироваться примерно 4 млн.лет назад. Своего могущества она достигла примерно в 1 млн.лет днэ (так называемая цивилизация тольтеков). Центр этой цивилизации находился на материке Атлантида, который находился в Атлантическом океане. Этом материк с этого времени постепенно уходил под воды Атлантики (последний остаток этого материка – остров Посейдонис, исчез под подами Атлантики примерно в 9500 году днэ.). Все это время атланты были господствующим народом на Земле, все люди на Земле их боялись и поклонялись им как богам. И это понятно, знания и техника атлантов в те времена была на таком уровне, что даже современные люди поверили бы в их божественную (колдовскую) сущьность. Но подробнее об этом позднее можно пояснить подробнее.
Опять напоминаю, что материк Атлантида постепенно уходил под воды Атлантического океана. Уже примерно с 399 года днэ. с материка на другие материки Земли Земли начинают переселяться потомки атлантов Особенно массово переселялись простые потомки атлантов (потомки атлантов, которые уже не владели многими знаниями древних атлантов (тольтеков), их даже называть атлантами уже трудно. Это были современные люди, которые владели лишь малой толикой знаний великих тольтеков.
Примерно в 199 тыс.лет днэ - первая массовая волна переселенцев – аккадийцев, поселилась на территории Ближнего Востока. Эти переселенцы впоследствии дали потомство будущим семито-хамитским народам и народам Кавказа.
Примерно в 79 тыс.лет днэ - вторая волна переселенцев – туранцы, поселились на берегу моря в Восточной Азии (территория современного Гоби). Туранцы – предки всех монголоидных народов Азии и индейцев Америки. В результате войны с атлантами Атлантиды против туранцев было применено атомное оружие. В результате войны море превратилось в пустыню Гоби. А у туранцев в результате генетических изменений появились монголоидные признаки.
Пимерно в это же время в Атлантиде тоже произошли знаменательные события, которые в последствии повлияли ( и в настоящее время влияют на все события, происходящие на Земле). В развитии цивилизации атлантов участвовали представители более развитой цивилизации – их наззывали Сынами Солнца (они были с Солнца, это были существа с огненными, плазменными телами), Сынами Мудрости. Еще их называли божественными правителями Атлантиды. Это были настоящие Учителя (Наставники). Постепенно власть в Атлантиде стала все больше переходить к самим атлантам. Контакты с Учителями сокращались. И происходило по причине тог, что правители Атлантиды (в угоду своим личным интересам) все чаще нарушали наказы и наставления своих Учителей. Ради наживы и господства над всеми народами Земли, новые правители изобрели инстиут рабства, стали ставить статуи с изображением самих себя, перестали полностью уважать интересы всех народов Земли, стали извлекать материальные богатства для себя. При этом эти атланты часто стали истользвать в своих целях черную магию и оружие массового уничтожения людей (что было запрещено Учителями). Среди атлантов зрел раскол, и прмерно 80 тысяч лет назад часть атлантов (атлантов, которые использовали только белую магию, и которые были против угнетения всех других народов мира) переселилась с Атлантиды и поселилась в горах Эфиопии, где они создали свой город и основали там Белую Ложу. С этого момента началась новая история атлантов – атлантов Белой Ложи (белых атлантов) и атлантов Атлантиды (черных атлантов), которые по прежнему стремились превратить все народы мира в порабощенных рабов.
Третья волна переселенцев (самая массовая) была примерно около 38 тысяч лет днэ. Этих переселенцев современные ученые называют кроманьонцами. Они наиболее сильно похожи на современных людей. Это был европеоидный народ, похожий на современные народы средиземноморской расы.

Теперь немного прервемся (оторвемся от истории атлантов) и посмотрим, кто же жил на территории Междуречья (долина рек Тигра и Евфрата) в эти времена.

30 тыс.лет днэ – территория Междуречья была слабо населена, и большая часть Междуречья (южная часть) была под водами Персидского залива. На востоке от Междуречья, в горах Загроса (современный западный Ирае) жили племена барадостской культуры, это племена австралоидного типа (потомки асуров). Для информации – все потомки асуров помнили, что их божественными Учителями были Сыны Солнца и по этой причине многие древние австралоидные племена поклонялись солнечным богам. По этой же причине во всех самых древних государствах бог Солнца был одним из самых главных богов.

10000 г.днэ – ситуация мало изменилась, территория Юж.Междуречья была еще мало пригодна для проживания, было много болот. А в горах Загроса жили племена зарзийской культуры (это тооже были австралоиды). Но северные районы Междуречья стали уже заселяться австралоидами с этого времени.

6500 г.днэ – с этого времени территорию Загроса и Междуречье населяют племена культуры джармо и это уже были не совсем австралоиды, это был смесь австралоидов и европеоидов, проникавших туда с севера (с Кавказа) и запада (с М.Азии).

5700 г.днэ – на территории Междуречья возникла хассунская культура (племена этой культуры были уже сильно похожи на шумеров). В горах Загроса по прежнему жили племена культуры джармо.

5400 г.днэ – в южной части междуречья возникла культура Эреду. Вероятнее всего именно эти племена стали активно заниматься земледелием и первыми строить крупные поселения. Севернее их по прежнему жили племена хассунской культуры и к западу – племена культцры джармо. Но в это время на западе от Юж.Междуречтья стал формироваться новый народ – эламитяне. Это дравидоиды. Есть версии, что цивилизация и города у эламитян появились раньше даже, чем у шумеров.

4800 г.днэ – племена культуры эреду заняли большую часть Междуречья и это были предки шумеров, которые не только занимались земледелием, но и начали строить первые города. Считается, что самым древним городом Шумера является Эреду (крайний юг Шумера). Западнее Шумера развивалась цивилизация Элама со своими городами. На севере Междуречья возникла халафская культура. Это племена переходного типа (между дравидоидами-шумерами и европеоидами-аккадийцами).

4500 г.днэ – на территории Шумера существует эль-обейдская культура. По мнению большинства исследователей именно племена этой культуры были шумерами. Именно с этого времени в Междуречье стали быстро появляться города и первые государства. Первые государства Шумера были городами-государствами, то есть эти города были центрами разных групп шумеров, в этих городах были свои цари(вожди), свои храмы, свои верховные жрецы. А вся окружающая город территория жила, занимаясь земледелием. Южнее Шумера ( на берегах Персидского залива, в районе острова Бахрейн) в это время существовала легендарная страна Дильмун. По преданиям государства Южного Шумера образовались под влиянием именно жителей этой страны. Есть и еще легенды о том, что предки древних шумеров пришли с северо-востока (с севера Ирана, юга Туркмении, с Афганистана, возможно даже с предгорий Гиндукуша), с легендарного города Аратта, которая навсегда осталась святым местом для всех шумеров.

3500 г.днэ – к этому времени полностью сформировались почти все древние города-государства шумеров. Шумеры населяли большую часть Междуречья. Они имели торговые связи с Эламом, Дильмуном, Маганом (древним Оманом), Египтом, с городами государствами Восточного Средиземноморья (Иерихон, Угарит, Библ, Эбла и т.д).


Откуда пришел этот шумерский народ точно сказать сейчас нельзя (возможно с легендарной Аратты, возможно с Дильмуна, другие варианты тоже не исключаются). Но заметьте недалеко от города Адаб (к северо западу) расположены еще два свяшенных и важных города Шумера – Ниппур (кто изучал древнюю историю сразу вспомнит древний Ниппурский список царей Шумера) и Борсиппа. Бирсиппа являлся главным религиозным центром всех народов Шумера (там были храмы всех древних богов Шумера). В те времена в Борсиппе был храм Эзида и был посвящет богу Нэбо (Светлым Силам включая Солнце), а это признак того, что жрецы этого храма хранили память еще о религии древних асуров (вера во Всевышнего и его посланцев-учителей – Сынов Солнца). Вероятнее всего, что такие храмы (как храм Эзида в Борсиппе) были и в других крупных городах Шумера, включая Адаб, Ниппур, Ур и Урук. Возможно и в северном шумерском городе Ашшур тоже был храм Эзида. Ашшур находится недалесо от современного города Мосул, а значит недалеко от современного храма в Лалыше.
Я добавлю еще один факт о том, что царь Адаба Лугальаннемундул 90 лет правил в Шумере как верховный правитель Шумера. Это отражено в Ниппурском царском списке царей Шумера, правление этих царей началось еще 435 тысяч лет назад. Этот царь правил после царя Ура. По этой причине Адаб является одной из столиц Шумера, наравне с Эриду, Бадтибиру, Сиппаром, Шуруппаком, Кишем, Эанне, Уром, Хамази, Эрехом, Мари, Акшаком, Агадом, Исином (цари этих гоодов есть Ниппурском списке царей древнего Шумера.

Не знаю точно, но мне кажется, что храмы Изиды в Древнем Египте появились примерно в это же время, что и храмы Эзида в Шумере. Сам город Борсиппа являлся священным городом, и не был резиденцией какой – либо политической власти. Городом управляли священнослужители храма Эзида Бог света и Солнца Гор считаелся у египтян сыном Изиды. Возможно и в Древнем Египте вера в бога Солнца тоже сохранилась еще от древних асуров. В Древней Индии почитался бог Солнца Сурья ( сурами миллионы лет назад называли Сынов Солнца). Может эти факты и не связаны с древней религией езидов, но мне кажется, что религия все таки является продолжением древнейшей религии асуров.
Итак мы закончили исследование древнейшего прошлого езидов (в те времена это был народ адаби) и закончили его 3500 годом днэ, когда страна Шумер была страной множества городов-государств, где уважали все древние религии. Все народы Шумера тогда говорили на разных, но похожих между собой, шумерских языках. Шумерский язык был родственен только языкам эламитян, народов Дульмуна и дравидоидам Ирана, Индии и Средней Азии (дравидоиды заселяли тогда общирную территорию от Междуречья до долины Инда, от Индийского океана до степей Евразии. Только примерно с 2500 года днэ с севера дравидоидов стали теснить арийские (индо-иранские) племена, а с запада на территорию Шумера стали проникать семитичные племена.

Сам Шейх Ади тоже был избранным, дабы дополнить религию езидов информацией, необходимой для решения их общественных и политических проблем той эпохи. Я считаю, что Шейха Ади надо поставить в один ряд с великими прококами – посланниками воли Всевышнего такими как Брахма, Моисей, Будда, Заратуштра, Христос, Мохаммед. Но жаль, когда люди (часто по воле правящих кругов) превращают волю единого Вселенского Всевышнего в локальные, часто искаженные религии. И при этом начинают насильно навязывать людям свою искаженную трактовку своей религии. Терпимость и уважение к любой другой вере всегда было одним из главных заветов Всевышнего.
В эзидском священном гимне ”Кавле Эзиде Мир” говорится:
Повелитель Эзид – сам Царем является.
Нарекший себя 1001 именем.
Самое величественное из которых – Бог.
Повелитель Эзид изрек:
"Я тот, кто Всемилостив.
(Явлен) не от отца и не от матери.
Явлением своим ясен".
Из содержания священного гимна, очевидно, что слово “Эзид” является именем Бога.
Бог Эзид по вероучению эзидов является покровителем Земли и Небес, что подтверждается в гимне ”Кавле Кочака”
В эзидском священном гимне ” Кавле Кочака ” говорится:
”Князь (господин) мой, Эзид.
Знамя красно-белое основа.
Четырнадцать слоев Земли и Небес
Длань Эзида (оберегает)”.
Храм Эзида напрямую влиял на политическую жизнь народов Вавилонии, т.к. если символическая статуя Набиу, не прибывала в Вавилон, то царь не мог быть избран царем.
Все таки кто такие езиды (в прошлом адаби)? Спор идет давно. Именно уникальное кастово-теократическое устройство общества эзидов (где браки запрещены между представителями различных каст, а браки с иноверцами и вовсе запрещены) и их древняя религия (где священнослужителем стать нельзя, кроме как родиться в семье священнослужителя ), являются ключевой основой для этнографов. По моему мнению и на основании вышеизложенных исследований можно с увереностью сказать, что езиды и курды – совершенно разные народы (хотя есть сильная схожесть языка езидов с курдами).
У шумеров жрецами могли быть только потомки жрецов, у езидов – тоже такой принцип. Кастовая система в отношении брака решала позицию не только езида, она определяла и позицию иноверца, с которым всем езидам брак был запрещен.
-Невозможно стать эзидом. Рождение от отца и матери - эзидов, предопределяет рождение эзидом. Кровь эзидов, от эзидов.
-Невозможно мирянину-эзиду стать священнослужителем (шейхом или пиром).
-Принадлежность к кастам духовенства предопределена рождением , при этом стать служителем другого ангела – покровителя, кроме как своего очага невозможно!
Эти принципы также присущи шумерам. Имя Бога Ади, почитаемое эзидами, было известно древним египтянам и записано в их "Книге мертвых", а также чтимо в Индии и зафиксировано в древнем священном ведическом писании индусов "Шримад Бхагаватам", оно известно и в Тибете.
Несомненно, главный храмовый комплекс Вавилонии и его знаменитая Вавилонская Башня были посвящены Богу Ади.
Езиды являются потомками древнейшего населения Ирака – шумеров (адаби). Я уверен, что и в настоящее время в языке езидов есть много древних слов, приобретенных еще во времена шумеров и аккадцев. Именно езиды сохранили ту веру, которая была у них еще в 4-3 тыс.днэ. Сами езиды называют свою религию Шарфадын. Веру эту они приобрели от более древних народов (народа из страны Дильмун, но возможно эта вера пришла к ним от белых атлантов). Но в любом случае вера есидов во Всевышнего и поклонение Солнцу (светлым силам) – это признак того, этой вере не тысячи, а миллионы лет. Я не удивлюсь если появятся источники, которые подтвердят связь езидов с самым древним на Земле народом – асурами, жившими на Земле уже 300-200 млн.лет назад.
Но одно можно еще сказать, что езидский народ, прошедший такие испытания, войдет в священное чило 144 тысяч праведников, которые возродят нашу человеческую цивилизацию.(согласно откровений Иоанна Богослова).

Езидская община Армении начала формироваться еще в 1877-1878 гг., во время русско-турецкой войны. Тысячи езидов мигрировали в Восточную Армению и обосновались в провинции Карс, в районах Сурмалу, Апарана, Талина, Эчмиадзина, Армавира и Аштарака.

Вторая особо сильная миграция произошла во время первой мировой войны и особенно во время армянского геноцида. Езиды покинули провинции Карс, Сурмалу и Ван и вновь нашли пристанище в районах Апарана, Талина, Армавира, Эчмиадзина, Масиса, Арарата, Арташата, Аштарака.

Одной из особенностей общины является то, что она разделена на разные, так называемые роды, каждый из которых получил свое название от своего исторического предка.

Начнем с того, что езиды – это древняя нация арийского происхождения. Они поклоняются солнцу. /зороастризм/. Личностным поклонением обладает Шарфадин. Сам Шарфадин – это историческая личность, чей мавзолей находиться в Синджаре. Духовным и мирским наставником езидов является Мир (Мирешеха). Его резиденция находится в современном Иране. Езиды – монотейсты. В их патеоне есть многочисленные пророки и ангелы. Однако Верховным Пророком является Шейх Адин в обличии величественного и богоугодного старца. Верховным ангелом или архангелом является Малаке Таусин (ангел-павлин), который вместе с Шейхом Адином и Султаном Езди составляет Святую Троицу. Сам же бог езидов называется Худе. Это существо, созданное космосом и наделенное бесконечной сверхествественной силой. В 12 веке, категорически опровергнув идею отречения от своей религии, езиды, как и армяне, негласно подвергались мучениям и гонениям. Они, также как и армяне, разошлись по всему свету - в Иран, Индию, Ирак, Сирию, Турцию, Афганистан и т. д.

Езиды в Армении являются самым многочисленным национальным меньшинством. Согласно данным переписи населения 1989 г. их количество достигало 51 900 человек. Несомненно, в последние годы наблюдается миграция езидов в старны СНГ и Европы, что обусловленно тяжелым социально-экономическим положением Республики Армения.

Места компактного проживания.

Было уже отмечено, что езидская община проживает преимущественно в селах регионов Арагацотн, Армавир,Арарат, Ширак, кроме того – в городах Ереван, Гюмри, Ванадзор, Абовян, Дилиджан и Ташир.

Родина езидов находится на севере Ирака – на территории, расположенной между горами Сингара.

Основная деятельность

Езиды в основном занимаются скотоводством (в основном – овцеводством), садоводством и земледелием. Среди езидов, проживающих в городах есть рабочие и служащие, представители научной, технической и гуманитарной интеллигенции.

Особенности культуры

Основу культуры езидов составляют обычаи, поверья, пословицы, религиозные обряды. Особое значение имеет устное народное творчество, песни, танцы. Езиды свято хранят их.

Сохранению культурных ценностей способствуют национальная школа, письменность и литература, средства массовой информации, и особенно ежедневная радиопередача на езидском языке.

Серьезные исследования позволяют судить о том, что в исторические времена у езидов была собственная письменность и литература. Однако в течение веков письменность была утрачена по самым разным причинам. Чешский исследователь Г. Лукетка в своей книге "Развитие письменности" говорит в том числе и об историческом езидском алфавите, состоящем из 33 букв. Сегодня езиды пользуются русскими и латинскими буквами.

Музыка езидов имеет самобытные, присущие только ей мелодии, основаннные на особом повышении и понижении тональности. Особо следует отметить баллады, повествующие о подвигах национальных героев, свадебные песни, бытовые и трудовые песни, в которых отражена душа и мудрость езидского народа.

Прикладное искусство

Прикладное искусство езидов полностью срослось с образом жизни, бытом и трудом. Самые разные ковры, карпеты и рукодельные ткани имеют не только прикладную, но эстетическую функции. Езиды – большие мастера в области рукоделия. Узоры карпетов, ковров, гамашей имеют ярко выраженный национальный колорит.Тоже самое можно сказать и о национальной одежде и украшениях: серебряных поясах – камарах, особых головных уборах, украшеных монетами и т.д. Езиды очень уважительно и преданно относятся к своему национальному костюму - таразу. И в наши дни в селах можно встретить пожилых людей, одетых в национальный тараз.

Бережное отношение к своей культуре является одной из характерных черт национального самосознания езидов.

Национальные праздники

Одним из самых значительных национальных праздников – "Рожие Езди" –отмечается в декабре. Начинается с трехдневного поста, а на четвертый день начинаются празднование. Каким-то образом этот праздник похож на армянский Новый год.

Следует отметить праздник "Рожие хрднави", отмечаемый в марте-апреле – праздник весны и пробуждения природы.

Каждый праздник связан с важными событиями года.

Обычаи и обряды.

Все обычаи и обряды езидской общины, будь то крещение, обручение, свдьба, похороны и т.д. выполняются духовными лицами.Особенности этих обрядов связаны с внутренним разделением общины.

Существует следующее социлаьное разделение внутри езидской общины: Шейхи, Фиры, Мриды. В свою очередь шейхи делятся на три различные касты: шейхе Шехубакр, Шейхе Шамса и Шейхе Шихсна. Шейхи этих трех каст не всупают в брак с представителями других каст. Каждый шейх имеет право жениться только на девушке из своей касты.

Фири также делятся на три основные касты: фири Хазмамана, фири Исебия, фири Омархала. Они также вступают в брак только в пределах своей касты.

Мриды также не вступают в брак с представителями шейхов или фиридов. Одним словом, кастовая обособленность сохраняется строжайшим образом и накладывает отпечаток на обряды и обычаи езидов.

СМИ на езидском языке

Армянское национальное радио передает в эфир ежедневно 30-ти минутную передачу для езидов на езидском языке.

Издается газета "Ездинери Дзайн" (Голос Езидов) – официальный орган Национального союза езидов.

Организации

Наиболее известны Национальный союз езидов и общественно-политическая партия "Езидхана".

Деятельность НСЕ имеет в основном культурно-просветительскую направленность.

"Езидхана" – единственная в мире политическая партия езидов, которая осуществляет деятельность, направленную на сохранение национальной самобытности, сплочения езидов. Партия стремится сохранить моральный и духовный облик езидского народа и его политическую сплоченность. Лозунг партии "Езидхана" - "Демократическая и свободная Армения" - главный гарант достойной и безопасной жизни езидов, проживающих в Армении.

Партия верна демократичеким принципам, идеалам и ценностям. Имеет программу и устав, по которым и осуществляет свою деятельность.

Все действия партии "Езидхана" направлены на воспитание и сохранение любви и преданности заветам предков, защите гражданских и политических прав езидов, Огромное значение партия "Езидхана" придает образованию, особенно национальной школе. Продуктивность процесса обучения во многом зависит и от количества и качества учебников на национальном языке, а также от отношений учителей и учеников, построенных на взаимном уважении и любви.

Партией разработаны также перспективные планы, направленные на сохранение и развитие национальной культуры и традиций. Особенно это касается устного народного творчества, жанра сказки, пословиц и поговорок, в которых отражена вековая мудрость народа, его национальная самобытность.

"Езидхана" сотрудничает о всеми организациями, которые защищают конституционные права и свободы национальных меньшинств.

Список литературы

Сиабанд Бакоян. Езиды.

Езидская община Армении начала формироваться еще в 1877-1878 гг., во время русско-турецкой войны. Тысячи езидов мигрировали в Восточную Армению и обосновались в провинции Карс, в районах Сурмалу, Апарана, Талина, Эчмиадзина, Армавира и Аштарака.

Езиды - автохтонное население исторической области Месопотамия – современный Курдистан (букв. "страна курдов"). Основная территория компактного проживания езидов – север Ирака, районы Айн-Сифни, Синджар и Дуок (курд.Duhok). В районе Дуока находится главная святыня езидов — Лалиш.

История езидов древняя и трагичная. Являясь автохтонным населением Месопотамии и тысячелетиями проживая на одной и той же земле, езиды в новейшей истории не только не имеют собственного государства, но и с момента зарождения ислама в VII веке постоянно подвергаются геноциду со стороны окружающего их мусульманского большинства.На их родине осуществляется планомерный геноцид этого народа. Такая политика продолжается веками.

С расширением границ Арабского халифата в VII веке, население покоренных земель подвергалось насильственной исламизации и ассимиляции. Те, кто отказывался предать веру предков, безжалостно уничтожались. Не стали исключением и езиды, они одними из первых подверглись арабо-исламской экспансии. Арабы нанесли им один из самых мощных ударов.

Если при первых арабских халифах – Омеядах, езиды еще держались, а во времена Аббасидовстарались удерживать упорное давление по их исламизации, то когда в XI веке на ближневосточной арене появились – турки-сельджуки, положение езидов стало намного хуже. Турки стали навязывать ислам более беспощадными методами.

В средние века на территории исторического Курдистана существовало множество независимых и полузависимых курдских княжеств. Езиды – в средние века являлись влиятельной силой на Ближнем и Среднем Востоке. Они обладали несколькими княжествами. Население таких эмиратов, как Шейхан, Марван со столицей в Диарбакре, Касер (современная Сирия), Мосул, Хакари, Бадинан, Батман, Ботан, в основном состояли из приверженцев езидского вероисповедания. Османские султаны уважали и поддерживали добрые отношения с езидскими эмирами.

Границы езидских княжеств простирались от Антакии и Алеппо до Диарбакыра и Джизры, включая Мосул, Захо, Эрбиль и Соран. На их территориях проживали также многочисленные мусульманские племена, христианские народы и евреи. Мусульмане считали езидов безбожниками и всячески противились их превосходству. Главенство езидских эмиров всегда вызывало недовольство и часто агрессию со стороны окружающих их мусульманских эмиров. Получив одобрение османского султана Сулеймана, мусульманские эмиры развязали совместную войну против езидов.

Езидские эмиры были защитой и опорой езидов. После их устранения положение езидов в Османской империи резко ухудшилось. Мусульмане под предводительством своих эмиров стали совершать опустошительные набеги на езидов. Кульминацией падения езидского влияния стала фетва 1545 г., объявленная исламским шейхом АбусудомАфанди. Фетва официально узаконила убийство и порабощения езидов, а также насильственный захват их земель и имущества. На езидов буквально началась охота. Езиды повсеместно преследовались их земли, дома и имущество присваивались, женщины (даже замужние) похищались, теми мусульманами, кто первый успел, письменные источники, и религиозные атрибуты беспощадно уничтожались.

Стремясь сохранить свое положение, курды мусульмане и езиды вступали в войны не только с османами, но и между собой. Вследствие постоянных междоусобных войн между курдами мусульманами и езидами, езидскомукняжеству Шейхан, впрочем, как и другим курдским княжествам в XIX веке, суждено было попасть под полную власть Османской империи.

Процесс исламизации принял массовый характер, не только отдельные лица, но и многие езидские племена вынуждены были принять ислам. Известно, что по шариату выход из ислама карается смертью вне зависимости от страны проживания. Это наводило страх на бывших езидов – новообращенных мусульман, поэтому бывшие езиды-курды быстро оказывались вовлеченными в исламский мир, которых признавали мусульманами, но у которых не было никаких гражданских прав, а самое главное – право на самобытность и язык.

Попытки османских властей насильственно навязать ислам, лишить езидов национально-культурных прав не раз приводили к многочисленным восстаниям. Однако езидские восстания за сохранение своей самобытности всегда жестоко подавлялись.

С образованием в начале ХХ века на Ближнем и Среднем Востоке новых независимых государств – Ирака, Турции и Сирии, отношение к езидам не изменилось. В Ираке местные власти взялись за изменение их самобытности с курдской на арабскую. В Турции негативное отношение властей привело к тому, что начиная с 60-х гг. езиды семьями бежали в Европу, и практически в этой стране езидов не осталось. В Сирии также езиды являются бесправным меньшинством, лишены гражданских прав и многие до сих пор не имеют паспорта этой страны. Во всех этих странах в отношении езидов проводятся не только административно-карательные мероприятия, но и массированная идеологическая атака. Мусульманскими мулами езидам приписывается ряд отрицательных качеств и образ шайтана. Езидизм овеяли негативными мифами и легендами, в которых утверждается, что езиды – безбожники, дикари, разбойники, кровопийцы, поклоняются дьяволу.

В результате мусульмане, даже те которые никогда езидов не видели, обвиняют их во всех грехах. И, несмотря на миролюбивость своей религии и толерантность к другим народам, езиды постоянно подвергаются религиозной дискриминации и геноциду со стороны мусульманского большинства. За 14 веков существования ислама езидские источники насчитывают в их отношении со стороны мусульман 74 актов геноцида.

Трудно сказать, сколько было езидов на момент прихода в Месопотамию ислама в VII веке, но, очевидно, что с момента зарождения ислама езидов с каждым годом становится все меньше и меньше. На сегодняшний день приблизительная оценка числа езидов в Ираке составляет примерно 800 тысяч человек и почти столько же разбросаны по всему миру. По различным источникам, сегодня на планете проживает от 1 до 1,5 млн. езидов.Так как официальная перепись езидов никогда не проводилась, точных данных об их численности нет.

Систематические попытки властей Ирака, Турции, Ирана и Сирии насильственно навязать езидам ислам, лишить их исконной религии не раз приводили к восстаниям. Хотя эти восстания всегда жестоко подавлялись арабскими, османскими-турецкими войсками, сопротивление никогда не прекращалось и продолжается, по сей день.

С начала ХХ века езиды в Ираке, Сирии и Турции под влиянием демократических процессов среди курдов мусульман, провозгласивших езидов исконной и неотъемлемой частью курдского народа, влились в общенациональную борьбу за самоопределение и независимость, с надеждой, что в независимом Курдистане они обретут себе достойное существование. Этому способствовало и то, что в самом идейном содержании курдского исламизма появилось новое толерантное мышление и лояльное отношение к езидам, вероятно, порожденное политическими и социальными условиями их жизни. Уже несколько веков курды мусульмане находятся под чужеземной властью и не имеют политической самостоятельности. В эпоху исламского владычества курдский народ не раз поднимал восстания за свои национальные права, но они в лучшем случае приводили лишь к временному успеху и жестоко подавляются.

C 2014 года езиды подвергаются геноциду в Ираке со стороны террористической организации "Исламское государство". В результате этих нападений десятки тысяч езидов были убиты или взяты в плен и насильно обращены в ислам, их города и селения в регионе Шангал полностью разрушены. Несмотря на демократические перемены в мире, езидов на их исторической родине продолжают убивать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6 им. Ц. Л. Куникова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

МБОУ СОШ№6 им.Ц.Л. Куниковаг.Туапсе

учитель истории и обществознания:

Ефанова Татьяна Рафиковна

Национальная религия части курдов_________________________5-7 стр.

История возникновения и развития__________________________7-8 стр.

Традиционная культура__________________________________10-14 стр.

Известные езиды__________________________________________14 стр.

Использованная литература________________________________15 стр.

Ези́ды (йезиды, язиды; самоназвание — эзди; . араб . يزيدي‎‎ ) — народ на севере Ирака, живущий в основном в губернаторстве Мосул . Говорят на языке эздики, классифицируется лингвистами как диалект курманджи . Исповедуют езидизм.

Существует несколько версий происхождения слова "езид":

Слово иезиди , от слова "иезден" – города в Адиабене;

Иездани – от персидского слова "иезд", что значит Бог;

Иезид – от "изедфервер" – злой дух в зороастрийском учении;

Езид – от слова "иезид" – гений добра, князь света в зороастрийском учении;

Езид – от названия идола – дуба "Яздад" ("Язад");

Езид – слово происходит от имени халифа Йазида I, сына Омейядского халифа Муавийа;

Эзид – от названия древневавилонского храма Эзида, развалины которого находятся в Ираке, в городище БирсНимруд (бывшаяБорсиппа). Согласно этой версии, Эзид – имя божества, которому был посвящен храм.

Есть и другие версии:

Приблизительная численность езидов в мире оценивается до 2 миллионов человек, основная масса которых проживает в северном Ираке , остальные в Сирии , Иране , Турции , Армении , Грузии , РФ , а также в Европе , США и Канаде .

Езиды – загадочная народность, чудом выжившая после многолетних гонений. Их считают то курдами, то отдельным древним народом со своим языком и причудливой религией. Поэтому мне стало так интересно познакомиться с этим народом, но свое внимание я акцентировала именно на его религиюиезидизм - неповрежденное зеркало культуры, нравов, обычаев и традиций, психологии и характера всего курдского народа.

Национальная религия части курдов

Религия езидов до сих пор весьма мало изучена, поскольку на протяжении многих веков езиды скрывали свои религиозные представления. Более того, тайны их вероучения остаются закрытыми не только для иноверцев, но и для езидов-мирян.

F:\езиды\kurdistan_21_march.jpg

Это обстоятельство не позволяет однозначно классифицировать езидизм. Некоторые исследователи считают религию езидов монотеистической, другие, напротив, называют езидов язычниками. Часть авторов вообще отказывается признаватьезидизм религией, определяя его как синкретическую секту на основе ислама или зороастризма. Раньше езидов по недоразумению даже считали несторианами. Помимо этого среди окружающих народов, как мусульманских, так и христианских, езиды всегда имели репутацию дьяволопоклонников.

В настоящее время езиды представляют собой замкнутую этноконфессиональную группу. Миссионерство полностью исключается – езидом можно стать только родившись среди езидов. Не случайно в Советском Союзе езиды считались отдельной национальностью, которая указывалась в паспорте. В справочнике "Современный Ирак", (Москва, 1966 г., стр. 29) о езидах говорится: "Предполагают, что они переселились в эти районы совместно с курдскими племенами.

История возникновения и развития езидизма

Относительно возникновения религии езидов также существуют различные мнения. Часть исследователей полагает, что езидизм является собственно курдской религией, исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они приняли ислам.

В. П. Никитин в книге "Курды", (Москва, 1964 г., стр. 334) пишет: "… езидство, основанное, судя по дошедшим до нас данным, в XII в н. э. Основателем ее считается Шейх Ади ибн Музаффар (1073 – 1163), которого езиды считают своим пророком. Религия езидов синкретична и содержит элементы язычества, иудаизма, христианства и ислама".

В представлениях езидов Шейх Ади не просто историческая личность и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению божеством. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, он был послан Мелек-Таузом научить избранный им народ, чтобы тот не сбился с пути. Шейх Ади не умер, но вознёсся на небо.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a5/Lalish_the_whole_view.jpg/270px-Lalish_the_whole_view.jpg

Лалеш - Святыня Езидов

Охарактеризовать представления езидов о Боге достаточно сложно. Некоторые учёные утверждают, что у езидов нет определённых молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле они есть, но их немного.

Езидизм, перекликается с культом бога весеннего Солнца Ярилы в древней Руси. Верующих езидов возглавляет наследственная каста рухани. Она названа так по имени солнечной богини Рухи, или Великой Матери богов. В индийском пантеоне ариев богине Рухе отвечает Майя. То есть курды-езиды имеют древнейший матриархальный культ. Истории езидизма более 5000 лет.

В езидизме совершенно определённо указано, что Бог только Творец вселенной. Правление миром предоставляется семи ангелам, созданным им. В этой религии Творец представляет всемогущего создателя мира, совершенно устранившегося от него и от его дел. По мнению А. А.Семенова, концепция Бога у езидов в некоторой степени похожа на идею Платона об Абсолюте.

Важное положение в езидизме занимает образ Мелек-Тауза. С ним связаны наиболее противоречивые сведения. Некоторые авторы считают, что Мелек-Тауз – олицетворение зла, а езиды – поклонники дьявола Но мусульманские и христианские критики езидизма ошибочно ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Мелек-Тавуси (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов считали поклонниками злого духа.

Езидская вера не отрицает других религий, с уважением относится ко всем религиям и народам, всех людей рассматривает одинаково, ибо они созданы одним Богом. Как уже отмечалось, езидизм выступает против резни между людьми, народами и всяких войн. Каждый езид обязан за свою жизнь придерживаться трех основных требований:

1)мудрая мысль;

2) умное слово;

3) доброе дело

Если другие религии обещают, что человеку достаточно перед смертью покаяться в своих грехах и он попадает в рай, то по езидской религии человек всю свою земную жизнь должен провести так, чтобы его добрые поступки намного превосходили его же проступки.

Езидизм не прощает предательства. Принявший другую религию езид не может снова стать езидом ни в коем случае, так же, как человек, родившийся от родителей неезидской веры, езидом не может стать. Езидами не становятся — езидами рождаются.

Эти строгие требования необходимы для того, чтобы сохранить чистоту своей религии, защитить ее от проникновения элементов других религий.

Но, к сожалению, на протяжении всей истории существования езидизма приверженцы этой религии за стремление сохранить обычаи и верования предков терпели унижения и притеснения от представителей других конфессий, в том числе и от своих братьев — курдов-мусульман по диктовке врагов курдского народа. К примеру, в 1252 г. правитель Мосула осквернил мавзолей Шейха Ади, обезглавил сотни езидов, а их эмира (князя) повесил. В 1817 г. правитель Равандуза паша Мухаммад Кур продал много езидов в рабство, а еще больше утопил в Тигре. В 1908 г. власти Османской империи насильно заставляли езидов принимать мусульманство, оскверняли и уничтожали их святыни и имущество.

Традиционная культура

Езиды по сей день придерживаются кастово-теократического устройства общества. А именно – вступать друг с другом в брак могут только представители одной и той же касты, а браки с иноверцами (те, кто исповедует иную - обычно по сравнению с господствующей - веру, религию) и вовсе запрещены.

F:\езиды\59d407abdcf2.jpg

Священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя. Езиды считают себя избранным народом, и эта избранность передается по наследству.

Главой в езидизме является мир (эмир), его называют Мире шеха. Он выбирается членами своей семьи, считается абсолютным духовным и мирским повелителем и обладает почти монархическими правами. У мира хранятся все религиозные реликвии езидов. Он лично назначает Баве Шейха — отца шейхов — как своего заместителя в религиозных делах. Его резиденция находится в Северном Ираке.

Езидские религиозные деятели (şêх, pîr, feqîr, qewal, koçek) выучили наизусть из уст своих старейшин сущность своей религии и передавали ее из поколения в поколение в устном виде. Именно благодаря многим, искренне преданным своей вере талантливым представителям духовенства, езидам удалось сквозь столетия в устной форме донести до наших дней свою древнюю оригинальную веру, нравы, обычаи.

Огромное значение имеют устное народное творчество, песни и танцы. Особо следует отметить баллады, повествующие о подвигах национальных героев, свадебные песни, бытовые и трудовые песни, в которых отражена душа и мудрость езидов.

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования.

Религиозные запреты: пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета , считающуюся траурной.

Yezidi women in Tbilisi.jpg

Внешний вид: Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Читайте также: