Доклад на тему художественная литература

Обновлено: 09.05.2024

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

родителей к совместной работе в данном направлении;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Гост

ГОСТ

Русская художественная литература

Литература, как явление в целом, делится на несколько больших категорий: публицистическая литература, историческая, научная, художественная и т.д.

Художественная литература – это искусство, использующее в качестве материала словесные конструкции и различные языковые нормы.

Основных отличий художественной литературы от любого другого вида несколько:

  • Во-первых, художественная литература не имеет таких четких рамок и правил, как собственно научная или же публицистическая.
  • Во-вторых, художественная литература включает в себя гораздо большее разнообразие жанров, стилей, направлений, а также уместных троп.
  • В-третьих, художественная литература может повествовать от любого лица, иметь не только линейную композицию, а также может вообще не содержать действующих лиц.

Итак, это основные отличия художественной литературы от любой другой. В России художественная литература, как явление, возникла раньше, чем любая другая – ее развитие началось в начале восемнадцатого века. Первыми реформаторами в области художественной литературы были представители дворянских родов и сословий. Сам Петр Первый способствовал развитию художественной литературы в России.

Сама по себе художественная литературы подразделяется еще на несколько частей – ее основных видов: драма, эпос и лирика. Также она делится и по структурной организации на поэзию и прозу. Художественная литература включает в себя большое разнообразие жанров, стилей и направлений, которые в русской литературе характерны для того или иного времени.

Одним из самых первых направлений в русской литературе стал классицизм. Его расцвет пришелся на время, которое было сразу после отделения художественной литературы от церковных и панегирических текстов. Так, классицизм получил свое развитие в конце первой половины восемнадцатого века, частично захватывая и начало девятнадцатого века.

Готовые работы на аналогичную тему

Основным жанром русской литературы в этот момент была ода. Также преобладала драма, сатира и комедия. Однако, тексты все еще носили панегирический характер, а также содержали в себе большой государственный пафос.

Главными темами произведений того времени были темы либо философского характера, либо патриотические. Главный герой обязательно совершал подвиг во имя государства или всячески прославлял отечество. Способность к самопожертвованию считалась чуть ли не самой главной способностью героя. Писатели того периода: Радищев, Ломоносов, Жуковский.

Дальше, в начале девятнадцатого века настала эпоха сентиментализма, просуществовавшая, однако, недолго. Если классицизм характеризовался четкими языковыми нормами и рамками, то сентиментализм, напротив, возводил чувства человека в культ. Произведения отличались чувствительностью, нежностью, часто романтикой. Основным жанром здесь является баллада.

После эпохи сентиментализма в русскую литературу пришло такое направление, как романтизм. Романтизм, в основном, характеризовался возведением в культ свободы человека – как внешней, так и внутренней. Герой сражается, идет против чего-либо, часто – против системы. Такая литература была отголоском первых либералистических взглядов в России, первых подпольных декабристских организаций. В направлении романтизма творили следующие писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Начало двадцатого века в художественной русской литературе ознаменовалось всплеском поэзии. Здесь художественная литература включает в себя очень много различных направлений: от акмеизма до имажинизма. В данной период имеют место быть различные литературные группировки.

Вторая половина двадцатого века характеризуется, в основном, в русской художественной литературе как послевоенная, а далее и фантастическая литература. Также получает свое развитие экзистенциализм.

Таким образом, мы рассмотрели развитие русской художественной литературы.

Зарубежная художественная литература

Развитие зарубежной художественной литературы происходило несколько иначе, чем русской. Так, в начале четырнадцатого века – в так называемую эпоху Возрождения или Ренессанса – произошел, отрыв художественной литературы от церковной. Далее, направления в зарубежной литературе были аналогичны русским, однако, имели некоторые отличительные черты. Например, в классицизме допускалась романтизация, а в авангардизме – символизм. Разнообразие жанров тоже несколько отличалось.

Отличительные черты зарубежной литературы следующие:

  1. Главный герой – как простой человек, так и выходец из высшего сословия. Эта характерная черта была перенята русской художественной литературой только в начале двадцатого века.
  2. Больший реализм. В любом направлении зарубежной художественной литературы присутствует больше реализма и прагматизма, нежели в русской.
  3. Больший объем произведений и характерный философский смысл во многих из них. Также зарубежная литература отличается большим разнообразием религиозных тем.

Также, можно сказать, что развитие зарубежной художественной литературы началось значительно раньше, а также существенно отличалось в каждой стране. Сегодня, читателю доступны многие произведения любой страны, а в целом – это и есть достояние мировой истории и культуры.

В художественной литературе можно выделить следующие направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, модернизм, авангардизм, имажинизм, футуризм, экспрессионизм, импрессионизм, экзистенциализм. Также художественная литература за рубежом может содержать такие жанры: очерк, роман, рассказ, баллада, ода, драма, сатира, эпопея и многие другие.

Таким образом, на основе сравнительной характеристики мы выявили отличительные черты художественной зарубежной литературы.

Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что включает в себя понятие

К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.

В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.

При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.

Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:

  • моральные нормы и ценности;
  • культурную мотивацию;
  • трансляцию социального опыта;
  • познание окружающего мира;
  • обмен информацией;
  • мир символов и образов.

Особенности, какую роль играет в жизни человека

Для художественной литературы характерны следующие особенности:

  1. Отсутствие четких рамок и границ.
  2. Повествование может вестись от любого лица.
  3. Композиция может быть нелинейной.
  4. Метафоричность и образность.
  5. Многообразие видов и жанров.
  6. Использование разных стилевых пластов лексики.
  7. Многозначность истолкования.

Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:

  1. Отображает в наглядной форме разные сферы жизни людей.
  2. Предлагает осмысление реальности.
  3. Помогает лучше понять природу человека.
  4. Содержит духовно-нравственные ориентиры.
  5. Обогащает эмоциональный интеллект.
  6. Развивает память, речь, воображение и другие мыслительные функции.
  7. Представляет интерес с исторической точки зрения, поскольку содержит описание быта, нравов, взглядов современников той или иной эпохи.
  8. Является важным источником наблюдения для лингвистов, изучающих особенности языка и его эволюцию.
  9. Выражает интересы представителей конкретных социальных групп, аккумулирует их мнение и взгляды.
  10. Играет рекреационную роль — способствует отдыху и успокоению.
  11. Удовлетворяет эстетические потребности.
  12. Выполняет некоторые психотерапевтические функции — отождествляясь с героем, человек может в безопасной обстановке прожить свои страхи, лучше понять природу своих психологических проблем.

Значение художественной литературы в развитии детей

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:

  • интеллектуальное;
  • нравственное;
  • эстетическое;
  • творческое;
  • эмоциональное.

Она развивает различные познавательные процессы:

  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • внимание;
  • память.

Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.

Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:

  • соответствовать возрастным особенностям;
  • содержать правильные моральные нормы;
  • обладать богатой лексикой;
  • развивать познавательный интерес;
  • иметь яркие образы и персонажи.

При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:

  • познакомить ребенка со средствами художественной выразительности;
  • провести доступный для его восприятия анализ произведения;
  • задавать вопросы по содержанию;
  • предложить пофантазировать на тему прочитанного материала.

Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.

По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.

Деление на жанры

Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.

Выделяют 3 ее основных рода:

Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.

  • широта охвата;
  • претензия на объективность повествования;
  • высокая плотность событий;
  • описание сконцентрировано на поступках, а не на попытках понять внутренний мир героев;
  • жизнь людей рассматривается в контексте общественных и исторических событий.

Эпические жанры:

  • баллады;
  • эпопеи;
  • романы;
  • эпические поэмы;
  • малые формы — повести, рассказы, очерки.

Примеры эпических произведений:

Лирика

Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.

  • субъективность;
  • эмоциональность;
  • фиксация на мимолетных переживаниях;
  • передача тончайших оттенков эмоционального состояния героя;
  • экспрессивность;
  • отсутствие строгой привязки к сюжету.

Лирические жанры:

  • элегии;
  • романсы;
  • оды;
  • лирические стихотворения;
  • любовные песни.

По содержанию лирика бывает:

  • интимной — отражает личные переживания;
  • пейзажной — описывает эмоциональные впечатления от явлений природы;
  • гражданской — содержит размышления об общественных и политических явлениях;
  • философской — включает рефлексию на тему смысла жизни и других основополагающих вопросов бытия.

Драма

Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.

Характерные особенности:

  • четкая структура;
  • диалогичность;
  • текст от лица автора носит эпизодический характер;
  • наличие внешних и внутренних ремарок;
  • ограниченное количество действующих лиц;
  • в основе — действие, раскрываемое через конфликт;
  • характер персонажей разворачивается через поступки.

Драматические жанры:

  • драма;
  • комедия;
  • мелодрама;
  • фарс;
  • трагикомедия;
  • водевиль.

Примеры драматических произведений:

По структурному типу текста литература делится на:

Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.

В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.

В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Содержание

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Литература по родам

Эпические жанры: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.

Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

Типы текста по структуре

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Художественные методы и направления

Художественный образ

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы:

  1. индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни);
  2. знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул;
  3. иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).

Художественный вымысел

На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты).

Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.

Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию.

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие(нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

Литература как искусство слова

Литература и синтетические искусства

По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Не удивительно поэтому, что многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.

Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.

Литература и средства массовой коммуникации

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.


05.03.2016, 96871 просмотр.

Читайте также: