Доклад по теме общая терминология программирования

Обновлено: 19.05.2024

ИНФОРМАТИКА- НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СПОСОБЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.

ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО НАБОР СИМВОЛОВ, ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ИЛИ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, НЕСУЩИХ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СМЫСЛОВУЮ НАГРУЗКУ.

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЭВМ) ИЛИ КОМПЬЮТЕР (англ. computer- -вычислитель)-УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Принципиальное отличие использования ЭВМ от всех других способов обработки информации заключается в способности выполнения определенных операций без непосредственного участия человека, но по заранее составленной им программе. Информация в современном мире приравнивается по своему значению для развития общества или страны к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф.Хандлер говорил: "Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания".

В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной. В 1983 году американский сенатор Г.Харт охарактеризовал этот процесс так: "Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к экономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги.."

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Вся история развития человеческого общества связана с накоплением и обменом информацией (наскальная живопись, письменность, библиотеки, почта, телефон, радио, счеты и механические арифмометры и др.). Коренной перелом в области технологии обработки информации начался после второй мировой войны.

В вычислительных машинах первого поколения основными элементами были электронные лампы. Эти машины занимали громадные залы, весили сотни тонн и расходовали сотни киловатт электроэнергии. Их быстродействие и надежность были низкими, а стоимость достигала 500-700 тысяч долларов.

Появление более мощных и дешевых ЭВМ второго поколения стало возможным благодаря изобретению в 1948 году полупроводниковых устройств- транзисторов. Главный недостаток машин первого и второго поколений заключался в том, что они собирались из большого числа компонент, соединяемых между собой. Точки соединения (пайки) являются самыми ненадежными местами в электронной технике, поэтому эти ЭВМ часто выходили из строя.

В ЭВМ третьего поколения (с середины 60-х годов ХХ века) стали использоваться интегральные микросхемы (чипы)- устройства, содержащие в себе тысячи транзисторов и других элементов, но изготовляемые как единое целое, без сварных или паяных соединений этих элементов между собой. Это привело не только к резкому увеличению надежности ЭВМ, но и к снижению размеров, энергопотребления и стоимости (до 50 тысяч долларов).

История ЭВМ четвертого поколения началась в 1970 году, когда ранее никому не известная американская фирма INTEL создала большую интегральную схему (БИС), содержащую в себе практически всю основную электронику компьютера. Цена одной такой схемы (микропроцессора) составляла всего несколько десятков долларов, что в итоге и привело к снижению цен на ЭВМ до уровня доступных широкому кругу пользователей.

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬТЕРЫ- ЭТО ЭВМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ.

90-ые годы ХХ-го века ознаменовались бурным развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир. Именно к началу 90-ых количество подключенных к ним компьютеров достигло такого большого значения, что объем ресурсов доступных пользователям сетей привел к переходу ЭВМ в новое качество. Компьютеры стали инструментом для принципиально нового способа общения людей через сети, обеспечивающего практически неограниченный доступ к информации, находящейся на огромном множестве компьюторов во всем мире - "глобальной информационной среде обитания".

6.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ И ЕЕ ОБЪЕМ.

ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЕННУЮ В ТАКОМ ВИДЕ, ЛЕГКО ТЕХНИЧЕСКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ, НАПРИМЕР, В ВИДЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ. Если в какой-то момент времени по проводнику идет ток, то по нему передается единица, если тока нет- ноль. Аналогично, если направление магнитного поля на каком-то участке поверхности магнитного диска одно- на этом участке записан ноль, другое- единица. Если определенный участок поверхности оптического диска отражает лазерный луч- на нем записан ноль, не отражает- единица.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО ИЗ ДВУХ СИМВОЛОВ-0 ИЛИ 1, НАЗЫВАЕТСЯ 1 БИТ (англ. binary digit- двоичная единица). 1 бит- минимально возможный объем информации. Он соответствует промежутку времени, в течение которого по проводнику передается или не передается электрический сигнал, участку поверхности магнитного диска, частицы которого намагничены в том или другом направлении, участку поверхности оптического диска, который отражает или не отражает лазерный луч, одному триггеру, находящемуся в одном из двух возможных состояний.

Итак, если у нас есть один бит, то с его помощью мы можем закодировать один из двух символов- либо 0, либо 1.

Если же есть 2 бита, то из них можно составить один из четырех вариантов кодов: 00 , 01 , 10 , 11 .

Если есть 3 бита- один из восьми: 000 , 001 , 010 , 100 , 110 , 101 , 011 , 111 .

1 бит- 2 варианта,

2 бита- 4 варианта,

3 бита- 8 вариантов;

Продолжая дальше, получим:

4 бита- 16 вариантов,

5 бит- 32 варианта,

6 бит- 64 варианта,

7 бит- 128 вариантов,

8 бит- 256 вариантов,

9 бит- 512 вариантов,

10 бит- 1024 варианта,

N бит - 2 в степени N вариантов.

В обычной жизни нам достаточно 150-160 стандартных символов (больших и маленьких русских и латинских букв, цифр, знаков препинания, арифметических действий и т.п.). Если каждому из них будет соответствовать свой код из нулей и единиц, то 7 бит для этого будет недостаточно (7 бит позволят закодировать только 128 различных символов), поэтому используют 8 бит.

ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ ОДНОГО ПРИВЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКУ СИМВОЛА В КОМПЬЮТЕРЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 8 БИТ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКОДИРОВАТЬ 256 РАЗЛИЧНЫХ СИМВОЛОВ.

СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ИЗ 256 СИМВОЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ASCII ( произносится "аски", означает "Американский Стандартный Код для Обмена Информацией"- англ. American Standart Code for Information Interchange).

ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ РУССКИЕ И ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ, ЦИФРЫ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И Т.П.

A - 01000001, B - 01000010, C - 01000011, D - 01000100, и т.д.

Таким образом, если человек создает текстовый файл и записывает его на диск, то на самом деле каждый введенный человеком символ хранится в памяти компьютера в виде набора из восьми нулей и единиц. При выводе этого текста на экран или на бумагу специальные схемы - знакогенераторы видеоадаптера (устройства, управляющего работой дисплея) или принтера образуют в соответствии с этими кодами изображения соответствующих символов.

Набор ASCII был разработан в США Американским Национальным Институтом Стандартов (ANSI), но может быть использован и в других странах, поскольку вторая половина из 256 стандартных символов, т.е. 128 символов, могут быть с помощью специальных программ заменены на другие, в частности на символы национального алфавита, в нашем случае - буквы кириллицы. Поэтому, например, передавать по электронной почте за границу тексты, содержащие русские буквы, бессмысленно. В англоязычных странах на экране дисплея вместо русской буквы Ь будет высвечиваться символ английского фунта стерлинга, вместо буквы р - греческая буква альфа, вместо буквы л - одна вторая и т.д.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО СИМВОЛА ASCII НАЗЫВАЕТСЯ 1 БАЙТ.

Очевидно что, поскольку под один стандартный ASCII-символ отводится 8 бит,

Остальные единицы объема информации являются производными от байта:

1 КИЛОБАЙТ = 1024 БАЙТА И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО ПОЛОВИНЕ СТРАНИЦЫ ТЕКСТА,

1 МЕГАБАЙТ = 1024 КИЛОБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 500 СТРАНИЦАМ ТЕКСТА,

1 ГИГАБАЙТ = 1024 МЕГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ,

1 ТЕРАБАЙТ = 1024 ГИГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2000 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Обратите внимание, что в информатике смысл приставок кило- , мега- и других в общепринятом смысле выполняется не точно, а приближенно, поскольку соответствует увеличению не в 1000, а в 1024 раза.

СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПО ЛИНИЯМ СВЯЗИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В БОДАХ.

1 БОД = 1 БИТ/СЕК.

В частности, если говорят, что пропускная способность какого-то устройства составляет 28 Килобод, то это значит, что с его помощью можно передать по линии связи около 28 тысяч нулей и единиц за одну секунду.

7. СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ДИСКЕ

ИНФОРМАЦИЮ НА ДИСКЕ МОЖНО ОБРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНА ЗАНИМАЛА МЕНЬШИЙ ОБЪЕМ.

Существуют различные методы сжатия информации. Некоторые из них ориентированы на сжатие текстовых файлов, другие - графических, и т.д. Однако во всех них используется общая идея, заключающаяся в замене повторяющихся последовательностей бит более короткими кодами. Например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" несколько миллионов слов, но большинство из них повторяется не один раз, а некоторые- до нескольких тысяч раз. Если все слова пронумеровать, текст можно хранить в виде последовательности чисел - по одному на слово, причем если повторяются слова, то повторяются и числа. Поэтому, такой текст (особенно очень большой, поскольку в нем чаще будут повторяться одни и те же слова) будет занимать меньше места.

Сжатие информации используют, если объем носителя информации недостаточен для хранения требуемого объема информации или информацию надо послать по электронной почте

Программы, используемые при сжатии отдельных файлов называются архиваторами. Эти программы часто позволяют достичь степени сжатия информации в несколько раз.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

5 Управляющая программа– системная программа, реализующая набор функций управления, в который включают управление ресурсами и взаимодействием с внешней средой системы обработки информации, восстановление работы системы после появления неисправностей в технических средствах

6 Прикладная программа– программа, предназначенная для решения задачи или класса задач в определенной области применения системы обработки информации

7 Подпрограмма – программа, являющаяся частью другой программы и удовлетворяющая требованиям языка программирования

8 Программный модуль– программа или функционально завершенный фрагмент программы, предназначенный для хранения, трансляции, объединения с другими программными модулями для загрузки в оперативную память

9 Исходный модуль– программный модуль на исходном языке программирования, обрабатываемый транслятором

10 Объектный модуль– программный модуль, получаемый в результате компиляции исходного модуля

11 Загрузочный модуль– программный модуль, представленный в форме, пригодной для загрузки в основную память для выполнения

12 Рекурсивная подпрограмма– подпрограмма, которая может обращаться к себе самой

13 Система программирования– система, образуемая языком программирования, компиляторами или интерпретаторами программ, представленных на данном языке, соответствующей документацией, а также вспомогательными средствами для подготовки программ к форме, пригодной для выполнения

14 Язык высокого уровня– язык программирования, понятия и структура которого удобны для восприятия человеком

15 Транслятор – программа или техническое средство, выполняющие трансляцию программы.

Примечание: на транслятор обычно возлагаются функции диагностики ошибок, формирования словарей идентификаторов, выдачи для печати текстов программ и т. д.

16 Конвектор языка– транслятор с некоторого языка на другой язык такого же уровня

17 Компилятор– программа или техническое средство, выполняющее компиляцию

18 Интерпретатор– программа или техническое средство, выполняющее интерпретацию

19 Структурное программирование– метод построения программ, использующий только иерархически вложенные конструкции, каждая из которых имеет единственную точку входа и единственную точку выхода

20 Объектно-ориентированное программирование– метод построения программ как совокупностей объектов и классов объектов, которые могут вызывать друг друга

Примечание: объекты состоят из данных и операций над данными

21 Логическое программирование– метод построения программ как совокупности логических правил с предварительно определенными алгоритмами для обработки входных данных программы в соответствии с ее правилами

22 Спецификация программы– формализованное представление требований, предъявляемых к программе, которые должны быть удовлетворены при ее разработке, а также описание задачи, условия и эффекта действии без указания способа его достижения

23 Трансляция программы – преобразование программы, представленной на одном языке программирования, в программу на другом языке и в определенном смысле равносильную первой

24 Компиляция – трансляция программы с языка высокого уровня в форму, близкую к программе на машинном языке

25 Ассемблирование – компиляция программ с языка ассемблера

26 Поиск ошибок (в программе) – деятельность, в результате которой выявляются ошибки в программе с целью их последующего исправления

27 Верификация программы – доказательство того, что работа программы соответствует спецификации на эту программу

28 Дамп – данные, представляющие собой полное или частичное содержимое оперативной памяти, выводимое на периферийное устройство

29 Аварийны дамп –дамп, полученный в результате ненормального завершения программы

30 Тупиковая ситуация –ситуация, в которую попадают две или несколько асинхронных процедур, характеризующаяся невозможностью дальнейшего выполнения из-за взаимных зависимостей

31 Функция адресации –функция, реализуемая определенными компонентами системы обработки информации, сопоставленная с пространством памяти, определенная на множестве адресов в этом пространстве памяти и предназначенная для выделения по адресу единственной подобласти в этом пространстве памяти так, что обеспечивается определенная операция с этой подобластью

32 Адрес в пространстве памяти –элемент множества порций данных, являющегося областью определения функций адресации

33 Пространство памяти –область памяти, некоторая совокупность подобластей которой является областью значений функции адресации

34 Указатель области памяти –адрес области памяти, размещенный в пространстве памяти, в котором расположена эта область

35 Адрес команды –адрес области памяти, которая занята командой

36 Исполнительный адрес –адрес операнда команды, содержащийся в ней или вычисляемый на основании содержимого его полей

37 Базовый адрес –аддитивная часть исполнительного адреса, постоянная для определенной совокупности адресуемых данных

38 Индекс адреса –аддитивная часть адреса, предназначенная для модификации исполнительного адреса на отдельно вычисляемое значение в целях обращения к порциям данных, размещенным в памяти по определенному закону

39 Базовая адресация –способ вычисления исполнительного адреса, при котором он вычисляется как сумма базового адреса и смещения

40 Индексирование адреса –способ вычисления исполнительного адреса, при котором учитывают индекс адреса

41 Цикл –последовательность команд в программе, которая должна исполняться неоднократно в результате перехода от начала последовательности к концу

42 Флажок (в программе) – переменная, регистрирующая появление определенного события или состояния

43 Переключатель –управляемый флажком выбор одного перехода из группы возможных переходов в программе

44 Семафор –переменная, используемая для обеспечения взаимного исключения

45 Общая переменная –переменная, доступная двум или большему количеству асинхронных процедур или одновременно исполняемых программ

46 Порция данных –данные, представленные как целое в конкретном контексте их описания или обработки и неразрывно связанные со своим носителем

Примечание: контексты существенно зависят от решаемых задач и этапов их решения и могут изменяться от задачи к задаче и от одного этапа к другому

47 Литерная цепочка –порция данных, состоящая из последовательности литер

48 Идентификатор –литерная цепочка, выступающая в определенном контексте в роли символа

Примечание: в обработке данных рассматривают идентификаторы порций данных, областей памяти, пространств памяти, томов и др., при этом они могут выражать определенные свойства этих объектов

49 Составной идентификатор –идентификатор объекта, включающий идентификаторы классов, которые вложены друг в друга

50 Область памяти –память, выделенная для размещения одной или нескольких порций данных

51 Подобласть памяти –область памяти, рассматриваемая как составная часть другой области памяти

52 Буфер –рабочая область памяти при пересылке данных

Примечание: при операции ввода данные заносят в буферную область

53 Поле данных –неразрывная область памяти, имеющая определенное назначение и обычно снабженная именем или идентификатором

54 Экстент памяти –неразрывная область в пространстве внешней памяти данных, используемая при его распределении

Примечание: в ОС ЕС ЭВМ под набор данных на устройствах прямого доступа пространство памяти отводится экстентами

55 Процесс обработки данных –система действий, реализующая определенную функцию в системе обработки информации и оформленная так, что управляющая программа данной системы может перераспределять ресурсы этой системы в целях обеспечения мультипрограммирования.

1) Процесс характеризуется состояниями, которые определяются наличием тех или иных ресурсов в распоряжении процесса и, следовательно, возможностью выполнять действия, относящиеся к процессу.

2) Перераспределение ресурсов, выполняемое управляющей программой, влияет на продолжительность процесса обработки данных, но не на его конечный результат.

3) Процесс оформляют с помощью специальных структур, которыми манипулирует управляющий механизм.

56 Параллельные процессы –процессы обработки данных, у которых интервалы времени выполнения перекрываются за счет использования различных ресурсов одной и той же системы

57 Конкурирующие процессы –процессы обработки данных, выполняющиеся в течение определенного интервала времени с использованием одного и того же набора ресурсов путем их перераспределения

58 Системный процесс –процесс обработки данных, в виде которого функционируют определенные компоненты управляющей программы

59 Процесс системного ввода –системный процесс, предназначенный для автоматического ввода в систему обработки информации пакета заданий через назначенное этому процессу устройство ввода-вывода

Примечание: процесс системного ввода в некоторых системах обработки информацииинтерпретирует предложения языка управления заданиями

61 Приоритет процесса –преимущественное право процесса обработки данных перед другими процессами на использование ресурсов, выражаемое числом, присвоенным этому процессу

62 Мультипрограммная связь –совокупность процессов, выполнением которых управляет одна и та же управляющая программа

63 Удаленный ввод заданий –ввод заданий вычислительной системе средствами телеобработки данных

64 Диалоговый удаленный ввод заданий –удаленный ввод заданий, при котором ввод осуществляется в диалоговом режиме

65 Сеанс работы –интервал времени, в течение которого пользователю выделены ресурсы системы обработки информации для выполнения его работ и связи с ним в интерактивном режиме

67 Команда оператора –обращение оператора системы обработки информации к управляющей программе, переданное посредством консоли, для оказания воздействия на ход обработки данных

68 Интерпретация –реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке

69 Процедура начальной загрузки –ввод программы в оперативную память для выполнения, при котором никакие программы, кроме вводимой, не управляют вводом

Примечание: присутствие других программ в оперативной памяти не предполагается

70 Инициализация – приведение областей памяти в состояние, исходное для последующей обработки или размещения данных

71 Инициирование –создание условий для запуска процесса обработки данных

72 Искусственный язык –язык, созданный отдельным лицом или группой лиц с определённой целью

73 Программный документ –документ, содержащий в зависимости от назначения данные, необходимые для разработки, производства, эксплуатации и сопровождения программы или программного средства

Примечание: программные документы и их части могут выполняться любым способом на любом материале, вводиться в ЭВМ и передаваться по каналам связи

74 Кодирование данных – процесс построения данных из элементов конечного множества по установленным правилам

75 Код данных – система, образуемая кодовым набором и правилами, по которым из элементов этого кодового набора строят данные при кодировании

Примечание: примером кода с исправлением ошибок является код Хемминга

77 Код с обнаружением ошибок – код данных, в котором каждое кодовое представление удовлетворяет установленным критериям так, что если в представлении возникают ошибки, то оно перестает удовлетворять этим критериям и устанавливается наличие ошибки

Примечание: примером кода с обнаружением ошибок является циклический код

78 Нотация – код данных, элементами кодового набора которого являются литеры

79 Буквенно-цифровое представление –кодовое представление посредством букв,десятичных цифр, пробела и специальных литер

80 Алфавит –кодовый набор, в котором установлено отношение порядка

81 Кодон – элемент кодового набора

82 Управляющий кодон – кодон, определенный правилами кодирования данных как оказывающий воздействие на их запись, преобразование, передачу и истолкование

83 Литера –кодон, отличающийся от управляющего кодона

84 Специальная литера – литера, отличающаяся от буквы, цифры и пробела

85 Пробел – литера, воспроизводимая отсутствием начертания

86 Буква – литера, по своему начертанию совпадающая с одни из элементов традиционного алфавита естественного языка

87 Цифра – литера, входящая в кодовый набор представления чисел и обозначающая одно из натуральных чисел

88 Десятичная цифра – цифра десятичной системы счисления.

Примечание: десятичные цифры изображают литерами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Языки программирования – неотъемлемая часть нашей жизни, это возможность взаимодействия человека с машиной, возможность общения друг с другом на понятном языке. Всё, что мы делаем на компьютере, так или иначе связано с ними. Просматривая информацию в браузере можно даже посмотреть программный код страницы. И что же мы увидим? Бесчисленное количество непонятных слов. Но в этом не так сложно разобраться. Эта статья поможет вам узнать много нового про языки программирования и преимущества каждого из них.

Для начала немного истории. Первый язык программирования — Plankalkül — появился в 1940-х годах. Он был разработан немецким инженером К. Цузе. Со временем вычислительная техника развивалась, и было создано огромное количество языков программирования, у каждого из которых есть своя область применения и преимущества. Попробуем в них разобраться.


Все языки программирования можно разделить на 4 типа:



Структурные языки программирования

В основе этих языков лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Любая программа состоит из трёх базовых управляющих структур: последовательность, ветвление, цикл. Рассмотрим основные структурные языки программирования: Basic, Pascal.

Basic

Этот язык программирования был придуман в 1963 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Куртцом. Основной задачей этого языка была возможность без опыта программирования создавать программы для своих задач. Сейчас же он превратился в обычный язык программирования с широким набором возможностей.

Преимущества языка Basic:

Pascal

Pascal – один из самых известных языков программирования. Он был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах и используется для обучения программированию в старших классах школы и в вузах. Это один из первых языков, для которых характерна строгая типизация, потому что, по мнению Вирта, язык должен способствовать дисциплинированному программированию. Поэтому Pascal так активно используют в обучении. К 1980-м годам Паскаль стал основой для многочисленных учебных программ.

Преимущества языка Pascal:

  1. Лёгкий синтаксис.
  2. Невысокие аппаратные и системные требования.
  3. Универсальность.

Процедурные языки программирования

При процедурном программировании программа сводится к последовательному выполнению операторов для преобразования исходных данных в результаты. Это даёт возможность определять каждый шаг по ходу решения задачи. Самые популярные процедурные языки программирования – C и PureBasic.

C

Разработанный в 1969-1973 годах, этот язык программирования оказал существенное влияние на развитие индустрии программного обеспечения. Он доступен на самых различных платформах и позволяет программистам довольно точно представлять, как выполняются их программы. C применяется при разработке операционных систем и приложений реального времени, которые требуют отзывчивости кода.

Преимущества языка C:

  1. Небольшое число ключевых слов.
  2. Простая языковая база.
  3. Наличие указателей на функции.

PureBasic

Этот язык программирования создан в 1998 году на основе синтаксиса Basic. Он предназначен для создания программ на Linux, Windows, Mac OS. Благодаря лёгкому синтаксису PureBasic подойдёт новичкам, а его большие возможности позволяют работать на нём и продвинутым программистам. Особенностью этого языка является то, что у него есть 2 версии: бесплатная PureBasic Demo и платная PureBasic Full. PureBasic Demo имеет некоторые ограничения. Одно из них: нельзя скомпилировать код в котором больше 800 строк кода.

Преимущества языка PureBasic:

  1. Маленький размер программ.
  2. Код может быть скомпилирован на разных платформах.
  3. Простой синтаксис, но при этом высокая функциональность.

Объектно-ориентированные языки программирования

Основные понятия ООП:

  1. Абстракция данных – выделение значимой информации и исключение незначимой.
  2. Инкапсуляция – свойство языка, позволяющее связать данные с методами.
  3. Наследование – свойство системы, позволяющее описать новый класс на основе уже существующего с частично или полностью заимствующейся функциональностью.
  4. Класс – тип данных, который состоит из набора переменных элементарных типов и функций для работы с ними.
  5. Объект – сущность в цифровом пространстве, имеющая определённые свойства и операции над ними.

На данный момент существует большое количество объектно-ориентированных языков программирования, т.к. они пользуются наибольшей популярностью у программистов. Рассмотрим некоторые из них.

C++

Преимущества языка С++:

  1. Быстрота исполнения кода.
  2. Универсальность. Можно разрабатывать программы для различных операционных систем.
  3. Доступность. Существует огромное количество учебной литературы.

Java

Этот язык был разработан в 1995 году Джеймсом Гослингом. Сейчас Java используется для создания клиентских приложений и серверного ПО. Важной особенностью технологии этого языка является система безопасности, которая контролирует исполнение программы и прерывает операции, прерывающие установленные полномочия (например, несанкционированная попытка доступа к данным). Это, а также высокая скорость выполнения задач делают Java одним из популярнейших языков программирования.

Преимущества языка Java:

  1. Безопасность.
  2. Простота изучения.
  3. Отсутствие зависимости от платформы.

JavaScript

Многие думают, что JavaScript тесно связан с Java, но это не так. Его синтаксис гораздо больше похож на синтаксис языка С. Первоначально он вообще назывался Mocha, затем – LiveScript и только потом получил название JavaScript. Одна из версий состоит в том, что в то время (1995 год) Java было модным словом. JavaScript обычно используется в браузерах. Он придаёт веб-страницам интерактивность. Также JavaScript – самый популярный язык программирования, предназначенный для разработки веб-приложений.

Преимущества языка JavaScript:

  1. Понятен даже тем пользователям, которые не являются программистами.
  2. Возможность запустить программу в браузере.
  3. Программы подключаются к коду веб-страницы и сразу выполняются при загрузке.
  1. Понятность для новичков.
  2. Поддержка большинства продуктов Microsoft.
  3. Скорость работы.

Python

Этот язык, разработанный голландцем Гвидо ван Россумом в 1991 году, ориентирован на повышение читаемости кода. Вот несколько цитат из философии Python:

“Красивое лучше, чем уродливое.”

“Явное лучше, чем неявное.”

“Простое лучше, чем сложное.”

Действительно, Python обладает чётким синтаксисом, и благодаря этому код написанных на нём программ легко читаем. Также он активно развивается, и примерно раз в два с половиной года выходят новые версии языка. Python – универсальный язык программирования. Его можно использовать в разных сферах: от веб-разработки до работы с машинным обучением.

Преимущества языка Python:

  1. Универсальность.
  2. Легко читаемый синтаксис.
  3. Реализован почти на всех платформах и операционных системах.

PHP

PHP был разработан в 1995 году датским программистом Расмусом Ледорфом. Сейчас этот язык активно применяется при разработке веб-приложений. Этому способствует большое количество дополнительных модулей и встроенных средств для веб-программирования. Синтаксис PHP похож на синтаксис языка C. PHP используют крупные сайты, например, Facebook и Wikipedia.

Преимущества языка PHP:

  1. Простота кода.
  2. Эффективные средства безопасности.
  3. Высокая скорость работы.

Функциональные языки программирования

В функциональном программировании процесс вычисления определяется как вычисление значений функций в их математическом понимании. При этом не предполагается хранение состояния программы: достаточно вычисления результатов функций от исходных данных. Таким образом, в функциональном программировании нет переменных, и если мы вызываем функции с одинаковыми аргументами, то мы получим один и тот же результат: выходные данные зависят только от входных. Рассмотрим несколько функциональных языков программирования.

Scala

Преимущества языка Scala:

  1. Взаимодействие с кодом, написанным на Java.
  2. Приятный синтаксис.
  3. Широкая область применения.

Erlang

Преимущества языка Erlang:

  1. Простота изучения.
  2. Возможность обновления кода во время выполнения программы.
  3. Отказоустойчивость программа.

Вот мы и закончили знакомство с языками программирования. Конечно, существует много языков помимо тех, которые представлены в статье, но эти являются основными. Каждый из них подходит под определённые задачи, и исходя из этого надо решать, какие языки программирования изучать.


В программировании терминов очень много. Далеко не каждый специалист в этой области знает значение всех слов, используемых его коллегами. Что уж говорить о студентах или людях, далекой от этой сферы? Рассмотрим основные понятия, дадим им понятное для обывателя определение. Итак, что это за язык – тот, на котором общаются программисты?

Актуальность вопроса

Термины программирования используются людьми, занимающимися этим профессионально, увлекающимися им как хобби. Есть особенный жаргон профессии, позволяющий людям кратко и емко доносить до слушателя, ориентирующегося в теме обсуждения, свое мнение, передавать максимум информации. Некоторые термины признаны общественностью и повсеместно используются профессионалами, работающими с техническими языками, другие распространены лишь в узкой среде единомышленников. Особенно любопытными представляются термины, используемые большинством. Они нашли себе применение не только при устном общении, но в письменной речи, в научных работах и публицистике, посвященной тонкостям написания технического кода.

основные термины программирования

Итак, приступаем!

Сложно определить, какой термин нужно расшифровать первым, а какие слова вовсе не заслуживают внимания. Пожалуй, для начала разберем, что такое регистровая зависимость. В программировании термин обозначает связь языковых выражений и отдельных элементов (функций, переменных) с написанием. Таковое возможно с использованием литер заглавных и обычных. Существуют языки, зависимые от регистра. Одинаковое слово, записанное с разным регистром литер, будет иметь совершенно разные значения. Если система не зависит от регистра, как ни запиши буквы, смысл не поменяется. Среди зависимых от регистра самый известный представитель языков программирования – JavaScript. В некоторой мере зависимым от регистра считается РНР, но явление частичное.

О типах

В любом словаре терминов программирования объясняется, что за язык называется высокоуровневым. Этим словом обозначают инструменты программирования, созданные для описания задачи в форме, легко воспринимаемой человеком. Таким инструментом просто и удобно пользоваться, создатель кода без труда ориентируется в символах. Язык не зависит от используемых машиной внутренних технических кодов. Созданный с помощью высокоуровневого языка продукт необходимо сперва перевести в машинный код, лишь после этого он станет работоспособным. Для перевода пользуются интерпретаторами, трансляторами. Высокоуровневые языки – "Си", "Паскаль" и многие другие.

Если обратиться к словарю терминов программирования, можно узнать, что низкоуровневыми принято означать языки, используемые для работы с конкретной разновидностью вычислительных машин. Такой язык детально отражает код, применяемый внутри аппаратуры. Его восприятие для человека затруднено в силу специфики написания.

словарь терминов программирования

О типах: какие еще?

Все существующие в наше время языки программирования делят на алгоритмические и не являющиеся таковыми. К первому типу, как можно узнать из любого справочника, демонстрирующего термины программирования для начинающих, принадлежат символьные совокупности, наборы правил, применяемые для фиксации некоторого описания. Такое строго однозначно. Как правило, алгоритм – элемент языковой системы.

Неалгоритмические – это разновидности, в которых текст представляет собой указание на последовательность реализации операций. Создаваемый код – стартовый материал. На его базе синтезируется алгоритмическое решение оговоренной условиями проблемы.

Формальный и исходный

Существуют формальные языки. Таким словосочетанием обозначают предназначенные для программирования речевые системы, в базу которых положено логическое исчисление. Фундаментом языка может выступать формальная грамматика. В любом случае речь идет о комплексе правил, регламентирующих построение кода. Заранее определяется алфавит, оговорены последовательности, доступные программисту. Все их разнообразие – это и есть язык как таковой.

термины программирования

Машинные типы и не только

Машинный язык в некоторых терминологиях именуют абсолютным. Таким термином обозначается система, разработанная для оформления программного кода в виде, доступном для понимания и исполнения конкретной вычислительной технике.

Машинно-независимый – языковой формат, предназначенный для работы программиста. Его отличительная особенность – структура. Она не имеет связей с определенным компьютером либо типом ЭВМ. Средства этой системы написания кода дают возможность исполнять программу на любом компьютере, имеющем систему ретрансляции, работающую с использованным автором языком.

Основные определения

Среди терминов и определений в программировании определенно внимания заслуживают переменные. Это понятие – одно из самых важных и базовых для всей отрасли знаний. Им обозначают контейнеры, предназначенные для хранения сведений. Эту информацию обозначают как значение переменной. Каждый объект располагает идентификатором, именем, позволяющим выделить его среди прочих подобного класса. Посредством имени можно оформить запрос к переменной, а значит, в любой момент времени получить значение, хранимое в этом информационном контейнере.

справочник термины программировании английском

Данные и что они собой представляют

Если данные упорядочены в некоторую последовательность, она называется массивом. Всякий такой объект – составной. Функция – блок кода, имеющий имя. Через наименование его можно вызвать для исполнения основной программы.

Классом называют описание некоторого объекта. Оно производится через перечисление свойств, сформированных функциями, переменными. Нередко переменные именуют свойствами, функции – методами. Формально класс является контейнером, в котором хранится информация о качествах конкретного объекта. Через конструктор программа может сформировать экземпляр класса. Его методы, свойства доступны через специальные части кода для основной программы.

Итак, чем занимается этот разработчик? Его основная область деятельности – автоматизация. Если обратиться к основным терминам программирования для начинающих, можно узнать, что автоматизацией называют использование некоторого обеспечения, средств техники, дабы освободить человека от ряда задач. Программные решения способны собирать информацию, трансформировать и хранить данные, выводить в удобном для восприятия виде. Можно рассматривать автоматизацию максимально широко. Такой вариант трактовки предполагает оценивать явление как применение техники, исключающей ручной труд. Меры автоматизации направлены на передачу максимума задач машинам, роботам с целью высвобождения обычного человека.

Термины: официальные и не очень

В справочниках обычно присутствует аббревиатура АИС. Этим сокращением обозначают такое программное решение, цель которого – оптимизировать рабочий управленческий процесс взаимодействия с некоторыми сведениями. АИС создаются для упрощения принятия решений по управлению некоторым объектом. Обычно система формируется в расчете на нескольких пользователей, которые имеют отличающиеся друг от друга права и задачи, разную сферу ответственности.

термин объединение язык программирования

Термины: какие еще?

Еще один важный термин – внедрение. Им называют процесс настаивания ПО с учетом конкретных пользовательских условий. Задача настраивающего персонала – обучить людей, которым предстоит пользоваться продуктом, обращению с ним.

Продолжая тему

ИТС или информационно-технологическое сопровождение – термин, которым программисты обозначают поддержку конечного пользователя. Ответственные за это лица консультируют клиентов, обучают их использовать разработку. В эту работу входят все методы, посредством которых пользователь может максимально эффективно пользоваться данным ему инструментом, разработанным программистом.

Работа: все серьезно

Еще один важный термин – объектно-ориентированное программирование. Этим словосочетанием обозначается методология, предполагающая представление продукта как набор некоторых объектов. ООП – система, в которой каждый объект, формирующий конечный код – это экземпляр, принадлежащий классу. Есть иерархическая система наследования качеств и особенностей.

Продукты ООП – это программные решения, предназначенные для конкретного пользователя и используемые им на свое благо. Большинство таких продуктов оснащено функцией создания отчета. Отчетом называют отражение актуальных сведений о текущих операциях. Задача программиста – задать такой макет вывода данных, который был бы понятен пользователю.

Отчеты могут формировать совсем небольшие программы, созданные программистами для маленьких предприятий, офисов или даже отделов госучреждений. В равной степени отчеты важны для крупных продуктов и проектов – например, операционных систем. Сокращенно такой результат работы программистов называется ОС. Аббревиатура, присутствующая в большинстве словарей, посвященных терминам, связанным с программированием, описывается как программное обеспечение, за счет которого могут работать технические средства конкретной машины. ОС – это связь между аппаратным аспектом и программами, загруженными в память. В настоящее время у пользователей чаще всего встречаются разные варианты ОС Windows. Вторая по распространенности система – Linux.

А кто есть суть?

Не стоит забывать об одном из базовых терминов программирования (веб и не только): программист. Действительно, нужно знать о словах, используемых внутри области, но и самые общие понятия также заслуживают внимания. Программистом принято называть профессионала, ответственного за рабочие процессы формирования кода. В его области деятельности – конфигурация решения и поддержка разработанного обеспечения.

Программист работает над программным продуктом. Термином обозначают программу, которая издана в официальном порядке. К ней прилагается пакет документации, включающий подтверждающую регистрацию анкету и подробное предназначенное для конечного клиента описание пользования.

Ключевым для любой программы является программный код. В терминах в программировании на английском он называется source code. Так называют символьный, словесный набор, подчиняющийся правилам избранного языка. Процесс работы на этом языке – это разработка ПО. Программист, занимающийся ею, создает некий компонент продукта (уже существующего или принципиально нового). Помимо непосредственно программирования разработка – это еще и тестовые мероприятия для определения функциональности и качества работы, формирование документационного сопровождения.

термины связанные с программированием

Об анализе

Ответственность за рабочий процесс возложена на системного аналитика. Это такой профессионал, который специализируется на системном анализе в конкретной строго ограниченной области, сфере. Он формулирует требования к информсистеме, над которой ведется работа. Задача аналитика – определить, какими качествами должно обладать прикладное ПО.

Есть много разных методов и подходов, используемых в работе, и для всех них разработаны термины программирования (web в том числе). В частности, важным подходом является спиральный аналитический метод, отражающий жизненный цикл ПО. Предполагает включение в работу системных аналитиков, а не только лишь программистов и специалистов по тестированию. Термином обозначается такой подход к формированию ПО и внедрению подготовленного решения, в рамках которого первичная функциональность продукта постепенно становится шире и шире посредством дополнительных решений.

Любопытные термины

Еще одно слово, известное не всякому начинающему в рассматриваемой сфере – АРИС. Такой аббревиатурой обозначают концепцию применительно к моделированию рабочих процессов продукта. Подход предполагает комбинирование практики, теории некоторого предприятия, коммуникационных технологий и программного обеспечения. Аббревиатура используется для обозначения программного решения, выпущенного под таким именем. Оно создано для реализации оговоренной концепции.

Любопытная область: линейное программирование

Термин разработали Данциг, Купманс. Считается, что первые посвященные этому вопросу работы принадлежат Канторовичу, издавшему свои труды в тридцатых годах того же века в Советском Союзе. Данциг и сам признавал Канторовича первым, поскольку именно этот ученый выявил возможность сформулировать многочисленные производственные задачи в выражениях математики. Достижения, сделанные учеными в этой области, позволили по-новому посмотреть на оптимизацию задач различных классов. Сегодня такие подходы применяются при подготовке профессионалов разных сфер.

язык программирования низкого уровня

О популярных языках: "Си"

Читайте также: